Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения. Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Изучение проблемы процесса социализации, а также здоровьесберегающей среды как фактора социализации не теряет своей актуальности. Процесс социализации будет протекать успешно только если личность будет физически, социально и психически здорова. Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI в. она становится первостепенной. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Цель работы – выявить основные пути и направления деятельности социального педагога по организации здоровьесберегающей среды.

1) раскрыть определение и сущность социализации;

2) раскрыть понятие и сущность здоровьесберегающей среды;

3) проанализировать особенности семейной и школьной сред;

4) рассмотреть и проанализировать специфику деятельности социального педагога по предотвращению пагубного влияния условий среды на развитие ребенка.

Автором термина "социализация" считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса. Он впервые употребил этот термин в книге "Теория социализациии". Вслед за Г. Гуддинсом изучением процесса социализации стал заниматься американский психолог Т. Парсонс. В XX – XXI вв. процесс социализации рассматривался различными выдающимися психологами и педагогами. Важный вклад в изучение процесса социализации внесли А. В. Мудрик, В.С. Мухина, Г.М. Андреева, И.С. Кон. Здоровьесберегающая среда как фактор успешной социализации личности еще не достаточно изучена и нуждается в дальнейшей разработке.

1. ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

1.1 Определение и сущность социализации

В настоящее время нет однозначного толкования термина "социализация". В литературе чаще всего понятия социализации и воспитания выступают как родовые. Автором термина "социализация" считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса. Он первым употребил этот термин в значении "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни" в книге "Теория социализации" (1887). Вслед за Гуддинсом американский психолог Т. Парсонс предложил термин "социализация" для обозначения процесса "очеловечивания человека", т.е. "вхождения" его в общество, приобретения и усвоения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок на протяжении всей жизни. По мнению Парсонса, этот объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в обеспечении своего производства, развития и совершенствования. Социализация, как по содержанию, так и по средствам реализации является сложным процессом взаимодействия человека с окружающим его миром.

Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс; с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности включения в социальную среду. Содержания процесса социализации – процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения и самосознания. Процесс социализации может быть понят как единство изменений этих трех сфер. В работах В.С. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренних позиций человека, возникающего в онтогенезе.

Социализация ребенка – процесс сложный и длительный. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы ребенок принял и усвоил определенную систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, стал его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка оказывают влияние разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в социуме. Совокупный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и отвечает интересам общества. Таким образом, социализация, базируясь на воспитании, в свою очередь выступает определяющим фактором развития личности.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в подростковом и юношеском возрасте, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

1.2 Понятие "здоровьесберегающая среда"

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

· физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

· психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе;

· социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 % .

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:

· неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

· неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

· недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

· нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

· низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

· проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

· вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения. Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма.

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении. Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате 18 – 20 ◦C . Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами 6 ◦C, а между потолком и полом -- 3◦C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ◦C. В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом. Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции:

· Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

· Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

· В-третьих, питание – это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

1.2. Влияние семьи на социализацию

Семья – это особая атмосфера, в которой дети делятся с родителями своими заботами, мыслями, делами и новостями, это та педагогическая система, в которой ребёнок находится постоянно, поэтому каждый член семьи также постоянно осуществляет воспитание ребенка. Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. Ценность его в ликвидации психологической напряженности, эффективном восстановлении работоспособности и создании предпосылок для полноценной духовной жизни. Дух семьи, ее атмосфера предполагают любовное, доброе, заботливое, внимательное отношение друг к другу всех ее членов. Основа семейных отношений – оптимистическая, доброжелательная атмосфера, а также здоровая семейная обстановка. Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей рассмотреть легко, если дети вырастают в неблагополучных семьях. Гораздо труднее сделать это относительно тех "трудных" детей, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. Только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в "группу риска" позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Семьи эти различаются по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведения взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой отклонения в нравственном развитии ребенка, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешнее урегулированное отношение в таких семьях зачастую является своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают дефицит внимания, родительской ласки и любви из-за служебной или личной занятости супругов.

