Чарушин кошка маруська краткое содержание. Конспект занятия по развитию речи по чтению рассказа Е
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пёстрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович её очень плохо кормил.
Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту. Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки её не видели, уйдёт она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.
Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.
Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнёзда разоряет — живёт в своё удовольствие.
А хозяин её — Никита Иванович Пистончиков — о ней совсем и забыл.
Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське.
Потом и настоящая зима настала. Мыши стали жить под снегом. Редко-редко когда выбегут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои подснежные ходы-переходы. Плохо тут пришлось Маруське. И холодно и голодно. Как прокормиться?
Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждёт, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.
Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.
Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружьё, взял мешок для добычи и пошёл на лыжах в лес.
Идёт он по лесу и разные звериные следы разбирает.
Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву по снежку проскакала.
Проходит он мимо высокой, толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвёт, шипит, ворчит. Никита хвать зверя обеими руками — так вместе с шапкой и снял с головы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пёстрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.
— Эх ты,— засмеялся Никита Иванович,— горе-охотник! Заячью шапку с зайцем спутала.
Пожалел он её, принёс домой и с тех пор стал кормить как следует.
Волчишко
Жил в лесу волчишко с матерью.
Ушла мать на охоту.
Поймал волчишку человек, сунул в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез.
В одну сторону посмотрел, испугался — человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс, зубы скалит.
Совсем забоялся волчишко, полез в мешок обратно, да не влезть, лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит. Прыгнул на стол, блюдце свалил.
Разбилось блюдце.
Пёс залаял.
Человек закричал громко:
— Ха! Ха! Ха! Ха!
Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать.
Кресло посреди комнаты стоит.
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
Пёс вокруг кресла бегает.
Человек в кресле сидит — дымит.
А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот защурился. Коты — они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишко осмотреться.
Походил, походил, сел — завыл.
Пёс залаял.
Кот на стол прыгнул.
Человек на кровати сел. Замахал руками закричал.
Волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Волчишко вылез из-под кресла, подполз к двери, а дверь-то открыта!
Он из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле.
А за полем лес. Так и убежал волчишко.
Путешественники
У моего приятеля жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и вздуривали — носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, и прыгают ему, сонному, прямо на лицо.
А однажды ночью лисёнок, играючи, даже схватил его за нос.
С тех пор приятель спал, засунув голову под подушку. Даже до сих пор у него сохранилась эта привычка. И лисят давно нет, и живёт он в другой квартире, и прыгать ему на лицо некому, а спит он по-старому, плотно закрывшись подушкой.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! — и-по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! — он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба уж таскают друг друга за шиворот.
Лисята нашли себе игрушку. Игрушка эта — фарфоровое блюдце.
Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу — туда- сюда, взад-вперёд. Звон стоит как в посудной лавке.
Однажды мой приятель очень испугался. Проснулся он утром и вдруг видит: по комнате скачет его высокий охотничий сапог, так вот и скачет — сам по себе. Перевёртывается, перекатывается.
Что за чудо такое? Потом присмотрелся он и заметил: из голенища торчит кончик пушистого хвостика. Тут приятель и догадался, что это лисёнок залез в его сапог как в норку и там застрял. Он скорей лисёнка схватил за хвост и вытащил из сапога.
Жили-жили эти лисята у моего приятеля и вдруг потерялись!
Как-то пришёл приятель со службы домой и свистит:
— Фить, фить! Эй, братцы, налетайте! Я вам телячьей печёнки купил!
А никто и не налетает, и никто к нему и не приходит. Нет лисят.
Куда же они подевались?!
Стал приятель их искать...
Заглянул на шкаф — на шкафу их нет.
Полез за комод — и там нет никого, и под стульями нет, и под кроватью.
Посмотрел и в сапогах. Сапоги пустые.
Удивился мой приятель, не знает, что и думать.
На самом деле, куда же могли убежать его лисята из запертой комнаты?
Но тут он взглянул на свою печку с раскрытой дверцей и сразу догадался. Выбежал скорей на лестницу и позвонил в соседнюю квартиру. Дверь ему открыли, спрашивают:
— Вам кого надо?
— Да мне зверей своих надо от вас взять. Они, наверно, к вам убежали.
— Звери! Какие звери? Никаких у нас зверей нет!
Перепугались соседи.
А приятель вошёл к ним в комнату, подошёл к печке. Она была вделана в этой же стене, только с другой стороны. Открыл печной душник и засвистал и закричал:
— Фить! Фитъ! Фить! Эй, звери, вылезайте! Я вам телячьей печёнки купил.
И тут заскреблось что-то в стене, зацарапался кто-то в дымоходе.
