Наушники костной проводимости. Воздушная проводимость звука

Несмотря на то, что технология костной проводимости звука известна издавна, для многих это - по-прежнему «диковинка», вызывающая целый ряд вопросов. Ответим на некоторые из них.

Спорт . Широко известны модели спортивных наушников и гарнитур с использованием данной технологии, так как это позволяет спортсменам слушать музыку, говорить по телефону, но при этом контролируя окружающую обстановку, так как ушные раковины остаются открытыми и способными воспринимать внешние звуки !

Военная отрасль . По той же причине устройства на базе технологии костной передачи звука используются среди военных, так как это позволяет им общаться, передавать друг другу сообщения, не теряя контроль над ситуацией, оставаясь восприимчивыми к звукам внешнего мира.

Дайвинг . Применение технологий костной передачи звука в «подводном мире» во многом обусловлено свойствами костюма, которые не предполагает возможности погружать с иными средствами связи. Впервые об этом додумались еще в 1996 году, о чем есть соответствующий патент . И среди наиболее известных пионерских устройств такого характера можно привести в пример разработки Casio .

Также технология применяется в различных «бытовых» сферах, на прогулках, во время поездок на велосипеде или в автомобиле в качестве гарнитуры.

Безопасно ли это

В обычной жизни мы постоянно сталкиваемся с технологией костной проводимости, когда что-то произносим: именно костная проводимость звука позволяет нам слышать звук собственного голоса, и, кстати, как более «восприимчивая» к низким частотам она и делает так, что на записи наш голос кажется нам выше.

Второй голос в пользу этой технологии - ее широкое применение в медицине. Учитывая же и факт, что барабанные перепонки более чувствительный орган, то использование устройств костной проводимости, например, наушников, еще более безопасно для слуха, нежели использование обычных наушников.

Единственный временный дискомфорт, который может ощутить человек - легкая вибрация, к которой быстро привыкаешь. Это основа технологии: звук через кость передается с помощью вибрации.

Открытые уши

Еще одно ключевое отличие от других способов передачи звука - открытые уши. Так как барабанные перепонки не участвуют в процессе восприятия, то раковины остаются открытыми, и данная технология людям без дефектов слуха позволяет слышать и внешние звуки, и музыку/телефонный разговор!

Наушники

Самый известный пример «бытового» использования технологии костной проводимости - наушники, и среди них первыми и самыми лучшими остаются модели и .


История компании говорит о том, что они не сразу вышли на широкую аудиторию пользователей, долгое время до того сотрудничая с военными. Наушники обладают выдающимися для такого класса устройств характеристиками и постоянно модернизируются.

Технические характеристики Aftershokz:

  • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
  • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
  • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
  • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
  • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
  • Диапазон связи: 10 м
  • Тип батареи: литий-ионная
  • Время работы: 6 часов
  • Режим ожидания: 10 дней
  • Время зарядки: 2 часа
  • Цвет: черный
  • Вес: 41 грамм

Могут ли навредить слуху

Любые наушники могут навредить слуху на высокой громкости. Рисков с наушниками, которые работают на базе костной проводимости сильно меньше, так как не затрагиваются напрямую самые чувствительные органы слуха.

Можно ли прислонить обычные наушники к черепу и слушать звук

Нет, так не выйдет. Все наушники с технологией костной проводимости работают по особому принципу, когда звук передается с помощью вибрации, именно поэтому даже у проводных наушников есть дополнительный источник питания, встроенный аккумулятор.

Заменяют ли наушники слуховой аппарат

Наушники не усиливают звук, поэтому заменить слуховой аппарат они не могут, однако в ряде случаев нарушения воздушной проводимости звука, например, возрастных, такие наушники могут помочь отчетливей различать услышанное.

Не секрет, что технология передачи звука через кость существует уже довольно давно. Однако, в массовых продуктах впервые мы столкнулись с этим в Google Glass. Все же помнят, что там нет никакого наушника, который вставляется в ухо, а есть лишь вибрационная пластина, которая передаёт звук практически напрямую в голову. Оказывается, это не единственное решение на рынке и уже сейчас есть гарнитура, которая работает по такому же принципу. И, несмотря на ужасающее название «костная гарнитура», модель Aftershokz Bluez действительно передаёт звук и прекрасно функционирует. Давайте же рассмотрим её подробнее.


К передаче звука через кость многие люди относятся до сих пор скептически. Кто-то считает, что это вредно, кто-то вообще говорит, что это всё фикция и звук мы всё равно слышим ухом. Мнений может быть множество, но я потестировал эти наушники в течение недели и могу сказать точно - технология работает. Конечно, я не специалист и не могу судить, насколько вредно то, что в ваши кости поступает вибрация, но по-моему, затычки в ушах не сильно полезнее. По крайней мере, о том, что от использования наушников ухудшается слух я читал, а вот про «костную» чувствительность пока каких-то адекватных исследований не видел.

Впрочем, так как я сам по натуре скептик, мне тоже не верилось, что этот гаджет работает. В общем-то, в какой-то степени я оказался прав. По сути за резиновыми накладками спрятаны обычные динамики. Да и звук можно прекрасно слышать через уши. Более того, если мембраны не прислонять к кости, а просто вставить их в уши, звук слышно ещё лучше. Но я решил проверить, передаётся ли звучание музыки через кости или это всего лишь то, что я слышу своими ушами. А как проще всего это сделать? Правильно, заткнуть уши и попробовать послушать наушники. Это и было сделано. С помощью берушей я изолировал свой слуховой аппарат от внешних звуков и даже специально проверил с помощью обычных наушников, что ничего не слышу. Затем надел гарнитуру AfterShokz и вы знаете, действительно, через кость звук отлично передаётся. По сути в эти моменты я слышал только музыку из гарнитуры и свой голос, т.к. он тоже резонировал через голову. Никаких внешних звуков, будь то голос человека, музыка из колонок или шумы с улицы я не слышал. Казалось бы, в чём тут плюсы?

