В каком году утонул теплоход булгария. Трагедия "речного Титаника"

В путешествие по Волге. Рейс был самым обычным. Такие часто называют рейсами выходного дня. В субботу вечером теплоход «Булгария» вышел из Казани и к семи утра следующего дня прибыл в городок Болгар, что примерно в 120 километрах вниз по течению Волги. Экскурсия по древней столице исторического государства Волжской Булгарии, в честь которой, к слову, был назван теплоход, продлилась три часа, и к 11 утра пассажиры уже были на борту судна. «Булгария» легла на обратный путь.

После полудня начался ливень и ударил гром. Порывы ветра достигали 20 метров в секунду. Поднялась сильная волна. Около половины первого судно начало входить в левый поворот. Специалисты отмечают, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. А «Булгария» как минимум уже год ходила с постоянным креном. На тот же правый борт. В сумме угол крена составил девять градусов. Все бы ничего, но иллюминаторы правого борта были открыты. Они вошли в воду и в одно мгновение в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды.

Но в тот момент еще не все было потеряно. Капитан предпринял попытку исправить положение. Он решил уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт и лечь курсом на ветер. Рули повернули на 15 градусов влево. Но в результате крен только усилился и в отсеки стало поступать 125 тонн воды в минуту. В считанные секунды крен вырос до 20 градусов и судно опрокинулось на правый борт.

Члены экипажа «Булгарии»

По словам пострадавших, все произошло и вправду очень быстро. Алена Лебедева, работница кухни, в момент затопления была на рабочем месте - в карме на главной палубе, в буфете для членов экипажа.

Вода подошла моментально, корабль накренило так, что меня чуть холодильником не придавило - он поехал прямо на меня, я чудом отскочить успела, - вспоминает жуткие секунды Лебедева. - А вот в другом отсеке женщину сначала ошпарило кипятком, а потом придавило мебелью. Ее нашли погибшей. Я выплыла практически последней. Мы с механиком человек шесть - не помню точно - вытолкали. На поверхности я первым делом огляделась в поисках детей. Сына и доченьку увидела, на сердце отлегло немного. А мужа так и не нашла.

Семья Лебедевых действительно в полном составе работала на теплоходе «Булгария». Муж Алены - 39-летний Сергей Лебедев - был боцманом, 18-летняя дочь Даша работала официанткой, а 17-летний сын Саша отправился в круиз как стажер - тогда парень учился на первом курсе речного техникума.

КП

Многие обвиняли членов экипажа в ошибочных и непрофессиональных действиях. Конечно, без этого не обошлось. Но боцман Сергей Лебедев до конца спасал тонущих пассажиров судна. Когда оно начало уходить под воду, он вытащил из водоворота нескольких человек. Выплыл на поверхность и вновь нырнул в водную пучину. Как профессиональный корабельщик Сергей прекрасно осознавал, что тонущее судно затягивает с собой на дно.

Впрочем, это далеко не единственный пример мужества и храбрости, которые проявили члены экипажа. Матрос Вячеслав Колосов до последнего раздавал пассажирам спасательные жилеты, не думая о том, что с ним может произойти в следующее мгновение. В какой-то момент матрос потерял сознание. Очнулся он только в спасательном плоту.

Я ушел под воду и там потерял сознание, - рассказывал матрос. - Меня вытащили другие пассажиры.

Жена Вячеслава, Светлана, вспоминает, что после произошедшего муж долго не мог заснуть. На протяжении несколько дней. Только выпитое на третий день снотворное помогло преодолеть тревожную бессонницу, однако кошмар пережитого не оставлял Вячеслава и во сне. Всю ночь он пытался куда-то плыть.

Я его возьму за руку, он почувствует мое тепло и успокоится, - говорит Света. - Но потом опять машет руками…

Life

Капитан «Булгарии» Александр Островский

Мимо терпящей бедствие «Булгарии» проходили два судна - сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66». Капитаны кораблей Юрий Тучин и Александр Егоров приняли решение не оказывать помощь пассажирам и членам экипажа, которым удалось спастись и которые находились на плотах посреди Куйбышевского водохранилища на Волге. Они прошли мимо. В суде выяснилось , что ситуация оказалась не столь однозначной, как это могло показаться на первый взгляд. Так, грузовому судну «Дунайский-66» для оказания помощи потерпевшим пришлось бы давать задний ход, рискуя зацепить тех, кому удалось спастись. К тому же принятое решение идти дальше было согласовано с капитаном судна «Арабелла», которое позже пришло на помощь утопающим. Во всяком случае такова версия капитана Егорова.

