Психологическое здоровье личности: разнообразие подходов.

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья . Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе . Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья . Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе . Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы . Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями . Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8 . Проверка эффективности программы . Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.
Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

ЛЕКЦИЯ 7
Особенности проведения профилактической работы
с педагогами и родителями
(материал подготовлен совместно с М.А. Ступницкой)

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей,
проверьте ваше собственное поведение.

А.С. Макаренко

Работа с педагогами

В лекции 1 отмечалось, что одной из задач психологии здоровья является повышение уровня психологической культуры. Формулируя основные задачи школьного психолога, доктор психологических наук Ю.З. Гильбух еще в конце 1980-х годов на первое место поставил «повышение психологической культуры учителей, родителей и учащихся». Второй главной функцией он считал изучение «педагогами интересов, склонностей и способностей школьников в связи с дифференциацией обучения…».

Надо заметить, что обе функции тесно связаны между собой: педагог может и должен изучать психологию применительно к своей профессии, так же как школьный психолог должен иметь представление об учебных программах, дидактике и других составляющих школьной жизни. Об этом писала И.В. Дубровина, неоднократно подчеркивая, что «именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога… необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения» .

«Вместе с тем одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогами», - отмечала в своей книге «Технология работы психолога с учителями» Н.В. Клюева .

В последнее время количество работ, посвященных взаимодействию психологов и педагогов, заметно увеличилось. Однако реализация имеющихся рекомендаций нередко вызывает затруднения. Во-первых, нелегко найти «окно» в школьном расписании, чтобы, например, собрать на консилиум всех учителей, работающих в той или иной учебной параллели. Во-вторых, учителя, имеющие возможность повысить свою заработную плату только за счет увеличения количества проведенных уроков, неохотно тратят свободное время на «заморочки» психологов. И наконец, в соответствии с общеизвестным мнением, учителя, уча других, как правило, не любят учиться сами.

Тем не менее возникающие трудности не отменяют необходимости решения задач, которые ставит перед школой психология здоровья. В частности, такая задача, как повышение психологической культуры педагога, может осуществляться по трем направлениям:

Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов учителя в целях повышения эффективности обучения;

Привлечение педагогов к работе в русле психологии здоровья;

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

В.А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ возможен только при взаимодействии педагога (в том числе логопеда) с психологом и медицинским работником. Наиболее распространенной формой такого взаимодействия является психолого-медико-педагогический консилиум.

Школьный консилиум - ценнейший инструмент, позволяющий составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода. Кроме решения такой утилитарно-педагогической задачи, консилиум решает и другую: взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомя психолога со спецификой школьной программы и раскрывая педагогу психологические истоки успешности (или неуспешности) его учеников .

Совместная деятельность специалистов различного профиля может быть осложнена одной проблемой, - отсутствием единого профессионального языка. Дело не только в том, что такие термины и аббревиатуры, как «мутизм», «деменция», «ФФН» или «ОНР», не входят в традиционный словарь учителя. Под одним и тем же словом или выражением представители различных профессий могут подразумевать различные понятия. Так, под таким понятием, как «слабый ученик», классный руководитель может подразумевать неуспевающего, медицинский работник - болезненного, а учитель физкультуры - неловкого, неуклюжего ребенка. Вместе с тем постоянные пояснения и «перевод» непонятных слов не только могут затормозить ход консилиума (беседы, консультации), но и вызвать неприятие учителем «шибко умного» психолога.

Эту проблему позволят разрешить семинары с элементами тренинга (ни в коем случае не лекция). Ненавязчивые игровые моменты способствуют преодолению сложностей профессионального общения. Педагоги нередко проявляют консерватизм, когда речь заходит о том, что кто-то будет их обучать их же профессии. В этой ситуации заинтересовать слушателей можно по-разному: через участие в интересных, хорошо подготовленных консилиумах после индивидуальных бесед и консультаций, а также при помощи таких средств обучения, при использовании которых слушатели имеют возможность принимать самое активное участие в создании «конечного продукта» (программы, памяток, инструкций и пр.). В последнем случае педагоги наравне с психологами оказываются причастными к получению конечного результата.