Для обычного аудиофила такая гарнитура, конечно же, вряд ли пригодится. Ему скорее будут по душе хорошие мониторные ушки. Но своя целевая аудитория есть у этих наушников. В первую очередь, это спортсмены, которые занимаются на свежем воздухе. Когда вы бегаете, вам важно слышать всё, что происходит вокруг вас, чтобы не попасть под машину, да и вообще не терять связь с внешним миром. Кроме того, пригодятся такие наушники и автомобилистам. Сейчас все беспроводные гарнитуры, которые есть на рынке, занимают одно ухо. То есть, за рулём у вас на один орган меньше, а когда вы покидаете машину, послушать музыку тоже сложно. С этими наушниками всё немного проще. Когда вы находитесь в машине, вы можете слышать одновременно и собеседника, и звуки окружающей среды. Я, конечно, не знаю, как будет реагировать полиция на то, что вы едете в наушниках, но вряд ли это как-то прописано в наших законах. Кроме того, данная гарнитура подойдёт слабослышащим людям. Телефоном и обычной гарнитурой они по понятным причинам пользоваться не могут. Даже если у них не полная, а частичная потеря слуха, всё равно им нужно сделать в наушниках максимальную громкость. При таких настройках барабанные перепонки могут ещё сильнее повредиться, а все звуки будут слышать в паре метров от вас. А AfrerShokz может транслировать музыку или голос собеседника напрямую во внутреннее ухо.


Да, что касается опасений по поводу использования таких наушников, то бояться ничего не нужно. Способ доставки звука до базилярной мембраны во внутреннем ухе может быть как воздушным, так и костным. Ничего неестественного здесь нет. К тому же, когда вы слышите свой собственный голос, часть колебаний передаётся в ваш мозг именно костным способом. Кстати, поэтому голос, который слышится вам и тот, который вы можете почувствовать на аудиозаписи отличается. Потому что в записи нет колебаний, переданных по костному каналу. Что ж, что-то я углубился в медицинскую тему, пора перейти к обзору гаджета.

Комплектация


Конечно, когда открываешь коробку с наушниками никогда не знаешь, что в ней обнаружишь. Бывает, что кроме самих наушников и дополнительных амбушюр внутри и нет ничего, хотя упаковка огромная. А бывает, что в наборе куча переходников для различных разъемов, чехол, разве что запасные наушники не лежат. Что касается комплектации AfterShokz Bluez, то это что-то среднее. В коробке я нашёл сами наушники, мягкий чехол с парой кармашков для перевозки, специальную резинку для изменения размеров наушников, провод для зарядки и пачку макулатуры в виде инструкций на разных языках. В общем-то, ничего необычного. Хотя, наверное, стоит отдельно упомянуть резинку для регулировки размера.

Если эту штуку надеть на наушники, то можно уменьшить их размер. Мне, например, она не нужна, т.к. обхват головы довольно большой. Но вот девушкам или парням с миниатюрными черепами (зловеще звучит, да?) пригодится. Помню, когда раньше были наушники с такой конструкцией, многие мучились, т.к. не могли никак уменьшить дужку и она постоянно болталась. С такой резиночкой проблем с адаптацией под нужную голову не будет.

Внешний вид


Выглядят наушники стильно и современно. Корпус чёрного цвета, но, к сожалению, снаружи он глянцевый, так что отпечатки пальцев на нём видны прекрасно. Внутренняя же поверхность матовая, смотрится такое сочетание отлично. Плавные линии и гладкие переходы только дополняют стиль гарнитуры.




Основные элементы управления находятся сзади на дужке. Тут расположен рычажок для включения наушников, светодиод, который сообщает о разряженной батарее или о том, что наушники включены. Здесь же находится качелька громкости и заглушка, под которой прячется разъем microUSB для зарядки устройства. В том, что элементы управления размещены сзади никаких минусов нет, регулировать громкость удобно, дискомфорта не возникает.

Кроме того, на левом и правом наушнике тоже есть элементы управления. Слева кнопка для ответа на звонок и микрофон, ведь это не просто наушники, а гарнитура. Справа кнопка старта и остановки воспроизведения. С помощью долгого нажатия кнопки на правом наушнике включается режим сопряжения со смартфоном или плеером по Bluetooth.





На человеке наушники AfterShokz смотрятся довольно странно. Из-за того, что наушник вставляется не в ухо, а прислоняется к скуле. Впрочем, это только первичное впечатление, да и кто будет вглядываться? Если не обращать внимания на это, наушники выглядят просто стильным аксессуаром, причём они подойдут как к спортивной одежде, так и к строгому костюму, благодаря нейтральному чёрному цвету.




Мембрана, которая как раз и прилегает к вашей кости сделана из мягкой резины также чёрного цвета. Наощупь она приятная, поэтому никаких раздражений или дискомфорта вызвать не может. Наушники не тугие, поэтому даже после длительного ношения неудобство не возникает.

