Авиценна лекарь биография. Авиценна (Ибн Сина)

Жизнеописание многих людей может представлять огромный интерес для современного человека. Ведь изучая такие истории можно понять, что собой представлял известный ученый, врач или политик, как именно он делал свои открытия и добивался успеха. Одними из удивительных людей прошлого, бесспорно, являются знаменитые врачи, ведь им приходилось практиковать в то время, когда медицина находилась на весьма раннем этапе своего развития. А особенное уважение вызывают люди, которые занимались сразу несколькими науками. И как раз такой незаурядной личностью был Авиценна - врач, известный также как Абу Али ибн Сина, предметом нашего сегодняшнего разговора станет его биография.

Авиценна Ибн Сина жил около тысячи лет назад в городе Бухаре, его полное имя звучит, как Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Удивительная особенность этого известного человека заключалась в том, что предметом его интересов стало много наук, он был талантливым ученым, поэтом и философом, занимался врачеванием, а также математикой и музыкой.

Авиценна появился на свет примерно в 960-980г. в селе Афшана, которое находилось около Бухары. Ныне Бухара - областной центр Бухарской области Республики Узбекистан. Кстати, «Бухара» (Вихара) означает «обитель знания». Название города Вихара существует с примерно с 7 века н.э. Ученые выяснили месяц его рождения, в мусульманском летоисчислении он носит наименование сафар, и отвечает нашей второй половине августа-первой половине сентября.

Авиценна получил имя Хусейн и с малых лет проявлял незаурядные способности к обучению. Он учил арабский язык, а к десяти годам уже знал наизусть коран. Кроме того мальчик изучал арифметику и мусульманское законоведение – фикху. Со временем Хусейн также обучался геометрии, астрономии и прочим наукам, еще позже его внимание привлекла медицина.

Примерно к семнадцати годам Авиценна уже был известен современникам, как известный врач, он практиковал в городе Бухаре и даже приглашался ко двору правителя. На то время это был Нух ибн Масура, он заболел, и придворные медики никак не справлялись с его недугом. Хусейну удалось вылечить правителя и в благодарность тот разрешил ему доступ ко дворцовой библиотеке, считавшейся одной из наиболее богатых на всем Ближнем, а также Среднем Востоке.

Изучение автобиографии Авиценны помогло выяснить, что свое первое произведение – философскую книгу «Исследование о душевных силах» он написал еще в семнадцать лет, а труд «Алмадзкмуль» с мыслями о риторике, поэтике и прочих науках был создан им в возрасте двадцати одного года.

В 1005г молодой ученый переехал в город Хорезм, там он вступил в знакомство с известным математиком, а также астрономом Беруни и прочими учеными. В это время своей жизни Авиценна и получил среди людей звание «князя врачей». Спустя три года Хусейн отказался поступать на службу к султану, которым на тот момент был Махмул Ганезви, и такой отказ стал причиной годов скитаний ученого по Хорасану, а также Табаристану.

Спустя еще семь лет Авиценна уехал в Джурдан, после его пристанищем стали города Хорасана, а также Ирана. В это время ученый занимается работой над своим знаменитейшим многотонным трудом «Канон врачебной науки».

С 1015 по 1024гг Авиценна проживал в Хамадане. Он успешно вылечил эмира Шамс-ад-Давла, благодаря чему ему дали должность везира, однако за этот промежуток ученый успел попасть в немилость. Хусейн даже сидел в заточении, и там также написал несколько работ.

С 1024г Авиценна поселился в городе Исфагане, тамошний правитель Алауддавла обеспечил ему отличные условия для кропотливой научной работы.

Ученый оставил после себя огромнейшее наследие, им были написаны работы по логике, математике, а также физике и прочим наукам, несколько томов «Канона врачебной науки» и пр. Исследователи говорят, что Авиценной было создано более четырехсот пятидесяти научных трудов, однако до нашего времени дошло чуть больше половины из них. Творчество этого уникального человека сыграло важную роль в развитии литературы в странах Средней Азии и на всем Востоке. Кроме многочисленных стихов, имеющих философское и лирическое содержание, мы получили еще и девять его поэм, которые носят наименование урджузы. Восемь из этих произведений рассказывают о медицине.

Авиценна покинул этот мир 24 июня 1037г. Выдающийся ученый был похоронен в Хамадане около городской стены, а спустя восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и погребли в мавзолее Аль ад-Даула.

Работы Авиценны по медицине

Самый значимый медицинский труд Авиценны – это «Канон врачебной науки», который состоит из пяти томов. Эта научная работа собирает в себе сведения по фармакологии, дает подробное описание сердца и печени, а также мозга. В такой работе ученый опроверг мнение, что источник зрения – это хрусталик, и доказал, что изображение предмета дается сетчаткой. Также Авиценна установил различия между многими заболеваниями, представленными чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, разобрал такие болезни, как проказа, диабет, язва желудка и пр. Именно он первый высказал предположение, что недуги могут провоцироваться мельчайшими существами.

Авиценна был опытнейшим хирургом, он изучал строение всего человеческого тела, но особенно важным для науки стало исследование и описание ним деятельности головного мозга.

Таким образом, Абу Али Ибн Сина, биография которого изложена тут, был величайшим ученым, чья деятельность сыграла весьма важную роль в развитии многих наук в целом и медицины в частности. На его работах воспиталось много талантливых философов, ученых, докторов и творческих людей.

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Средневековые ученые и писатели с мусульманского Востока были известны в Европе по коротким именам или прозвищам. Вот и персидский Авиценна не исключение. Его настоящее имя в сокращенном варианте можно привести как Ибн Сина.

Детство

Будущий ученый родился в 980 году, недалеко от Бухары, в Средней Азии. С самого раннего детства ребенок отличался умом и сообразительностью. К десяти годам прекрасно знал Коран. В бухарской школе он сначала изучал законодательство, а позже - философию, логику и геометрию. Это была эпоха расцвета мусульманской науки. Восточные ученые оказались на несколько шагов впереди по сравнению с европейскими средневековыми монахами. Один из них - Абу Абдаллах Натили - взялся за обучение многообещающего подростка.

Авиценна, биография которого в дальнейшем ознаменовалась многочисленными самостоятельными открытиями, быстро вышел из-под опеки наставников и стал заниматься в одиночку. Большое влияние на 16-летнего юношу оказала книга Аристотеля «Метафизика».

Философские взгляды

Многие принципы, заложенные древнегреческим философом в его трудах, стали ориентиром для персидского последователя. В своих изысканиях он был не одинок. Подобные взгляды разделяли Аль-Кинди, Ибн Рушд и Аль-Фараби. Эта школа получила название «восточного аристотелизма». Авиценна, биография которого полна различными открытиями, стал ее ключевым сторонником.

В его работах прослеживается строгий стиль изложения, подчиненный логике. В мусульманском богословии он получил название «акль». Согласно взглядам Авиценны, Аллах был вечным двигателем идей и форм. Также он критиковал антропоморфизм. Важным принципом восточного аристотелизма была мира. Согласно ей Земля была сердцем Вселенной, а все остальные небесные тела вращались вокруг нее.

В Бухаре

Юный Ибн Сина стал лекарем бухарского эмира благодаря глубоким познаниям в медицине. Кроме того, он получал доступ ко всем известным тогда литературным трудам на эту тематику. Молодой ученый много общался с местными тюркскими жителями, благодаря чему освоил этот язык. Однако его служба окончилась после того как тюркские племена захватили Бухару и свергли правившую тогда династию Саманидов. Это случилось в 1002 году.

В Хорезме

После этого Авиценна, биография которого в качестве ученого еще только началась, отправился в город Ургенч. Это был центр Хорезма - богатого и важного региона. Здесь философ и врач продолжал оттачивать свое образование. Он получил важное задание - составить свод законов для единого государства Хорезма. Ему удалось справиться со своей задачей. За молодым придворным пристально следил везир, а также шах.

Авиценне пришлось столкнуться с косностью и сервильностью здешних начетчиков из государственного совета. Они жили согласно Корану и резко сопротивлялись любым нововведениям в жизни Хорезма. Молодому ученому пришлось вести долгие споры и диспуты со старейшинами, которые и слышать не хотели о любых реформах. Только благодаря напору молодости и помощи шаха Ибн Сина смог протолкнуть свой проект, добившись широкого признания не только в Хорезме, но и за его пределами.

Однако когда к власти в 1008 году пришел Махмуд Газневи, Авиценна отказался служить при его дворе. Это привело к его изгнанию и долгим скитаниям.

Последние годы

В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.

Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.

Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.

Медицинские работы

Биография Авиценны больше всего известна его энциклопедическим справочником «Канон врачебной науки». По нему арабские и персидские врачи учились вплоть до XVII века. Сочинение было разделено автором на пять книг.

Первая из них посвящена теории медицины. Писатель рассмотрел понятия болезней, а также причины их появления. Он определил симптомы таких страшных заболеваний, как холера, чума, оспа и проказа. В последующих книгах рассказывается о разных простейших лекарствах, в том числе о растениях.

Медицинские исследования, которыми полна биография Авиценны, также позволили ему написать и издать разные трактаты по самому широкому кругу вопросов. Они касались здорового образа жизни, сердечных заболеваний, пульса, кровеносных сосудов, правильного питания и т. д. Врач пропагандировал различные физические упражнения, которые, по его мнению, должны были продлить жизнь человека.

Исследования Ибн Сины охватывали не только физическое, но и психологическое состояние человека. Врач в своих работах описал четыре вида характера - горячий, холодный, влажный и сухой. Эта классификация во многом соответствует европейской, где присутствует темперамент холерика, флегматика и т. д.

Также Авиценна описал сложные человеческие натуры. Согласно его теории, характер зависел от того, какая жидкость превалировала в организме - кровь, слизь или желчь.

Разносторонняя деятельность ученого всегда привлекала исследователей к такой фигуре, как Авиценна. Биография, фото его письменных трудов и яркие приключения часто попадают в самые разные учебники.

Филолог и музыкальный теоретик

Персидскии ученый Авиценна, биография которого известна каждому соотечественнику, часто писал свои научные труды и публикации в виде стихотворных поэм. Этот стиль был популярным на мусульманском Востоке. Интересно, что ученый увлекался еще и музыкой. Его перу принадлежит несколько работ по теории композиции. Он относил музыку к математической науке и говорил в своих трудах о закономерности построения музыкальных произведений.

Известные тогда инструменты были описаны и классифицированы в одной из книг, автором которой являлся Авиценна. Ученый (биография перса позволила ему бывать на множестве официальных мероприятий, где проводились концерты) заложил основы музыкальной науки. На родине она не получила распространения, зато в Европе в Новое время переосмыслили многочисленные изыскания средневекового исследователя. Разных теоретиков тогда интересовала биография Авиценны. Кратко говоря, его труды стали фундаментом для музыкальной теории современности.

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.


Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов - противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.


Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.


Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.

Медицина

В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.

Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.


В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.

Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.


В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.

Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания:

  • 1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
  • 2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения.
  • 3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.
  • 5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).


Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Литература и другие науки

Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).


Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Личная жизнь

К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.


Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Библиография

  • «Книга исцеления»
  • «Книга указаний и наставлений»
  • «Книга знания»
  • «Трактат о птице»
  • «Живой, сын Бодрствующего»
  • «Саламан и Ибсал»
  • «Повесть о Юсуфе»
  • «Об искусстве поэзии
  • «Канон врачебной науки»

Какой вклад Авиценны в развитие медицины, средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложен в этой статье.

Абу Али Ибн Сина вклад в медицину

Авиценна вклад в науку медицина просто огромен и изложен на страницах его труда «Канон врачебной науки». Работа ученого сформировала мышление у многих поколений врачей. Еще в ХІІ столетии она переводилась на латынь в больших экземплярах и расходилась рукописями по всему свету. Кроме того, «Канон» был одной из первых книг в книгопечатании. Но как бывает со многими учеными, его идеи и положения были признаны только спустя несколько веков.

Авиценна выступал за естественную, научную сущность медицины, настаивал на взаимной связи окружающей среды и организма, а также психического и телесного. Ибн Сина являлся ярым противником суеверий, которые бытовали в медицине в то время.

Ученый много времени уделили изучению окружающей среды на организм человека, изучая больных и недуги. Также особое внимание отводил телосложению. К своим больным он подходил индивидуально. Его идеи сегодня актуальны в терапии и хирургии.

Большой вклад Авиценна внес в изучение и исследование таких недугов как чума, туберкулез, проказа и оспа. Он был первым, кто рекомендовал в профилактических целях кипятить воду, прежде чем ее употреблять. В труде «Канон врачебной науки» есть главы, которые описывают методики лечения ран и травм, ход хирургических операций.

Считается, что Ибн Сина заложил фундамент для развития педиатрии. Он является создателем новых лекарств как из трав, и полученных в ходе химических опытов. Некоторые из них используются и теперь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Абу Али Ибн Сина

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с "Метафизикой" Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к "Метафизике". В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: "Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах".

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть "князем врачей". В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015--1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визиря, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023--1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил "Канон врачебной науки". Многие рукописей трудов, в том числе "Книга справедливости" ("Китаб ул-инсаф") сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд "Книга исцеления" ("Китаб аль-Шифа") посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. "Книга знания" ("Даниш-намэ") также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

· "Канон врачебной науки" ("Китаб ал-Канун фи-т-тибб") - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В "Каноне" Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов "Канона врачебной науки" на латинский язык. В "Каноне" две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в "Каноне", 1400 - растительного происхождения.

· "Лекарственные средства" ("Ал-Адвият ал калбия") - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

· "Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок" ("Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир").

· "О пользе и вреде вина" ("Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих") - самый короткий трактат Ибн Сины.

· "Поэма о медицине" ("Урджуса фит-тиб").

· "Трактат о пульсе" ("Рисолайи набзийа").

· "Мероприятия для путешественников" ("Фи тадбир ал-мусофирин").

· "Трактат о сексуальной силе" ("Рисола фил-л-бох") - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

· "Трактат о уксусомёде" ("Рисола фи-с-сиканджубин") - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

· "Трактат о цикории" ("Рисола фил-хиндабо").

· "Кровеносные сосуды для кровопускания" ("Рисола фил-урук ал-мафсуда").

· "Рисола-йи жудия" - описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

· Копия рукописи "Канон врачебной науки" (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде.

Оздоровительная физкультура

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. медик авиценна исцеление

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевой космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В "Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента", Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который, по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы - средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, "двигатель" (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое "стремление", аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

"Стремление" бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. "Естественное стремление" является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, т.е. в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае "стремление" может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. "Насильственное стремление" является аналогом филопоновской движущей силы - оно сообщается брошенному телу его "двигателем". По мере движения тела "насильственное стремление" уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте "насильственное стремление" не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку "насильственного стремления": по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся "Книга о птицах", "Книга о любви", "Книга о сущности молитвы", "Книга о смысле паломничества", "Книга об избавлении от страха смерти", "Книга о предопределении".

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее, многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге "Опровержение философов" пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит кдуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде "Китаб аль-Мусараа" и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге "Опровержение опровержения". Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны "Трактат о любви", "Трактат о птицах" и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения - четверостишия и рубаи.

Основные литературные работы Ибн Сины - философская повесть-аллегория "Хай ибн Якзан", поэма из двадцати двустиший "Птица", "Саламан и Абсаль". Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

· "Свод науки о музыке" в "Книге исцеления";

· "Краткое изложение о музыке" в "Книге спасения";

· раздел о музыке в "Книге знания".

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе "Книги знания" приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ибн Сина (Авиценна) как систематизатор и пропагандист научного знания своего времени в Иране, его вклад в мировую науку. Философские взгляды ученого, его трактовка понятий познания и воспитания. Значение "Канона врачебной науки" для европейской медицины.

    реферат , добавлен 07.06.2009

    Философ Гиппократ. Детство и юность. Образование. Путешествия. Анатомия. "О природе и человеке". Авиценна о Гиппократе. Медицинские сочинения. "Афоризмы". "Раны головы". "Вправление сочленений". "Прежде всего – не навреди!". Клятва Гиппократа.

    реферат , добавлен 02.10.2008

    Древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель Пифагор Самосский. Аристотель - древнегреческий ученый и философ. Математик и астроном Клавдий Птолемей, философ Платон (Аристокл), древнегреческий физик и математик Архимед, философ Сократ.

    презентация , добавлен 08.04.2013

    М.В. Ломоносов как первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, краткий очерк его жизни и научного становления, место в истории и самые известные открытия. Анализ произведений и научных трудов Ломоносова.

    презентация , добавлен 25.12.2011

    Противоречивость личности Александра Македонского, историческое значение его деятельности. Восшествие Александра на престол, отношения с Грецией, первые годы правления, персидский и индийский походы, завоевание Месопотамии, Ирана и Средней Азии.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Краткий биографический очерк жизни и личностного становления великого римского ученого Галена. Приобретение опыта хирурга при школе гладиаторов. Анализ известных сочинений Галена, его открытия и заблуждения. Оценка значения данной личности в истории.

    презентация , добавлен 01.10.2013

    Анализ геополитических теорий Х. Макиндера и К. Хаусхофера. Характеристика внешнеполитического курса России в 20-е годы ХХ века. Установление советской власти в Средней Азии. Политика в отношении религиозных организаций. Ликвидация движения басмачей.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка. Научная деятельность и мировоззрение Михаила Васильевича Ломоносова. Изучение общих законов движения материи и ее строения.

    презентация , добавлен 06.07.2015

    Борьба России за Среднюю Азию в XVIII–XIX веках: предпосылки, причины. Основные этапы геополитического включения Средней Азии в состав Российской империи. Общие положения о социально-политическом и духовном освоении русскими среднеазиатского региона.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Вклад в Фонд обороны страны женщин Вологодской области. Женский труд на предприятиях и в сельском хозяйстве в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г. Разработка урока по теме "Советский тыл в годы ВОВ" для 9 класса средней общеобразовательной школы.