Журналистика как массово-информационная деятельность. Журналистика как средство информации

Введение

Все мы каждый день испытываем огромную потребность в поиске новой дополнительной информации. Журналистика взяла на себя ответственность регулярно доносить эту информацию до аудитории и, по-моему, неплохо справляется с взятой на себя задачей. Теперь, услышав слово «информация» - мы понимаем «журналистика», и уже два этих понятия почти неотделимы друг от друга, в связи с этим возник один общий термин «журналистская информация».

Объектом нашего исследования является журналистская информация, предметом - функции журналистской информации.

Цель - выявление функций журналистской информации.

1. Дать определение понятию журналистской информации.

2. Выявить функции журналистской информации.

3. Проанализировать функции журналистской информации.

Структура курсового исследования: состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и приложений.

В ходе нашего исследования мы проанализировали журналы «Эксперт», потому что это серьезное и деловое издание и «Огонек» - как одно из самых популярных и общенациональных журналов. В течение 2007 полугодия в каждом номере обоих журналов мы отслеживали рубрику «культура»: «Эксперт» с января - июнь и «Огонёк» с июля - декабрь.

Основными авторами, на чьи труды и мнения мы опиралась на протяжении всей курсовой работы, выступают: учебное пособие профессора МГУ Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», В.Л Цвика «Введение в журналистику».

Роль журналистской информации

Способы функционирования журналистики

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание - все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вступая в новую, современную, информационную эру увеличился интерес и потребность в овладении дополнительных знаний, отсюда рост значения СМИ. С.Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики. «Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта - социальной структуры внутри общества - агитационно-пропагандистская и организаторская; для третьего - личности - ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции. Учитывая то, какую роль изначально несет с собой журналистская информация, необходимо рассмотреть подробнее все «пространство функций». Исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В.И. Ленина: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. А однажды преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что их преподавательским составом было решено взять за основу лишь две функции - информационную и воспитательную.

В.Л. Цвик отказывается от партийно-советской прессы, где главными функциями являются: пропагандистская, агитационная и организаторская. В своих трудах за основу всех функций он берет информационну ю, термин «пропагандистской» функции у него заменяется на социально-педагогическую , отдельно выделяет функцию социального управления , непосредственно-огранизаторскую , вытекающую из организаторской, за развлекательную функцию выявляет - рекреативную , культурно-просветительскую , перетекающую из рекреативной и интегративную , как важнейшую функцию, которую выделяют многие исследователи.

Как мы видим, в современной журналистике каждый исследователь дает миру свое представление об общественных функциях СМИ, поэтому мы решили «подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации».

Т. о. мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций в трудах профессора Е.П. Прохорова, потому что у него дано наиболее понятное и точное толкование понятий каждой из функций. Он исходит из различных конечных результатов, сформировались следующие группы функций: идеологическая, культурно-образовательная, рекреативная, непосредственно-организаторская, рекламно-справочная и коммуникативная. Их мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте.

Информация - сведения о людях, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В журналистике информация - все продукты журналистского труда, передаваемые по техническим каналам в аудиторию. Не всё в СМИ создано журналистским трудом (например, художественные произведения).

Основные черты журналистской информации:

Социальный характер сведений

Сведения: социально-значимые и социально-интересные.

Первые важны для жизни общества, влияют на неё, активно участвуют в жизни страны, воздействуют на общественное мнение. За социально-значимые сведения вы несёте ответственность. Социально-интересные - сообщения о необычных событиях, людях с интересной судьбой. Журналистская этика рассматривает моральные проблемы защиты информации.

Документальность (подлинные события, реальные обстоятельства). Авторское домысливание ограничено. Слухи под видом достоверной информации распространять нельзя!

Актуальность информации.

Поступает периодически, непрерывно, регулярно.

Информация поступает через СМИ в особых формах и жанрах.

Журналистская информация универсальна, так как рассчитана на широкую аудиторию.

Массовая

Для самой широкой аудитории, общезначима и общедоступна.

Специализированная

Для определённого интеллектуального уровня, необходимы специальные знания и подготовленность.

Психологические закономерности восприятия информации.

В журналистском материале сначала содержится только потенциальная информация, так как она ещё не воспринята и не освоена аудиторией.

Реальная информация - которая уже проникла в аудиторию, осмыслена ею и породила изменения в сознании. В теории различают количественную и качественную информативность текста. Количественная информативность подразумевает объём усвоенной информации, она может варьироваться от 100% до 0%. Качественная информативность - содержание информации, её важность и значимость для читателей. Задача журналиста – стремиться к информационной насыщенности текста.

Качества реальной информации:

Новизна и небанальность сведений

Релевантность (уместность)

Декодируемость (понятность, доступность)

В период перестройки так же предъявлялись другие требования:

Комплексность (разноаспектный анализ явлений, событий)

Разномасштабность информации в издании (от глобальной до локальной)

Особенности информационного процесса в стране:

В нём участвуют журналисты, информационный продукт, аудитория.

Принцип взвешенной информации - поданной тенденциозно.

Новая коммуникативная ситуация в период перестройки - журналисты воспользовались возможностью говорить правду, изменились отношения журналистики и аудитории в информационном процессе. Теоретики (Шкондин, Ширяева) отмечают, что прежде эти отношения определялись как субъектно-объектные (журналистика – субъект, аудитория – объект воздействия)



Новые отношения - субъектно-субъектные. Аудитория, как активный участник информационного процесса имеет право на собственное мнение о фактах событий. Должен существовать выбор. Журналисты должны удовлетворять разнообразные информационные запросы аудитории, ориентироваться на её интересы, а не на указания сверху. Журналисты должны разделять факты и мнения, выражать подлинное общественное мнение.

Журналистика – один из видов человеческой духовной культуры.

Журналистика существует наряду с такими понятиями, как театр, кино, литература и т.д. однако, в отличие от них она является более живым, более народным, более особенным. Продукт журналистики воспринимается массовой аудиторией, и по силе своего влияния она не сравнима с видами культуры. Термин «журналистика» употребляется очень часто и довольно в разных сферах и аудиториях. Любой человек, по мере возможности, читает газеты, смотрит телевизор, слушает радио.

Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Термин «информация» произошел от латинского слова «information» - сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных.
Другими словами информация – результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом.
Следует отличать общеизвестный термин «информация» от общенаучной трактовки. Первоначально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. Различают некоторые понимания информации:

А. информация как собственность, товар (в соответствии с законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации») порождает «парную» ей предпринимательскую журналистику, для которой экономическая выгода является целью всей деятельности и главным ее двигателем.

