Стресс и пограничные состояния. Пограничные психические состояния: обозначаем границы

Пограничное состояние психики – это граница между здоровьем и патологией. Такие состояния еще не относятся к расстройствам психики, но и нормой уже не являются. Соматические и нейросоматические заболевания развиваются именно на почве пограничных состояний психики, под воздействием каких-либо внешних или внутренних факторов. Чтобы понять, что это за расстройство, нужно рассмотреть, какими факторами оно может проявляться у человека:

Наряду с явными психическими отклонениями, пограничные состояния встречаются гораздо чаще – примерно у двух людей из ста присутствует данное явление.

Пока точно не установлено, какие именно факторы могут спровоцировать развитие состояний, находящихся на стыке нормы и патологии. Когда баланс нервных путей (медиаторов) нарушен, у человека резко может меняться настроение, он может быть замкнутым, а иногда – чересчур общительным. Также в основе подобного явления рассматривается наследственная предрасположенность к психическим заболеваниям.

Наиболее вероятными факторами, предрасполагающими к пограничным состояниям, можно назвать:

  • физическое насилие в раннем детстве;
  • эмоциональное давление и унижение со стороны родителей или сверстников;
  • раннее разлучение с матерью (или ее смерть);
  • высокая тревожность.

Если какие-либо из перечисленных факторов присутствуют, при этом усугубляются постоянными неврологическими ситуациями (стрессом, страхами, неуверенностью в себе), есть большая вероятность того, что пограничные состояния психики могут выйти из разряда таковых и перейти в психическое расстройство. К провоцирующим факторам относятся злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем.

Симптомы

Чтобы разобраться, что такое состояние пограничное в психиатрии, нужно понять – в отличие от пациентов с прогрессирующими психическими расстройствами, люди, подверженные симптомам, стоящим на границе нормы и патологии, осознают свои проблемы и опираются на здравый смысл. Но им не всегда удается понять причину и выбрать тактику поведения, чтобы избавиться от своих проблем и навязчивых состояний.

Такие люди часто переживают неудачи в личной жизни, слишком зацикливаясь при этом на задаче ее наладить. Причиной тому – беспочвенный страх одиночества, нестабильности, перемен, хотя на самом деле факторов, предвещающих разрушение отношений, может и не быть. Такие внутренние, ничем не оправданные страхи, иногда заставляют человека первым идти на разрыв отношений, доказывая, что он сам бросает партнера и не боится быть отвергнутым – так замыкается круг. Симптомы пограничных состояний психики могут быть следующими:

Также, люди с пограничными состояниями психики склонны к импульсивному поведению, с элементами экстремизма – они могут водить машину с опасных для жизни условиях, бесконтрольно менять половых партнеров, нерационально тратить деньги и тяжело переедать. Также, клиническое состояние можно охарактеризовать приходящим чувством опустошенности, на смену которому приходит беспричинное чувство гнева. Такие люди часто, по причине бесконтрольных реакций, ввязываются в драки и скандалы с окружающими, они склонны к проявлению бурных эмоций на пустом месте, а также к совершению суицидальных попыток (демонстративных или реальных).

Пока указанные симптомы находятся под контролем и вниманием самого пациента, все списывается на его взрывной характер. Если подобные проблемы принимают длительный и тяжелый характер, человеку становится необходима квалифицированная помощь.

Пограничные непсихопатические состояния

Приступы чувства острой тревоги, которые, по утверждению психотерапевтов, не опасны, но требуют лечения, называются паническими атаками. Характеризуется это состояние следующими симптомами:

Если организм человека переживает сильный стресс, мозг пытается подать сигнал для принятия быстрых мер по устранению провоцирующей ситуации. Для этого организм выбрасывает в кровь большое количество гормонов, а они продуцируют частое дыхание и сердцебиение, а также напряжение в мышцах.

Несмотря на то, что панические атаки не считаются психопатическим проявлением пограничных состояний, лечить их нужно обязательно, чтобы предотвратить присоединение других различных фобий и замыкание человека наедине со своей проблемой.

Пограничные расстройства непсихопатического характера могут быть схожи по признакам с симптомами различных заболеваний – как соматических, так психических и неврологических. Например, навязчивые состояния, вегето-сосудистая дистония или синдром истощения организма астения.

Если у кого-то из окружающих и близких людей присутствуют следующие симптомы, их нужно направить на консультацию к психологу, для выявления возможной развивающейся патологии:

  • раздражительность и повышенная импульсивность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • частые головные боли непонятного происхождения;
  • трудности с засыпанием, нарушения сна.

Эти признаки требуют особого внимания и обследования на начальные стадии невротических патологий.

