Значение сна в жизни человека кратко. Что такое сновидения? Какова их роль

Педагог – психолог школы №87

Мазитова Л. Ю.

Родительский всеобуч, семинар для учителей.

Значение сна в жизни человека.

«Что самое мягкое на свете?» - «Рука», а «Что самое сладкое на свете?» - «Сон». (Из детской сказки). Сон – бесплатное и общедоступное удовольствие. Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – Морфеем. Учеными всего мира доказано, что полноценный сон имеет громадное значение для нашей физической, эмоциональной и психической жизни. Однако, как показали наши исследования, далеко не все придают достаточно серьезное значение гигиене сна. Так 40% учащихся и 57% учителей практически никогда не просыпаются достаточно отдохнувшими, с ощущением бодрости и свежести.

Понятие сон – трактуется как физическое состояние, характеризующееся у человека отсутствием сознательной психической деятельности и значительным снижением реакций на внешние раздражители. Если днем в состоянии бодрствования человек проживает внешнюю жизнь в общении с окружающей средой, то ночью во время сна он проживает внутреннюю жизнь в общении с самим собой, с собственным организмом.

Экспериментально доказано, что сон – это активное (не пассивное) очень сложное, многокомпонентное, организованное и строго структурированное состояние мозга и всего организма человека и животных необходимое для жизни. Сознание во время сна отключается, но приборы фиксируют активные ритмы особых отделов головного мозга, то есть идет активная работа. Наиболее известна структурно – динамическая организация сна. Она заключается в том, что в течение сна происходит циклическое чередование фаз «медленного» и «быстрого» сна. Циклы повторяются с интервалом девяносто минут, всего за период сна их бывает обычно от 4 до 6. Во время сна изменяется работа всех органов и систем организма человека.

Во время «медленного сна» дыхание, пульс становятся реже, расслабляются мышцы, снижается артериальное давление и температура тела, которая определяет скорость протекания биохимических реакций, которые, в свою очередь, выступают основой всех проявлений жизнедеятельности человека. В этой фазе организм «работает на себя», он проводит самодиагностику и устраняет возникшие в его работе неполадки, при этом он начинает активно восстанавливаться, накапливает энергию, пополняет запасы норадреналина, в нем интенсивно идет обмен веществ. Но самое главное, что в фазе медленного сна происходит обработка информации, полученной в течение дня, поэтому после физических и интеллектуальных нагрузок пропорционально их интенсивности должна увеличиваться и доля медленного сна (во время экзаменов, соревнований). Аналогичное увеличение продолжительности медленного сна отмечается и при заболеваниях. В этой фазе сна происходит также увеличение образования гормона роста, который способствует повышению синтеза белка, восстановлению поврежденных структур, делению клеток, синтезу антител, восстановлению «расходных» ресурсов. Секреция гормона роста происходит в первые часы ночного сна, и если время засыпания значительно сдвигается, секреция гормона роста задерживается до следующего суточного цикла.

Установлено, что «быстрый сон» играет значительную роль в процессе обучения и запоминания различной информации. Во время этой фазы сна повышается психическая, нервная и мышечная активность, происходит восстановление функциональной активности систем мозга и усиление передачи нервных импульсов. Мозг упорядочивает поступившую за день информацию. Она оценивается, анализируется, сортируется, «раскладывается» по «ячейкам» и включается в краткосрочную память. Ненужная - забывается, а полезная – запоминается. При этом формируется механизм воспроизведения, необходимый в дальнейшем для воспроизведения отобранной информации, т. е. вспоминания. Организм человека в конце дня перед засыпанием можно сравнить с вычислительной машиной, в которую загрузили значения параметров, а программу не запустили.

«Быстрый сон» является механизмом приспособления к различным изменениям в окружающей среде. Во время быстрой фазы сна отмечаются быстрые движения глаз и активация зрительной коры головного мозга. Люди в это время видят сны , переживают эмоции. Современные исследования показали, что сон со сновидениями исполняет очень важную компенсаторную функцию в балансе физического и душевного здоровья человека. В содержании сновидений участвуют память и эмоции. Ницше оценивал поведенческую активность во время сна как наиболее древний филогенетический способ мышления. В сновидениях отсутствует абстрактно-логический способ мышления, это бессознательное разговаривает с нами на языке символов и образов. К. Юнг считал, что «сновидения – это остаток психической деятельности во время сна, и они отражают чувства и мысли предыдущих дней». З. Фрейд полагал, что в сновидениях отражаются подавленные биологические инстинкты. Анализ сновидений послужил для Фрейда основой для создания такого направления в психологии как психоанализ и открытию бессознательного в жизни человека. Умелый анализ сновидений человека позволяет психотерапевту выявить психологическую проблему пациента.

Многие творческие люди отмечали, что нередко ответы на свои вопросы, решения поставленных задач они получали во время сна. Так свою знаменитую таблицу Менделеев увидел во сне. Издревле снам придавали большое значение. Их таинственность и сила влияния на жизнь человека впечатляли людей многих древних цивилизаций. В Египте строили храмы снов, где жрецы «специализировались» на разгадывании снов, совершали предсказания по ним. По средствам сновидений излечивались болезни. В Египте, а затем и в Греции воздвигались специальные храмы, где больной получал особый травяной настой, чтобы впасть в длительный целительный сон. После пробуждения больной пересказывал свои сновидения жрецу и тот соответствующим образом интерпретировал их и назначал лечение.

Таким образом, сны – это не бессмысленная череда образов, накопленных и выпускаемых на волю отдыхающим мозгом, это внутренний голос, это лучший советчик. Сны выносят на поверхность нашу истинную природу – инстинкты и мысли, зашифрованные в символы и образы.