Несмотря на то, что в этих наушниках стоит аккумулятор на 250 мАч, весят они всего 43 грамма. На голове это чувствуется, но буквально первые пять минут. Затем вы привыкаете и слышите лишь звук. К слову, встроенного аккумулятора хватает примерно на 4-5 часов воспроизведения музыки. Немного, но я примерно столько в день и слушаю свои обычные наушники.

Впечатления


Скажу честно, после недельного теста этих наушников у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, в гарнитуре используется интересная технология, которая поможет и автомобилистам, и слабослышащим людям, и спортсменам. В плане удобства гаджет практически идеален. Он не чувствуется на голове, звук слышно хорошо (не так, как если вставить мембраны в уши, конечно, но хорошо). Но есть у устройства и практические минусы. Лично мне не очень понравилось что даже на средней громкости окружающие слышат звук довольно громко. Это можно было бы исправить более плотным прижатием мембран к костям головы, но тогда был бы ощутимый дискомфорт. Ну и конечно, когда вокруг очень громко, эти наушники не послушаешь. То есть, если в метро с помощью обычных затычек можно изолировать себя от шума поезда, то здесь вы будете слышать и музыку, и шумы. Но в целом гаджет мне понравился. Даже несмотря на минусы, есть места, где эту гарнитуру удобно использовать. Например, за тем же рулем автомобиля. Мне было очень просто вести машину и разговаривать по телефону, а когда я вышел из авто, чтобы дойти до магазина, я мог просто слушать музыку в стереоформате.

Качество звука мне понравилось. Да, если поднести резиновые мембраны к ушам, то звук будет громче, но менее чистый. Но и носить наушники так неудобно, всё же они «заточены» именно для того, чтобы лечь на ваши косточки. На высокой громкости мембрана начинает ощутимо вибрировать и даже немного щекотать. Но слушать эти наушники на максимуме практически нереально, мне было очень громко и хотелось скорее выключить. Чувствительность динамиков составляет 100 дБ ± 3 дБ, а частотный диапазон простирается от 20 Гц до 20 кГц.

Плюсы и минусы

Плюсы
  • Технология воспроизведения звуков через кость
  • Уши не заняты
  • Удобное управление
  • Возможность слышать звуки для слабослышащих
  • Комфорт при использовании
Минусы
  • Глянцевый корпус
  • Окружающие тоже слышат звук

Выводы

Наушники AfterShokz Bluez, несомненно, являются интересным гаджетом. Гики, которые пока не могут себе позволить Google Glass, но уже хотят протестировать передачу звука через кость, могут приобрести такое устройство. Уверен, что эта гарнитура пригодится спортсменам, автомобилистам и тем, у кого по какой-то причине нарушен слух. Вообще я бы их особенно рекомендовал тем, кто занимается спортом. Сам частенько катаюсь на велосипеде с одним наушником, т.к. нужно слышать, что происходит вокруг. То ли машина едет, то ли человек из-за угла топает. Да и в зале на беговой дорожке с этим гаджетом удобно. Вроде бы и музыку слушаешь, а вроде бы и слышишь стук тренажёра. Но тут уж, как кому нравится. Некоторые же любят полное погружение в аудиозапись.

Кстати, должен отметить, что данные наушники могут быть не очень удобны именно для вас, в связи с конструкцией. Поэтому, рекомендую их примерить, прежде чем покупать. Стоят наушники в районе 4200 рублей. В общем-то, это цена средненькой Bluetooth-гарнитуры. Так что, стоимость AfterShokz Bluez адекватная и соответствует рыночной нише.

P.S. Что касается того, что вы можете слышать звуки внешнего мира, то мне сложно определиться, плохо это или хорошо. Вроде бы да, мы часто надеваем наушники, чтобы изолировать себя от шумов и погрузиться в атмосферу музыки. Разумеется, для такого сценария Bluez плохо подойдут. А если задуматься, то как часто мы сидим дома или на работе с одним наушником, т.к. нужно слышать коллег или одним ухом подслушивать футбольный матч по телевизору? В общем, какого-то однозначного ответа тут нет. Ясно одно, что право на жизнь у этого гаджета есть, надо лишь придумать, когда и где его стоит применять.

P.P.S Я тут наткнулся на забавный сервис. В общем, если кто-то хочет протестировать свой слух и музыкальные навыки, то Philips запустили программу "Золотые уши ". Там всё бесплатно, можно зарегистрироваться и поиграть. Я смог дойти до среднего уровня, а вот потом иногда ошибаюсь.

Если Вы хотите первыми узнавать о новинках медицинских и фитнес гаджетов, следить за новостями компании, подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях. Подписаться можно на странице нашего блога , в

Мы часто пишем про Aftrshokz - наушники с технологией костной проводимостью звука, которые привезли в Россию несколько лет назад, и в какой-то момент мы стали получать вопросы, а есть ли еще? Есть. И много. Порылись на китайских барохолках, посмотрели, кто из крупных игроков есть на этом рынке, и подготовили подборку о наушниках с технологией костной проводимости от Китая до Kickstarter"а. Под катом золотая 10-ка.

Без них никуда, так что извините, но:

Aftershokz Bluez 2

Одна из самых известных моделей таких наушников и образец для клонов из Китая. Компания Aftershokz занимается разработками с 2001 года, а первую серийную «бытовую» модель для пользователей запустила несколько лет назад.

