Анализ стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Смотри как на речном просторе…» - анализ, толкование, восприятие. Анализ стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Смотри как на речном просторе…» - анализ, толкование, восприятие Другие редакции и варианты

Завод, выпускающий любой автомобиль, гарантировать таких свойств не может. Поэтому уход за транспортным средством возлагается на его владельца. В полировка авто какая полироль статье мы детально разберём все проблемные вопросы, опираясь на отзывы о покрытии жидким стеклом. Что такое жидкое стекло Узнал о новом средстве для полирования автомобиля от своего зятя.

Очень хвалит, говорит, что отлично защищает от мелких царапин об ветки, машина долгое время остаётся чистой. Хотелось бы знать, так ли это, на основе чего сделана полироль, кто производитель? Такую обработку автомобиля придумали в Японии в 2008 году. Популярность данного покрытия объясняется тем, что в отличие от других составов, оно держится достаточно долго. В состав средства входит диоксид кремния, из которого изготавливают стекло на синтетической основе. Со временем любое лакокрасочное покрытие начинает трескаться и иметь непривлекательный вид.

Покрытие автомобиля жидким стеклом действительно позволит сохранить его внешний вид и убережёт от царапин, потёртостей и трещин. Производители обещают сохранность до двух - трёх лет, но отечественные автолюбители в наших условиях гарантируют защиту около года. Использование составов на основе воска, силикона и других синтетических веществ такой гарантии не даёт. Как и где лучше наносить полироль жидкое стекло Друзья посоветовали воспользоваться жидким стеклом для полировки автомобиля.

Я обратился в автосалон, где успешно провели данную операцию. Остался доволен - безупречный внешний вид, даже после дождя. Капли стекают по авто, будто жидкий металл. Выезжая с семьёй на природу, приходится искать подходящее место для пикника. Ветки кустарников безжалостно царапают машину, но отполированная жидким стеклом она сохраняет целостность покрытия. Скоро уже год, как я обращался в автосалон для полировки, интересно, а можно ли своими руками провести такую операцию?

Выполнить полирование поверхности кузова автомобиля можно и самому. Приобрести средство можно в специализированных магазинах. Также имеется инструкция с подробным описанием процесса полировки на русском языке. Прежде, чем приступит к работе, позаботьтесь о чистоте поверхности автомобиля.

Она должна быть чистой, обезжиренной и сухой. Мыть автомобиль лучше специальными шампунями с обезжиривающим эффектом. Старая полировка должна быть удалена специальными средствами. 40 градусов, зимой допускается обработка в отапливаемом гараже. Летом поверхность кузова не должна быть горячей, следует избегать попадания прямых солнечных лучей во время работы. Процесс занимает 3-4 часа и вполне под силу каждому, если соблюдать рекомендации в инструкции.

Я использовал жидкое стекло самостоятельно, но ничего хорошего не вышло. Растирал средство на больших участках и всё испортил. После такой процедуры полироль взялась кусками и стала похожа на полущенную штукатурку. Пришлось работу начинать заново, следуя инструкции.

Снять эту засохшую жижу было не так-то просто. Приступать к работе следует в чистом помещении, куда не проникает влага, солнечные лучи и пыль. Если это гараж, следует его хорошо вымыть. Для этого смочите губку средством и натрите поверхность. Через одну минуту - две повторно протрите поверхность влажной тканью.

Каждая деталь кузова обрабатывается отдельно, на больших участках можно просто не успеть натереть тщательно поверхность. Средство застывает очень быстро, и удалить будет действительно непросто. Оставить сохнуть не меньше 6 часов, ещё в течение недели запрещено использовать химические средства для мойки авто. Для светлых и тёмных автомобилей продаётся разная полироль, обязательно следует учитывать данную особенность. Преимущества и недостатки жидкого стекла Много слышал от знакомых про полироль японского производства жидком стекле. Мнения у всех разные: кто-то доволен внешним видом авто после покрытия средством, а другие называют ряд недостатков такого полировочного материала. Стоит ли полировать своё авто данным средством?

