Чрезвычайный орган управления во время вов. Органы управления ссср в годы войны

Тезис 5.

1941-1945 гг. Период Великой Отечественной войны

1.Государственный комитет обороны (ГКО) - высший чрезвычайный орган власти

2. Ставка Верховного Главнокомандования

3. Управление наркоматов обороны и флота

4. Управление по делам эвакуации при СНК

5. Главное командование партизанского движения

6. Одновременно функционировали органы гражданской власти

7. Глава правительства - Председатель СНК СССР

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах; ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки были управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия, НА. Булганин, Н.А. Вознесенский. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы. Кроме того, на местах создавались комитеты и комиссии. В 65 городах СССР в период 1941 - 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили пред- ставители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.



Для перебазирования промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации (председатель - Н.М. Шверник, заместитель - А.Н. Косыгин). Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов. Были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, а также перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.

Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.

Оккупация Донбасса и выход германских войск к Северному Кавказу чрезвычайно обострили проблему с топливом. Для обеспечения бесперебойного снабжения фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. было создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г. - Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.

В военные годы особенного внимания требовало военное строительство, т.е. обеспечение армии военнослужащими, кадрами. С начала войны мобилизация была проведена сразу по 14 возрастам (от 19 до 55 лет). В армии на первом этапе действовал институт военных комиссаров, а на уровне роты - политруков. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых - идеологический контроль и воспитание.

Тезис 6.

Местный аппарат управления

1. Уполномоченные ГКО

2. Комитеты обороны

3. Сохраняли свои функции Советы

Судебная система

Военные трибуналы

Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР - надзор за действиями трибуналов

Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков

В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР.

Деятельность военных трибуналов в дальнейшем использовалась в работе образованной по решению Президиума Верховного Совета в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с созданием соответствующих подразделений в республиках, краях, областях, городах.

По постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому в июле 1941 г., в стране на оккупированных противником территориях было организовано партизанское движение. В этом участвовали партийные органы, диверсионные группы и органы НКВД.

Тезис 7. Государственный аппарат в 40-50-е годы

Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР - двухпалатный высший орган власти, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей

Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в периоды между сессиями Верховного Совета

1946 г. - Совет народных комиссаров преобразован в Совет министров

1957 г. - отраслевой принцип управления промышленностью заменен территориальным

Созданы экономические административные районы во главе с Советами народного хозяйства (СНХ)

1963 г. - образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)

1965 г. - упразднены совнархозы. Осуществлен переход к отраслевому принципу управления промышленностью - восстановлены отраслевые министерства

В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.).

В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва.

Для придания системе управления более демократического вида и активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий. В них входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов.

Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР.

На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменениях в руководстве страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем был назначен Л.П. Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал Н. А. Булганин, Министром иностранных дел оставался В.М. Молотов, Председателем Президиума Верховного Совета - К.Е. Ворошилов.

Тезис 9. Контрольные и правоохранительные органы

1954 г. - Наркомат государственной безопасности преобразован в Комитет государственной безопасности (КГБ) - политическая полиция. Упразднены особые трибуналы («тройки»).

ГУЛАГ передан из МВД в Минюст

1962 г. - создается Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР

Глава правительства - Председатель Совета Министров СССР

Местный аппарат управления

конец 50-х годов - утверждены положения о местных (сельских и районных) советах

Советы всех уровней

1962-1963 гг. - все местные Советы разделены по производственному принципу на промышленные и сельские

1964 г. - вновь объединены

1971 г. - права местных Советов расширены

Март 1953 - февраль 1955 гг. определяется как период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат.

В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в начале

60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР (1963). Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечения функций ее отдельных звеньев. В итоге после смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призванная повысить эффективность общественного производства за счет широкого внедрения хозяйственного расчета и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил от руководящих должностей Н.С. Хрущева. Пленум признал нецелесообразным совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.

Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.

Модульная единица 4.2 Система государственного управления в Российской Федерации (середина 80-х гг. XX в. - 2006 г.).

Лекция № 10 Особенности государственного управления в СССР во второй половине 80-х гг. Государственное управление после августа 1991 г. Государственное устройство постсоциалистической России.

Тезис 1. Конституция 1977 г.