Соседи совсем перепугались, а соседка старушка даже перекрестилась и говорит:
— О господи, уж не змеи ли у нас там ползают?
А из открытого душника высунулись разом две звериные мордочки, чёрные все, в саже, и глазки у них блестели, как две бусинки.
Схватил мой приятель их за шиворот и унёс домой.
Ведь вот какие ловкачи: забрались в печку и стали лазать по дымоходам, как в лесной норе. Ну и путешественники.
Друзья
Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.
Он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.
А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку было от роду один месяц.
Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком и играют вместе.
Очень занятно они играли! Лисёнок лазил и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз.
А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят, поспят, отдохнут и снова начинают гоняться друг за другом.
Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском, будто мяукал.
Всё лето щенок и лисёнок проживали вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончим, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу,— думает,— его на цепи до середины зимы, а потом продам в город на шкуру».
Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.
Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит — а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.
«Ну,— подумал лесник,— теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю, как дикую».
Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.
— Ищи, — говорит,— Огарок. Ищи своего приятеля.— И показал лисьи следы на снегу.
Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далекодалеко в лес, еле его слышно.
Вот он и совсем замолк. А вот и снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.
Лесник спрятался за ёлку на опушке, взвёл курки на ружье. И вот видит, выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу.
Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять? Ведь собаку убьёшь!
Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и тявкает и ловит шутя лисий хвост.
— Эх вы, чертенята! — сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой.
Так и жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем.
А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц.
Видно, все лисицы ему стали друзья.
Медвежата
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.
В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.
Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.
Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила
и тряпочками заткнула.
Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.
Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был
на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.
Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.
Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.
К весне подросли, окрепли медвежата.
А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.
Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
Стала она их гнать из избы: «Играйте, мол, на улице. Озоруйте там, сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше».
Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.
Хозяйка спрашивает:
— Вы что там, озорники, опять наделали?
А они молчат, конечно,— сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.
Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.
Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:
— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.
— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.
Взмолится хозяйка:
— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.
А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.
Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.
Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть.
Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:
— Где твои медвежата?
— Да на воле,— говорит,— балуются.
Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.
И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.
Бац! С крыши свалился.
Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.
Я скорей в избу — спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!
Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.
А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.
Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.
А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить:
— Сделай, — говорит,— милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.
Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.
Лес им чужой, страшный.
Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.
Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.
Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.
Пищик
Я давно слыхал, что охота на рябчиков бывает «на пищик». Это вот как: делается маленькая свистулька из жести, из меди или птичьей косточки, пустой внутри.
Охотник идёт в лес, в тихие густые заросли, где скрытно и тайно живут рябчики; хорошо, если там какой-нибудь ручеёк или канавка. Тут надо сесть поудобнее и манить — подсвистывать в эту свистульку, и рябчик непременно подлетит.
Я достал замечательный пищик. Он был из жёлтой трубочки-кости от тетеревиной ножки, весь вделан в серебро, — и самая дырочка, куда свистишь, в серебре, чтобы нечаянно не раздавить косточку зубами, и конец пищика в серебряном филигранном футлярчике. А футлярчик с кольцом для цепочки или верёвочки.
Я научился свистеть по-рябчиному. Надо дать сначала два длинных спокойных посвиста — и потом конец песенки — ещё один посвист с коротенькими отрывистыми свистками. Получается так: пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик-ки-ки-ки-кик! Всё дело в конце песни. Пересвистишь — это ты на драку зовёшь, а не самочка подзывает. Укоротишь — и совсем ни на что не похоже,— вроде как синицы балуют. Надо знать точно.
И вот сижу я под сосенкой в глухом лесу. Прислонился к ней. Ружьё у меня на коленях. Кругом деревья стоят. Тихо, ни ветра, ни шелеста.
Вынул я свою дудочку-свистульку, сунул в рот и позвал: «Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик- ки-ки-ки-кик!» Послушал. Никто не летит ко мне. Я вынул изо рта свистульку, подержал в руке — полюбовался. Эх! Хороша работа!
Снова сунул пищик в рот. Снова позвал: «Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик-ки-ки-кик!». Ещё раз свистнул. Ещё раз поманил — нет никого. Снова смотрю на серебряную мою свистульку, любуюсь ею, рассматриваю, в руке на ладошке держу.
И вдруг! Эта-то свистулька из моей ладони, как птица из гнезда, как запоёт: «Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик-ки-ки-ки-кик»! Ух, как я испугался! Пальцы растопырил, будто обжёгся. Упала свистулька рядом с какой-то шишкой, на земле лежит и... опять поёт. И тут совсем как в сказке получилось: появился, прямо встал передо мной, вот тут рядом, у моей ноги лесной петушок. Осанка горделивая, сам в валенках,— у него мохнатые ноги, вместо гребня чёрный хохолок. Хвост свой развёл веером, и каждое пёрышко у него расписное — в пятнышках, в полосках.