Одним из таких средств является организационно-деятельностная игра (ОДИ). Эта форма работы школьного психолога строится на принципе моделирования различных школьных ситуаций для выработки наиболее эффективных решений. ОДИ обладает определенными качествами, к которым относятся: игровой замысел, четко очерченные правила, игровые действия, познавательное содержание (что отличает ОДИ от игр вообще), оборудование, итоговый результат. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в процессе игры и порядок игровых действий, которые дают возможность участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, используемые для наглядности: фломастеры, бумага, магнитофон, видеомагнитофон и другие предметы. Итоговый результат (решение проблемы) является завершением игры и сопровождается обязательной рефлексией.

Выбор темы ОДИ во многом зависит от актуальной потребности педагогического коллектива. Вместе с тем, предвосхищая распространенный вопрос «а что делать, если ученик делает (или не делает)
то-то и то-то» и собственный ответ «это смотря какой ученик…», представляется полезным одну из первых игр посвятить типологии.

Игру (после приветствия) можно начать с короткого упоминания о значении типологии. Невозможно обучать личность, не зная ее особенностей и не умея эти знания применить на практике. Типология помогает составить представление о человеке в целом, что, собственно, и нужно педагогу в первую очередь. Для этой цели представляется полезным познакомиться (или вспомнить) некоторые классификации людей вообще и детей в частности. Существует типология, например, «школьных типов» П.Ф. Лесгафта: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый», «угнетенный», а также рассматриваемый в качестве педагогически желательного «нормальный тип». Есть шуточные классификации, одна из которых основана на героях хорошо известной книги о Винни Пухе: в характерах ее персонажей достаточно наглядно описаны различные типовые особенности .

Ведущий предлагает педагогам продолжить высказывания: «Я думаю, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками…», «Мне кажется, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками десятилетней давности…». Все высказывания записываются на доску. Отмечаются как позитивные, так и негативные особенности современных школьников.

Ведущий обращает внимание на те особенности, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности в процессе обучения и воспитания. Затем он предлагает выделить качества учащихся, наиболее значимые с точки зрения педагогов для обучения, общения, социализации. Во время записи качеств участники определяют по 10-балльной шкале (от –5 до +5) количество баллов, адекватных уровню развития того или иного качества у «среднего» ученика. Качества могут называться самые разные, например «речь», «учебный мотив», «организованность», «чувство ответственности за свои поступки», «коммуникабельность», «поведение», «самостоятельность». Проставив баллы против каждого из качеств, ведущий обращает внимание на то, что подобный усредненный набор качеств может быть присущ совершенно разным, непохожим друг на друга учащимся.

Участники делятся на четыре группы, каждая из которых, опираясь на собственный опыт, приводит примеры - разных «трудных» учащихся с описанными выше качествами. Суммируя сказанное учителями, ведущий предлагает характеристики четырех типов школьников. После того как зачитываются характерологические сведения, ведущий или его ассистент демонстрирует шаржированный портрет. Обращается внимание, что названия типов («наглый малый», «шикарная девица», «серая мышка», «плакса») не являются научными и взяты из лексикона педагогов. Кроме того, они отнюдь не диссонируют с названиями, предложенными сто лет назад П.Ф. Лесгафтом.

«Наглый малый». Стремится к лидерству в группе, и, как правило, ему это удается. Игнорирует условности и авторитеты. Общительный, ориентируется на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не всегда способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику. Любые эмоции проявляются ярко, во время разговора склонен к выраженной жестикуляции. Решителен, готов к pиcкy, не тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Уверен в своих возмoжнocтяx, инициaтивeн.

Зачастую имеет достаточно высокий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть точным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Иногда не различает грань между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной эксцентричностью во время занятий серьезными делами. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда носят характер агрессивности, мнимого превосходства над сверстниками.

«Шикарная девица» . Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляя ею. Для нее представляется важным, как ее внешность оценивается значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в Девицу-вамп или в Наивную девочку.

По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении более младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Неспособна формировать длительные привязанности. Не может в течение длительного времени сосредотачиваться. Мечтательна. Читает (точнее - просматривает) только молодежные и «женские» журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни.

К учебе относится равнодушно, полагая, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится - проблемы решит богатый папа или, в дальнейшем, муж. Однако, будучи подчиняемой, может заниматься или делать вид, что занимается.

«Серая мышка». Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта. Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений. Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает оттого, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей.

Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.

«Плакса». Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен. Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принимаемым в среде сверстников, тянется к взрослым.

Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»).

Завершая чтение характеристик, ведущий напоминает, что описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» подростков и редко встречаются в «чистом виде». Затем ведущий предлагает вспомнить наиболее характерную проблемную ситуацию с участием «трудного» подростка (опоздание на урок, неприготовленное домашнее задание, отказ от выполнения задания на уроке и т.д.).

Каждая из четырех групп получает задание воспроизвести стратегию поведения ученика одного из типов (каждая группа выбирает какой-либо вариант) и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации. Выполнение этого задания позволяет учителям «прожить» конфликт в роли ученика.

Подводя итоги, ведущий предлагает участникам закончить одну из фраз: «Мне наиболее сложно выстроить отношения с одним из четырех типов, потому что…», «Для меня важно, что я умею в общении с одним из типов делать… (чувствовать, прогнозировать)». Для мотивации педагогов на участие в следующей встрече им предлагается анкета, в которой перечисляются проблемы, актуальные для данной школы, с просьбой оценить по 5-балльной шкале их приоритетность для выбора в качестве темы для обсуждения, тренинга или игры.

Следующее направление - привлечение педагогов к работе в русле психологии здоровья. В лекции 4 говорилось о различных вариантах профилактической работы в школе, в том числе на уроках и классных часах. Классный час может быть эффективным средством формирования установки, особенно если проводить его с элементами тренинга.

Учитывая, что психолог, как правило, не в состоянии охватить своим вниманием всех учащихся школы, педагоги могут взять на себя проведение тренинговых занятий (после обязательной специальной подготовки). Однако далеко не каждый педагог подходит для этой роли: чрезмерно демократичный, так же как и чрезмерно авторитарный стиль, скорее всего, будут помехой в работе. Желательно, чтобы учитель, независимо от возраста, был примером здорового образа жизни. Фраза «Да вы же сами курите!», произнесенная учеником в адрес педагога на занятии, посвященном вредным привычкам, способна полностью уничтожить профилактический эффект.

Синдром профессионального выгорания

Исследования показали, что «физическая и психоэмоциональная нагрузки учителя многократно превышают предельно допустимые значения». По степени напряженности стресс, который регулярно испытывает учитель, в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть у профессионалов, работающих с людьми и несущих большую ответственность . Не забудем, что учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьезно (пусть даже неумышленно) навредить ученику. Известно, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. Но у взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, в конце концов, уволиться. У ребенка такой возможности нет.

Исследования, проводимые в течение нескольких лет научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, показали: в начальных классах у авторитарных педагогов учащиеся болеют достоверно чаще. Причина имеет психосоматическое происхождение, так как единственным легальным способом пропустить занятия у ребенка является болезнь. Утомленный психологическим давлением организм «с радостью» заболевает, предоставляя ученику долгожданную передышку.

К сожалению, педагоги нередко переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям и, как следствие, к профессиональной несостоятельности. Таким образом, исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене - системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.

Созданию системы психогигиены в школе посвящено немало работ (некоторые из них приведены в списке рекомендуемой литературы). Однако успешность реализации любой системы во многом зависит от мотивации задействованных в ней педагогов. Скажите загруженной работой и семейными проблемами учительнице, что сегодня после уроков завуч с психологом будут учить, как надо жить, и гарантированно получите отрицательный результат.

Ниже предлагается материал для проведения педагогического совета, посвященного вопросам здоровья учителей.

Учитель - одна из самых востребованных и при этом наименее оплачиваемых профессий. Возможность получения относительно высокой зарплаты существует только за счет увеличения количества работы и, соответственно, сокращения времени на отдых.

Помимо неадекватной оплаты труда есть и другие факторы, отрицательно влияющие на самочувствие учителя. Среди них гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

День за днем уровень напряженности накапливается. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, повышенная утомляемость. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или (если нельзя уменьшить) формализовать время взаимодействия с учащимися. Так возникает синдром профессиональной деформации.

Что это за синдром и почему он возникает?

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки.

При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных, но разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать дольше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал». Большие нервно-психические нагрузки, сопровождающие работу педагога (и, кстати, психолога), не всегда позволяют организму восстановиться естественным путем.

Таким образом, профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на психологическую структуру личности и профессиональную деятельность.