Б. информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах (согласно тому же закону) воплощается в журналистике, представляющей собой поток фрагментарных фактологических сообщений («голые факты»).

В. Информация как порождение бурно прогрессирующей техники и информационно-коммуникативных технологий побуждает рассматривать журналистику исключительно в системе массовых коммуникаций, где циркулируют так называемые информационные продукты, но не плоды творческой познавательной и духовно-созидательной деятельности человека.

Г. Информация как знание соотносится с журналистикой размышлений, анализа, поиска взаимосвязей между разрозненными фактами. Пресса выступает в качестве средства познания мира и орудия самопознания в руках общества и человека.

Д. Информация как явление духовной жизни, как «приращение» интеллектуального и нравственного потенциала человека наполняет собой такую журналистику, которая выражает и усиливает этот потенциал – на уровне отдельной личности, нации, той или иной цивилизации. В данном понимании она тесно взаимодействует с наукой, художественным творчеством, моральной сферой культуры.

Все названные качества информации так или иначе проявляются в прессе.

Журналистка создается главным образом журналистом или коллективом журналистов, а также в ее создании активно участвуют материально-технические части.

Таким образом, журналистика – а) это сложное многосоставное явление. В ее создании, функционировании задействованы коллективы (редакции) и материально-технические части. б) это демократичная форма сред всех видов человеческой культуры. Ее продукт понятен и доступен.

Основными задачами журналистики являются подготовка информации и доведение ее до аудитории. Конечный результат и его эффективность прямо зависят от подхода и выполнения поставленных задач журналистом.

Информация должна быть социально-значимой, а также современной, новой. Именно такая информация воздействует на мышление, духовный мир человека и вызывает определенные реакции. Таким образом возникает живая, тесная связь между журналистикой и людьми. На этой основе формируется воспитательная функция журналистики. В наше время она многократно усиливалась. Идет война между прогрессом и регрессом. В процессе технического развития (несколько лет тому назад) информативность сыграла большую роль в функционировании душевного настроя воюющих сторон. А в наши дни это еще раз ярко проявляется в собраниях, связанных с Украиной. Каждый раз журналист своим произведением влияет определенным образом на сознание массово. Это влияние может быть, как позитивным, так и негативным. Журналистика в отличие от художественной литературы, театра, кино непосредственно имеет отношение с живой современной действительностью. Любое журналистское произведение создается на основе какого-то конкретного жизненного материала, т.е. имеет документальную основу. Журналистика создает историю современности. Она функционирует вместе с обществом, исторической действительностью и видоизменяется вместе с ними. В то же время основные внутренние ее законы (жанры, стили) имеют устойчивость, репортаж. Это творческая профессия. Реальная действенность или документальность сами собой не становятся журналистским произведением.

Посредством информации журналистика формирует личностные и гражданские качества человека: воспитание патриотизма, гуманизма, труженика – одна из основных задач журналиста. Журналистские публикации по содержанию, качеству всегда связаны с личностью самого журналиста. Позитивный журналист так или иначе в своем произведении создает позитивные моменты в деятельности современника. Любая журналистская информация всегда имеет человеческий смысл. Таким образом она является одним из видов человеческой духовной культуры.

Журналистика – синтетическое явление. Это продукт интеллектуальной творческой деятельности, коллектива журналистов и материально-технической части, несущей в себе определенную информацию о мире, человеке, прежде всего о современности.

Самая общая и главная задача журналистики – создать и донести информацию в массы. Она может быть разной, но должна быть обще-интересной, современной, прогрессивно содержательной. Любая маленькая заметка содержит в себе определенное содержание и воздействует на человека и массы. В большом круге создателей журналистики в центре стоит журналист.

Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом. Как это следует понимать?

Понятие информации. В некоторых учебных пособиях, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются утверждения о том, что понятие «информация», мол, говорит само за себя:

информировать - значит сообщать. В действительности дело обстоит совсем не так просто. Профессиональный журналистский термин «информация» не укладывается в понятийный аппарат целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изучения. Это относится, например, к математике и лингвистике, биологии и семиотике и т.д.

Познакомимся с общенаучной трактовкой информации. Первоначально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С серединыXX в. информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатываются специальные научные дисциплины, занимающиеся различными аспектами информационного процесса (теория информации, кибернетика и др.), им посвящены изыскания крупных отечественных и зарубежных ученых. Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» - информациология. С точки зрения ее создателей, не столько бытие определяет сознание (один из фундаментальных философских постулатов), сколько сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает задача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Кстати сказать, среди направлений развития информациологии называются, помимо прочего,

журналистика, радио, телевидение, издательская деятельность .

Существует несколько подходов к анализу информации, в частности статистический и смысловой. В первом случае главным объектом внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. В качестве иллюстрации заметим, что именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирована в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Появление на газетной полосе одного печатного знака соответствует одному биту, секундное вещание в эфире - одному боду, половина машинописной страницы - одному К, четыре газетные полосы большого формата - 114 К и т.д.. При необходимости в подобных единицах можно выразить информационную насыщенность отдельного репортажа, годовой подшивки газеты или, скажем, вещания телекомпании в течение года. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, использование новых носителей информации сулит прессе огромный выигрыш в оперативности. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход не может выступать в качестве единственного при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку заметок и проблемную статью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.

Человек оценивает прежде всего смысл происходящего в окружающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоциями, продуктами интеллектуальной деятельности.

Социальная информация. Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.

Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

В XX в. много говорится об информационном взрыве. К тому моменту, когда ребенок, родившийся в 1980-е годы, окончит институт, поток сообщений в окружающем его мире возрастет в четыре раза, через 50 лет - в 32 раза. Этот процесс естествен для развития цивилизации. Он, конечно, объясняется не тем, что активизировались силы природы, а тем, что усиливается познающая и преобразующая деятельность человека, совершенствуются средства и способы передачи сообщений, а производство и распространение информации превратились в преуспевающую отрасль экономики. По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не затрагивают рынок коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами.