Как помочь таким пациентам

Консультации у психолога будет недостаточно для людей с таким расстройством. Пограничные состояния в психиатрии требуют более глубокого изучения и тонкого подхода к лечению. Общие принципы работы с пограничными состояниями включают в себя:

Занятия психоанализом с такими пациентами нежелательны, за счет их повышенной нервной возбудимости и тревожности. Учреждения, специализирующиеся на лечении соматических заболеваний, могут поместить такого пациента в отведенное отделение, для людей с подозрением на пограничные расстройства. Там пациенты могут отойти от стрессовых ситуаций, с врачебной помощью пережить суицидальные попытки (которые планировались или совершались), а также получить качественное медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

Теперь понятно, что такое состояние не является патологией, требующей срочного лечения. Но при определенных условиях это расстройство может перейти в разряд психических нарушений, поскольку грань между болезнью и нормой очень хрупка. Нужно быть очень внимательными к своим близким, чтобы не пропустить возможный звоночек о том, что человеку нужна психологическая помощь.

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической психологии многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде.Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других - невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии.При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы - идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).

Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы - сопутствующие синдромы - неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов: неврастению, истерию, психастению и навязчивые состояния.Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической психологии называли нарушения нервной деятельности («болезнь нервов»). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда - психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику - выраженное состояние тревоги.Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных психологических механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

Тревожный;

Фобический;

Обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);

Истерический;

- (псих-) астенический;

Ипохондрический;

Депрессивный (невротическая депрессия);

Деперсонализированный;

Невроз характера;

Нарциссический невроз;

Невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

Невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития.В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным характером» - это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации - развитию какого-либо невроза.

Другим причинным фактором невроза считают «психическую травму», тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами,предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания,принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification)вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая», а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности.Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»),напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений, условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого термина в современной клинико-психологической практике.

В современной клинической психологии вместо термина «невроз» принято говорить о связанных со стрессом расстройствах, которые по традиции называют «невротическими». Употребление термина «невротические расстройства»вместо термина «невроз» освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не «пограничными» по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам сегодня относят:

Фобические расстройства;

Тревожные расстройства;

Навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

Острую реакцию на стресс;

Посттравматическое стрессовое расстройство;

Расстройства приспособительных реакций (адаптации);

Диссоциативные (конверсионные) расстройства;

Соматоформные расстройства;

Неврастению;

Синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко используется в обыденной речи.

Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической психологии от созвучного термина «пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (пограничное расстройство личности)», который принят в международной классификации психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого образа «Я», поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе 6 «Расстройства личности».

Контрольные вопросы

1. Какие расстройства включаются в понятие «пограничных»?

2. Какова нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств?

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

5. Как стиль семейного воспитания может повлиять на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств?

Литература для дополнительного чтения

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

3. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия. - М.: Гелиос, 2001.

4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

5. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

Цитируемая литература

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами - сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако их работы были мало известны за пределами Советской России.

Психические заболевания это не то, о чем принято говорить, поэтому про пограничное расстройство личности – его симптомы, схемы лечения, медицинские прогнозы – известно значительно меньше, чем про шизофрению или депрессию. Однако с проявлениями данного диагноза сталкивается большое количество человек, что требует повышать степень информированности населения. Почему возникает такая проблема и что с ней делать?

Что такое пограничные состояния в психиатрии

Если у пациента диагностируется слабый уровень нарушений психики – когда больному удается контролировать реальность и до характера патологии заболеванию далеко, – в медицине это отмечается как пограничное состояние. Представлены такие нарушения целым рядом расстройств и даже симптомокомплексов:

  • психосоматических;
  • неврозоподобных;
  • невротических;
  • аффективных;
  • нейроэндокринных;
  • нейровегетовисцеральных.

Данный термин в официальную медицину был введен в середине 20-ого столетия и сегодня крепко связан с диагнозом диагнозом «пограничное личностное расстройство», в МКБ-10 имеющее код Ф60.31. Долгое время в пограничные состояния психиатры относили любые нарушения психики, что создавало «диагностический хаос» и невозможность вывести четкие признаки для постановки точного диагноза.