Говоря о гигиене сна нельзя не упомянуть о биологических ритмах . Ритмы формируются еще до рождения ребенка на втором месяце внутриутробного развития плода. Они являются основным дирижером оркестра, коем является сложная организация живого организма. Биологический ритм формировался на протяжении долгих лет эволюции, позволяя гармонично подстраивать активность организма человека и животных к периодическим изменениям окружающей среды: смене дня и ночи, смене времен года, колебаниям температуры и т.д. Согласно этим ритмам изменяются все функции организма строго периодично, в гармонии с природой. В соответствии с этими ритмами формируются у каждого человека свои индивидуальные биологические часы. Так в 5 часов утра, называемым «часом быка», вся природа начинает готовиться к встрече нового дня, восходу светила, все медленно пробуждается. В организме человека также начинаются процессы, подготавливающие его к активной дневной деятельности.

У большинства людей в соответствии с биологическими ритмами подъем работоспособности наблюдается с 6 часов утра и достигает своего максимального значения в 10 – 12 часов, с 14 до 16 часов происходит некоторый спад, а в 20 часов – новый подъем, к 24 часам и до 6 утра работоспособность нулевая. Но есть люди, так называемые «совы», у которых три пика подъема работоспособности, с 13.00 до 14.00, с 18.00 до 20.00 и с 23.00 до 24.00 часов. Так как рабочий день у всех начинается в одно и то же время, «совам» приходится труднее, так как временная потребность во сне должна быть полностью удовлетворена, им приходиться ложиться спать не совсем в свое время, и они испытывают определенные затруднения при засыпании.

В сложном ансамбле суточных ритмов одним из главных ученые считают ритм температуры тела: ночью она самая низкая, к утру повышается и достигает максимума к 18 часам. Днем температура выше – поэтому более интенсивно проходит обмен веществ в организме – следовательно, выше уровень бодрствования. Ритмы изменения пульса, артериального давления, дыхания и другие во многом повторяют ритм изменения температуры тела:

Частота сердечных сокращений максимальная – 15 – 16 часов;

Артериальное давление максимум – 15 – 18 часов;

Выделение адреналина надпочечниками наибольшее в 8 – 12 и в 16 – 18 часов;

Мозг активнее всего с 10 до 12 часов;

Желудочный сок наиболее активен и его наибольшее выделение в 13 -14 часов;

Вкус, слух, обоняние наиболее обострены в 17 – 19 часов;

Острота зрения самая низкая в 2 часа ночи;

Максимальный уровень двигательной активности школьников в 8 – 12 часов;

Ночью определяется максимальное образование антидиуретического гормона, что приводит к уменьшению ночью выделения мочи.

В определенные ночные часы происходит очистка печени, желудочно-кишечного тракта, почек.

Итак, показатели суточного, или циркадианного ритма различных функций, служат надежным ориентиром благополучия в организме. Благодаря этому человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организма, используя периоды относительно низкого уровня функций для восстановления сил, то есть сна.

Последствия нарушения режима сна.

Теперь представьте последствия нарушения режима работы такой сложной системы. Если человек в ночное время, вопреки требованиям организма (работоспособность нулевая, снижена температура, давление, самая низкая острота зрения и каждая клеточка просит отдыха), занимается работой, просиживает за телевизором, компьютером, развлекается в ночных клубах с вином и сигаретами под громкую музыку, то он усилием воли и тонизирующими средствами совершает грубое насилие над своим организмом. При этом, затрачивается гораздо большая энергия на его ночную деятельность, чем она необходима днем, так как нужно еще преодолеть сопротивление организма, который просит отдыха. Энергию эту человек берет «в долг» у своего собственного организма. В этом случае сон со сновидениями не справляются со своей задачей, компенсаторно-восстановительные, информационные и психодинамические процессы, протекающие во время сна в организме человека, остаются незавершенными. Утром такой человек испытывает недомогание, сонливость, несобранность, рассеянность, находится как будто в «тумане». Последствия недосыпания:

Замедление мыслительного процесса;

Замедление реакций и понижение концентрации внимания;

Трудно сосредоточиться и правильно оценить ситуацию;

Ослабевает память;

Ухудшается способность к обучению.

Если человек мало спит, то его мозг просто не успевает справиться со своей задачей, что ведет к тому, что человек не может не только усвоить новую информацию, но и добыть старую, так как мозг «перекрывает» к ней доступ. К тому же, наш мозг работает дискретно, с кратковременными периодическими отключениями. При переутомлении и недосыпании эти отключения становятся чаще и более длительными. Они возникают самопроизвольно и не контролируются сознанием. Отсюда - невнимательность, рассеянность, отвлекаемость с которой человек ничего не может поделать.

При систематическом недосыпании человек становится раздражительным, агрессивным, не может справиться с эмоциональным напряжением. Особенно губительно действует потеря фазы «быстрого сна», что бывает при резком прерывании сна, алкогольном и наркотическом опьянении. Не рекомендуется привыкать к снотворным препаратам, так как при их приеме также нарушаются определенные циклы сна. Как люди, так и животные при длительной задержке фазы «быстрого сна» обнаруживают все возрастающие поведенческие отклонения: психопатическое беспокойство, безудержный аппетит, повышенную раздражительность и т.д. Животные, лишенные сна в течение нескольких дней начинают проявлять агрессивность и даже убивают друг друга, у людей может развиться психопатия и даже паранойя.

При «поломке» биологических ритмов или навязывание организму несвойственных ему суточных режимов, могут возникнуть расстройства и, так называемые болезни – десинхроноз (при частой смене часовых поясов) и дислексия (при переутомлении). При дислексии работа одного полушария мозга опережает другое. Это приводит к тому, что человек начинает невнятно излагать свои мысли, путать буквы в словах, неправильно составлять предложения.

Английские ученые показали, что люди, работающие в ночные смены, входят в группу риса по раковым заболеваниям. Нарушение сна приводит к гормональным изменениям, ослаблению иммунной системы, повышению давления, потере мышечной массы, набору избыточного веса.