Добавим, что эти тенденции складываются не случайно а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода Мир вступил в стадию развития, которая называется информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как гос- подствовавшие прежде ресурсы (природные, людские технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым ин формационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют залог ее влияния в мире а владение знаниями и средствами их приобретения Соответствен но мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов» Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями В мировой практике принято оценивать ее по числу компьютеров мобильных и обычных телефонов, телевизоров и других подобных технических средств на 1000 жителей. По данным редакции французской газеты «Le Monde» («Монд»), в конце 1990-х годов сложилась динамичная картина лидерства стран (табл 3)

Приведенные данные свидетельствуют о неравномерности распределения информационных технологий. В целом первенство принадлежит США, хотя по отдельным показателям (например по количеству мобильных телефонов и подключений к Интернету) лидируют представители Скандинавии. Есть государства, которые почти по всем показателям занимают верхние строчки

Т а б л и ц а 3

Лидерство стран в сфере информации

(по числу информационых технических средств на 1000 жителей)

Ранг в мире Телефоны Мобильные телефоны Компьютеры Телевизоры Интернет (число подключений)
1. США 2. Финляндия 3. Норвегия 4. Дания 5. Швеция 6. Канада 13. Германия 14. Великобритания 15. Япония 20. Франция 23. Италия 35. Россия 1. Швеция – 683 2. Дания – 604 3. США – 602 4. Швейцария – 597 5. Канада – 575 10. Франция – 547 14. Великобрита- ния – 489 15. Германия – 16. Япония – 480 22. Италия – 429 32. Россия – 162 1. Швеция – 265 2. Финляндия – 3. Норвегия – 261 4. Дания – 241 5. Австралия – 218 8. США – 150 12. Канада - 114 13. Великобри- тания - 106 14. Япония – 101 15. Италия – 91 20. Германия - 29. Франция – 34 Россия – нет данных 1. США – 350 2. Швейцария – 290 3. Австралия – 270 4. Канада – 250 5. Норвегия – 250 9. Великобрита-ния – 200 13. Германия – 16. Франция – 150 18. Япония – 140 19. Италия – 120 35. Россия – 10 1. США – 790 2. Канада – 650 3. Япония – 641 4. Франция – 580 5. Дания – 550 6. Германия – 550 16. Италия – 450 16. Великобрита- ния – 450 20. Россия - 379 1. Финляндия – 43 2. Исландия – 33 3. США – 23 4. Норвегия – 22 5. Швеция – 19 7. Канада - 17 12. Великобрита- ния – 8 15. Германия - 6 21. Франция – 2 22. Япония – 2 25. Италия - 1 35. Россия – 0,1

таблицы Но есть и такие, где преимущественное развитие получил какой-либо один вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно назвать «телевизионной» страной, а Исландию - «интернетской» Наконец, судя по этим рейтингам, насыщенность страны новейшими средствами связи совсем не зеркально отражает действительный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в современном мире. Например, Германия Япония, Великобритания не входят по приведенным в таблице показателям в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие и чрезвычайно влиятельные державы. Перед нами, таким образом еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том, что информационное общество

Это «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в западных, да и в российских исследованиях как только технологический прорыв в глобальных информационных сетях».

С этими комментариями надо воспринимать положение нашей страны в подобных рейтингах. Россия в 90-х годах на целые порядки уступала ведущим информационным державам. Но в дальнейшем, благодаря высоким темпам модернизации систем связи, разрыв год от года стал заметно сокращаться. Поставщики электроники рассматривают российские пространства как неисчерпаемый рынок продаж новейших средств коммуникации, который они осваивают самым энергичным образом. Однако у нас в стране процесс информатизации имеет специфику, которая не свойственна большинству территорий в Европе: преобладающая часть новейшего компьютерного оборудования сосредоточена в столицах - в Москве и в меньшей степени в Петербурге, тогда как в отдаленные провинции оно проникает несравненно медленнее. Устранить этот дисбаланс способна целенаправленная государственная информационная политика, о необходимости которой настойчиво говорят специалисты.

Своеобразным эскизом такой целостной политической концепции национального масштаба можно считать доктрину информационной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные национальные интересы в сфере информации. К ним относятся:

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;

Информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи;

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Таким образом, сфера социальной информации предстает перед современным человеком как целый мир явлений и отношений, развивающийся по сложным нелинейным законам и изобилующий специфическими ценностями, противоречиями, загадками. Коренной проблемой для потребителя информации является ееотбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того гигантского массива сведений, которые ежесекундно возникают вокруг них. Так, в среднем аудитория успевает познакомиться с четвертой частью газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радийного вещания. Необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может существовать в этом мире.

Потребность в информации определяется социальной ролью человека, его обязанностями и образом жизни. На основе потребности формируются информационные интересы - стремление получить именно те сведения, которые нужны для выполнения социальных ролей и конкретных задач. Чаще всего потребитель осознает, в чем он нуждается для достижения той или иной цели, и свой поиск ведет с ориентацией на определенные результаты. Но интерес существует и в том случае, когда сам потребитель не может его точно выразить, - он проявляется объективно в поведении людей.

Более всего конкретны и понятны самому человеку мотивы обращения к тому или иному каналу информации. Мотивы подразделяются на истинные и ложные, первостепенные по значимости и второстепенные и т.п. Среди них - авторитетность источника сообщений, престижность обладания ими, привлекательность формы их подачи, их полезность и др.

Потребности, интересы и мотивы предопределяют ценность информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Существует большая совокупность критериев оценки. Назовем некоторые из них.

Новизна: сообщение, уже известное потребителю, не заинтересует его повторно; вряд ли, например, одну и ту же хронику событий читатель станет изучать по разным газетам. Достоверность:

она понимается как точность (степень приближенности к реальному прототипу сообщения) и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего). Доступность: радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как балетный спектакль для незрячих или философская дискуссия в детском саду. Своевременность: запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценности и не приносит помощи тонущему судну; с другой стороны, преждевременная детализация плана работы на длительную перспективу мешает применять его в неожиданных ситуациях, которые непременно возникнут. Соответствие запросам потребителя: кроме того, что аудитория может не испытывать нужды в данной информации, она бывает и не настроена психологически на восприятие новых фактов - великие мыслители и художники, как бы обгонявшие свое время, часто не находили прижизненного признания.

Удовлетворяя перечисленным критериям, социальная информация одновременно подчиняется главному требованию: она эффективна тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему. В более узком, прагматическом измерении ценность сведений, которые необходимы конкретному потребителю, имеет денежное выражение. Согласно российскому законодательству, информационные ресурсы являются собственностью - государства, организаций, частных лиц и т.д., и, значит, собственник может устанавливать плату за их использование. Это, кстати сказать, довольно обычная ситуация при сборе репортерских фактов. Так, немецкий еженедельник «Бунте», по сообщениям печати, заплатил 250 тыс. марок за эксклюзивную съемку свадебных торжеств знаменитого автогонщика М. Шумахера.

Значение социальной информации обусловлено прежде всего потребностью общества в саморегулировании. Социальный мир представляет собой сложнейшую систему, внутри которой каждый элемент взаимодействует с множеством других элементов. Взаимодействие предполагает налаженную связь, оперативное информирование о намерениях и действиях составляющих частей системы. Как утверждал специалист по управлению большими системами Н. Винер, «сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации». Для понимания роли информации в социальном регулировании можно воспользоваться аналогией с железной дорогой. Даже непосвященный наблюдатель осознает, что без четкой службы оповещения возникнет хаос, который неизбежно приведет к полной остановке движения. Главной фигурой на дороге является диспетчер, который держит в руках всю текущую информацию. В научной литературе такой диспетчер называется субъектом управления.