Впрочем, в правдивость его слов трудно поверить до конца. И повод к сомнениям дал он сам. После трагедии Егоров заявил журналистам: «Вы сами понимаете, что с этими людьми шутки плохи». «Этими людьми» были сотрудники компании «Газпром», которым судно под командованием Егорова везло груз в Астрахань. Что это - простая оговорка вследствие полученного стресса или свидетельство трусости капитана - так и осталось неизвестным.

life.ru

В результате кораблекрушения погибло 122 человека. Спаслось 79. Следствие установило, что одной из причин бедствия стал неработающий двигатель. Левый главный дизель-генератор. Впрочем, о вышедшем из строя моторе еще раньше рассказали матрос Вячеслав Колосов и семья Лебедевых.

Мы шли в Зеленодольск - это городок в пятидесяти километрах от Казани , - вспоминал Вячеслав Колосов. - Там он и сломался. Чтобы вернуться домой, мы запустили вспомогательный двигатель. В Казани встали на рейд - это специальный участок для сломанных кораблей, там они не мешаются других судам. До следующего круиза - в Чебоксары - оставалось шесть дней. Нам не разрешали ехать, пока не починимся. Мы успели. Потом сходили в Чебоксары, всё нормально, без проблем и поломок.

К поломке двигателя привело грубое нарушение техники эксплуатации судна. Теплоход заправили топливом, которое было разбавлено водой. Воду пришлось откачивать, а топливную аппаратуру - просушивать. Речники говорят, что время от времени они и вправду сталкиваются с такой ситуацией.

Мы узнаём, что в дизельном топливе вода, когда выходит из строя техника - топливная аппаратура, двигатель, электрогенератор, - объясняет капитан одного из кораблей. - Приходится вначале откачивать само топливо, а потом воду, которая оседает внизу. Затем аппаратура долго «продувается» и сушится.

Конечно, свою роль сыграл и поднявшийся шторм, но ведь и экипаж «Булгарии» оказался не готовым к квалифицированным действиям в трудных погодных условиях. А именно он нарушил технику управления судном в сложившихся условиях, начав левый поворот без учета особенностей остойчивости корабля (остойчивость - способность сохранять равновесие). Капитан не принял во внимание, что у теплохода уже имелся крен в четыре градуса, а само судно обладало большой парусностью.

Капитан, Александр Островский, погиб вместе с кораблем. Из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79, погибли 122 человека.

Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела

Ответ редакции

Московский суд Казани приговорил директора ООО «АргоРечТур» Светлану Инякину , субарендатора теплохода «Булгария», к 11 годам заключения в колонии общего режима. Подсудимая признана виновной по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и ст. 143 УК РФ («Нарушение правил охраны труда»). Суд установил, что субарендатор теплохода «Булгария» не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. Также по этому делу старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов приговорен к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима, а бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили 6 и 5 лет колонии общего режима соответственно.

10 июля 2011 года около села Сюкеево Камско-Устиновского района республики Татарстан во время грозы затонул пассажирский лайнер «Булгария». В этой катастрофе погибло 122 человека, из них 28 детей. Хронологию событий напоминает АиФ.ru

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» (сконструированный в Чехословакии в 1955 году) вышел из порта в Казани в двухдневный круиз. Судно на тот момент имело крен на правый борт и неработающий правый двигатель. На борту корабля находился 201 человек, из них 147 пассажиров. Маршрут теплохода проходил по акватории Куйбышевского водохранилища.

10 июля 2011 года «Булгария» стартовала из города Болгар обратно в Казань. Около 13:30 по московскому времени на расстоянии менее 3 км от берега судно дало сильный крен на правый борт, в результате чего в открытые иллюминаторы хлынула вода. Затопление судна происходило очень быстро. Менее чем через 2 минуты «Булгария» перевернулась на правый бок и затонула. Сигналы бедствия члены экипажа подать не успели, так как радиорубка была сразу же затоплена. На поверхность смогли выбраться 79 человек. Мимо терпящего крушение лайнера проходил сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66», но, как выяснило следствие, капитаны этих судов не остановились для оказания помощи пострадавшим. Около 14:30 дня к месту крушения подошёл круизный теплоход «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию. Выжившим была оказана первая помощь, тяжело пострадавших отправили в больницу в Казани. На место крушения прибыли специалисты МЧС России, психологи и спасатели отряда «Центр "Лидер"». Начались водолазные работы в районе затопления.

Следственный комитет завёл уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта», а также была создана комиссия для расследования обстоятельств катастрофы.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

11 июля 2011 года начались следственные проверки собственника и арендатора судна «Булгария», так как, по сообщениям Приволжской транспортной прокуратуры, круизный лайнер не имел лицензии на перевозку пассажиров и шёл на рейс в нарушение технического регламента эксплуатации судна. Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов.

12 июля 2011 года был объявлен днём траура по всей России, начались похороны опознанных тел погибших. В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело. Кроме того, были определены грузовые суда, не оказавшие помощи терпящей бедствие «Булгарии».

13 июля 2011 года продолжились водолазные работы в месте затопления судна. Подозреваемые Инякина и Ивашов были временно заключены в следственный изолятор по ходатайству старшего следователя Сергея Чернышова.