Женские половые органы регулируют свою работу в соответствии с режимом сна и бодрствования. Если суточный график нарушается – нарушается и нормальная работа половых органов, что влечет за собой гинекологические заболевания.

Переутомление и дисфункция яичников вызывают дефицит выработки гормона – эстрогена, который играет роль естественного снотворного. При его недостатке у человека начитается бессонница.

В ночное время естественным образом снижается контроль сознания и человек в большей степени подвержен внушению, поэтому колдуны и шаманы проводят свои ритуалы чаще всего ночью.

Хроническое недосыпание рано или поздно приводит к депрессии, люди в большей степени становятся подвержены стрессам и неврозам. Последствиями нарушения режима сна бывают расстройства сна (диссомния). Они выражаются в следующем:

Расстройства засыпания (бессонница);

Частые пробуждения, кошмары;

Нарушение пробуждения.

Эпизодические расстройства (до 1 недели) могут быть вызваны: переутомлением, нарушением режима сна, сильными переживаниями человека, внешним шумом, ярким светом, духотой, жарой, холодом, обильным поздним ужином, алкоголем, сигаретами, длительным сидением перед телевизором, компьютером, в гостях, ночных клубах и т.д.

Наиболее частыми причинами кратковременных расстройств сна (до 3 недель) бывают потеря близких, потеря жилья, работы, хронические соматические заболевания.

И, наконец, хронические расстройства сна (более 3 недель) сопровождают тяжелые хронические соматические и психические заболевания, такие как депрессия, алкоголизм, токсикомания, наркомания.

Если расстройство сна наблюдается более чем 1 неделю, необходимо срочно обратиться к специалисту, где будет назначено соответствующее медикаментозное, психотерапевтическое или физиотерапевтическое лечение. Но начать надо с попытки наладить сон гигиеническими мерами.

Гигиена сна.

Всем известны поговорки:

- «Утро вечера мудренее»;

- «Рано в кровать, рано вставать – горя и хворя не будете знать»;

- «Кто рано встает, тому Бог подает».

При всей значимости и важности режима сна правила гигиены его достаточно просты.

Потребность во сне различна у разных людей и зависит то индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Критерием того, что режим сна человеком выбран правильно, является состояние его самочувствия. Если он неизменно встает в бодром состоянии, в хорошем настроении, готов к активной деятельности, не испытывает сонливости, сохраняет работоспособность до конца дня и у него нормальные отношения с близкими и коллегами, значит продолжительность сна для него достаточна и время для сна выбрано правильно.

Потребность во сне с возрастом снижается. В среднем необходимо спать:

Учащимся 6 – 8 лет - 11 – 11,5 часов, ложиться в 20.00 – 20.30 часов;

Учащимся 10 – 12 лет – 9,5 – 10 часов, ложиться в 21.00 часов;

Учащимся 13 – 14 лет – 9 – 9,5 часов, ложиться в 21.30 часов;

Учащимся 15 – 16 лет – 8,5 – 9 часов, ложиться в 22.00;

Взрослым – 7 – 9 часов, ложиться в 22.00 – 23.00 часа.

Считается, что сон до 12 часов сохраняет молодость и красоту.

Женщины легче переносят некоторые сбои в режиме сна, так как, исторически сложилось, что она должна ночью вставать к ребенку. Но необходимая продолжительность сна у женщин больше чем у мужчин, поэтому она должна ложиться раньше, а вставать позже. Женщине рекомендуется спать нечетное количество часов - 7,9 часов, а мужчине четное – 6, 8 часов. Всем известна поговорка: «Не с той ноги встал». Оказывается, женщина должна вставать с левой ноги, а мужчина с правой, так как энергии тела у мужчин и женщин двигаются в разных направлениях.

Многие ошибочно полагают, что работая «на износ» в рабочие дни, можно отоспаться в выходные. Режим сна необходимо соблюдать постоянно. Ложиться рекомендуется в одно и то же время, тогда организм сам гармонично распределит все необходимые фазы сна в отведенное ему время. Если же ложиться постоянно в разное время, то могут быть проблемы с засыпанием и звонок будильника может прервать не завершенную фазу. Не рекомендуется будить маленьких детей для кормления, больных и, вообще, самым оптимальным в режиме сна является, когда человек пробуждается ото сна сам.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, по возможности, с открытой форточкой или окном. Оптимальная температура воздуха в спальных помещениях – 18 градусов. Не должно быть яркого света и шума. Окна лучше занавесить, чтобы не проникал лунный свет. Полезно спать на кровати с ровным и относительно жестким матрацем, но с мягкой и невысокой подушкой. Чтобы не произошло перегревание тела, одеяло не должно быть слишком теплым. В качестве ночной одежды лучше всего подходит ночная рубашка или пижама.

Кровать не должна стоять на пересечении активных энергетических линий, это легко проверить с помощью простого маятника.

Спать следует преимущественно на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения.

За 4 часа до сна не рекомендуется курить, за 2 часа принимать спиртные напитки, за час следует перестать смотреть телевизор, работать на компьютере, читать, играть в подвижные шумные игры, заниматься умственной работой. Перерыв в приеме пищи должен быть не менее 12 часов (в это время происходит очищение организма), поэтому ужин должен быть за 12 часов до завтрака, но не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна.

Способствует хорошему сну запах валерьянового корня или срубленной осины. Поэтому, рекомендуется рядом с подушкой класть хлопчатобумажный мешочек с высушенным валерьяновым корнем, а рядом с кроватью небольшое полешко из осины.

Перед сном полезны кратковременные прогулки на свежем воздухе, спокойные игры, прослушивание спокойной музыки, спокойный разговор, неторопливое выполнение необходимых гигиенических процедур: приготовление постели, посещение туалета, чистка зубов, мытье ног, принятие теплого душа. Хорошее расслабляющее действие оказывает, выпитое перед сном, теплое молоко с медом. Сами эти приготовления, в определенной и постоянной последовательности, настраивают организм на сон, отвлекают от дел, забот и волнений прошедшего дня и тем самым способствуют успокоению центральной нервной системы.