Субъекты управления находятся в постоянной связи с объектами, для чего создаются специальные службы, средства, каналы информации. Сообщения передаются не только свеху вниз. Не менее существенны встречные связи: от объекта к субъекту. Деятельность органов управления во многом определяется характеристиками объектов их влияния: их структурой, наличием препятствий для выполнения команд, готовностью функционировать в заданном режиме, ходом исполнения программы и т.д.

Эти общие положения должны уточняться с учетом конкретных ситуаций и специфики участников взаимодействия. Информациооные службы резко отличаются друг от друга в зависимости от того, насколько активным бывает их участие в принятии решений, оценке положения дел, контроле. Немалое значение имеет и специализация по видам передаваемой информации. Нельзя ставить в один ряд ведомственную статистику, каналы сообщения производственно-технологических данных и публицистику.

Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не неужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля – науку.

Несомненно, что журналистская информация является социальной. Более того, она по своей значимости и распространенности, может быть, “самая социальная”. Неслучайно в США в 1990-е годы открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и спортивные, и прочие известия. Если ограничиться констатацией тематической пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости материалов. Особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях.

Коренная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, “человеческая” сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных и политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже много лет назад исследователям прессы было ясно, что “новость – чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является… Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт вне отношения к

читателю и к другому факту есть просто событие».

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и критериев полезности, и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеологическое и управленческое начала. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского творчества - именно так, одним сложным словом обозначается единство двух названных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение черт, присущих журналистской информации, на две группы носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.

В духовном отношении она характеризуется идейной насыщенностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от первого лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому пример. В романе Ф. Достоевского «Бесы» автор заявляет: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более пристрастное, идейно насыщенное произведение, чем «Бесы». Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно сказать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выражении социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценоч-ность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующих разделах учебного пособия. Однако уже при изучении данной темы надо обратить внимание на то, что его нельзя понимать как простой и однозначный. С одной стороны, любое исходящее от человека сообщение о социальных явлениях принципиально не может существовать без какого-либо «следам взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов совсем не обязательно должна выражаться в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и честность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в умении соединить два этих начала.

Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто актуальны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативностью. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, - вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории - и в этом его отличие, например, от устного общения, более характерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250-300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные требования профессионально-творческого порядка. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного развития - достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Журналист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов» - такой автопортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондрашов.

В связи с тем что многих студентов привело в журналистику увлечение литературным творчеством, надо провести отчетливую границу между репортерским и художническим подходами к сбору фактов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гранин вспоминал, что вместе с ним путешествовала опытная журналистка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впоследствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересовало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ увиденного. Но если расчет на память сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение действительности в угоду авторской фантазии идет вразрез с законами и этикой журналистики. Из уст кинорежиссера С. Соловьева, снявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие признания: «Я был во французском имении Тургенева, и оно на меня не произвело ни малейшего впечатления. В Чехии мы нашли куда более убедительное для легенды место». Для корреспондента подобное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху.

Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внимания специалистам, ученым, художникам, способным более обстоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оперативности служит использование в текстах СМ И таких слов, как «вчера», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телевидению.

Журналистике присуща особая краткость материалов. Экономное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции. «Это не роман - места мало, времени мало, читают на ходу» - так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В "Последних известиях" две минуты - это подвал в газете, четыре минуты - полоса», - образно говорил создатель радиопрограммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться тематической универсальности каждого выпуска и отразить в нем весь мир.

Одновременно журналистика отличается аналитичностью подхода к событиям. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности современной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лавины разнообразных фактов. К ней в полной мере относятся слова писателя Л. Леонова, который как-то заметил, что литераторам надо интересоваться наукой, учиться у нее точности мысли и языка, ведь каждое произведение - это «операция на мозге». Проникновению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации. Изо дня в день пополняя знания и представления аудитории по вопросам ее бытия, журналистика дает ей комплексное видение предметов общественного интереса, помогает ощущать свою причастность к огромному социальному миру. Не случайно, например, один из видных современных политиков, Дж. Андреотти, в течение сорока лет вел персональную колонку в итальянской газете «Эуропео», несмотря на занятость государственными делами: регулярное обращение к читателям незаменимо по силе своего воздействия.

Многоплановые характеристики прессовой информации совмещаются благодаря профессиональному мастерству работников редакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Новаторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... - писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. - Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально выполненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы личности автора - его интеллекта, одаренности, психического состояния, даже пола и возраста.

С другой стороны, значительная доля журналистской продукции производится в результате коллективных усилий, а то и методом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на Американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Корреспондент «Литературной газеты» И. Хуземи, попав на стажировку в Аргентину, с удивлением для себя наблюдала за распределением функций редакционных сотрудников: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и только узкий круг ответственных редакторов пользуется привилегией выражать мнение газеты в редакционных статьях.

Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью - здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех основных условий... главное - последнее: без него, без любви к предмету, нет произведения искусства».

Итак, журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.

Типология и система СМИ

В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы профессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усвоить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).

Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновленные редакции опирались на многолетний опыт своих предшественниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «старых» изданиях. Подобным образом относительно новая для России деловая пресса (газеты «Коммерсанта», «Экономика и время», «Деловой Петербург» и др.) обязана своим появлением и успехом возрождению в России предпринимательства и формированию спроса на деловые издания. Однако потребовались еще, с одной стороны, инициатива конкретных издателей и журналистов, увлекшихся этим видом прессы, а с другой стороны - выдающиеся образцы деловых изданий, формировавшиеся в течение последнего столетия: «Financial Times» в Великобритании, «Wall Street Journal» в США, «Neue Zrcher Zeitung» в Швейцарии и др.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные в учебниках 1960-1980-х годов, не полностью соответствуют реальному состоянию российской журналистики.

Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизапии, какие из них важнее - то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п. В учебном издании мы не касаемся этих дискуссий. Наша задача - сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структурировать его, а попутно через призму классификации проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях.

Каковы же они -параметры типологизации?

Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. Подчеркнем, что за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провинции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. Таковы, к примеру, издания петербургского холдинга «Калейдоскоп», которые расходятся более чем в 100 городах России, стран СНГ и Балтии. И наоборот:

некоторые столичные издания имеют крайне узкий ареал распространения.

Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транснационального (или наднационального). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназначенных для разных континентов. Созданная недавно телекомпания «Всемирный русский канал» рассчитана на 200 млн зарубежных граждан, говорящих по-русски, и с помощью организации спутниковой связи «Евтелсат» должна приниматься на территории всей Европы.

Следующий уровень - общенациональные СМИ (для нашей страны - общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части. Данный критерий исключительно значим не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях. Для примера сошлемся на федеральное законодательство о предвыборной агитации. Оно определяет особый порядок действий для СМИ, имеющих общенациональный статус. К ним относятся организации телерадиовещания, передачи которых уверенно принимаются в половине и более субъектов федерации, и периодические печатные издания, которые распространяются в тех же пределах.

По старинке такие СМИ все еще нередко называют центральными. Однако в советское время это слово несло в себе специфический, не только географический смысл. Отражая принципы устройства государства и управления, печать действовала как иерархическая система. Слово центральной «Правды» воспринималось на местах как голос верховной власти, критику недостатков, например в области, надо было понимать как указание исправить положение дел, областные же или тем более районные газеты не имели права критиковать действия всесоюзных органов управления. К тому же вышестоящие издания сами выступали в роли руководящих инстанций по отношению к нижестоящим: с этой целью использовался специальный механизм - публикация обзоров печати. С изменением системы власти и управления, а также с утратой журналистикой полномочий официального рупора власти понятие «центральная газета» изжило себя.

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

  • различную типологию видов информации;
  • специфику информации по видам человеческой деятельности;
  • специфику информации в зависимости от способа передачи и восприятия;
  • специфику восприятия визуальной информации;
  • специфику восприятия вербальной информации;

уметь

  • использовать в журналистской практике различные свойства информации;
  • использовать в журналистской практике преимущества одного вида информации перед другими;
  • учитывать в журналистской практике различия в восприятии аудиторией различных видов информации;
  • соединять вместе коммуникационные преимущества различных видов информации в процессе коммуникации;

владеть

  • навыками использования различных видов информации в зависимости от ее свойств и потребностей аудитории;
  • приемами, подчеркивающими преимущества одного вида информации перед другими.

Ключевые слова: виды информации: вербальная, визуальная; канал передачи; аудиовизуальная информация; СМИ; аудитория; каналы восприятия.

Перейдем к рассмотрению существующих видов информации. В теории и практике журналистского творчества сегодня приняты следующие варианты классификации информации.

Первый вариант: по способам восприятия. Соответственно информация может быть визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной, вкусовой. Что соответствует пяти органам чувств любого полноценного человеческого индивидуума. Однако заметим, что современная система СМИ использует по преимуществу только визуальный и аудиальный каналы распространения информации. Эксперименты с глянцевыми изданиями, повышающими качество бумаги и снабжающие отдельные выпуски модных журналов минифлаконами с пробными духами, не в счет.

Второй вариант: по формам представления. Информация может выпускаться вовне в виде текстов, чисел, графических изображений (рисунков, схем, карт), звучащей музыки. Кроме того, для коммуникации может быть использована комбинированная информация.

Третий вариант: по общественному значению. Тогда можно характеризовать информацию по устойчивым понятиям: «массовая», «обыденная», «общественно-политическая», «эстетическая», «специальная» (научная, техническая, управленческая, производственная).

Рассмотрим первый вариант классификации информации. Обратим внимание на особенности, характеризующие те самые два вида информации (аудиальный и визуальный), которые являются основными в деятельности СМИ и журналистской практике. Они связаны со способом восприятия и соответственно адекватными способами сбора, обработки и подготовки первичной информации. Заметим сразу же, что есть и третий, гибридный вид информации по способу восприятия. В теории его принято именовать «аудиовизуальный». Исторически именно он стал первым видом информации, потому что даже при чтении газетной или журнальной полосы читатель так или иначе аудирует тот текст (вслух или про себя), который он видит своими глазами. Здесь можно говорить о скрытом аудиовизуальном характере представляемой в печатных СМИ информации. Однако доминирующим, конечно, является визуальный характер восприятия текстовой, графической и фотоиллюстративной информации.

Читатель воспринимает печатные СМИ, а также то, что он видит на дисплее компьютера, мобильника, иного гаджета, исключительно с помощью собственного зрения. Стало быть, все те визуальные характеристики, которые присущи любому предмету или явлению, могут быть использованы журналистом (или фотокорреспондентом, или бильд-редактором, оформляющим газеты и журналы) для усиления воздействия на потенциальную аудиторию, привлечения внимания как к самому текстовому материалу, так и к сопровождающим его фото, рисункам, схемам, иным видам инфографики. Опытные сотрудники редакций печатных СМИ знают, что воздействует на публику даже иная гарнитура шрифта, которым набирают заголовок статьи и ее лид.

Точно так же они укажут любому начинающему журналисту на то, каким образом лучше располагать материал на газетной или журнальной полосе конкретного формата, т.е. важно не только содержание журналистского материала, но и его оформление. В данном случае - композиция газетной полосы. Она тоже несет в себе визуальную информацию. Читатель видит, какой материал находится в «подвале», т.е. внизу полосы, какой - вынесен на «чердак», т.е. открывает полосу. Тем самым фактически указывается на предлагаемую публике приоритетность чтения того или иного текста.

Точно так же, понятно, что если вы берете в руки номер журнала, то прежде всего обратите внимание на те анонсы материалов, которые вынесены на обложку, т.е. вы снова подвергаетесь целенаправленному воздействию визуальной информации, которая «провоцирует» интерес потенциального потребителя информации к будущему тексту, расположенному «внутри» издания.

Огромную роль в визуализации информации играют фотографии, которые в современных печатных СМИ из выразительного средства, иллюстрирующего тот или иной текст, стали вполне осознанными элементами комплексного воздействия на аудиторию всей полосы печатного издания, или конкретного материала в частности. Достаточно вспомнить то, какие фотографии в течение нескольких лет на рубеже XX-XXI вв. публиковала редакция газеты «КоммерсантЪ». Обычно это были портретные фото крупных и известных бизнесменов, «захваченных» объективом в некий интимный момент отправления бытовых человеческих функций, что придавало таким фото едва ли не характер насмешки. Тем более что подобные фотографии размещались традиционно на первой полосе газеты и сопровождались вполне серьезными аналитическими материалами, посвященными бизнесу «героя» опубликованного фото. Так на практике реализовывалась концепция информационных стандартов данного издания, сформулированная еще в 1990-х гг. кинокритиком Александром Тимофеевским: «Нас ничто не волнует, но все интересует». Проще говоря, фотографии конкурентов становились своеобразным фактором дискредитации тех, кто соперничал с хозяевами газеты в тех или иных сферах получения доходов. Лишь с приходом Алишера Усманова в качестве нового хозяина ИД «КоммерсантЪ» подобная практика была отменена.

