Асимметрия лица: причины возникновения патологических нарушений и методы их коррекции. Симметрия и пропорциональность: оцениваем себя сами

Фотограф из Австралии Джулиан Уолкенштейн провел эксперимент. Он сфотографировал 11 женщин и отсканировал в зеркальном отображении одну половину лиц, изображенных на фото участниц и, соединив их, смоделировал идеальные пропорции так, если бы лица девушек были полностью симметричными. Проанализировав полученные изображения, фотограф сделал вывод, что далеко не всегда симметрия визуально улучшает черты лица. Некоторые женщины, изображенные на фотографиях, после модификаций стали выглядеть хуже, чем на самом деле.

Некоторое несоответствие пропорций может свидетельствовать об определенных особенностях характера, связанных с доминированием правого или левого . Идеальная симметрия, в свою очередь, препятствует проявлению данных особенностей, что воспринимается окружающими как нечто неестественное и вызывает у них беспокойство.

Вот пару снимков для наглядности, фотообои .

А вот еще симметричный Брэд Питт, например.

Впечатляет.

А теперь пару слов о посмертных масках.

Посмертные маски были очень популярны в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Первые известные посмертные маски датируются XVI веком до нашей эры. Золотые лики находили в погребениях Мекены. Маски ложили на лица умерших – считалось, что «золотой образ» защитит усопшего от злых духов. В наши дни даже простой смертный может заказать себе гипсовый слепок с отпечатком лица покойного. Делают это таким образом. Лицо покойного покрывают вазелином. Затем наносят тонкий слой гипса. Спустя полчаса — час он подсыхает, потом его разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Далее эти две половинки склеивают. Получается форма – зеркальный вариант лица. Она и служит для отливки самой маски. Первый слепок особенно ценен. Именно он проявляет все детали – от мелких морщинок до щетины. Стоимость посмертной маски в современной Европе, например гипсовый слепок в Германии, стоит 899 евро. Бронзовая маска будет стоить 1 895 евро. Забот с ними больше, но выглядят они намного шикарнее. Безусловно, у каждого заказчика такого специфического предмета имеются свои основания, но всех их объединяет одно – обладание маской любимого и дорогого человека дает такое невероятное чувство близости к умершему, которого не могут передать ни фотокарточки, ни видеопленки. Психологически это желание обусловлено

Считается, что понятие красоты зависит от эпохи и ее культуры, и что внутренняя духовная красота предпочтительнее физической. Но почему же тогда мы так часто недовольны нашими физическими телами, и почему так желаем быть красивыми? Почему мы так восхищаемся телесной симметрией и бессознательно считаем ее привлекательной? В поисках ответов обратимся к древним знаниям и современным открытиям, и выясним, насколько естественно наше стремление к красоте и симметрии…

Привлекательна ли симметрия?

В интернете можно встретить множество фото звёзд с совмещёнными в фотошопе двумя половинами их лиц, что выглядит довольно пугающе. Затейники таким образом пытаются продемонстрировать, что симметрия уродлива и неестественна. Однако, если присмотреться к оригиналам таких фото получше, мы можем заметить, что половины лиц на них абсолютно разные, и к настоящей симметрии никакого отношения не имеют. Если же мы посмотрим на по-настоящему симметричное лицо, оно не может не завораживать.


актёр Маркус Шенкенберг (Швеция) и топ-модель Летиция Каста (Франция)

Исследования учёных указывают на то, что многое из того, что непроизвольно вызывает у человека восхищение и он воспринимает красивым, имеет прямое отношение к симметрии лица и тела. Именно симметрию люди во всем мире неосознанно отождествляют с привлекательностью. Более того, прекрасной обычно мы называем вещь пропорциональную. Ещё школа Пифагора, связывавшая красоту и математику, отмечала, что более красивыми воспринимаются те предметы, чьи пропорции находятся в соответствии с золотым сечением, распространённым в природе и строении Вселенной.

