Участие канады в международной разрядке разоружении. Период «разрядки» во внешней политике ссср

  • Основные признаки древнерусского государства к концу х в.
  • Историческое значение образования государства у восточных славян
  • 1.3. Древняя русь х – начала XII вв. «русская правда» и развитие восточнославянского общества
  • Государственный строй и политическая жизнь древней руси в хi в.
  • Крещение руси
  • 1.4. Государственная раздробленность древней руси (XII– xiiIвв.) начало периода раздробленности и его общая характеристика.
  • Владимиро-суздальская земля
  • Новгородская земля
  • Галицко-волынская земля
  • Итоги и значение раздробления руси
  • 1.5. Борьба народов руси за независимость в XIII в. Монголо-татарское нашествие на русь
  • Оборона северо-западной руси
  • Отношения руси и золотой орды
  • Последствия нашествия
  • Тренировочные задания
  • 2. Становление и расцвет московской руси (XIV–xviIвв.)
  • 2.1. Объединение русских земель и образование московского государства (XIV– нач. XvIвв.) этапы образования российского государства
  • Возвышение москвы
  • Куликовская битва
  • Феодальная война
  • Великий князь московский и всея руси иван III
  • 2.2. Социально-политическое развитие россии вxvIв. Начало правления ивана IV
  • Политика избранной рады
  • Внешняя политика
  • Политика опричнины
  • 2.3. Смутное время началаxviIв. Правление бориса годунова
  • Первый период смуты. Лжедмитрий I
  • Второй период смуты. Движение под руководством и.И. Болотникова
  • Третий период смуты. Интервенция
  • Окончание смуты
  • 2.4. Социально-политическое развитие россии в xviIв. Эволюция государственного строя
  • Внешняя политика россии в XVII в.
  • Народные движения
  • Реформы русской православной церкви. Раскол
  • Тренировочные задания
  • 3. Россия нового времени (XVIII–xiXвв.)
  • 3.1. Эпоха петровских преобразований предпосылки реформ
  • Начало правления петра I
  • Экономическое развитие россии
  • Изменения в социальной сфере
  • Реформа системы государственного управления
  • Внешняя политика россии в первой четверти XVIII в.
  • Итоги преобразований петра I
  • 3.2. Эпоха дворцовых переворотов общая характеристика эпохи
  • Борьба за власть после смерти петра I
  • «Затейка верховников»
  • Правление анны иоанновны (1730 – 1740 гг.)
  • Правление елизаветы петровны (1741 – 1761 гг.)
  • Правление петра III
  • Итоги дворцовых переворотов
  • 3.3. «Просвещенный абсолютизм» екатериныii общая характеристика внутриполитического курса
  • Преобразования екатерины II
  • Итоги политики просвещенного абсолютизма
  • Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII в.: характер, итоги
  • Политика павла I
  • 3.4. Внутренняя и внешняя политика первой четверти XIX в. Реформы александра I
  • Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 – 1814 гг.): его место в истории россии
  • Официальная идеология и общественная мысль в россии в первой половине XIX века
  • 3.5. Внутренняя политика второй четверти XIX в. Усиление государственного аппарата и режима личной власти николая I
  • Социально-экономическая политика
  • Общественное движение второй четверти XIX в.
  • Внешняя политика 1825 – 1856 гг.
  • 3.6. Россия во второй половинеxiXв. Реформы 1860 – 1870-х гг. В россии, их последствия и значение
  • Россия в годы царствования александра III
  • Основные направления и результаты внешней политики россии во второй половине XIX века
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во второй половине XIX века
  • Тренировочные задания
  • 4. Новейшая история россии (XX– нач.XxIвв.)
  • 4.1. Россия в 1900 – 1917 гг. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале хх века
  • Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, значение
  • Реформы п.А. Столыпина
  • Внешняя политика россии 1900 – 1914 гг.
  • Участие россии в первой мировой войне, роль восточного фронта, последствия войны
  • Февральская и октябрьская революции 1917 года в россии (основные события, их характер и значение)
  • Становление советских органов власти
  • Гражданская война в россии (1918 – 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги
  • 4.2. Социально-экономическое развитие страны в 1920 – 1930-е гг. И формирование однопартийного политического режима новая экономическая политика: мероприятия, итоги, оценка сущности и значение
  • Административно-командная система в ссср в 1920 – 1930-е гг.
  • Образование ссср: причины и принципы создания союза
  • Проведение индустриализации в ссср: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги
  • Ссср в конце 30-х годов: внутреннее развитие
  • Внешняя политика ссср в 1920 – 1930-е гг.
  • 4.3. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны общая характеристика военных действий и первый период войны
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Внутрення политика в период великой отечественной войны
  • Экономическая ситуация в стране в период великой отечественной войны
  • Итоги войны
  • 4.4. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики) экономическое положение ссср после великой отечественной войны
  • Внешняя политика ссср в первое послевоенное десятилетие
  • Ужесточение политического режима после великой отечественной войны
  • 4.5. Политические и социально-экономические реформы в ссср в середине 50 – 60-х годов эпоха «оттепели»
  • Экономические реформы н.С. Хрущева
  • Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1960-е гг.
  • Внешняя политика ссср в 1950 – 1960-е гг.
  • 4.6. Общественно-политическое и экономическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов эпоха «застоя» и создание номенклатуры
  • Экономические реформы а.Н. Косыгина
  • Период «разрядки» во внешней политике ссср
  • 4.7. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы «новое политическое мышление» м.С. Горбачева
  • Этапы перестройки
  • Экономические реформы периода перестройки
  • Внешняя политика м.С. Горбачева
  • Распад ссср
  • 4.8. Становление новой российской государственности переход к рыночным реформам
  • Политическое развитие российской федерации
  • Национально-государственное развитие россии
  • Внешняя политика россии на современном этапе
  • Социальная сфера и культурная жизнь в россии 1990-х гг.
  • Тренировочные задания
  • Заключение
  • Итоговый тест
  • Экзаменационные вопросы
  • Решение тренировочных заданий
  • Ахметова Анна Валинуровна, Романюк Ольга Анатольевна отечественная история Учебное пособие
  • 681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.
  • Период «разрядки» во внешней политике ссср

