Накопление знаний о строении человеческого тела. Тема: врачевание в древнем египте

ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Культ умерших – особенность египетской религии.

2. Накопление знаний о строении человеческого тела.

3. Лекарственное лечение.

4. Оперативное лечение.

5. Заразные заболевания.

6. Зубоврачевание.

7. Врачебная этика. Обучение врачеванию (“Дома жизни”).

8. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов.

КУЛЬТ УМЕРШИХ – ОСОБЕННОСТЬ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ

Первые постоянные поселения в плодородной долине Нила появились на рубеже 6-5-го тысячелетий до н.э. Население древнего Египта формировалось из местных североафриканских и восточноафриканских племен. Таким образом, древнеегипетская культура с ее характерными чертами (иероглифическое письмо, культ мертвых, характерный художественный стиль) имеет африканское происхождение .

Древнеегипетская религия существовала на протяжении 3,5 тысячелетий Яркой ее особенностью был культ мертвых , который является ключом к пониманию всей египетской культуры. Культ мертвых Древнего Египта не имел равных ни в одной из древних религий. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его.

Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах:

Одна из них - душа (егип . ба) – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам;

Другая форма – “двойник человека” (егип. ка ), который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «Ка» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни.



Изобретателем и первым мастером мумификации, приготовившим первую египетскую мумию – мумию Осириса, является бог бальзамирования Анубис. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и знатных рабовладельцев.

Мумификацией занимались специальные люди – тарихевты. Трупы умерших, обработанные ими тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Однако их секрет бальзамирования утерян навеки.

Классическое описание процедуры бальзамирования дал Геродот:

“Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей, промывают ее пальмовым вином и вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец наполняют чрево чистыми растертыми благовониями и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры, помещают туда покойника и хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене”.

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил 1361 - 1352гг. до н.э.). Рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с последующим переломом и образованием обширной гематомы. По всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и умер, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра Анхсенамон ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.

Естественно, возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. В основном, египтяне хоронили умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки (без гроба и мумификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменений: песок высушивал их, предохраняя от разрушения.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот . Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бпльзамирования.

Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, т.о. положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций.

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта.

Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса , найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее - около 1450-1350 гг. дон. э. - папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200-1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку - царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций.

В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.

При храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.


Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми». Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

2. Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием . Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного. Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена. У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре («Мистерии Египта»).

Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Источники сведений о медицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми».

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название «химия» произошло от древнего названия Египта - «Кемет». Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

Естественные и сверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с «кипящей медью». Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...» Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: «О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!» Многие целители нашего времени «снимают сглаз и порчу», произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.

Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей. Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе. Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).

Понятие медицины в древнем Египте

Процесс мумифицирования. Гробница фараона Египта Пепи

Египтяне получfли базовые знания об анатомии человека методом проб и ошибок, совершаемых при совершении обрядов жертвоприношений и мумификации. Традиция бальзамирования существовала уже в момент зарождения централизованного государства, объединенного под руководством .

С момента его правления берет начало раннединастический период истории империи. Однако медицина на тот момент находилась на стадии становления. Было известно, что извлечение внутренних органов через небольшие разрезы на теле умерших требовало большого мастерства.

Этим во многом объяснялось то, что процесс мумифицирования был дорогостоящим и позволить ее себе могли только зажиточные граждане и представители царской династии. Анатомические знания применяли и на животных, которых захоранивали вместе с хозяевами в гробницах.

Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце. Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой. Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.

Общие знания были получены о работе дыхательной системы. «Дыхание жизни», «тжав н анх » неоднократно упоминается в египетской медицинской литературе. Было известно, что воздух попадает в легкие через нос. Этот момент прослеживается при совершении религиозной церемонии, когда рядом с ртом умершего делалась прорезь. Суть этого обряда заключалась в возврате тела к жизни путем дарования ему дыхания, способности есть и говорить.

Подобно грекам, египтяне верили, что накопление патогенного вещества «вехуду» в организме может вызвать болезнь. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями.

Во времена Древнего царства Египта считалось, что он стал бессмертным. Его фигуру заменил Ренессанс, который взошел на небеса. Его культ был особо популярен в период правления Птолемеев и римских императоров. Бес, Хатхор и Таверет были символами поклонения для женщин во время родов и помощницами для родителей маленьких детей.

Медицинские папирусы Египта


В ходе археологических раскопок в Египте были найдены несколько папирусов, открывающих секреты медицинской науки. Самый ранний документ восходит примерно к 1550 г. до н.э. Историки склоны предполагать, что его содержание было скопировано с более древних источников времен Второго промежуточного периода.

Второй источник – папирус Эберса датируется примерно тем же периодом, но изготовлен вероятно чуть позже, чем папирус Смита. В нем подробно описана процедура измерения пульса и места на теле, где его можно найти. В нем собрано большее количество медицинских случаев. Египетские врачи прописывали лекарства, как принято в современной практике. В папирусе Бруклина описано, как лечить укусы змей.

Документов, датируемых периодом с конца периода Птолемеев до начала римского периода, о врачевании найдено не было. Единственные трактаты из Египта эпохи Позднего царства были зафиксированы в трудах греческих врачей из , таких как Соран, Херофилус и Галена. Однако это не умалило их значения. До недавнего времени революционный труд Сорана был главным руководством для акушерок. В том время Герофил добился выдающихся успехов в области анатомии. Гален считается одним из основателей современной фармакологии.

Медицинский папирус Крокодилополиса, написанный на демотическом наречие, датируется около II в. до н.э. и похож по содержанию на другие источники. В нем описаны составы некоторых фармакологических соединений. Очевидно, что медицина древнего Египта перенимает традиции врачевания других народов в целях обеспечения более разнообразных и эффективных методов лечения.

Известно, что применение как местных, так и завезенных из лекарств, широко практикуется в Египте во время греко-римского периода. Использование греческих лекарств было свойственно для зажиточных слоев населения, в то время как лечение египетскими средствами было доступно широкому кругу лиц. Особенно это различие было заметно в космополитических центрах, таких как Крокодилополис и Тебтунис. В Оксиринхус было найдено несколько папирусов «псевдо-Гиппократа». Они иллюстрируют, что школа греческого Гиппократа, родом с острова Кос, до сих пор играет важную роль в жизни греков и египтян.