Первая стадия начинающейся деформации - затруднения на уровне выполнения несложных, казалось бы, функций: забывание каких-то моментов, например внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и пр. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится, как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Существует несколько типов профессиональной деформации.

У педагога может сформироваться так называемая должностная деформация: появляется нетерпимость к иному мнению («есть два мнения - мое и неправильное»), исчезает умение видеть собственные ошибки, снижается самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно перенимает принятые в организации модели поведения, как бы «прогибается» под них.

При глубокой деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств: властность, низкая эмоциональность, жесткость, неумение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, осваивать новые методы работы.

Основная причина синдрома:

Несоответствие должностных обязанностей и реальных возможностей;

Отсутствие (в том числе субъективно ощущаемое) адекватного вознаграждения за труд, которое переживается работником как непризнание его труда, что приводит к возникновению постоянного чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию;

Несоответствие собственных этических принципов должностным требованиям (например, необходимость завышать отметки).

У педагогов, как правило, нет специальных навыков профессиональной коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в процессе общения с детьми, родителями, администрацией. Педагогов не учили тому, чему учат менеджеров, а интуитивно найденные способы могут быть очень затратными.

Таким образом, выгорание - это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

Кстати, психологи установили, что выгорание «заразно»: те, кто подвержен синдрому, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится равнодушие, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения. Наоборот, они заставляют испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Агрессивные реакции учителя, так же как и его равнодушие, становятся одной из причин школьного стресса детей.

В этой ситуации защитные механизмы ученика заставляют его грубить учителю, не выполнять задания по предмету, прогуливать ненавистные уроки. Взаимное индуцирование учителя и ученика грубостью или равнодушием образует «эффект бумеранга».

Насколько вы подвержены
профессиональной деформации

1. Я думаю, что меня недооценивают / Я считаю, что не получаю достойного вознаграждения за свою работу.

2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.

3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.

4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.

5. Обычно у меня не хватает времени на отдых.

6. Мне все труднее сохранять самообладание в ситуациях конфликтов.

7. Мне не хватает возможностей для самореализации.

8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

9. Я испытываю страх, что могу потерять работу.

10. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).

11. Время от времени я забываю обыденные вещи (например, сделана ли необходимая запись в журнале или дневнике).

12. В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.

13. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.

14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.

Ключ

До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.

5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.

10 и более утвердительных ответов . У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка - вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.

Проект решения педсовета представляется в виде таблицы.

Проект решения педагогического совета

Что препятствует возникновению синдрома профессионального выгорания Решение
педагогического совета
Соблюдение единых требований к учащимся снижает конфликтность в отношениях с детьми и родителями Перед началом учебного года на заседаниях методических объединений обсудить (при необходимости дополнить) Единые требования к учащимся, а также Правила педагогического этикета, соблюдение которых способствует благоприятной психологической атмосфере в процессе обучения и воспитания
Освоение новых технологий работы повышает творческую составляющую педагогического труда и избавляет от стереотипов в работе Заместителям директора по учебной, учебно-воспитательной, опытно-экспериментальной работе, председателям методических объединений организовать изучение и освоение педагогами новых педагогических технологий, способствовать развитию творческих инициатив учителей
Участие в окружных и городских мероприятиях с целью передачи опыта избавляет от ощущения невостребованности и дает чувство признания своей работы Рассмотреть возможность организации ежегодной учительской конференции, посвященной новым педагогическим идеям; поощрять участие в окружных, городских и федеральных семинарах и конференциях; публикации в профессиональных изданиях, повышение квалификации
Физическая активность и забота о своем здоровье дают возможность бороться со снижением ресурса Методическому объединению физического воспитания организовать работу педагогического фитнес-центра
Освоение индивидуальных техник преодоления последствий синдрома профессионального выгорания способствует развитию устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности Психологической службе школы разработать, а председателям методических объединений включить в планы работы семинары для педагогов по профилактике профессионального выгорания
... ...

Работа с родителями

Налаженный диалог с родителями должен стать одним из первых шагов в профилактической работе. Это - важнейшее условие, так как в семье у ребенка вырабатываются привычки, способствующие (или препятствующие) формированию навыков здорового образа жизни.