15 июля 2011 года закончились поисковые работы водолазов на затонувшем судне, было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги. Начались подготовительные работы по подъёму «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не оказавших помощи пострадавшим, Александра Егорова (судно «Дунайский-66») и Юрия Тучина(судно «Арбат») было возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ.

16 - 21 июля 2011 года проходили работы по подъёму затонувшего судна. Экипаж судна «Арабелла» и сотрудники МЧС России были награждены медалями «За содружество во имя спасения».

22 - 25 июля 2011 года Инякиной и Ивашову вынесли предварительное обвинение в совершении преступления по статье 238 УК РФ. Корпус «Булгарии» был частично поднят над уровнем воды. С герметизацией и откачкой воды из теплохода были затруднения, и было решено отбуксировать корабль на мель в Кирельский затон. После буксировки и работ на теплоходе было обнаружено ещё 8 тел, тех, кто ранее считался пропавшими без вести. Поисковые работы завершились, так как все погибшие на теплоходе были найдены и опознаны.

9 августа 2011 года Арбитражный суд Республики Татарстан признал ООО «АргоРечТур» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии») и назначил штраф в размере 50 000 рублей.

15 августа 2011 года на сайте Ространснадзора были опубликованы результаты проверки обстоятельств крушения теплохода. Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и халатность членов экипажа.

16 августа 2011 года следственными органами были задержаны начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный инспектор отдела Владислав Семёнов по подозрению в преступной халатности — они дали положительное заключение о готовности судна «Булгария» к перевозке пассажиров. На следующий день подозреваемых заключили под стражу и предъявили обвинение по ст. 293 УК РФ.

21 ноября 2011 года в Камско-Устьинском суде Республики Татарстан начались слушания по делу против капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина. 26 декабря суд вынес постановление признать Тучина виновным и выплатить штраф в размере 130 000 рублей.

6 декабря 2011 года прошли слушания по делу против капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, однако было решено перенести судебное заседание в Казань, где проживало большинство потерпевших и свидетелей.

28 февраля 2012 года капитан судна «Дунайский-66» был признан виновным и приговорён к выплате штрафа в размере 190 000 рублей.

11 мая 2012 года СК РФ объявил о завершении расследования обстоятельств крушения «Булгарии». Стало известно, что к уголовной ответственности был привлечён старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Светлане Инякиной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и в нарушении правил охраны труда. Якову Ивашову вменялась неправомерная выдача официальных документов, которые позволяли «Булгарии» совершать пассажирские перевозки, и злоупотребление должностными полномочиями. Рамиль Хаметов был обвинён в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, а Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями.

11 января 2013 года следователи заявили, что дело о крушении «Булгарии» Республики Татарстан в феврале 2013 года. Материалы уголовного дела составили более 80 томов.

11 февраля 2013 года в отношении помощника капитана «Булгарии», директора ООО «АргоРечТур», эксперта Российского речного регистра и сотрудников Ространснадзора.

6 мая 2013 года в 10:00 по московскому времени Московский районный суд в Казани . В ходе заседания судья удовлетворил ходатайство Семёнова и Тимергазеева в связи с тем, что подсудимым необходимо дополнительное время для ознакомления с материалами дела.

Заседание 27 мая 2013 года затянулось, рассмотрение было перенесено на следующий день. 28 мая было зачитано обвинительное заключение в отношении Якова Ивашова, и на этом заседание было окончено. Дальнейшее рассмотрение дела было отложено, а окончательное постановление по делу пока вынесено не было.

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, - всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра - похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые - Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, - надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, - "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он - вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них - дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, - бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали - душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту - разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, - рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг... человек. Схватил за шкирку, вытащил - ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз - может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные - жена и неродившийся сын - остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", - вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь - бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой - не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" - хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

Даже если что-то случится - выплывем, - уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде - как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём - всё обсудить и решить, - рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, - вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака - Гузель - позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", - девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

Ну хоть дочка развеется, - подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном...

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

Спите спокойно, мамочка и папочка, - сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Отдыхать на "Булгарии" поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было - наверное, наверху уже, решили супруги.

Поток воды почему-то шёл снизу - как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, - призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" - рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика - - ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки - вот родственники собрались за большим столом, вот - Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном - тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна - Рамиля Хаметова - приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.


Содержание:
    История теплохода «Булгария»…………………………………………………… ….….2
    Катастрофа. Крушение теплохода………………………………………………... .……..4
    Суд над виновными в трагедии………………………………………………………. ….9
    Заключение…………………………………………………… ………………………….16
    Список литературы…………………………………………………… …………………17

Булгария - (до 2010 года - «Украина») - речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 «Россия», словацкое обозначение OL800 (osobna lod 800, словацк. пассажирское судно мощностью 800 л.с. ). 10 июля 2011 года затонул в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево (Татарстан) с многочисленными жертвами.
Крушение прогулочного двухпалубного теплохода "Булгария" произошло 10 июля на Куйбышевском водохранилище Камско-Устинского района Татарстана. На борту теплохода находился 201 человек при максимальной вместимости 148 человек.
По предварительной версии, озвученной МЧС, "Булгарию" захлестнула боковая волна, после чего двухпалубный теплоход, выпущенный в 1955 году в Чехословакии, накренился, перевернулся и пошел ко дну. В крушении спаслись лишь 79 человек. Число погибших составило 122 человека.

