Возрастание роли философии в современном мире. Роль философии в обществе

Нужна ли философиясегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли? А в условиях сплошного потокаинформациии хронической нехватки времени не вытесняется ли она конкретнымзнанием? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало III тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояние биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществоми природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность прежде всего состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.

Философия как способ постижения мира

Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому являются и ежегодно проводимые во всем мире дни философии ЮНЕСКО, и последние Всемирные философские конгрессы, которые акцентируют внимание, как правило, на самых актуальных, жизненно важных для современного мира вопросах.

Так, ХХ Всемирный философский конгресс, состоявшийся в 1998 г. в Бостоне (США), был посвящен теме «Пайдейя. Философия в воспитании человечества», а на ХХI, состоявшемся в 2003 г. в Стамбуле (Турция), главной темой была «Философия лицом к мировым проблемам». Следующий, XXII Всемирный философский конгресс будет проходить в Сеуле (Южная Корея) в 2008 г. под общей темой «Переосмысливая философию с позиции современности».

Как видно уже из названий конгрессов, философия тесно связана с реальной жизнью и всегда направлена на осмысление наиболее актуальных проблем человеческого бытия. Именно поэтому отдельная (заключительная) глава настоящей книги будет посвящена важнейшей проблеме современности -глобализации и ее философскому осмыслению, как принципиально новой теме в философии. Другая тема, также заслуживающая особого внимания при обсуждении предмета и проблем философии, - ее роль и значение в деле воспитания, образования и становления человека как личности.

О воспитательной функции философии уместно сказать уже теперь, учитывая итоги широкого и всестороннего обсуждения этого вопроса на международном уровне, когда участники ХХ Всемирного философского конгресса обратились к этой теме, опираясь на богатый историко-философский материал, в том числе и на работы античных мыслителей.

Термином «пайдейя» (от греч. pais - ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности. Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемыобразования ивоспитания , философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философПьер Обенк , сделавший на бостонском конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к цивилизованной?» Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говоритПлатон , пайдейя открывает ему глаза.

Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд . Ссылаясь на авторитет Платона,Демокрита и других известных мыслителей,П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».

Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй -источник правильного суждения , а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считалАристотель , должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этогоПротагор , Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобыобучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Философия, ее предмет и назначение в современном обществе

2. Роль философии в современном обществе

3. Философия техники

4. Основные проблемы философии техники. Техника и этика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Способность мыслить, духовность, умение и стремление создавать предметы искусства - отличают человека от других живых существ живущих на планете. При этом ритм современного мира и современного общества заставляет человека быстро и беспрерывно действовать, принимать решения, совершать поступки, которые отражаются как на жизни самого человека, так и на жизни окружающих. Зачастую мы не находим время на то, чтобы вдумчиво оценить необходимость и последствия совершаемых действий.

В такие моменты особенно важно вспомнить о философском подходе к жизни. Определить, что же действительно важно для тебя, для окружающих, для общества в целом. Эти проблемы духовного выбора никогда не утратят своей актуальности, а значит, не утратит актуальности тема роли философии в современном мире. Особенно эти знания важны для специалиста в области естественных и технических наук, так как они позволяют ему не замкнуться на узкой специализации, а сформироваться в гармоничного, духовно развитого человека.

Целью исследования является доказательство актуальности философии в современном мире.

Задачами реферата является изучение современного взгляда на философию, на ее роль в современном обществе и на взаимосвязь философии и техники. Значимость изучаемой темы заключается в том, что философский подход к изучению окружающей среды, общества, общественных и политических явления является основой здравого и гуманистического управления.

Данная проблема изучалась и продолжает изучаться как философами, так и другими учеными на протяжении всего времени существования философии. При этом каждая эпоха дает свой ответ на вопрос о роли философии в современном мире.

1. Философия, ее предмет и на значение в современном обществе

Философия- древнейшая область знаний, которая возникла в середине первого тысячелетия до новой эры в Греции, Индии и Китае. Существует множество определений философии, которую рассматривают и как науку, и как духовное знание, и как мировоззрение. Но есть определения, данные давно, которые наиболее точно и емко отражают суть философии и ее значение, и которые не утратили своей актуальности в современном мире.

