Внеклассный урок по русскому языку. Внеклассное занятие по русскому языку

Ольга Петровна Глущенко
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе «Зов джунглей»

МКОУ Криничанская СОШ

(Внеклассное занятие по русскому языку )

Учитель : Глущенко Ольга Петровна

«Зов джунглей »

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе . (3- 4 классы)

Цель мероприятия : расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету,

воспитывать любовь к русскому языку ,

развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Оборудование : нагрудные различительные знаки животных;

картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обратной стороны лиана) ; таблички разделов русского языка ;

карточки с заданиями, бананы и кости.

Презентация «Звуки животных»

Ход занятия:

Стихи детей о значении русского языка в жизни человека .

I ученик. Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик. Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик. Надо дружить с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-всему научиться.

Ведущий. Что у нас тут приклонилось?

Берёза в пальму превратилась! (Переворачивает картинку.)

Сосна в лиану в тот же час, (Переворачивает картинку) .

И позвали в джунгли нас !

Есть крокодил тут, как ни странно,

Есть кенгуру, есть обезьяна,

Других зверей немало тут,

В общем, джунгли нас зовут .

(Деление на команды : дети отгадывают загадки; кто отгадал, тот и становится этим «животным» )

Хищники :

В гости что-то зачастил

К нам зелёный. (крокодил)

Веселится, как ребёнок,

Царь зверей, задорный. (львёнок)

В джунглях , братцы, знает толк Злой, голодный серый. (волк)

Где-то прячется в лесах

Очень хитрая. (лиса)

Готов для интеллектуальных игр

Суровый, справедливый. (тигр)

Ей не скажешь : «Кошка, брысь!» ,

Потому что это. (рысь)

Пришёл в гости, стал реветь

Невоздержанный. (медведь)

Травоядные :

Сюда из джунглей поутру ,

Прискакала. (кенгуру)

Такая красивая, без изъяна,

Шаловливая и весёлая. (обезьяна)

Перенёс огромный шкаф

Замечательный. (жираф)

К нам пришёл сегодня он -

Большой и сильный, добрый (слон)

В пустыне любит тяжкий труд

Наш выносливый. (верблюд)

Кто всегда в тельняшке ходит?

В гости (зебра) к нам приходит.

К нам пришёл, разинув рот,

Большой, огромный. (бегемот)

Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли ! Но это необычные джунгли , джунгли русского языка . Мы побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы.

Итак, джунгли зовут !

Ведущий. Первый раздел русского языка - фонетика (вывешивается табличка) . Это наука о звуках - фонемах. В русском языке 42 фонемы : 6 гласных и 36 согласных.

Мы оказались с вами в джунглях , ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки. Какой-то зверь со свистом убегает, Его другой зверь с криком догоняет. Кто кого тут победит? Смекалистый и будет впереди!

1. Конкурс «Подражатели»

Команды по очереди называют звуки, которые произносят животные.

В русском языке такие слова называют «звукоподражательными» . Например, кар-кар, гав-гав и т. д.

Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока.

Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь . Он голосит! Задание - написать, кто как поёт.

Голубь -. (воркует) Собака -(лает) Филин -(ухает)

Лягушка -. (квакает) Глухарь -. (токует) Коза -. (блеет)

Утка -. (крякает) Свинья -. (хрюкает) Гусь -. (гогочет) Конь -. (ржёт) Лиса -. (тявкает) Медведь -. (рычит)

Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика- второй раздел нашего языка (вывешивается табличка) . Это наука о буквах русского языка . Букв в нашем алфавите 33 : 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков .

Ох, какой у нас изъян!

В джунглях зверь попал в капкан.

Как могло это случиться?

Надо бы из буквенного капкана освободиться!

1. Конкурс «Капкан» Ребусы про животных.

2. Конкурс «Один прыжок»

Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям . В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки тропиков.

Ах, какая незадача!

В джунглях зверь сидит и плачет,

В слове ищет букву он.

А терзаний - миллион!

Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» . Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

корж -. (морж) дом -. (сом) палка -. (галка) лук -. (жук) булка -. (белка) сам -. (сом) коса -. (коза)

майка -. (зайка) лес - (лев) крыша -. (крыса) клон -. (слон) баран -. (варан) кит -. (кот) маки -. (раки)

Ведущий. Третий раздел-русского языка-лексика (вывешивается табличка) . Это все слова, которые есть в русском языке . «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и употребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать употреблять в своей речи.