Посмотрел на меня петушок из-под красной бровки чёрным блестящим глазом — удивился.
А я как пень сижу — замер. И тут я, видно, или рот раскрыл от удивления, или глазами заморгал. Петушок сразу и распознал, что я не пень, а живой человек. И будто на него шапку-невидимку надели — юркнул, наверно, за пенёк, пробежал за дерево, ещё за другое, за ним поднялся и улетел совсем.
А я стал смеяться. Сижу и смеюсь от всей души. Смеюсь над тем, как я рябчика обманул, и как меня рябчик перехитрил, и как свистулька лежала рядом с шишкой и сама свистела.
Лесной котёнок
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка,— шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты. Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего. Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов- комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал, наконец, на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
Яшка
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка- вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха.
Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю,— чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное.
Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину. Какая интересная и умная птица!
А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.
И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать.
После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.
Вот вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали.
— Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверное, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу.
Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
Глупые обезьянки
Две обезьянки-матери кормили своих детёнышей. Одна мартышка была старая, опытная мать, она крепко держала на руках своего маленького, а другая, молодая мартышка, всё время дремала. Сидит она, сидит, руки у неё разжимаются, опускаются — вот-вот её ребёнок вывалится из рук и упадёт сверху на пол.
Увидала это старая мартышка и дёрнула её за ухо.
Мол, просыпайся. Ты что?
Молодая мартышка проснулась, подхватила покрепче своего ребёночка и уселась поудобнее.
Снова сидят рядышком две матери-обезьяны и кормят своих ребят.
Немного погодя молодая опять стала клевать носом — засыпать. Вот-вот уронит ребёнка.
Тогда старая обезьяна ткнула её легонько в бок кулаком.
Молодая вздрогнула, выпрямилась и обняла детёныша своими чёрными маленькими ручками.
— Посмотрите, посмотрите, — заговорили люди, которые стояли около клетки,— какие эти обезьянки умные. Как они друг друга учат. Совсем-совсем как настоящие люди.
Но тут молодая обезьянка опять заснула — не выспалась она, что ли? И старая обезьянка изо всех сил дёрнула её за хвост.
И поднялась тут драка! Да какая драка! Настоящая обезьянья!
Обе мамаши на верхней полке тузят друг друга кулаками, дёргают за хвосты, таскают за волосы, про своих ребят совсем забыли. Ребята у них давно свалились на пол — ушиблись, плачут. А мамаши гримасничают, зубы скалят, друг на друга, как петухи, налетают.
Вот тебе и умницы!
Свинья
Знаешь ли ты, как делают деревянные ложки?
Сначала осину или берёзу распилят на коротенькие полешки, потом полешки колют на баклуши, а потом теслом теслят — долбят ямку в ложке. А потом уж острым ножом состругивают лишнее и ровняют.
Коры и стружки от этой работы получаются прямо горы.
У меня есть знакомый ложечник Егорыч.
Егорыч — бобыль. У него никого нет на свете. Живёт он один и каждую весну уходит глубоко в лес. Живёт там в шалаше у озера и стругает свои ложки. Съестное Егорыч в свой шалаш завезёт ещё по снегу зимой, потому что летом по болотам трудно добраться.
Весной в лесу есть и своя еда — лесная. Весной ёлка цветёт. На еловых лапах растут красные столбики. Их можно есть.
Бывает сосновый и еловый огурец. Между старой, твёрдой корой и древесиной — слой молодого дерева. Этот слой отдирается пластами. Прозрачный и, верно, хрустит на зубах, как огурчик.
А у болот растут хвощи. Это такая трава, похожая на ёлочки. В наших краях хвощи зовутся пестами. Потому что хвощ похож на пестик. Он ещё не распустился в ёлочку и торчит из земли столбиком. Эти песты надо собрать, посолить и зажарить в масле на сковороде. Получается очень вкусно. Похоже на печёнку.
Я охотился в этих лесах и завернул к Егорычу переночевать. Он мне обрадовался, подарил красивую ложку, у которой на черенке была вырезана рыба щука, а сама ложка расписана цветами. Угостил меня чайком да жареными пестами и рассказал мне интересную историю.
— Вот слушай, — сказал мне Егорыч, когда мы закурили после чаю махорку и разлеглись в шалаше на сенниках.— Нынче весной пришлось мне много сделать ложек. Щепок да стружек осиновых, наверно, воза два я свалил у озера. Я это к тому говорю, что не будь этой стружки, ничего бы не случилось.