Так само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение, оно было введено в оборот Пифагором и в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». В этой связи характерно, что на Руси философию называли любомудрие.

Одно из самых кратких определений философии, данное Гегелем, определяет ее как квинтэссенцию, то есть самое главное, в духовной жизни человека.

Современные определения расшифровывают эти понятия. Так в современных словарях дано следующее определение. Филосомфия-- наука, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Однако сам термин мало говорит о содержании науки и требует определенного пояснения. Философия- совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру. Таким образом, любые изменения мира и в мире оказывают влияния на философию в целом.

Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И здесь каждый ищет ответы, приемлемые для него, важные для его восприятия действительности.

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично -- материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов. Они настаивают на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту и к любой концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией. Если развивать эту мысль дальше, то такая домашняя философия имеет бесконечное множество проявлений, так как каждый человек уникален и, следовательно, каждый имеет собственный взгляд на мир. Другими словами, каждый социализированный нормальный человек обладает жизненно-практическим миропониманием, мировоззрением. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако бывает, что человек сталкивается с проблемами, с которыми это его мировоззрение не справляется. Для их решения может оказаться нужным более высокий, критико-рефлексивный уровень мировоззрения. Именно на этом уровне находится философия, как наука.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму (Парадигма - это фундаментальная концепция, принятая в конкретном научном сообществе, в определенной области знания.), выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Таким образом, главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в жизни, дать ему представление о незыблемых принципах развития общества и человека. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

философия общество техника гуманистический

2. Роль философии в современном обществе

Роль философии определяется, прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Однако, рассматривая роль философии в обществе, следует помнить, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, иногда противоположное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в философии, прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Понимание истории, как важнейшее приобретение философии, резко изменило подход к философским проблемам. Это понимание обнаружило переплетение философских проблем с общественной жизнью, и показало, что поиск путей и средств их решения следует вести в реальной жизни.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Именно такой подход отводит философии значительную роль в решении глобальных проблем. Ведь в этом случае главная функция философии- формирование мировоззрения и оказание опосредованного влияния на процесс выработки практических решений.

Другими словами, философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности. А так как в основе любой человеческой деятельности лежит идея, то трудно переоценить значение философии именно в этом аспекте. Особенно это важно в современном мире, в котором технологии и вооружение, вставшие на службу негуманного мировоззрения могут не просто перекроить мировой порядок, но и полностью его разрушить.

Обобщающие теории философии принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания. Она формирует наиболее общие законы развития общества и природы. То есть философские подходы находят свое применение повсеместно и во всех областях современного общества и социума. Это, в свою очередь, дает возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам. Философия, учитывая цикличность истории, взаимосвязь событий, значение личности и ее ответственность перед обществом, помогает оберегать человечество от повторения ошибок.

Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия. А эти вопросы никогда не потеряют своей актуальности, так как не только каждая историческая эпоха, каждый общественный строй, каждая религия, но и каждый человек пытается найти ответы на эти вопросы.

3. Философия техники

Связь философии с различными направлениями культуры, религии и с гуманитарными науками очевидна. Именно философия дала основу всем гуманитарным областям жизни человека. Но мне, как будущему инженеру, интересна связь философии и техники. Есть ли она? Как философия влияет на развитие не науки в целом, а именно на технические науки, полезно ли это влияние?

Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается.

История становления современного человека связана с развитие техники, с усложнением и развитием различных технологий. Изначально в доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Технические умения передавались от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, тщательно оберегались от посторонних, передавались в качестве основного наследства, однако, чаще всего не получали высокой общественной оценки.

Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму, то есть использует всю совокупность фундаментальных научных установок и представлений, принимаемую и разделяемую научным сообществом и объединяющую большинство его членов на конкретном историческом участке времени. Этот подход обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества

Инженерное мышление становится не только наукой, но и своего рода философией. Оно формируется на машинной основе; оно рационально, выражается в общедоступной форме, имеет тенденцию к формализации и стандартизации, опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию, систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами, экономически рентабельно. Наконец, инженерное мышление имеет тенденцию к универсализации и распространению во все сферы человеческой жизни.

Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100-120 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Энергично же философия техники стала развиваться с 60-х-70-х годов прошлого столетия.

Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов (искусственно созданные объекты), создаваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности. Технический подход находится во взаимодополнительном отношении с естественно-научным подходом. В жизнедеятельности современного общества техника и технический подход имеют фундаментальное значение. Этим тривиальным обстоятельством объясняется необходимость философии техники.

Для дальнейшего изложения наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии. Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.

На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером.

На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.

Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса.

Если "революцию пара" от "революции электричества" отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

4. Основные проблемы философии техники . Техника и этика

Невозможно оспаривать необходимость технического прогресса. Он облегчает жизнь человека во всех сферах его жизни и даже продлевает саму жизнь. Высококлассный технический специалист ценился несколько десятилетий назад, цениться он и в наше время.

Не так давно клад техники в цивилизацию приветствовался безоговорочно. Казалось, что ее положительное значение неоспоримо. Однако в последнее время начало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники. Резко возрос интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В результате проблемы техники были переведены из узкотехнологических в разряд междисциплинарных. Здесь как раз и был использован философский инструментарий. В результате были выделены основные философские проблемы техники, среди которых выделим основные.

Основной проблемой философии техники является соотношение естественного и искусственного в жизни общества и человека. Технику можно рассматривать как проявление символического бытия человека. Как некое отражение жизни человека. Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Как выясняется, поставленный вопрос не имеет однозначной оценки. Так ряд ученых считают, через технику человек как бы отказывается от своего подлинного существования и что развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. С другой стороны техника "вооружает" человека, она делает его более сильным, быстрым, высоким. Но есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют человека в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни. Если допустить, что современный человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия человека. Факт символического бытия человека в его артефактах с философских позиций является, пожалуй, самым фундаментальным. Впрочем, нет оснований считать, что он изучается достаточно интенсивным образом.

Наряду с вопросом о различении естественного и искусственного в философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. Характерно в этом отношении клише "научно-техническое". Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. Однако в последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники.

Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития "нечто" из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с техникой, которая давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать -- лозунг искусственно-технологического подхода.

В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной научной созерцательностью, выглядит в нынешних условиях отнюдь не современной, а скорее архаичной.

К сожалению, в вузовских условиях всегда проще реализовать естественно-научный подход, чем искусственно-технический. Будущие инженеры внимательно изучают естественно-научные и технические дисциплины, причем вторые часто строятся по образу первых. Что касается собственно искусственно-технологического подхода, то его осуществление требует развитой материально-технической базы, которая во многих российских вузах отсутствует. Выпускник вуза, молодой инженер, воспитанный преимущественно на традициях естественно-научного подхода, не овладеет должным образом искусственно-технологическим подходом. Неэффективное культивирование инженерно-технического подхода -- одно из главных обстоятельств, не позволяющих встать России вровень с развитыми индустриальными странами. Эффективность труда российского инженера в несколько раз ниже эффективности труда его коллеги из США, Японии, ФРГ.

Еще одна проблема философии техники -- это оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Оценка техники не может проводиться иначе, как с опорой на идеалы. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми. Эксперт по вопросам техники в силу необходимости использования разнообразных знаний тяготеет к философии, к философским обобщениям. Он и есть философ, но не просто философ, интересующийся исключительно проблемами максимальной общности, а философ техники, представитель особой философской дисциплины -- философии техники. Современная философия приобретает все более технический характер.

В оценке феномена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка.

Их развитие приводится к этическим аспектам технической деятельности, которые заслуживают особого обсуждения, ведь человек может и склонен сделать больше, чем он имеет на то право. Техноэтика -- это заслон от технологических катастроф. Заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически отставая в нравственности. Правильный призыв к технику, инженеру гласит: не "Твори!", а "Сотвори добро!". Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.

Заключение

Современная философия не довольствуется понятийным постижением мира. Она руководит действиями человека, реализуя, таким образом, его мировоззрение. Это действие реализует философские ценности, каковыми являются, например, стремление к нравственному совершенству, свобода, справедливость, полезность.