Впервые именно они стали отождествлять «костная проводимость = спорт», хотя применяются они сильно шире: среди водителей, для работы в офисе, на прогулке вечером и т. п. И, конечно, в медицинских целях. В Россию Aftershokz привез коллектив нашего магазина.
Самой востребованной моделью остается их беспроводная версия: Bluez 2 .

Официальная рекомендованная стоимость Aftershokz Bluez2 определяется производителем, и на нашем сайте они стоят 6 700 рублей , или ок. $100, равно, как и в магазине Apple, например .

  • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
  • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
  • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
  • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
  • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
  • Диапазон связи: 10 м
  • Тип батареи: литий-ионная
  • Время работы: 6 часов
  • Режим ожидания: 10 дней
  • Время зарядки: 2 часа
  • Цвет: черный
  • Вес: 41 грамм

Damson headbones

Гарнитуры Damson сразу поделены на две категории для слабослышащих и спортивные . Переживут дождь и потливость, работают в радиусе до 10 - 15 метров от устройства, крепятся на скулах, имеют панель управления. Стоимость в официальном магазине - $149 .

  • Bluetooth - 3. 0 и выше
  • Батарея - 320 mAh
  • Поддержка голосового набора
  • Диапазон - 50 - 20 000 Гц

DigiCare

Компания известна своими «клонами» и аналогами, вот, например, коллекция фитнес-трекеров и умных часов .

Привычная конструкция, которая обеспечивает крепление наушников на скулах, доступна в разных цветах, но в отличие от Aftershokz, DigiCare и др. - эти наушники «складываемые».

Обещают:

  • Шумоподавление
  • Диапазон частот: 20-2000HZ
  • Чувствительность: 123±5Дб
  • Bluetooth от 3.0 и выше
  • Радиус действия 10 - 15 м
  • Время разговора - до 8-ми часов

Revolution of Digital Technology, сайт которых редиректит на Kscat.hk и не быстро грузится, предлагает несколько спортивных моделей наушников с технологией костной проводимости.

Модели позиционируются как спортивные, и обладают соответствующими характеристиками: прочные, влагозащищенные, с временем работы до 8-ми часов. Возможность отвечать на звонки и управлять громкостью без привлечения телефона - прилагаются.

Yjkgroup

Удивительный случай, когда компания-производитель ласт и резиновых перчаток, значится как изготовитель наушников при том, что на официальном сайте об этом информации нет.

Наушники, при описании которых просто не стали заморачиваться, а скопировали фото Aftershokz , все-таки слегка отличаются по дизайну:

  • Аккумулятор - 220 mAh (до 6-ти часов разговора)
  • Частоты - 20 ~ 20 кГц
  • Чувствительность - -40Дб±2Дб

Компания, известная на рынке специального оборудования для сотрудников охраны, как оказалось, тоже использует технологию костной проводимости для своих устройств. За 1 550 рублей можно купить такую гарнитуру:

Совместима она будет только с рациями Kenwood.

Motorola

Еще раз отвлекусь на гарнитуры для телефонов - Motorola HX-1. Ссылка на Amazon . Гарнитура с поддержкой технологии костной проводимости и обычной звукопередачей была представлена еще в 2009 году.

Еще несколько Noname-моделей из Китая

В качестве промежуточного вывода, стоит сказать, что большинство моделей явно или скрыто копируют по дизайну модели наушников Aftershokz, но тут есть и объективные причины. Дизайн наушников с технологией костной проводимости очень «замкнут»: чаще всего они должны иметь возможность крепиться на скулах, а это диктует и форму оголовья. Цвет в данном случае серьезным критерием выбора не является. На оголовье могут быть добавлены кнопки управления, громкости, включение/выключение музыки и прием вызова. Примеры дизайна:

С помощью данной технологии звук передается через твердые ткани черепа к внутреннему уху, минуя воздушную проводимость. Технология известна, если не издревле, то достаточно давно, и в истории самый известный пример - композитор Бетховен, который использовал эту технологию, когда стал терять слух. Эту историю мы коротко описывали, когда говорили о нарушениях слуха .

Наушники с костной проводимостью звука не закрывают уши и позволяют слышать внешний мир и музыку или разговор по телефону.

В настоящее время наушники с такой технологией востребованы среди спортсменов, так как это позволяет им контролировать все, что происходит вокруг, своевременно реагировать на сигналы автомобилей и общаться с близкими или слушать музыку. Также такие наушники могут быть применимы водителями или при работе в офисе.

И завершается моя история о звуке моей любимой мелодией. Nino Rota:

Опыт использования необычных беспроводных Aftershokz Trekz Titanium, заточенных под спорт и прочую активность.

Это самые безопасные наушники в мире. Почему? Да потому что их не нужно втыкать в уши , чтобы слушать музыку.

Aftershokz Trekz Titanium передают звук через лицевые кости прямо к внутреннему уху. Таким образом и музыку слышно неожиданно хорошо, и уши открыты – слышно всё, что происходит вокруг. Очень необычные ощущения.

Наушники не для ушей

Тот факт, что человеческие кости являются хорошим проводником звуковых волн было известно достаточно давно; эта особенность организма уже несколько веков является альтернативой восприятия звука, если у человека имеются проблемы с обычным слухом.

Яркий пример – великий композитор Бетховен, который страдал глухотой и мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к голове разные устройства, которые превращали звуковые волны в вибрации.

До недавнего времени технология передачи звука с помощью черепных костей использовалась только в медицинских целях: с помощью специальных приборов пациенты с деформированным слухом могли воспринимать звуки и мелодии не хуже здоровых людей.