Те же самые функции реализуют в печатных СМИ и графические иллюстрации (схемы, чертежи, диаграммы и т.п.), которые в прежней журналистской отечественной практике XX в. встречались крайне редко. Чаще всего подобные графические элементы были характерны для специальных технических изданий. В общественно-политических медиа они практически не использовались, так как считались носителями информации, которую в избытке не требовалось сообщать аудитории. Однако увеличение количества, качества и скорости информационных потоков на рубеже двух столетий привело к необходимости активизировать и ресурс графических иллюстраций, который в ряде случаев экономит печатные площади, усиливает наглядность иллюстративности, повышает градус эмоционального воздействия на того читателя, который берет в руки газету или журнал. Например, долгий рассказ о том, как менялся курс рубля по отношению к доллару или евро в течение прошедшего года, гораздо выгоднее заменить диаграммой изменений валютных колебаний в графической схеме, где горизонтальная ось х будет иллюстрировать хронологическую характеристику, а вертикальная ось у отражать количественные колебания курса рубля по отношению к выбранной для иллюстрации иностранной валюте.

Подобные графические схемы активно используют деловые печатные издания (например, газета «Ведомости»), а также субъекты электронного вещания, которые специализируются на бизнес-информации (например, канал РБК). Понятно, что подобный иллюстративный ресурс не может быть востребован в практике радиожурналистов. Однако если учесть, что в настоящее время радиовещатели активно осваивают сетевое пространство, в котором создают собственные поддерживающие сайты, то можно утверждать, что у такого аудиомедиа, как радио, появилась теоретическая возможность визуализировать собственную звуковую информацию. Чем многие радиостанции с радостью пользуются (например, «Эхо Москвы»), подключая к воздействию на свою целевую аудиторию не только статическую инфографику, но видеофайлы с записью выступлений в эфире собственных ведущих и приходящих в эфир гостей станции.

До сих пор мы вели разговор исключительно о статической визуальной информации, которую используют в своей профессиональной деятельности журналисты. Это, так сказать, первая подгруппа данного типа информации, которая характерна, как мы убедились, для печатных медиа и сетевых ресурсов. Второй (условно) подгруппой визуальной информации, использование которой особенно актуально в нынешних технологически- организационных условиях, является динамическая визуальная информация. К ней могут быть отнесены: кадры теле- и видеосъемок любых событий, персон, происшествий, массовых мероприятий или акций и т.п.; кинокадры, фиксирующие аналогичный эвентуальный ряд; анимационное схематичное изображение того события, факта, происшествия, акции, которые не смогли или не успели зафиксировать.

Стоит отметить и в то же время предостеречь начинающих журналистов от слишком частого обращения к динамическим видеоматериалам, которые заимствуются нынче из неофициальных источников - различных сетевых ресурсов, home video , записей видеорегистраторов и камер наружного и внутреннего видеонаблюдения. Столь популярные источники невольного журналистского видеообогащения таят в себе несколько серьезных для профессиональной и деловой репутации СМИ, их работников, «подводных камней». Ниже о них и пойдет речь.

Ситуация конвергенции различных средств массовой коммуникации в современной медийной практике в начале нынешнего века из проблемной превратилась в прагмагически-операционную. Если на первоначальном этапе проникновения и распространения интернета в нашей стране в 1990-х гг. речь шла о его использовании как некоего вспомогательного источника коммуникации и информации, то со сменой десятилетия и столетия стала очевидной возрастающую роль Всемирной сети в функционировании СМИ. Наиболее наглядные примеры негативного влияния мы видим в отношениях телевидения и интернета.

Телевидение - это средство массовой информации, тогда как интернет есть коммуникационная информационная среда, выступающая периодически в качестве средства массовой коммуникации. В поле нашего теоретического интереса оказались лишь наиболее очевидные примеры из эфирной практики, которые указывают на обозначаемую проблематику.

Важно понимать, что интернет-видео может иметь совершенно разное техническое, технологическое и ситуативное происхождение. Одно дело, когда нам показывают записи с видеокамер наружного наблюдения, как это было в случае со взрывом на железнодорожном вокзале Волгограда в декабре 2013 г. И совсем другое дело - многочисленные кадры, полученные с мобильных телефонов во время падения метеорита в Челябинске в марте 2013 г. Разнообразие подобных источников интернет-видео порождает и вариативность в их использовании путем комбинирования, перемонтажа, соответствующего вмешательства непосредственно в наглядный «текст» видеоизображения. Очевидно также и то, что классифицировать данный вид видеоиллюстраций можно по следующим параметрам: продолжительность съемки, место съемки (плейер или внутри помещения), наличие или отсутствие людей в кадре, четкость изображения, освещенность объекта съемки. Словом, с помощью всех тех параметров, которые характеризуют сами телевизионные кадры.

По мере экспоненциального роста, как числа пользователей Всемирной сети, так и количества используемых с ее помощью новостных и информационных ресурсов, стала очевидна проблема, которую можно лапидарно сформулировать следующим образом: важен не конкретный механизм конвергенции интернета с определенным медиумом (или каналом коммуникации), а содержание той коммуникации, которая становится возможной благодаря процессу взаимодействия, т.е. приоритетным становится не вопрос о том, как взаимодействуют субъекты подобного процесса, а анализ ситуации взаимодействия с позиции рассмотрения того, что «транслируют» традиционным СМИ интернет-источники. В этом смысле медиа отказываются от собственной природной информационной функции, переключаясь на репродукцию уже полученных сведений, фактов, цифр, комментариев и прочих видов и типов сообщений. Они выступают, таким образом, в виде пользователей Сети. Как не однажды отмечалось исследователями: «Всех пользователей Всемирной сети можно условно разделить на два лагеря: создающие, поглощающие» . Очевидно, что телевидение в интересующей нас ситуации является поглощающим видеоинформацию субъектом с тем, чтобы трансформировать ее в те эфирные формы доставки, которые привычны для его аудитории. Однако такой подход чреват вторичностью выдаваемых в эфир видсоиллюстраций.