Процесс засыпания – процесс пассивный, поэтому стремление контролировать его только еще больше «отпугивает» сон. Это бывает, когда человек, лежа в постели, ждет появления сна. Лучше отвлечься от этого и переключить свое внимание на процесс дыхания, например, считать свои вдохи и выдохи.

Наши прабабушки очень трепетно относились к ритуалу приготовления ко сну. Над колыбелью ребенка и над изголовьем вешали специальный полог, чтобы отпугивать злых духов. Женщины на голову надевали специальные чепчики, а мужчины – ночные колпаки. Перед сном читали молитву «На сон грядущий»: «Боже, сподоби мя в час сей доспети (т.е. во сне человек «доспевает», и день и все, что с ним связано, заканчивается не вечером, как принято считать, а утором, когда человек пробуждается), прости ми грехи сотворенные в сей день делом, словом и помышлением и очисти, Господи, душу мою от всякой скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в ночи сей сон прейти в мире, дабы восстав от смиренного моего ложа, дела делать богоугодные». Не полезно спать больше, чем это необходимо, иначе организм «переспевает» и человек чувствует себя разбитым и вялым.

Интересное состояние бывает непосредственно перед засыпанием, состояние дремоты, когда контроль сознания снижен и человек наиболее восприимчив к психопрограмированию. В это время можно отдавать самому себе короткие самоприказы, например: «Завтра я встану бодрый и здоровый», «Я справлюсь с этим …», «Я буду спокоен» и т.д., то же можно программировать и засыпающему ребенку, а также желать: «Спокойной ночи», «Сказочных снов тебе малыш» и т.д.

Важно, однако, соблюдать правила и утреннего подъема.

Вставать также рекомендуется в одно и то же время, даже в выходные дни, тогда формируется безусловный рефлекс на время пробуждения. Не рекомендуется резко вскакивать с постели, организм надо сначала «разогреть»: потянуться, как это делают животные, активно поработать кистями рук и ступнями ног, сжимая и разжимая пальцы, потянуть пятки, осторожно помассировать ушные раковины, где находятся проекции всех органов организма, сделать 3 – 4 глубоких вдоха и выдоха. При этом в центральную нервную систему поступает огромное количество нервных импульсов, которые содействуют ослаблению характерного для сна состоянию торможения коры больших полушарий головного мозга, улучшается снабжение крови кислородом. Не рекомендуется по - долгу валяться в постели, это развивает леность.

Если, однако, после всех процедур вы все же испытываете затруднение при подъеме, можно постараться выработать у себя условный рефлекс на счет: перед вставанием следует начать считать в уме, заранее решив, дойдя до какой цифры вам непременно надо будет встать, например, досчитав до 25. Если делать это регулярно, то через некоторое время вы неизменно будете испытывать побуждение встать при счете 25.

Ребенка не рекомендуется будить резкими окриками, такими как «Быстро вставай», «Немедленно собирайся» и т.д. В момент пробуждения спокойным голосом ему надо задавать программу конкретных действий: «Сейчас ты спокойно встанешь, умоешься, наденешь школьную форму и с хорошим настроением пойдешь в школу».

Вставать следует не спеша, после чего круговыми движениями размять запястные, плечевые и тазобедренные суставы, винтовыми движениями размять шейный и поясничный отделы позвоночника. Утренний туалет хорошо проводить с принятием прохладного бодрящего душа. По советам тибетской медицины и системы Йоги по утрам рекомендуется выпивать стакан чистой воды.

После всех этих процедур вы уже готовы начать новый рабочий день в бодром хорошем настроении. С добрым утром !

Люди с давних пор пытались разобраться в природе сна. Мистики, жрецы, шаманы делали это своими способами – с помощью медитации, интуиции и прозрений. Ученые старались докопаться до истины, используя научные эксперименты и логику. К настоящему времени в изучении сна ученые добились определенных успехов, доказав, что потребность организма во сне определяется высшим отделом нервной системы.

Нервные клетки, составляющие кору, реагируют на любые раздражения организма и отвечают на них, отправляя соответствующим системам организма импульсы. Стоит отметить, что в процессе интенсивной работы клетки головного мозга разрушаются. Чтобы этого не произошло, организм подключает специальный защитный механизм – сон, который обеспечивает торможение клеток, чем защищает их от истощения.

Переутомление, которое снижает работоспособность нервных клеток, сигнализирует о потребности организма во сне и отдыхе. После любой нагрузки – умственной, физической, эмоциональной – организм быстро устает. В любом из этих случаев целебное воздействие на нервные клетки оказывает сон. Однако после большой нагрузки заснуть непросто: мозг, переживая недавние события, не может сразу перейти в состояние покоя. Если сон не приходит, нужно себе помочь. Одним подходит молоко с медом или теплый настой трав, другим – ритмично повторяющиеся негромкие звуки (шум дождя, перестук колес поезда, тиканье часов), третьим – наоборот, необходимо ликвидировать любые раздражители (выключить свет, установить полную тишину и т.д.).

Ученые доказали, что при процессе торможения нервные клетки отдыхают, но не бездействуют. Они активно набираются сил и возобновляют ресурсы. Организм спящего бездействует только внешне, на самом деле он восстанавливается и самообновляется.