На первый взгляд, философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Но это впечатление крайне обманчиво. Дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся, дает себя знать эффект преумножения, наложения философских идей на различные сферы жизни. Философская идея, овладевая умами правителей, находит свое воплощение во всех сферах жизни общества. В современном мире, наполненном многочисленными противоречиями и крайностями, особенно важен гуманистический философский подход в решении задач.

Изучения философии будущими инженерами, крайне важно. Так как в процессе миропонимания человек обобщает свои знания, достижения, навыки, умения. Придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом плане являются самыми смыслоемкими, основополагающими, а значит необходимыми для изучения в современном мире, в том числе и в технической сфере.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, над самим собой, над своими инстинктами. Ее назначение в обеспечении универсальных условий для совершенствования каждого человека в отдельности и общества в целом. Философия нужна нам для обеспечения самого лучшего состояния человечества.

Список использованной литературы

1. Электронный ресурс http://any-book.org/download/13814.html

2. Электронный ресурс http://eurasialand.ru/txt/kanke/124.htm

3. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с. -- (Мир энциклопедий).

4. Спиркин А.Г. Философия // Большая советская энциклопедия. -- Москва: Советская энциклопедия, 1977. -- Т. 27. -- С. 412--417.

5. Т. И. Ойзерман. Философия как история философии. Издательство «АЛЕТЕЙЯ». Санкт-Петербург, 1999.

6. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 4%D0% B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

7. Электронный ресурс http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/exam/ lectures/ ponjtie_fi151.shtml

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философия как наука, самая древняя область знаний, предмет и направления ее исследования, история становления и развития, место в современном обществе. Главные проблемы и функции философского учения. Содержание мировоззренческой функции философии.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2013

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Геоэкология как комплекс наук, отражающий различные аспекты биосферного развития. Проблема выживания человечества, загрязнения окружающей среды и разрушения биосферы. Философия и социальная экология, роль философии в решении экологических проблем.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Круг проблем философии, ее роль в обществе. Дофилософское мировоззрение и картина мира. Характер восприятия как основное отличие мифологического сознания от научного и философского. Предмет и метод философии. Место и роль философии в научном познании.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Философия и мировоззрение. Миропонимание, мироощущение, мироотношение. Предмет и функции философии. Философия и наука. Мифология и религия - истоки философии. Различные философские теории и дисциплины. Отрасли философского знания.

    реферат , добавлен 24.04.2007

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Определение предмета философии мыслителями разных эпох, разнообразие подходов. Основной вопрос философии. Дифференциация философских методов. Функции философии и их диалектическая взаимосвязь. Природа проблемы бытия. Соотношение философии и экономики.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Назначение философии. Античная философия. Онтология как учение об общих законах бытия.

    курс лекций , добавлен 24.04.2009

    Философия и наука. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность. Философия и культура. В этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит. Функции философии.

    статья , добавлен 09.09.2003

    Характеристика системы представлений правовых знаний в Древней Индии, ее особенности и отличительные черты, история развития. Место буддизма в современном обществе. Роль и место немецкой классической философии в становлении философии права как науки.

Философия: Учебник для вузов Миронов Владимир Васильевич

Философия в современном мире (вместо заключения)

Философия в современном мире

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия – это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего – продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально-научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра – онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин – политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко-философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока – в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно-философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео– и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде – межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать – конечно, с учетом всех реалий нашего времени – необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Из книги Философское автора Джин Нодар

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Кто умеет правильно говорить, - может правильно и молчать. Шломо Габирол Не известно - будет ли лучше, если всё будет по-иному, но всё должно быть иначе, если всё должно быть лучше. Георг Лихтенберг Говорят, что правильно думать - это думать о многих

Из книги САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ПРИЧИННОСТЬ автора Украинцев Б С

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Завершая книгу, следует высказать мнение философа об одном специальном вопросе, имеющем, как мы полагаем, большое теоретическое и практическое значение. Речь идет о разработке методов исчисления результатов целевого причинения в процессе