Происходит двойная виртуализация эмпирической действительности. Первоначально ее видеоотражение попадает в интернет, а далее оно же воспроизводится в эфирном телеконтенте. При этом нет никакой гарантии, что видеоролик или элементарные фрагменты home video , выложенные в Сети, окажутся востребованными в массовом порядке. Тогда как сюжет, снятый на камеру телеоператором для выпуска новостей, практически гарантированно будет выпущен в эфир. Причем велика вероятность его повторения в различных выпусках (например, вечерний и утренний). Например, видео с хулиганствующими выходками некоего представителя «Правого сектора» (организация запрещена на территориии РФ), известного под кличкой «Сашко Билый», имеющее явно непрофессиональное происхождение и снятое с помощью подручных средств видеофиксации. Эти кадры, как минимум, более двух десятков раз демонстрировались в эфире телеканалов, входящих в медиахолдииг ВГТРК, в течение нескольких дней февраля 2014 г. Причем использовалось данное видео исключительно в информационных программах. Тогда как последующая активная демонстрация «хулиганского видео» на других каналах происходила исключительно в аналитических и публицистических программах.

Телевидение как сфера массовой коммуникации сегодня предоставляет возможность в силу собственных технологических возможностей обсчитывать то возможное количество зрителей, которые могли видеть данный сюжет.

В современных компьютерных технологиях возможность учета количественных показателей также существует. Например, в виде регистрации на сайте или подсчета видеопросмотров выложенного видеофрагмента. Но в отличие от телевидения Сеть не гарантирует того, что эти просмотры совершались одновременно. Характерно, что единицей измерения служит термин «просмотр», семантически указывающий на скоротечность процесса ознакомления с интересующим пользователя видеоматериалом. Можно сказать, что телевидение смотрят, а материалы в Сети просматривают.

В нынешней ситуации шоу-цивилизации, когда доминирующим является визуальный канал распространения информации, особенно заметно почти поголовное увлечение различными субъектами телевещания видеоконтентом, извлекаемым из недр Сети. Характерно, что используются не только видеоматериалы, но и фотографии, которые выкладываются в интернете. Результативность их воздействия известна. Причем фото могут касаться не только личной жизни публичных персон (например, Анастасии Волочковой), но и серьезных политических ситуаций. Достаточно сослаться на мнение Ваэля Гонима, одного из тех интернет-пользователей, который успешно воспользовался воздействующими возможностями WWW, чтобы организовать массовые движения протеста в Египте в 2010- 2011 гг., известные нынче как «арабская весна» (при этом сам В. Гоним находился в другой стране, вне Египта). «Между текстом с настоятельной просьбой сделать что-то, - анализирует В. Гоним коммуникативные возможности слова и изображения, и картинкой, которая доказывает, что это сделать возможно, большая разница. Тот, кто сказал, что “картинка стоит тысячи слов”, знал о чем говорит... Все, что документировано визуально есть свидетельство, предъявленное всему миру» .

То же самое можно сказать и о видеокадрах, которые выкладываются в Сети, а затем воспроизводятся (разумеется, с потерей качества изображения) в телеэфире, становясь частью легализованного и распространяемого в одностороннем порядке контента. Известен афоризм американского историка Даниэля Бурстина: «Ничто не существует реально, пока это не покажут по телевизору». В условиях нынешнего острого социального запроса на зрелищность всех без исключения медиа он приобретает характер лозунга текущего момента развития медийной системы и, прежде всего, тех СМИ, которые по своей онтологии опираются на визуальный канал распространения творимого ими контента.

Интернет был изобретен еще тогда, когда телевидение явно доминировало в семействе традиционных СМИ. Функциональность же Сети была конституирована относительно недавно. Как отмечают исследователи, «всемирная паутина является интерактивной, персонально ориентированной, ипфоцептричиой, мгновенной, масштабируемой, гибкой, взаимосвязанной, экономичной» . Нас в этом перечне интересуют два свойства - инфоцентричность и мгновенность.

В первом случае ясно, что интернет является инструментом доступа к информации, которая существует в world wide web на момент обращения пользователя с соответствующим запросом. И если какой-либо информации поисковые системы не обнаружили в Сети, то очевидно, что подобная информация либо не выложена в нее, либо она не идентифицируется как востребованная под определенным углом рассмотрения. Поэтому гарантий наличия требуемых сведений или видеосвидетельств каких-либо конкретных событий для журналистов (как и для пользователей в широком смысле этого слова) не было и быть не может.

Что же касается скорости поиска, обнаружения и, главное, воспроизведения найденной информации, в том числе и в формате фотографий и видеороликов, то она явно уступает привычным журналистским способам работы с источниками новостей и сведений. Быстро - не значит хорошо, качественно и точно. Точность-то как раз Сеть в части размещенных в ней видеоматериалов гарантировать не может. Прежде всего, в силу традиционной анонимности как пользователей («поглощающие»), так и тех, кто фиксирует события окружающей его действительности на видео, аранжирует и размещает данные материалы в Сети («создающие»). В подавляющем числе случаев в информационных программах при использовании видео, заимствованного из Сети, автор не указывается. Определение времени и даты демонстрируемой съемки возможно только в том случае, если они автоматически фиксировались на дисплее видеокамеры (хотя эти цифры при современных технологиях достаточно легко можно «убрать» с экрана).

Нельзя не учитывать и фактор возможной неумышленной ошибки, элементарной дезинформации, заведомой лжи, когда при существующем доверии к источнику последний явно предпочитает скорость размещения информации, чем ее проверку на точность соответствия случившемуся и произошедшему.

Дезавуировать выпущенные на просторы Всемирной паутины сведения или материалы теоретически и технически возможно. Один из последних случаев связан с телеканалом «Дождь», затеявшим оскорбительный для многих опрос на тему блокады Ленинграда 27 января 2014 г. Един- ственнный вопрос был вывешен на сайте канала, но был убран с сайта буквально через несколько минут ввиду поднявшегося в Сети возмущения. Однако и этого времени хватило для того, чтобы в российском обществе развернулась яростная полемика по данному поводу.

Но на практике подобные ситуации, если и случались, то носили исключительно разовый характер. Они инициировались в подавляющем большинстве случаев исключительно теми, кто становился объектом подобной иифодеятелыюсти. Отсутствие точности в таких ситуациях оказывается оборотной, негативной стороной оперативности, с которой в интернете размещают видеоролики, фото или текстовые сообщения. Понятно также и то, что видеоролик не может длиться более нескольких минут. Дискретность восприятия, которая воспитывается общей глобализацией информационных процессов в мире, приучает пользователя знакомиться с новостями, или просматривать видеоматериалы в режиме «in brief» (англ. - «вкратце», «в двух словах»).

Краткость, идущая от первоначального источника информации в интернете, оказывается главным препятствием к адекватному восприятию новости или факта, а также визуализированного восприятия происходящего в реальности. Как афористично заметил французский коммуникативист Доминик Вольтон, «Время - главный враг Интернета» . Неслучайно в рекламных проспектах, продвигающих услуги различных провайдеров, практически всегда рядом со словом «интернет» используют прилагательное «скоростной». Принцип функционирования Сети в таком случае можно было сформулировать очень просто: «быстро, быстрее, еще быстрее». Краткость хронометража и объема размещаемых в Сети видеоматериалов тому в немалой степени способствует.