Фазы сна человека

Нормальный сон состоит из нескольких фаз, которые последовательно сменяют друг друга. Каждая фаза выполняет свои функции и имеет отличительные признаки:

  1. Дремота . Эта первая фаза сна, во время которой дыхание человека становится более громким и редким, частота пульса замедляется, кровяное давление понижается. В этот момент человек находится на грани сна и бодрствования.
  2. Поверхностный сон . Эта фаза сна зачастую сопровождается «снами-мыслями», которые не имеют зрительных образов и напоминают мысли, мешающие заснуть. Люди часто считают их причиной бессонницы, думая, что они всю ночь не сомкнули глаз, проведя в раздумьях. На самом же деле вероятнее всего то, что человек несколько часов проспал, находясь в состоянии первой и второй фаз. Однако этого недостаточно для полноценного отдыха и утром сновидец будет испытывать чувство разбитости и усталости.
  3. Глубокий сон . Когда человек погружается в эту фазу сна, дыхание ещё больше замедляется и становится неритмичным, при этом учащается пульс и поднимается давление. Кровь в некоторых отделах мозга начинает усиленно циркулировать, обмен веществ активизируется и организм восстанавливается.
  4. Парадоксальный сон . Эту фазу ещё называют фазой быстрого движения глаз (БДГ). Этот период был открыт в 1953 году. Во время него человек видит сны. Его глазные яблоки совершают быстрые движения, а вот остальные мышцы максимально расслаблены. В течение этой стадии энцефалограмма головного мозга показывает ритмы, близкие к ритмам бодрствующего человека. Получается, что на фоне резкого падения тонуса мышц мозговое кровообращение усиливается, начинается колебание кровяного давления и сердечного ритма. Французский невролог М. Жуве назвал такой сон парадоксальным, или «бодрствованием, обращенным внутрь».

По окончанию фазы парадоксального сна цикл 4-6 раз за ночь повторяется. Но постепенно фазы глубокого сна становятся меньше по протяженности. Порой к утру сохраняется лишь поверхностный сон, который сразу сменяется парадоксальным.

Считается, что доля парадоксальной фазы у новорожденных составляет половину всего сна, у двухлетних деток – треть, пятилетних – пятую часть. У взрослого человека соотношения между фазами сна примерно следующее:

  • дремота занимает около 12%;
  • поверхностный сон – 38%;
  • глубокий – 27%;
  • парадоксальный – 23%.

Парадоксальный сон ещё называют быстрым, а все остальные фазы – медленным. Температура тела снижается постепенно и не реагирует на смену фаз. По-другому меняется температура мозга: в медленном сне снижается, в быстром повышается и порой становится выше, чем при бодрствовании. В медленной фазе сна желудок работает вяло, а в быстрой – интенсивно. Поэтому нередко хорошо выспавшийся человек просыпается голодным. В период медленного сна организм потребляет минимальное количество кислорода, а в фазах быстрого – максимальное. Гормон роста в основном вырабатывается при медленном сне, т.е. когда человек растет, он снов не видит (это опровергает популярный стереотип: летаешь во сне – значит растёшь).

Удивительным является и то, что у человека, видящего приятный и спокойный сон, учащается пульс и колеблется дыхание, а вот беспокойные и бурные сновидения сопровождаются ровным дыханием и пульсом.

Наибольший интерес представляет связь последней фазы сна со сновидениями. По мнению ученых, наличие снов связано с выработкой серотонина в головном мозге. Это химическое вещество поддерживает медленный сон. При его избытке человек снов не видит, а вот если его мало в организме, то человеку сновидения обеспечены. Подобный эффект можно наблюдать во время приема некоторых наркотиков: снижение уровня серотонина даже у бодрствующего человека вызывает галлюцинации.

Любопытны исследования, проведенные среди людей, которые помнят и не помнят сны. Ученные обнаружили, что у последних быстрая фаза сна короче, а движения глаз во сне такие, будто они отводят взгляд, стараясь не смотреть на происходящее в сновидении. В жизни такие люди склонны избегать неприятностей и конфликтов или отрицать их, они более сдержаны и замкнуты, чем люди, которые помнят сны.

Прозрачные и допрозрачные сны

Прозрачные и допрозрачные сны – виды сна, зависящие от работы подсознательных пластов мозга. Во время прозрачного сна человек понимает, что он спит, а вот находясь в допрозрачном сне, не уверен, спит он или бодрствует.

Бывает якобы, что человек просыпается, и с ним происходят невероятные события, благодаря которым, он понимает, что это всё лишь снится. Таких псевдопробуждений во время сна может быть несколько. Иногда непросто отличить реальность от сна.

Прозрачные сны ещё называют просветленными. У спящего есть доступ к памяти реальной жизни, он может адекватно оценивать ситуацию и принимать сознательные решения. В последние годы стало популярным умение управлять сюжетами собственного сна. Многие люди специально развивают такие способности, считая, что сумев преодолеть препятствия во сне, они добьются большего успеха в реальной жизни.

Видео: значение сна в жизни человека

Значение сна для каждого из нас очевидно. Ведь сон — не только отдых, но и источник здоровья, бодрого настроения, энергии на будущий день . Бытует мнение, что сон — лучшее лекарство от стресса, переутомления. Кроме того, многие косметологи считают здоровый полноценный сон залогом красоты и молодости.

Когда человек засыпает, в организме происходят особые процессы: растет количество серотонина (гормона счастья) и значительно уменьшается адреналин (гормон стресса). Но полноценный отдых наступает исключительно в процессе крепкого здорового сна.

Роль сна в жизни человека сложно переоценить. Простой пример: без еды животное может прожить около четырех недель, а без сна не все протянут и двух. Лишение сна, бессонница — очень мучительное и тяжелое состояние, поэтому врачи особое внимание уделяют количеству сна при лечении многих заболеваний.

Что же такое сон?

Сон — это особенное состояние мозга. В период сна мозговая деятельность не останавливается, скорее, она немного видоизменяется. Часть клеток мозга в процессе сна работают еще быстрее, особенно это замечено в его глубинных отделах.

Интересно знать, что сон — это тоже работа мозга . Когда человек спит, мозг анализирует полученную за день информацию и сортирует ее по разным отделам, как книги в библиотеке. Таким образом, мы получаем систематизированное хранилище знаний/воспоминаний, которое организовал наш мозг. Часто в поиске решения нестандартной ситуации есть ощущение очевидного ответа, он «зудит», но не находится. Утром, открыв глаза, человек понимает — эврика, есть ответ! Все просто: мозг ночью поработал, извлек из «хранилища» нужные данные и подсказал выход.