Однако несмотря на то что тема здоровья должна быть одинаково значимой для всех родителей, некоторые из них относятся к профилактической работе настороженно. Нередко тревогу и отторжение вызывают наиболее острые темы, посвященные профилактике употребления психоактивных веществ («а что, у вас в школе дети употребляют наркотики?») и заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа («я вообще запрещаю говорить с моим ребенком на эту тему!»).

Высоко оценивая роль физической составляющей здоровья, родители подчас не придают серьезного значения его психологической составляющей. Очень важно показать им «неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни» (О.В. Хухлаева) .

Первая встреча психолога с родителями может проходить на традиционном родительском собрании. Предварительно желательно провести индивидуальные беседы с наиболее авторитетными, а также наиболее проблемными родителями. Это позволит определить общий родительский настрой и избежать неожиданностей на классном собрании. На собрании, цель которого - знакомство с задачами предполагаемого курса, представляется важным присутствие людей, чье мнение может быть значимым для родителей. Это - классный руководитель, директор школы, психолог, а также приглашенные специалисты.

Родители должны знать содержание курса - это обеспечит их спокойствие и уверенность. Возможна ситуация, при которой часть родителей не согласится с тем, что их детей будут знакомить в школе с такой непростой темой, как, например, ВИЧ/СПИД. Кто-то предпочтет собственные разъяснения, кто-то будет принципиально против подобного знакомства вообще. В этих случаях именно за родителями остается право выбора.

При планировании собрания следует обратить внимание на необходимость передачи родителям определенной информации. К ней относятся данные о распространении ВИЧ/СПИДа в мире и стране; негативное влияние рекламы и СМИ (фактор, отсутствовавший ранее) в первую очередь на подростков и молодежь, а также положительный эффект применения профилактических программ. Интерес у родителей вызывают темы «Как решать конфликты с подростками», «Воспитание у детей ответственности и самостоятельности», «Что такое пятый класс в жизни и в школе» и другие.

При решении задач психологии здоровья в школе необходимо помнить, что успеха можно добиться только в случае вовлечения в эту работу всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989.

Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М, 1999.

Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М., 2000.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1981.

Родионов В.А., Ступницкая М.А . Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Методические рекомендации. - Ярославль, 2001.

1. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М., 2000.

2. Резапкина З., Резапкина Г. Психологический портрет учителя // Школьный психолог. - 2006. -
№ 6, 7.

3. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Методические рекомендации. - Ярославль, 2001.

4. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. - Минск, 1998.

5. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. - М., 2002.

6. Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. Курс лекций // Школьный психолог. - 2006. - № 17–24.


В повседневной жизни нередко находятся поводы для неприятных переживаний. Без них вряд ли кому удается прожить хотя бы месяц или даже неделю. У человека есть определенный резерв психологической устойчивости, который позволяет более или менее спокойно воспринимать события такого рода как неизбежные помехи. Психическое состояние в той или иной мере обусловливают причины разного масштаба, и мелкие, проходящие (как названные выше), и серьезные, длительные. Сам факт значимости здоровья для переживания, ощущения эмоционального комфорта вряд ли вызывает сомнения. Однако для психологии здоровья важны также количественные характеристики того, как отражено здоровье в сознании личности. Здоровье (нездоровье) и комфорт (дискомфорт) явления тесно взаимосвязанные. С одной стороны, снижение здоровья у большинства людей вызывает эмоциональный дискомфорт. А с другой затяжные состояния эмоционального дискомфорта в той или иной степени отрицательно влияют на здоровье.


Потребность сохранения и улучшения здоровья в ряду других потребностей наиболее актуализирована и интенсивна. Она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности. Здоровье относится к числу важнейших факторов, обусловливающих устойчивость эмоционального тона, уровень настроения, ощущения повышенной утомляемости. Непринятие себя, критичность самооценивания возрастают при неудовлетворенности здоровьем. Наиболее сильные причины дискомфорта находятся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости скорее всего в том, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления.


Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия; соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни


Три уровня психического здоровья человека: 1)уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы); 2)уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности); 3)уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).


Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).


Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор…


Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка (программа «Здоровое потомство»). Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка. Основой сохранения и приумножения психического здоровья человека является здоровый образ жизни: формирование оптимального режима умственной и трудовой деятельности, поддержание душевного покоя и благополучия. Необходимо отказаться от табакокурения и употребления алкогольных напитков. Следует научиться контролировать свои эмоции и противостоять стрессогенным нагрузкам.