По обвинению в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, арестованы гендиректор "АргоРечТура" и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра (предприятия, подведомственному Росморречфлоту).

1. История теплохода «Булгария».
Судно было построено в 1955 году в г.Комарно (Чехословакия). С момента постройки теплоход носил имя «Украина», в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки - Горький, затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время - ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», генеральный директор - Валерий Незнакин, крупнейший акционер - Михаил Антонов), порт приписки - Чайковский.

В 2000-2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз» (генеральный директор - Валерий Незнакин), которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор - Светлана Инякина), которое имело плохую деловую репутацию и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки.

Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе, но входили в программу обязательного страхования на транспорте (с компенсацией родственникам 120 МРОТ, или 519 тыс. руб) в случае смерти и обычного медстрахования по полисам ОМС в случае необходимости лечениия.
Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани (1311-й км Волги). Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Силкин заявил, что за несколько дней до крушения теплохода он разминулся с "Булгарией" бок о бок в Казанском порту, когда возвращался домой. Сильно было заметно, что у теплохода был страшный крен на правый борт. На борту никого не было, ватерлиния нарисована неровно. А перед причалом у него движок вообще "встал".

Также за несколько дней до катастрофы на одном из интернет-форумов появилась информация о том, что судно находится в плачевном состоянии. Пользователь Antonio на форуме сайта «Лоцман Путешествий» назвал теплоход «старой калошей».
По его словам, судно вообще не должно было допускаться к пассажирским перевозкам - в ходе предыдущего рейса у "Булгарии" несколько раз заглох двигатель, а в свой последний рейс корабль отправился с недельным опозданием. Кроме того, как утверждает пользователь, в пути пассажирам не хватало еды, а в качестве питьевой воды использовалась забортная.
Другие посетители форума также согласны с antonio. По их мнению, "на этой посудине уже лет двадцать нельзя было возить людей".
Также одним из участников было сказано, что судно уже 2 года назад было "на последнем издыхании".