СССР - общенародное государство

Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР. Двухпалатный:

Совет Союза и Совет Национальностей

Верховный Совет - высший орган власти

Президиум Верховного Совета СССР - его роль возросла. Увеличилось число постоянных комиссий Верховного Совета (по 16при каждой из палат)

Глава правительства - Председатель Совета министров СССР

Конституция 1977 г. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи.

Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Структура органов государственной власти и управления СССР характеризовалась в период Великой Отечественной войны (1941-1945) сосуществованием конституционных и чрезвычайных органов власти и управления. Появление последних было связано, прежде всего, с острой необходимостью принятия оперативных решений.

Среди неконституционных, чрезвычайных органов власти главную роль играл Государственный комитет обороны (ГКО), созданный 30 июня 1941 г. Он возглавлялся И.В. Сталиным, который незадолго перед войной стал Председателем СНК, а вскоре после начала войны возглавил Ставку Верховного главнокомандующего в качестве Верховного главнокомандующего, а также Наркомат обороны. ГКО состоял из пяти-девяти человек, которые были членами Политбюро ЦК В КП (б) и одновременно являлись заместителями Председателя СНК. Концентрация партийно-государственной власти и ее персонализация, таким образом, достигла своего апогея. ГКО принадлежала вся полнота власти в стране. Его постановления, согласно законам военного времени, подлежали беспрекословному выполнению всеми государственными органами и гражданами СССР. ГКО действовал через уполномоченных и существующие органы власти. В некоторых случаях для решения важных и специфических военных проблем (например, организации эвакуации) при ГКО образовывались специальные органы.

Значительное количество чрезвычайных органов в целях оперативного руководства специфическими областями государственной деятельности было создано при СНК СССР. Для руководства мобилизацией трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. При СНК союзных и автономных республик, областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1943 г. учреждается Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В ноябре 1942 г. создается Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко- фашистских захватчиков и их сообщников.

Чрезвычайные органы власти и управления появляются и на местах. Вся полнота власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военным советам фронтов, армий и военных округов. Военным властям предоставлялось право привлекать население к трудовой повинности, изымать для военных нужд личное имущество граждан, регулировать работу учреждений и предприятий, устанавливать нормы отпуска товаров населению, производить обыски и задержания подозрительных лиц, высылать в административном порядке «социально опасных» граждан. Военные власти издавали обязательные для населения постановления, за неисполнение которых виновные привлекались к ответственности в виде лишения свободы на срок до шести месяцев.

В некоторых прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны. Их председателями были первые секретари обкомов или горкомов партии. Туда входили представители местных советских, партийных органов, НКВД и военного командования. Местные комитеты обороны не только обладали всей полнотой прав местных советов, но и имели право объявлять города на осадном положении, вводить комендантский час, руководить строительством оборонительных сооружений, формировать части народного ополчения, осуществлять руководство промышленностью города. В случае объявления города на осадном положении военные органы получали право передавать виновных суду военного трибунала или же расстреливать на месте.

Система учреждений, действующая на территории СССР в период Великой Отечественной войны, которая включала: Наркомат внутренних дел (НКВД), Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), Наркомат государственной безопасности (НКГБ).