Причины заболевания

Согласно статистическим данным, с пограничным расстройством личности (ПРЛ) живут около 3% населения земного шара, однако данное заболевание находится «в тени» более сложных, поэтому часть случаев не учтена. Проявления таких нарушений психики развиваются преимущественно у лиц в возрасте 17-25 лет, но появиться могут еще у ребенка, однако не диагностируются ввиду физиологической нестабильности детской психики. Причины, приводящие к этой болезни, делят на 4 группы:

  • Биохимические – объясняются дисбалансом нейромедиаторов: химических веществ, отвечающих за регуляцию проявлений эмоций. Дефицит серотонина становится причиной депрессии, при нехватке эндорфина нервная система не может противостоять стрессам, а снижение уровня дофамина приводит к отсутствию чувства удовлетворения.
  • Наследственная предрасположенность – специалисты не исключают варианта, при котором неустойчивая психика может быть заложена в ДНК, поэтому зачастую ПРЛ страдают люди, чьи близкие родственники тоже имели нарушения психоэмоционального поведения.
  • Недостаток внимания или насилие в детском возрасте – если ребенок не ощущал родительской любви или столкнулся со смертью/уходом близких в раннем возрасте, за родителями было замечено частое физическое или эмоциональное насилие (особенно это касается высоких требований, предъявляемых к ребенку), это может быть причиной психологической травмы.
  • Воспитание в семье – для гармоничного развития личности ребенок должен ощущать родительскую любовь, но знать границы и понятие дисциплины. Когда микроклимат в семье нарушается с перевесом диктаторской позиции или избыточным поощрением, это становится причиной сложностей в последующей социальной адаптации.

Пограничные психические расстройства - симптомы

Синдром бордерлайна (сокращено от англоязычного названия болезни «borderline personality disorder) может иметь длинный перечень проявлений, которые не обязательно будут присутствовать в полном объеме даже у тяжело больного человека. Согласно официальным данным, у пациентов, которым диагностировали ПРЛ, зачастую наблюдаются:

  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния (в тяжелом случае – психическая анестезия);
  • импульсивность;
  • потеря контроля над эмоциями;
  • интенсивные дисфории, сменяющиеся эйфориями;
  • проблемы с социальной адаптацией;
  • нарушения аутоидентификации;
  • демонстрация антисоциального поведения (до наркомании, злоупотребления алкоголем, криминальных действий).

Межличностные отношения

Проблемы с существованием в социуме в разных формах присущи людям с пограничным расстройствам личности. Зачастую здесь наблюдается невозможность прийти к консенсусу и категоричное отстаивание своего мнения, что постоянно приводит к конфронтации с окружающими. Больной с ПРЛ не видит себя виноватой стороной, а полагает, что никто не осознает его правоты и ценности. Проблемы межличностных отношений не исключены даже в семье, при этом они могут сопровождаться даже сексуальным насилием, поскольку сопряжены с неконтролируемыми эмоциями.

Страх одиночества

Для большинства форм пограничного расстройства личности характерен главный общий симптом – это боязнь остаться в одиночестве, даже когда предпосылки к этому отсутствуют. Человек может полностью отвергать чувство любви, что приводит к разрыву отношений до того, как это сделает противоположная сторона. Это провоцирует сложности во взаимоотношениях с лицом, имеющим пограничное личностное расстройство. У большинства людей (особенно у молодых женщин), испытывающих тревогу такого рода, имеются детские психологические травмы, связанные с родителями.

Категоричность мнений и суждений

При пограничном расстройстве личности человек видит мир исключительно в черно-белых тонах, что становится причиной либо чистого безумного восторга происходящим, либо уничтожающей депрессии от ситуации. Жизнь для таких людей или потрясающая, или ужасная: полутонов нет. Даже на самые мелкие неудачи у них наблюдаются серьезные проявления раздражительности. За счет такого восприятия появление суицидальных мыслей свойственно 80% лиц, имеющим пограничное личностное расстройство.

Склонность к саморазрушению

На фоне частых депрессивных состояний, которые сопутствуют внутреннему напряжению, у человека, страдающего пограничным расстройством психики, возникают суицидальные наклонности или попытки самонаказания. К самоубийству приходит только 10% больных – у остальных все оканчивается самоповреждениями, которые являются способом сбросить напряжение или привлечь внимание, выражением аутоагрессии, методом невербального общения и подавления гипервозбудимости. Проявляться это может в любых действиях, ведущих к ухудшению здоровья и повреждению своего тела.

Нарушение восприятия собственной личности

Заниженная самооценка на фоне идеализации других – относительно слабый признак ПРЛ, но самый распространенный и идущий из детства. Если психическое расстройство находится в более тяжелой форме, человек может сталкиваться с постоянной сменой оценки своего характера и возможностей, а сами «переключения» не будут иметь четких предпосылок. В некоторых случаях больные даже отмечают ощущение потери собственной личности и невозможность чувствовать факт существования.