Из медицины эта технология перекочевала и в потребительскую сферу – компания Aftershokz просто порвала краундфандинговую площадку Indiegogo, за один день собрав необходимую сумму на производство своих наушников с технологией передачи звука через лицевые кости.

Пользователей привлёк дизайн – эти наушники не боятся пота, влаги и грязи. В составе этих наушников есть титан – скорее небо упадёт на землю, чем ты сломаешь этот аксессуар.

Ты можешь слушать музыку, говорить через них по телефону и даже общаться с голосовым помощником – но в то же время ты слышишь всё, что происходит вокруг тебя. И уши не устают (как у меня после любых «затычек» ), потому что наушники не втыкаются в уши, а прижимаются к черепу рядом с ушами.

Я взял Aftershokz Trekz Titanium в недавнее путешествие в Нью-Йорк и провёл в них большую часть времени (точнее, 6 часов из 10 ) на борту самолёта. Могу с уверенностью сказать, что даже после нескольких часов нет совершенно никакого дискомфорта: такой уровень удобства действительно могут повторить далеко не каждые наушники.

Звук

Восприятие звука через кости немного другое, нежели традиционное, через уши. Поначалу ощущается некая вибрация, но буквально через несколько минут привыкаешь к ней и перестаёшь замечать.

Качество звука, прошедшего через кости, слегка теряет изначальную чёткость и становится более усреднённым, из-за эффекта «рассеивания». Поэтому я не ждал чего-то сверхъестественного, а про басы даже и не смел мечтать. Будет играть что-нибудь, да и ладно, думал я.

Однако, подключив их к iPhone, был приятно удивлён.

Первым делом включил специально скачанный новый Live-альбом великолепного Gary Clark Jr. и при первых звуках бас-гитары натурально потерял челюсть. Уж слишком качественно и глубоко всё звучит.

Aftershokz Trekz titanium звучат ничуть не хуже тех же Power Beats 2 , и уж точно намного лучше многих спортивных наушников. Проверено.

Создатели запихали в маленький корпус Aftershokz Trekz кучу разных технологий с внушительными названиями: например, за качество звука и отличные басы отвечает технология PremiumPitch, которая предотвращает рассеивание звука и «прокачивает» низкие частоты.

Дослушав Кларка Младшего и подобрав челюсть, пробежался по другим жанрам – фанк, рок, металл; всё звучит очень хорошо, только рок всё-таки воспринимается чуть плосковато, хотя всё равно лучше, чем в EarPods, определённо.

Необычно удобно

Aftershokz Trekz – необычные беспроводные наушники. В мире портативного звука это одна из немногих новинок за последние месяцы, которая меня реально удивила и порадовала как качеством материалов (титановый каркас можно крутить и гнуть как угодно – они реально неубиваемые ), так и богатством звукопередачи столь необычным способом, через лицевые кости.

Возможно, некорректно сравнивать их с «вкладышами» той же ценовой категории (в пределах 8-9 тыс. рублей ), потому что Aftershokz Trekz точно превосходят по степени удобства и комфорта использования любые наушники , которые у тебя были за всю жизнь. Да, заявляю вот так безапелляционно, потому что опробовал их сам.

Тип наушников: беспроводные
Тип крепления: затылочная дужка
Тип динамиков: датчики-преобразователи костной проводимости звука
Режим звука: стерео
Диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Максимальное звуковое давление: 100 дБ
Встроенный микрофон: есть
Чувствительность микрофона: 41 дБ
Тип подключения: Bluetooth v. 4.1 (обратно совместим с Bluetooth 3.0)
Радиус действия: до 10 метров
Цвет: серый, салатовый, синий
Вес: 36 г
Защита: Наушники защищены от влаги, пота, от капель воды и от пыли – по стандарту IP55. Плавать и нырять в наушниках AfterShokz Trekz Titanium нельзя.

Есть и минус, куда без него: наушники достаточно громкие для окружающих. То есть, если слушать музыку на 50% громкости, стоящий рядом человек без труда расслышит и музыку и слова. Это может доставлять присутствующим некий дискомфорт.

Но это несущественный минус – всё-таки это в первую очередь спортивные наушники , так что во время пробежки или в спортзале никто не будет прислушиваться к тому, что у тебя там играет.

Однако, если использовать наушники в качестве разговорной гарнитуры, очередная технология LeakSlayer превращает для окружающих речь твоего собеседника в чуть слышное бормотание – расслышать что-либо практически невозможно.

Одного заряда наушников хватает примерно на 6 часов беспрерывной работы. Зарядка аккумулятора занимает 1,5 часа. Aftershokz Trekz выпускаются в нескольких цветовых решениях , от классического серого до ярко-салатового. Есть из чего выбрать.

Я с удовольствием использовал эти наушники, и не нашёл явных недоработок и изъянов. Их смело можно рекомендовать как спортсменам для тренировок, так и велосипедистам или даже водителям за рулём, которые жить не могут без разговоров по телефону.

Хотя меня периодически охватывают настроения, свойственные романтически настроенным барышням (ну а кто не без греха?), эти наушники я выбирал, руководствуясь исключительно голосом разума. И дело здесь не в том, что особенность технологии обещает существенно продлить ресурс слухового аппарата.
Просто я не хотел скучать в дороге и на работе, и одновременно не мог позволить пропускать некоторые предупреждающие сигналы и обращения к себе любимому, что неизбежно с наушниками любой другой конструкции. И спустя пару недель использования, когда страсти улеглись, спешу рассказать о достижениях.
В двух словах: можно (нужно) брать. Но не меломанам. И не тем, кто (как я) слетает с катушек от наушников с зашейной дугой.

