Если у ребенка зрение 2. Осмотр малышей после трех лет

Дальнозоркость у детей - это нарушение зрение, которое проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как зрение вдаль остается нормальным. Дальнозоркость еще называют гиперметропией.

Норма

Дальнозоркость небольшой степени в детском возрасте обычно не вызывает у врачей опасений, так как в это время происходит активный рост организма – происходит быстрый рост глаза, и формируются физиологически верные отношения между отдельными структурами глазного яблока.

Чаще всего к 3-4 годам дальнозоркость исчезает самостоятельно, а если уже этого не произошло, тогда назначается соответствующее лечение.

Предельным возрастом, являющимся своеобразной границей между нормой и патологией, становится возраст, в котором ребенок отправляется в школу.

Необходимость такой градации объясняется тем, что даже в первом классе зрение ребенка будет испытывать значительные нагрузки, которые могут провоцировать быстрое прогрессирование патологии зрения.

Если при первом комплексном обследовании зрения, которое большинство детей проходят в возрасте одного года, обнаруживается большая степень дальнозоркости, необходимо раннее начало соответствующего лечения – его использование позволит избежать многих осложнений в будущем (во время обучения в школе и на протяжении остальной жизни пациента)

Гиперметропия представляет собой достаточно коварную болезнь, симптомы которой часто не вызывают никаких опасений. Дети, имеющие проблемы со зрением, быстро устают, не могут нормально учиться, получают плохие оценки, плохо спят, часто капризничают и не могут сосредоточиться на выполнении задания.

Родителям часто кажется, что все эти проявления являются простыми детскими капризами, но лучше для своевременной профилактики или лечения все-таки обратиться к врачу для проведения обследования.

Однако следует помнить, что обычная проверка зрения не может выявить дальнозоркость, поэтому нужно обратиться именно к детскому офтальмологу.

Диагностировать данное заболевание врач сможет только после проверки остроты зрения при зрительных нагрузках вблизи и вдалеке от предмета. Именно ранняя диагностика и адекватная оптическая коррекция позволяют снизить вероятность возникновения различных неприятных осложнений, таких как, например, косоглазие (сходящееся содружественное) и амблиопия – развитие «ленивого глаза».

Симптомы

Основным проявлением дальнозоркости является нечеткость видения близко расположенных предметов. Чтобы лучше что-то рассмотреть вблизи, ребенку приходится напрягать зрение.

Детская дальнозоркость делится на три степени. Детская дальнозоркость слабой степени – до + 2 D. Такие нарушения компенсируются высокими сократительными способностями цилиарной мышцы и эластичностью хрусталика – при сокращении цилиарной мышцы хрусталик приобретает более выпуклую форму, фокус преломления лучей попадает на сетчатку и ребенок хорошо видит и вдаль, и вблизи. Но постоянное напряжение зрения приводит к частым головным болям, утомляемости глаз, неврозам и отставанию в школе.

Дальнозоркость средней степени у детей – от + 2 до +5 D; такие дети хорошо видят вдаль, но не очень четко могут рассмотреть предмет вблизи. Дальнозоркость высокой степени у детей – выше +5 D; зрение снижено, дети плохо видят, как близкие, так и отдаленные предметы.

При дальнозоркости средней и высокой степени происходит постепенное снижение функции клеток зрительного отдела коры головного мозга, так как к ним не поступает четкое изображение, а значит, нет стимула для нормального развития этих клеток. Это ведет к снижению остроты зрения и развитию амблиопии.

Амблиопия или «ленивый глаз» — это снижение остроты зрения, связанное с изменениями в коре головного мозга и не поддающееся коррекции, то есть даже в очках зрение снижено. Длительно протекающая дальнозоркость может также приводить к развитию сходящегося содружественного косоглазия.

Достаточно часто дети не замечают нарушений зрения, поэтому большое значение имеют профилактические осмотры окулиста, которые выявляют и лечат таких детей.

Причины

Главные причины дальнозоркости у детей заключается в физиологии. Глазное яблоко у ребенка проходит естественные этапы развития. Дальнозоркость у малышей до года не превышает три диоптрии. Уже к шести месяцам глаза детей приходят в норму. В исключительных случаях требуется коррекция дальнозоркости. Для этого используются специальные очки.

В некоторых случаях по разным причинам дальнозоркость у детей превышает три диоптрии. Ребенок пытается разглядеть объект и напрягает глаза. Но детская дальнозоркость не всегда компенсируется силами организма. Поэтому у малыша может снизиться функция участка головного мозга, отвечающего за зрение. Он не получает четких изображений. Нейроны лишаются стимулов для правильного развития. Это приводит к развитию амблиопии и потере остроты зрения. У многих малышей вместе с дальнозоркостью выявляют косоглазие.

Причины дальнозоркости у детей достаточно разные:

1. Определенные анатомические нарушения в строении глаза:

  • Короткая глазная ось;
  • Недостаточно искривленная роговица;
  • Неправильно расположенный хрусталик, изменение его формы.

2. Наследственная предрасположенность (если у обоих родителей есть нарушения со стороны зрения, то им стоит уделить особое внимание зрению своего ребенка). Кроме того, к развитию патологии со стороны зрения могут привести факторы, влияющие на развитие глаза еще во время беременности. А именно:

  • Неправильное питание женщины во время беременности;
  • Постоянные стрессы;
  • Загрязненная окружающая среда.

Лечение

Лечение дальнозоркости у детей, а также сопутствующей ей амблиопии, проводится на фоне очковой коррекции. Очки при дальнозоркости и амблиопии назначаются для постоянного ношения. Как правило, сила очков ниже степени гиперметропии. Такая технология оправдана в детском возрасте, так как стимулирует рост глаза и способствует уменьшению гиперметропии.

И так давайте разберемся, как лечить дальнозоркость у детей? Также проводятся курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости, включающие различные методы стимуляции зрения. Курс лечения дальнозоркости у детей состоит из пяти-шести различных методов. Все методики лечения детской дальнозоркости безболезненные, хорошо переносятся детьми и включают в себя игровые моменты.

Курсы лечения дальнозоркости у детей необходимо проводить 4-5 раз в год. Частота курсов лечения дальнозоркости у детей и перечень методов лечения дальнозоркости у детей определяет врач-офтальмолог, ведущий ребенка. Современные технологии консервативного аппаратного лечения детской дальнозоркости позволяют вылечить амблиопию при дальнозоркости в большинстве случаев. Кроме этого, при правильном лечении дальнозоркости у детей с амблиопией во многих случаях удается избавить ребенка от постоянной очковой коррекции.

На сегодняшний день существует три способа коррекции дальнозоркости: очки, контактные линзы и хирургическая коррекция. Очки или контактные линзы («плюсовые») подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний.

Детям с дальнозоркостью рекомендуется начинать пользоваться корректирующими линзами как можно раньше. Обычно врач выписывает им очки для постоянного ношения. С возрастом у многих дальнозорких детей глазное яблоко удлиняется, а зрение, соответственно, восстанавливается.

Взрослым линзы или очки нужны только для чтения и работы. Только при высокой степени дальнозоркости назначают две пары очков: одни — для «близи», другие — для «дали». После подбора очков необходимо постоянно наблюдаться у окулиста, чтобы при необходимости заменять линзы на более сильные или более слабые. Лазерную коррекцию дальнозоркости применяют, когда ребенку уже есть 18 лет.

Диагностика

Выявление детской дальнозоркости возможно только в клинических условиях. Для этого проводят исследование медикаментозного расширения зрачка, в ходе которого хрусталик глаза расслабляется и показывает истинную рефракцию глаза. Поэтому необходимо делать визиты к врачу-офтальмологу не реже чем раз в год.

Бывают случаи, что при стопроцентно-здоровым зрением скрывалась проблема дальнозоркости слабой степени, но благодаря компенсирующим свойствам аккомодационного аппарата глаза, зрение поддерживалось в норме.

Но следует помнить, что скрытые проблемы зрения приводит не только к ухудшению зрения, но и к всеобщему нарушению нормального состояния детей. Ребенок быстро становится раздраженным или просто замыкается в себе. Его часто мучают головные боли, ухудшается самочувствие. Решить такую проблему, можно только при раннем и правильном обследовании системы зрения и проведения полного терапевтического курса лечения.

При диагностировании детской гиперметропии выделяют три ее стадии:

  1. Дальнозоркость слабой степени – до 2 диоптрий. Ей характерно хорошее зрение и вблизи и вдаль, но при этом у ребенка имеются жалобы на головной боль и быстрое утомление глаз.
  2. Дальнозоркость средней степени – от 2 до 5 диоптрий. Ребенок имеет хорошее зрение вдаль, но уже затрудненное вблизи.
  3. Дальнозоркость высокой степени – выше 5 диоптрий. Ребенок плохо видит и в близи, и вдаль.
  4. Лечение детской дальнозоркости

Лечение гиперметропии подразумевает коррекцию зрения с помощью разных методов.

К основным из них относят:

Очки
Лечение дальнозоркости ношением очков – наиболее используемый метод. Хотя, несмотря на все плюсы очков, они приносят массу неудобств тем, кто их носит. Они часто пачкаются, почти при каждом неосторожном прикосновении. Очки сползают, спадают и очень затрудняют процесс активной физической деятельности.

Применение контактных линз
Контактные линзы применяют для лечения гиперметропии, усложненной амблиопией, по-другому говоря, слабовидением. Раньше контактные линзы детям не назначали, но теперь это делают намного чаще. Недостатком использования линз считается чувство, будто бы в глазу что-то застряло, долгое привыкание к ним, противопоказания к их использованию и возможное появление

Гимнастика

На ранних стадиях очень хорошей помощью может быть специальная гимнастика для глаз при дальнозоркости. Если выполнять ее каждый день, можно избавиться от дальнозоркости используя меры профилактики.

Чтобы приостановить развитие заболевания и вообще избавиться от него нужно выполнять очень простые, но эффективные упражнения. Они скорректируют работу мышц глаза, улучшат его кровоснабжение, в результате этого зрение улучшится. Но это возможно, когда гимнастика выполняется регулярно, кроме того человек получает полноценное питание для обеспечения глаз необходимыми витаминами и микроэлементами.

Кроме того, очень важно не перегружать глаза просмотром телепередач и вглядыванием в монитор компьютера. Если с самого раннего детства не уделять внимание тому, как ребенок читает, пишет, сидит за партой, как далеко держит от себя книгу, то работоспособность глаз ухудшается. Конечно, родителям трудно запретить ребенку вообще смотреть телевизор или пользоваться компьютером, рассчитывать на сознательность ребенка тоже не приходится, поэтому нужно эти процессы четко ограничивать во времени. Важно, чтобы ребенок регулярно гулял на свежем воздухе, выполнял элементарные физические упражнения, это обеспечит нормальное кровообращение детскому организму.

Поэтому, если у вашего ребенка дальнозоркость, начинайте делать специальную гимнастику для глаз. Если есть возможность к этому процессу подключить бабушек и дедушек, то от совместного выполнения упражнений для глаз все получили бы большую пользу. Или выполняйте гимнастику вместе с малышом, она никому не будет лишней, кроме того, вы поймете сами как делать упражнения и сможете ему подсказать какие-то детали.

Упражнение 1. Перед тем как приступать к специальным упражнениям, нужно подготовить глаза, ведь в любой гимнастике нужна разминка. В данном случае – это расслабление мышц глазного яблока. Упражнение называется пальминг. «Палм» — ладонь в переводе с английского. Поэтому в упражнении принимают участие ладони. Прикройте ими глаза так, чтобы к глазам не проникал свет. Пальцы можно расположить как удобно. Не нужно давить на глаза. Можно опереться руками на какую-то поверхность или прилечь. Думайте о чем-то приятном, это позволит вам расслабиться и избавиться от напряжения. Не нужно насильно расслаблять глаза, просто отвлекитесь от своих мыслей, и мышцы расслабятся сами. Легкое тепло должно исходить от ладоней и согревать глаза. Перед выполнением упражнения можно немного потереть ладошка об ладошку, таким образом, разогревая их поверхность. Вы должны находиться в положении с закрытыми глазами несколько минут. Затем медленно приоткрывайте ладони, и глаза возвращаются к нормальному освещению.

Упражнение 2. Это упражнение не только позволяет избавиться от дальнозоркости, но и способствует нормализации кровообращения глаз и шейного отдела позвоночника при длительной работе в сидячем положении. По собственному опыту знаю, что для тех, кто много времени проводит за компьютером, оно незаменимо. Называется это упражнение «пишем носом». Садимся удобно и воображаем, что нос – это ручка или карандаш. Смотреть желательно на кончик носа, но это иногда бывает довольно непросто. Тогда можно представить себе, что вы – Буратино, и ваш нос – длинный, как у этого веселого деревянного мальчика. Смотрите на кончик воображаемого носа, глаза нужно стараться расслабить. А теперь напишите какое-либо слово своим длинным носом, двигая головой и шеей, то есть буквы должны быть довольно крупными. Можно что-нибудь нарисовать. Важно, чтобы глаза безотрывно следили за воображаемой линией вашего рисунка или слова. Такое упражнение в идеале нужно выполнять 15 минут, но, если поначалу, тяжело, можно делать небольшие (1-2 минутки) перерывы.

Упражнение 3. На уровне глаз расположите пальцы рук. Разведите пальцы, и сквозь них пытайтесь разглядеть то, что находится перед вами. Понемногу поворачивайте голову то вправо, то влево, не двигая при этом пальцы. На них вообще старайтесь не обращать внимания, просто рассматривайте предметы сквозь них. После нескольких выполненных поворотов будет казаться, что пальцы тоже двигаются вместе с головой. Это означает, что упражнение выполняется правильно.

Упражнение 4. Сядьте удобно, расслабьтесь, взгляд устремлен вперед. Поворачивайте голову вправо, одновременно перемещайте взгляд. Возвратитесь в исходное положение, то же самое нужно проделать влево. Повторите 5-10 раз в каждую сторону.

Упражнение 5. Исходное положение, такое же, как в упражнении 4. Указательный палец правой руки расположите на расстоянии 30 сантиметров перед глазами. Сконцентрируйте взгляд на несколько секунд на предмете, который находится вдали, затем посмотрите на кончик пальца. Несколько секунд изучайте палец. Потом опять смотрите вдаль. Повторите 10 раз.

Упражнение 6. Сидя на стуле, массируйте кончиками пальцев голову, ее затылочную часть, и шею в направлении сверху вниз. Аккуратно растирайте и поглаживайте кожу. Это упражнение очень полезно, оно улучшает кровообращение. Продолжайте массаж в течение 3 минут.

Упражнение 7. Сидя на стуле, нужно поднять правую руку до уровня глаз. Пальцами проделать круговые движения по часовой стрелке, следя взглядом за ними. Расстояние между глазами и пальцами руки должно быть около 50 см. То же самое нужно выполнить левой рукой, только вращать пальцами против часовой стрелки. Повторите это упражнение 7 раз.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на однотонные поверхности. Присматривайтесь, изучайте траву на лужайках, стены домов. Стараясь не отрывать взгляд, следите за движущимися предметами. Это могут быть машины, проезжающие мимо, плывущие облака, улетающий воздушный шарик, падающий листочек с дерева. Все это очень хорошо тренирует мышцы глаз.

Все вышеизложенные советы и гимнастика должны выполняться каждый день. И тогда эффект обязательно наступит. Вообще, эти упражнения должны стать нормой жизни. Если перестать их выполнять, тонус глазных мышц снизится, и положение может опять ухудшиться.

Когда ребенок идет в школу, нагрузка на глаза возрастает во много раз. Поэтому, обязательно нужно соблюдать следующие правила:

  • Хорошее освещение. Нужно использовать верхний свет и свет настольной лампы. Не нужно использовать лампы дневного света, они дают вредное для глаз мерцание. Мощность настольной лампы – 60-100 ватт.
  • Необходимо чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом. Не зря уроки в школе длятся 45 минут, а в младших классах 30-40 минут. Да и это много.
  • Важно делать гимнастику для глаз через каждые 30-40 минут занятий.
  • Необходимо не только для здоровья глаз, а и для здоровья всего организма делать утреннюю гимнастику. Это улучшает кровообращение во всем теле.
  • Полноценное питание – это тоже залог здоровья. Меню ребенка должно быть сбалансировано по белку, включать достаточное количество витаминов и микроэлементов.

Помогите своему ребенку видеть все краски мира в высоком качестве. Если вы будете выполнять рекомендации вместе, от этого все только выиграют!

Пусть глазки наших деток всегда будут здоровы!

Профилактика

Режим освещения – необходимо правильно регулировать зрительные нагрузки, например чтение необходимо осуществлять только при хорошем освещении, с использованием верхнего света или настольной лампы мощностью от 60 до100 Вт, не использовать лампы дневного света и так называемые “экономки”! Особое внимание на просмотр телевизора или работа (игра) за компьютером. Не допускайте чтобы ребёнок слишком близко сидел к экрану, категорически запрещено использовать слишком контрастное изображение (то есть если просматривается ТВ или компьютер вечером, обязательно должен быть включен верхний свет). Ну и само собой ограничение по времени использования ТВ или ПК.

Режим зрительных и физических нагрузокположительное воздействие оказывает режим чередования зрительного напряжения с активным, подвижным отдыхом. Например 30 минут почитал – 30 минут побегай, поприседай, короче говоря оторвись от стула или дивана! Это рекомендации для людей без отклонений, а если у вас или вашего ребёнка дальнозоркость не забывайте ещё и про гимнастику для глаз! Здесь в самый раз пропеть “Оду шведской стенке”!

Гимнастика для глаз – ещё один важный момент, через 20-30 минут занятий связанных с нагрузкой на глаза настоятельно рекомендуется проводить гимнастику для глаз. При этом важно оторвать себя от стула или дивана!

Полноценное питание – важный момент для здоровых глаз! Питание должно быть сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких как Zn, Mn, Cu, Cr и другие. Возможно использовать витамины для глаз.

Многие люди ошибочно полагают, что можно чувствовать нормальное ли зрение у самого себя, но это ошибочное мнение. Особенно это касается врожденных патологий, так как с рождения мозг воспринимает ту лишь информацию, которую получает от зрительной системы человека.

Например, когда зрение нарушено на обоих глазах мозг просто не видит разницы между нормой и явным отклонением и привыкает к тому, что есть. По мнению большинства специалистов, зрение является особой способностью воспринимать и различать цвета, максимально точно видеть как расположены те или иные предметы, находящиеся в поле зрения человека. Когда человек слышит выражение 100% зрение, он воспринимает как идеально верный показатель. Однако необходимо усвоить. Что для разной возрастной категории показатели нормы значительно отличаются. Что является абсолютной нормой.

Глаз – это орган, который полноценно формируется не ранее, чем к наступлению восемнадцатилетия. Меняется и развивается зрение в течение всей жизни человека. Такие факторы, как место проживания, экология, образ жизни, специфика работы наследственный фактор влияют на те, или иные изменения в зрительном органе, как в положительную так и в отрицательную сторону.

В этой статье будут рассмотрена норма зрения у детей различных возрастов.

От рождения и до года

Этот возрастной период считается самым важным. В это время происходит основной период становления зрительной системы. На момент рождения специалист может проверить только лишь наличие безусловного рефлекса – реакции зрачка на световой раздражитель.Уже спустя всего лишь один месяц ребенок способен реагировать на любые изменения, происходящие в поле его зрения. Малыш хоть и очень слабо, но все же пытается наблюдать за происходящим вокруг, за любыми передвижениями и за родителями.

Уже ближе к году малыш полноценно различать предметы по их форме и цветовой гамме. Ребенок зрительно отличает чужих людей от родных. Однако в этот период зрительная система все еще начинает только лишь свое формирование.

От года до двух лет

Рефлексы более совершенные, ребенок видит четче, чем в годовалом возрасте. Появляется способность отличать расстояние объектов друг от друга и от себя, что помогает измерить остроту зрения. У взрослых норма составляет один градус (1,0), а у маленьких детей в пределах от 0,3 до 0,5. Ребенок познает мир и его свойства, начинается координация движений со зрением.

Считается, что смотреть телевизор в таком возрасте очень вредно, так как это сильно вредит неокрепшим глазам. Их мускулатура слабеет, так как яркие картинки с экрана ребенком не воспринимаются, зато очень сильно напрягают мышцы. Намного полезнее будет просто общаться с ребенком, ведь в таком возрасте он уже запоминает мимику родителей, пытается копировать ее. Но все же, разница между таким и взрослым зрением все еще велика.

От двух до трех лет

Сенсорная система очень помогает развиваться детям в этом возрасте. Ребенок видит предметы, пытается их оценить, описать. Очень важно продолжить развитие зрения в этом возрасте, так как оно напрямую влияет на речь. Ведь если ребенок ничего не видит, ему не с чем контактировать, следовательно, нечего описывать или оценивать, отчего он начинает говорить гораздо позже. У трехлетних детей самый подходящий возраст для тестов на зрение, так как основные системы уже сформированы. Существует специальная таблица с символами, таблица Орловой.

Она включает в себя строчки с изображениями различных размеров. Ребенка сажают на расстояние пяти метров от стенда с таблицей и просят называть символы. Если ребенок не узнает знак, ему показывают другую строчку. Это помогает выявить близорукость, своевременно начать лечение. В норме, показатель должен быть в пределах от 0,7 до 0,8. Обратите внимание, не щурится ли ваш ребенок без видимой причины. Это может быть явным признаком появления близорукости.

От трех до семи лет

В этот период на глаза ребенка дается серьезная нагрузка, особенно после детсада. Ребенок начинает готовиться к школе, а после начала обучения читает, пишет. Все занятия обязательно должны иметь перерыв и разминки, желательно. Время, проводимое за компьютером или телевизором, должно быть не больше полутора часа, ведь это излишняя дополнительная нагрузка на органы зрения. К семи годам зрение приближается к значениям взрослого человека, постоянно приравниваясь единице. Ребенок уже знает все объекты, называет их, свободно описывает и различает все. Ребенок уже подготовлен к обучению. Очень важно проводить осмотр у офтальмолога около четырех раз в год, чтобы выявить возможные отклонения.

По статистике медиков, близорукость чаще всего выявляют в 7 или 10 лет. В этом возрасте ребенок учится в школе, из-за чего нагрузка на сенсорную систему слишком большая. Посещения окулиста всегда важны. Учитывайте генетический фактор. или являются доминантными признаками, из-за чего велика вероятность выявить отклонения у ребенка, чей родитель также имеет отклонение. Помните, что во время пубертатного периода, когда выделяется много гормонов, зрение также может упасть.

Следите за питанием ребенка. Он должен есть здоровую пищу, которая будет содержать в себе все необходимые белки, жиры и углеводы. Не стоит забывать и о витаминных комплексах, что помогают организму восстанавливаться.

Следовать этим советом не помешало бы и взрослым, так как это универсальные методы сохранения глаз.

— Многие знают, что нужно употреблять чтобы хорошо видеть. Но не все так просто, как кажется. Чаще всего встречается провитамин, который необходимо активировать. Люди считают, что если они будут налегать на морковь, организм будет обеспечен нужным витамином. А оказывается, что витамин А является жирорастворимым. Для его активизации нужен какой-то жир, поэтому рекомендуется взбрызгивать морковный салат небольшим количеством масла.
— При чтении, создавайте хорошее освещение и держите книгу на расстоянии тридцати сантиметров.
— Ограничьте время просмотра телевизора до одного часа. Детям рекомендуется к просмотру около тридцати минут. Расположение экрана от глаз должно быть в пять раз больше диагонали голубого экрана.
— Если вы или ваш ребенок проводите много времени за компьютером, помните, что это очень вредно. Делайте хотя бы перерывы между работой. Детям время нужно ограничить до одного часа. Не допустите появления компьютерного синдрома.
— Уделяйте время на специальную гимнастику. Моргайте, переводите взгляд по сторонам, смотрите вверх-вниз, влево-вправо. Так вы предотвратите появление рези в глазах.
— Обращайте внимание на любые подозрительные симптомы, такие как: размытость, радужные круги вокруг источников света, резь в глазах, покраснение. Это могут быть заболевания: конъюнктивит, синдром сухого глаза или даже глаукома.
— Если соблюдать эти советы, то зрение останется в целости и у взрослого, и у ребенка.

В заключение

Подводя итог нужно сказать, что нельзя приравнивать остроту зрения в разных возрастных категориях. Потому что ее норма значительно отличается. Например, в пожилом возрасте показатели совершенно другие, нежели у обычного взрослого человека среднего возраста. В возрасте от 18 и до 50 лет нормой считается единица. Кроме того, стоит отметить, что в период полового созревания острота зрения может значительно колебаться из-за гормонального дисбаланса в организме подростка. Также в этом возрасте нагрузка на органы зрения достигает максимального уровня. Вывод один, необходимо регулярно посещать офтальмолога, для своевременного выявления проблем и их последующего решения.

Глаза - это один из факторов связи человека с внешним миром. Сегодня дети все больше страдают от офтальмологических болезней, которые зачастую являются результатом нагрузки на зрительный аппарат. Однако следует учесть и то, что формируется зрение не в школе, когда приходится много читать, писать, учить. Оно формируется с самого раннего возраста, и в этот период важно заметить начинающиеся проблемы. Итак, поговорим о развитии и особенностях зрения детей дошкольного и школьного возраста.

Зрение у детей до года и в 1 год

Становление зрительной системы - более сложный процесс, нежели становление других систем. Когда дитя рождается, его зрение ниже, чем у взрослого, в два раза! Развитие глаз плода в утробе матери начинается на третьей неделе его жизни.

В период до 3 месяцев жизни малыш может видеть только на расстоянии 40-50 сантиметров. Этого ему вполне достаточно чтобы увидеть мамино лицо и грудь. Многим мамам в это время видно, что глаза младенца немного косят и блуждают. Причина этого состоит в дальнозоркости, ведь глазное яблоко крохи в это время меньше, нежели у взрослого. Малыш сводит глаза к переносице, когда рассматривает предметы вблизи и создается впечатление, что он косит. С развитием и увеличением глазного яблока такое визуальное косоглазие пройдет само по себе без всякого вмешательства. Поэтому беспокоиться не о чем.

А для того чтобы сомнения мамы не приносили тревог, с ребенком нужно обязательно посещать плановые осмотры у педиатра. Проблемы может заметить и он, если же есть сомнения, то следует посетить офтальмолога. На осмотре доктор установит, способен ли ребенок фиксировать взгляд, осмотрит его веки и слезные пути, слизистые оболочки глаз и прозрачность роговицы. В шесть месяцев офтальмолог может диагностировать и косоглазие, и дальнозоркость, и близорукость.

Если у родителей появились подозрения, что с глазками малыша не все в порядке, если в семье у кого-то были проблемы с глазами, то есть имеет место фактор генетической предрасположенности к проблемам зрения, то с визитом к офтальмологу оттягивать не нужно. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем легче будет ее устранить и скорректировать.

Обязательно нужно идти к окулисту, если у ребенка до года наблюдаются следующие проблемы:

  1. Частое покраснение глаз.
  2. Появление выделений в уголках глаз.
  3. Несколько месяцев косоглазие не пропадает.
  4. Наблюдаются частые и ритмичные колебания глаз (нистагм).

У деток до года нередко появляется дакриоцистит . Это воспаление слезного мешка, находящегося между носиком и внутренним уголком век. Причина такого явления - недоразвитость слезных путей у детей.

Уже с трех месяцев зрение у малыша существенно улучшается. Он может самостоятельно фокусировать взгляд на определенном предмете и затем брать его руками.

Развивать зрение крохи следует с первого месяца его рождения. Это совсем несложно:

  1. Кровать малыша нужно ставить в самой светлой комнате дома и при этом желательно присутствие комбинированного освещения - дневного и электрического. Свет способствует движению глаз.
  2. Комната, где находится новорожденный, должна быть оформлена в пастельных мягких тонах. Это бежевый и персиковый, светло-зеленый и голубой, нежно-розовый и песочный цвета. Ни в коем случае не нужно раздражать детские глазки ядовито-яркими цветами, например, фиолетовым и красным, желтым и зеленым.
  3. Расстояние между игрушками и кроваткой должно быть не менее 30 сантиметров. Игрушки желательно вешать разного цвета и формы.
  4. Не следует с младенчества приучать дитя к телевизору. Постоянно меняющаяся картинка цвета создает сверхнагрузку на глазки младенца.

В возрасте одного года ребенок уже не только хорошо видит, он воспринимает жесты и мимику родителей, копирует их после зрительного восприятия. Однако в годовалом возрасте зрение малыша еще не такое, как у взрослого, оно формируется.

Зрение детей в возрасте от года до двух

В возрасте малыша от года до двух происходит дальнейшее формирование зрения, его остроты. Острота определяется способностью глаз раздельно воспринимать 2 точки, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга. Нормальная острота зрения взрослого человека равняется 1. Острота зрения у ребенка в возрасте от года до двух находится в пределах 0,3-0,5. Глаза малыша уже легко переходят с предмета на предмет, изучают их свойства. В этом возрасте почти достигается согласованность движений рук и глаз.

Врачи акцентируют на том, что деткам до двух лет не нужно позволять смотреть телепередачи. Они просто не воспринимают смысл увиденного, а используют телевизор как звучащую и мигающую игрушку. Глазные мышцы малыша в этот период не готовы к напряжению, которое создает просмотр телевизора.

Зрение у детей 2, 3, 4 лет

В возрасте 2 лет зрительный опыт ребенка уже позволяет выражать свои желания и произносить несложные предложения. Зрительный опыт ребенка - это восприятие речи взрослых, изучение мимики и попытки воспроизводить подобное самостоятельно. Если у малыша нормальный уровень развития зрения, то воспроизведение будет прогрессировать. Когда же со зрением есть проблемы, то это не позволит воспринимать артикуляцию речи взрослого, и у малыша будут плохо формироваться навыки звукообразования и словообразования.

Три года - это как раз тот возраст малыша, когда можно проверить его остроту зрения по специальным тестам . Обычно с этой целью используют таблицу Орловой, содержащую 10 рядов картинок. Врач усаживает маленького пациента на расстоянии пяти метров и, начиная с верхнего ряда, показывает по одной картинке. Если малыш не может ее назвать, переходят к другой картинке той же строки. Целью исследования по таблице Орловой является возможность названия ребенком как можно большего количества картинок в одном ряду. Остроту зрения определяет строка. При таком обследовании офтальмолог может выявить близорукость. В этом случае назначают лечение и специальную гимнастику.

Следует отметить, что не всем детям трехлетнего возраста удается проверить остроту зрения таким способом. Иногда такая проверка возможна в 3.5-4 года. В 4 года нормой можно считать остроту зрения 0,7-0,8.

Нужно учесть, что в возрасте 4 года может появиться такое явление, как прищуривание глаз. Оно может стать началом развития близорукости, его симптомом. С ухудшением зрения прищуривание компенсирует невозможность видеть далеко. Но иногда прищуривание может быть не сигналом тревоги, а просто подражанием ребенка кому-то.

Зрение у детей 5-6 лет

В возрасте пяти-шести лет на органы зрения ребенка приходятся большие нагрузки. Как правило, родители начинают готовить детей к школе, водят их на кружки, секции, группы раннего развития. Да и в детском саду в этот период занятия становятся более длительными, поскольку дошкольная программа тоже готовит детей к учебной школьной нагрузке. Важно в этот период зрительные мышцы малыша не перегружать, делать перерывы в занятиях, которые требуют сосредоточения и длительной концентрации глаз на каком-то предмете. Например, речь идет о рисовании, когда глаза концентрируются на создаваемом ребенком образе или картинке. Занятия в 5-6-летнем возрасте не должны превышать 30 минут с 15-минутными перерывами. Что касается длительности просмотра ребенком телепрограмм, то она не должна превышать одного часа в день. Родителям не следует позволять детишкам играть в электронные игры, если экран слишком маленький, и ребенок вынужден напрягать зрительные мышцы, чтобы рассмотреть маленькие детали.

К шести годам зрение дошкольника достигает взрослого уровня, то есть единицы. Тогда детские глаза уже четко различают предметы на дальнем и близком расстоянии. В 6 лет орган зрения и весь детский организм готов к школе.

Чтобы хорошо подготовить глаза ребенка к началу занятий в школе, нужно в дошкольном возрасте регулярно посещать профилактические осмотры окулиста для коррекции возможных нарушений.

Зрение у детей школьного возраста 7-9 лет

Окулисты констатируют, что пик детской близорукости приходится на 7-9 лет. Это самый распространенный диагноз зрительной патологии детей школьного возраста. Близорукость, или миопия, встречается у каждого шестого школьника. Именно поэтому дети, которые идут в школу раньше 7 лет, получают чрезмерную нагрузку на глаза. И если к возникновению проблем со зрением есть и генетическая предрасположенность, то шансы заполучить близорукость возрастают.

Главный признак близорукости - ухудшение видимости предметов, находящихся вдали. Это может быть поправимым, если вовремя выявить проблему. Родители должны контролировать гигиену зрения, следить за рациональным питанием ребенка и наличием в его меню белков, витаминов С, А, Е и селена.

Зрение у детей: норма

Существуют нормы зрения в детском возрасте. В 3 года острота зрения ребенка равна 0,6-0,9, в 4 года она возрастает до 0,7-0,9, в 5 лет составляет 0,8-1,0, в 6 - 0,9-1,0. То есть острота зрения с рождения и в дошкольном возрасте увеличивается. Даже в 5 лет она может сравниться с остротой зрения взрослого человека. Следует отметить, что по данным статистики острота зрения, равняющаяся 1, констатируется у 45-55 % детей 7-летнего возраста, 60 % 9-летних детей, 80 % 11-летних.

Специально для - Диана Руденко

Основная из них - это наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Между тем - это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.

Причины отклонений зрения бывают:

  • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
  • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию - определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 - +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Первичный осмотр при выявлении патологий

Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме.


Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:

Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.

Диагностика в полгода и год

После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

  • частая краснота глазных яблок;
  • выделения;
  • устойчивое косоглазие;
  • ритмичные колебания глаз.

При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне. Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно. Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.

В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от +2,5 до +3,0 диоптрий. Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу. В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.

Осмотр малышей после трех лет


На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.

Также в этом возрасте проводится:

  • биомикроскопия - оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
  • офтальмоскопия - исследуется глазное дно;
  • периметрия - диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

Нормы зрения в детском возрасте

Возраст ребенка - основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

  • 2 годика - 0,4 - 0,7;
  • 3 годика - 0,6 - 0,9;
  • 4 годика - 0,7 - 1,0;
  • 5 лет - 0,8 - 1,0;
  • 6 лет и в более старшем возрасте - 0,9 - 1,0.

Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту. В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.

Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.

Возможные нарушения

Самыми частыми отклонениями зрения у малышей являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Оптическая система глаза состоит из нескольких линз. Свет, проходя сквозь них, преломляется и фокусируется на сетчатке. В случае, если точка соединения лучей располагается перед ней, то у малыша возникает близорукость, если за ней, то дальнозоркость. В каждом из этих случаев следует отслеживать остроту возрастных изменений у детей и своевременно корректировать.

Подобные патологии могут стать причиной развития амблиопии или ленивого глаза. При этом заболевании импульсы не поступают в головной мозг, и картинка не формируется, поэтому даже если ребенок будет в очках, он все равно не сможет видеть.

Острота человеческого зрения крайне важна для полноценной жизни. Если вы заметили, какие-либо симптомы, свидетельствующие о возможных отклонениях в развитии зрительного аппарата, не откладывайте визит к офтальмологу. Своевременная терапия и коррекция позволяют избежать многих негативных последствий.

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных . Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц . Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости . У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия ) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм, помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения . Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.