2. Катастрофа. Крушение теплохода.
Никто не мог предположить какой трагедией обернется самый обычный круиз, каких в сезон отпусков на Волге – сотни. Судно отправлялось уже в обратный путь Болгары – Казань. То, что «Булгария» отходит от причала с креном на правый борт смущало некоторых пассажиров, но никто не протестовал, как об этом заговорили позже журналисты. Тем более, что часть команды взяла с собой своих близких: капитан – гражданскую жену, многие вообще работали на судне целыми семьями, то есть ничего экстраординарного в том, что судно покосилось и к тому же идет только на одном работающем двигателе – второй был сломан, команда не видела. Тем более это было уже окончание круиза. Пассажиры направлялись домой, в Казани на причале их ждали только к 10 вечера.
В машинном отделении на тот момент, как уверяет команда, шла нормальная работа, то есть не прекращающийся даже на ходу ремонт. Радист теплохода говорит, что постоянно возникали какие-то проблемы: «То одно не работает, то другое. Спокойно нам не жилось.» Команда получала деньги за каждый круиз, поэтому отказываться выходить в рейс, то есть отказываться от заработка, никто и не подумал. Если не работает один дизель, то работать нельзя, нельзя выходить в рейс, но руководство сказало, что уже билеты куплены. И так как судну нужен капитальный ремонт нужно сделать еще пару рейсов. Но до «капиталки» так и не дотянули.
Через 2,5 часа после отхода из Болгар начинается небольшой дождь, радист судна принимает телефонограмму об изменении погоды. Прогноз вполне утешающий и ничего катострофического в нем нет. Однако, уже спустя 5 минут в левый борт начинает дуть очень сильный ветер и через 15-20 минут он превращается в своеобразный небольшой ураган. В это же время всех детей, находящихся на борту, аниматоры приглашают на праздник, у них есть специальная увеселительная программа на случай плохой погоды. Одним из самых страшных мест на «Булгарии» оказался музыкальный салон. Незадолго до катастрофы взрослые собрали в относительно небольшом помещении практически всех детей, которые находились на судне – от 30 до 50 человек. Неизвестно – были ли среди них взрослые, когда судно в первый раз накренилось. Оно как раз в это время входило в камское устье – это один из двух самых сложных участков на Волге. Второе – рыбинское водохранилище. К тому же в этом месте, где Кама впадает в Волгу – сильнейшее течение и практически постоянная волна, как на море. Здесь «Булгария» должна была активно маневрировать, но вместо этого судно неожиданно стало заваливаться на правый борт и очень быстро, всего за несколько минут затонуло. Большинство детей в этот момент оставалось в этом помещении. В музыкальном салоне были или глухие окна, которые даже взрослые разбить не в состоянии, или окна которые открываются на небольшую щелку. А что делать ребенку, которому 6, 10 или 12 лет? Позже водолазы, обследующие судно, скажут, что окна в музыкальном салоне разбить никто так и не смог, хотя кому-то из детей все-таки удалось открыть дверь и выбраться в центральный коридор. Здесь и найдут их тела. Взрослые, бегая по этому же коридору, в панике станут искать выход, кто-то попытается спасти своих детей, начнется давка. Длина судна около 80 метров, и коридоры здесь достаточно широкие, но это только тогда когда судно спокойно стоит на воде, а когда же оно накренилось и коридоры стали заполняться водой – шансов на спасение было очень мало. Спаслись только те, кто оказался на палубе. Их просто-напросто смыло волной, они оказались счастливчиками. В первых же сообщениях с места катастрофы говорилось, что судно затонуло недалеко от берега и это поначалу обнадеживало, хотя местные жители сказали, что из-за волн здесь даже рискованно ходить на лодках – вплавь до берега не добраться. Расстояние от берега, на котором затонул теплоход «Булгария» - 3 километра.
Последний капитальный ремонт Булгарии датируется 1980 годом, более 10 лет судно вообще ожидало, когда его разрежут на металлолом, затем был косметический ремонт. Точно такое же судно сейчас задержано в Саратове, капитан рассказывает, что в прошлом году это судно было в аренде у той же фирмы, кому принадлежала Булгария, их даже красили той же краской.
Прошлогоднюю навигацию дизель-электроход Булгария завершал в Москве. Туристические компании рекламировали отдых на нем, как дешевые, незабываемые трехдневные прогулки на теплоходе. На одном из форумов в интернете была найдена переписка членов старой команды затонувшего судна. За год до трагедии команда обсуждала "дотянет" ли Булгария до следующей навигации и если дотянет, то кто согласится стать ее капитаном. Согласие дал капитан с огромным стажем Александр Островский, но в прошлом году официально вышедший на пенсию. Тело капитана Булгарии водолазы найдут через 2 суток после катастрофы, но не капитанском мостике. Его обнаружат в одном из коридоров на нижней палубе. Почему там – непонятно. Когда случится трагедия (это около двух часов дня) по всем правилам, правда если допустить, что правила на Булгарии строго соблюдались, была, так называемая, капитанская вахта. Вахта капитана проходит с 12 до 4 часов, при шторме, тем более если это происходило в 2 часа дня, в любом случае – там должен быть капитан судна. Ни один из выживших пассажиров Булгарии не смог вспомнить видел ли он капитана в последние несколько минут, когда судно стало уходить под воду. Зато сразу несколько спасшихся членов команды повторяют, что капитан что-то кричал.
Страшная статистика, но она позволяет сделать важный вывод, из 208 человек, находившихся на судне, погибли 113, большинство – женщины. В живых осталось лишь 10 детей из 43. А вот из 35 человек команды выжили 23, при этом со слов уцелевших членов экипажа вода их или выталкивала или выбрасывала, короче – спасала. Тогда как пассажиры говорят, что боролись, цеплялись за жизнь. Причем выжили даже те члены команды, кто по штатному расписанию должен был помогать пассажирам. Часть из них, к тому же, успела подняться из трюма с его узкими переборками.
Расписание по тревогам составлено в далеких советских еще годах. "Министерство речного флота РСФСР". Здесь просто наклеивают новую бумажку: "Утверждено 20 июня 2011 года". Очень похоже, что подобное расписание предназначено лишь для проверяющих. Причем, в судоходных компаниях, судя по этим словам, в его действенность верят. Но красноречивее всего слова спасшихся пассажиров. А они практически в один голос уверяют, что команда, в первую очередь, думала о себе.
Более того, по словам спасшихся пассажиров, никакого объявления по громкой связи об опасной ситуации не было, никто даже не мог ответить на вопрос, где находятся спасательные жилеты.
Кто отвечал на судне за безопасность не на бумаге, а в реальной ситуации выясняет следствие. Но уже с первого взгляда видно, что к спасению судна или оказанию помощи пассажирам в момент катастрофы команда готова не была. Первая же версия, что затонула "Булгария" из-за того, что во время маневра в шторм при отказавшем двигателе вода могла затопить судно через открытые из-за духоты иллюминаторы нижней палубы, выглядит весьма правдиво.
Стандартная каюта на нижней палубе. При задраенных иллюминаторах здесь, действительно, очень душно, никаких кондиционеров нет. На "Булгарии" в тот день большинство иллюминаторов в каютах на нижней палубе было открыто, и это грубейшее нарушение, за которым должна была следить команда судна.
Кто входил в состав команды "Булгарии"? Капитан и старпом – пенсионеры, несколько человек, наоборот, впервые на судне. Эксперты обращают внимание и еще на одно обстоятельство: судно вышло на навигацию 15 июня. Это крайне поздний срок, обычно навигация начинается в начале мая. Поэтому смело можно говорить о том, что на борт теплохода пришли люди никому не нужные.