Духовность красоты и симметрии

Моралисты поспешно осуждают современное «безумие красоты» как «злобное влияние Запада», порождённое транснациональными косметическими компаниями и пагубными средствами массовой информации, забывая, что картины, скульптура и литература одной из древнейших духовных культур мира - Индии, в превознесении идеальных женских форм и пропорциональности женского лица и тела были весьма красноречивы. Богини в Древней Индии изображались чувственными и прекрасными, а минимум за тысячу лет до наступления христианской эры там существовала традиция нагарвадху - выбора самой красивой женщины в городе. Удостоиться этого титула было большой честью, и впоследствии красавица почиталась людьми как богиня. В многочисленных буддийских текстах описан диалог между легендарной нагарвадху Амрапали и самим Буддой, который признавал ее неземную красоту. Древнеиндийский врач Чарвака досконально изучил симметрию тела при диагностике болезней, а знаменитый санскритский поэт Калидаса сказал, что «красота обладает духовными качествами».

Удивительно, но все храмы Древней Индии, Египта, Греции и некоторые средневековые европейские построены именно в соответствии с пропорциями идеального человеческого тела. Дело в том, что древние люди считали человеческое тело отражением совершенного устройства Вселенной, а храмы - местом, где человек может обновить свои «настройки» на совершенный вселенский эталон. Знаменитый рисунок «витрувианского человека» Леонардо да Винчи был создан им на основе определения пропорций человеческого тела, описанном в трактате античного римского архитектора Витрувия. Тот, в свою очередь, почерпнул свои знания у античных греков и древних египтян. Современные исследования эволюционной биологии и психологии подтвердили, что существует прямая связь между степенью симметрии тела и оценкой его привлекательности. Было замечено, что даже маленькие дети на симметричных людей смотрят дольше. Но почему же мы бессознательно так восхищаемся этой телесной симметрией?

Коварная ДНК

Лежащий на поверхности ответ мы можем найти в «волшебной ловушке» природы, сформулированной Чарльзом Дарвином как естественный отбор. Доля правды в этом действительно есть - в древности люди как-то должны были убедиться, что производят на свет здоровых детей, чтобы последующим поколениям были переданы лучшие гены. Поскольку ДНК-тесты тогда ещё не были изобретены, наши предки полагались на инстинкт - ведь чем более симметрично тело, тем больше у него шансов на выживание. И правда, симметрия считается показателем уровня здоровья человека - учеными было доказано, что люди с симметричным телом лучше справляются с физическими и психологическими стрессами, имеют большую сопротивляемость заболеваниям, более энергичны и плодовиты. Именно поэтому на бессознательном уровне привлекательность и здоровье - это одно и то же. В физиологическом смысле привлекательность является показателем здоровья и генетического качества.

Эволюционные психологи считают, что человеческий ум состоит из тысяч модулей, один из которых предназначен для распознавания «идеального партнёра». Эти модули сохраняют информацию на протяжении веков - поэтому человек никогда не ошибается, инстинктивно выбирая себе нужного партнёра - здесь действует «опыт предшествующих поколений» на основе «зова ДНК», которое является «строительным блоком» жизни - ее «ключом», «исходным кодом». Но вот здесь нас и поджидает сюрприз - если мы посмотрим на молекулу ДНК в разрезе - то получим… один-в-один десятиугольную симметричную во всех отношениях - универсальную Матрицу красоты!


цепочка ДНК, цветок, «маска красоты» золотого сечения и ДНК в срезе

Получается, симметричное человеческое тело как эталон «прописано» в изначальном «коде жизни» ДНК самой природой! Именно поэтому совершенной земной женщиной тысячелетиями считается женщина золотого сечения со средним ростом и пропорцией бёдер к талии семьдесят процентов. Именно такая здоровая женщина веками воспринималась мужчинами как идеал красоты, способный вдохновить на подвиг героя, и на самое возвышенное творчество - музыканта или поэта. Из всех известных сегодня на Земле женщин самым приближенным к идеалу является тело знаменитой голливудской актрисы Скарлетт Йоханссон - оно на 96,4 % близко к золотому сечению. Немногим отстают от этого идеала известная своими формами Ким Кардашьян, британская фотомодель Келли Брук и роскошная мексиканка Сальма Хаек.

Можно ли достичь симметрии?