Для ребенка чрезвычайно важно внимание обоих родителей, и отсутствие отца в семье, зачастую, влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его настроение, делает его более замкнутым, впечатлительным и внушаемым. Достаточно частой картиной в семьях является отсутствие общения родителей с детьми или сведение его к минимуму. Это касается тех семей, в которых предпочитается, чтобы дети жили у дедушек и бабушек. Стремление молодых родителей в первые годы жизни их ребенка препоручить его воспитание бабушкам и дедушкам ведет к таким невозместимым потерям духовных контактов, которые складываются между ребенком и взрослым именно в это время.

Важным элементом педагогического общения является психологический климат семьи, который в совокупности со взаимоотношениями в ней образуют тот воспитательный фон, на котором осуществляется развитие и формирование ребенка. Родительское общение друг с другом должно строиться на понимании того, что супружеские отношения ежедневно становятся фактом воспитательного процесса в семье. Родительские отношения – это часть жизни ребенка, поэтому они влияют на него, формируют эмоциональное благополучие или, наоборот, дискомфорт, мажор или тревожность. Взаимоотношения в семье являются педагогическими, потому что они влияют на детей, формируя их психологический семейный микроклимат.

Крайне неблагоприятно оказывают влияние на здоровье ребенка и всех членов семьи конфликты. Конфликты в семье могут возникать между:

· супругами;

· родителями и детьми;

· супругами и родителями каждого из супругов;

· бабушками или дедушками;

· внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские раздоры. Супружеские конфликты характеризуются неоднозначностью и неадекватностью ситуаций. Иногда за бурными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью, наоборот, эмоциональный разрыв и ненависть. Основные подходы к разрешению конфликта заключаются в сотрудничестве, отказе, уходе, компромиссе и силовом решении. Тот либо иной подход нужно выбирать в зависимости от сложившейся ситуации. Конфликты должны носить конструктивный характер, а не деструктивный.

Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Это относится и к тем случаям, когда ссора, конфликт, негодование прямо не касаются детей, а возникают и существуют между супругами. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликт или просто плохое настроение одного человека переживались лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать.

Развод имеет негативные последствия. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее, чем для супругов. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

Семейная любовь – это не только чувства, но и определенный образ жизни, поведение всех членов семьи. На основе любви можно воспитать нравственное поведение. В семье недопустимо эгоистическое отношение супругов и детей. Неумение понять друг друга подрывает семейные устои, любовь. Глубина и искренность взаимоотношений между супругами определяет подлинную связь родителей и детей, ощущение ребенком своего места и в семье, и в мире в целом. В современной семье все большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений. В связи с этим должны повышаться требования ее членов друг к другу. Изменился критерий домашнего счастья и благополучия. Обязательными характеристиками семьи являются эмоциональное влечение, привязанность ее членов друг к другу. Если родители любят своих детей безусловной любовью, то они будут уважать себя, контролировать свое поведение, у них появится чувство внутреннего равновесия и душевного комфорта. Для ребенка очень важно, любят ли его родители. Он ощущает эту любовь через слова, поведение, даже взгляд, а еще в большей степени – через действия матери и отца. Таким образом, именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, здесь выявляются с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви и взаимопонимания, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в семейном воспитании – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Свердловской области

«Северный педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

поМДК. 01.01.Медико-биологические и социальные основы здоровья

специальность 44.02.04. Специальное дошкольное образование

Тема: «Здоровьесберегающая среда ДОУ. Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ»

Выполнил ст у дент :

Граждян М.А.

Преподаватель :

Селеменева Ю.В.

Введение

1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность

2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ

3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Заключение

Список литературы

Введение

Объект исследования - здоровьесберегающая среда.

Изучение здоровьесберегающей среды, как фактора социализации, не теряет своей актуальности. Процесс социализации будет протекать успешно только если личность будет физически, социально и психически здорова. Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI в. она становится первостепенной. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Цель работы - выявить основные пути и направления деятельности воспитательной работы по организации здоровьесберегающей среды

здоровьесберегающий образовательный профилактический заболеваемость

1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность

Здоровьесберегающая среда - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:

Морально-психологический климат;

Экологию и гигиену;

Современный дизайн;

Рациональный режим жизни, труда и отдыха;

Современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии» (см. Приложение № 1).

2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

Охрана и укрепление здоровья детей.