Отсутствие контроля за поведением

Наличие различного рода маний – яркий симптом пограничного личностного расстройства, при котором можно наблюдать импульсивность поведения в любых ситуациях. Человек с ПРЛ характеризуется неконтролируемыми эмоциями, поэтому он может испытывать болезненную тягу к чему угодно, расстройства пищевого поведения, сталкиваться с параноидальными мыслями, сексуальной распущенностью, алкогольной и наркотической зависимостью. Не исключены состояния внезапных изменений мыслей и действий – за хорошим настроением следуют дистимическая фаза или спонтанные вспышки гнева.

Диагностика­

За счет современного взгляда на коморбидность в психиатрии отделить ПРЛ от ряда иных заболеваний, сопряженных с расстройством личности, трудно. У пациентов, которым ставится такой диагноз, наблюдаются склонность к употреблению психоактивных веществ, симптомы биполярных расстройств, социальные фобии, обсессивно-компульсивные расстройства, депрессивные состояния. Диагностика производится при помощи:

  • физического осмотра;
  • изучения истории болезни;
  • разбора клинических проявлений для выявления ключевых признаков (не менее 5-ти);
  • проведения тестирования.

Дифференциальная диагностика

По своим проявлениям пограничное расстройство личности схоже с большим количеством психических заболеваний, но требует особого подхода в лечении, поэтому необходимо проводить четкую дифференциацию между ПРЛ и шизофренией, психозом, биполярными расстройствами, фобиями, аффектическими состояниями. Особенно это касается ранней стадии всех перечисленных заболеваний, где симптоматика практически идентична.

Критерии оценки­

Специалисты при выявлении пограничного расстройства личности делают акцент на нарушении восприятия собственного «Я», постоянных переменах мышления, увлечений, суждений, легкости попадания под чужое влияние. Международные классификации болезней 9 и 10 пересмотров уточняют, что помимо общих признаков расстройства личности у больного должны присутствовать:

  • ярко выраженная тенденция к импульсивным действиям с причинением себе вреда;
  • поведенческие взрывы на фоне их осуждения социумом;
  • приложение усилий к предотвращению участи быть покинутым;
  • расстройство идентичности;
  • рецидивы попыток суицида;
  • диссоциативные симптомы;
  • параноидные идеи;
  • ощущение опустошенности;
  • частые приступы раздражительности, неспособность контролировать гнев.

Тест

Простым методом диагностики, который можно использовать даже самостоятельно, является тест из 10 вопросов. Некоторые специалисты для удобства его сокращают, поскольку подозрения на ПРЛ можно выдвинуть уже после 3-4 утвердительных ответов. Список вопросов (с ответом «да»/«нет») следующий:

  1. Если у вас ощущение манипулирования вашим сознанием?
  2. Замечаете ли вы быструю смену вспышек гнева спокойным отношением к ситуации?
  3. Вы чувствуете, что вам все лгут?
  4. Получаете ли вы необоснованную критику в отношениях?
  5. Боитесь ли вы просьб сделать что-то для вас, потому что в ответ вас выставят эгоистом?
  6. Предъявляют ли вам обвинения в том, что вы не совершали/говорили?
  7. Вы вынуждены скрывать собственные желания и мысли от близких?

Психотерапевтическое лечение

Основным способом воздействовать на пограничное состояние психики являются сеансы психотерапии, во время которых со стороны пациента должно сформироваться крепкое доверие к специалисту. Терапия может быть групповой и индивидуальной, преимущественно используется диалектико-поведенческая методика. Классический психоанализ для лечения пограничного расстройства врачи не рекомендуют, поскольку это способствует росту и без того повышенного уровня тревожности больного.

Диалектико-поведенческая терапия

Самым результативным методом воздействия на пограничное расстройство личности считается попытка показать пациенту возможность взгляда на выглядящую безвыходной ситуацию с нескольких сторон – это суть диалектической терапии. Специалист помогает пациенту развить навыки, контролирующие эмоции, при помощи следующих модулей:

  • Индивидуальные сеансы – обсуждение предпосылок вызывающих беспокойство переживаний, анализ последовательностей действий, поведенческих проявлений, опасных для жизни.
  • Групповые сеансы – выполнение упражнений и домашних заданий, проведение ролевых игр, направленных на стабилизацию психики в посттравматическом стрессовом состоянии, повышение эффективности межличностых отношений, контроль эмоций.
  • Телефонный контакт для преодоления кризисного состояния, во время которого специалист помогает пациенту использовать полученные на сеансах навыки.

Когнитивно-аналитические методы

Суть такой терапии кроется в образовании модели психологического поведения и анализе ошибок мышления больного для выделения проблем, от которых нужно избавляться для устранения расстройства личности. Акцент делают на внутренний опыт, чувства, желания и фантазии пациента, чтобы сформировать критическое отношение к симптомам болезни и выработать навыки для самостоятельной борьбы с ними.