Как и все средства, полироль жидкое стекло имеет плюсы и минусы. Мы рассмотрим преимущества и недостатки такого покрытия, а делать окончательный выбор уже Вам. Как бы там ни было, но полироль в виде жидкого стекла является на сегодняшний день лучшим защитным покрытием для автомобиля. Многие отзывы пользователей говорят об этом. Цена вопроса Хотел бы нанести на свой автомобиль жидкое стекло. Скажите, а какая цена покрытия авто жидким стеклом?

Слышал, что очень хорошие средства японского производства, но по стоимости они самые дорогие. Может, есть какие-нибудь качественные, но доступные средства? Стоимость жидкого стекла выше, чем других составов для полирования автомобилей. Но если учитывать длительный срок пользования и другие преимущества средства, то можно говорить и об экономичности такой обработки. Для нанесения следует лишь хорошо очистить поверхность, а это можно сделать специальными шампунями. Япония действительно выпускает лучшие средства для полировки, но по стоимости они дороже других производителей.

Post Views: 4

Ф.И. Тютчев – один из самых талантливых поэтов XIX века, века различных политических и социальных катастроф, «роковых минут» мира. Это поэт, чье имя навсегда вошло в русскую литературу, несмотря на долгое пребывание поэта за границей. Лирика этого человека полна риторических вопросов бытия, размышлений о жизни, о непостижимом и безграничном мире, и вообще существовании человека.

Примером такой лирики, сочетающей в себе и философское начало, и красоту именно русской природы может служить гениальное творение поэта – «Смотри как на речном просторе…». Вдохновением поэта на столь терзающее душу стихотворение подтолкнула та тяжелая обстановка, то историческое напряжение под которым находилась не только наше государство, но и, практически весь мир, о котором и идет речь в данном стихотворении. Лирик задумывается о неисчерпаемом вопросе, который присутствует в творчестве многих других поэтов и писателей того времени – это вопрос бытия человека, его предназначения, его роли в мировом масштабе и однозначности судьбы любого человека…

Это произведение написано в жанре стихотворения и относится к философской лирике. Здесь воплощены и размышления автора и тоска по Родине, поэтому стихотворение вызывает грусть и даже отчаяние. Здесь нет тургеневского целеустремления и веры только в лучшее («И пуская надо мною кружит мой ястреб. Мы еще повоюем, черт возьми!»), здесь господствует подчинение неизбежному таянию и течению к «бездне роковой». Главная мысль произведения раскрыта в последнем четверостишии, ее можно перефразировать как: «В чем заключается значение и судьба любого человека?».

Идеей же служит раскрытие или ответ на этот непостижимый вопрос. Для этого Тютчев использует сравнение людей с льдинами («Льдина за льдиною плывет»), которые поддаваясь всеобщему течению, «утратив прежний образ свой», плывут в «роковую бездну». Очень точно выбран пейзаж, фон, на котором происходит действие; именно он играет едва ли не главную роль – отражает стихийность картины, быстротечность жизни и подвластность человека чему-то более могущественному, в данном случае – реке, не просто реке, а весенней полноводной, быстротечной, которая ни с кем и ни с чем не считается. Она сама себе хозяйка, она представлена как «всеобъемлющее море», которая не зависит ни от чего:

«На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью, в поздней темноте…
Все вместе – малые, большие…
Все – безразличны, как стихия…»

Это сравнение так точно описано, что невольно задумаешься над этим вопросом. Автор достиг этой реальности за счет использования нескольких литературных приемов, которые помогли ему в оживлении данной картины.

Стихотворение имеет довольно интересную композицию: с каждым четверостишием все сильнее нарастает эмоциональная значимость (сначала льдины просто плывут, затем они тают, утрачивают свой облик и, наконец, сливаются с бездной роковой), в последнем же катрене подводится итог этому течению. Повторение местоимения «все» («всеобъемлющее море», «все, неизбежимо тая», «все – безразличны», «все вместе»), показывающее о неизбежности смерти, усиливает динамизм стихотворения. В данном стихотворении преобладают общественные мотивы и интонации, здесь отражено течение не одного человека, а всего человечества. Также часто употребляется частица «ль», которая показывает, что сам автор не уверен в своих мыслях, в своей правоте, и сам хочет получить ответ на этот риторический извечный вопрос («На солнце ль радужно», «Не таково ль твое значенье», «Не такова ль судьба твоя», «Иль ночью»).