Сижу я как-то вечером в шалаше и стругаю ложки. Хотел закурить, чиркнул спичкой... Вдруг как затрещат сучья в лесу. Видно, какой-то зверь убежал.
А ночью на рассвете слышу: кто-то ходит. Осторожно ходит у шалаша. То веточка хрустнет, то камушек покатится.
Ну, думаю, не злой ли человек пришёл, бродяга, а может — медведь?
Взял я топор в руки и вышел. Никого нет.
Вторую ночь опять кто-то ходит.
Чурбашки мокли в корыте. Чурбашки, слышу, застучали, и вода заплескалась, а потом на берегу озера зачавкали ноги по сырой земле.
И всю ночь там кто-то ходил.
Вот я утром встал раненько и смотрю: на берегу озера следы, ну совсем такие, будто свинья ходила.
Я хоть и не охотник, но вижу: два копытца есть на каждой ноге. Ну, раз свинья, так свинья, пускай ходит. Только удивительно, думаю, как это свинья зашла так далеко в лес. Ведь от деревни до меня двенадцать километров. Наверно, голодная эта свинья. Надо, думаю, её в сарай на ночь запирать. Волков, правда, у нас нет, но медведь бродит.
Выстроил загородку и приделал западню: как свинья войдёт в хлев, ступит ногой на доску, тут сзади неё двери и закроются.
Я положил в этот сарай два ломтя хлеба и поставил корыто с пойлом.
Ну, думаю, моя сейчас свинья!
Этой ночью опять свинья бродила вокруг шалаша, опять зачем-то пила горькую воду из корыта, где мокли осиновые чурбашки.
Ходила свинья вокруг да около, а в сарай и не заглянула.
Тогда я днём набросал хлеба у сарая, кусочек к кусочку. Сделал хлебную дорожку от корыта до сарая. Сосчитал, так вышло тридцать четыре хлебных кусочка.
Ну, думаю, уж сейчас-то непременно зайдёт свинья в сарай. Будет кусочек за кусочком подбирать и попадётся.
Наутро смотрю: в сарае никого нет, а кусочков стало меньше — двадцать девять штук.
Вот ночью слышу: хрустит свинья как раз у окошечка, что-то жуёт.
Я потихоньку выглянул и вижу: да ведь это не свинья! Это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка.
Пригляделся и узнал: это лосёнок.
А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.
Эх, вот бы мне его поймать!
Я немного выглянул и стал причмокивать губами, звать его. Потихоньку-потихоньку, чтоб не пугать.
Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел ко мне в окно да как прыснет в туман. Грязь прямо мне в лицо шлёпнулась, затрещали сучья — и нет никого. Только дыра в тумане осталась, заплывает.
Но я всё-таки этого лосёнка поймал — не на хлеб, а на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем.
Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка. Не иначе — медведь съел его мать или какой-нибудь вредный охотник застрелил матку на мясо.
Лосёнок научился есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее — и ест лосёнок пожаднее. Видно, соль ему очень нравилась.
Вот так мы и жили. Я ложки стругаю, лосёнок кашу ест с солью да горькие стружки сосёт.
Однажды заглянул я как-то в ларёк, а муки да крупы у меня уж немного. Я и выпустил лосёнка из стойла.
И что бы вы думали? Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый! Пришёл в шалаш и стонет, по-лосиному мычит: ых! ых! ых! Просит соли.
Так жили мы с лосёнком целое лето.
А к осени ушёл лосёнок. Видно, в лесу увидел своих, пристал к ним и ушёл.
Епифан
Xорошо и привольно на широкой Волге- реке.
Посмотри, ширина-то какая! Ведь другой берег еле видно! Блестит эта живая, текучая вода. И всё небо в эту воду смотрится: и облака, и голубая лазурь, и кулички, что, пересвистываясь, перелетают кучкой с песка на песок, и стаи гусей и уток, и самолёт, на котором человек куда-то летит по своим делам, и белые пароходы с чёрным дымом, и баржи, и берега, и радуга на небе.
Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут — тоже ходят и двигаются, как всё кругом...
Хорошо-хорошо на Волге-реке!
Вот там, на Волге, в сторожке, на самом волжском берегу — в крутом обрыве, живёт сторож-бакенщик. Посмотришь с реки — увидишь только одно окно да дверь. Посмотришь с берега — одна железная труба торчит из травы.
По Волге день и ночь бегут пароходы, пыхтят буксиры, дымят, тянут за собой на канатах баржи-беляны, везут разные грузы или тащат длинные плоты.