Их использование в практике работы каналов всех видов, типов и уровней стало настолько обыденнным и привычным, что воспринимается как некая профессиональная данность. Чаще всего такие видеоматериалы практически не подвергаются никакой обработке, редактуре. Можно сказать, что их воспроизведение носит фактически аутентичный характер. А некачественное изображение лишь усиливает эффект присутствия зрительской аудитории при событии, снятом либо на камеру мобильного телефона, либо па камеру наблюдения, либо на видеорегистратор. В последних двух случаях мы имеем дело с переориентированием функций используемых материалов. Вместо того, чтобы с их помощью осуществлять контроль, они становятся «исходным материалом» для создания сюжета, репортажа. Показателен в этом смысле трагический инцидент в связи со взрывом в московском аэропорту Домодедово, когда видеозапись с камер наблюдения в зале прилета оказалась в руках журналистов одного из федеральных телеканалов, и они поспешили выдать ее в эфир. Далее эта же запись фигурировала во всех без исключения выпусках новостей на других телеканалах. Иной видеоинформации документального характера о теракте никому получить не удалось. Показательно, что журналисты тщательно скрывали источник получения записи, но проговорились о том, что она была приобретена ими за деньги.

Краткость подобных видеозаписей, полученных порою нелегальным путем, также формирует парадоксальность их многократного использования. Ведь в телеэфире надо показывать «картинку», даже если она длится всего несколько секунд. Профессиональная журналистская ситуация в подобной ситуации обостряется тем, что такой краткий видеоряд зачастую оказывается единственным, который имеется в распоряжении редакции новостей. И более видеоматериалами журналисты того или иного телеканала не располагают. Вот тогда и начинается эфирная эксплуатация одного и того же видеоматериала, полученного из Сети. На большинстве телеканалов выпуски новостей выходят несколько раз в течение суток. Стоит учесть и традиционные видеоанонсы самых важных новостей, в которых также задействованы «краткие» видеокадры. В результате многократного повторения в эфире происходит их новостная амортизация, психологическое обесценивание. Чем больше их показывают на телеэкране, тем все больше нивелируется их смысловое и эмоциональное значение. Видеофакт не воспринимается как свидетельство, а трансформируется в некую визуальную эмблему, знак того или иного события. Из свежих российских примеров можно напомнить о видеокадрах, полученных с помощью камер наружного наблюдения, зафиксировавших момент взрыва на железнодорожном вокзале в Волгограде.

Аналогичный принцип воспроизведения видеоматериалов из Сети активно использовался и используется при освещении событий на Украине в связи с организацией протестного движения на Майдане Неза- лежности в Киеве в ноябре - декабре 2013 г., а также в январе 2014 г. При тщательном наблюдении за тем, какие материалы из интернета воспроизводились в эфире, нетрудно было заметить, что часто повторяются одни и те же планы, ракурсы съемки. Бросалась в глаза их кратковременность присутствия в эфире. Например, репортаж о первом разгоне Евромайдана изобиловал «нарезкой» коротких планов. А скандально известная беседа В. Кличко с полицейскими, заснятая на мобильный телефон и выложенная на ресурсе YouTube , вообще длилась несколько секунд. В подобной ситуации сложно не только идентифицировать те персоны, которые оказались в «поле зрения» камеры «мобильника», но и точно расслышать то, что они говорят, т.е. вместо четкого и однозначного видеосвидетельства о характере и содержании происходящего сначала пользователь интернета, а затем телезрители получают лишь некий мгновенный «образ» события с туманными символическими визуальными портретами их фигурантов. Чувствуя недостаточную доказательность подобных кратких видеозаписей представители украинской оппозиции для Мюнхенской международной конференции в начале февраля 2014 г. поспешили издать буклет на немецком (!) языке, в котором были подобраны соответствующие фотографии, якобы свидетельствующие о жестокости сил правопорядка, проявленной при разгоне протестующих.

Ясно, что подобная практика использования видеоматериалов из Сети, порождает серьезный соблазн для манипулирования массовым сознанием, для формирования общественного мнения, для возбуждения критического отношения к той или иной личности или событию. Не успев ничего толком рассмотреть на телеэкране, телезрители зачастую уже готовы рассуждать об увиденном и выносить свой жесткий вердикт относительно сути происходящего в реальности, трансформируемой дважды - в Сети и в телеэфире.

Факты о росте повсеместного использования профессионалами телевидения интернет-видеоматериалов должны насторожить начинающих практиков журналистики. Тем более, что в ряде западных стран подобные видеоматериалы из WWW приобрели уже статус документальных визуальных свидетельств. В нашей стране, несмотря на тотальное увлечение подобным источником видеоинформации, все еще сохраняется настороженное отношение к подобным материалам. И как здесь не вспомнить одну русскую пословицу, которую гак любил приводить к месту и не к месту президент США Рональд Рейган: «Доверяй, но проверяй».

Вернемся, тем не менее, к рассмотрению реальных свойств динамической визуальной информации, с которой приходится иметь дело современному журналисту. Если с теоретического языка перевести подобное определение на более прагматический уровень, то мы поймем, что речь идет о движущемся изображении. Однако оно может быть транслируемое массовой аудитории с помощью самых разных приспособлений: от сетевых коммуникаций до телевидения и кинематографа. Подобная динамическая визуальная информация может воспроизводится с больших плазменных экранах в мегаполисе, а может транслироваться с миниэкранов, установленных в общественном пространстве. Чаще всего подобные каналы распространения визуальной информации связаны с рекламой, агитацией и пропагандой, и к журналистской профессии они имеют лишь опосредованное отношение.

Кинематограф в отличие от первоначального этапа собственного развития сегодня может быть отнесен к разряду средства массовой информации весьма условно. Если раньше эту функцию экранного искусства реализовывали различные киножурналы и выпуски кинохроники, то с появлением телевидения, а следом - и интернета, деятельность данного аудиовизуального канала распространения информации практически сведена к нулю. Таким образом, когда мы рассматриваем динамическую визуальную информацию, то но умолчанию очевидно, что речь идет о такой сфере приложения профессиональных журналистских усилий, как телевидение.

  • Баранов А. Е. Интернет-психология. М., 2012. С. 45.
  • Гоним В. Революция 2.0: Документальный роман. СПб., 2012. С. 106.
  • Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: учебное пособие. Мм 2005.С. 16.
  • Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М., 2011. С. 14.