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском саду строится по н е скольким направлениям:

Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками

Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

3 . Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому, необходимо соблюдать:

Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

Рациональную неперегревающую одежду детей

Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Комплекс оздоровительных мероприятий

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

ь Утренняя гимнастика - 8.10

ь Точечный массаж в игровой форме

ь Постепенное обучение полосканию рта

ь Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 17.30 - 18.30

ь Оптимальный двигательный режим

ь Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем

ь «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)

ь Фитонциды (лук, чеснок)

ь Луковый напиток во время обеда

ь Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна

ь Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопии.

Заключение

Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Я считаю, что проведение комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении необходим в наше время. Как и медицинский работник, педагог обязан создавать для детей в детском саду окружающую среду, способствующую укреплению иммунитета воспитанников, крепкому физическому и психологическому состоянию здоровья.

В системе дошкольного образования педагогами широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные технологии. Наряду с перечисленными всё чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии». Однако, многими педагогами они воспринимаются лишь как комплекс санитарно-гигиенических мероприятий. В.Г. Каменская и С.А. Котова рассматривают здоровьесберегающие технологии не просто как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форму развития психофизиологических и социально-психологических возможностей каждого ребёнка.

Список литературы

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ -- М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. -- СПб.: Книжный дом, 2008

3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005.

4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. -- 2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2012

    Проблемы краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в исследованиях отечественных ученых. Анализ программ и учебно-методических пособий. Понятие, цели, задачи, место и роль краеведения в ДОУ. Формы и методы краеведческой работы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

    Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений. Педагогический коллектив и его состав. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников. Отделение срочного социального обслуживания (ССО). Задачи, стоящие перед отделением ССО.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2010

    Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Исследование и характеристика процесса обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий. Определение сущности здоровьесберегающей педагогики, как педагогической системы, основанной на разумном приоритете ценности здоровья.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017

    Неспецифическая профилактика острых респираторных вирусных заболеваний в детских дошкольных учреждениях. Разработка рекомендаций по организации закаливания в МДОУ п. Забайкальск. Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Основные отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях. Исследование нетрадиционных техник рисования и разработка коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Классификация дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью. Учреждения дошкольного, общего образования, их основные виды. Учреждения дополнительного и специального образования. Характеристики авторских школ, этапы деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2010

    Принципы государственной политики в области образования. Общие сведения об образовательных учреждениях, их основные виды и типология. Характеристика отдельных типов образовательных учреждений. Особенности учреждений дошкольного и общего образования.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений. Разработка образовательной модели. Новый организационно-экономический механизм. Эффективность реализации инноваций в образовательных учреждениях.

Тема 1.3. Организация здоровьесберегающей среды
«Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем». Л.А.Бокерия

План


  1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

  2. Оптимальный режим дня

  3. Обеспечение безопасной окружающей среды

  4. Принципы организации профилактических мероприятий в учебных учреждениях

  5. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

  6. Мониторинг здоровья обучающихся

  7. Организация здоровьесберегающей среды при работе с компьютером

  8. Здоровье и мобильный телефон

1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

^ Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

^ Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 %.

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:


  • неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

  • неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

  • недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

  • нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

  • низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

  • проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

  • вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.
Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма.

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18 – 20 ◦C. Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 ◦C, а между потолком и полом - 3◦C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ◦C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции:

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание – это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

^ 2. Оптимальный режим дня

Большое значение для сохранения здоровья в любом возрасте, в том числе и в зрелом, имеет умение рационально распределить время, т.е. правильно формировать режим дня.

Режим дня во многом определяется полом, тем, как распределяются домашние обязанности, профессией, трудовым ритмом, индивидуальными привычками. Однако в течение суток можно выделить основные виды деятельности практически любого человека.

К таким видам деятельности можно отнести:

Работу (учебу) вне дома - включая дорогу до места работы (учебы)

и обратно;

Работу по дому (приготовление пищи, уборка помещения, стирка, глажение белья, покупки, уход за детьми, помощь другим членам семьи и т.п.);


  • уход за собой (личная гигиена, макияж и т.д.);
свободное время (досуговое).

Среди них можно выделить виды деятельности, затраты на которые являются относительно стабильными и фиксированными. Так, оптимальным для большинства здоровых людей является 8-часовой сон; ежедневно каждому человеку необходимо уделять минимум 30 минут на физические упражнения, около 30 минут - на уход за собой; в условиях большого города на работу вне дома необходимо затратить не менее 11 часов. Таким образом, около 20 часов в сутки являются лимитированными. Оставшиеся 4 часа распределяются между свободным временем и работой по дому: их соотношение зависит от состава семьи, наличия детей, их возраста, состояния здоровья и других факторов. В связи с этим является целесообразным изучение затрат времени на выполнение различных видов деятельности в течение суток и правильное распределение времени между этими видами деятельности.