    К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), образование стратегического паритета между СССР и США. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталисти­ческие страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимо­отношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко «увязли» в войне во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь пе­ред лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.

    В 70-е годы был подписан ряд соглашений, пони­зивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку:

      договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) – 1972 г.;

      соглашение об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-1) – 1972 г.;

      соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны – 1973 г.;

      договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия – 1974 г.

    Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее не­которые, наиболее опасные направления.

    Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписа­ны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г. – четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.

    Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было за­ключено соглашение о прекращении войны и восстанов­лении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фа­шистского режима в Португалии получили независи­мость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение дол­гих лет ведущие войну за независимость.

    В 1973 – 1975 гг. прошло Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников Совещания по безопасности Совета Европы (СБСЕ) стали называться движением СБСЕ.

    Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострились до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе.

    Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом». Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз «Солидарность» организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 – 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

    С середины 60-х гг. экономическое сотрудничество социалистических стран значительно укрепилось. Выросло число стран-членов СЭВ (присоединились ГДР, Монголия, Югославия, Куба, Вьетнам). Начали развиваться такие направления сотрудничества, как специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции и кооперация в рамкам СЭВ. За основу в осуществлении платежей были приняты мировые цены. В 1963 году были созданы Международный банк экономического сотрудничества и общий инвестиционный банк стран-членов СЭВ. Были созданы общий парк грузовых вагонов, организация «Интерметалл», Институт стандартизации и др.

    В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества», что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. Осуществлялось совместное строительство крупнейших объектов – был построен самый мощных в мире нефтепровод «Дружба», по которому советская нефть подавалась в страны СЭВ, было осуществлено объединение энергетических систем. С 1966 года началась координация народнохозяйственных планов. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.

    Разрядка международной напряженности между капиталистической и социалистической системами с самого начала не носила устойчивого характера, ибо в правящих кругах СССР и западных стран само партнерство рассматривалось, прежде всего, через призму реализации собственных геополитических и идеологических приоритетов. К концу 70-х годов в американском обществе стал забываться горький синдром поражения во Вьетнаме, поэтому все отчетливее проявлялась ностальгия по временам всесилия Америки, что усиливало жесткость позиции США на переговорах по вопросам разоружения и в решении экономических проблем. Сказывались и экономические факторы. К концу 70-х – началу 80-х годов страны Запада преодолели экономический кризис, внедрили ресурсосберегающие технологии, что ослабило их заинтересованность в торговле с СССР.