Семейная терапия

Обязательным моментом в схеме лечения человека, имеющего пограничное расстройство личности, является работа психотерапевта с его близкими. Специалист должен дать рекомендации по оптимальному взаимодействию с больным, способам помощи в критических ситуациях. В задачи психотерапевта входит создание доброжелательной обстановки в семье больного, чтобы уменьшить степень тревожности и двухстороннего напряжения.

Как лечить пограничные нервно-психические расстройства медикаментозно

Прием лекарственных препаратов при таком диагнозе преимущественно назначается только в случае сильных депрессивных состояний, на фоне которых предпринимаются попытки суицида, либо при наличии биохимической предпосылки к ПРЛ. Не исключено введение в терапевтический курс медикаментов для пациентов, подверженных паническим атакам, или же проявляющим явное асоциальное поведение.

Препараты лития и противосудорожные средства

По данным медицинской статистики, пограничное расстройство личности преимущественно лечат психотропными препаратами на основе солей лития (Микалит, Контемнол), помогающих при маниакальных фазах, тяжелых депрессиях, суицидальных наклонностях через воздействие на нейромедиаторы. Дополнительно могут назначаться противосудорожные нормотимики, стабилизирующие настроение: Карбамазепин, Габапентин.

Антидепрессанты

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина врачи считают целесообразным назначать при ПРЛ, сопровождающихся лабильностью настроения, эмоциональными срывами, дисфорией, вспышками ярости. Преимущественно врачи рекомендуют Флуоксетин или Сертралин, эффект от которых появится через 2-5 недель. Дозировка обоих лекарств устанавливается индивидуально, начальная – 20 мг/день утром для Флуоксетина и 50 мг/день для Сертралина.

Антипсихотики второго поколения

Применение атипичных нейролептиков не провоцирует двигательных неврологических нарушений и повышения пролактина, а на общую симптоматику личностных расстройств и когнитивные нарушения эти препараты воздействуют лучше антипсихотиков первого поколения. Преимущественно пациентам с высокой возбудимостью врачи назначают:

  • Оланзапин – имеет выраженную антихолинергитическую активность, воздействует на аффективные нарушения, но может провоцировать сахарный диабет.
  • Арипипразол – частичный антагонист дофаминовых и серотониновых рецепторов, максимально безопасен.
  • Рисперидон – самый мощный антагонист Д2-рецепторов, подавляет психотичное возбуждение, но не рекомендован при депрессии.

Нормотимики

Стабилизаторы настроения помогают смягчать или воздействовать на длительность рецидивов аффективных состояний, сглаживать проявления резких перемен настроения, вспыльчивости, дисфории. Некоторые нормотимики имеют антидепрессивное свойство – преимущественно это касается Ламотриджина, либо противотревожное (группа вальпроатов). Для лечения ПРЛ зачастую назначают Нифедипин, Топирамат.

Видео

Существует большая область состояний человека, которые еще нельзя отнести к но и здоровьем они уже не являются. Такое состояние - пограничное, и им определяются многие фобии, свойственные человеку, неврозы, синдромы переживания экстремальных или неадекватных ситуаций, а также синдром хронической усталости. Часто пограничные состояния оказываются лежащими в основе последующего развития соматического или нейросоматического заболевания.

Распространены они почти в 10 раз больше, чем явные психические отклонения. И в этой статье мы попытаемся разобраться в них подробнее.

Что вызывает пограничное состояние личности

Из каждых 100 человек у двоих состояние - пограничное. Но что именно является его непосредственной причиной, исследователи пока затрудняются сказать. Его можно отнести и к нарушению баланса нейромедиаторов, помогающему регулировать наше настроение, и к наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям.

Люди, оказавшиеся в названном состоянии, по наблюдениям исследователей, часто относятся к группе тех, кто пережил физическое или эмоциональное насилие, раннюю потерю родителей или разделение с ними в детстве. Если эти травмы сочетаются с особенностями личности, выражающимися тяжелой реакцией на стрессы или высокой тревожностью, то риск развития пограничного расстройства сильно повышается.

Пограничные зачастую развиваются на фоне депрессивных расстройств, а также злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами.

Кстати, известный факт, что указанный недуг часто сопровождается нарушением функционирования определенных участков мозга, до сих пор не пролил свет на то, является ли эта проблема причиной пограничного состояния или его последствием.

Специфические черты пограничного состояния

Состояние пограничное, с точки зрения психоанализа, отличается от психоза возможностью больного осознавать реальность, опираясь на здравый смысл и проводя границу между субъективными и объективными впечатлениями.