1. Конкурс : «Джунгли ли это

Ведущий. А правда ли, что мы с вами попали в джунгли ? Что такое джунг-ли ? Это непроходимый лес в Африке, в Индии, в Америке. Что и кого мы можем тут встретить?

Ох, и трудная работа.

На рассказ пошла охота.

Как бы нам не прогадать,

Все ошибки разгадать! Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.

Джунгли - это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут и плодоносят только зимой (круглый год) . Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт трава - банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами-северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.

2. Конкурс «Звери как люди»

Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей . Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным : надутый как индюк, упрямый как баран и т. д.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним, едва ли,

Не важничай, чтоб индюком.

Тебя не называли.

Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова , сравнивающие людей с животными.

Трусливый, как ….

Голодный, как ….

Преданный, как….

Грязный, как ….

Зубастый, как….

Трудолюбивый, как ….

Тихий, как …

(Ответы : заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь.)

Ведущий. Как называются такие слова в русском языке ? (Зоонимы.)

Задание болельщикам :

Хитрый, как. (лиса) ;

хищный, как. (акула) ;

беспечный, как. (стрекоза) ;

болтливый, как. (сорока) ;

вольный, как. (птица) ;

выносливый, как. (лошадь) ;

мудрый, как. (ворон) ;

холодный, как. (лягушка) ;

верный, как. (лебедь) ;

гримасничающий, как. (обезьяна) ;

пёстрый, как. (павлин) ;

колючий, как. (ёж) ;

тощий, как. (глиста) ;

толстощёкий, как. (хомяк) ;

косолапый, как. (медведь) ;

желторотый, как. (цыплёнок) ;

быстрый, как. (олень, лань) ;

прилипчивый, как. (пиявка)

Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка - морфологии (вывешивается табличка) . Этот раздел изучает части речи : существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т. д.

1. Конкурс «Заросли лиан»

Ведущий. В джунглях , знает и профан,

Всюду заросли лиан.

Так что с духом соберись,

Сквозь лианы проберись!

Много лиан в джунглях , и в джунглях русского языка их тоже хватает . На первый взгляд, вроде одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами . Это разные части речи.

Однажды кот подкрался к попугаю :

«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

Медведь в лесу, не зная правил.

Однажды мотоциклом правил.

На полях, не скошенных косой.

Всё утро дождик шёл косой,

Весной небо голубей.

И развёл я голубей.

Иди домой.

Но сначала коридор домой !

Бабка Дарья холст чернила.

Внучка пролила чернила.

Деревенский сторожил

Сад колхозный сторожил.

Стою на нашем берегу.

Покой границы берегу.

Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут-

Дрова сегодня зря лисицы жгут.

Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка - орфографии (вывешивается табличка) . Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка . Орфография изучает правописание слов в нашем языке .

1. Конкурс «Узнай по описанию»

Ведущий. Зверюшка хитрая сидит,

Ничего не говорит.

Но мы себя ещё покажем,

На листке её укажем.

По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях .

Задание первой команде :

Сколько чудес в природе! Одно из таких - самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать : и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.

Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать : она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный ой клюв в нос или глаз противника, если враг подберётся к гнезду.

Ответ : колибри.

Задание второй команде :

Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу : птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождаются длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.

Ответ : крокодил.

2. Конкурс «Чудесное превращение»

Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях : мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.

Что случилось? Что случилось?

Коза вдруг в волка превратилась!

Разве может это быть?

Да, если букву заменить.

И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую.

К О 3 А - какое-либо положение - низ пальто - тысяча солдат - В О Л К

Ответ : коза - поза; поза - пола; пола - полк; полк- волк.

Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям . Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка !

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Литература :

1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО ВСЮД"-Мир животных и растений» . Ярославль : «Академия развит* Академия Холдинг» , 2001.

2. Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика» . М.: «Сг. г-ГА» , 1995.

3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия . 2 класс» . М.: «ВАКО» , 2005.

Н. Н. Маслакова г. Тюмень

Факультативное занятие по русскому языку во 2 классе

«Знакомство с фразеологизмами»

Цель: расширение кругозора учащихся; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.