    В свою очередь, в СССР усиливается влияние идеологических структур. Вирус противоречий был заложен и в самом подходе к понятию «разрядка». Идеологи КПСС считали, что разрядка не только не должна означать сохранение социально-политического статуса, а наоборот – способствовать революционным изменениям, расширению сферы влияния социализма. Советский Союз оказывал финансовую помощь 98 партиям и движениям всех континентов.

    Начало резкому обострению международной обста­новки поло­жило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему.

    Одновременно страны Варшавского Договора приняли решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы и оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В от­вет западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз, в свою оче­редь, разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.

    В условиях усиления противостояния двух социально-экономических систем – капиталистической и социалистической – Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающая нанесение первого обезору­живающего удара по пусковым установкам ракет и цент­рам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию сис­темы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток.

    В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот Олимпиаде в Москве.

    В 1984 году СССР разместил на территории ЧССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.

    Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам «третьего мира». СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.

    К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

    Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.

    Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.

    Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.

    Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.

    3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.

    Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

    Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ

    ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

    Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

    Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

    Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

    На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

    На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

    1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

    Декларация включает следующие принципы:

    1. Уважение суверенитета.

    2. Неприменение силы или угрозы силой.

    3. Нерушимость границ.

    4. Территориальная целостность государств.

    5. Мирное урегулирование споров.

    6. Невмешательства во внутренние дела.

    7. Уважение прав человека и основных свобод.

    8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

    9. Сотрудничество между государствами.

    10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

    Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

    Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

    Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

    В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

    В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

    В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

    В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

    53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

    После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

    Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

    Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

    Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

    В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

    Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

    Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

    Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

    54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.

    Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.

    В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.

    В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.

    По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.


    Похожая информация.


    Разрядка международной напряженности

    Но уже появление атомного оружия почти исключило опасность крупномасштабной войны. А сразу после смерти Сталина опасность вторжения стала быстро уменьшаться. До 1960-х еще продолжались какие-то международные провокации: взрывы в штаб-квартирах белогвардейских организаций, угрожающая риторика, попытки поддерживать «свои»»… Но масштаб уже был совсем не тот.

    Последний крупномасштабный эпизод, заставивший Запад содрогнуться, был Карибский кризис… В октябре 1962 года СССР разместил на Кубе. Поэтому на Кубе его называют «Октябрьский кризис» (Crisis de Octubre), а в США – «Кубинский ракетный кризис» (Cuban missile crisis).

    14 октября 1962 года, когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские расредней дальности Р-12 и Р-14. Президент США Джон Кеннеди создал специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Америка начала «карантин» (блокаду) Кубы.

    СССР сначала отрицал, что на Кубе есть эти ракеты… потом доказывал, что это он от США так защищается. А над миром нависла реальная угроза атомной войны. Тем более реальная, что Кеннеди уже был готов начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску. Стало понятно, что бомбардировка приведет к одному: ракеты запустят на Америку.

    Тогда Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли. Взамен: гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро.

    Правительство Хрущева согласилось. 28 октября 1962 года начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

    38 дней мир балансировал на грани войны, и это стало переломным моментом всей «холодной войны». И после этого Хрущев колотил ботинком по трибуне ООН, орал, что покажет Западу «кузькину мать» и что весь вопрос в том, кто кого быстрее закопает: СССР или Запад.

    Но худшее было позади, началась разрядка международной напряженности.

    Сам термин появился в начале 70-х годов 20 века. Это калька с французского detente (разрядка). Суть же разрядки в том, что после Карибского кризиса обе стороны окончательно поняли: уничтожить врага и остаться невредимыми не удастся. Доктрина гарантированного взаимного уничтожения (Mutual Assured Destruction) звучала так: «невозможно уничтожить стратегического врага без того, чтобы он нанес удар, последствия которого будут для нас неприемлемыми».

    СССР догнал США в мощи ядерных сил.

    Война во Вьетнаме потребовала колоссальных затрат, вызвала к жизни политическую оппозицию, поляризовала общество.

    В ФРГ пришел к власти социал-демократ Вили Брандт, который суетливо «каялся» за все преступления немцев, совершенные и несовершенные. Он же начал «новую восточную политику». Московский договор между СССР и ФРГ (1970 г.) зафиксировал нерушимость послевоенных границ, и отказ от территориальных претензий ФРГ на Восточную Пруссию и германские земли, отошедшие Литве, Польше и Чехословакии.