Психическое здоровье может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид. Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Здесь важно выделить два момента. Первый - способность здорового человека развиваться, совершенствоваться. Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым - значит быть способным к развитию". И второй - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.


Общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми. Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей. Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.


Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним. Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В 1936 г. канадский ученый Г. Селье, обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование".


У стресса свой механизм действия, свои фазы. Первая из них называется реакцией тревоги. Организм сопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакция тревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потом все возвращается на круги своя - человек приходит в дострессовое состояние. Если справиться со стрессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему. Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его. Но процесс адаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающие силы. Это состояние - "ни войны, ни мира" - может длиться долго, но не бесконечно. Конец его - третья стадия стресса: истощение.


К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся: а) гормон "эндорфин", оказывающий действие, подобное действию морфия, способного снимать боль в тех случаях, когда терпеть ее физически просто невозможно. Было установлено, что при стрессах уровень эндорфинов в крови снижается. Главной же функцией этого гормона является передача информации (в данном случае - возбуждения) по нервным волокнам с частичным болеутоляющим эффектом; б) цереброгастроинтестиналъные гормоны, имеющие отношение к желудку. При стрессе уровень их содержания в крови снижается, что может стать причиной серьезных заболеваний желудка и толстого кишечника; в) так называемые "инфекционные" гормоны. Врачи давно уже обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораздо большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например гриппу. Причина кроется в том, что стресс, атакуя иммунную систему организма, способен повышать ее восприимчивость к инфекциям. Другими словами, стресс способен подавить защитное и профилактическое действие иммунной системы, что приводит организм к потере способности защищать себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий).


Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмоциональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний. К физическим относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме. Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутствием цели в жизни…


Сигналы тревоги, посылаемые нашим организмом, испытывающим стресс: Приступы обжорства. Стресс ограничивает выделение субстанции, называемой серотонином, который хранит нашу эмоциональную уравновешенность. Чтобы восполнить его дефицит, необходимы углеводы. Мелкие раны. Стресс ослабляет нашу чувствительность. Это оттого, что стресс увеличивает выделение эндорфина, имеющего болеутоляющее свойство. Проблемы с желудком. Довольно распространенная проблема - сложности с пищеварением - может быть последствием стресса. Причиной являются - нерегулярное питание, поспешность, прием пищи в напряженной атмосфере. Врачи советуют поставить будильник на 10 минут вперед. Это обеспечит вам время на спокойный завтрак. А в течение дня лучше принимать пищу несколько раз малыми дозами, а кофе заменить чаем. Кожный зуд. Из-за стресса мозг выделяет повышенные дозы гистамина. Эта субстанция вместе с другими соединениями вызывает неприятный зуд. Помогает контрастный душ и антигистаминные препараты. Ослабление иммунной системы. Стресс облегчает проникновение в организм вирусов и бактерий. Измученные стрессом особы тотчас же получили инфекции после контакта с болезнетворными бациллами в отличие от коллег, не подверженных стрессам. Отсутствие "аппетита" к сексу. Стресс задерживает выделение половых гормонов. Проблемы с либидо могут стать гораздо серьезнее, чем ранее считалось. Сексологи утверждают, что уровень гормонов не поднимешь искусственным путем, гораздо легче организовать несколько раз в месяц интимные встречи вдвоем: ничто так эффективно, как секс, не снимает напряжения и стресса. Увядшая кожа. Постоянное воздействие стресса тормозит развитие новых клеток. Кожа становится сухой и начинает шелушиться. Появляются морщины - ускоряется старение кожи. Покраснение кожи. Стресс может влиять на расширение кровеносных сосудов.


«Хороший стресс» должен быть кратковременным. Прошла критическая ситуация - организм пришел в норму. «Плохой» же стресс (иначе дистресс - от англ, несчастье, недомогание) начинается, когда организм сгруппировался, ситуация разрешилась, а человек остается в напряженном состоянии и никак не может это состояние с себя скинуть. А длительного напряжения организм не выдерживает.