10 июля 1934 г. было принято решение об образовании Наркомата внутренних дел СССР (НКВД СССР) как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. Наркомами были Г. Г. Ягода (10.07.1934 - 26.09.1936 гг.), Н. И. Ежов (26.09.1936-25.11.1938 гг.), Л. П. Берия (25.11.1938 - 29.12.1945гг.). В ведение НКВД был передан целый ряд самостоятельных отраслей и учреждений, в т. ч. конвойные войска, изъятые из органов юстиции исправительно-трудовые учреждения, количество которых к февралю 1941 г. достигло 528. Наркоматы внутренних дел были созданы также во всех союзных республиках (кроме РСФСР), а в областях — управления НКВД. В полном объеме в НКВД вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Вместо упразднявшейся судебной коллегии ОГПУ СССР было создано Особое совещание при наркоме, в состав которого кроме наркома входили его заместители, уполномоченный по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), нарком республики, на тер-ритории которой возбуждалось то или иное уголовное дело, и Прокурор СССР. Сначала полномочия совещания ограничивались правом применять во внесудебном порядке заключение в ИТЛ на сроки до 5 лет, ссылку под надзор на 5 лет и высылку из СССР. 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», по которому срок следствия был сокращен до 10 дней, обвинительное заключение вручалось подследственному всего за сутки до суда. Дело в суде рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование и ходатайства о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Аналогичный порядок был введен 14 сентября 1937 г. для рассмотрения дел о вредительстве и диверсиях. В результате обострения борьбы за власть в руководстве государства и партии в 1937-1938 гг. страна погрузилась в пучину политических репрессий, от которых пострадали все слои общества. Карательная составляющая аппарата НКВД являлась инструментом в проведении репрессий, но это не спасло НКВД от тотальной чистки. Были арестованы и расстреляны Г. Г. Ягода и Н. И. Ежов, все их заместители и помощники, начальники всех крупных тюрем и лагерей, ответственные за массовые репрессии. Подверглись репрессиям многие чекисты, работавшие в сфере разведки и контрразведки. 3 февраля 1941 г., в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и указом Верховного Совета СССР, из Наркомата внутренних дел был выделен Наркомат государственной безопасности. За НКВД СССР оставались функции охраны общественного порядка, социалистической и личной собственности, охраны государственных границ СССР, организация местной ПВО, содержание осужденных, военнопленных и интернированных и ряд других функций. В его подчинении оставались пограничные и внутренние войска, а также обслуживающие их особые отделы. На Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) (нарком — В. Н. Меркулов с 03.02. по 20.07.1941 г. и с 14.04.1943 г. по 04.05.1946 г.) возлагались задачи ведения разведывательной работы за границей, борьба с подрывной, шпионской, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР, оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветского подполья и охрана руководства страны. С началом войны противник сосредоточил на советско-германском фронте основные силы и средства своего аппарата разведки, контрразведки и диверсионных подразделений. Органам государственной безопасности пришлось вести сложную и напряженную работу по вскрытию и пресечению подрывной деятельности спецслужб фашистской Германии, обеспечивать безопасность народно-хозяйственных объектов, поддерживать бдительность, организованность и порядок в стране. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1941 г. на органы НКВД была возложена задача охраны тыла действующей Красной Армии. Для этой цели использовались войска НКВД, милиция прифронтовых районов и созданные в июне 1941 г. при территориальных органах НКВД истребительные батальоны, которые стали одним из звеньев в системе обеспечения государственной безопасности. С их помощью решались также задачи по борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника, розыску и захвату шпионов, охране предприятий, поддержанию общественного порядка в населенных пунктах. В дальнейшем 1350 истребительных батальонов общей численностью 250 тыс. человек пополнили действующую армию. В конце июня 1941 г., в связи с тяжелой обстановкой на фронте, правительство СССР возложило на НКВД формирование 15 стрелковых дивизий из состава пограничных и внутренних войск НКВД. Сформированные дивизии были переданы в действующую армию и приняли активное участие в обороне Ленинграда, битве под Москвой и многих других оборонительных и наступательных операциях. В июне 1942 г. органами НКВД были сформированы и переданы в Красную Армию еще 10 дивизий. На территории, освобождаемой Красной Армией, противник оставлял большое количество диверсионных групп для совершения диверсий на важных объектах, террористических акций в отношении военнослужащих, партийных и советских руководителей. Начиная с января 1942 г., по мере освобождения территории страны, органы государственной безопасности принимали меры к нейтрализации немецкой агентуры, ее пособников и предателей, активно сотрудничавших с оккупантами. В июле 1941 г., по решению ГКО и ЦК ВКП(б), НКВД и НКГБ вновь были объединены в один наркомат — НКВД СССР. Создание единого централизованного органа охраны государственной безопасности и внутренних дел позволило в тяжелый начальный период войны объединить усилия и направить их на борьбу с захватчиками, изменниками и дезертирами. В апреле 1943 г., в связи с изменением военной обстановки, Народный комиссариат внутренних дел окончательно разделился на НКВД СССР и НКГБ СССР. В первые дни войны при наркоме внутренних дел была создана Особая группа, на которую были возложены задачи разведывательно-диверсионной деятельности в глубоком и ближнем тылу противника, организация партизанского движения, руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника. При Особой группе была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. В составе ОМСБОН находилось более 25 тыс. бойцов, из них — 2 тыс. иностранцев. В составе бригады воевали лучшие советские спортсмены, в т. ч. чемпионы по боксу и легкой атлетике. ОМСБОН стал основой диверсионных формирований, забрасывавшихся в тыл врага. 3 октября 1941 г. вместо Особой группы, в связи с затяжным характером войны, оккупацией большинства европейских стран и значительной территории Советского Союза, а также необходимостью осуществления в более широких масштабах разведывательно-диверсионных мероприятий за линией фронта, был создан 2-й отдел НКВД СССР, имевший самостоятельные функции. На его базе 18 января 1942 г. было создано 4-е Управление НКВД-НКГБ СССР. За годы войны Особая группа (2-й отдел НКВД — 4-е Управление НКВДНКГБ СССР, в течение всей войны начальник П. А. Судоплатов) и ее войсковые соединения, выполняли ответственные задания Ставки ВГК, Штаба обороны Москвы, штаба обороны Глав-ного Кавказского хребта, ряда командующих фронтами. В тыл врага было направлено более 2 тыс. оперативных групп общей численностью 15 тыс. человек, обезврежено 2045 агентурных групп противника и ликвидировано 87 высокопоставленных немецких чиновников. Было проведено более 80 радиоигр дезинформационной направленности с абвером и гестапо, среди которых — операции «Монастырь», «Послушники», «Березино». На фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага и в противостоянии с вражеской агентурой погибло более 12 тыс. сотрудников органов государственной безопасности — НКВД, НКГБ и контрразведки «СМЕРШ».