Как всем известно, наушники, работающие по принципу костной проводимости вместо прямой передачи акустического давления на органы слуха, прикладывают пропорциональные частоте и амплитуде звука вибрации к височной кости. И в результате будь то музыка, будь то речь достигают соответствующих отделов головного мозга.

Более подробно о процессе рассказать не смогу, поскольку я в этом гораздо меньший специалист, чем тот же Google. Но умозрительные выгоды таковы.

  • Во-первых, снижение того самого акустического давления преподносится как великое благо для и так испытывающего колоссальные нагрузки слухового аппарата.
  • Во-вторых, говорят, что благодаря костной проводимости кое-что слышать могут даже те, кто страдает от нарушений слуха.
  • Наконец, так как уши остаются открытыми, то повышается безопасность на улице, так как слышны окружающие звуки.
Сказанное выше, впрочем не всегда верно. Например, я не уверен, что вибрации излучателей, особенно заметные при высокой громкости, не наносят вреда. Доказательств у меня, понятно нет, да и не исследовал я этот вопрос. Однако в конечном итоге должна же быть реакция со стороны как минимум нервной системы. И, возможно, кровеносной.

К тому же, многие могут возразить, что для наилучшей передачи звука, ушки все же лучше закрыть берушами. Иначе шум снаружи заглушит все, что транслируют наушники. Это абсолютно верно, но лично я за открытые уши по указанным выше причинам (звуки на улице, коллеги).

Наконец, если уши открыты, то они слышат звуки, издаваемые наушниками. Как ни парадоксально, но акустическая утечка, и притом заметная, имеется. Но справедливости ради - даже на максимальной громкости она слишком мала, чтобы причинить какой-либо ущерб слуху.

Полистав eBay и Aliexpress я уяснил себе, что чаще всего наушники такого типа изготавливаются с проходящей за шеей дугой. Видимо, так проще всего размещать излучатели в правильном месте черепа. Однако встречаются и другие варианты. :

Основная роль наушников, кстати - слуховой аппарат. Но есть и 3,5-мм вход, так что можно и музыку слушать.

Этот вариант мне, кстати, очень понравился, чего не скажешь о цене. Да и одеваться в таком стиле я не умею, а иначе какая-то безвкусица получится.

Теперь, собственно, к Mix 8.

Комплект

В скромной коробке лежат заклеенные полиэтиленом наушники, кабель для зарядки (microUSB), беруши и инструкция. Скромность в данном случае обусловлена тем, что производитель и марка наушников указаны на наклейке, имеющейся на одном из торцов. Ну и на самих наушниках.

В общем, самый простой комплект, какой мы обычно ожидаем от типичных китайских наушников.

Внешний вид

Много глянцевого пластика, но не меньше и матового черного и серого. В целом отторжения не вызывает, и глянец ведет себе даже лучше, чем я думал.

Что касается формы, то наушники такого типа, с проходящей за шеей дугой, часто называют спортивными. Почему-то считается, что это идеальная конструкция для активных телодвижений. Впрочем, так как я не спортсмен, то не могу определенно высказаться по поводу указанного достоинства.

Наоборот, именно эта дуга доставляет мне огромное неудобство, поскольку обычно сделана так, что постоянно цепляется за ворот одежды, что приводит к сползанию наушников. Но в случае с Mix 8 неприятный эффект нивелируется двумя обстоятельствами:

  • Во-первых, дуга здесь относительно небольшая, поэтому обычно я не чувствую скованности в движениях.
  • Во-вторых, вместо привычных динамиков здесь их особая разновидность. В результате даже если задеть дугу, то наушники практически не соскальзывают, а если и немного сдвигаются, то это не так неприятно, как в случае с обычными.
Итак, с дугой разобрались: она есть и ее заушины оканчиваются излучателями, снабженными силиконовыми (как заявлено) вибропередающими накладками.

Кнопок - достаточное количество, как я люблю (точнее - четыре штуки). На правом наушнике - многофункциональная: она включает и выключает, позволяет отвечать на звонки и переводит наушники в режим сопряжения.

На левом похожая по форме кнопка включает музыку и ставит ее на паузу.

Плюс к тому по нижней стороне правой дуги есть еще пара кнопок для регулировки громкости и переключения треков. И это чистый восторг, потому что наконец-то все сделано, по-моему. Именно: короткое нажатие регулирует громкость, а длинное - меняет трек. Собственно, для меня это важно, потому что громкость я меняю чаще, чем музыку. И уж сколько было случаев с предыдущими наушниками, когда вместо громкости я ставил следующую песню, не дослушав прежнюю!

Несмотря на то, что наушники китайские, все кнопки работают удивительно приятно. То есть - не болтаются, не гремят, нажимаются четко, с мягким, скорее различимым тактильно, нежели слышимым щелчком. Что тому причиной - нормальная марка или более-менее приличная ценовая категория - понятия не имею.

Световая индикация традиционного оранжево-синего цвета, зато спрятана под тонированным пластиком, окружающим кнопки на изулчателях. И спрятана настолько удачно, что почти незаметна.

Завершает композицию прикрытый резиновой заглушкой разъем microUSB поблизости от кнопок.