Сновидения — одно из самых интересных и малоизученных процессов головного мозга. Ученые предполагают, что самые яркие сны можно увидеть при условии глубокого, здорового отдыха. Весь сонный процесс можно разделить на стадию быстрого и медленного сна.

Сны снятся всем, но не каждый их запоминает. За ночь можно увидеть одно или несколько сновидений. Длятся сновидения до двух часов, при этом они бывают непрерывными, а могут делиться на разные «серии», связанные или не связанные между собой. Интересно и то, что в зависимости от времени сна, сновидения различаются по длине и насыщенности: самые длинные и яркие снятся под утро, ближе к пробуждению.

Если человек просыпается после фазы быстрого сна, он еще несколько минут помнит сюжет своего сновидения, далее образы расплываются, действия забываются, и зачастую становится сложно вспомнить даже, на какую тему был сон.

Существует так называемый осознанный сон, которому можно обучиться. Осознанный сон — это сон, в котором человек может управлять своим состоянием. То есть он не зритель сновидения, а его участник, поэтому он не только помнит его, но и может моделировать, исходя их своих мечтаний. Это особенная техника вхождения в сон, которой можно овладеть за определенный период времени. Но если один раз получится, то результат запомнится навсегда.

Наверное, мы будем правы, если предположим, что каждый человек хоть один раз задумывался над своими снами и их значениями. Ведь просыпаясь и мысленно перебирая события из сна, подсознательно хочется найти в них добрый знак или предостережение накануне важного события.

Для толкования и обозначения снов существуют различные сонники, гадалки, эзотерики. Доверять ли им — личное дело каждого человека. Ведь интуитивно мы хотим верить в лучшее и отметаем то, что нам не нравится.

Считается, что имеют значения сновидения, увиденные под утро. А некоторые ученые придерживаются мнения, что каждый человек сам должен трактовать свои сны, опираясь исключительно на свой жизненный опыт и память. Например, если в детстве человек сильно испугался, допустим, большой собаки, то подсознание может «сигнализировать» об опасности, показав во сне похожую собаку.

Думайте о хорошем, соблюдайте режим и гигиену сна, и пусть снятся вам только приятные сновидения.

Григорьев Никита

Аннотация (тезисы) к работе «Значение сна в жизни человека».

Проблема:
(почему выполнялось исследование, проект?)

По утрам мне всё время хочется спать. Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо? Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Каким должен быть сон человека, чтобы избежать этого.

Объект и предмет:
(что исследовалось, проектировалось?)

Мои одноклассники ученики 4 «Б» класса, продолжительность и качество их сна.

Гипотезы:

1. Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Так ли это? 2.Недосыпание негативно сказывается как на физическое, так и на психическое состояние ученика. 3. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Цель:

1. Узнать мнения учёных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе для того чтобы узнать сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Провести исследование в классе с целью выяснить продолжительность и качество сна моих одноклассников.

3. Произвести обработку результатов.
4. Сделать выводы, отобразить их в виде таблиц и диаграмм.

Методы исследования:

Анкетирование

Поиск информации в литературе, в Интернете.

Выводы:

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека».

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Усть–Лабинский район.

4 «Б» класс.

  1. Введение.
  1. Цели и задачи.
  2. Обоснование выбора темы.
  1. Основная часть.

1. Что такое сон.

2. Когда ложиться спать?

3. Что происходит в организме человека, когда он спит.

4. Как правильно спать.

5.Как долго человек может не спать.

6. Интересные факты.

7.Что мы видим в своих снах.

  1. Практическая работа.
  2. Заключение.
  3. Приложения.

Введение.

Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя сестричка Машенька. Я обратил внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовался, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.

А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решил сделать эту работу.

(Проблема )

Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания.

Поэтому объектом своего исследования я выбрал продолжительность сна в течение дня и недели.

(Гипотеза ) Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.

Я поставил перед собой следующие цели:

1. Узнать мнения учёных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Основная часть.

На первом этапе своей исследовательской работы я обратился к научным источникам психологии, и выяснил:

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.

Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.

Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.

Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.

У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» - так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.

До одного года- от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью

От 2 до 7 лет- от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью

С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.

Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.

Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.

Премьер-министр Великобритании

в 1940-1945

известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

Когда ложиться спать

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.

Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.

Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.

Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.

Что происходит в организме, когда мы спим.

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

Как правильно спать

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1.) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» (рис.2) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего « на животе» (рис.3) . Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» (рис.4) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.

Как долго человек может не спать

Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.

18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.

Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения.

В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.

Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.

Интересные факты

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.

Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».

Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

Что мы видим в своих снах

Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения.

Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.

В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.

Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов.

Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.

Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.

Практическая работа.

На следующем этапе своей работы я провёл в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.

Я предложил ребятам :

  1. Заполнить анкету.
  2. Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.
  3. Нарисовать рисунки о своих снах.

Результаты моих исследований.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решил исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получил следующие результаты.

  1. Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т.к. он не высыпается. 65% учеников ложатся спать поздно, поэтому 44% - не высыпаются.
  2. Во сколько вечером вы ложитесь спать

59% в 22.00

35% в 21.00

7 % в 20.00

7 % в 23.30

Как вы чувствуете себя после сна?

37% хорошо

15% нормально

44% сонные

  1. Сравнив продолжительность сна своей младшей сестрёнки и

Одноклассников, сделал вывод :

Продолжительность сна с возрастом

Человека уменьшается почти в 2 раза.

Исследовав, как дети готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявил зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 27%) и вредными привычками (просмотр телевизора и приём пищи перед сном) – 30%.

Чем занимаешься за 30 минут до сна?