УУД:

    Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

Задачи :

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Оргмомент

    Постановка темы и целей занятия

Сегодня наше занятие мы начнём с жеребьевки, после чего распределимся по командам (по цвету букв). Прошу подойти всех к столу (12 человек) и взять карточку определенного цвета. На карточке написана буква, назовите каждый свою. (фразеологизм). Какое слово у нас получилось? (фразеологизм) -от гр.phrasis – выражение + logos –учение

- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? (после высказываний детей записать цель на доске)

Ребята, слово это нерусское.

Где можно узнать лексическое значение этого слова? Где мы вообще можем получить нужную нам информацию? Из каких источников? (ответы детей)

А давайте мы узнаем значение слова «Ф» из разных источников. Первая группа найдёт значение слова в словаре , вторая – спросит у взрослых , сегодня у нас много гостей, которые с радостью нам помогут, а третья – найдёт значение в интернете.

Что же такое Ф? какой источник нам дал самое точное определение? (словарь)

Поэтому у каждой группы на парте лежит фразеологический словарь школьника.

    Изучение нового материала

    Работа со словарём

Сегодня мы с вами:

    Узнаем значение некоторых фразеологизмов

    Будем учиться употреблять и находить в речи фразеологизмы

    Познакомиться с фразеологизмами – синонимами и фразеологизмами – антонимами

    Узнаем происхождение некоторых фразеологизмов

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. С фразеологизмами мы встречались на уроках русского языка и решали олимпиадные задания. В жизни, в литературных произведениях мы постоянно сталкиваемся с фразеологизмами.

2) Работа со стихотворением (поиск фразеологизмов)

Сейчас внимательно послушайте шуточное и немного поучительное стихотворение. Постарайтесь запомнить все фразеологизмы, которые услышите и попробуйте их объяснить.

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Какие Ф вы услышали? Что они означают? Обсудите значение каждого Ф в группах.

Повесил нос – стал грустным, расстроился

Краснеет до корней волос – стало стыдно

Готов сквозь землю провалиться – стало стыдно

Бить баклуши – бездельничать, лентяйничать

3) Знакомство с исконно русскими фразеологизмами (игра «город Мастеров»)

Откуда же к нам пришли фразеологизмы? Как вы думаете?

Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает народный характер. Смысл многих фразеологизмов связан с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Многие фразеологизмы были созданыв устной речилюдей различных профессий. Например,

- В речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)

Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологические обороты (на интер. доске - подбери рисунок профессии: портной, повар, доктор)

    на один покрой;

    трещать по швам;

    семь раз отмерь, один отрежь;

    шито белыми нитками. (Портной) )

    калачом не заманишь;

    заварить кашу;

    толочь воду в ступе; (Повар)

    подсластить пилюлю;

    как рукой сняло;

    затаить дыхание (Доктор)

Это исконно русские фразеологизмы. А есть фразеологизмы заимствованные.

Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков:

    Из старославянского языка (на интер. доске)

На сон грядущий (перед сном),

Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).

    Из других языков - немецкого (на интер. доске)

смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо),

откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)

- французского (на интер. доске)

не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте),

с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху ).

(объяснить первые 2 Ф)

Р., значение каких Ф вы могли бы объяснить? (ответы ребят).

Ко многим фразеологизмам мы привыкли и считаем их своими.

Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения.

Давайте вернёмся к нашим исконно русским фразеологизмам

О том, как они зарождались нам расскажет УЧЕНИК 1.

Выражения спустя рукава и засучив рукава

В начале урока нам встретился фразеологизм «бить баклуши» он тоже исконно русский. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из рассказа УЧЕНИКА 2.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Как вы поняли, что такое баклуши? (это чурбанчики из липового дерева)

Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши.

Однако, ребята, существует ещё одна версия появления данного Ф.: , баклушами ещё называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами - вот это уж точно настоящее бездельничество.

Изучая эту тему, мы можем много узнать об истории русского народа, о костюмах, о традициях и играх.

    Первичное закрепление изученного материала

    Восстанови фразеологизм по рисунку

А сейчас мы немного поиграем.

У каждой группы на парте лежат файлы с карточками, на которых записаны фразеологизмы. После того, как на интерактивной доске появится фразеологизм в картинке, вы должны будите поднять карточку с верным фразеологическим оборотом.


