Урок Добра, посвящённый Международному Дню инвалидов. Классный час в начальной школе "Урок доброты", посвящённый дню инвалидов

Урок Добра, посвящённый Международному Дню инвалидов

Цель: сформировать позитивное отношение к людям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

    Сформировать представление об "особом ребенке".

    Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Сформировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Ученики: Нет, не всегда .

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

Ученики: Семь.

Учитель: Кто помнит волшебные слова?

Ученики: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели.

Учитель: Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей?

Ученики: Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид.

Учитель: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Учитель: Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. Кто же это такие - инвалиды?

Ученики: Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Учитель: В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

Учитель: А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Я предлагаю Вам обсудить причины, которые могут привести человека к инвалидности.

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей )

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей )

Учитель - Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

Учитель: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

Учитель: А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Учитель: Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей. Иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

Учитель: Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

1. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Учитель: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2.Приглашаются 2 человека.С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3.Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия .

Учитель: Дети, что вы испытывали, при выполнении этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

Учитель: Как вы думаете, могут ли слепые люди работать? Далее ответы детей .

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Учитель: Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? Далее ответы детей .

Учитель: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программеЭмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

Учитель: А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза

Учитель: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

Учитель: Дети, кто из Вас в процессе выполнения упражнения почувствовал доброе отношение к себе? Расскажите о своих чувствах. Далее ответы детей .

Учитель: Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель: Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

Учитель: Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Приглашаются ещё 4 человека.

Учитель: Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия . Подведение итогов классного часа.

Учитель: Что испытывали в процессе выполнения упражнения? Что вам хотелось сделать?

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Давайте подытожим, что вы ощущали в процессе классного часа? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Как вы думаете, как мы должны помогать инвалидам и людям с ОВЗ?

Ученики: Сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

Учитель: Что нужно вам делать, чтобы поддерживать, сохранять свое здоровье?

Учитель: Я надеюсь, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает отношение людей к нам».

Ученики: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Учитель: Кто из вас согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?

Учитель: Доброта – вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант (на доске записано: я хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Урок добра, посвященный Международному Дню
инвалидов
Цель: Знакомство детей с Международным Днем инвалидов.
Задачи:
­ создать комфортную, доброжелательную обстановку;
­ развивать психо­физические способности детей, эмоциональную сферу;
­ формировать эстетическую культуру;
­ воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к
инвалидам.
Ход мероприятия
Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем
встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых
людей. И сегодня я вам тоже пожелаю доброго дня и отличного настроения!
­ Давайте поздороваемся ладошками друг с другом, обязательно глядя в глаза и
улыбаясь другому человеку. Встаньте в круг парами, лицом друг к другу,
поздороваемся в парах, поменяйтесь, сделав шаг влево.
Ведущий
­ У кого­то сегодня плохое настроение, кто­то встал не с той ноги. Но все же, давайте,
попытаемся все плохое оставить за дверью.
Звучит песня « Мы просто другие» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)
Мы прослушали песню, которая посвящена всем людям, которые не хуже и не лучше,
чем мы с вами. Эти люди просто другие. Может быть они умеют делать не все как мы с
вами, а многого просто совсем не могут сделать. Но и мы с вами не идеальны. Разница
просто в том, что мы, если постараемся, приложим усилие, проявим желание сможем
это сделать, а они нет. Им нужна помощь посторонних людей.
Сегодня мы отмечаем день инвалида.

2 Чтец
День инвалидов - необычный день.
Торжественный, но с отблеском печали.
Нет­нет и набежит на лица тень.
Такое мы не раз все замечали.
Но ведь у вас такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
И вы достойны тех же прав, что есть у всех на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.
И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.
3 Чтец
В их глазах не всегда отражается небо,
Их слова не всегда, точно стилус, остры,
Но у каждого сила духовная скрыта,
Каждый хочет опоры, надежды, любви.
И они покоряют вершины и дали,
Где обычный теряется вмиг человек,
Их упорство достойно, их нервы – из стали.
Преклоняю колени пред ними навек.
Вы такие же люди, как каждый на свете,
Пусть же будут добры к вам всегда небеса,
Начинание каждое ­ счастьем согрето,
Оглашают ваш дом пусть друзей голоса.
5 Чтец
Когда от слез болит душа,
Не говори напрасно,
Что жизнь не стоит не гроша,
Она всегда прекрасна.
Порой седые облака
Надолго солнце скроют.