4% ничего

15% читают, кушают, играют

15% смотрят телевизор

65% занимаются гигиеной

Что чаще всего видишь во сне?

7% ничего

11% живую природу

11% семью

11% мультфильмы, смешное

11% знакомых на празднике

23% ужасы

4% площадку

4% один на улице

15% гоночные машины

Какие сны снятся?

Цветные 88%

Чёрно- белые 12%

4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

На спине 11%

На животе 35%

На боку 50%

- «калачиком» 4%

  1. В результате исследований я установил, что у большинства моих одноклассников (78%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.

Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?

63% 10 часов

7% 11 часов

15 % 9 часов

7% 8 часов

4% 5 часов

  1. Затем я раздал ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели.

Я составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.

Так как, по мнению специалистов, младшие школьники в среднем должны спать по 9 часов, то по проведённому исследованию видно, что

74 % ребят спят положенное время и больше.

Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребёнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером

Вот что получилось:

37% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8-9 часов в сутки, а 63%- учатся на хорошо и отлично и спят от 9-13 часов в сутки.

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.

Как же можно помочь моим одноклассникам улучшить успеваемость? Я предложил Ирине Анатольевне провести классный час на тему «Роль сна в жизни человека», подготовил ребятам буклеты с рекомендациями. Думаю, что это в какой-то мере поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.

Теперь я понял, почему моя сестрёнка так много спит.

Заключение.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

  1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
  2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
  3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна
  4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Приложение 1. Анкета

  1. В какой позе ты чаще всего спишь?

На спине

На животе

На боку

- «калачиком»

  1. Во сколько утром вы просыпаетесь? _______

3) Во сколько вечером вы ложитесь спать_______

4) Чем занимаешься за 30 минут до сна?

5) Какие сны снятся?

Цветные

Чёрно- белые

6) Что чаще всего видишь во сне?

7) Как часто тебе снятся сны?

8) Вы встаёте утром сами или вас будят родители?

9) Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших

Классов?

10) Как вы чувствуете себя после сна?

11) Кто вы « жаворонки» или « совы»?

12) Сколько раз в день вы спите в учебные дни?

13) Сколько раз в день вы спите в выходные дни?

Приложение 2.

Задание для учеников

Дни недели

Количество времени на дневной сон

Количество времени на ночной сон

Количество времени всего на сон

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Рисунки моих одноклассников «Мои сны»

Приложение 3.

№ п/п

Ф.И.О.

Кол-во времени на дневной сон за неделю

Кол-во времени на ночной сон за неделю

Кол-во времени всего на сон за неделю

Среднее кол- во времени на сон в сутки

Средний бал успеваемости уч-ся

Андреев Филипп

Базаров Егор

Баканова Милена

Владимирова Анна

Гавриш Анна

Григорьев Никита

Гусейнов Алим

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

Значение сна в жизни человека

План

Введение

1. Концепции сна

2. Гигиена сна

3. Расстройства сна

4. Расстройства сна при психических заболеваниях

5. Лечение сном

Литература

Введение

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушении в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни.

Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости.

Концепции сна

В современной науке о сне существуют различные подходы, теории и методы изучения. Рассмотрим некоторые концепции сна в истории медицины.

Относительно причины возникновения сна существует несколько точек зрения. В середине 19 в. сон считали результатом «обескровливания мозга», поскольку при зажатии артерий шеи, приносящих кровь к мозгу, человек погружался в бессознательное состояние, а также что низкие и высокие температуры, большие потери крови, связанные с изменением кровоснабжения мозга, вызывают наклонность к сну. Для доказательства этого положения ставился опыт, в котором человек помещался на специальной кровати-весах. Как только человек засыпал, то та сторона кровати-весов, где находилась голова, поднималась вверх. Отсюда делали вывод, что во сне голова теряет часть, своего веса вследствие оттока крови от мозга. При этом оставалось неизвестным, является ли уменьшение кровенаполнения мозга причиной сна или сон вызывает уменьшение кровенаполнения мозга. Также неубедительны и примеры, связанные с явлением малокровия и температурными воздействиями, поскольку в этих случаях дело идет об общих воздействиях на организм, а не только на мозг.

Имеется и другая, прямо противоположная точка зрения, согласно которой причина сна заключается в переполнении мота кровью (В. Я. Данилевский).

Некоторые заболевания мозга (ранения, опухоли) сопровождаются сонным состоянием, при котором иногда развивается переполнение мозга кровью. Однако в этом случае сонное состояние ничего общего не имеет с нормальным физиологическим сном: разбудить от сна такого больного очень трудно, а иногда и невозможно, в то время как вывести человека из состояния нормального сна очень легко.

2. Гигиена сна

Большое значение имеют вопросы гигиены сна. Личная подготовка ко сну является одним из решающих факторов, обеспечивающих засыпание и полноценный сон. Перед сном, безусловно, нежелательна интенсивная умственная или физическая работа, могущая вызвать чрезмерное возбуждение нервной системы и тем затруднить засыпание. За час перед сном целесообразны прогулка на свежем воздухе и прием теплой ванны или душа. Ложась в постель, следует избегать сосредоточения мыслей на волнующих происшествиях дня или предстоящих событиях. Нормальный сон представляет собой условно-рефлекторный процесс, возникающий в ответ на длительно и однообразно действующие условные раздражители. Последние служат толчком к развитию сонного торможения в коре мозга. Все, что в прошлом несколько раз совпадало с сонным состоянием или засыпанием, делается условным раздражителем.

Устранение такого условного раздражителя является благоприятствующим моментом к пробуждению, т. е. к переходу нервных клеток коры головного мозга из тормозного состояния в состояние возбуждения. Условными раздражителями для развития сонного состояния в домашней обстановке могут быть время суток, затемнение комнаты, определенное расположение мебели, определенное положение тела, определенные звуки, например колыбельная песня для ребенка, и т. д.