Медленно поднимаются они против течения, шлёпают по воде колёсами. Вот идёт такой пароход, везёт яблоки — и запахнет сладким яблоком на всю Волгу. Или рыбой запахнет — значит, везут воблу из Астрахани. Бегут почтово-пассажирские пароходы, одноэтажные и двухэтажные. Но быстрее всех проходят двухэтажные скорые пароходы с голубой лентой на трубе. Они останавливаются только у больших пристаней, и после них высокие волны расходятся по воде, раскатываются по песку.
Старый бакенщик расставляет по реке около мелей и перекатов красные и белые бакены. Это такие плавучие плетёные корзины с фонарём наверху. Бакены показывают верную дорогу.
Вечером старик ездит на лодке, зажигает на бакенах фонари, а утром тушит. А в другое время старик бакенщик рыбачит.
Он — завзятый рыбак.
Однажды старик рыбачил весь день. Наловил себе рыбы на уху: лещей, да подлещиков, да ершей. И приехал обратно. Открыл он дверь в сторожку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость пришёл!
На столе рядом с горшком картофеля сидит белый-белый пушистый кот.
Гость увидал хозяина, выгнул спину и стал тереться боком о горшок.
Весь свой белый бок испачкал в саже.
— Ты откуда пришёл, из каких местностей?
А кот мурлычет и глаза щурит и ещё больше себе бок пачкает, натирает сажей. И глаза у него разные. Один глаз совсем голубой, а другой совсем жёлтый.
— Ну, угощайся,— сказал бакенщик и дал коту ерша.
Кот схватил в когти рыбку, поурчал немного и съел её. Съел, облизывается — видно, ещё хочет.
И кот съел ещё четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой.
И так ему, видно, тут понравилось, что он остался насовсем жить у старика.
А старик бакенщик и рад. Вдвоём куда веселее!
Так и стали они жить.
Бакенщику не с кем было раньше поговорить, а теперь он стал разговаривать с котом, назвал его Епифаном. Не с кем было раньше рыбу ловить, а теперь кот стал с ним на лодке ездить.
Сидит в лодке на корме и будто правит.
Вечером старик говорит:
— Ну, как, Епифанушка, не пора ли нам бакены зажигать — ведь, пожалуй, скоро темно будет? He зажжём бакены — сядут наши пароходы на мель.
А кот будто и знает, что такое бакены зажигать. Идёт он к реке, залезает в лодку и ждёт старика, когда тот придёт с вёслами да с керосином для фонарей.
Съездят они, зажгут фонари на бакенах — и обратно.
И рыбачат они вместе. Удит старик рыбку, а Епифан сидит рядом. Поймалась маленькая рыбка — её коту. Поймалась большая — старику на уху.
Так уж и повелось.
Вместе служат, вместе и рыбачат.
Вот однажды сидел бакенщик со своим котом Епифаном на берегу и удил рыбу. И вот сильно клюнула какая-то рыба. Выдернул её старик из воды, смотрит: да это жадный ершишка заглотил червяка. Ростом с мизинец, а дёргает, как большая щука. Старик снял его с крючка и протянул коту.
— На, — говорит,— Епифаша, пожуй немножко.
А Епифаши-то и нет.
Что такое, куда девался?
Потом видит старик, что его кот ушёл далеко-далеко по берегу — белеется на плотах.
«С чего это он туда пошёл, — подумал старик,— и что он там делает? Пойду взгляну».
Смотрит, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргнёт. А когда рыбёшки выплывут стайкой из-под бревна, он — раз! — и подцепит когтями одну рыбку.
Очень удивился старик бакенщик.
— Вот ты какой у меня ловкач, — говорит,— ай да Епифан, ай да рыбак! А ну, поймай-ка, — говорит,— стерлядку на уху, да пожирнее.
А кот на него и не глядит.
Рыбку съел, перешёл на другое место, снова лёг с бревна рыбу удить.
С тех пор так они и ловят рыбу: врозь — и каждый по-своему.
Рыбак снастями да удочкой с крючком, а кот Епифан лапой с когтями.
А бакены вместе зажигают.
Цель: приобщение детей к художественной литературе, через знакомство с рассказом Е. И. Чарушина «Кошка», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей слушать и понимать содержание рассказа.
- Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа предложением.
- Пояснить детям значения слов «фыркать, пыжиться, топорщиться».
- Уточнить знания детей о кошке (чем питается, где живет),как зовут детёнышей кошки и о еже (где живет).
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание и память.
- Развивать диалогическую речь, в процессе беседы по содержанию рассказа.
- Развивать общую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение к животным.
- Формировать навыки культурного поведения — здороваться с гостями.
Развивающая предметно-пространственная среда к НОД:
Игрушка ёжик, корзинка, картинка по тексту рассказа Е. Чарушина «Кошка».
Конспект НОД по художественной литературе во 2 младшей группе ДОУ «Чтение рассказа Чарушина «Кошка»
Ход НОД
Воспитатель:
Дети, мне кажется, у нас в группе раздаются какие-то странные звуки, послушайте.