    Отмена отсрочки призыва студентов в армию США вызвала массовые студенческие выступления. В 1970 году в Кентском университете полиция расстреляла студенческую демонстрацию. 4 человека, в их числе 2 девушки, были убиты.

    Все эти факты свидетельствовали: гонку вооружений и конфронтацию лучше свернуть.

    Для СССР Карибский кризис показал, что начать наступление на США через территорию «друга Фиделя» не удастся.

    Реализация американской программы «Аполлон» привела к высадке американцев на Луне в 1969 году. Значит, и через космос не удается.

    А тут еще разрыв с Китаем: взрыв агрессивной демагогии Мао, «культурная революция», обзывательство «ревизионистами», территориальные претензии на Дальний Восток и Сибирь. В 1972 году дело дошло до пограничного конфликта на острове Даманский, на Амуре. Лишившись такого важного стратегического союзника, СССР загрустил.

    Как следствие всех этих изменений 17 ноября 1969 года начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений в Хельсинки.

    До 1979 года потоком шли соглашения между СССР и США, устанавливавшие все более тесные отношения между этими странами, практически исключавшие начало военных действий.

    18 июня 1979 г. в Вене Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II).

    До смерти Сталина и во время Карибского кризиса пугать союзников советской угрозой было легко и просто. В период разрядки международной напряженности – куда труднее. Не случайно же именно в это время Европа начала вести себя намного более независимо.

    Из книги Криминальная психология автора Познышев Сергей Викторович

    Профессор Международной Академии Наук в Тулузе Криминальная Психология Преступные типы Предисловие ВВЕДЕНИЕ. Криминально-психологическое изучение преступника, его задачи, необходимость и значение.Преступление всегда имеет два корня: один лежит в личности

    Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

    «ВНУТРЕННИЙ СМЕХ» ГЛУБИННАЯ РАЗРЯДКА ПРОГРАММ СМЕХ ТОНКИМИ ОБОЛОЧКАМИ Уникальность технологии «Внутреннего смеха» заключается в её доступности, высокой эффективности, а главное - естественности, хотя по поводу последнего наши ментальные программы ещё могут выражать

    Из книги Масса и власть автора Канетти Элиас

    Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан Боб

    2. Полная разрядка Первая сила плато, или Когда вы видите помидор, то говорите себе: «Это будет вкус помидора». Но что если его вкус напомнит… малину?«Я вообще не понимаю, что здесь происходит. Я в шоке, я зла и даже не знаю, что сказать».Дженнифер Лопез была невероятно

    Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

    Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка И.Ю. Хамитова клинический психолог, индивидуальный и семейный психотерапевт, работающий в системной модели, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Международной ассоциации

    Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

    ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

    Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

    ПРИМЕР № 60 (продолжение). НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ Если посмотреть на невротическую симптоматику как на проявление напряженности, вызывающее ту же напряженность, как на страдание по поводу собственного страдания,

    Из книги Макиавелли для женщин. Искусство управления мужчинами для Принцессы автора Рубин Гарриет

    О НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСГИ ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ - МОТИВАЦИОННОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ОБ УСЛОВИЯХ, ЭТОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СПОСОБСТВУЮЩИХ Природная потребность в активности и движении при жизни может развиваться, приводя к формированию большего или

    Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

    НЕВКЛЮЧЕННОСГЬ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ В СИСТЕМУ ЛИЧНОСТНЫХ ЗНАЧИМОСТЕЙ Речь может идти и о невключении потребности в напряженности в систему личностных значимостей, о неосознании потребности в ней (что очень часто бывает).Незнание о напряженности как об объекте

    Из книги автора

    ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ Недостаточная сформированность потребности в напряженности проявляется всегда в конкретных обстоятельствах. Недостаточная в одних, она может быть чрезвычайно развита в других.ПРИМЕР № 65.

    Из книги автора

    ПРИМЕРЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСГИ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ КАК СИГНАЛЕ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДРУГИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1. Неадекватная обстоятельствам импульсивность, когда едва возникшая неудовлетворенность требует сиюминутной реализации.ПРИМЕР № 66.