Хотя ключевой чертой пограничного состояния все же является нестабильность, вызываемая постоянным страхом оказаться брошенным окружающими, даже если эта угроза на самом деле не соответствует реалиям. Это, между прочим, иногда может заставлять человека отвергать других первым, что не может не привести к нарастанию проблем во взаимоотношениях.

  • У людей, находящихся в этом состоянии, приступы тревожности и депрессии могут возникать часто и обычно без явных причин для этого.
  • Такой человек имеет очень нестабильное понятие значимости собственной личности - от полного самоуничижения, до возвеличивания своих достоинств.
  • Нестабильны и межличностные отношения у этих людей: они могут довольно быстро переключаться от идеализации личных качеств знакомого до презрения к нему (причем без видимых на то причин).

Состояние пограничное: симптомы

Кроме того, люди, находящиеся в пограничном состоянии, имеют еще хотя бы несколько из приведенных ниже расстройств.

Так, они могут действовать под влиянием сиюминутного порыва, импульса, например, экстравагантно тратить деньги, иметь множество сексуальных партнеров, тяжело переедать или водить автомобиль с риском для жизни.

Клиника пограничных состояний характеризуется ощущением длительной опустошенности или приливами трудно поддающегося контролю гнева, которые выливаются ввязыванием в драки. Весьма характерны для таких людей и эмоционально избыточные реакции или повторяющиеся суицидальные попытки.

Для того чтобы был поставлен диагноз пограничного расстройства, указанные симптомы должны быть достаточно тяжелыми и долговременными, становясь причиной возникновения проблем в общении.

Панические атаки - часть пограничного состояния

Панические атаки также относят к пограничным состояниям. Они возникают непредсказуемо и проявляются как приступы остро выраженной тревоги. Пациенты жалуются и на учащение сердцебиения, и ощущение недостатка воздуха. Может появиться головокружение, тремор, изменяется давление.

Состояние пограничное с паникой возникает, как правило, на фоне пережитого стресса, а значит, мозг дает сигнал организму об опасности. При этом для обеспечения активных действий происходит выделение в кровь гормонов, которые обеспечивают мышечный тонус и учащенное сердцебиение.

Несмотря на то что панические атаки вызывают у людей сильное беспокойство, они, по мнению специалистов, не опасны, хотя и требуют обязательного лечения, чтобы не развилась зависимость от этого состояния. А это, как правило, приводит к самоограничению и присоединению других страхов.

Пограничное состояние имеет признаки разных заболеваний

Кроме всех перечисленных признаков, пограничные психические состояния имеют еще одну важную особенность - они находятся на границе между здоровьем и болезнью. То есть им характерны неспецифические проявления болезни, которые входят в симптоматику разных патологических процессов - и психических, и соматических, и неврологических. Это может быть и астения (состояние повышенной усталости, слабости и истощения), и и навязчивые состояния.

Начальные симптомы в нашей медицине также относят к пограничным состояниям. Как правило, это:

  • раздражительность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • периодическая головная боль;
  • нарушения сна.

Все эти симптомы требуют внимательного обследования и уточнения диагноза.

Центр пограничных состояний: необходимая помощь

Люди, имеющие такое расстройство, нуждаются в специализированной психологической помощи, им недостаточно консультаций у психолога. Кстати, особенно нежелательны таким людям занятия психоанализом, так как высокая тревожность, к которой они склонны, может оказать «медвежью услугу» и подстегнуть развитие пограничного состояния в психическое расстройство.

Для лечения пациентов на базе многопрофильного соматического учреждения часто создается отделение пограничных состояний, в которое кладут людей с подозрением на данное расстройство. Как правило, это пациенты, находящиеся в состоянии психологического кризиса с риском суицидальных попыток или же совершивших таковые. Они нуждаются во временном исключении травмирующих ситуаций, а также в проведении психотерапевтического и медикаментозного лечения.

Что скрывается за пограничными состояниями новорожденных

Несмотря на внешнюю схожесть определения, пограничные состояния новорожденных не имеют никакого отношения к перечисленным выше недугам. Для малышей, только что появившихся на свет, таковыми являются естественные физиологические реакции, которыми проявляется адаптация организма к существованию в новых условиях.

В педиатрии это состояние оценивается как транзиторное (переходное), сохраняющееся не более 3-4 недель и являющееся физиологически нормальным. Оно, как правило, самостоятельно исчезает к концу указанного периода, но в случае недостаточного ухода, нарушения адаптивных возможностей малыша или при неблагоприятных условиях во внешней среде эти процессы могут превратиться в патологические и требовать лечения.

Как проявляется пограничное состояние у новорожденных

Пограничные состояния новорожденных проявляются в физиологической убыли массы их тела в первые дни после рождения. Она может уменьшиться на 10% от первоначальных показателей веса. К этим же явлениям относят и изменения состояния кожных покровов у ребенка, которые выражаются в ее покраснении после обтирания от первородной смазки.

Треть новорожденных демонстрирует возникновение токсической эритемы, при которой на коже младенца появляются пузырьки с серозной жидкостью, располагающиеся в районе суставов, на ягодичках или на груди.

Воздействие материнских приводит к гормональному кризу, а перестройка кишечника и отхождение первородного кала сопровождаются дисбактериозом, который проходит к концу первой недели жизни.

Несколько слов напоследок

Понятие пограничных состояний, как видите, может подразумевать под собой совершенно разные проявления: от преходящих физиологических реакций организма на новые условия существования у новорожденных до сложного психологического состояния, балансирующего между здоровьем и болезнью.

Но общая черта здесь все же есть - шаткость, хрупкость этого процесса. Он может в любой момент стать патологическим. А значит, относиться легкомысленно к нему нельзя!

– различные транзиторные изменения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек и внутренних органов, развивающиеся у ребенка в первые дни после рождения и отражающие физиологическую перестройку организма. К пограничным состояниям новорожденных относятся родовая опухоль, простая и токсическая эритема, шелушение кожи, милии, физиологическая мастопатия, физиологический вульвовагинит, физиологическая желтуха, физиологический дисбактериоз, физиологическая диспепсия, мочекислый инфаркт и др. Пограничные состояния новорожденных наблюдаются неонатологом и не требуют специального лечения.

Синдром «только что родившегося ребенка»

Данное пограничное состояние новорожденных развивается под воздействием выброса различных гормонов в организме ребенка во время родов и большого количества раздражителей (свет, звук, температура, гравитация – т. н. «сенсорная атака»). Это обусловливает первый вдох, первый крик, сгибательную (эмбриональную) позу новорожденного. В первые минуты после рождения ребенок ведет себя активно: ищет сосок, берет грудь, однако спустя 5-10 минут засыпает.

При неблагоприятных обстоятельствах может развиваться нарушение кардиореспираторной адаптации (кардиореспираторная депрессия) – угнетение жизненно-важных функций в первые минуты и часы жизни.

Физиологическая убыль массы тела

Настоящее пограничное состояние новорожденных отмечается в первые дни и достигает максимальных показателей к 3-4 дню жизни - от 3 до 10% от первоначального веса у здоровых новорожденных. У доношенных детей восстановление массы тела происходит к 6-10 дню (75-80%); у недоношенных – ко 2–3 неделе жизни. Первоначальная потеря массы тела связана с установлением лактации у матери (дефицитом молока), выделением мочи и кала, подсыханием пуповинного остатка у новорожденного и пр. Залогом восстановления и хорошей прибавки массы тела служит раннее прикладывание к груди, естественное вскармливание, кормление «по требованию». При потере более 10% массы тела говорят о гипотрофии у ребенка .

Изменения со стороны кожных покровов

К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся простая эритема, токсическая эритема , милии, шелушение кожных покровов.

Под простой эритемой понимают диффузную гиперемию кожных покровов новорожденного, развивающуюся после удаления первородной смазки вследствие адаптации кожи к новым факторам окружающей среды (воздуху, свету и др.). Выраженная гиперемия сохраняется 2-3 дня и полностью исчезает к исходу 1-й недели. По мере исчезновения эритемы развивается мелкопластинчатое или крупнопластинчатое шелушение кожи, более выраженное на груди, животе, ладонях и стопах у детей, рожденных от переношенной беременности. Лечения данных пограничных состояний новорожденных не требуется; на участки обильного шелушения кожи после купания можно наносить стерильное растительное масло или специальную детскую косметику.

Примерно у трети новорожденных на 2-5-й сутки жизни развивается пограничное состояние, расцениваемое как токсическая эритема. При этом на коже появляются эритематозные пятна с пузырьками, содержащими прозрачную серозную жидкость с большим количеством эозинофилов. Излюбленная локализация элементов – кожа в области суставов, груди, ягодиц. Токсическая эритема обычно регрессирует через 2-3 дня, однако может возобновляться в течение первого месяца жизни. Поскольку в основе токсической эритемы лежит аллергическая реакцию на материнские белки, при выраженных проявлениях или затяжном течении педиатр может назначить ребенку обильное питье и прием антигистаминных препаратов.

Десквамативный вульвовагинит – пограничное состояние новорожденных девочек, сопровождающееся появлением слизистых или кровянистых выделений из половой щели. Выделения отмечаются у 60-70% девочек в первые три дня жизни и продолжаются 1-3 дня. В 5-7% случаев может развиваться метроррагия в объеме, не превышающем 1-2 мл, что связано с прекращением действия эстрогенов матери. Лечение сводится к проведению туалета наружных половых органов девочки.

У 5–10% мальчиков в период новорожденности развивается гидроцеле, которое проходит самостоятельно, без лечения.

Переходные изменения стула

Переходные изменения стула на первой неделе жизни возникают практически у всех новорожденных. К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся транзиторный дисбактериоз кишечника и физиологическая диспепсия . После отхождения в первые 1-2 дня мекония (первородного кала), имеющего вид густой вязкой массы темно-зеленого цвета, стул у ребенка становится частым. Переходный стул имеет негомогенную консистенцию с примесью комочков и слизи, окраску с чередованием участков темно-зеленого и желто-зеленого цвета. При исследовании копрограммы обнаруживается большое количество лейкоцитов, слизи, жирных кислот. К концу первой недели стул приобретает гомогенную кашицеобразную консистенцию и более однородную желтую окраску. Одновременно с очищением кишечника происходит его заселение бифидо- и лактофлорой.

Отсутствие выделения мекония может свидетельствовать об атрезии прямой кишки или кишечной непроходимости у новорожденного, что требует немедленной консультации детского хирурга . При нарушении формирования микробного пейзажа кишечника развивается истинный дисбактериоз.

Изменения функции почек

К пограничным состояниям новорожденных, характеризующим адаптацию органов мочевыделительной системы к новым условиям, относят транзиторную олигурию, альбуминурию и мочекислый инфаркт новорожденного .

При транзиторной олигурии, свойственной всем здоровым новорожденным в первые 3 суток жизни, отмечается уменьшение выделения мочи. Причинами данного явления служат снижение поступления в организм жидкости и с особенности гемодинамики.

Отмечаемая альбуминурия (протеинурия) вызвана увеличением проницаемости фильтрационного барьера, капилляров и канальцев почек, усиленным гемолизом эритроцитов.

Патогенез мочекислого инфаркта связан с отложением солей мочевой кислоты в просвете почечных канальцев, что приводит к окрашиваю мочи в красноватый цвет и появлению на пеленках коричнево-красных разводов. При исследовании общего анализа мочи обнаруживаются зернистые и гиалиновые цилиндры, эпителий, лейкоциты. При мочекислом инфаркте необходимо следить за адекватным потреблением жидкости и выделением мочи новорожденным. Если данное пограничное состояние у новорожденного не исчезает самостоятельно, примерно с 10-го дня жизни изменения мочи расцениваются как патологические, требующие консультации детского уролога и проведения УЗИ почек ребенку .

Неблагоприятное протекание данных пограничных состояний новорожденных может послужить основой для последующего развития дисметаболической нефропатии , инфекций мочевыводящих путей , мочекаменной болезни .

Прочие пограничные состояния новорожденных

В числе других пограничных состояний новорожденных, прежде всего, следует рассмотреть транзиторные нарушения теплового обмена – гипотермию и гипертермию. Поскольку рождение ребенка знаменуется переходом в иную окружающую среду, температура которой на 12-15°C ниже внутриутробной, в первый час жизни у новорожденного отмечается транзиторная гипотермия (снижение температуры тела до 35,5-35,8°C и ниже). Через несколько часов температуры тела повышается и стабилизируется.

Однако несовершенство терморегуляции, обмена веществ, перегревание на 3-5 сутки жизни приводят к повышению температуры тела до 38-39°C, т. е. к развитию транзиторной гипертермии. На высоте лихорадки ребенок становится беспокойным, могут развиваться признаки обезвоживания. Помощь новорожденному заключается в раскутывании ребенка, назначении обильного питья, нормализации условий окружающей среды (проветривании помещения).

Пограничные состояний новорожденных, обусловленные особенностями метаболизма, включают транзиторный ацидоз, гипогликемию, гипокальциемию, гипомагниемию. Транзиторный ацидоз связан с изменением КОС и газового состава крови после рождения. Транзиторная гипогликемия – снижение концентрации глюкозы крови до 2,8-3,3 ммоль/л обусловлена большими энергетическими затратами новорожденного и быстрым истощением энергетических запасов. Гипокальциемия и гипомагниемия развиваются вследствие функционального гипопаратиреоза, имеющего место в раннем неонатальном периоде. Данные пограничные состояния новорожденных возникают в первые сутки и исчезают к концу первой недели жизни.

Кроме этого, к пограничным состояниям новорожденных относят открытый артериальный проток и открытое овальное окно , которые описаны в соответствующих обзорах.