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

Заключение Философия в современном мире В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена

автора Канке Виктор Андреевич

Заключение. Философия в современном мире Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.Философия есть творчество в понимании человеком

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Тема 17 Философия в современном мире Философия является спутницей мировой цивилизации, её порождением и отражением. Это происходит потому, что человек даже в самые трудные периоды своего личностного бытия продолжает оставаться человеком, т.е. быть деятельным, ищущим,

Из книги Толпа, массы, политика автора Хевеши Мария Акошевна

Вместо заключения Как мы стремились показать в своем изложении, в социально-философской литературе XX век оценивается как век толпы, как восстание масс. Сама констатация этого явления, не говоря уже об оценке его, ставит вопрос о том, что же будет в этом плане дальше, как

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О многом шла речь в этой книге. Еще больше интересных и важных тем осталось по необходимости за ее пределами.Логика - это особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями, спорами и т. д. То, о чем говорит эта наука, знакомо и близко

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Перевод философских произведений Иоанна Петрици представляет необыкновенную трудность. Н. Я. Марр показал, каким образом пользовался Петрици ресурсами грузинского языка для передачи сложных оттенков философской терминологии античности. Вследствие

Из книги Искусство правильно мыслить автора Ивин Александр Архипович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О многом говорилось в этой книге. Но не случайно мышление называют «вселенной внутри нас». Охватить даже наиболее важные его особенности в одной книге, конечно же, невозможно. Большинство рассматривавшихся тем тяготеет к тому, чем занимается наука о

Из книги Этьенн Бонно де Кондильяк автора Богуславский Вениамин Моисеевич

Из книги Дени Дидро автора Длугач Тамара Борисовна

Из книги Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет автора Маяцкий Михаил А.

Вместо заключения Многое из того, что сегодня выглядит абсолютно неприемлемым у георгеанцев, они разделяли с университетским миром своего времени. Анахроничные параллели с современностью любил, как известно, и Виламовиц. Поэтому неудивительно, что два-три десятилетия

Из книги Истины бытия и познания автора Хазиев Валерий Семенович

Единичка (вместо «Заключения») Сколько помню себя, столько помню и единичку, которая играла в моей жизни преогромнейшую роль. Как только мне не доставалось от нее! Чего только не вытерпел из-за нее! Из-за страниц тетрадей, дневников, табелей - отовсюду, где только могла

Из книги Фрэнсис Бэкон автора Субботин Александр Леонидович

Вместо заключения Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

Вместо заключения. Торо в меняющемся мире ыне, когда Генри Дэвид Торо по праву стал рассматриваться в числе наиболее выдающихся представителей американской культуры, а его книга «Уолден, или Жизнь в лесу» повсеместно признана классическим произведением мировой

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

13. Вместо заключения В данной работе, я стою на позиции необходимости преобразования общества. Общество выступает для всех нас, зеркалом, отражением человека, своеобразным мерилом, критерием правильности наших собственных изменений. Мы должны действовать в этом

Как мы уже знаем, философия – это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно‑регулятивная и прогностическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую‑либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по‑прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего – продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально‑научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра – онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин – политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко‑философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока – в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно‑философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально‑научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно‑технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео– и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу‑бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно‑нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде – межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно‑практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по‑видимому, попытается вновь стать – конечно, с учетом всех реалий нашего времени – необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Евклид. Начала. М., 1949. Кн. 7–10. С. 9.

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1). С. 326.

Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 462.

Августин. Исповедь. Киев, 1980. С. 210.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507.

Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. I. С. 73.

Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83.

Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 272.

Декарт Р. Избр. произв. С. 428.

Декарт Р. Избр. произв. С. 448.

Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 498.

Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 447.

Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 52.

Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 3. С. 173, 176, 188, 193.

Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 409.

Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 193.

См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974‑1977. Т. 1. C. 201.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. С. 576.

Фейербах Л. Соч.: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 190.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 242.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. М., 1999‑2001. Т. 6. С. 222.

В предшествующие годы Шопенгауэр опубликовал две работы «О воле в природе» (1836) и «Две основные проблемы этики» (1840) и переиздал в 1844 г. свое главное произведение «Мир как воля и представление», дополнив его вторым томом с комментариями к первому.