С рулеткой

Эргономика

Несмотря на так набившую мне (и усердному читателю) оскомину, проходящая за шеей дуга не так уж плоха. Она достаточно жесткая, чтобы излучатели с достаточным усилием касались висков и одновременно достаточно эластичная и мягкая, чтобы это усилие не было чрезмерным.

Фактически, некоторый дискомфорт я начинаю ощущать только через два - два с половиной часа ношения наушников. Причем не от давления на виски, а от небольшого давления дуги на уши.

По-моему, здесь даже видно, где они давят (там, где почти прямой угол на дужке):

Кнопка увеличения громкости и правый наушник дополнительно отмечены небольшими выступающими точками. Для кнопки это, конечно, актуально, а для наушника - нет. Все равно Mix 8 надеваются только одним образом, и я бы хотел посмотреть на того, кто сделает это иначе.

При этом нажатия на кнопки управления звонками и воспроизведением не доставляют неприятных ощущений. Но вот регулировка громкости поначалу заставляет повозиться. Первые дни я все никак не мог нормально дотянуться до кнопок - слишком уж близко они к излучателю. А потом ничего, привык.

Звук

Говоря о звучании наушников нужно понимать, что сама конструкция не имеет ничего общего с высоким качеством. Это мое личное мнение, основанное на всяких там предрассудках и субъективных ощущениях.

Выбирая наилучший способ, чтобы описать то, что слышу, я остановился на таком сравнении: это похоже на портативную колонку среднего класса, претендующую на переход в следующую категорию.

Наушники не излишне гулкие, не излишне звонкие и не слишком глухие в средних частотах - если без берушей. Вообще, звучание мне представляется довольно сбалансированным (на средней громкости) и за счет этого не вызывает отторжения. Скорее наоборот, поначалу довольно любопытно ощущать то ритмичные удары (если высокая громкость и много ударных), то забавную щекотку от преобладающей в некоторых композициях низкочастотной составляющей (опять же, на повышенной громкости).

И надо понимать, что в данном случае «сбалансированность» не означает ровной, столь почитаемой аудиофилами нейтральной характеристики. У этих наушников звучание, разумеется, меняется в зависимости от варианта ношения (с берушами или без них), места (на улице или в тихом помещении) и громкости. В тихом помещении, ясное дело, деталей больше, где шумно - меньше. Когда громкость выше - больше низких, когда громкость ниже - меньше. Если задаться целью перегрузить до дребезга - это получится, но я с таким явлением за две с лишним недели не сталкивался, потому что максимальная громкость не особенно и нужна, а на средней перегрузки не будет.

Вообще, по характеру отрисовки низких, Mix 8 чем-то напоминают некогда имевшиеся у меня наушники Cosonic, которые якобы были оснащены вибромоторами, предназначенными сделать более впечатляющими игры и фильмы. Те тоже, бывало, подергивались на ушках.

Если выжать воду, то для тех, кто привык слушать поп в затычках стоимостью до, скажем, $15, особого криминала в звучании Mix 8, пожалуй, не будет. Не спорю: даже за указанную сумму можно приобрести приличные традиционные наушники, которые будут играть гораздо лучше. Можно. Но я, скорее, о типичных случаях, а не про исключения.

При этом, однако, очень хорошо заметна разница между ситуациями, когда уши открыты и когда закрыты теми же берушами. В первом варианте звук более плоский, во втором - гораздо более насыщенный и богатый низкими частотами, но более гулкий - очевидно, высокие частоты не очень-то по костям передаются. Опять же, если уши открыты, то при достаточном уровне громкости возникает акустическая утечка (проще говоря, снаружи слышно, что играет в наушниках), которая спектрально дополняет звук, передаваемый через кости черепа.

Что касается часто поминаемой громкости, то попытавшись выяснить количество ступеней, я остановился на 15-16. Дело в том, что наушники сигнализируют только о максимуме, поэтому за минимум я принимал позицию, в которой начинал хоть что-то слышать. На минимуме в тихой обстановке теоретически можно разобрать музыку, ну а максимум хотя и не оглушает, но в зависимости от жанра может «реально долбить» - т.е. излучатели буквально постукивают по вискам.

Одновременно на максимальной громкости музыку будут слышать и окружающие. В тихом помещении музыка хорошо различима на средней громкости, когда наушники просто висят на шее. Причем это не особенность конкретной модели: я прочитал несколько обзоров, и с десяток мнений на Amazon, посвященных разным моделям. И везде одно и то же: утечки звука наружу. Это, конечно, не всегда хорошо, но словами не передать, сколько я видел кадров, ничуть не смущающихся тем, что их (обычные) наушники гремят чуть не на весь вагон метро.

Итого, даже несмотря на то, что я предпочитаю не закрывать уши, выводить наушники на максимум практически не приходится: если вокруг настолько шумно, я предпочитаю вообще поставить музыку на паузу. Обычно же я довольствуюсь пятым-шестым уровнем, когда и слышно неплохо, и утечка наружу не такая уж заметная. Опять же, надо помнить, что громкость - вещь тоже субъективная, и в немалой степени зависит от источника.

Bluetooth

Если не принимать во внимание несущественные, в общем-то, особенности, о которых ниже, с точки зрения Bluetooth-устройств, это лучшие из моих наушников.