Шварцнеггер, легкоатлет Усэйн Болт (Ямайка), футболист Хавьер Санетти (Аргентина)

Это все здорово, скажете вы, но мало кто из нас рождается симметричным — и будете правы. Девяносто восемь процентов населения Земли находятся в таком несимметричном состоянии. Люди с асимметрией имеют свой шарм и тоже добиваются успехов в жизни, но насколько долго в таком состоянии может продержаться биомашина человеческого тела? Что же касается области механики, здесь мы можем продемонстрировать важность симметрии, приведя небольшой пример: автомобиль спроектирован таким образом, что его левая половина зеркальна правой. Попытайтесь представить себе автомобиль с искривлённой рамкой - навряд ли кто-нибудь когда-нибудь его купит. Это вполне ожидаемо, поскольку автомобиль с асимметричным видом имеет гораздо больше шансов сломаться, чем симметричный.

Фактически, асимметричный автомобиль будет подвергать некоторые компоненты своего содержимого большему износу по сравнению с остальными. Например, вес такого автомобиля не будет распределяться равномерно на шинах, и те будут вынуждены поддерживать больший вес и быстрее изнашиваться. Подобный закон вполне применим и для самого «автомобилиста». Опорно-двигательная симметрия является необходимым элементом, если человек хочет получать максимальную отдачу от своего тела. Идеальная осанка делает человеческое тело суперэффективным, способным осуществлять любой вид деятельности с наименьшим расходом энергии. Идеальная осанка заметно снижает вероятность того, что биомашина человеческого тела может каким-либо образом сломаться — пострадать от спортивных травм, недомоганий, отсутствия концентрации, хронических заболеваний, т.д.

До недавнего времени в медицине считалось, что достичь симметричного тела невозможно, однако наука не стоит на месте. Ещё недавно считавшиеся нетрадиционными методами лечения ортокраниодонтия и методика Starecta позволяют добиться идеальной симметрии тела через воздействие на стоматологическую систему организма. «Всего лишь» регулируя положение челюстей, оба альтернативных метода позволяют приблизиться к максимально возможной симметрии и улучшить качество здоровья и жизни.

Наверняка вы не раз замечали, что ваше лицо не совсем симметрично. Особенно хорошо это бывает видно на фото. Возьмите сейчас одну из своих фотографий, например, на паспорт. Или включите камеру на телефоне и посмотрите на себя в движении. Уверена, вы обнаружите хотя бы один признак асимметрии. Зеркало, кстати, для этих целей подойдет меньше, потому что, глядя на свое отражение, мы неосознанно расслабляем зажатые мышцы, и асимметрия сглаживается.

Что можно считать нормой?

Абсолютно симметричных лиц в природе не существует, даже Венера Милосская – эталон женской красоты – не исключение. Если приглядитесь, увидите, что левый глаз и левое ухо статуи находятся чуть выше, чем в правой части, а нос слегка отклонен вправо.

А еще, вы, возможно, обращали внимание на то, как публичные личности позируют перед фотокамерой, стремясь повернуться более выгодным ракурсом. Это связано с тем, что чаще всего правая часть нашего лица немного шире, черты здесь более резкие, а левая половина имеет более мягкие, сглаженные очертания.

Естественная асимметрия почти не заметна, и именно она придает человеку неповторимость и обаяние, некую изюминку.

Другое дело, когда разница в пропорциях становится больше 2-3 мм в линейных измерениях и 3-5 градусов в угловых. Такая асимметрия уже требует исправления.

Причины асимметрии

Причин асимметричности лица очень много, начиная от врожденных патологий и заболеваний и заканчивая нашими мимическими привычками. Часто причиной асимметрии становятся стоматологические и ортодонтические проблемы – неправильный прикус, отсутствие некоторых зубов, вынужденное жевание на одной стороне и т.д.

Случаи серьезных патологий требуют оперативного вмешательства, но сейчас хочу рассказать о наших мимических привычках и их последствиях. Как тренер по фейсбилдингу, ежедневно наблюдаю примеры самых разных проявлений асимметрии. Нависание века с одной стороны, разная высота скул, бровей, уголков губ. Часто бывает так, что одна сторона нашего лица нам нравится гораздо больше. Она более подтянутая и даже чуть более скульптурная, чем другая.

Причина такой разницы в том, что мы неравномерно пользуемся мышцами на лице. То есть, все это связано с мимикой и проявляется постепенно в течение жизни.

Есть хорошая новость – такую асимметрию исправить довольно просто, и никаких операций для этого не требуется. Регулярно занимаясь , вы научитесь чувствовать все мышцы на своем лице и осознанно управлять ими.

Как исправить асимметрию?

В фейсбилдинге есть специальный комплекс упражнений, который успешно борется именно с проблемами асимметрии. Он направлен на расслабление спазмированных мышц и укрепление растянутых и атоничных мышц.

Например, у вас нависает верхнее веко на левом глазу и кончик левой брови опущен значительно ниже, зато с правой стороны над бровью есть заломы и гораздо сильнее проявлены «гусиные лапки». Это говорит о том, что левой стороной лица вы пользуетесь гораздо меньше, и она потеряла тонус, зато большая часть нагрузки приходится на правую сторону, она перенапряжена – отсюда и мимические морщинки.

Расписывая ваш целевой комплекс, грамотный тренер непременно порекомендует вам выполнять по два подхода силовых упражнений на мышцы левой стороны и покажет все приемы расслабления и вытяжения.

Что можно сделать, если всерьез фейсбилдингом вы заняться пока не готовы, но очень хочется, если уж не исправить асимметрию, то хотя бы сделать ее чуть менее заметной?

Вернемся к нашему примеру. Итак, вы внимательно рассмотрели себя в зеркале и увидели явную асимметрию. Для начала нужно понять, какие мимические привычки привели к этой ситуации. Здесь все просто – вы очень часто вскидываете правую бровь наверх. От постоянного напряжения мышцы с этой стороны находятся в спазме и его необходимо снять.

Но еще прежде вам нужно осознать вредную мимическую привычку и начать ее отслеживать. Поначалу это будет казаться сложной задачей, но постепенно вы привыкнете.

Можно попросить кого-нибудь из близких помочь вам и напоминать, если вы увлеклись и ваша правая бровь застыла в недоуменно-надменной гримасе, а еще можно начать отслеживать свою мимику во время телефонных разговоров. Вот уж когда мы даем волю всем своим вредным мимическим привычкам.

Поставьте зеркало рядом и начните телефонную беседу – сами все поймете. После того, как вы начали работать с мимической привычкой, можно подключить еще один интересный прием.

Упражнение для глаз

Дело в том, что, если вы вскидываете правую бровь, то, скорее всего, и мышцы правого глаза у вас задействованы сильнее. Положите кончики средних пальцев во внутренние уголки глаз, а кончики указательных – во внешние. Зафиксируйте пальцы в этом положении и начните закрывать глаза по очереди. Причем, не зажмуривать, а именно закрывать. Это важный момент.

На первый взгляд, это совсем не сложное упражнение. Но вы попробуйте и, скорее всего, поймете, что сделать это не так уж просто. Глаза норовят закрыться одновременно. Так происходит потому, что глазные мышцы работают с разной нагрузкой и, когда мы закрываем глаза одновременно, эта разница нам не заметна.

Все становится очевидно именно во время выполнения упражнения, когда мы замечаем, что один глаз закрывается гораздо хуже, и наша задача – научить мышцы глаз работать с одинаковой силой.

Вот тогда спазм потихоньку начнет уходить, а ткани слабой стороны подтянутся за счет укрепления мышц.

Упражнение для исправления асимметрии

А еще можно поднимать уголок левой брови отдельно. Но здесь очень важна фиксация. Расположите ладонь горизонтально на лбу так, чтобы она целиком закрывала правую бровь и участок лба над левой бровью. А теперь начинайте потихоньку тянуть кончик левой брови чуть наверх и к виску. Сначала это будет немного сложно, но вскоре вы сможете почувствовать мышцу и все пойдет на лад. Рекомендуется делать эти упражнения 20-30 раз каждый день. Можно даже два раза в день.

Правила безопасности

Если гимнастика для лица вам очень интересна, и вы хотите заниматься самостоятельно, было бы неплохо изучить принципы работы фейсбилдинга, чтобы не навредить себе. В интернете сейчас очень много роликов с упражнениями, и не все они анатомически обоснованы и безопасны.

Одно из главных условий безопасности – во время выполнения упражнений на вашем лице не должно образовываться никаких складок и заломов, поэтому важно обращать внимание на правильную фиксацию пальцев.

Очень многие упражнения в фейсбилдинге (особенно это касается комплексов для устранения асимметрии) выполняются с обязательной фиксацией. Причина здесь проста. Мышцы на лице, в отличие от мышц тела, имеют лишь одно жесткое крепление к кости. Другим своим концом они вплетаются в другие мышцы. Этим, в основном, и обусловлены все наши мимические заломы, ведь мышцы, сокращаясь, тянут за собой приличный участок кожи. И если мы будем выполнять силовое упражнение без грамотной фиксации, рискуем вместо желаемого результата получить новые заломы.

Поэтому, выбирая для себя методику и упражнения, в первую очередь, стоит задуматься о безопасности.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!


Кандидат медицинских наук, пластический хирург « »

Еще в XV веке Леонардо да Винчи создал чертежи, отображающие «божественные» пропорции человеческого лица и тела, которые до сих пор являются эталоном (Рис.1). Однако в этих пропорциях не учтен факт того, что в живой природе не существует абсолютно симметричных объектов: в любом из них всегда присутствует единство симметрии и асимметрии.

Рис. 1.

На протяжении всей истории люди пытались «измерить» красоту, описать с помощью математических формул или геометрических пропорций, тем самым обеспечить возможность ее воссоздания. Так, в Древней Греции упорядоченность и гармония, наблюдаемая в природе, олицетворялись в сияющих образах богов и богинь, увековеченных в прекрасных статуях.

По мнению греческих скульпторов, симметрия характеризует гармоничность, пропорциональность, стройность природных тел и тела человека. Поэтому понятия симметрии и красоты тождественны. Достаточно вспомнить строго симметричное построение архитектурных памятников, закономерно повторяющиеся узоры традиционных орнаментов, изумительную стройность греческих ваз (Рис.2).

Факт асимметрии лица и тела человека был известен художникам и скульпторам античного мира и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности создаваемым произведениям.

Ярким примером асимметрии служит лицо Венеры Милосской (Рис. 3). Сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы красивее, если бы оно было симметричным. Однако, разглядывая композиционные снимки, мы видим, что это не так.

Само понятие «симметрия» непосредственно связано с гармонией. Оно произошло от древнегреческого слова συμμετρία (соразмерность) и означает нечто гармоничное и пропорциональное в объекте. К человеку применимо понятие «зеркальной» симметрии. Эта симметрия является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.

Такая симметрия не только красива, но и функциональна. Так, симметричные конечности позволяют легко перемещаться в пространстве, расположение глаз - создавать правильный зрительный образ, ровная носовая перегородка обеспечивает адекватное дыхание. Однако симметрия живых организмов не проявляется с математической точностью в связи с неравномерностью развития и функции.

Симметрия лица и стандарты красоты

С течением времени стандарты красоты изменялись, однако принципы и параметры, определяющие соотношения и пропорции лица, и, соответственно, его привлекательность, сохранились с давних времен. Для того чтобы лицо было гармоничным, его различные части должны соотноситься в определенной пропорции, с помощью которой достигается общий баланс. Ни одна часть лица не существует и не функционирует в отрыве от других. Любое изменение в какой-либо конкретной части лица будет оказывать истинное или кажущееся влияние на восприятие других частей и лица в целом.

Естественно, что все пропорции человеческого лица имеют лишь приблизительное значение для его эстетики вследствие нескольких причин:

  • Во-первых, пропорции лица меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и во многом определяются индивидуальными особенностями строения
  • Во-вторых, оценка пропорциональности усложняется в зависимости от положения головы
  • Третья сложность заключается в асимметрии человеческого лица, которая часто проявляется в форме носа, положении глазных щелей и бровей, положении углов рта. Две стороны лица не дают одинакового зеркального изображения, даже если лицо воспринимается нами как идеально правильное.

Таким образом, факт асимметрии лица, выражающийся неравнозначностью правой и левой половин, одна из которых, как правило, шире и выше, другая - уже и ниже, является на сегодняшний день общепризнанным.

Из фотографий, представленных на рис.4, видно, что абсолютно симметричные лица явно отличаются от оригинального изображения лица с естественной асимметрией. На наш взгляд, «синтетические» симметричные лица кажутся не столь привлекательными , как на исходных фотографиях, хотя мы и отбирали для создания композиционных портретов лица актеров, чья внешность оценивается наиболее высоко. Более того, именно эти лица отличаются более выраженной симметрией, чем это наблюдается у большинства людей, однако легкая асимметрия лишь подчеркивает их привлекательность.

Красота в асимметрии?

Итак, является ли исходно присущая всем нам асимметрия на самом деле красивой или нет? Совершенно очевидно, что значительные нарушения симметрии в строении лица мы не считаем привлекательными. Однако небольшие отклонения от симметрии не вносят дисгармонию, а лишь выгодно оттеняют индивидуальность.

Большинство пациентов, обратившихся к пластическому хирургу, не замечают несимметричность пропорций своего лица и тела . Потому одна из важных задач хирурга в ходе консультации - обратить внимание пациента на особенности его пропорций, подробно описать предстоящие изменения в результате операции. Коррекцию асимметрии лица значительно облегчает применение малоинвазивных методов, таких как и .

Итак, выраженная асимметрия обычно считается неэстетичной, и в подобных случаях желание достичь более симметричной внешности является вполне естественным и может служить показанием к пластической операции. Однако небольшая асимметрия лица лишь придает ему привлекательность и индивидуальность, а потому стремиться к абсолютной симметрии не стоит.

Установление асимметрии лица стало своего рода сенсацией, так как асимметрия редко бросается в глаза. Оказалось, что люди отличаются по степени своей асимметрии так же сильно, как и по чертам лица. Это подтвердили не только измерения, но и сравнение портретов, составленных из фотографий правой и левой половин (одна из них должна быть перевернута при печати) с обычным портретом человека, снятого точно в фас. Получаются совершенно разные лица.

В мире не существует идеальной симметрии. Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Смешение наследственных черт не может не отразиться на лице ребенка. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая, кстати сказать, лицам всех людей и вовсе не умаляющая достоинств портрета. Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица не имеют полной симметрии. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с бесспорной строгой симметрией правой и левой половины. Вероятно, поэтому Клавдий Гален писал, что «настоящая красота выражается в совершенстве назначения и что первая цель всех частей - целесообразность структуры». Несомненно прав был П. Ф. Лесгафт, когда писал, что «при гармоническом развитии всех мышц и мышечных групп лицо потеряло бы свое определенное выражение. Индивидуальность черт лица приобретается вследствие частого употребления соответствующих мышц».

Michelle Monaghan

Итак, следует признать как факт асимметрию лица, т. е. неравнозначность правой и левой его половин: одна из них, как правило, шире, другая уже, одна выше, другая ниже. Причиной асимметрии служит в большинстве случаев неравноценность конструктивных элементов костей черепа. На лице человека усиление асимметрии обусловливается специфичностью мимики (физиологическая асимметрия).

Naomi Watts

Есть научные работы, в которых ученые выявляют следующие закономерности асимметрии лица. Если одна половина лица более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Глаз в целом кажется обращенным кверху. Левая половина лица обычно выше правой. Многие авторы и сейчас считают, что правая половина лица крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности.

Kate Bosworth

Асимметрия лица давно наблюдается как отражение общей асимметрии тела. Были сделаны попытки реставрации лица на портрете по точной половине фотографии и ее зеркальному отражению. Правая и левая половины давали различные изображения. Они не совпадали и с исходным вариантом. Мимическая асимметрия, хотя и наслаивается на диспропорции правой и левой половин лицевого черепа, имеет также и свои собственные особенности. Установлено, что нервная регуляция правой мимической мускулатуры богаче, движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмуривания правого глаза оказываются более привычными.