    Из книги автора

    2.2. Психологические механизмы самопроизвольного нарастания напряженности Ловушки восприятия Всякий человек «реагирует только на свой опыт, но его опыт – это совсем не то, что может обнаружить объективный сторонний наблюдатель, – это только то, что сам индивид там

    Из книги автора

    X. Четыре вида стратегической напряженности Помните, конфронтация – это еще одна форма отношений. Это один из немногих видов отношений, где власть не скрыта. Вступая в конфронтацию, в которой вы стремитесь выиграть, найдите верный тон. Напряженность стратегического типа

    Из книги автора

    Динамика свободных черт: адаптация, притворство и разрядка Я думаю, что длительное проявление нехарактерных свободных черт может иметь психологические и физиологические последствия. Это предположение подтверждено рядом научных исследований.Ситуации

    При президенте США Р. Никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря Г. Киссинджера, кото-рого и считают главным архитектором политики разрядки.

    На сло-вах Никсон и Киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. Киссинджер считал, что военного превосходства над СССР добиться уже невоз-можно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. Следовало стремиться к разум-ной достаточности в области вооружений.

    В 1971 г. СССР обошёл по числу стратегических ракет США. Америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после Советского Союза и Франции — современных производителей, соревновав-шихся в продаже смерти в мегатоннах.

    СССР

    Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев являлся сторон-ником соглашения с США, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. Это было важно для СССР, поскольку перед стра-ной стояла грандиозная задача повышения уровня благосостояния советского народа. Конфликт с Китаем стал для советского руко-водства ещё одной веской причиной для сближения с Западом.

    10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.

    В 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, по которым признавалась неру-шимость послевоенных границ в Европе и суверенитет ГДР. Кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, по которому он не являлся частью ФРГ и имел собственное управление.

    Это был период улучшения советско-американских отношений. Так, в мае 1972 г. впервые в истории состоялся визит президента Никсона в Москву, а затем ответный визит Л. И. Брежнева в США. В 1972-1974 гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штата-ми было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. Все эти события соз-дали условия для общеевропейского диалога о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне — ОБСЕ ).

    Хельсинкские соглашения

    1 августа 1975 г. в Хельсинки главами 33 европейских государств , а также США и Канады был подписан Заключительный акт, в котором подтвержда-лась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Для наблю-дения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного созна-ния в Восточной Европе. Страны договорились о проведении регу-лярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.

    В период разрядки международной напряжённости продолжа-лась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира ». По-прежнему крайне сложной остава-лась обстановка на Ближнем Востоке. На рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. Поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между США и СССР, которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». Материал с сайта

    СССР

    Активная под-держка так называемых социалистических режимов в Анголе, Мо-замбике, Эфиопии, Никарагуа рассматривалась советским руко-водством как углубление «мирового революционного процесса». В Соединённых Штатах эти события воспринимались как пораже-ние демократии , как следствие разрядки, которой воспользовался СССР для распространения своего влияния. Взятый советским пра-вительством курс на форсированное развитие военной промыш-ленности, размещение в странах Организации Варшавского догово-ра новых ракет негативно отразился на разрядке. Поворот к кон-фронтации был вызван и внешнеполитическими акциями СССР: ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, введение в 1981 г. военного положения в Польше.

    США

    Свою долю вины за провал разрядки несут и США. В январе 1980 г. была выдвинута доктрина Картера, согласно которой рай-он Персидского залива объявлялся зоной американских интересов. Это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. В противовес советским ракетам на территории Великобритании, ФРГ, Италии были размещены аме-риканские ракеты. Приход в Белый дом Р. Рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении СССР и крупномасштабной програм-мой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. Начал-ся новый период конфронтации.

    К исходу 60-х годов обозначились новые сдвиги в положении СССР на международной арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира. СССР стал воистину великой державой, США вынуждены были это признать. Процесс разрядки с обеих сторон в 70-е годы носил взаимовыгодный характер. Стратегия ядерного устрашения перестала работать. Мир продолжал оставаться двухполюсной конструкцией, oпpeдeлявшeйcя противостоянием ракет СССР и США, которые при этом заявляли о неприменении первыми ядерных ударов. Полоса разрядки международной напряженности, охватившая почти все 70-е годы, была самой глубокой, продуктивной и длительной.