Пролить свет на другие причины катастрофы позволяет переписка предыдущей команды "Булгарии" в интернете. Март 2011 года, никто не верит, что к лету судно вообще выйдет на воду. Судно за время своего существования сменила с десяток владельцев, арендаторов, названия, дважды горело и даже несколько раз тонуло. Правда, речники называют это мягче – подтапливалась. Механик дизеля-электрохода "Композитор Глазунов" (это судно-близнец "Булгарии"), задержанного сейчас в связи с катастрофой, рассказывает, что ему частенько приходилось помогать своим коллегам с ремонтом, денег на который арендаторы судна практически не выделяли.
Арендатора корабля Светлану Инякину, генерального директора компании "АгроРечТур", арендовавшей затонувший теплоход "Булгария", уже арестовали. У компании не было лицензии на перевозку туристов. К тому же в списке нарушений на самом судне есть просто вопиющие. Тела погибших пассажиров водолазы нашли в технических отсеках трюма, которые были переделаны под каюты. А что касается двигателей теплохода, то мастера судоремонтного завода в Перми уже несколько лет говорили, что "Булгария" разваливается буквально на ходу и это добром не кончится. То ее приведут на завод на буксире, то сбежит из-за невыплат зарплат часть команды. Но арендатор только подгонял рабочих.
Ни о какой борьбе за живучесть не было и речи, ведь пассажиры на "Булгарии" толком не знали, где лежат спасательные жилеты. В каждой каюте есть специальная памятка для пассажира: "Спасательный нагрудник под диваном", а также расписано, что должен делать пассажир в случае опасности. Шрифт достаточно мелкий и, вряд ли, кто-то из пассажиров его когда-нибудь читал. Даже после случившейся катастрофы беспечность организаторов круизов на реках России поражает. Съемки скрытой камерой, сделанные на одном из судов в день общенационального траура по жертвам катастрофы на Волге, показывают, что вопросы об инструктаже вызывают у сотрудников турфирм, размещающих пассажиров в каютах, нездоровый смех.
Когда чуть больше 20 лет назад на Темзе затонул небольшой прогулочный теплоход, в Великобритании невероятно ужесточили надзор и инспекцию всех судов. Есть регулярные проверки, а есть и внеплановые, когда инспектор может нагрянуть в любой момент на любое судно. Управляющий одной из судоходных британских компаний говорит, что в шоке от трагедии с "Булгарией". По жесткому британскому законодательству подобное судно вовсе не вышло бы из доков.

Вместо разрешенных по документам 159 пассажиров на "Булгарии" было 208, из них 23 незарегистрированных. Да и у тех, кто оказался на борту, с регистрацией было не все в порядке. Недаром поначалу заговорили о, якобы, мистическом совпадении – у многих детей, судя по спискам, совпадала дата рождения, 30 декабря 1999 года. Все оказалось проще. Скорее всего, родители смогли договориться с туристической компанией, организовавшей круиз, и уменьшили возраст своих детей. Ведь до 12 лет положена скидка, отсюда и путаница с числом выживших и спасенных. До сих пор никто не знает точной цифры.

Неразбериха была и с экипажем. Электромеханик Андрей Хохлов в прошлом году работал на "Булгарии", в этом году на судне не появлялся ни разу – он перешел на работу на теплоход "Композитор Глазунов", но три дня числился погибшим и зарегистрированным пассажиром. Теперь о том, то он жив, знают его родственники и друзья, в общем, по словам самого Андрея "вроде, все нормально".
"Вроде все нормально". Как часто этой фразой, правда, в другом контексте прикрываются те, от кого зависит жизнь и безопасность других людей. Нормально может быть только тогда, когда каждый на своем месте станет выполнять все, что должен, иначе черный круиз в любой момент может повториться.