И жизнь бывает нелегка
Под черной полосою.
Но надо верить, надо ждать.
Рассеет ветер тучи,
и сквозь туман сверкнет опять
Надежды яркий лучик.
Он над тобой и надо мной,
Сияет в небе ясном.
И жизнь под этою звездой,
Воистину прекрасна.
Ведущий




Международный день поддержки инвалидов. Традиционно его принято праздновать 3
декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в
этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их
достоинства, прав и благополучия. Проведение 3 декабря Международного дня
инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их
достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на
преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической,
социальной, экономической и культурной жизни.
Цели, ради которых этот день был провозглашен, - полное и равное соблюдение прав
человека и участие инвалидов в жизни общества.
Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете
слово инвалид? (звучат ответы детей)
В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую
читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность ­
стойкое нарушение

(снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или
травмы.А как понимаете словосочетание
«Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями).
В этот день мы хотим пожелать людям с ограниченными возможностями, чтоб они не
падали духом, ставили перед собой определённую цель и добивались её, пусть это даже
будет самое элементарное дело, но это уже будет их достижение, их успех! Мы желаем
удачи, уважения и помощи со стороны окружающих людей.
Что такое инвалидность? (Ответы детей)
Инвалидность ­ состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в
деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими
отклонениями. И конечно в мире живут миллионы людей с ограниченными
возможностями. Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают
свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Это настоящие герои, которые
совершают подвиг каждый день своей жизни.
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим
здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной
болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из­за невнимательного
отношения к самому себе и близким.
(на доске плакат «Травмы в школе и дома»)
Посмотрите на этот плакат. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно
баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут
привести к различным травмам.
Ведущий
Послушайте притчу.
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении,
напевая какую­то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как
он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в
машину ударился камень.
Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за
шиворот, начал его трясти с криком:
- Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит
эта машина?!

Простите меня, мистер, - ответил мальчик. - У меня не было намерения
причинить вред вам и вашей машине.
Дело в том, что мой брат - инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять
его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна
машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень,
иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить
подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на
новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на
предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз
напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
Ведущий
Почему же сегодня стремление делать добро считается чудом в нашем обществе?
Почему на улице не каждый подойдет к человеку, которому требуется помощь?
Как много вопросов, а ответа пока нет.
Почему многие из нас не знают слова сострадание?
1 Чтец
Как мало надобно для счастья ­
Чтобы ребёнок был здоров!
Как много нужно соучастья,
Чтоб счастлив стал, кто занемог...
А мы проходим мимо боли,
И, опуская в пол глаза,
Тихонько скажем: "Бог поможет..."
А разве Бог ­ это не Я?
Побудьте Богом хоть минутку!
Услышьте тех, кто молит Вас!
Без благодарности и шума
Побудьте Ангелом сейчас.
Продлите детство, но с улыбкой,
И подарите шанс на жизнь ­
Она бывает очень зыбкой,
Когда нет веры в то, что жив...
Как мало надобно для счастья...
Ведущий
Что, значит, быть милосердным и добрым?
Какими качествами должен обладать хороший человек?
Что является основой человеческого счастья?