Молодцы!

    Знакомство с фразеологизмами – синонимами и антонимами

На уроках русского языка мы с вами знакомились с понятиями «синонимы» и «антонимы»

Давайте вспомним, что такое синонимы? Антонимы?

Ребята, оказывается среди фразеологизмов тоже могут быть синонимы и антонимы.

- Рассмотрим пример фразеологических синонимов

В два счёта

В мгновение ока

Одна нога здесь, другая там

Во весь дух ОЧЕНЬ БЫСТРО

Во всю прыть

- Или пример фразеологических антонимов

Кот наплакал (очень мало) - Куры не клюют (очень много)

Как кошка с собакой (недружно) - Душа в душу (дружно)

- А теперь задание для самых внимательных

Давайте вместе укажем фразеологизмы – антонимы:

(задание выполняется коллективно, на школьной доске - выполняет один ученик)

Проверяем.

Жить как кошка с собакой Хоть отбавляй

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Спустя рукава

Вы прекрасно поработали! А теперь найдите в карточке №2 фразеологизмы-синонимы и соединитеих (проверяется задание устно).

Обменяйтесь заданиями и проверьте (ответ на доске).

Голову морочить

Держать ушки на макушке

Держать ухо востро

Летать в облаках

Сердце не на месте

Утереть нос

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Заткнуть за пояс

Кто справился с заданиями без ошибок?

Молодцы. Ну а кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, мы только начали знакомиться с фразеологизмами и впереди нас ждут новые занятия, посвященные этой теме.

5. Работа с творческим заданием.

Следующее задание для самых смекалистых, т.е. для вас, ребята! Здесь фразеологизмы разбиты на отдельные слова. Соберите их (ответы на доске).

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся (водить за нос, спустя рукава, белены объелся )

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть (зарубить на носу, крокодиловы слёзы, в бирюльки..играть _ ____________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом (засучив рукава, голова идёт кругом, на седьмом небе) _____________________________________________________________________________________________

Молодцы, справились с заданием!

А теперь посмотрите на доску. Каждой группе я предлагаю выдвинуть гипотезу о происхождении Ф, который подчёркнут. Первой -……, второй - …….. и третьей. Предположите, что он может означать.

6. Итог урока. Рефлексия.

На протяжении всего урока мы очень трудились, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

Расскажите о своей работе на занятии, используя фразеологизмы. Можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 или словарём.

Русский язык удивительный, интересный и увлекательный.

Я желаю вам удачи в изучении русского языка. Ни пуха, ни пера вам!

Дополнительный материал

1. Дидактическая игра

Отгадать загадки.

    Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

    Оказаться в неловком, глупом положении.

    Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

    Его вешают, приходя в уныние.

    Не цветы, а вянут.

Ответы:

    Медведь на ухо наступил.

    Сесть в калошу.

    Мухи не обидит.

    Вешать нос.

    Уши вянут.

2. Отработка навыка

Сейчас мы проведём подобную работу. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните их. Объясните, что они обозначают.

Я посмотрю, какая группа быстро и точно справится с заданием. (текст на доске и у каждой группе на листах)

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались,
уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров
одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь
морочит голову.
У братишки
слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была-
ни в сказке сказать, ни пером описать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перечень фразеологизмов

Белая ворона

Пропустить мимо ушей

Не покладая рук

Покраснеть до ушей

Медведь на ухо наступил

Развесить уши

Ушки на макушке

Медведь на ухо наступил

Навострить уши

Больной вопрос

Брать под свое крылышко

Браться за ум

Остаться с носом

Встретиться нос к носу

Бросаться в глаза

Валиться из рук

Вбивать в голову

Водить за нос

Высунув язык

Зарубить на носу

Лезть из кожи вон

Задирать нос

Изо всех сил

Ломать голову

ни свет, ни заря

плясать под чужую дудку

как с гуся вода

тянуть кота за хвост

вставлять палки в колёса

вешать нос

крокодиловы слёзы

спустя рукава

ни жив, ни мертв

как снег на голову

ни в зуб ногой

в час по чайной ложке

уши вянут

знать назубок

на седьмом небе

мухи не обидит

сесть в калошу

голова идет кругом

одним духом

сердце не на месте

держать ухо востро

сидеть, сложа руки

не ударить в грязь лицом

вкладывать душу

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите фразеологизмы-антонимы и соедините их.