3. Следствие и суд по делу над виновными в трагедии.
По факту массовой гибели людей следователи Приволжского СУ на транспорте СК РФ возбудили уголовное дело по части третьей статьи 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек".
Следователи СК РФ по Пермскому краю произвели выемку документов в ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство".
Силовики изъяли необходимые документы, в том числе и технический паспорт теплохода "Булгария", собственником которого является пермская судоходная компания.
Кроме того, Пермский следственный отдел на транспорте Уральского СУТ СК РФ произвел выемку документов в Камском филиале российского речного регистра.
- Мы исполнили отдельное поручение, поступившее к нам из Казани, - говорит Ильдар Салахиев, руководитель Пермского следственного отдела на транспорте. - Но что-либо пояснять мы не имеем права.
От каких-либо комментариев отказались и в следственном комитете по Пермскому краю. Как стало известно "РГ", пока следователи только изъяли документы. Других следственных действий - допросов, обысков в Перми не проводилось.
Три уголовных дела возбуждены в связи с крушением теплохода "Булгария", жертвами которого стали более сотни человек, сообщил глава СКР Александр Бастрыкин.
"Заведено три уголовных дел. Первое уголовное дело называется "Нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия". Затем мы расследуем дело о нарушении правил оказания услуг, которое повлекло серьезные последствия. И, наконец, третье уголовное дело, которое мы возбудили, - это дело о неоказании помощи людям, терпящим бедствие", - сказал Бастрыкин на совещании у президента
Следствие поручило транспортной полиции задержать капитанов двух судов, прошедших мимо тонувших пассажиров "Булгарии", сообщил в пятницу официальный представитель Следственного комитета (СК) РФ Владимир Маркин.
"В рамках возбужденных уголовных дел в отношении капитана судна " Арбат" Юрия Тучина и капитана судна "Дунайский 66" Александра Егорова, не оказавших помощь терпящему бедствие теплоходу "Булгария", следствием дано поручение транспортной полиции о задержании обоих капитанов и доставке их в Казань для проведения с ними следственных действий", - сказал Маркин.
Ранее следствие возбудило уголовные дела в отношении двух капитанов по статье 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Капитан одного из судов, прошедших мимо тонущей "Булгарии", допрошен, с него взята подписка о невыезде.
На время следствия в отношении него избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде. На период расследования Егорову запрещено покидать пределы Казани. В ближайшее время аналогичные действия планируется провести и с капитаном судна "Арбат" Юрием Тучиным".
Руководителю "Аргоречтура" - фирмы-арендатора затонувшей "Булгарии" - и эксперту Камского речного пароходства предъявлены обвинения в рамках дела о крушении теплохода. Об этом сообщил официальный представитель СК России Владимир Маркин.
"Следствием предъявлены обвинения гендиректору "Аргоречтура" Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского речного пароходства Якову Ивашову по ч. 3 ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц", - отметил он.
Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. По ходатайству следствия судом в отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Пермское линейное управление внутренних дел на транспорте возбудило уголовное дело в отношении собственника теплохода "Булгария" - должностных лиц ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" по статье 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями директора коммерческой организации".
По мнению следователей транспортной полиции, собственники судна нарушили действующее законодательство при сдаче теплохода в аренду. Дело в том, что 32 процента акций ОАО "СК "КРП" принадлежат государству. Но никаких денег от сдачи "Булгарии" в аренду федеральный бюджет не получил.
На прошлой неделе территориальное управление Росимущества в Пермском крае обратилось в Пермскую транспортную прокуратуру с просьбой провести проверку этих фактов. В заявлении было указано, что от сдачи теплохода в аренду государство никаких дивидендов не получило, чем и был причинен ущерб федеральному бюджету. После проверки прокуратура направила материалы в транспортную полицию для возбуждения уголовного дела. Сейчас по всем выявленным фактам нарушения законодательства идет расследование.
СК РФ намерен возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц Ространснадзора, давших положительное заключение о готовности компании-субарендатора теплохода "Булгария" к перевозке пассажиров, заявил официальный представитель СК Владимир Маркин.
"Решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора", - сказал Маркин.
Коллегия из трех судей Верховного суда Татарстана оставила постановление об аресте, который вынес Вахитовский районный суд Казани в отношении Ивашова, без изменений, а кассационные жалобы двух адвокатов и самого подозреваемого без удовлетворения.
Как и в случае с рассмотрением кассации Светланы Инякиной, директора компании "Аргоречтур", Ивашов находился за решеткой и общался с судьями с помощью видеотрансляции. Он был абсолютно спокоен, на все вопросы отвечал тихо, так что судьям приходилось по несколько раз их повторять.
Подозреваемого спросили, где он живет и кем работает. Причем судья настоял, чтобы Ивашов подробно рассказал, в чем заключаются его должностные обязанности. Подозреваемый послушно отвечал, что работает старшим экспертом освидетельствования судов внутреннего водного транспорта.
Когда слово предоставили адвокату подозреваемого Халиуллину, он сказал, что если его подзащитного отпустят на свободу, то он не будет скрываться от следствия и препятствовать расследованию дела. В качестве веского аргумента защитник привел тот факт, что Яков Ивашов сам приехал в Казань по вызову следователя и уже здесь был арестован.
Прокуратура возразила. Согласно их доводам, подозреваемый живет в Перми, и если он выйдет на свободу, с ним сложно будет общаться со следствием. К тому же, он может оказать давление на свидетелей.
Когда адвокату давали слово, он несколько раз назвал Ивашова обвиняемым. Но, как уточнили в суде, до сих пор старший эксперт является лишь подозреваемым по этому делу.
Напомним, Якову Ивашову за шестьдесят. Он вместе со своей семьей проживает в Перми. Как следует из материалов дела, 15 июня нынешнего года эксперт Камского филиала речного регистра подготовил ежегодный отчет о состоянии "Булгарии", в котором написал, что ремонт дизель-электрохода соответствует речному регистру по своей конструкции, состоянию и техническим данным. По предварительной информации, это было далеко не так.
В своем кассационном заявлении старший эксперт указал, что "считает постановление от 13 июля 2011 года об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу необоснованным". Яков Ивашов пояснил в жалобе, что скрываться от следствия не намерен, как, собственно, не скрывался и ранее, и виновным себя в случившемся с дизель- электроходом "Булгария" не считает, поэтому просит изменить ему меру пресечения
Следователи в рамках дела о гибели "Булгарии" вчера задержали двух чиновников Ространснадзора. Их подозревают в халатности при выдаче лицензий на пассажирские перевозки.
В настоящий момент решается вопрос об избрании в отношении задержанных меры пресечения в виде заключения под стражу.
- Следователи главного следственного управления СК РФ задержали начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирека Тимергазеева и главного государственного инспектора этого же отдела Владислава Семенова, - сообщил корреспонденту "РГ" официальный представитель СК Владимир Маркин.
По его словам, оба подозреваются в халатности.
По версии следствия, именно эти чиновники, которые отвечали за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании ООО "АргоРечТур", являвшейся субарендатором "Булгарии", к соблюдению требований и условий лицензии на перевозку пассажиров.
- Противоправные действия должностных лиц Ространснадзора находятся в причинно- следственной связи с наступившими тяжкими последствиями, а именно: гибелью 122 человек, находившихся на борту теплохода "Булгария", - отметил Маркин.
Кроме того, по его словам, следователи провели ряд обысков и выемок по месту работы и жительства подозреваемых, проводятся иные следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств.
- Решается вопрос об избрании в отношении задержанных меры пресечения в виде заключения под стражу, - отметил представитель СК РФ.
Вахитовский районный суд Казани в среду избрал меру пресечения в виде ареста главному государственному инспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владиславу Семенову и начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Иреку Тимергазиеву, сообщает "Интерфакс". Они задержаны по делу о крушении на Волге теплохода "Булгария". Об этом сообщили в пресс-службе СК РФ.
Ранее следствие предъявило им обвинения в халатности.
"Следователи Главного следственного управления СК России в рамках уголовного дела по факту крушения туристического теплохода "Булгария" предъявили обвинение по ч.3 ст.293 УК РФ "Халатность" начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Иреку Тимергазееву и главному государственному инспектору этого же отдела Владиславу Семенову", - отметили в ведомстве.
и т.д.................