Дети прислушиваются.
Воспитатель:
Кажется, эти звуки доносятся из приёмной, давайте посмотрим.
Дети находят ёжика в корзинке.
Воспитатель:
Дети, пройдём в группу и посмотрим, кто сидит в корзинке.
Дети проходят в группу и рассаживаются на стулья.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, кто там спрятался. Здравствуй ежик. Поздоровайтесь, ребята, ежик у нас первый раз, а мы вежливые ребята.
Дети здороваются с ёжиком.
Воспитатель:
Ежик, а чем же ты не доволен, ты что заблудился?
Ёжик:
Да, я заблудился.
Воспитатель:
Не переживай, мы поможем отыскать твой домик.
Воспитатель:
Ребята, я услышала, что кто-то тоже фыркает и пыхтит в спальне. А вы знаете, кто еще может фыркать как ежик? (ответы детей).
Воспитатель:
Давайте я вам прочитаю рассказ, и вы узнаете кто это. Только внимательно слушайте его. И ты ежик слушай
(Читает с выражением рассказ Е. И. Чарушина «Кошка»).
Воспитатель: Дети о ком этот рассказ? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, а написал рассказ Е.И. Чарушин и называется он «Кошка».
Воспитатель: Давайте с вами поиграем.
Физ. минутка на стульчиках
Покажем, как кошка вытягивает лапки.
Покажем, как кошка умывает лапкой мордочку.
Воспитатель: Послушайте ещё раз внимательно рассказ Е. Чарушина «Кошка» (второе чтение рассказа).
Воспитатель: Дети, вам понравился рассказ? А тебе ежик? (показывает иллюстрацию с кошкой и задает вопросы):
1) Это кто?;
2) Как звали кошку?;
3) Что сделала кошка?;
4) Чем хозяйка накормила кошку?;
5) Кошка Маруська одна или у нее кто-то есть?;
6) Что делает котеночек?
Воспитатель:
(поясняет слова: фыркает, пыжится, топорщится).
Воспитатель:
Вот мы и узнали, кто умеет фыркать так же, как ежик.
Физ. минутка:
Дети встают в круг и передают клубочки друг другу, ходят по кругу на носочках, имитируя кошку, выпускают коготки, выгибают спинку.
(После физминутки дети садятся на свои места).
Воспитатель: Как называется рассказ, который я вам читала? Ответы детей.
Воспитатель:
Дети, а ежик ничего не знает про кошку, давайте расскажем ему.
Воспитатель:
Ребята, чем питается кошка?
Где живет кошка?
А у кого-нибудь из вас дома живет кошка?
(На каждый вопрос спрашиваю 2-3-х детей)
Воспитатель:
Дети, кошка дикое или домашнее животное? Ответы детей
Воспитатель:
Дети, ежик это лесное животное.
Ёжик:
Спасибо, дети, теперь я знаю, кто может фыркать. Вы добрые внимательные ребята. До свидания
(ежик прощается с ребятишками, воспитатель сажает его в коробку)
Воспитатель: Я отвезу ёжика в лес.
КОШКА
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Наталья Лекомцева
Конспект занятия по развитию речи по чтению рассказа Е. Чарушина «Кошка» в первой младшей группе
Занятие по развитию речи в 1-ой младшей группы .
Тема : чтение рассказа Е . Чарушина «Кошка »
Цель : учить детей четкому произношению звукоподражаний, употреблению в речи слов , характеризующих существенные признаки животных, элементарных сравнительных и обобщающих оборотов; формировать умение внимательно рассматривать сюжетную картинку и отвечать на вопросы
Материал : мольберт с иллюстрацией кошки с котенком .
Предварительная работа : рассматривание изображения домашних животных.
Ход занятия.
1-я часть. Организационный момент.
Педагог с помощью игрушки-кошки приглашает детей :
Ребята, кошка Маруська позвала нас к ней во двор. Давайте сядем на поезд и поедем!
Дети строятся паровозиком и под музыку со словами «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…» отправляются во двор.
2-я часть. Основная.
Воспитатель :- А вот ребята и двор кошки Маруська . Садитесь поудобнее на стульчики, кошка мурка вам , что то хочет рассказать . Хотите послушать?
Дети : - да!
Воспитатель : - Тогда ушки на макушку и слушайте внимательно.
Воспитатель читает рассказ , на мольберте расположены картинки с изображениями кошки с котенком .