    Программой мира называют комплекс предложений советского руководства, который оно выдвинуло в 1971-1981 годах. Основные положения ее касались следующего круга задач СССР на международной арене: 1) запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия; 2) ядерное разоружение всех государств, обладающих этим видом оружия; 3) прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия; 4) обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты; 5) обеспечение свободы и независимости народов мира; 6) углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

    Конечно, декларации не всегда соответствовали реальным действиям обеих сторон. В оборонной сфере продолжали иметь место секретные акции, противоречившие публичным декларациям. Классическим примером являлась проблема химического оружия. И советским, и американским дипломатам и военным специалистам приходилось уклоняться от ответа на вопрос, имеют ли стороны химическое оружие. Уязвимым местом советских мирных инициатив было отстаивание принципа самоконтроля за вооружением, который не пользовался широкой международной поддержкой. Западные партнеры выдвигали требование обязательных международных инспекций, с чем СССР ни за что не соглашался. Стратегический паритет стал рассматриваться не по принципу оборонной достаточности, а по формуле: «припрятать баллистических ракет чуть-чуть про запас».

    Огромную лепту в процесс разрядки внесли советские дипломаты. С конца 50-х годов Министерство иностранных дел возглавлял А.А. Громыко, профессиональный дипломат, человек широкого кругозора, последовательный защитник советских идеологических и стратегических приоритетов. Его роль в углублении процесса разрядки являлась определяющей. Функция представлять страну на международной арене перешла к Генеральному Секретарю. Советская пресса закрепила в 70-е годы за Л.И. Брежневым громкое звание «архитектора перестройки».

    Первыми шагами на пути разрядки было подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия . В 1971 г. те же стороны подписали Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах. Вскоре оба договора были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

    12 августа 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, согласно которому стороны обязались разрешать все свои споры исключительно мирным путем и признали нерушимость европейских послевоенных границ. Вскоре канцлер ФРГ Вилли Брандт от имени своей страны заключил аналогичные договоры с Чехословакией, Польшей и ГДР. Затем последовало четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) об урегулировании статуса Западного Берлина. Эта серия договоров закрепила послевоенный раздел Европы на две части. Она носила компромиссный характер. Аналитики Запада были убеждены, что неустойчивость восточноевропейских просоветских режимов уже в скором времени оттолкнет их от СССР без вооруженного вмешательства.

    В ходе визитов президента США Р. Никсона в Москву в 1972 и 1974 гг. и Л.И. Брежнева в Вашингтон в 1973 г. были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО ) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 ). Согласно договору по ПРО системой противоракетной обороны защищались Москва и американская база межконтинентальных баллистических ракет Гранд Фос в штате Северная Дакота, обе точки в радиусе 150 км (от МКАД в Москве и от места расположения шахтных установок в Дакоте). Договор ОСВ-1 предусматривал ограничение числа современных подлодок с МБР и обязательство не начинать строительство в течение 5 лет новых стационарных установок МБР.

    В 1972 г. были подписаны Основы взаимоотношений между СССР и США . В них указывалось, что различие идеологий и социальных систем не является препятствием для развития нормальных отношений. В том же году представители СССР подписали в Москве, Вашингтоне и Лондоне Конвенцию о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического ) и токсинного оружия и об их уничтожении .

    Последний рубеж советско-американской разрядки был связан с подписанием 18 июня 1979 г. в Вене Л.И. Брежневым и президентом США Дж. Картером Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2 ). Он шел дальше первого договора и устанавливал равные предельные уровни средств доставки ядерного оружия для обеих сторон. Также предусматривал сокращение существующих ядерных вооружений, налагал существенные ограничения на модернизацию стратегических наступательных систем и создание новых систем.

    Пиком процесса разрядки стало Международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работавшее в Хельсинки в составе делегаций 33 стран Европы, США и Канады. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан его главный документ - Заключительный акт Совещания .

    Его важнейшей составляющей стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами . Она провозглашала: суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость границ, территориальную целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религий и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, принцип сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Советское руководство подписало хельсинские документы, правда, не могло обеспечить выполнения некоторых его положений, особенно в отношении инакомыслящих. Идеологические приоритеты соблюдались тогда неукоснительно.

    Хельсинкская нормализация подтолкнула развитие торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими странами. СССР заключил целый комплекс соглашений о торговых, культурных и научных контактах. Правда, из состояния «сырьевого придатка» Запада наша страна так и не вышла: 80% нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье и лес.

