Андреевский мужской монастырь.  андреевский ставропигиальный мужской монастырь   

Мученик АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ (†302)

Мученик Андрей Стратилат Таврийский был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305), который был язычником и гонителем христиан.

За храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат» , т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги - бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он - христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов.

Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами (†ок.302).

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Среди Таврийских гор слышны глухие причитанья:

Природа воссылает Богу скорби воздыханья.
Лишь эхо вторит ей из седловин глубоких-
В своих страданиях природа одинока.
Но день настал, и затряслись скалистые вершины,
Как будто у подножья гор вступили в битву исполины.
И стоны новые, как некий глас иного света.
То был конец дружины храброго Андрея Стратилата,
Чьи воины главу под меч склонили, как ягнята.
Андрей оборонил империю от персов кровожадных,
Но сам стал жертвою злодеев беспощадных.
Две тысячи его товарищей колена преклонили
И из устен стратига слово мудрое ловили:
"Се час приятен! Вот настал нам день спасенья!
Нам с жизнью временной не страшно разлученье;
Так со смирением восхвалим, братья, Бога
За все те блага, что нам даровал премного,
За то, что мученичества сподобил нас,
Без страха мы пред Ним предстанем в этот час".
Окончив слово, Стратилат вознес молитву-
Собратьев по оружию звал он не на битву.
И вторил дружный хор из воинов святых,
Что пали под мечом, избавившись от уз земных.
Их сонмы Ангелов в мир горний провожали,
Врата им райские с почетом отверзали:
Ведь славный Стратилат вновь одолел врага-
Кровь пролил за Христа, венец стяжавши на века.

(Святитель Николай Сербский).

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородкой.


В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьем, луком и щитом.

Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата. Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме.

В Москве сохранилась каменная церковь во имя Андрея Стратилата над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах .


Андреевский монастырь на фоне МГУ

Андреевский монастырь в Москве (вид сверху)

Андреевский монастырь был основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Было выбрано место за городом, к юго-западу, на правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы - наиболее распространенное.

Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русскими и татарскими лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.


Вид на Андреевский монастырь со стороны Академии Наук

Первоначально монастырь именовался Преображенской пустынью, позже он был назван Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола». По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В монастыре существовала библиотека и школа для подростков различных сословий. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.




В XVIIIв. монастырь был упразднен и обращен в приход. В его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма, затем там содержались умалишенные, в 1803 году была устроена богадельня. В советское время на этой территории располагались дома-коммуны, метрологические службы. Сейчас там размещается Синодальная библиотека Московского Патриархата, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре», а в одной из церквей - Воскресенской - возобновлены богослужения.

Фреска на стене церкви Андрея Стратилата

Русские крестьяне называли святого Андрея Стратилата Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес». День Андрея Стратилата считался началом Бабьего лета.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Тропарь, глас 5-й:
Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси: кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате. Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша.

Кондак, глас 4-й:
В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, Безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч, в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века.

До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

Точное происхождение названия места «Пленницы» неизвестно. По одной гипотезе, оно объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке брёвен в плоты-«поленницы».

неизвестен , Public Domain

Основан Фёдором Ртищевым в 1648 году на месте храма мученика Андрея Стратилата, воздвигнутого в честь необъяснимого бегства войск крымского хана Кызы-Гирея 1 сентября 1591 года, что было расценено как чудо.

С середины XVII века в стенах монастыря разместилось «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», и ставшее по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве.


Н. А. Найдёнов (1834-1905) , CC BY-SA 3.0

В 1724 года при Петре I при монастыре было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое в 1731 году.

С началом екатерининской секуляризации, в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня.

Во время эпидемии 1771 года на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1806 году открылась богадельня Московского купеческого общества, для чего были заново отстроены жилые корпуса.

В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В дальнейшем часть монастырских построек была разобрана.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв., в основном уничтожен в 20-х - 40-х годах XX века. На территории Андреевского монастыря были погребены представители знатнейших московских родов - Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.


Неизвестно , GNU 1.2

14 августа 1991 года указом Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Донского монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко.

Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев).

Что есть что в церкви

До конца XVI века обитель называли Преображенской пустынью, а после чудесного бегства войск крымского хана Кызы-Гирея от стен Москвы в 1591 году в день памяти Андрея Стратилата здесь построили деревянный храм в честь этого святого. В 1675 его сменила каменная надвратная церковь, украшенная многоцветными изразцами. С тех пор монастырь называют Андреевским.

Расцвет обители пришелся на середину XVII века, когда по инициативе боярина Федора Ртищева здесь открыли «Учительное братство». Оно объединяло образованнейших монахов того времени. Ртищев вызвал 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры, Межигорского и других монастырей и поселил их на Воробьевых горах. Здесь они занимались переводами, обучали желающих славянской, греческой и латинской грамматикам, риторике, философии и другим наукам. Тогда же в Андреевской обители появилось духовное училище, прообраз Славяно-греко-латинской Академии.

Когда в XVIII веке академию перевели на Никольскую, Андреевский монастырь превратился в заведение для содержания подкидышей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Во время эпидемии чумы 1771 года на территории Андреевского монастыря устроили кладбище для родовитых горожан. Там были похоронены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и насельники московских монастырей.

В 1803 году на территории обители разместилась богадельня. Хотя, по словам английского путешественника Уильяма Кокса, в Андреевском монастыре находились «распутные женщины», которые делали веревки для адмиралтейства. Здания богадельни строили много лет и завершили в 1878.

В 1918 году богадельня Андреевского монастыря превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак.

В 1923 году закрыли храм Андрея Стратилата, разобрали часть монастырских построек и уничтожили некрополь. В Андреевской церкви устроили школу, в храме Воскресения Христова - клуб.

В 1960-х на территории обители работал Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов. В корпусах богадельни жили люди.

Сейчас обитель действует вновь. Тут размещается Синодальная библиотека, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

Восстановлены несколько храмов: Воскресения Христова в стиле московского барокко 1689–1701 годов постройки, надвратный храм Андрея Стратилата и церковь Иоанна Богослова, перестроенная в 1865 году на средства купца Михаила Сеткина. А в центре монастырской территории возвышается барочная колокольня с церковью Михаила Архангела, построенная в 1748 году на пожертвования графа С.Б. Шереметева.

Андреевский монастырь на фотографиях разных лет:

А что об Андреевском монастыре знаете вы?

Летом этого года в нашем районе появился полноценный действующий монастырь - Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы (сайт монастыря).

Об истории этого монастыря, успевшего побывать важнейшим центром науки и церковной реформы патриарха Никона, школой, тюрьмой, психиатрической лечебницей, работным домом для распутных женщин, богадельней, клубом для рабочих, учреждением метрологической службы Госстандарта читайте ниже.

Преображенская пустынь

По легенде еще с конца XIII века на берегу Москвы-реки существовал монастырь - «Преображенская пустынь». Первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го века.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам (от слова "паленницы"). Согласно менее распространенной версии название указывает на то, что здесь содерали "пленников".

Известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря. После пожара монастырь был восстановлен, но стал "убогим домом", куда свощзили для захоронения тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили более ста тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, Федоре Иоанновиче «тишайшем» , возрожденная обитель стала символом и одним из источников победы русского оружия над татарами. 19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Тогда войско хана расположилось станом в селе Воробьёве, лагерь русских войск был разбит на месте современного Донского монастыря. 19 августа хан отступил, испугавшись орудий, стрелявших со стен Преображенской обители, и конечно, чудотворной иконы Божией Матери "Донская", принесенной тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

В благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск Казы-Гирея на полпути между лагерями русских и татарских войск была построена церковь Андрея Стратилата.

Центр образования

В XVII веке "ближний человек" царя Алексея Михайловича Федор Ртищев основал на этом месте монастырь (или восстановил сгоревший монастырь XIII века). Известно, что в 1640 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения "детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской". Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон. Сведения об основании монастыря содержатся в "Житии милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанном неизвестным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны, а сам монастрь, именовавшийся тогда Преображенским, содержался Ртищевым. В 1648 г. первым настоятелем монастыря стал Досифей, "муж добродетелми украшен", келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря.

Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых уже назвал монастырь Андреевским: "Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна".

По царскому указу в Андреевский монастырь принимали ученых людей, а также священников и диаконов, "в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных". Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие "Лексикон славяно-латинский". В 1652 г. в Андреевом монастыре поселились киевские певчие ("вспеваки") с регентом и композитором Федором Тернопольским. Именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году. В монастыре Ртищев также создает библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) монастыря Сошествия Св. Духа. Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам.

Богадельня

По указу Петра I в 1724 году Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей и тюрьма.

После смерти Петра I, в 1730 году монастырь на некоторое время возобновляет деятельность, и школу, и тюрьму ликвидируют. В 1762 году Синод назначил Андреевкий монастырь временным местом для содержания умалишенных.

В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили окончательно, часть стены и келий разобрали, храмы обратили в приходские. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевкого монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола (то есть распутных женщин). В работном доме они вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 году (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 году (архитектор А. С. Каминский). Число содержавшихся в богадельне возросло со 150 человек в 1805 году до 956 в 1906 году. Храмы обители действовали не только для призреваемых в богадельне, но и для жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

Советский период

В 1918 году богадельня прекратила существование, в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году храм Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (но она так и не была открыта), в 1925 году в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX веков (на территории Андреевского монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы), в основном, был уничтожен в 20-х - 40-х годах. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году здания монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственая контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 года в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, а в следующем, 1992 году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс бывшего Андреевского монастыря передан церкви для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы .

Формальный адрес монастыря в наши дни - Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518. Проезд до ст. метро "Ленинский проспект" или "Воробьевы горы"

В монастыре сохранилось три церкви и несколько построек XIX века из комплекса богаделен.


Обозначения

Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова в Пленницах

2.Церковь св.ап.Иоанна Богослова (в колокольне)

3.Церковь св.мч. Андрея Стратилата,над восточными воротами

Другие постройки монастыря:

4. Северный корпус богадельни(XIX в.)

5. Южный корпус богадельни(ныне Синоидальная библиотека) (XIX в.)

6. Монастырская постройка

7. Восточный корпус богадельни(начало XIX в.)

Схема территории монастыря с сайта sobory.ru сайта о православной архитектуре sobory.ru

Еще об истории района:

Сегодня будет пост про бывший Андреевский монастырь на берегу Москва-реки. Он малоизвестен и почти незаметен, так как находится по соседству с огромным зданием Приезидиума РАН. До монастыря можно добраться пешком от метро "Ленинский Проспект".

Монастырь расположен не на горке, как большинство обителей, а в низине, на берегу реки. Дело в том, что возвышение в этом месте издревле считалось "неблагоприятной зоной". Учёным XX века "древние предрассудки" показались неинтересными. Вскоре построенный на холме Президиум РАН стал проседать, потребовался срочный капитальный ремонт башен.

Кстати, Андреевский - один из тех московских монастырей, кто носит звание "бывший" дольше всего. И виноваты в этом вовсе не большевики, а екатериниская реформа 1764 года.

По легенде Андреевский мужской монастырь был построен в конце XIII века, но первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го. Также неизвестно и кем была основана эта обитель на берегу Москва-реки.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам.
Известно, что монастырь сгорел в огне 1547 года. После пожара был восстановлен, но стал не монастырем, а приютом, куда привозили бездомных и тела погибших.

Мартынов Н. А. "Андреевский монастырь в Москве".

В XVII веке монастырь восстановил боярин Федор Ртищев, создав здесь самое первое училище в Москве. Позже учащихся перевели в Славяно-греко-латинскую Академию, давшую начало Московскому Университету. В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили, часть стены и келий разобрали, в зданиях разместили богадельню.

Одно время здесь размещалось исправительное учреждение для распутных женщин. В приюте дамы вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

При входе в монастырь на святых вратах изображен св. Андрей Стратилат, в честь которого и был основан монастырь. Андрей был римским военачальником. Правитель назначил его главнокомандующим (стратиллатом) римским войском.

Несмотря на значительный количественный перевес противника, Андрей со своими солдатами одержали победу. Завистники донесли правителю о христианской вере Андрея, и полководца вызвали на суд, подвергнув жестоким пыткам. Вскоре Андрей с верными ему воинами были казнены.

До конца XVI века монастырь назывался Преображенской пустынью. В 1593 году в день великомученика Андрея Стратилата (19 августа) состоялось освобождение Москвы от войск хана Казы-Гирея.

В честь этого события на территории монастыря выстроили вначале деревянный, а в 1675 году надвратный каменный храм, а монастырь стали называть Андреевским. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составляла Южное защитное кольцо Москвы.

Территория монастыря небольшая, все храмы закрыты. Фотографировать, естественно, запрещено

В бывших монастырских помещениях сейчас находится Синодальная библиотека.

На территории больше всего выделяется кроваво-красная церковь Воскресения 1689 года постройки. Везде видны следы реставрации.Очень надеюсь, что это не только следы.

Еще один вид Воскресенской церкви. Похоже на провинцию.

Сохранилась в монастыре и колокольня церкви Иоанна Богослова 1748 года, построенная на средства графа С. П. Шереметьева. Честно сказать, мало встречал колонн в монастырях. Всегда думал, это украшение барских усадеб

Слышал, что звонарь Андреевского монастыря считается одним из лучших в Москве. Говорят, он даже профессиональный музыкант. Правда всегда заставал Андреевскую звонницу молчащей.

Храмы Андреевского монастыря были закрыты в 1924 году. С этой поры помещения использовались под жильё, позже - для различных НИИ.

В 1992 году Андреевский монастырь вернули церкви, придали статус патриаршего подворья, но в качестве монастыря он не функционирует.