^ 3. Обеспечение безопасной окружающей среды

Важной проблемой остается поддержание безопасной окружающей среды, что связано с началом активной трудовой деятельности, ответственностью за окружение, поведением в повседневной жизни.

Потенциально опасные ситуации могут возникать:


  • в связи с выполнением профессиональных обязанностей, на работе;

  • в домашней обстановке;

  • вне дома.
При осуществлении трудовой деятельности человек может столкнуться с рядом неблагоприятных и/или вредных производственных факторов. Вредные производственные факторы могут привести к:

  • развитию профессиональных заболеваний;

  • временному или стойкому снижению работоспособности;

  • повышению частоты соматических и инфекционных заболеваний;

  • нарушению репродуктивного здоровья;

  • нарушению здоровья потомства.
Потенциально опасными производственными факторами могут быть:

А) физические факторы:


  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

  • неионизирующие магнитные поля и излучения

  • ионизирующие излучения;

  • производственный шум, инфразвук, ультразвук;

  • вибрация (общая и локальная);

  • аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

  • освещение: естественное (отсутствие или недостаточное) и искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, прямая и отраженная слепящая блеклость);

  • аэроионы;
Б) химические факторы:

  • вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты и др.);

  • вещества, получаемые химическим синтезом;

  • вещества, для контроля которых используются методы химического анализа;
В) биологические факторы:

  • микроорганизмы-продуценты;

  • живые клетки и споры;

  • патогенные микроорганизмы;

  • Г) факторы трудового процесса:

  • тяжесть труда;

  • напряженность труда.
Меры по обеспечению безопасности на работе:

  • строгое соблюдение предусмотренных правил техники безопасности на рабочем месте;

  • использование средств индивидуальной защиты при проведении работ с вредными производственными факторами.
Потенциально опасными дома могут стать:

  • средства бытовой химии;

  • лекарственные препараты;

  • некачественная пища (некачественные продукты, нарушения технологии приготовления пищи);

  • неосторожное обращение с огнем (при приготовлении пищи, курении и т.п.);

  • незнание точного расположения и устройства инженерных коммуникаций в квартире, доме (электропроводка, водопровод, газовая подводка);

  • стелющиеся по полу провода, стеклянные двери, незакрепленные коврики и другие предметы, способные привести к падениям;

  • осуществление хозяйственной деятельности в доме (мытье окон, полов и т.п.);

  • осуществление ремонтных работ;

  • электробытовые приборы;

  • домашние животные;

  • проникновение в жилище посторонних.
Этими ситуациями не исчерпывается список опасностей, требующих принятия соответствующих мер или соблюдения определенных правил.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности в домашних условиях:


  • хранить средства бытовой химии в строго определенном месте, в заводской упаковке, строго следовать инструкциям по их применению;

  • принимать лекарственные препараты после консультации с врачом, следить за сроками годности, не применять просроченных препаратов;

  • использовать в пищу только свежие продукты, хранить продукты в соответствии с условиями хранения, замороженные продукты размораживать только в необходимом количестве;

  • проявлять осторожность с сигаретами и спичками: не курить в постели, не выбрасывать непотушенные сигареты и спички; установить противодымную сигнализацию, приобрести ручные огнетушители; следить за исправностью электропроводки, изучить пути эвакуации;

  • изучить расположение кранов и рубильников инженерных коммуникаций, научиться перекрывать их в случае необходимости;

  • убрать стелющиеся и свисающие провода, закрепить коврики и половики, использовать в дверях небьющиеся стекла, обеспечить в доме хорошее освещение;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении домашних хозяйственных работ, ремонта: не пользоваться стремянкой в одиночку, использовать только соответствующее оборудование (щетку для мытья окон на длинной ручке, стремянку, а не стулья и т.п.); при мытье полов вытирать их насухо; использовать защитные маски при покраске;

  • не хранить дома неисправные электробытовые приборы, пользоваться только исправными и в соответствии с инструкцией;

  • иметь специальную посуду для кормления домашних животных, мыть руки после любого контакта с ними, сделать все необходимые прививки, не оставлять детей наедине с животными;

  • установить соответствующие двери, дверные и оконные запоры, замки, дверные цепочки, глазки или видеосистемы для наблюдения, сигнализацию; просить у незнакомых людей предъявления удостоверения личности, не держать дома большие суммы денег.
Потенциально опасными факторами вне дома могут стать:

  • позднее возвращение домой или выход из дома (на работу, за покупками, в аптеку и т.п.);

  • участие в демонстрациях, митингах, шествиях;

  • работа на приусадебном участке, в саду, огороде;

  • поездки в автомобиле, в том числе длительные;
занятия спортом, физические упражнения, активный досуг.