Жить как кошка с собакой Спустя рукава

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Хоть отбавляй

ЗАДАНИЕ 2.

Найдите фразеологизмы-синонимы и соедините их.

Голову морочить

Летать в облаках

Держать ухо востро

Сердце не на месте

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Держать ушки на макушке

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

    Пойграли, а теперь на доске висит схема гласных и согласных звуков, надо быстро и без ошибок поставить все буквы на свой места:

    ЗВУКИ (ДЫБЫСТАР)

СОГЛАСНЫЕ (ДАУЫССЫЗ)

ГЛАСНЫЕ (ДАУЫСТЫ)

    Задание командам. У вас на партах лежат бумаги с картинками, а внизу задание вместо точек написать пропущенные буквы:

ЧА.....НИК, ВОРО.....ЕЙ, ЛИНЕ.....КА, УТ....А, Ш.....РЫ, ПАР.....ТА, ДЕВОЧ....А, МАЛЬ....ИК, БАБУ.....КА, ДЕДУШ....А.

Выполнение физминутки

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

(Ф)Творческая работа

Упражнение «Соедини линиями»

Цель: закрепление программного материала по русскому языку.

Таблица вставляется в файл и по нему ученик фломастером проводит линии, согласно предложенному заданию. Задание можно усложнять по усмотрению учителя.


БЕГЕМОТ ЕЖИК

ПЕНАЛ КТО?

УТКА

КОРОВА ЧТО?

КАПУСТА

КНИГА

СЛОНИХА


Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;

Игра « Найди букву», например:

т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

Игра « Путаница»

Рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо)

А теперь пойграем в игру «Потопаем-похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет- потопайте ногами:

- Сначала приходит лето, а затем осень

Учебный год в школе начинается летом

Снег тает весной

Если сегодня понедельник, то завтра среда

В алфавите 33 буквы

Летом идет снег

- А теперь отвечаем на вопросы командам по очередности

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Азбука)

Вспомните греческое слово-отгадку:

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом не – молчат,

Нам загадки говорят, (Алфавит)

- Кто быстрее всех ответит на эти вопросы:

- Сколько в русском языке гласных звуков?(6)

- Сколько в русском языке гласных букв? (10)

- Сколько в русском языке согласных звуков? (36)

- Сколько в русском языке согласных букв? (21)

- Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

- Задание командам. Игра « Переводчик» У вас на партах лежат бумаги со школьными предметами, проговаривает слова, учащиеся повторяют.

парта-парталар- стол-стөлдер- доска- тақта- стул – орындық- шкаф – шкаф-

(И. Ф) Прослушай и продолжи

  • Это класс

    Что есть в классе?

    В классе есть................

ИГРА «Школьные принадлежности»

1. Это - Ваня. Помоги ему собраться в школу. Обведи предметы, которые ему необходимы. Соотнеси картинку и надпись.

Турнир "Знатоки русского языка"

Цель: Расширить знания учащихся о языке.

Задачи: проверить знания учащихся по русскому языку; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать у них любовь и уважение к русскому языку как языку межнационального общения.

Оборудование: загадки, скороговорки, картинки, карточки.

Ход игры

Учитель: Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Посмотрели на меня, улыбнулись, и с хорошим настроением принимаемся за игру.

I команда "Знатоки"

Девиз команды: " Учиться надо веселло, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться."

II команда "Умники"

Девиз команды: " На уроке не шуметь, время даром не терять, нужно многому учиться- это в жизни пригодиться."

Ученица -ведущая: Друзья, на конкурсе наш весёлый сегодня все мы собрались. Мы очень ждали этой встречи, мы посторались, как могли. Пусть быстрей кипит работа, сильней соревнование. Успех решает не борьба, а только наши знания.

"Разминка"

Вопросы для I команды: Вопросы для II команды:

1. Как называется наша область? 1. Президент РК

2. Сколько тебе лет? 2. Самое прекрасное слова на земле

3. Кто твой друг? (мама)

4. Самая маленькая птичка в мире? 3. Самая красивая птица (лебедь)

(колибри) 4. Лесной доктор (дятел)

5. Столица России? (Москва) 5. Что делаешь на уроке рисования?