Участие рассудка в восприятии позволяет Шопенгауэру говорить об «интеллектуальности» чувственного созерцания.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 2. С. 28.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 1. С. 188.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 1. С 224.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 214.

Там же. Т. 1. С. 331.

Шопенгауэр Л. Соч.: В 6 т. Т. 1. С. 348.

Там же. Т. 5. С. 10.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 6. С. 157.

Там же. С. 151.

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 301.

Там же. С. 573.

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 601.

Там же. С. 768–769.

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 763.

Там же. С. 766.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., Спб., 1914. С. 230.

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Спб., 2000. Т. 1. С. 96.

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 1. С. 103.

Там же. С. 103–104.

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. J. С. 118.

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 1. С. 137–138.

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 2. С. 327.

Там же. Т. 1. С. 138.

Джеймс В. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911. С. 185. Почти в то же время понятие «поток сознания» использовал А. Бергсон.

Джеймс В. Прагматизм. Спб., 1912. С. 93.

Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 498.

Джеймс В. Прагматизм. С. 9, 11.

Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959. С. 301.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 841.

Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1. С. 5.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. С. 72–73.

Там же. С. 22.

Там же. С. 56.

Logical Positivism. Ed. by A. J. Aier. L., 1959. P. 56.

Интенция, обращенная к прошлому.

Пример: воспринимаемый цвет – это ноэза; цвет как предмет интенционального акта – ноэма; действительный предмет, обладающий цветом, предстает перед мысленным взором при различной ориентации сознания то как ноэза, то как ноэма.

Как раз в продолжение этой традиции у экзистенциалиста Сартра, аналогично, – когда он пишет, что бытие другого открывает нам «взгляд» (его, этого другого, взгляд, разумеется), – речь идет о том, как, по каким признакам человек выделяет среди вещей весьма специфический объект – другого человека.

Husserliana. Haag, 1950. Bd. 1. S. 124.

Husserliana. Bd. 1. S. 155.

Husserliana. Bd. I. S. 154.

Husserl E. Die Krisis der europaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaenomenologie. Hamburg, 1977. S. 2.

Husserl E. Die Krisis der europaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaenomenologie. S. 4–5.

Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984. С. 453.

Сковорода Г. Соч.: В 2 т. М., 1973. Т. I. С. 437.

Ломоносов М. В. Избр. филос. произв. М., 1950. С. 93.

Там же. С. 356.

Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. М., 1991. Т. 1. С. 395.

Там же. С. 416.

Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. Т. 2. С. 98.

Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900‑1904. Т. 3. С. 240‑241.

Хомяков Л. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. Т. I. С. 213.

Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 242.

Киреевский И. В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 252.

Самарин Ю. Ф. Избр. произв. М., 1996. С. 431.

Там же. С. 436.

Самарин Ю. Ф. Избр. произв. С. 417.

Аксаков К. С. Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1881. Т. 1. С. 58.

Теория государства у славянофилов: Сб. статей. Спб., 1898. С. 25‑26.

Теория государства у славянофилов: Сб. статей. С. 44.

См.: Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М„ 1939–1950. Т. 2. С. 115.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990. Т. 28, кн. 1. С. 63.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 131.

Трубецкой С. N. Соч. М., 1994. С. 498.

См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2003. С. 111.

Леонтьев К. Я. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 129.

Аристотель. Соч.: В 4 т, М., 1975. Т. 1. С. 71.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 71.

См.: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 103.

Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 72.

Фрагменты ранних греческих философов. С. 515.

Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. С. 82.

Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999. С. 206.

См.: Топоров В. В. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 162.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 103‑104.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 228.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 258.

Гуревич А. Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 81–82.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии М., 1976. С. 327.

Gehlen A. Der Mensch, seine Natur und seine Stellung in der Welt. Bonn, 1955. S. 34‑35.

Jaspers К. Freiheit und Autoritat. Luzern, 1951. S. 12.

Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. Berlin, 1947. S. 31, 33.

Heidegger M. Sein und Zeit. Halle, 1929. S. 126‑127.

Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. S. 173.