И прежде всего потому, что у них феноменальная по китайским меркам дальность уверенного соединения. Нет, серьезно: если вокруг не слишком много помех, то 10 метров для них - это вообще ни о чем. И, если верить моему глазомеру, 20 метров тоже не проблема. Причем на расстоянии 10-15 метров можно еще и головой крутить, как заблагорассудится - не влияет. По грубым прикидкам, только отойдя метров на 30, можно столкнуться с уверенным заиканием. Да и то, если удачно повернуться, наушники продолжат нормально работать.

Одновременно, если на телефон, скажем, удачно сесть, то в такой ситуации Mix 8 ведут себя точно так же, как и любые другие наушники - затыкаются. И точно так же пагубно большое количество помех: например, я точно знаю по крайней мере одно место, где наушники начинают заикаться, даже если телефон - в нагрудном кармане куртки.

Но, повторюсь, такого рабочего радиуса я еще не видел. И на всякий случай: сказанное справедливо для комбинации Digicare Mix 8 и телефона Nokia 5. Возможно, что в других вариантах будет по-другому.

Кроме того выяснилось, что и как гарнитура Mix 8 вполне себе ничего, если вокруг не слишком шумно. По крайней мере - по словам собеседников. На это я, кстати, совершенно не рассчитывал, но приятно удивлен. И, разумеется, если вокруг шумно (например, в торговом центре), то собеседник вполне резонно попросит переключиться на телефон.

Особенности

Вообще, я заметил, что почти каждая пара Bluetooth-наушников и телефона ведет себя по-разному. В идеале громкость регулируется синхронно и есть вызов голосового помощника.

Но в случае с тандемом Nokia 5 и Mix 8 получается следующее. При воспроизведении музыки громкость регулируется раздельно в телефоне и наушниках. Однако во время разговора громкость регулируется синхронно.

Также заметил, что часто после того, как музыка поставлена на паузу, ее не включишь снова кнопкой воспроизведения. Сначала приходится коротко нажать многофункциональную кнопку, и лишь затем - воспроизведение.

Автономность

В наушниках заявлен аккумулятор емкостью 250 мАч. Не слишком много, но по факту я не испытываю особого дискомфорта от зарядки раз в пару дней - именно на столько мне обычно хватает заряда. При воспроизведении музыки на условно средней громкости аккумулятора достаточно на 6 - 6,5 часов.

При зарядке через типичный народный USB-тестер Mix 8 принимают в себя что-то около 170 мАч за час с четвертью. Понимаю, как это выглядит (даже если брать соотношения вроде 5*170 и 3,7*250), но могло бы быть и хуже.

Что приятно, наушники не докучают сообщениями о разряжающемся аккумуляторе. Просто играют сколько могут, потом говорят «Power off» и выключаются. Говорите что хотите, но по мне это идеальное поведение.

Сюрприз

Пока я крутил в руках наушники, думая чем-бы таким удивить искушенного читателя, обнаружил, что мысль моя обратилась к удивительно бесславно исчезнувшим виброколонкам. Помните, одно время на волне популярности (по крайней мере в медиа) были такие небольшие колонки, которые жалобно пищали в руках, но начинали басовито играть, будучи прилепленными к подходящей поверхности - стеклу, столу, шкафу, двери кабинета начальника?

И чем, собственно, - говорил я себе, прилаживая наушники к подвернувшейся под руку полке стеллажа, - Mix 8 отличается от такой колонки?
Да ничем!, - ответил себе же, включив музыку погромче.

Нет, правда: если очень нужно, то в тихом помещении наушники, удачно на что-нибудь надетые или не менее удачно прислоненные вполне способны заменить небольшую колонку. Неплохо, если хочется их снять, а без музыки сидеть никакого желания (особенно, когда в телефоне динамик так себе).

Резюме

Знаете, первую неделю я эти наушники вообще не хотел снимать, даже несмотря на то, что звучание, как упоминал, далеко от эталонного. Очень уж забавная штука. И полностью оправдавшая ожидания: я действительно слушаю музыку на улице и на работе, не боясь, что упущу что-то важное снаружи.

На вторую-третью неделю восторги немного прошли, и я уже начинаю думать, что, возможно, стоит комбинировать Mix 8 с более качественными наушниками, чтобы уже с удовольствием слушать любимые треки. Но пока до этого дело не дошло: уж больно все-таки удобно и слышать и слушать одновременно.

  • Теоретически меньше вредят слуху
  • Если использовать без берушей, то не мешают слышать звуки извне (при умеренной громкости)
  • Качественное исполнение
  • Феноменальный (для Китая) Bluetooth
  • Неплохая автономность
Минусы:
  • Среднее качество звука
  • Утечки звука на высокой громкости
  • Не подходят для прослушивания в шумном месте без берушей
Хотя, если задуматься, то это даже не минусы, а особенности конструкции. С некоторой натяжкой к недостаткам могу отнести раздельную регулировку громкости и среднюю автономность.

Купил бы я эти наушники, если бы мне предварительно дали ими попользоваться те же пару недель? Да. Ни малейших сожалений о покупке.

Ps. Для желающих еще раз обсудить особенности механического воздействия медведей на мой слуховой аппарат еще раз сообщаю, что наушники абсолютно не подходят для тех, кто привык к описанию звучания в терминах вроде «кристальной чистоты», «невероятной широты сцена», «великолепная детализация».

Это, скорее про то, как потратив 33 бакса получить приемлемое фоновое звуковое сопровождение с некоторыми плюшками.

Обзоры аналогов здесь же:

Планирую купить +43 Добавить в избранное Обзор понравился +60 +116