Доброта ­ особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не
каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем­то для людей. А без
этого не может быть ни доброты, ни милосердия. Добрый человек притягивает к себе,
как магнит, он не жалеет тепла своей души для окружающих. А ведь согласитесь,
каждому из нас нужно хотя бы немного любви и тепла.
2 Чтец
Не секрет, что болеют детишки,
И диагноз у каждого свой,
Что они верят в чудо из книжки
Той, что мама читает порой.
Они верят и ждут с нетерпеньем,
Что волшебник однажды придёт
И коробочку ко дню рожденья
Со здоровьем с собой принесёт.
Верят в то, что добро побеждает,
И от зла может дружба спасти,
То, что слабому трусость мешает,
Что счастливый конец впереди!
После грома всегда светит солнце
И по радуге можно пройтись
В ту страну чудес за горизонтом,
Где б мечты в одночасье сбылись.
Они верят, вы слышите, ВЕРЯТ!
Тихо плачут, но всё­таки ждут,
Что коробочку с чудом подарят,
Потому что ведь сказки не врут!
Ведущий
И многие из этих детей, не стали ждать волшебника, который придет и вылечит его. А
просто стали жить на все 100% и стараться достичь всего, чего могут достигать
здоровые люди
Вот только несколько примеров, когда люди имеющие ограниченные возможности
добивались многого. И остается только удивляться их силе духа, терпению, их умению
добиваться поставленной цели.
Один из таких примеров великий изобретатель Тома Эдисон.

До 12 лет он не умел читать, И в детстве его считали отсталым в развитии. Но именно
этот человек стал известным во всем мире своими открытиями. Вот некоторые из них­
электрическая лампочка, телеграф, батареи, телефон, цемент и многое другое.
Всем известны произведения Людвига Бетховена. В свое время он был популярным
музыкантом. Но глухота, которая у него была треть его жизни не помешала стать
автором великих музыкальных произведений.
Нельзя не вспомнить великого советского и российского артиста театра и кино Зиновия
Гердта.
Чьим голосом говорит капитан Врунгель в любимом детском мультфильме.

Во время Великой Отечественной войны он был тяжело ранен в ногу осколком
танкового снаряда. После операций ногу врачи должны были укоротить на 8 см. Артист
стал сильно прихрамывать. Но сила духа и воли помогли ему стать настоящим великим
артистом.
И этот список очень большой.
Подводя итоги сегодняшней встречи, мы участники этого мероприятия очень хотели
бы, чтобы вы стали добрее, внимательнее, отзывчивее.
Ребята, вспомните, как мы приветствовали друг друга в начале встречи (здоровались
ладошками и дарили улыбки).
­ Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на
плакат. (Самостоятельная работа детей. Звучит песня «Улыбайся»)
­ Вот видите, как нас много!!! Вы сегодня познакомились с новыми друзьями. Улыбка –
это приобретение нового друга. Каждая ладошка излучает радость и доброту.
Мы надеемся, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить,
что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И
как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие
люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
4 Чтец
Говорил всем известный кумир:
Красота..."Красота спасёт мир!"

Только спорю я с ним вновь и вновь ­
Мир спасут доброта и любовь!
Кто с добром и любовью живёт,
Тот в ответ тоже самое жнёт.
Потому утверждаю я вновь:
Мир спасут доброта и любовь!
Звучит песня «Любовь и доброта» в исполнении ансамбля Непоседы.

2 декабря с учащимися 6-7 классов Байкаловской средней школы был проведён час общения «Мы разные, но права у нас равны» ,посвящённый Международному дню инвалида.

В начале урока прозвучали слова:

Инвалидность – это как война,

Та, что не видна и не слышна.

Здесь взрывов нет, и не свистит шрапнель,

Но равнодушие свою находит цель.

Я инвалид, но я на том стою,

Что нам порой не легче, чем в бою (В.Кондратьев)

Ребята узнали о том, что Международный день инвалида был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году по предложению России. И ежегодно 3 декабря мы отмечаем этот день различными акциями, благотворительными мероприятиями, конкурсами, часами мужества. Разделившись на группы, ребята выполняли задания: нарисовать рисунок без помощи рук; с завязанными глазами пройти по прямой, не сбив кегли; на плакаты с заголовками «Врождённая инвалидность» и «Приобретённая инвалидность» выбрать определённые слова и наклеить их на плакат. Далее учащиеся посмотрели видеоролик о спортсменах — паралимпийцах, Олимпийских чемпионах.

«Кто они – люди с ограниченными возможностями здоровья?»

«Что такое безбарьерная среда?» на эти и другие вопросы ребята получили ответы в ходе урока.