    Политическое сотрудничество стран социалистического содружества развивалось по линии двух- и многосторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, глав правительств. Поездки Л.И. Брежнева в соцстраны со второй половины 70-х годов выливались в словесные демонстрации дружбы и носили парадный характер. Это не мешало советскому руководителю проявлять жесткость в экстремальных случаях.

    Начавшийся весной 1968 г. процесс политического обновления в Чехословакии был встречен советским руководством с осторожностью, но вскоре заявления чехословацких товарищей о строительстве «социализма с человеческим лицом» были расценены как проявление ревизионизма. 21 августа 1968 г. части Советской армии вместе с армиями Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии перешли границу ЧССР.

    Болевой точкой социалистического мира продолжали оставаться советско-китайские отношения, разрыв их на всех уровнях усугублялся пропагандистскими обвинениями друг друга и открытыми вооруженными столкновениями на границе в 1969 г. Это заставляло СССР концентрировать на Дальнем Востоке большой воинский контингент. Создание же укреплений на советско-китайской границе обошлись в 200 млрд рублей. Значительные силы и средства оттягивала у советской стороны военно-техническая и материальная помощь Демократической Республике Вьетнам, особенно в 1965-1973 годах, во время кровопролитной войны ее с США.

    Не успела разрядка набрать нужные обороты, как мир уже в конце 70-х годов был отброшен в новую полосу международной «мерзлоты». Утверждения о том, что СССР - виновник этого похолодания, безосновательны. 27 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г. советское руководство начало войну в Афганистане. В ответ США не ратифицировали ОСВ-2. Вскоре там к власти пришли республиканцы во главе с Р. Рейганом.

    С начала 80-х годов США развернули программу СОИ, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и саму возможность ядерной войны против «империи зла» - так американские политики называли СССР. Советский ответ на вызов формулировался так: «ракета на ракету», «танк на танк», поскольку по численности армии и размерам танковой армады СССР намного превосходил США.

    Другая советская инициатива была связана с размещением ракет среднего радиуса действия в Европе и прекращением переговоров по ним. Это обеспечило советское военное преимущество на европейском направлении, одновременно сказалось на падении международного авторитета СССР. СССР и США выступали партнерами в осуществлении курса на вооруженное вмешательство в зонах своего влияния. В 1982 г. интересы двух мировых держав вновь столкнулись на Ближнем Востоке, в Ливане. В 1983 г. США развернули широкомасштабную аннексию против Никарагуа, Панамы и Гренады. СССР участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене.

    Итак, годы, традиционно называемые в советской истории застойными, отличались весьма противоречивыми явлениями и процессами. С одной стороны, была достигнута максимальная управляемость обществом, упор на социальную политику заставлял власть считаться с интересами трудящихся масс, которые впервые за советскую историю начали жить более или менее сносно. Экономика страны отнюдь не находилась в состоянии кризиса, и хотя она не могла обеспечить изобилия и разнообразия товарами, как западная, но оказывалась при этом в состоянии решать сложнейшие проблемы комплексного многоотраслевого и широкого регионального развития. В эти годы ценой больших перенапряжений был создан военно-стратегический паритет, и с СССР стали считаться на международной арене как с реальной силой.

    С другой стороны, слои общества начала разделять глубокая пропасть. Она межевала их по линии принадлежности к власти. Управленческая элита все более самозамыкалась. Добившись конституционного оформления исключительности своей власти, она получила широкие возможности действовать почти бесконтрольно. Отделившись от общества, верхушка обречена была вести свою деятельность под покровом тайны и превращать в тайну даже самые обыденные вещи, дабы они обрели в глазах общества особую значимость. Налет парадности и выспренности характеризовал официальную идеологию. Престиж власти в глазах рядовых людей неукоснительно и необратимо падал, а вместе с ним советское общество подошло к пределу использования традиционных для себя стимулов развития - опоры на массовый энтузиазм и веру в руководителей. Нарастание олигархических элементов в системе верховной власти не встретило серьезного сопротивления со стороны народа в силу превращения общества в «песчаноподобное». Для него были характерны процессы деклассирования и размывания наций, что даже отразила Конституция 1977 г. в понятии «советский народ». Привычка широких масс безоглядно доверять руководителям наслаивалась на конформизм советской интеллигенции. Отдельные же вспышки инакомыслия не могли в такой среде обрести организованных форм и легко подавлялись органами безопасности.