6. На какой улице находится наша 6. Как называются все буквы русского

школа?(Мустафа Шокай) языка (алфавит)

7. Какая из нот не нужна для 7. Символ Астаны (Байтерек)

компота (соль) 8. Сколько букв в русском алфавите?

8. Желанный гость Нового Года? (33)

9. Пятый день недели? (пятница) (Иртыш)

10. Большая комната в доме? (Зал)

" Кроссвордный турнир "

Решите кроссворд.

Игра " Кто больше составит слов? "

Учитель: Бежала лиса, своим пушистым хвостом вильнула и все слава перепутала. Недаром говорят про лису: "Хвостом вильнет, все следы заметет". В этой игре выйгрывает тот, кто больше составит слов. (окно, кино, мороз, лыжи, море, ножи, груши, утки, ежи)

Игра " Кто что делает?"

Учитель бросает кубик ученику и называет профессию, а ученик отвечает, что делает человек этой профессии.

Для I команды Для II команды

Стройтель? (строит дома) Врач? (лечит людей)

Учитель? (учить детей) Певец? (поет0

Шофер? (водит машину) Космонавт? (работает в космосе)

Доярка (доит коров) Чабан (пасет овец)

Тракторист (пошет землю) Художник? (рисует)

Продавец? (продает) Банкир? (считает деньги)

Тестовые задания

Для I команды

1. Назови страну

А) Астана Б) Украина в) Атырау Г) Уральск

2. Сколько в сутках часов?

А) 20 Б) 24 В) 12 Г) 22

3. Какое из этих растений является фруктом?

А) яблоко Б) картофель В) капуста Г) чеснок

4. Как называется первый весений цветок?

А) роза Б) фиалка В) тюльпан Г) подснежник

Для II команды

1. Сколько месяцев в году?

А) 11 Б) 12 В) 13 Г) 10

2. Какой месяц год кончает?

А) январь Б) декабрь В) февраль Г) март

3. Где не надо рисовать?

А) в тетрадке Б) в книге В) в альбоме Г) на асфальте

4. Какой из этих продуктов не делают из молока?

А) сыр Б) творог В) сметана Г) конфеты

Игра "Составь слова "

Прочитайте слова по стрелочкам.

Скороговорки

Скворцы и синицы- Целый день цыпленок Цып

Веселые птицы. Возле курицы сидит.

Игра "Большая буква"

Если назову слова, которые пишутся с большой буквы, хлопните в ладоши один раз, а если с маленькой (строчкой) - топните ногой один раз.

Вася, собака, буратино, черепаха, Китай, медведь, Карлсон, Тузик, воробей, Ира, Король, Ульба, Костя, кошка, тигр, Золушка, Матроскин, Алатау, река, Америка.

Загадки Кто правильно отгадает?

1. Кто зимой холодный,

Бродит злой голодный (волк)

2. Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны

Есть у нее на ветках сушеные грибы (белка)

3. Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, кур крадет. (лиса)

4. Хозяин лесной

Снежной зимой

Под вьюжный вой спит в избе снеговой (медведь)

5. Глазищи, усищи,

Когтищи, хвостище

А моется всех чище (кот)

6. Хвост с узорами

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает (петух)

Что лишнее? Кто лишний?

Молоток, ножницы, машина, топор, игла.

Шофер, летчик, машинист, медведь, чабан, доярка.

Трамвай, троллейбус, компьютер, автобус, машина.

Папа, мама, дочь, сын, бабушка, врач, дедушка.

Учитель: Какой весенний праздник наступает? (8 марта)

Давайте все споем детскую песню " Пусть всегда будет солнце!"

Музыка А. Островского Слова Л. Ошанина

Ученик: Дорогие учителя, вы пришли к нам на урок, не судите уж так строго, коль понравился урок. Мы готовились усердно. прилагая все силы. Ведь вы сами нас учили грамотными быть везде. Вот настал момент прощанья- будет краткой наша речь.

Говорим мы: "До свиданья, до новых интересных встреч".

Учитель: Вот закончилась игра. Ребята, вы молодцы, хорошо подготовились к нашему конкурсу. На табло, жюри, взгляните и итог нам подведите.

После окончания игры проводится церемония награждения.