Это кошка Маруська . Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
После чтения рассказа воспитатель спрашивает ребят, понравилась ли им он (дети : -да) . Про кого был рассказ ? (дети : - кошку ) Воспитатель предлагает послушать рассказ ещё раз и задаёт по ней вопросы ребятам :«Что делала кошка ?» ,«Что хозяйка налила Маруська, когда она поймала мышь?» . «Кто сидит рядом с Муркой?» Затем воспитатель просит ребят показать как мурлыкает кошка , как фыркает котенок. Ребята подговаривают слова. Воспитатель : - Ребята, наша Маруська очень хочет с вами поиграть.
Игра «Кошки – мышки » дети – «мышки» тихонько подходят к воспитателю –«кошке » , после слов :
Кошка на мышку бросается ,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Мышка от кошки спасается ,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Убегают в свои «норки» ,на стульчики.
3-я часть. Заключительная.
Воспитатель хвалит ребят : -Ребята, вы были все молодцы, слушали очень внимательно рассках , помогали мне подговаривать слова, весело играли с Маруськой! А теперь нам пора возвращаться в группу . Давайте с Маруськой прощаться. Дети садятся на поезд и под музыку возвращаются в группу .
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи «Лето. Слушание рассказа Е. Чарушина «Еж» Задачи: - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить составлять предложения по картинке, используя вводные.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Кошка» Программное содержание: Закреплять знания детей о новой игрушке (кошка). .Формировать активный и пассивный словарь детей. Создавать условия.
Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе «Кошка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 116» Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе.
Цель: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя: составлять с помощью воспитателя.
Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Задачи: закреплять умения последовательно пересказывать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Весна» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 Конспект занятия по развитию речи во 2 –ой младшей.
Кошка Муська
Случай вспомнился молниеносно, после прочтения миниатюры «Кошечка» размещённой на Портале Проза. ру, автор – Лилия Сосновская.
В конце декабря 1965 год, перед самыми новым 1966 годом я пришёл домой после школы. На крыльце у входа в нашу барачную квартиру сидела Кошка. Серая, с тигровым рисунком. Её гладкая шерсть распушилась от холода, и потому она казалась достаточно крупной. Она дрожала от холода.
Я прошёл через порог в первый тамбур и позвал Кошку.
– Муська, пошли.
Она встала и пошла за мной. Я, пройдя второй тамбур, опять пригласил её, она неуверенно, но последовала за мной.
Оказавшись в квартире, она села у порога и стала осматривать жилище.
– Это кто ещё к нам пожаловал? – спросила бабушка добродушным голосом.
– На крыльце сидела. Замёрзла. Холодно сегодня сильно. Это вы меня в школу погнали! На мороз. А по радио говорили, что первоклашки, второклашки и третьеклашки могут в школу не ходить сегодня, – ответил я.
Бабушка уже не слушала мои упрёки. Из за печки достала старую миску, оставшуюся от предыдущего кота Васьки, который исчез в конце осени. Налила в миску молока из банки, стоящей на тёплом пристуке печи. Позвала Кошку к миске.
– Иди, сопи (этим словом, видимо, распространённым на Урале заменяли слово «ешь», когда это касалось животных.), – опять добродушным голосом позвала бабушка.
Кошка, уже от тепла в доме приняла гладкошёрстный вид, но в размерах не сильно уменьшилась. Крупная кошка!
Подошла к миске, понюхала, повернулась на бабушку, как бы ещё раз убедится, что это ей предназначено.
– Сопи, давай! Ишь барыня! Давай, давай!
Кошка приступила к трапезе. Насытившись тёплым молоком, она оглядела комнату и направилась к выходу. А посидев на против двери, решила прилечь на валенок, который лежал около обувной полки.
Пока я ел, Кошка уже клевала носом. Заснула.
Хотелось поиграть с ней, но бабушка запретила.
– Сам то небось спать захочешь, ворчать будешь, как старый дед, что мешают спать.
Я отступился от затеи.
– Я смотрю она не наглая. Думаю, вот может, оставить её у нас. Хотя ухоженная и не худющая. Явно не бездомная. Но может и останется. Мыши ведь с осени одолевать начали. Тварь одна на полатях поселилась. Крупы уже потравила успела.
В те годы страна ещё расхлёбывала последствия правления Никиты Хрущёва в части продовольствия. А потому люди наделали запасов крупяных продуктов и сухарей и не торопились срывать амбарные замки со своих «закромов» – не надеясь на улучшения. Запас, как говорится…. Ну да читатель сам знает….
В первый же вечер бабушка посадила Кошку на полати и уже через час там началась возня. Встав на табурет, бабушка отдёрнула шторку. Взорам нашим предстала Кошка с жирной мышью в пасти.
– Охотница!!! Осталась бы у нас. А то ведь переждёт морозы и уйдёт, – высказалась с сожалением бабушка.