Исторические источники:

Лубянка в дни битвы за Москву. Материалы органов госбезопасности СССР из Центрального архива ФСБ России. М., 2002;

Органы госбезопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. В 3 Т. М., 1995-2003.

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах; ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки были управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия, НА. Булганин, Н.А. Вознесенский. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы. Кроме того, на местах создавались комитеты и комиссии. В 65 городах СССР в период 1941 - 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили представители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.

Для перебазирования промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации (председатель - Н.М. Шверник, заместитель - А.Н. Косыгин). Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов. Были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, а также перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.

В соответствии с обстановкой изменилось положение Госплана СССР, эвакуированного в Куйбышев. Вместо небольших секторов были образованы отделы боеприпасов, вооружения, авиации, танков и самоходных орудий, судостроения, военного и военно-морского снабжения. Начали применяться методы централизованного планирования выпуска готовых изделий (самолетов, танков и боеприпасов), а также оперативное регулирование поставок сырья и комплектующих. Планирование народного хозяйства было переведено на квартальные и месячные периоды, а по отдельным видам военной техники и решающим сырьевым ресурсам и изделиям - на пятидневные и даже ежедневные графики выпуска продукции. Наряду с общими планами производства, по каждому виду военной техники и министерствам-исполнителям разрабатывались планы по основным заводам с приложением плана материально-технического их обеспечения по широкой номенклатуре1.

Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.

Оккупация Донбасса и выход германских войск к Северному Кавказу чрезвычайно обострили проблему с топливом. Для обеспечения бесперебойного снабжения фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. было создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г.-Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.

В военные годы особенного внимания требовало военное строительство, т.е. обеспечение армии военнослужащими, кадрами. С начала войны мобилизация была проведена сразу по 14 возрастам (от 19 до 55 лет). В армии на первом этапе действовал институт военных комиссаров, а на уровне роты - политруков. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых - идеологический контроль и воспитание.

В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Из воинских подразделений трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах. Кроме того, они действовали на железных дорогах и речных (морских) бассейнах. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР.

Часть территориальных судов и органов прокуратуры также преобразовывалась в военные трибуналы, прежде всего в местностях, объявленных на осадном положении. Состав трибуналов до 1943 г. включал трех постоянных членов, а затем в них стали участвовать заседатели.

Обстановка военного времени определила предельно краткие сроки рассмотрения дел. Приговоры трибуналов могли пересматриваться только в порядке надзора и не подлежали кассационному обжалованию. Судебный процесс осуществлялся в закрытом порядке. Судебные приговоры могли приостанавливаться лишь командующими армиями и округами, а также военными советами.

Деятельность военных трибуналов в дальнейшем использовалась в работе образованной по решению Президиума Верховного Совета в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с созданием соответствующих подразделений в республиках, краях, областях, городах.

По постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому в июле 1941 г., в стране на оккупированных противником территориях было организовано партизанское движение. В этом участвовали партийные органы, диверсионные группы и органы НКВД. В конце 1941 г. при политуправлениях фронтов стали создаваться штабы и отделы партизанского движения. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образован Центральный штаб партизанского движения, а осенью этого года - особое Главное командование партизанского движения1.