Ситуации, потенциально опасные для развития дистресса можно разделить в двух плоскостях плоскостях: "бытовой" или "повседневный", постоянный или хронический стресс, который переживают абсолютно все люди, независимо от возраста, профессии, пола. Чаще всего, и при умелом использовании эта разновидность стресса носит положительный, адаптивный характер, хотя и заставляет нас понервничать. Важно только, чтобы уровень стресса не превышал допустимый порог для конкретного человека. А провести границу, где заканчивается «хороший» и начинается «плохой» стресс порой достаточно трудно. Повседневный стресс мы переживаем при спешке, суете, страхе потерять работу, тревоге за детей, негативно развивающихся семейных ситуациях и т.д.


"острый", "кратковременный, но интенсивный" - сюда можно отнести непредсказуемые, неожиданные ситуации, которые как правило носят кратковременный характер, но обладают большей интенсивностью - аварии, несчастные случаи, стихийные бедствия, внезапная потеря близких, имущества…


С точки зрения развития отдаленных последствий стресса, наиболее опасными считаются именно хронические, повседневные стрессы в силу привыкания к ним, "срастания" с ними, неправильного представления, что хронические перегрузки неизбежны. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическая "закалка" позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать умение предотвращать стрессовые ситуации.


Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.



Лекция 6 Психическое здоровье человека. Структура личности в сохранении психического здоровья. Психологический микроклимат. Стрессология, психогигиена стресса. Купирование дистрессов. Программа «Здоровое потомство».

В повседневной жизни нередко находятся поводы для неприятных переживаний. Без них вряд ли кому удается прожить хотя бы месяц или даже неделю. У человека есть определенный резерв психологической устойчивости, который позволяет более или менее спокойно воспринимать события такого рода как неизбежные помехи. Психическое состояние в той или иной мере обусловливают причины разного масштаба, и мелкие, проходящие (как названные выше), и серьезные, длительные. Сам факт значимости здоровья для переживания, ощущения эмоционального комфорта вряд ли вызывает сомнения. Однако для психологии здоровья важны также количественные характеристики того, как отражено здоровье в сознании личности. Здоровье (нездоровье) и комфорт (дискомфорт)  явления тесно взаимосвязанные. С одной стороны, снижение здоровья у большинства людей вызывает эмоциональный дискомфорт. А с другой  затяжные состояния эмоционального дискомфорта в той или иной степени отрицательно влияют на здоровье.




Потребность сохранения и улучшения здоровья в ряду других потребностей наиболее актуализирована и интенсивна. Она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности. Здоровье относится к числу важнейших факторов, обусловливающих устойчивость эмоционального тона, уровень настроения, ощущения повышенной утомляемости. Непринятие себя, критичность самооценивания возрастают при неудовлетворенности здоровьем. Наиболее сильные причины дискомфорта находятся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости скорее всего в том, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления.




Психическое здоровье , по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия; соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни




три уровня психического здоровья человека: 1)уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы); 2)уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности); 3)уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).




Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).




Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор…



психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.



Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка (программа «Здоровое потомство») . Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка. Основой сохранения и приумножения психического здоровья человека является здоровый образ жизни : формирование оптимального режима умственной и трудовой деятельности, поддержание душевного покоя и благополучия. Необходимо отказаться от табакокурения и употребления алкогольных напитков. Следует научиться контролировать свои эмоции и противостоять стрессогенным нагрузкам.




Психическое здоровье может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид. Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Здесь важно выделить два момента. Первый - способность здорового человека развиваться, совершенствоваться. Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым - значит быть способным к развитию". И второй - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.




общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми. Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей. Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.




Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним. Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В 1936 г. канадский ученый Г. Селье , обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" .




У стресса свой механизм действия, свои фазы. Первая из них называется реакцией тревоги . Организм сопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакция тревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потом все возвращается на круги своя - человек приходит в дострессовое состояние. Если справиться со стрессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему . Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его. Но процесс адаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающие силы. Это состояние - "ни войны, ни мира" - может длиться долго, но не бесконечно. Конец его - третья стадия стресса: истощение.




К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся: а) гормон "эндорфин ", оказывающий действие, подобное действию морфия, способного снимать боль в тех случаях, когда терпеть ее физически просто невозможно. Было установлено, что при стрессах уровень эндорфинов в крови снижается. Главной же функцией этого гормона является передача информации (в данном случае - возбуждения) по нервным волокнам с частичным болеутоляющим эффектом; б) цереброгастроинтестиналъные гормоны , имеющие отношение к желудку. При стрессе уровень их содержания в крови снижается, что может стать причиной серьезных заболеваний желудка и толстого кишечника; в) так называемые "инфекционные" гормоны . Врачи давно уже обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораздо большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например гриппу. Причина кроется в том, что стресс, атакуя иммунную систему организма, способен повышать ее восприимчивость к инфекциям. Другими словами, стресс способен подавить защитное и профилактическое действие иммунной системы, что приводит организм к потере способности защищать себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий).



Стресс - мощный стимул движения вперед, способствующий совершенствованию психоэмоциональных проявлений человека



Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмоциональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний. К физическим относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме. Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутствием цели в жизни…




Сигналы тревоги, посылаемые нашим организмом, испытывающим стресс: Приступы обжорства . Стресс ограничивает выделение субстанции, называемой серотонином, который хранит нашу эмоциональную уравновешенность. Чтобы восполнить его дефицит, необходимы углеводы. Мелкие раны . Стресс ослабляет нашу чувствительность. Это оттого, что стресс увеличивает выделение эндорфина, имеющего болеутоляющее свойство. Проблемы с желудком . Довольно распространенная проблема - сложности с пищеварением - может быть последствием стресса. Причиной являются - нерегулярное питание, поспешность, прием пищи в напряженной атмосфере. Врачи советуют поставить будильник на 10 минут вперед. Это обеспечит вам время на спокойный завтрак. А в течение дня лучше принимать пищу несколько раз малыми дозами, а кофе заменить чаем. Кожный зуд . Из-за стресса мозг выделяет повышенные дозы гистамина. Эта субстанция вместе с другими соединениями вызывает неприятный зуд. Помогает контрастный душ и антигистаминные препараты. Ослабление иммунной системы . Стресс облегчает проникновение в организм вирусов и бактерий. Измученные стрессом особы тотчас же получили инфекции после контакта с болезнетворными бациллами в отличие от коллег, не подверженных стрессам. Отсутствие "аппетита" к сексу . Стресс задерживает выделение половых гормонов. Проблемы с либидо могут стать гораздо серьезнее, чем ранее считалось. Сексологи утверждают, что уровень гормонов не поднимешь искусственным путем, гораздо легче организовать несколько раз в месяц интимные встречи вдвоем: ничто так эффективно, как секс, не снимает напряжения и стресса. Увядшая кожа . Постоянное воздействие стресса тормозит развитие новых клеток. Кожа становится сухой и начинает шелушиться. Появляются морщины - ускоряется старение кожи. Покраснение кожи . Стресс может влиять на расширение кровеносных сосудов.




«Хороший стресс» должен быть кратковременным. Прошла критическая ситуация - организм пришел в норму. «Плохой» же стресс (иначе дистресс - от англ, несчастье, недомогание) начинается, когда организм сгруппировался, ситуация разрешилась, а человек остается в напряженном состоянии и никак не может это состояние с себя скинуть. А длительного напряжения организм не выдерживает.



Дистресс - это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.



Ситуации, потенциально опасные для развития дистресса можно разделить в двух плоскостях плоскостях: "бытовой " или "повседневный ", постоянный или хронический стресс, который переживают абсолютно все люди, независимо от возраста, профессии, пола. Чаще всего, и при умелом использовании эта разновидность стресса носит положительный, адаптивный характер, хотя и заставляет нас понервничать. Важно только, чтобы уровень стресса не превышал допустимый порог для конкретного человека. А провести границу, где заканчивается «хороший» и начинается «плохой» стресс порой достаточно трудно. Повседневный стресс мы переживаем при спешке, суете, страхе потерять работу, тревоге за детей, негативно развивающихся семейных ситуациях и т.д.



"острый ", "кратковременный, но интенсивный " - сюда можно отнести непредсказуемые, неожиданные ситуации, которые как правило носят кратковременный характер, но обладают большей интенсивностью - аварии, несчастные случаи, стихийные бедствия, внезапная потеря близких, имущества…



С точки зрения развития отдаленных последствий стресса, наиболее опасными считаются именно хронические, повседневные стрессы в силу привыкания к ним, "срастания" с ними, неправильного представления, что хронические перегрузки неизбежны. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическая "закалка" позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать умение предотвращать стрессовые ситуации.



Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выполнение трех последовательных этапов : 1)выявление стрессора и активное воздействие на него; 2) устранение физиологических последствий стресса; 3)снятие психического напряжения.