Кошка осталась жить у нас. Она просилась на улицу, чтобы справить нужду и не задерживаясь на морозе, возвращалась в дом.
Но после двух недельных трескучих морозов, обмякших после школьных каникул, кошка в дом не вернулась.
– Жалко, – удручённо сказала бабушка.
Но уже через две недели, на том же месте снова сидела эта Кошка.
– Вернулась! Не приняли старые то хозяева, наверно. Выбросили, видно, зимой то на мороз. Наверно думали сгинет, – явно довольная возвращением Кошки, рассуждала бабуся.
Так и прижилась эта Кошка у нас. За верность и опрятность и за то, что никогда не лезла на стол и не воровала с него еду, была бабушкой удостоена кличкой – Муська. Вообще то, так всех кошек называла бабушка. А если это был кот – то он непременно носил кличку Васька.
Прошёл год. Я уже был «третьеклашкой». В январе 1967 года, наш барак попал под снос.
К Пятидесятилетию Октябрьской Революции людей массово переселяли в благоустроенные квартиры. Хотя многие семьи переселялись в старые дома с квартирами- коммуналками. Но бараки стирали с лица земли. Завод УралХиммаш в этом преуспевал.
В конце января и мы переехали.
Бабушка, узнав, что переселят нас в коммуналку на первом этаже, при ещё первом осмотре выделяемой квартиры, оповестила наших будущих соседей, что мы везём с собой Кошку. Соседи не возражали. Ну, раз такая умная – везите.
При переезде, первой в квартиру запустили Муську.
А на следующий день бабушка, подзывая Муську к миске не дозвалась её.
– Виталька, ты сходи ка в барак то. Их ведь ещё не сломали. Она, наверно, в старое жилище ушла. Бывает такое. Не все кошки идут в новое место.
И правда! Барак был ещё разумеется цел, только из квартир из которых уже выехали жильцы, ставни окон были закрыты и крест- накрест заколочены досками. Из двух дымовых труб шёл дымок. В бараке ещё оставались люди. Барак ещё подавал признаки жизни.
Через уличный чулан, с которого при переезде сняли замок, я пробрался в квартиру со своим дружком. Из-за закрытых ставней в комнатах был густой полумрак. Но ещё ощущалось совсем недавнее присутствие людей в этом жилище.
Кошка сидела на приступке уже напрочь остывшей печки. И изо рта у меня при разговоре шёл парок.
Я принёс её домой. Но через несколько дней она опять исчезла.
И опять я залез в квартиру и забрал Муську домой. Бабушка предприняла меры, что бы Муська снова не улизнула.
Ну вроде прижилась. Контроль за Муской почти сняли.
Я пришёл из школы, а бабушка заявила, что Муська опять, видимо, ушла – вышли с ней на улицу – прогулять её. Но она исчезла.
Я поел и снова ушёл в барак. Там были заколочены уже все окна. Все съехали. Но Муськи там не было.
Я каждый день ходил туда сразу после школы, Но Муська не появилась.
В середине марта снова вернулись морозы. Было очень холодно. Меня в один из дней не отправили в школу – морозный ветер просто валил с ног.
Днём я пошёл к бараку. Зачем то обошёл вокруг него. Барак был не жилым. Не дымила уже ни одно труба. Все окна и двери заколочены. На всём поставлен крест.
Забрался в квартиру. Опять полумрак. Холодом дохнули на меня стены квартиры. Стены местами подёрнуло куржаком. Зябко и не уютно.
Муська сидела на прежнем месте и дремала, уткнув носик в согнутые под себя лапки. Я позвал её, но она и ухом не повела.
Я подошел к ней, снял варежки и расстегнул две верхних пуговицы пальто, чтобы посадить её, как говорится, за пазуху.
Я взял её обеим руками, но в руках у меня оказалось уже окоченевшее тельце Муськи. Сразу и не понял, что случилось с ней.
Я испугался!!! Мне не приходилось ещё в жизни прикасаться к мёртвому телу.
Растрёпанный и взволнованный, запинаясь, я бежал домой.
Бабушка, увидев меня в таком виде, расспросила в чём дело. Я рассказал. Непроизвольно выступили слёзы.
На следующий день после школы с бабушкой пошли к бараку. Зачем – не помню. Наверно, похоронить Муську.
Мы ещё издали увидели бульдозер и экскаватор, работающие на месте нашего барака. От него уже осталась груда руин.
Муська, будто, осталась верна старому жилью, которое год назад приютило её, и решила разделить судьбу барака.
Застывшее, окоченевшее тельце домовитой Кошки Муськи навсегда осталось погребённым под этими развалинами.
© Copyright: Виталий Сыров, 2017
Свидетельство о публикации №217122001035
Текст большой поэтому он разбит на страницы.