Список потенциальных опасностей, равно как и мероприятия по их предупреждению, перечисленными ситуациями не исчерпывается и может быть продолжен.

^ Основные мероприятия по обеспечению безопасности вне дома:


  • избегать пустынных мест и опасных районов, по возможности до говариваться о встрече с кем-либо из окружения, не садиться в попутный транспорт, не носить с собой большого количества денег и драгоценностей;

  • следовать правилам поведения в толпе (см. также раздел 2,5.8);

  • использовать защитные средства при использовании ядохимикатов, химических удобрений, учитывать направление ветра при работе с химическим веществами, строго следовать инструкции, использовать правильные позы при работе в саду, применять средства для переноски тяжестей;

  • избегать чрезмерного пребывания на солнце, использовать защитные средства против солнечных ожогов и перегревания (кремы, лосьоны, легкая одежда, солнцезащитные очки и т.п.), потреблять достаточное количество жидкости;

  • при поездках в автомобиле использовать ремни безопасности, соблюдать правила дорожного движения, при длительных поездках -иметь при себе все необходимое (аптечку первой медицинской помощи, достаточный запас топлива, минимальный набор инструментов, одежду и обувь для возможного пешего перехода, необходимые документы, телефоны для вызова аварийных служб и т.д.);

  • следовать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и занятиях спортом.

^ 4. Принципы организации профилактических мероприятий в учебных учреждениях

Известно, что одним из эффективных методов реализации программ укрепления здоровья является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, в учебных учреждениях. С одной стороны, это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом. С другой стороны, через образовательную среду проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации.

Школьные программы укрепления здоровья должны быть комплексными (Рис. 1.8) и включать в себя информирование, обучение, воспитание, мониторинг, формирование здорового образа жизни. В зависимости от содержания и задач программы в нее могут входить те или иные компоненты.

Многие при планировании профилактических программ, особенно касающихся репродуктивного здоровья, исходят из принципа "мы в свое время этого не знали!". Между тем если ребенку не сообщить информацию по интересующей его теме, то он сам найдет способ получить ее, зачастую в искаженном виде.

Между тем одного только информирования недостаточно для формирования здорового жизненного стиля. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно, возникает необходимость в участии психологов в подобных программах. Решение подобной проблемы требует комплексного подхода.

Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним не только сверстников, но и родителей и других значимых взрослых. Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (Рис. 1.9). Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни.

Следует помнить, что еще на этапе планирования профилактические программы должны проходить обязательное согласование. Какими бы безобидными ни казались программы формирования здорового образа жизни, все они направлены на изменения стиля поведения детей и подростков и, значит, затрагивают его психологическую сферу.

Обычно программы, направленные на формирование здорового образа жизни, должны быть согласованы с:


  • родителями (родительским комитетом)

  • педагогическим коллективом

  • департаментом образования территории

  • департаментом здравоохранения территории

  • Министерством образования и науки РФ

  • Министерством здравоохранения и социального развития РФ
Каждая согласующая инстанция, орган, имеет свои цели. Так, родители на добровольной основе определяют возможность участия их ребенка в профилактической программе; знакомятся со степенью, глубиной, объемом и способом подачи материала. Особенно это касается программ охраны репродуктивного здоровья. Сама возможность реализации подобных программ требует обязательного согласования с родителями, которые должны иметь возможность отказаться от участия ребенка в этих программах в силу личностных, религиозных или каких-либо других убеждений.

Педагогический коллектив рассматривает возможность проведения профилактической программы в данном учебном учреждении, выделяет материально-технические средства для реализации профилактической программы (аудитории, часы и т.д.).