Очень выразительно звучат такие слова как: «всеобъемлющее море», «бездной роковой», «мысли обольщенье». Они усиливают напряженность и значимость поднятого вопроса, дают понять читателю, что никто, даже сам человек, который господствует над слепыми силами природы, не сможет воспрепятствовать общей судьбе людей. Человек может лишь немного ее продлить, если не будет поддаваться «нашей мысли обольщенье» и задумается об истинном своем назначении.
Стихотворение написано с применением перекрестной рифмы и простейшего способа стихосложения – четырехстопного ямба:

Смотри, как на речном просторе, (_ / _ _ _ / _ / _)
По склону вновь оживших вод… (_ / _ / _ / _ /)

Это великое творение Тютчева состоит из четырех катренов. Первые три – рассуждение Тютчева, последний – вывод, где даже в некоторой степени выражена инвектива по отношению к человеческой душе: «О, нашей мысли обольщенье, / Ты, человеческое Я…». Подкрепляют позицию автора и различные ярко окрашенные тропы. Это и эпитеты («речном просторе», «всеобъемлющее море», «поздней темноте», «радужно блистая», «бездной роковой»), и сравнения («Все – безразличны, как стихия…»), олицетворения («вновь оживших вод», «льдина за льдиною плывет»), метафоры (смерть сравнивается с «бездной роковой», «они плывут к одной мете»). В стихотворении просматриваются обращения к читателю: «Смотри, как на речном просторе», «О, нашей мысли обольщенье, / Ты, человеческое Я». Автор призывает и читателя задуматься и помочь найти ему ответ.

Я прислушался к призыву автора, и «тяжкие предчувствия стесняли мою грудь, унылость овладела мною. Я поднял голову … и грустные думы тотчас отлетели прочь. Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я», чего и добивался Федор Иванович. Жизнелюбие – главное, что может быть в человеке. Для того чтобы получить его достаточно понять свое назначение, ведь «есть целый мир в душе твоей». Именно так с великим уважением отношусь я к Ф.И. Тютчеву и именно так я понимаю сущность его безграничного творчества.

Творчество Ф.И. Тютчева многообразно и включает в себя практически весь спектр философских проблем. «Смотри как на речном просторе…» и «Молчание» на мой взгляд лучшие шедевры русской поэзии XIX века, века социальных потрясений. Не следует забывать и о других произведениях поэта, которые также должны занимать достойное место в всей русской литературе, стихотворения которой подчас имеют даже не местный, а мировой характер.

Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.

На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но все, неизбежимо тая,

Все вместе - малые, большие,

Утратив прежний образ свой,

Все - безразличны, как стихия, -

Сольются с бездной роковой!..

О, нашей мысли обольщенье,

Ты, человеческое Я,

Не таково ль твое значенье,

Не такова ль судьба твоя?

Другие редакции и варианты

4   Льдина за льдиною плывет

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 4.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 4.

Первая публикация - Москв. 1851. Ч. III. № 11. С. 238, под общим названием «Стихотворения» и с общей подписью «Ф. Т-в», под номером «3». Вошло в Совр. 1854. Т. XLIV. С. 27; Изд. 1854. С. 53; Изд. 1868. С. 93; Изд. СПб., 1886. С. 140; Изд. 1900. С. 145.

Печатается по автографу. В тексте сохранена поправка 4-й строки рукой П. А. Вяземского. К. В. Пигарев справедливо считает, что «нет никаких оснований полагать, что она сделана без ведома Тютчева: все стихотворения поэта, напечатанные в Москв. 1850–1851 гг., были получены издателем журнала непосредственно от автора» (Лирика I. С. 393).

В автографе 4-я строка: «Льдина за льдиною плывет» исправлена рукой Вяземского карандашом: «За льдиной льдина вслед плывет». В 14-й строке каждое слово в словосочетании «Человеческое Я» написано с прописной буквы.

Во всех изданиях сохранена поправка 4-й строки Вяземским, но отсутствует написание с прописной буквы значимых для поэта слов.

Датируется весной 1851 г. На этой датировке настаивает Пигарев, исходя из того, что стихотворение «появилось в июньской книжке Москв. » (Лирика I. С. 393). Ссылаясь на Изд. СПб., 1886 , Г. И. Чулков, «за неимением иных данных», датирует его 1848 г. (Чулков II. С. 293).

И. С. Аксаков назвал стихотворение в числе тех, «где раскрывается для нас нравственно-философское созерцание поэта» (Биогр. С. 112). Он считал, что «мыслящий дух» Тютчева «никогда не отрешался от сознания своей человеческой ограниченности, но всегда отвергал самообожание человеческого я», и поражался способности поэта «воплощать в такие реальные художественные образы мысль самого отвлеченного свойства» (там же. С. 112, 113).

Л. Н. Толстой отметил это стихотворение буквами «Т. Г.» (Тютчев. Глубина) (TE. С. 146).

По мысли Ю. И. Айхенвальда, высказанной в 1906 г., Тютчева «в личной утрате <…> утешает зрелище общего жизненного потока. Это очень существенно, что он не верит в индивидуальное бессмертие и не дорожит им <…>. В весенний ледоход одна льдина за другою стремятся в море и, несмотря на свои частные различия, сливаются в одной общей стихии, в одной братской колыбели-могиле» (Айхенвальд Ю. И. Тютчев // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 124).

«Тютчев признавал истинное бытие лишь у мировой души и отрицал его у индивидуальных «я», - писал В. Я. Брюсов в 1910 г. - Он верил, что бытие индивидуальное есть призрак, заблуждение, от которого освобождает смерть, возвращая нас в великое «все». Вполне определенно говорит об этом одно стихотворение («Смотри, как на речном просторе…»), в котором жизнь людей сравнивается с речными льдинами, уносимыми потоком «во всеобъемлющее море». Они все там, большие и малые, «утратив прежний облик свой», сливаются с «роковой бездной» (Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества // Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1975. Т. 6. С. 198).

В. Ф. Саводник приводил это стихотворение в доказательство следующей мысли: «Для человеческой личности с ее неизбежным эгоцентризмом, с ее резким разграничением между я и не-я , - самая мысль о смерти, об индивидуальном уничтожении, представляет источник тяжелых моральных страданий. А между тем перед лицом безграничного океана мировой жизни само человеческое я является лишь бессильным призраком, «обольщением мысли», тенью, скользящей на фоне стихийного круговорота природы и бесследно исчезающей в «роковой бездне» уничтожения» (Саводник. С. 190).

«Вызванная собственным воображением картина извечной пучины приобретает над поэтом притягательную власть, - утверждал Д. С. Дарский. - Как очарованный, не в силах он отвести взора от зрелища всеобщего исчезновенья. Снова и снова обращается созерцательной мыслью к безнадежному образу. В этом упорном возврате чувствуется не одна только суровая настойчивость познающего ума, вопреки всем жалобам сердца удерживающего признаваемую истину, - скорее тут сказалось влечение страдающей души к своему последнему успокоению. Можно думать, что представление «роковой бездны» вносило в существо поэта некоторое нравственное исцеление: недаром эта бездна названа «миротворной». И Тютчев привязывается к своей идее со всею верностью остуженной, праведной страсти <…> «О, нашей мысли обольщенье, ты - человеческое я!» - вот восклицанье, которое должно объяснить, почему тайной прелестью возобладала над Тютчевым идея бездны. Она освобождала сознание от обольщения <…> Отказаться от греха лживого познанья, не упорствовать в недостойном самоутверждении, уверовать в слитное бытие - в этом заповедь» (Дарский. С. 59–60).

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 4.

Первая публикация - Москв. 1851. Ч. III. № 11. С. 238, под общим названием «Стихотворения» и с общей подписью «Ф. Т-в», под номером «3». Вошло в Совр. 1854. Т. XLIV. С. 27; Изд. 1854. С. 53; Изд. 1868. С. 93; Изд. СПб., 1886. С. 140; Изд. 1900. С. 145.

Печатается по автографу. В тексте сохранена поправка 4-й строки рукой П. А. Вяземского. К. В. Пигарев справедливо считает, что «нет никаких оснований полагать, что она сделана без ведома Тютчева: все стихотворения поэта, напечатанные в Москв. 1850-1851 гг., были получены издателем журнала непосредственно от автора».

В автографе 4-я строка: «Льдина за льдиною плывет» исправлена рукой Вяземского карандашом: «За льдиной льдина вслед плывет». В 14-й строке каждое слово в словосочетании «Человеческое Я» написано с прописной буквы.

Во всех изданиях сохранена поправка 4-й строки Вяземским, но отсутствует написание с прописной буквы значимых для поэта слов.

Датируется весной 1851 г. На этой датировке настаивает Пигарев, исходя из того, что стихотворение «появилось в июньской книжке Москв.». Ссылаясь на Изд. СПб., 1886, Г. И. Чулков, «за неимением иных данных», датирует его 1848 г.

И. С. Аксаков назвал стихотворение в числе тех, «где раскрывается для нас нравственно-философское созерцание поэта». Он считал, что «мыслящий дух» Тютчева «никогда не отрешался от сознания своей человеческой ограниченности, но всегда отвергал самообожание человеческого я», и поражался способности поэта «воплощать в такие реальные художественные образы мысль самого отвлеченного свойства».

Л. Н. Толстой отметил это стихотворение буквами «Т. Г.» (Тютчев. Глубина).

По мысли Ю. И. Айхенвальда, высказанной в 1906 г., Тютчева «в личной утрате <...> утешает зрелище общего жизненного потока. Это очень существенно, что он не верит в индивидуальное бессмертие и не дорожит им <...>. В весенний ледоход одна льдина за другою стремятся в море и, несмотря на свои частные различия, сливаются в одной общей стихии, в одной братской колыбели-могиле».

«Тютчев признавал истинное бытие лишь у мировой души и отрицал его у индивидуальных «я», - писал В. Я. Брюсов в 1910 г. - Он верил, что бытие индивидуальное есть призрак, заблуждение, от которого освобождает смерть, возвращая нас в великое «все». Вполне определенно говорит об этом одно стихотворение («Смотри, как на речном просторе...»), в котором жизнь людей сравнивается с речными льдинами, уносимыми потоком «во всеобъемлющее море». Они все там, большие и малые, «утратив прежний облик свой», сливаются с «роковой бездной».

В. Ф. Саводник приводил это стихотворение в доказательство следующей мысли: «Для человеческой личности с ее неизбежным эгоцентризмом, с ее резким разграничением между я и не-я, - самая мысль о смерти, об индивидуальном уничтожении, представляет источник тяжелых моральных страданий. А между тем перед лицом безграничного океана мировой жизни само человеческое я является лишь бессильным призраком, «обольщением мысли», тенью, скользящей на фоне стихийного круговорота природы и бесследно исчезающей в «роковой бездне» уничтожения».

«Вызванная собственным воображением картина извечной пучины приобретает над поэтом притягательную власть, - утверждал Д. С. Дарский. - Как очарованный, не в силах он отвести взора от зрелища всеобщего исчезновенья. Снова и снова обращается созерцательной мыслью к безнадежному образу. В этом упорном возврате чувствуется не одна только суровая настойчивость познающего ума, вопреки всем жалобам сердца удерживающего признаваемую истину, - скорее тут сказалось влечение страдающей души к своему последнему успокоению. Можно думать, что представление «роковой бездны» вносило в существо поэта некоторое нравственное исцеление: недаром эта бездна названа «миротворной». И Тютчев привязывается к своей идее со всею верностью остуженной, праведной страсти <...> «О, нашей мысли обольщенье, ты - человеческое я!» - вот восклицанье, которое должно объяснить, почему тайной прелестью возобладала над Тютчевым идея бездны. Она освобождала сознание от обольщения <...> Отказаться от греха лживого познанья, не упорствовать в недостойном самоутверждении, уверовать в слитное бытие - в этом заповедь».

По мнению Д. С. Мережковского, для Тютчева «весь мир - полет к смерти, к небытию. Все явления, все образы, все лики мира плывут в бездну роковую, как тающие льдины в океан».