3. Расстройства сна

Согласно современным представлениям в головном мозге имеются структуры, регулирующие смену сна и бодрствования и поддерживающие состояние бодрствования. Исходя из этого, правильнее при рассмотрении расстройств сна определять их как расстройства сна и бодрствования. Указанные нарушения следует разделить на две группы: нарушения сна, проявляющиеся бессонницей, и нарушения бодрствования, находящие свое клиническое проявление в различных формах сонливости. Указанные расстройства занимают важное место в клинике.

Нарушения сна в виде бессонницы могут характеризоваться недостаточностью часов сна или его качественными особенностями (недостаточная глубина, обилие сновидений, трудность засыпания) при общем достаточном количестве часов сна. Глубокий, полноценный сон в течение 5-6 часов может быть достаточным для организма.

4. Расстройства сна при психических заболеваниях

Расстройства и нарушения сна являются частыми симптомами различных психических заболеваний. Изменения продолжительности сна, нарушения его ритма и глубины можно наблюдать на различных этапах развития психической болезни. Нарушения сна обычны в периоде остро начинающегося психоза. Больные жалуются на затрудненное засыпание, поверхностный сон, неприятные, иногда кошмарные сновидения. В дальнейшем, по ходу развития заболевания, общая продолжительность сна обычно уменьшается, доходя нередко на высоте болезни до полной бессонницы (белая горячка, инфекционные психозы).

Бессонница - наиболее частый вид нарушений сна при психических заболеваниях. Однако полная бессонница встречается довольно редко, обычно сокращается продолжительность сна, сон становится поверхностным и прерывистым. Иногда в течение заболевания можно наблюдать и увеличение продолжительности сна.

5. Лечение сном

Благотворное влияние сна, особенно на нервную систему, эмпирически было установлено давно. Как метод лечения сон начал применяться с конца 19 и начала 20 в. у нас и за рубежом. Поскольку метод лечения не имел научного обоснования, терапия сном была очень несовершенной, с лечебными целями вызывался длительный наркотический сон. В 1934 г. была предложена наркотическая смесь Клоэтта. При применении этой смеси, по данным А. Г. Иванова-Смоленского, только в течение первых полутора-двух, самое большее трех суток удавалось вызвать наркотический сон, а затем наступало состояние наркоза, сходное с коматозным состоянием. Метод беспрерывного сна в течение 10 суток в результате применения препарата Клоэтта давал тяжелые осложнения даже смертельные исходы. Это определило отказ от применения смеси Клоэтта с лечебной целью. Длительный наркоз широко применялся за рубежом при лечении шизофрении. Высокая токсичность наркотических средств ограничила их применение и распространение. Непрерывный сон был заменен прерывистым с небольшими перерывами в течение каждых суток (В. П. Протопопов). После клинического изучения различных вариантов терапии сном стали применять условно-рефлекторный сон, наиболее близкий к физиологическому сну. При этой методике сон по существу удлиняется до 15-16 часов в сутки и углубляется обычный физиологический сон.

Вывод

В реферате была рассмотрена одна из междисциплинарных проблем, а именно полноценный сон. Мы выяснили, что существовало (и до сих пор существует) множество концепции в области происхождения сна. Сон считали результатом «обескровливания мозга», была прямо противоположная точка зрения, согласно которой причина сна заключается в переполнении мота кровью, широкое распространение получила химическая теория происхождения сна и т.д.

Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Особо подчеркивается, что многие заболевания человека (в том числе психологические и психосоматические) можно лечить с помощью сна.

Литература

1. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М., 1979. - 304 с.

2. Винчестер А. Основы современной биологии. М., 1967. - 327 с.

Подобные документы

    Общая характеристика сна и отдыха, основные причины его необходимости. Сны и внешний мир. Сон у детей и взрослых. Расстройства при психических болезнях. Лечение сном психических больных. Оценка качества сна человека и основные условия его улучшения.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2009

    Предмет и задачи генетики человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека. Наследственные болезни человека, их лечение и профилактика, основные пути предотвращения. Генные мутации и нарушения обмена веществ. Виды хромосомных болезней.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Значение изучения компонентов здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека. Методы первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, борьбу с вредными привычками, гиподинамией.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2014

    Влияние алкоголя на организм человека. Стадии и методы лечения алкоголизма. Наркотическая зависимость человека и методы её лечения. Токсическая зависимость и стадии токсикомании. Последствия хронической интоксикации и методы лечения токсикомании.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2011

    Строение вируса иммунодефицита человека. Жизненный цикл возбудителя инфекции. Механизм взаимодействия с клеткой, патогенез. Пути передачи и методы профилактики. Поиск противовирусных препаратов, влияющих на ВИЧ, методы восстановления функций иммунитета.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2012

    Теории происхождения, история изучения и открытия вирусов. Их жизненный цикл, роль в заболеваниях человека, биосфере и эволюции. Морфологические типы капсидов. Формирование липидной оболочки вируса. Виды вирусных инфекций человека, растений, бактерий.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Понятие о физиологии животных, как о науке, значимость для жизнедеятельности человека. Виды анатомии домашних животных. Развитие ветеринарной анатомии и физиологии в Китае, Персии, Египте, Греции, Месопотамии и Индии. Значение учения Гиппократа.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Значение животных в жизни людей. Ведущие психологические потребности человека, удовлетворяемые в контакте с животными. Условия построения максимально полных межвидовых отношений. Зоотерапия как дополнительный способ лечения, описание ее разновидностей.

    реферат , добавлен 07.04.2015

    Методы изучения экстремальных состояний организма человека в свете теории диссипативных систем и синергетики. Концепция самоорганизации жизнедеятельности организма с позиций теорий термодинамики диссипативных систем. Понятие базисного метаболизма.

    реферат , добавлен 29.08.2009

    История развития области медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Идеи профилактики в античном мире, средневековье, буржуазном обществе. Задачи и атрибуты гигиены. Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни.