Лекарственные растения. Мать – и - мачеха

Слайд 2

Гипотеза: Большинство растений нашего края являются лекарственными. Цель: Узнать какие растения нашей местности являются лекарственными и используются ли они местным населением.

Слайд 3

Задачи исследовательской работы

Познакомиться с лекарственными травами, произрастающими в окрестностях сельского поселения Перегрёбное. Узнать правила сбора лекарственных трав. Провести опрос населения, чтобы узнать использует ли оно лекарственные растения для лечения заболеваний. Познакомить одноклассников с результатами своего исследования. Методы исследования Сбор информации. Определение лекарственных трав нашей местности. Опрос. Период проведения исследования май 2011 года – февраль 2012 года

Слайд 4

Правила сбора лекарственных растений

Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой. Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны. Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной. Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду. Плоды и семена собирают только зрелыми.

Слайд 5

Виды лекарственного сырья

Сердечно – сосудистые средства Отхаркивающие средства Кровоостанавливающие средства Желудочно-кишечные средства Витаминные средства

Слайд 6

Витаминные средства

  • Слайд 7

    Календула

    Ноготками календулу звали,Словно солнышки эти цветки,Семена же её собирали,Так похожие на коготки!Улыбается ласково утром,Раздвигая реснички цветов,А понюхаешь - яркою пудройРазукрасит! А запах таков,Что с другим перепутать едва лиСможем терпкий густой аромат!- А как лечит! Достойна медали! -Так в народе о ней говорят.

    Слайд 8

    Шиповник

    Пробуждается всё, набухают зелёные почки,Зажурчали ручьи – им бежать до реки далеко.Мать-и-мачехи нежные жёлтого цвета цветочкиУлыбаются яркому тёплому солнцу легко,И танцуют, кружатся, под пение птиц в хороводе,Те стараются – без дирижёра непросто им петь...Разгорается шар ослепительный на небосводе,Обнимает лучами своими, в надежде согреть...Небеса вдохновляют тебя обнажить своё сердце, Шерстяные одежды зимы разбросать и забыть,От нахлынувших чувств – понимаешь, что некуда деться,Появляется сильная жажда взаимно любить...И мечтать, и вздыхать о родной неземной половинке;В ожидании руки веночек весенний сплетут. Приходи поскорей по весёлой зелёной тропинке!..Мать-и-мачехи жёлтого цвета цветы приведут....

    Слайд 9

    Крапива

    Посмотрите, притаилась,И "пушистой" притворилась!Мы тебя, крапива, знаем,Ни за что срывать не станем. «Много свойств во мне целебных.Я лечу зверюшек бедных,Для всего живого царстваЯ - отличное лекарство!».

    Слайд 10

    Чистотел

    Разросся буйным цветом чистотелВ полях, лесах и огородеНалился желтым соком пышнотелНа радость Матушке-природе.Знать есть на то причина иль бедаЧто, несмотря на засуху он все пышнееХороший лекарь чистотел во все годаПочти от всех болезней панацея.Во всех он состояниях хорошЕго заваривают, пьют, им мажут телоСо всеми он на «ты» и в дом к любому вхожЖаль, только душу не омоешь чистотелом

    Слайд 11

    Ромашка

    Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем Мы ее заварим.

    Слайд 12

    Одуванчик

    Одуванчик придорожныйБыл, как солнце, золотым.Но отцвел и стал похожимНа пушистый белый дым.

    Слайд 13

    Можжевельник

    Можжевельник, можжевельник,что печален, как отшельник?Снегом белым припорошенОдинок меж стройных сосен?И парадные ступенисторожишь, как пёсик верный.

    Слайд 14

    Багульник

    Где-то багульник на сопках цветет,Кедры вонзаются в небо...Кажется, будто давно меня ждетКрай, где ни разу я не был.

    Слайд 15

    Мать – и - мачеха

    Мать и мачеха по дороге, небо чистое на воде... Промочив по колено ноги я иду через лес к тебе...

    Слайд 16

    Социологический опрос

    Используют ли в вашей семье лекарственные растения? Чем больше лечитесь: травами или лекарствами? Где берете травы для лечения? Какие лекарственные травы используете для лечения?

    Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

    Задачи:

    1. Развивающие:

    • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
    • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
    • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
    • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
    • развитие кругозора детей;
    • обогащение словарного состава учащихся;
    • развитие умения работать в коллективе.

    2. Образовательные:

    • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

    3. Воспитательные:

    • воспитание бережного отношения к природе;
    • воспитание положительного отношения к учёбе.
    • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
    • воспитание умения работать в группе.

    Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Ученики сидят группами по 4 человека.

    2. Изучение нового материала.

    Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

    Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

    Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

    Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

    Ученики: Различные растения.

    Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

    Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

    Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

    Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

    Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

    Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

    Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

    Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

    Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

    Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

    Ученики: Ядовитые растения.

    Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

    Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

    Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

    Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

    Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

    Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

    Ученики: Лес.

    Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

    Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

    Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

    – Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

    Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

    Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

    Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

    Ученики: Зверобой.

    Учитель: А среди ядовитых?

    Ученики: Ландыш, волчье лыко.

    Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

    Ученики предлагают свои варианты.

    Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

    3. Физминутка (музыкальная).

    4. Практическая работа.

    Разъясняет план выполнения практической работы.

    План:

    1. Название растения.
    2. Место произрастания.
    3. Лекарственное или ядовитое.
    4. Занесено ли в Красную книгу.
    5. Использование в медицине.

    Напоминает о рациональном использовании времени.

    Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

    5. Закрепление изученного материала.

    Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

    Почему мы дышим вольно
    И судьбой своей довольны.
    Хоть растем мы вдоль дорог
    И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

    И если, случится тебе простудиться
    Появится кашель, поднимется жар,
    Подвинь к себе кружку, в которой
    дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

    Была зелёной, маленькой,
    Потом я стала аленькой,
    На солнце почернела я,
    И вот теперь я спелая. (Смородина)

    Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

    Красна, сладка, душиста
    Растет низко, к земле близко. (Земляника)

    Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

    Ученики: Зашифровано слово «Правило».

    Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

    Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

    Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

    Ученики:

    1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
    2. Узнай сроки сбора растений.
    3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
    4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
    5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

    6. Обобщение изученного материала.

    Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

    Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

    Выставление отметок.

    7. Домашнее задание.

    1. Работа с учебником стр. 19–21.
    2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
    3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

    За много лет своего существования человечество научилось жить в более-менее сносной гармонии с окружающим миром. Мы получаем от природы огромное количество различных нужных нам веществ, среди которых далеко не последнее место занимают растения. Различные растительные культуры используются нами в качестве продуктов питания, их применяют в промышленности, косметологии и медицине. Окружающий мир – это сосредоточие огромного количества полезных даров природы, к которым относят и культурные лекарственные растения, являющиеся замечательным источником витаминов и прочих полезнейших веществ.

    Так для устранения авитаминоза совсем не обязательно отправляться в аптеку за поливитаминными препаратами, или же скупать на рынке ранние и, как известно, малополезные овощи. На обычном пустыре, в лесах и на лугах находится огромное количество дикорастущих съедобных растений. Кроме того такие представители флоры активно культивируются человеком в лекарственных целях.

    В принципе, витамины присутствуют во всех растениях, однако к витаминосодержащим относят лишь те культуры, которые способны избирательно накапливать витамины в объеме, способном оказывать выраженное фармакологическое воздействие. Такая доза обычно в пятьсот, а то и тысячу раз более, нежели в прочих растениях.

    Несмотря на то, что большинство витаминов ученые способны синтезировать синтетическим путем, витаминсодержащие растительные культуры сохранили свое значение для человечества. Такие растения широко применяются, в особенности при терапии малышей, пожилых людей, а также пациентов, склонных к аллергическим недугам.

    Ученые утверждают, что витамины из растительного сырья крайне удачно сочетаются с полисахаридами, а также с сапонинами и флавоноидами, соответственно, они с легкостью усваиваются организмом. Кроме того такие витаминные частицы значительно реже дают аллергические реакции, по сравнению с синтетическими аналогами. Также при потреблении растительного сырья организм человека может с легкостью защититься от передозировки витаминов, что практически невозможно при приеме фармацевтических препаратов.

    Лекарственные культурные растения, являющиеся концентраторами витаминов

    Львиное количество витамина С или аскорбиновой кислоты содержится в плодах черной смородины, плодах шиповника и рябины. Кроме того источниками такого полезного вещества принято считать плоды малины, листики крапивы, а еще плоды и листву земляники.

    Концентраторами и источниками витамина Р принято считать бутоны либо плоды японской софоры, ягоды черноплодной рябины и черной смородины. Кроме того масса такого вещества содержится в листьях чая.

    Огромное количество каротиноидов (провитаминов А) находится в плодах шиповника, облепихи и рябины. Кроме того ним богаты травы череды и топяной сушеницы, а также цветки календулы. Чуть меньший объем этого витамина присутствует в петрушке, листиках малины и тыкве.

    Известными концентраторами витамина К принято считать листики крапивы, траву пастушьей сумки и тысячелистника. Также значительное количество этого вещества находится в коре калины и кукурузных рыльцах.

    Отличными источниками витамина Е, или как его еще именуют токоферола, являются плоды облепихи и шиповника, а также масла на основе этих растений. Кроме того значительный объем этого элемента присутствует в семенах тыквы и льна, земляном орехе и золотом корне.

    Что касается витаминов группы В, то они содержатся во многих лекарственных культурных растениях. Так тиамином богаты зародыши злаков и капуста, пиридоксин присутствует в горохе, картофели и вереске, получить фолиевую кислоту можно из подорожника, листового салата и капусты брокколи.

    Витамины круглый год

    Конечно же, максимальное количество витаминов находится в свежих растениях. Однако пополнить свой организм нужным набором витаминных веществ можно круглогодично. Для этого лекарственные культуры вполне можно заготавливать впрок, кроме того их можно покупать в аптеках в виде высушенного сырья и в форме различных лекарственных препаратов – капсул, таблеток, настоек и БАДов.

    Для борьбы с авитаминозом можно собирать свежие лекарственные растения и использовать их в пищу. Так раньше всего в лесах появляется молодая крапива, ее ростки можно найти в проталинках еще задолго до полного схождения снега. Такое растение можно использовать при приготовлении салатов, щей, а также добавлять в пирожки. Но уже спустя десять дней после прорастания крапива становится непригодной к потреблению.

    Вслед за крапивой на полях появляются колокольчики и одуванчики. Первые применяются в виде листьев, которые едят сами по себе либо добавляют в салаты. А одуванчики используются практически полностью – листья вымачивают и применяют в кулинарии, на основе цветков варят варенье, а корень используют в терапевтических целях.

    В более позднее время для насыщения организма витаминами можно использовать цветки левкоя, листики примулы и красноднева. Отличной находкой также станет сныть, дикий лук и черемша. Кроме того к отличным съедобным источникам витаминов относят щавель, папоротник орляк и пастушью сумку.

    Заключение

    Конечно, наш окружающий мир многогранен и многолик, но его заметную часть составляют культурные растения. Они кормят нас, могут еще лечить нас от самых разных патологических состояний… А потому, как вы понимаете, важно понимать их ценность для нашей жизни и беречь от попадания в Красную книгу… И мы на этой странице сайта www.! Растения – это сама наша жизнь.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Лекарственные растения Урок окружающего мира 4 «А» класс п о учебнику Н.Я Дмитриева и А.Н. Казакова «Окружающий мир»

    На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых.

    ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ, РАСТУЩИЕ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ

    ЗВЕРОБОЙ В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.

    ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков. В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром»; используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице. Древние греки и римляне использовали сок одуванчика против веснушек. В средней Азии для уничтожения бородавок.

    ЛУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ В народной медицине трава душицы применяется как мочегонное и потогонное средство, входит в состав многих чаев. Из травы душицы получают эфирное масло, которое входит в состав некоторых мазей и применяется как болеутоляющее. В индийской медицине эфирное масло используется как ароматическое, стимулирующее и укрепляющее средство. Растение обладает антибактериальным действием.

    ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги. Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях. Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.

    РОМАШКА АПТЕЧНАЯ Русское название ромашка появилось в 18 в В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, колите, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице. Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

    КРАПИВА ДВУДОМНАЯ Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки. Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С,К, каротин. В народной медицине листья крапивы используются как средство укрепления волос. В ветеринарии крапива применяется в качестве наружного средства против гангрены и гноящих ран.

    ЧЕРА ТРЕХРАЗДЕЛЬНАЯ « Причепой » траву называют из-за плодов, прочно впивающихся в ткань, шерсть животных. Трава череды используется для приготовления лечебных ванн, которые широко применяются в детской практики, при сыпи, различных диатезах, себорее головы. Череду трёхраздельную употребляют также как горечь для улучшения пищеварения.

    ПИЖМА ОБЫКНОВЕННАЯ «Рябинкой» называют растение из-за соцветия, напоминающего гроздь рябиновых ягод. В народной медицине пижма издавна использовалась при лихорадках, как противоглистное средство, желудочно-кишечных заболеваниях. В народной медицине Сибири пижма используется при головной боли, ревматизме, желтухи, вывихах и ранах. В средней полосе Росси в прошлом травой пижмы обкладывали туши забитого скота для сохранения мяса.

    ПАСТУШБЯ СУМКА ОБЫКНОВЕННАЯ Пастушья сумка была известна в народной медицине с древних времен как кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях и болезнях почек. Пастушья сумка обладает также способностью снижать кровеносное давление. В тибетской медицине растение считается противорвотным средством. В некоторых странах траву пастушьей сумки используют для приготовления борщей, супов, в свежем и сухом виде.

    Мать-и-мачеха обыкновенная Препараты мать-и-мачехи применяют при заболеваниях дыхательных путей, воспалении легких, при бронхиальной астме, ангине. Отваром листьев моют голову для укрепления волос и от перхоти. В народной медицине листья также употребляются при плохом аппетите, простудных заболеваниях.

    ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ Это растение было известно ещё в древности как «раневая трава», которую употребляют при лечении ран и кровотечений. Издавна на Руси это растение использовалось в качестве кровоостанавливающего средства. Одна из древнерусских летописей сообщает, сто внука Дмитрия Донского вылечили соком травы тысячелистника от носовых кровотечений. Тысячелистник рекомендуется при общей слабости, при некоторых нервных заболеваниях В винодельческой промышленности листья и цветущие верхушки растения используют для приготовления горьких настоек и ликеров.

    Презентацию подготовила учитель начальных классов Цыганок Л.В.


    Любое живое существо может заболеть. Но если человек употребляет лекарства, то животные лечатся сами в лесной чаще, чутьем находя растения, которые его избавляют от болезней.

    Поздние письменные свидетельства применения лечебных растений сохранили жители Вавилона и древней Ассирии. В те времена уже было известно о целебных свойствах таких растений, как дурман, корень солодки. В древности сила, которая скрывалась в растениях, представлялась людям из-за нехватки багажа знаний волшебной. Они надеялись на то, что имеются такие травы, которые могут показать, где запрятан клад, отшибить память, вынудить полюбить ненавистного ему человека. Много сказаний было составлено про схожие на человечков корни женьшеня и мандрагоры. Для всех казалось чудом, что настой женьшеня возвращал уставшим людям силы. Позже ученые смогли разъяснить, почему нас врачует то или иное растение, а чудные вымыслы были отметены.

    Многие растения выращивают на плантациях, например мяту, с которой, сталкивался каждый, кто чистит зубы. Свежесть и аромат зубной пасты придает ментол, являющийся одной из основных частей мятного масла. Сердечное лекарство-валидол тоже включает в себя мяту. Это растение улучшает аппетит, успокаивает. В Древнем Риме перед приходом гостей было принято опрыскивать комнаты мятным настоем, так как ее аромат способствует жизнерадостному настроению.

    Когда наступает весна, то можно увидеть на пригорках желтые цветки на чешуйчатых стебельках, которые еще называют ранним медоносом. Всеми известная мать-и-мачеху применяют при ларингитах, воспалениях бронхов, зева, легких. Другое же растение, похожее на мать-и –мачеху, часто используют в пищу, так как листья одуванчика содержать много витаминов, содержат элементы железа, фосфора и кальция. Если приготовить правильно настой из корней, то, если употребляя его строго по норме, то можно вылечить почки и поднять аппетит.

    Кто не любит из нас собирать ромашку и плести красивые веночки на голову?! А красивый букет всегда будет радовать нас дома. Однако, кроме своей привлекательности, это растение оказывает благотворное влияние при воспалениях горла, зубов. Отваром ромашки промывают глаза от микробов. А если постоянно промывать волосом отваром, то они приобретут золотистый цвет. А ароматный чай успокоит в любой ситуации.

    В экстренных ситуациях, при ранах и ушибах, эффективным средством считают подорожник. Еще в Древнем Риме воины прикладывали тряпочки к ранам, пропитанные соком этого растения, для того, чтобы не произошло нагноение. На Руси считали, что подорожник может вернуть силы утомившемуся человеку, положив листья в обувь. Для сбора растений желательно выбирать сухую ясную погоду вдали от промышленных объектов, железных дорог и автострад. Траву и цветы следует собирать в то время, когда они цветут, а корни – в осеннее время в момент, когда увядают надземные части. Растительное сырье сушат в затемненных проветриваемых помещениях.

    При сборе лекарственных трав, необходимо всегда оставлять часть их нетронутыми, чтобы сберечь эти ценные растения и на будущее.

    В природе произрастает огромное множество различных растений. Среди их числа существуют растения, которые обладают целебными свойствами. Такие виды растений называют лекарственными. Они используются для лечения, профилактики различных заболеваний человека.

    Люди с древних времен пользовались тем, что давала им природа. Со временем они стали замечать, что некоторые травы, корнеплоды обладают особыми свойствами: успокаивают, снимают раздражение и зуд, заживляют раны. Знания об этих лекарственных растения накапливались веками. По сей день, люди широко используют и применяют эти знания.

    Ромашка - самое широко используемое лекарственное растение. Это однолетнее ароматное растение, высотой не более 60 см. Ромашка оказывает противовоспалительное, успокоительное, заживляющее и антисептическое действие. Ее применяют при заболеваниях желудка, печени, при болезнях полости рта, заболеваниях наружных покровов, проблемах со сном.

    Еще одним популярным растением в народной медицине является шалфей. В Южной Европе его еще называют – «священная трава ». Шалфей – это сильное антисептическое средство, природный антибиотик, также обладает болеутоляющими свойствами. Используется при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.

    Одно из самых древних полезных растений. История его использования восходит еще к Древнему Китаю 3000 лет тому назад. Подорожник сильное ранозаживляющее средство, жаропонижающее, Использовать его можно даже при травмах роговицы и конъюнктивите, болезнях почек.

    Черника. Многие любят её за вкусные, сочные ягоды, но это не только лакомство, а также сильное противовоспалительное, противогнилостное средство. Настой из черники улучшает обмен веществ, понижает сахар в крови, а полезные вещества, входящие в состав плода, положительно влияют на зрение.

    2, 3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

    Популярные доклады

      Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.

      Что представляет собой луг? Луг - это местность, на которой в изобилии произрастают цветы и травы. Луг - это не только растения. Здесь обитает большое количество насекомых, которые опыляют растительность луга, а также животных; грызунов, птиц.

    • Доклад Баян музыкальный инструмент 4 класс сообщение