Руководящие органы систем образования и здравоохранения могут выделять средства на реализацию профилактических программ, проводят внешнюю экспертизу, лицензирование программ, а также осуществляют общий контроль и руководство при проведении профилактических мероприятий.

Основная цель программ профилактики - формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение. При планомерной реализации этих программ будет происходить формирование ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей.

Чтобы повысить эффективность формирования здорового образа жизни, при планировании профилактических программ необходимо учитывать исходные знания целевой аудитории.

Так как программы профилактики, особенно охраны репродуктивного здоровья, могут противоречить личностным убеждениям детей и их родителей, то должна существовать разумная добровольность участия в профилактических программах. С одной стороны, если предложить подростку участвовать или не участвовать в подобного рода программах, то он, скорее всего, выберет "не участвовать", так как при этом от него требуется меньше усилий. С другой стороны, нельзя заставлять ребенка посещать занятия, если он или его родители считают, что излагаемый материал по каким-либо причинам неприемлем. Только при условии добровольности участия профилактические программы могут отвечать основному требованию медицины: "Не навреди!".

Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка

дипломная работа

1.2.1 Понятие "здоровьесберегающая среда"

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов . Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека--это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

· физическое здоровье - при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

· психическое здоровье - это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе;

· социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 - 55 %, состоянием окружающей среды - на 20 - 25, генетическими факторами - на 15 - 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 - 10 % .

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются :

· неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

· неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

· недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

· нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

· низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

· проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

· вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани .

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма .

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате - 18 - 20 ?C . Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами - 6 ?C, а между потолком и полом -- 3?C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ?C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции :

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание - это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей - роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

Возможности информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления

Для формирования креативности как личностного, а не только поведенческого свойства требуется специальным образом организованная среда. Так называемые «локальные» методики развития креативности (например, решение нестандартных задач)...

Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

Концепция модернизации образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения...

Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учащихся, сохранения их здоровья...

Здоровьесберегающая среда как средство сохранения здоровья детей раннего возраста

Здоровьесберегающая среда - это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания к благоприятной режим организации жизнедеятельности детей...

Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию...

Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни...

Информационно-программное обеспечение дизайнерских дисциплин

Современное образование вошло в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать...

Образовательная среда педагогического университета

Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние...

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (МАДОУ ДС № 1 "Белоснежка")

Художественно - эстетическое развитие 8.40. Музыка (в зале) Речевое развитие 8.50 Развитие речи Физическое развитие 15.50. Физическая культура...

Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении

здоровый образ жизнь учащийся Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. Образовательная среда - это среда, которая состоит из элементов...

Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения ...

Предметно-развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой . Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении...

Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая условия развития ребенка в контексте предметности культуры (В.И. Слободчиков)...

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений...

Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Игровое пространство ДУ, как здоровьесберегающая среда. Воспитатель: Самсонова Н.Ю.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам предметно - пространственной среды следует отнести: - морально-психологический климат; - экологию и гигиену; - рациональный режим жизни, труда и отдыха; - современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения. - современный дизайн;

Особенности личностно – ориентированной модели воспитания: - в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!» - содействовать становлению ребёнка, как личности; - обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру; - радости существования; - развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности; - знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

Помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства: -Уголок природы. -Познавательно – исследовательский центр. -Книжный уголок (речевой деятельности). -Центр дидактических игр и мелкой моторики. -Строительно – конструктивный центр. -Уголок изодеятельности. -Уголок театрализации и музыкальной деятельности. -Учебная зона. -Зона ПДД и гараж. -Уголок сюжетно – ролевых игр. -Зона для кукол. -Уголок уединения.

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья: - Личная гигиена. - Проветривание. - Влажная уборка. - Режим питания. - Правильное мытьё рук. - Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. - Полоскание ротовой полости после еды. - Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Предметно – пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития, который способствует: - Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни. -Воспитанию и развитию ребёнка в коллективе. -Развитию опорно – двигательного аппарата. -Развитию у детей организованности, инициативности. -Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками. -Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр. -Обогащению нравственно – эстетическими ценностями. -Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др. -Формированию личности.

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты: · мониторинг состояния развития; · определение уровня здоровья; · наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Утренняя гимнастика!

Двигательная деятельность!

Спортивные развлечения!

Спортивный уголок!

Подвижные игры!

Картотека подвижных игр.

Главная задача педагога – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников.