Биографии великих людей. Смотреть что такое "Жане Пьер" в других словарях

(30.05.1859 - 24.02.1947)

Пьер Мари Феликс Жане, родился в Париже 30 мая 1859 года на 46 rue Madame недалеко от сада Люксембург. В семействе Жане к тому времени было несколько известных представителей. Луи Жане был издателем и владельцем книжного магазина на улице Сен-Жак в Париже. Густав Жане и Анж-Луи Жане были знаменитыми граверами и иллюстраторами. В этой семье были владельцы книжных магазинов, знатоки музыки, любители литературы, почитатели живописи и, конечно, ученые. Наибольшую известность в семействе Жане имел Поль Жане, дядя Пьера Жане. Вскоре после его рождения семья переехала в Бург-на-Рейне (теперь пригород Парижа) и поселилась в розовом доме с черепичной крышей, построенном в стиле эпохи Возрождения . Школа, которую посещал Пьер, Коллеж Сент-Барб-де-Шан, располагалась в соседнем городке Фонтене-о-Роз. Он был довольно застенчивым ребенком, и общение со сверстниками давалось ему с трудом. Через несколько лет он перешел в Коллеж Сент-Барб в Париже, одну из наиболее престижных школ во Франции. В 15 лет Жане пережил период депрессии, а в 17 – религиозный кризис. Он смог преодолеть это состояние и решил посвятить себя философии.

«Мои научные занятия, – писал он в автобиографическом очерке 1930 года, – стали результирующей двух, казалось бы, несовместимых тенденций. В детстве я увлекся естественными науками. С раннего возраста я начал интересоваться ботаникой и коллекционировать растения. Я и сейчас каждый год пополняю свой гербарий, который, впрочем, становится громоздким. Эта страсть, определившая мое стремление к анализу, точному наблюдению и классификации, должна была привести меня к карьере натуралиста или врача. Но во мне была и другая наклонность, так и не получившая своей реализации, и слабые отблески которой узнаваемы в своей теперешней трансформации. В возрасте 18 лет я был очень религиозен. Я всегда был подвержен мистическим наклонностям, которые мне удавалось контролировать. И проблема примирения научной склонности и религиозного переживания оказалась нелегким делом. Оно могло свершиться через новую, усовершенствованную философию, удовлетворяющую как разум, так и веру» . Эти попытки были во многом свойственны начинающейся французской психотеорапии, когда психотерапевты и их пациенты продолжали воспринимать себя как часть религиозной культуры. Так что терапевтическое решение проблемы души и тела в этом контексте не может быть полностью отграничено от религиозных оснований, даже несмотря на быструю секуляризацию (Carroy, Plas, 2005).

Жане поступил в Эколь Нормаль в 1878, в тот же год, что и Э. Дюркгейм и на год позже А. Бергсона, закончил ее в 1882, заняв второе место на конкурсном экзамене Agregation de Philosophie и получив должность преподавателя философии сначала в лицее Шатору (1882-1883), а затем в Гавре (1883-1889).

В Гавре Жане снимал небольшой домик вместе со своим приятелем математиком Гастоном Мило (Milhaud). Казалось, Жане преодолел свойственную ему в юности застенчивость. Рассказывают, что он был одним из самых лучших танцоров, а его вальсирование было восхитительным. К домику, который Жане снимал со своим товарищем, прилегал садик, где росла цветущая charmoerops и пальма (ж). И Жане с Мило решили во что бы то ни стало найти избранника для своей пальмы. Они обнаружили его в саду неизвестной дамы, которой и нанесли визит вежливости, чтобы выпросить infloricence ее пальмы, а потом триумфально принесли его к себе и опылили свою юную красавицу. Пальма, видимо, осталась довольна.

В это время Жане не только преподавал, но и серьезно увлекался медициной (во многом под влиянием своего дяди, Поля Жане ). Жане достаточно часто приезжал в Париж, где осматривает пациентов вместе со своим братом Жюлем, который поначалу разделял его интерес в отношении неврозов и гипнотизма, но через некоторое время перешел к изучению микробиологии и урологии. В Гавре Жане работал также волонтером в местной больнице. И там же начинается его собственно психологическая карьера. Размышляя над темой диссертационного исследования, Жане остановился на наиболее популярной тогда тематике галлюцинаций («галлюцинаторная оптика» (Поль Жане), опыты с внушенными зрительными галлюцинациями достигли небывалого размаха и были чуть ли не наиболее популярной темой психологических исследований [Сироткина, 2000]). Он обратился за помощью к доктору Жиберу, познакомившего его с Леонией, легко поддававшейся внушению, в том числе и на расстоянии. Жане провел с ней свои первые исследования 24.9.1885 – 14.10.1885 и написал работу, которую Поль Жане представил на заседании общества физиологической психологии в Париже. В результате этого доклада в Гавр была направлена комиссия, призванная проверить результаты опытов и существование описанного феномена внушения на расстоянии. Эти исследования вызвали большой резонанс в научном мире и еще долго цитировались, когда речь шла о необычных способностях человеческой психики, впрочем, к неудовольствию их автора, переосмыслившего результаты своих ранних опытов. Как бы то ни было, вскоре доктор Повелевич предоставил в его распоряжение палату, где Жане начал самостоятельные исследования истерии. Постепенно росло число описанных Жане случаев. Исследования 1883-1888 годов были проанализированы им в диссертационном исследовании по философии «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека» (1889) (“L’Automatisme psychologique. Essay de psychologie experimentale sur les formes inferieres de l’activite humaine”). (Для получения философской степени Жане также написал требовавшуюся работу на латинском языке («Baco Verulamius alchemicis philosophis quid debuerit»), посвященную Ф. Бэкону как промежуточной фигуре между алхимическим и строго научным знанием). После защиты диссертации он продолжил занятия по медицине, много времени проводил у Шарко в Сальпетриере и в 1893 защитил медицинскую диссертацию на тему: «L’etat psychologique de l’hysterique” («Умственное состояние истериков»). В том же году Шарко открыл лабораторию экспериментальной психологии в Сальпетриере и пригласил Жане возглавить ее. Но вскоре Шарко умер. Его преемник Раймон (Raymond) позволил Жане продолжить работу. Они опубликовали несколько книг в соавторстве.

В 1894 Жане женился на Маргерит Дюшен (Marguerite Duchesne), с которой прожил всю жизнь до ее смерти в 1943 году. У них было трое детей – Элен, Фанни, Мишель. Маргерит была родом из Гавра. Но встретил он ее не во время своего преподавания в гаврском лицее, а в Париже, в саду Тюильри. У нее с собой была вышивка, у него - черновики статьи, которые были мгновенно забыты ради милой вышивки и, конечно, очаровательной женщины. Возможно, они не были экспансивны в выражении чувств, и не так часто проявляли нежность, но никогда не расставались и дня не могли прожить друг без друга. Она была для него неоценимой опорой, помощницей во всех поездках и повседневных делах, утешительницей в тяжелые и беспокойные периоды.

У Жане были очень ловкие руки, и его дочь Элен вспоминает, что в детстве во время болезней папа развлекал их плетением ажурных кружев крючком. Жане был нежным и внимательным отцом. Именно он укачивал детей по ночам, гулял с ними, напевая "Sur le pont du Nord" (На северном мосту...), не заботясь, впрочем, очень уж о мотиве или отрывался от работы, чтобы почитать детям Жюль Верна (к обоюдному удовольствию), а позже забегая между пациентами, посмотреть, как его чадо справляются с домашними заданиями.

Жане всю жизнь был страстным коллекционером. Особенно это касается растений. У Жане была подлинная симпатия к ним. Так, он переживал, если дети срывали какой-нибудь цветок в их маленьком садике в Фонтенбло. Цветы обладали для него личностью. Настурции были особами очень умными, sauges - весьма возвышенными, а ancolies - барышнями чрезвычайно выдающимися. Он очень волновался, когда на бульваре Распай посадили очень маленькие деревца платанов, и когда на них появились первые листочки, он сказал с облегчением "Наконец-то они вздохнут!" Жане был более чувствителен к красоте природы, чем живописи или архитектуры. Гейзеры Парка Yellowstone, водопады Yguassou, леса Бразилии с их орхидеями и бабочками восхищали его больше, чем Венеция, где "ни единого цветочка не найдешь" (Janet-Pichon, 1950).

Работая в Сальпетриере, Жане продолжал и философские исследования. В 1894 вышел его учебник по философии.

С декабря 1895 по август 1897 Жане заменял Т. Рибо в Коллеж де Франс. Уже выбранные темы курсов свидетельствуют о преемственности между двумя учеными: за это время Жане прочитал курсы по психологии личности и воли. В 1898-99 ему снова доверили прочитать курс, на этот раз по психологии памяти, а в 1899-1990 и первом семестре 1901 Жане представил курс по сну и гипнотическим состояниям. Одновременно с этим Жане читал курс по экспериментальной психологии в Сорбонне .

К началу XX века Жане стал одной из наиболее значительных фигур в области психологии. «L’Automatisme psychologique», “Les stigmates mentaux des hysteriques” (1893), “Nevroses et idees fixes” (1898) и другие работы завоевали популярность в научных кругах.

В 1900 щедрые иностранные меценаты финансируют международный психологический институт. В рамках этого института в 1901 Жане создает психологическое общество, куда входят Рибо (в качестве почетного члена), Бергсон, Бине, Дюма, Ле Бон, Тулуз, Пьерон. Оно и сейчас продолжает свое существование под названием Французского Общества Психологии.

В 1902 году Т. Рибо ушел с поста профессора экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс, и два кандидата, П. Жане и А. Бине, были выдвинуты на эту должность. Предпочтение было отдано Жане (он получил 16 голосов из 29), и с 17.2.1902 именно Коллеж де Франс стал центром его деятельности. Жане прочитал там курсы лекций по нормальным и патологическим эмоциям, сознанию, истерии и психастении, психотерапии, психологии тенденций, социальным тенденциям, восприятию и т.д.

В 1904 году Жане с Дж. Дюма основали «Journal de psychologie normale et pathologique”. Жане вел интенсивные исследования и имел обширную практику в Сальпетриере, но в 1910 Раймон умер, и его место занял Дежерин. В распоряжении Жане вскоре была оставлена лишь одна небольшая комнатка, что вынудило его отказаться от большей части пациентов и преподавательской деятельности. Жане нашел пристанище в лаборатории своего коллеги Нагеотта (Nageotte), невролога, специалиста по гистологии мозга, что, однако, было недостаточно для восстановления прежнего объема работ. С 1910 года Жане работал над развитием своей теории, преобразовав ее в более совершенную систему «иерархических функций психики». Вероятно, сокращение клинической практики могло быть одним из фактором, переориентировавшим Жане в большей степени на теоретическое осмысление своей работы. Фортуна, в общем-то, по-прежнему была к нему достаточно благосклонна. В 1913 Жане стал членом Академии моральных и политических наук, принимал участие в конференциях и конгрессах. Одним из наиболее «шумных» был международный конгресс по медицине (1913, Лондон). На психиатрической секции обсуждались работы Фрейда. Жане оппонировал.

Можно предположить, что именно этот год 1910, потеря позиции в Сальпетриере могло стать одним из решающих факторов дальнейшего развития карьеры Жане. Несмотря на свои работы в области травмы и актуальность этой проблематики во время первой Мировой, Жане оказался не востребованным. Бабински в La Pitie и Дежерин в Сальпетриере разделили сферы влияния в этой области во Франции . Однако, именно в это время привлекла внимание эффективность психоаналитических методов. Приглашение Фрейда на слушания, интерес и финансовая поддержка психоаналитического Конгресса в Будапеште свидетельствовали о научном и политическом признании . Кто знает, как оказалась бы написана история (и терапии военных неврозов, и концепции Жане), если бы в 1910 году Жане остался в Сальпетриере. Несмотря на вынужденное сокращение клинической практики, Жане продолжал терапевтическую работу, переосмысливал, резюмировал ее, разработал новую терапевтическую систему, построенную на принципах экономии, опубликовал столь фундаментальные монографии, как “Medications psychologiques” (1919), “La medecine psychologique” (1924). Он также все углубленнее разрабатывал самобытную теорию психологии поведения, получившую отражение в курсах лекций, прочитанных в Коллеж де Франс и книгах “De l’angoisse a l’extase. Etude sur les croyance et les sentiments” (1926) (второй том – 1928), “Les Stades de l’evolution psychologique” (1926), “La pensee interieure et ses troubles” (1927), “L’evolution de la memoire et le notion du temps” (1928), “L’evolution psychologique de la personnalite” (1929), “La force et la faiblesse psychologique” (1932), “L’amour et l’haine” (1932), “L’intelligence avant le language” (1936) и др.

В феврале 1935 Жане ушел из Коллеж де Франс, но продолжал вести частную практику. Он много обследовал параноидальных, делинквентных пациентов.

В 1939, с началом войны Жане с женой уехал на юг Франции, но вскоре вернулся в Париж. Последние годы оказались очень сложными для Жане. Уже в 1938 году, узнав о смерти профессора Маринеско, с которым долгое время работал в Сальпетриере, он сказал, что «огромная печаль старости – быть свидетелем того, как один за другим уходят твои современники». Переживание мировой катастрофы оказалось отягощенным скорбью по уходящим близким людям и друзьям. В январе 40-го умер зять, Эдуард Пишон (Edouard Pichon), в 42-м – сестра Маргарет и брат Жюль, в 43-м – жена, 44-м – сын.

В 1942 Доктор Жан Деле (Jean Delay) (бывший студент Жане) стал главой университетской психиатрической клиники Sainte-Anne в Париже и предложил Жане принимать там несколько пациентов еженедельно. Жане с радостью согласился и 1942-1943 посещал также лекции Деле и разборы случаев. Деле также просил его прочитать несколько курсов для студентов. В 1942 Жане пишет предисловие к его книге "Les dissolutions de la memoire". Упрочиваются связи с психоаналитическим движением. С 1939 Жане работает с Полем Шиффом (Paul Schiff) в Henri-Rousselle в его сексологической консультации, а также в тюрьме для женщин Petite Roquette. В 1945 он участвует в церемонии, посвященной 70-летию Юнга, и представляет по этому случаю "La croyance delirante". В декабре 1943 Жане соглашается возглавить premiere cycle d"etudes в индустриальной психологии и произносит речь "Perspectives d"application de la psychologie a l"industrie", в которой подчеркивает важность социального приложения психологической науки, индустриальной психологии в частности, ее социальной ценности. Последняя статья Жане "Le sentiment de l"inspiration et la theorie des sentiments" выходит в Psyche в 1946, журнале Марис Шоази, созданном не без покровительства Жане (Ohayon, 2006).

Но все же основным все больше становилось не ощущение радости познания, но горечь утрат и тягостность одиночества. В письме 31.7.1942 года Жане писал А. Пьерону: «я чувствую страшную пустоту и боль после внезапной смерти брата. Сестра умерла прошлой зимой, а вот теперь и он. Я, 83-х летний, единственный остался из всей семьи. Теперь мой черед». Декабрь 1943: «Мне 84 года, жена была моложе на 14 лет. Я остался один. Смерть глупа и ужасна, а наша наука слишком бессильна». Январь 1947: «Вы говорите, что я не старик. Это только видимость, я сильно сдал последнее время, и больно ощущать, что я совсем потерял память и не работаю … очень мало работаю … слишком медленно. Моя книга о вере нелепа». Это боль стареющего человека, близкие которого уходят, а одиночество подступает все ближе. Несмотря на возраст, Жане все еще совершал долгие прогулки по Парижу, продолжал научную работу, в частности над книгой по психологии веры, но она осталась незавершенной и неопубликованной . Жане умер в ночь с 23 на 24 февраля 1947 года. Умер быстро от легочного кровоизлияния. Еще накануне он принимал больного и беседовал с друзьями. Это случилось в феврале, месяце, которого Жане боялся больше всего, и который по его словам должен был стать последним для него. Так оно и вышло. В это время газеты из-за забастовки печатников не выходили. Ситуация оставалась таковой вплоть до 18 марта. А в изданиях, вышедших после окончания забастовки, факт смерти великого французского психолога был отмечен двух строчным упоминанием среди прочих заметок на различные темы.

Несмотря на два автобиографических очерка (Один из них для “A history of psychology in autobiography” под редакцией Мэрчинсона, вышедшей в 1930; второй был написан буквально за год до смерти и опубликован в «Les etude philosophique», 1946, Nouvelle Serie, №2), сведения о личности П. Жане, к сожалению, скудны. В частности, потому, что он был во многом скрыт для постороннего взгляда: он никогда не давал интервью журналистам и даже в общении с близкими друзьями редко раскрывал свои чувства. Одни описывали его как активного человека, блестящего собеседника, наделенного тонким чувством юмора, другие же вспоминали о нем как о спокойном человеке, внимательном слушателе, но погруженном в свои размышления, рассеянным, имеющим склонность к депрессии. Э. Минковски замечал: «Для Жане характерна была открытость, безграничный интерес ко всему новому, к прояснению неизвестного, к поискам истины, к которой он так стремился. Необходимо помнить еще одно обстоятельство, чтобы составить представление об этом человеке – Жане обладал колоссальной жизненной энергией и силой. Так, уже после его ухода из Коллеж де Франс, он регулярно проводил исследования в больнице Henri-Rousselle, работая с преступниками и нарушителями» . Он участвовал во многих конференциях и конгрессах, шесть раз пересекал Атлантику.

Хотя Жане читал не много, помимо психологической и психиатрической литературы, он любил В. Гюго, М. Пруста, П. Валери, особый интерес проявлял к музыке, архитектуре, искусству, но главным увлечением были, конечно, ботаника, растения, к которым он относился трепетно и с большим интересом (целая комната его апартаментов была отведена под гербарии). А. Пьерон вспоминал, что Жане не любил дискуссий и часто не затруднял себя высказыванием критических замечаний даже по тем проблемам, о которых он не прекращал размышлять . Эта черта уживалось в нем с тем рвением и азартом, с которым он относился к своей преподавательской деятельности. Жане легко увлекался рассматриваемой темой. Живой, яркий язык виден и в записях лекций. Особый, диалогичный стиль ведения лекции, постановка множества вопросов, использование аналогий, сравнений, помогающих лучше понять суть дела, честное оговаривание неполноты и возможных неточностей в трактовке той или иной темы… – честность исследователя и честность преподавателя были в полной мере свойственны Жане. Его «главной задачей было научить своих учеников самостоятельно мыслить, отталкиваясь от эмпирических фактов» . И сегодня, читая его работы, удивляясь, ища ответы на поставленные вопросы, чувствуешь себя частью аудитории, которой была адресована лекция – не только языковой, но и временной барьер… уходит.

Надо также заметить, что Жане очень критично относился к своим работам. Он характеризовал свои исследования на 11 международном конгрессе в 1937 году в Париже: как чрезвычайно ограниченные и не придавал им статуса истинности, часто подчеркивал гипотетичность общих положений, на основе которых строил те или иные исследования и выводы, он часто возвращался к своим прошлым работам, переосмыслял сделанное.

Дочь Элен вспоминает, что жизнь Жане всегда была насыщенной и активной. Он был совершенно не способен к ничего-не-деланью. Утро было посвящено пациентам в Сальпетриере и maison de sante, после обеда - частные клиенты, а также лекции в Коллеж де Франс, статьи, которые он сам печатал на машинке вечерами и во время отпуска. Летом семья снимала домик в Фонтенбло, куда он приезжал на 2-3 недели. Но и там был оборудован кабинет, в который перевозились из Парижа коробки ценных бумаг, наблюдений, где он работал, прерываясь разве что только для ухода за маленьким уголком сада, прилегающим к дому - воплощение мечты о большой собственности, которой никогда не было. А еще он любил долгие прогулки с детьми на велосипеде или пешком по прекрасному лесу Фонтенбло.

Жане часто мог уйти в себя, казался мрачным, обеспокоенным, молчаливым. Однако это настроение мгновенно проходило, когда он оказывался в веселой компании пусть даже людей, имеющих совсем другие интересы, или же когда собеседник оказывался любознательным и увлеченным. Зимой семья Жане часто устраивала обеды, на которые собиралось много народа - старые друзья, философы, врачи, самые разные люди. И дети особенно любили, когда под вечер оставалось уже лишь несколько самых близких друзей семьи. Дюма устраивался в большом кресле и рассказывал истории или читал своим бархатных голосом стихи, которых знал бесконечно много.

Жане практически никогда ни о ком не отзывался плохо, и очень не любил, когда кто-нибудь из детей отзывался о ком-то нелицеприятно. Одной из самых примечательных его черт была наивность и практически детская непосредственность. Он был практически неспособен к малейшему притворству в социальной жизни, и не мог ни изобразить, ни умерить свое восхищение или энтузиазм. Если беседа была ему скучна, он просто вставал и шел работать за письменный стол или поливать цветы, бросая гостя на других членов семьи. А если его что-то восхищало, ему казалось, что он первый это открыл. Так, досконально исследовав парк Фонтенбло, он "открыл" парк Версаля, о чем рассказывал всем в самых восхищенных тонах. В этом обожании было что-то детское, совершенно спонтанное, непосредственное (Janet-Pichon, 1950). С подобным же энтузиазмом он совершал поездки в Южную и Северную Америку. Сердечный прием и гостеприимство, уважение и почести, с которыми его встречали, вызывали у него восторг. "Они такие милые" - отвечал он на все попытки сподвигнуть его к более обстоятельному описанию и анализу. Одно из самых красочных путешествий было в Мексику, где он должен был прочитать курс лекций в рамках обмена, организованного Жоржем Дюма. Его встречала целая демонстрация. Жане должен был читать лекцию в маленьком городке, в театре, ложи которого были битком набиты индейцами. Жане пришлось попросить оркестр играть только перед и после лекции, а не во время ее, как ему казалось они собирались делать. А на обратном пути представители всех медицинских и пара-медицинских обществ города собрались на вокзале. Жане с женой уже на ступеньках поезда продолжали принимать подарки, выслушивать слова благодарности, обмениваться адресами. А когда поезд потихоньку тронулся, дамы города бросали лепестки роз. Он был очень тронут таким выражение чувств, не обращая внимания, однако, что это было выражением симпатии к французу вообще.

Можно выделить несколько подходов к периодизации творчества Жане. Так, Л.И. Анцыферова говорит о двух основных этапах: основная проблема первого – с конца XIX века до кануна Первой мировой войны – проблема подсознательных явлений в их связи с сознанием; второй период связан с разработкой психологии поведения [Анцыферова, 1969]. Пиаже выделял три периода. Первый, начиная с «Психического автоматизма» (1889), связывался со структурностью, но статичностью, во второй, апогеем которого является работа «Навязчивости и психастения» (1903), ведущую роль берет на себя проблема развития динамической теории по отношении к психическим функциям. И в третий, с “De l’angoisse a l’extase” (1926, 1928), особое внимание уделяется генетическому аспекту . И хотя деление на разные этапы условно, мы будем вслед за Пиаже выделять три основные периода в творчестве Жане, исходя из основных понятий и принципов, к которым прибегал Жане: будем выделять исследование подсознательного – экономическая модель психического – анализ тенденций, психология поведения (создание общей модели). Осознавая всю спорность такого подхода, нам бы все-таки хотелось выделить построение экономической модели как отдельный этап творчества ученого. Хотя энергетические понятия играли существенную роль в концепции Жане на всех этапах работы, им также была создана целостная терапевтическая (в большей степени) и психологическая система психической экономии, которая не сводима ни к исследованию низших форм психической деятельности, ни к психологии поведения и должна быть рассмотрена самостоятельно.

Обращает на себя внимание не только динамика взглядов Жане, но и константы. Они касаются некоторых общих принципов и методов, превалирующей сферы психологического анализа. Так, на протяжении всего творчества основным источником научных построений Жане была клиническая практика, а метод исследования – патологический. Принципы развития, действия и социальности (хотя и в разной мере в разные периоды) были теми направляющими, которыми руководствовался Жане. Отметим также отдельные темы, прошедшие через всю деятельность ученого: проблема веры и убеждений, памяти, личности.

род. 29 мая 1859, Париж - ум. 1947) - франц. психолог и психопатолог; с 1898 - профессор в Коллеж де Франс (Париж); был близок к бихевиоризму, поскольку рассматривал психологию как науку о поведении. Влияние главного произв. Жане "L&evolution psychologique de la регsonnalite" (1929) распространилось далеко за пределы Франции. Кроме того, Жане написал следующие произв.: "L&automatisme psychologique", 1889; "La median psychologique", 1923; "Les debuts de l&intelligence", 1935.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНЕ Пьер

30 мая 1859, Париж - 24 февраля 1947, там же] - французский психиатр и психолог. Получил философское и медицинское образование, работал в клинике Гавра и в парижской клинике Сальпетриер. Наблюдения за пациентами легли в основу его концепций подсознательного, психастении и психологического автоматизма.

Работа «Психологический автоматизм» (1889) была итогом его исследований, проведенных в Гавре в 1882-88, где он применял гипноз для лечения истерических пациентов. В отличие от своих предшественников, сводивших психологический автоматизм к физиологическим механизмам, Жане исследует собственно психические феномены, всегда наделенные хотя бы рудиментарным сознанием. Имеются душевные процессы, которые протекают автоматически, независимо от контроля нашего «Я». Наряду со случаями «полного автоматизма» (каталепсия, искусственный сомнамбулизм) Жане указывает на случаи раздвоения личности, «частичного автоматизма», когда психиатр сталкивается с разного рода сочетаниями сознательного и подсознательного. Он обращается »автоматическому письму», практиковавшемуся спиритами для выявления подсознательного материала. Истерические симптомы он связывает с существованием отколовшихся частей личности (подсознательные фиксированные идеи), которые наделены собственной жизнью и способностью к автономному развитию. Их причиной является травматизирующее событие, которое становится подсознательным, а вместе с тем происходит сужение поля сознания. «Психологический анализ» Жане устанавливает патогенную роль «подсознательных фиксированных идей», но основной причиной истерического невроза он признает врожденную слабую «психическую конституцию» невротика. Концепция «подсознательного» Жане оказала несомненное влияние на психоанализ (хотя Фрейд это отвергал) и всю «динамическую психиатрию». Но столь же несомненны отличия ее от психоанализа, причем не только в энергетической трактовке психики. Хотя Жане признавал значительную роль сексуальности в генезисе неврозов, его концепция «подсознательного» не опирается на какую-либо доктрину о детерминации сознания инстинктивными побуждениями. Теории Жане оказали значительное влияние на французскую психиатрию; его учение об «автоматизме» использовалось А. Бретоном и другими французскими сюрреалистами.

Соч.: Neuroses et idees xes. P., 1898; Les obsessions et la psychastenie. P., 1902; Les meditations psychologiques, vol.1-3. P., 1919; De langoisse a lextase, vol.1-2. P., 1927-28; La force et la faiblesse psychologiques. P., 1930; Les debuts de lintelligence. P., 1935; Les troubles de la personnalite sociale. P., 1937; Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903; Неврозы. М., 1911; Психический автоматизм. М., 1913. Лит.: Роговин М. Пьер Жане.- «Вестник истории мировой культуры», 1960. № б; Eilenherger H. F. The Discovery of the Unconscious. The History and Evolution of Dynamic Psychiatry. N. Y, 1970.

Отличное определение

Неполное определение ↓

», «элементарные, средние и высшие тенденции», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологическая экономия», «психический » и «психическая сила». В этих понятиях Ж. объяснял , психастении, истерии, травматические риминисценции и др., которые трактовались исходя из единства эволюций психических функций в фило - и онтогенезе .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

ЖАНЕ ПЬЕР

(Janet, 1859-1947) - фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов , психастении, психастенического характера, психических автоматизмов и др.). Во 2-й период творчества (с 1920-х) создал оригинальную общепсихологическую концепцию, в которой центральное место занимала категория «действие» . В отличие от бихевиористов, Ж. рассматривал психическое как составную часть поведения (действий). Психическое м. б. «подготавливающей» частью действия ( ), регулятором действий ( ), «неполным» действием ( ). В целом Ж. считает психические процессы человека результатом интериоризации вначале вполне внешних, практических действий, которые имеют социально значимый характер. Так, высшая (специфически человеческая) (память-воспоминание, память-рассказ) появляется как действие, изобретенное людьми в ходе их исторического развития для передачи друг другу важных сообщений, влияния на др. людей, их объединения для выполнения той или иной задачи и т. п. Впоследствии идущий со стороны др. людей приказ совершить акт памяти превращается в самоприказ. Такая память отличается от памяти-«реминисценции» (низшей, непроизвольной памяти) своим произвольным характером. Идеи Ж. оказали значительное влияние на фр. психологию XX в. (Ж . Пиаже , А. Валлон и др.), а также на идеи культурно-исторической концепции Л . С . Выготского . (Е. Е. Соколова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "Жане Пьер" в других словарях:

    ЖАНЕ Пьер - ЖАНЕ, ПЬЕР МАРИ ФЕЛИКС (Janet, Pierre Marie Flix) (1859 1947), французский психиатр и психолог. Родился в Париже 30 мая 1859. Учился в Высшей нормальной школе и Парижском университете, после чего начал работать в области психопатологии в Гавре.… … Энциклопедия Кольера

    Жане Пьер - (Janet) (1859 1947), французский психолог и психопатолог. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Рассматривал психологию как науку о поведении, разработал сложную иерархическую систему форм… … Энциклопедический словарь

    Жане, Пьер

    Жане Пьер - Жане (Janet) Пьер (30.5.1859, Париж, ‒ 24.2.1947, там же), французский психолог и психопатолог. Руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер (с 1890), профессор психологии в Коллеж де Франс (1902‒36). Продолжая работы франц. врача … Большая советская энциклопедия

    Жане, Пьер - ЖАНЕ (Janet) Пьер (1859 1947), французский психолог и психиатр. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшей и низшей психическими функциями. Рассматривал психологию как науку о поведении, разработал сложную иерархическую систему… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЖАНЕ (Пьер) - французский психолог и невролог (Париж, 1859 там же, 1947). Доктор литературы (1889) и медицины (1893), с 1890 г. возглавлял лабораторию патологической психологии в клинике Сальпетриера, а в 1902 г. сменил Рибо на посту заведующего кафедрой… … Философский словарь

    Жане, Пьер Мария Феликс - Пьер Мария Феликс Жане фр. Pierre Marie Félix Janet Дата рождения: 30 мая 1859(1859 05 30) Место рождения: Париж Дата сме … Википедия

    Жане Пьер / Janet, Pierre - (1859 1947). Жане разработал систему психологии и психопатологии, которую он назвал psychologie de la conduite («психология поведения»). Понижение психической энергии играло главную роль в предложенном Жане объяснении психических расстройствПсихологическая энциклопедия

    Пьер Жане - Пьер Мария Феликс Жане (фр. Janet, Pierre Marie Félix, 30 мая 1859, Париж 24 февраля 1947, Париж) французский психолог, психиатр, невропатолог Биография Выпускник Парижского университета, сначала работал в Гавре, затем перебрался в Париж. С… … Википедия

    Пьер Мария Феликс Жане - (фр. Janet, Pierre Marie Félix, 30 мая 1859, Париж 24 февраля 1947, Париж) французский психолог, психиатр, невропатолог Биография Выпускник Парижского университета, сначала работал в Гавре, затем перебрался в Париж. С 1890 года глава… … Википедия

Книги

  • Психологическая эволюция личности , Жане Пьер. "Психологическая эволюция личности"-одна из основных книг французского психолога и психотерапевта Пьера Жане, одного из ведущих французских психологов первой трети XX века, создателя…

(1859-1947) – французский психолог, психиатр и невропатолог. Доктор медицины (1889), профессор (1902). Академик (1913) и президент (с 1925) Парижской академии моральных и политических наук. Действительный и почетный член ряда иностранных академий. Окончил медицинский факультет Парижского университета. Усиленно изучал философию, которую с 1881 преподавал в Гаврском лицее. Ориентировался преимущественно на позитивистские воззрения. Активно занимался исследованиями в ряде областей психологии и религиоведения. Под руководством Шарко в 1879-1885 исследовал истерию и истерический паралич. Считал, что суть истерии составляют своеобразное сужение поля сознания, расщепление сознания и выпадение части психофизических проявлений из-под контроля сознания. В 1889 опубликовал работу «Психический автоматизм», в которой изложил свою концепцию высших (творческих, синтезирующих) и низших («автоматических») функций психики. В 1890 по приглашению Шарко возглавил психологическую лабораторию психиатрической больницы Сальпетриер, в которой около 50 лет занимался исследованием и врачеванием неврозов. В 1895 по рекомендации Т. Рибо начал работать на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс. Вскоре возглавил эту кафедру и руководил ей до 1934. В 1904 совместно с Ж. Дюма основал журнал «Нормальной и патологической психологии» – один из ведущих психологических журналов Франции. На протяжении многих лет читал различные курсы лекций по психологии в Сорбонне и ведущих университетах Аргентины, Бразилии, Канады, Мексики и США. Предложил трактовку психологии как объективной науки о человеческих действиях. Выработал представление о психике как сложной, иерархизированной энергетической системе, обладающей определенной степенью психического напряжения В 1892 опубликовал капитальное исследование истерии «Ментальное состояние истериков» (в 2-х тт.). Разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. В 1894 ввел в оборот понятие «психастения». Выделил психастению в качестве самостоятельной формы психических заболеваний и создал биопсихологическую теорию психастении. В исследованиях психологии личности особое значение придавал проблемам единства, различения и индивидуальности. Практиковал лечение сном и гипноз. Признавал главенство психологического фактора в гипнозе. Оказал существенное воздействие на формирование представлений Фрейда и И. Брейера о природе психики и неврозов. Считается предшественником психоанализа в трактовке истерии, роли бессознательного в неврозах и др. проблем. Отдавая должное отдельным достижениям психоанализа, в целом относился к нему критически. Полемизировал с Фрейдом и др. психоаналитиками. Отверг психоаналитическую идею о психосексуальной травме как главной причине неврозов. Сыграл значительную роль в развитии психологии, психиатрии и психотерапии. Автор книг: «Неврозы и фиксированные идеи» (1898), «Навязчивые состояния и психастения» (2 тт., 1903), «Неврозы» (1909), «Психологические способы лечения» (3 тт., 1919), «От тревоги к экстазу» (2 тт., 1926-1928), «Эволюция памяти и понятие времени» (1928), «Психологическое развитие личности» (1929), «Любовь и ненависть» (1932), «Истоки интеллекта» (1935), «Пре-дязыковой интеллект» (1936) и др.

В календаре памятных для психологии дат август отмечен днями рождения сразу нескольких выдающихся ученых. Почти обо всех на страницах “Школьного психолога” были в свое время опубликованы биографические очерки, и один из первых (могло ли быть иначе?) был посвящен Зигмунду Фрейду, родившемуся 6 августа 1856 года. Отмечая эту дату, поклонники основателя психоанализа наверняка воздадут ему хвалу и не преминут отметить, какая новаторская, революционная роль принадлежит ему в истории науки.

Менее восторженные специалисты обычно на это замечают, что научный и мировоззренческий переворот, произведенный венским психиатром на рубеже веков, на самом деле произошел не на пустом месте. Высказанные им идеи в ту пору буквально носились в воздухе, более того - высказывались не только им, из-за чего болезненно мнительный Фрейд полжизни провел в ожесточенных спорах о своем приоритете.

Надо признать, что эти споры в итоге увенчались его успехом. Так, сегодня лишь редкие знатоки психологической науки вспоминают о его выдающемся современнике - французском психологе Пьере Жане, который родился тремя годами позже. Пьер Жане почти одновременно с Фрейдом разрабатывал собственную концепцию бессознательного, кое в чем удивительно перекликающуюся с фрейдистской теорией. Говорят: есть люди, забытые незаслуженно, но нет таких, о которых бы незаслуженно помнили. Разумеется, авторитет Фрейда заслужен им сполна. А вот Жане забыт, пожалуй, незаслуженно. Для восстановления справедливости вспомним в майские дни о нем.

СКЛОННОСТЬ К ФИЛОСОФИИ

Пьер Жане родился 30 мая 1859 года в Париже. Его семья принадлежала к обеспеченной французской интеллигенции, многие его родственники были юристами, филологами, инженерами, а его дядя - Поль Жане - довольно известным по тем временам философом. Вероятно, следуя по его стопам, Пьер поступил в знаменитую парижскую Эколь Нормаль, где вместе с ним учились многие юноши, впоследствии прославившие французскую науку. Среди его однокурсников были, в частности, Анри Бергсон и Эмиль Дюркгейм, которые стали известными философами и внесли немалый вклад в развитие психологической науки.

В 1882 году Жане получил ученую степень магистра философии (позже, в 1889 году, ему будет присвоена в Сорбонне докторская степень по литературе, а в 1893 году - и по медицине; вероятно, по сей день такое сочетание оптимально для психолога).

В течение нескольких лет он преподавал философию в Гавре и даже написал собственный учебник, который, однако, особого признания ему не принес. Жане предстояло прославиться как психологу. Но и в этом качестве его характеризуют удивительная глубина и многосторонность научного подхода, а также совершенно особый стиль, во многом, вероятно, обусловленный его личными особенностями.

“Мои научные занятия, - писал он в своей автобиографии (он опубликовал их две - в 1930 и 1946 годах), - оказались результатом конфликта между несовместимыми, различными тенденциями. В детстве я увлекался естественными науками. С раннего возраста я начал интересоваться ботаникой и коллекционировать растения. И каждый год до сих пор пополняю свой гербарий. Эта страсть, определившая мою склонность к анализу, точному наблюдению и классификации, должна была привести меня к карьере натуралиста или врача.

Но во мне была и другая наклонность, так и не нашедшая удовлетворения, слабые отблески которой можно узнать в ее теперешней трансформации. В возрасте 18 лет я был очень религиозен и всегда был подвержен мистическим наклонностям, которые мне, однако, удавалось контролировать. Проблема примирения научной склонности и религиозного чувствования оказалась нелегким делом. Оно могло произойти с помощью усовершенствованной философии, удовлетворяющей как разум, так и веру. Мне не удалось создать этого чуда, но я остался философом”.

БОЛЕЗНЕННЫЙ СПОР

В 1889 году Жане возвратился в Париж и успешно защитил диссертацию “Психический автоматизм (Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности)”, впоследствии опубликованную в виде книги. Докторская степень была ему присвоена по философии, ибо в представлении французской научной общественности той поры психология продолжала оставаться ветвью философских наук (представление, наверное, небезосновательное и, несмотря ни на что, отчасти справедливое и поныне).

В 1890 году Жане получил пост в Парижском лицее, и в том же году Ж.-М. Шарко отдал в его ведение психологическую лабораторию в своей клинике Сальпетриер, где Жане и ранее вел активную клиническую работу, а свои научные взгляды излагал в лекциях, пользовавшихся большой популярностью.

Фрейд, стажировавшийся у Шарко в клинике Сальпетриер, впоследствии утверждал, что никогда даже не сталкивался с Жане и ничего не слышал о его идеях. Однако в “Очерке истории психоаналитического движения” Фрейд не без горечи отмечает: “В Париже, кажется, господствует убеждение, что все верное в психоанализе с небольшими изменениями повторяет взгляды Жане, все же остальное никуда не годится”.

Даже в написанной в 1925 году “Автобиографии” Фрейда читаем: “В то время как я пишу это, из Франции до меня доходят многочисленные статьи из журналов и газет, свидетельствующие о сильном сопротивлении принятию психоанализа, причем часто они содержат самые неверные предположения по поводу моего отношения к французской школе. Так, например, я читаю, что своим пребыванием в Париже я воспользовался для того, чтобы познакомиться с учением Пьера Жане, а затем сбежал, прихватив уворованное. Я должен ясно сказать в связи с этим, что вообще не слыхал имени Жане во время моего пребывания в Сальпетриер”.

Те, кто интересуется подробностями этого болезненного спора о научном приоритете, могут найти подробное изложение ситуации в блестящей работе Генри Элленбергера “Открытие бессознательного” (Ellenberger H.F. The discovery of the unconscious. - N.Y., 1970; первый том этой книги завершает глава, посвященная сопоставлению взглядов Фрейда и Жане), а также в переведенной на русский язык книге Альфреда Лоренцера “Археология бессознательного” (М., 1996).

ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ

В 1893 году Жане защитил медицинскую диссертацию “Умственное состояние истериков”. С декабря 1895 года по август 1897 года он заменял Т. Рибо в Коллеж де Франс и окончательно сменил его там в 1902 году, получив должность профессора психологии.

В 1904 году Жане основал совместно с Ж. Дюма “Журнал нормальной и патологической психологии” и оставался его главным редактором свыше 30 лет. В 1936 году ушел в отставку, но продолжал частную практику и научные исследования.

Жан Пиаже, посвятивший Жане специальную статью, выделяет в его творчестве три периода. Первый начинается работой “Психический автоматизм” и характеризуется некоторой статичностью. Начальная точка второго периода - работа “Навязчивость и психастения” (1903), где внимание Жане уже направлено на динамический аспект психического процесса. Третий период (со второй половины 20-х годов) интересен генетическим анализом разных форм поведения.

МАГИЯ ЗАГАДОЧНОГО

Вполне в духе своего времени Жане на раннем этапе научной деятельности был увлечен исследованием таких процессов, как гипнотизм и внушение мыслей на расстоянии. “Мои первые пробы в изучении расстройств нервной системы путем обследования мистических феноменов и сомнительной реальности не следовало бы, наверное, рассматривать как полностью бессмысленные. Прежде всего потому, что эти странные исследования познакомили меня с такими важными людьми, как Шарко, Рише, Мэйер, Сиджвик, имевшими те же наклонности и интересы. Они поделились собственными идеями и сомнениями, показали свою исследовательскую работу, познакомили с методами... Эти первые работы над чудесами животного магнетизма ориентировали меня на изучение сомнамбулизма и гипнотической практики, которые были чрезвычайно популярны и по крайней мере казались средством подхода к психологическому изучению психической патологии”.

В этот период Жане также формулирует основные методические правила своей работы, которых придерживается и в дальнейшем: 1) обследовать пациента самому, насколько это возможно, без ассистентов и другого рода “посторонних”; 2) точно записывать все, что говорит и делает пациент; 3) учитывать не только актуальное состояние пациента, но и всю историю его жизни и ход предшествующих заболеваний и их лечения.

Сам Жане дает достаточно противоречивую характеристику своим ранним исследованиям и считает, что они были “опубликованы и популяризированы слишком рано и с тех пор цитировались во всех работах, посвященных возможностям человеческой психики. Рассматривая эти цитаты и эти злоупотребления моими прошлыми наблюдениями, я всегда испытывал чувство удивления и сожаления. Странно, что исследователям, с такой методичностью повторявшим эксперименты 1882 года, никогда не приходило в голову написать все еще живущему их автору и спросить, что он о них думает. Я бы ответил уже тогда и еще полнее сейчас, что я сомневаюсь в интерпретации фактов и склонен критиковать их сам и рассматривать как отход от более серьезных и глубоких исследований”.

Нужно отметить, что Жане не просто много работал, обследуя больных, но и серьезно теоретически разрабатывал интересовавшую его тему. Он собрал грандиозную библиотеку по магнетизму и гипнологии, проанализировал множество разнообразных источников. В итоге он пришел к выводу о недостаточности такого подхода и необходимости углубленного изучения неврозов.

Первые результаты этих исследований и послужили основой обобщающего труда “Психический автоматизм”. Большая часть работы основана на изучении клинических случаев четырех женщин, фигурирующих в отчетах как Рози, Люси, Мари и Леони, хотя в исследовании в общей сложности участвовали 19 пациентов с истерией и 8 с эпилепсией.

МЕТОД ЖАНЕ

Научный метод для Жане, как и для большинства исследователей того времени, заключался в сочетании анализа и синтеза. Первоочередной задачей оказывался анализ, а соответственно - и вопрос о первоэлементах. Многие философы и психологи пытались реконструировать психику с помощью анализа и синтеза, используя в качестве базового элемента ощущение. Жане же начинает с выделения не чистого ощущения, но действия и считает невозможным отделение сознания от активности. Здесь Жане обращается к таким динамическим понятиям, как психическая сила и слабость, без которых немыслима активность, деятельность.

Первой пациенткой, на которой им был продемонстрирован метод психологического анализа, была некая Марсель. Жане попытался проранжировать ее симптомы по степени их глубины.

Поверхностный уровень составляли особенности, сравнимые с результатами гипнотического внушения; средний - импульсы, которые Жане приписывал действию неосознанных фиксированных идей, исходящих из определенных травмирующих воспоминаний; наиболее глубинный уровень - наследственные факторы, перенесенные тяжелые заболевания, ранние травматические события. (Вам это ничего не напоминает? И не только вам! Недаром так кипятился венский патриарх...)

За психологическим анализом должен следовать психологический синтез, то есть реконструкция хода болезни. Такое взаимодействие анализа и синтеза в ходе работы с невротическим пациентом выступает отличительной, самобытной чертой метода Жане.

Основным результатом психологического анализа является открытие неосознанных фиксированных идей и их патогенной роли (!). Их причина - травмирующее или пугающее событие, ставшее бессознательным и замещенное симптомами (!!). Процесс замещения, по Жане, связан с сужением поля сознания. Неосознанные фиксированные идеи являются как причиной, так и результатом психологической слабости. Для излечения мало перевести их в план сознания (становясь осознанной, идея рискует приобрести статус навязчивости - !!!). Необходимо разрушить патогенную идею путем диссоциации или трансформации. Поскольку она является частью заболевания, ее устранение должно сопровождаться синтетическим лечением, переобучением или другим умственным тренингом.

Во втором периоде творчества Жане рассматривал две формы невроза - истерию и психастению. Его концепция неврозов сочетает психогенный компонент (исходящий от жизненных событий, фиксированных идей) и органический фактор. Жане предлагает двухуровневую модель этих расстройств: первый уровень связан с фиксированными идеями (неосознанными у истерика и осознанными у психастеника), а второй, глубинный, заключается в расстройстве некоторых базовых функций (сужение поля сознания у истерика и расстройство функций реальности у психастеника). Важно отметить, что, изучая поведение больных, Жане интересовался и гораздо более широким кругом явлений психической жизни, избегая, однако, смешения нормы и патологии.

ПЛОДОТВОРНЫЕ ИДЕИ

Последний период творчества Жане ознаменовался построением того колоссального психологического синтеза, который должен логически следовать за психологическим анализом (только уже не применительно к анализу невроза, а к осмыслению психологической науки в целом).

Сам Жане подчеркивал, что к ХХ веку было написано огромное количество психологических по своей сути монографий на частные темы и пришла пора систематизации и объяснения полученных данных. Он как раз и пытался создать такую модель и использовал в ней данные не только из психологии взрослого человека и психопатологии, но и из детской психологии, этнопсихологии, психологии животных. Им была создана система, в рамках которой получили свое освещение практически все психические явления. Материал этого колоссального синтеза не был собран в одной работе, он представлен рядом публикаций конца 20-х-начала 30-х годов.

Своей интенсивной педагогической, практической, научной деятельностью Жане способствовал развитию современной психологии. На него неоднократно ссылается К.-Г. Юнг (лекции Жане он посещал в Париже во время зимнего семестра 1902/03 года).

Влияние “Психического автоматизма” Жане ощутимо в методе рассмотрения Юнгом человеческой психики как состоящей из ряда “подсознательных личностей” (у Жане - “единовременные психические существования”). То, что Юнг назвал “комплексом”, первоначально было не чем иным, как эквивалентом “подсознательной фиксированной идеи” Жане.
Работы Жане оказали также значительное влияние на индивидуальную психологию А. Адлера. Он признавал, что его работа о чувстве неполноценности была развитием наблюдений Жане. Впрочем, как знать не были ли эти признания “отступников” сделаны в пику Фрейду, категорически отказывавшемуся признать какую бы то ни было преемственность идей французского коллеги...

В России вышли в переводе на русский язык “Психический автоматизм” (1913), “Неврозы” (1911), “Неврозы и фиксированные идеи” (1903). В сборнике “Новые идеи в философии” за 1914 год была напечатана его статья “Подсознательное”.

Российские ученые старших поколений были знакомы с его трудами и идеями. Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин, формулируя свои представления об интериоризации, ссылаются на работы Жане.

А.Н. Леонтьев обращается к его исследованиям при рассмотрении социально-ориентированных направлений в психологии. Однако не переиздававшиеся с тех давних пор работы Жане сегодня труднодоступны, и многие современные психологи даже не слышали его имени.

НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ЗАБВЕНИЕ

Пьер Жане умер в Париже 24 февраля 1947 года. В это время газеты из-за забастовки печатников не выходили. В изданиях, вышедших только в конце марта, после окончания забастовки, факт смерти выдающегося психолога был отмечен двухстрочным упоминанием среди прочих заметок на различные темы.

В 1956 году в связи со 100-летием Фрейда в клинике Сальпетриер была установлена мемориальная доска в память о его визите. Но никому не пришло в голову три года спустя, в день столетия Жане, установить здесь мемориальную доску в его честь (хотя именно в Сальпетриер он проработал несколько лет и провел здесь огромную часть своих исследований).

В 1960 году, когда был выпущен памятный том, посвященный юбилею коллежа Сент-Барб, где он получил образование перед поступлением в Эколь Нормаль, имени Жане не оказалось в списках знаменитых людей, учившихся там.

И тем не менее бесспорно, что Пьер Жане - один из выдающихся психологов. Он считал необходимым разрабатывать психологию как объективную науку и всей своей деятельностью способствовал этому. И справедливо звучат слова Генри Элленбергера: “Труды Жане можно сравнить с огромным городом, погребенным под пеплом, подобно Помпее. Судьба всякого погребенного города неопределенна. Он может на века остаться сокрытым, хотя его и грабят мародеры. Но когда-нибудь он может выйти на свет, вернуться к жизни...”