Толстой Л. Я. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1934. Т. 58. С. 11.

Там же. Т. 41. М., 1957. С. 47.

Сорокин П. А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. С. 22.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 26.

В свое время К. Маркс, развивая европейскую традицию во взглядах на общество, высказал важное положение о том, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». В целом эта классификация выдержала испытание временем, хотя сама проблема выделения и понимания всеобщих сфер общества многими учеными решается по‑разному.

В предложенном выше историческом экскурсе мы опирались на книгу А. Б. Зубова «История религий» (М., 1977).

Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997. С. 278–279.

Бахтин M. М., К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986. С. 91, 95.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 104.

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 212.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 329, 149.

Положение философии в современном мире

Статус философии в современном мире многими исследователями оценивается неоднозначно. С одной стороны, она становится популярной и доступной из-за высокого уровня развития информационных технологий и уровня общения между людьми. Философский текст перестает быть редкостью. С другой стороны, философия может мешать меркантильным интересам современного общества , призывая к осмыслению глубинных основ мира и человеческой жизни.

Замечание 1

Современная философия – это не дело исключительно дело одного ученого-исследователя, но это широкий спектр обнаружения философских проблем и их решения. При этом философ здесь стремиться понять, что лежит в основе происходящих процессов в обществе и культуре посредством применения нестандартных методов познания.

Современная философия, как и другие гуманитарные и общественные науки, использует в своей работе междисциплинарные методы. Поэтому здесь так популярны философия культуры, философия моды, философская теология и т.д.

Роль философии

Современная философия продолжает линию осмысления специфики окружающего мира и общества. В рамках нее продолжает свое завершение направление постструктурализма и постмодернизма.

Современная ситуация в философии имеет следующие особенности:

  1. Исследование маргинальной культуры и ее артефактов.
  2. Недоверие к тоталитарному, всеобщему мышлению, фрагментация мысли.
  3. «Смерть автора», имеющая свое проявление в утверждении отсутствия всякого интеллектуального и текстологического канона.
  4. «Смерть субъекта», при которой познающий субъект перестает являться ментальным, интеллектуальным центром в научной деятельности.
  5. Концепт иронии как одного из главных принципов философствования, что выражается в использовании аллегорий, языковых игр и т.д.
  6. Совмещение философского и художественного текстов.

Разрешаемые задачи

Кроме описанного выше, в современной философии можно выделить ряд концептуальных проблем.

Эклектическая проблематика. Современная философия отказывается от поиска истины, она работает с интерпретацией традиции, исследует конкретные ситуации. Ее образом является не метанарратив, как в классической философии, а музей, случайное единство различных по своей сущности явлений.

Прагматизм. Истинность и значимость того или иного знания или технологического орудия признается, если это нечто способно быть реализовано на практике.

Агностическая проблематика. Она связана с квалифицированием любого вопроса философии как лингвистического вопроса. Всякая вещь и явление, по мнению современной философии, существует в сфере языка. Особенную популярность в связи с разрешением данной проблематики получает аналитическая философия, в общем, и концепция «языков игр Витгенштейна.

Политическая проблематика. Отвергаемый современной философией метанарратив понимается ею как проявление власти, унифицирующей, подчиняющей идее всеобщего индивидуальные особенности личности человека. Современная философия против этого, поэтому она стоит на позициях плюрализма. На практике это выражается в разработке нетрадиционных политических и общественных учений, в поддержке маргинальных социальных групп и т.д.

Для современной философии классическими являются понятия хаос, деконструкция, децентрация, ирония, цитата и др.

Положение систематической философии

Замечание 2

Ни одна из современных школ не вырабатывает проект систематической философии. Наоборот каждая из них стоит на позициях не допустимости этого. Причина тому релятивистские установки философии и фрагментация своего предмета исследования ею. Всех ближе в этом плане к классическому типу философствования будет стоять аналитическая философия.

В связи с этим, в современной философской мысли сложился принцип «мертвой руки», который означает неприятие традиции, ее теоретическое переосмысление. Кроме этого, отношение к традиции характеризуется следующими понятиями: цитата, интертекстуальность, пастиш и др.