Библиотекарь Елена Петровна Зевакина провела обзор литературы у выставки «Доброта сближает сердца» , из книг учащиеся узнали о здоровье, здоровом питании, здоровом образе жизни. Представлены книги из фонда Байкаловской сельской библиотеки по физкультуре и спорту: «Твой друг – кожаный мяч», «Детям о хоккее», «Конькобежный спорт», «О лыжах и о себе» и многие другие.

Наш час общения вылился в урок доброты. Мы вспомнили о детях – инвалидах, живущих в нашем селе, назвали их имена. Ведь это так просто — дарить частичку своего тепла рядом живущему человеку!

После таких мероприятий дети становятся отзывчивее, добрее, серьёзнее.

Е. П. Зевакина, библиотекарь Байкаловского филиала

Урок доброты

2 декабря с учащимися 6-7 классов Байкаловской средней школы был проведён час общения «Мы разные, но права у нас равны»,посвящённый Международному дню инвалида. В начале урока прозвучали слова: Инвалидность – это как война, Та, что не видна и не слышна. Здесь взрывов нет, и не свистит шрапнель, Но равнодушие свою находит цель. Я инвалид, но я на том стою, Что нам порой не легче, чем в бою (В.Кондратьев) Ребята узнали о том, что Международный день инвалида был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году по предложению России. И ежегодно 3 декабря мы отмечаем этот день различными акциями, благотворительными мероприятиями, конкурсами,…

23.12 2016 В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОВЕДЕН урок Добра, посвящённый Международному Дню инвалидов.

Цель:

  • Сформировать представление об «особом ребенке».
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  • Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

— Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) — особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят «особые дети».

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы)

— Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

— И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас — жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

— А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ О ЛЮДЯХ,

КОТОРЫЕ НЕСМОТРЯ НА СВОИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДОСТИГЛИ УСПЕХОВ В ЖИЗНИ И СПОРТЕ,

О ЛЮДЯХ, ПОСТРАДАВШИХ ВО ВРЕМЯ ВОЙН (ПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЗЕЯ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН)

Итог классного часа.

— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Рефлексия занятия.

— Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. (на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или чтобы сообщить нам.

Урок Добра, посвящённый Международному Дню инвалидов

Цель: сформировать позитивное отношение к людям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

    Сформировать представление об "особом ребенке".

    Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Сформировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Ученики: Нет, не всегда .

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

Ученики: Семь.

Учитель: Кто помнит волшебные слова?

Ученики: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели.

Учитель: Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей?

Ученики: Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид.

Учитель: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Учитель: Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. Кто же это такие - инвалиды?

Ученики: Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Учитель: В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

Учитель: А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Я предлагаю Вам обсудить причины, которые могут привести человека к инвалидности.

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей )

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей )

Учитель - Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

Учитель: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

Учитель: А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Учитель: Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей. Иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

Учитель: Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

1. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Учитель: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2.Приглашаются 2 человека.С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3.Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия .

Учитель: Дети, что вы испытывали, при выполнении этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

Учитель: Как вы думаете, могут ли слепые люди работать? Далее ответы детей .

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Учитель: Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? Далее ответы детей .

Учитель: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программеЭмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

Учитель: А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза

Учитель: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

Учитель: Дети, кто из Вас в процессе выполнения упражнения почувствовал доброе отношение к себе? Расскажите о своих чувствах. Далее ответы детей .

Учитель: Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель: Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

Учитель: Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Приглашаются ещё 4 человека.

Учитель: Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия . Подведение итогов классного часа.

Учитель: Что испытывали в процессе выполнения упражнения? Что вам хотелось сделать?

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Давайте подытожим, что вы ощущали в процессе классного часа? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Как вы думаете, как мы должны помогать инвалидам и людям с ОВЗ?

Ученики: Сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

Учитель: Что нужно вам делать, чтобы поддерживать, сохранять свое здоровье?

Учитель: Я надеюсь, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает отношение людей к нам».

Ученики: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Учитель: Кто из вас согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?

Учитель: Доброта – вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант (на доске записано: я хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.