Катастрофа теплохода "Булгария"

В воскресенье, 10 июля, в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход “Булгария”. Судно , на борту которого находилось 188 человек, включая пассажиров и персонал, ушло на дно буквально за несколько минут. Трагедия произошла в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан 10 июля около 14:00 по московскому времени.

Спасательная операция продолжается до сих пор. Вторник объявлен в Татарстане траурным днем.

Спасателям удалось вытащить на поверхность пока только тела девяти пассажиров стремительно затонувшего в Волге теплохода «Булгария». Судьба более ста человек остается неизвестной, в МЧС говорят, что шансов найти выживших крайне мало. По предварительным данным, на «Булгарии» плыло на 70 человек больше, чем положено по регламенту.


По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.


По последним данным, удалось спасти 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек».


«Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.


Большинство спасенных поднял на борт проходивший мимо теплоход «Арабелла». Его капитан сообщил МЧС республики о ЧП, а вечером судно доставило спасенных в Казань.


Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.


Судьба более 100 человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше. Работу водолазам осложняет погода. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время.


На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», - цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений «много трупов». Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть 50 детей.


«Булгария» - достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.

Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.


Следственный комитет РФ распространил информацию, согласно которой теплоход вышел из порта Казани с неисправным двигателем. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности эксплуатации судов".


В музыкальном салоне судна оказались запертыми около 50 детей. В тот момент, когда волна ударила в борт, многие ребята попадали на пол, судно накренилось.


Вид издалека.



Пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что несколько аварийных выходов были закрыты или заварены. Из-за этого люди не смогли выбраться из внутренних помещений на палубу.


Сложно судить, является ли это повреждение серьезным, но понятно одно - судно находилось далеко не в идеальном состоянии.


Без пассажиров


Прижизненные фото затонувшего 10 июля на Волге с около 200 человек на борту дизель-электрохода "Булгария" ясно дают понять - судно ходило в рейсы с креном на правый борт. "Булгария " на причале.

И напоследок - очень показательный коммент - отзыв туриста от 5 июля (и никто этого “не замечал”):

Старая калоша, помпезно именуемая “Булгария”, по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый “сервис”!