9.4. Преобразования государственного аппарата в послевоенный период (1945-1977)

Государственный аппарат в 40-50-е годы В период восстановления народного хозяйства (1945-1950) каких-либо значительных изменений в структуре и методах государственного управления не произошло, если не считать упразднения военных государственных органов. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименовн в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.

За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни страны. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения ими государственных функций. Поэтому, в качестве важнейшей задачи выдвигалось улучшение деятельности Советов. В 1947 г. были проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, а в конце 1947 - начале 1948 гг. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

Для придания системе управления более демократического вида и активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий. В них входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

Изменение ситуации в стране привело к необходимости некоторой реорганизации госаппарата. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.

Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР. На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.

К началу 50-х гг. в связи с окончанием восстановления народного хозяйства, расширением масштабов производства и усложнением хозяйственных связей, повышением квалификации и культуры народа командно-административная система, полностью соответсвовавшая экстремальным ситуациям, начала входить в противоречие с реальными отношениями. Прежде всего неэффективность системы начала проявляться в управлении хозяйством.

При этом нельзя не учитывать политические процессы, связанные со смертью Сталина (5 марта 1953 г.).

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменениях в руководстве страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем был назначен Л.П. Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал НА. Булганин, Министром иностранных дел оставался В.М. Молотов, Председателем Президиума Верховного Совета - К.Е. Ворошилов.

Новое руководство - так называемый «триумвират» - в первую очередь предприняло ряд шагов, направленных на устранение наиболее явных проявлений репрессивной системы. 27 марта 1953 г. был принят указ об амнистии (до конца года из заключения освобождены около 1000 человек), в июне ограничены права Особого совещания при МВД СССР.

Одновременно развернулась борьба за лидерство, стержень которой определяли отношения между Маленковым, Хрущевым и Берией. Март 1953 - февраль 1955 гг. определяется как период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат. Тем не менее правительству под руководством Маленкова (до февраля 1955 г., когда он был отстранен от обязанностей Предсовмина) удалось провести некоторые преобразования в экономике.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков сформулировал основные направления нового экономического курса. Содержание этого курса определяла социальная переориентация экономики, попытка повернуть практику политического и хозяйственного руководства «лицом к народу», развязать местную инициативу (провозглашалась программа подъема народного благосостояния, несколько ослаблялся диктат центра в сельскохозяйственном производстве, намечались меры по ускорению научно-технического прогресса и развертыванию борьбы с бюрократизмом).

НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ С 1928 г. учился в Промышленной академии (Москва). В 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС, в 1958-1964 гг. председатель Совета министров СССР. Один из инициаторов «оттепели» 2-й половины 50-х - начала 60-х гг. во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, улучшить материальное положение и условия жизни населения. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в октябре 1964 г. {История Отечества: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,

1999). В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

Вследствие сделанного на XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959) вывода о полной и окончательной победе социализма и завершении перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство, развернулась кампания по повышению роли Советов (хотя фактически они продолжали находиться под контролем парторганов).

Политика преодоления культа личности Сталина привела руководство страны к необходимости изменения системы хозяйственного управления - составной части существовавшей командноадминистративной системы, основанной на жесткой централизации. В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов

на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в начале 60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР (1963). Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечения функций ее отдельных звеньев. В итоге после смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призванная повысить эффективность общественного производства за счет широкого внедрения хозяйственного расчета и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил от руководящих должностей Н.С. Хрущева. Пленум признал нецелесообразным

совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.

Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.

ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ В 1964 г. Первый и с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982). В период пребывания Брежнева на посту Генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные тенденции в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества. Периоды ослабления напряженности в международной обстановке, связанные с заключением серии договоро с США, ФРГ и др. странами, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резким обострением международных противоречий. (История Отечества: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1977).

Конституция 1977 г. Еще на XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую Конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о Конституции. Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало повышение активности в сфере идеологии. Одним из результатов различных идеолого-политических кампаний явилось появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию - период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму. Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно происшедшие изменения в обществе.

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (1977 г., октября 7) (Извлечение)

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей общественной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов. Это - общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую системы страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики

и защиты отечества. Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы, В ст. 2 и 3 говорилось, что государственная власть

в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР и действующих на принципах

демократического централизма. Важно отметить, что в данной главе определялась роль КПСС и общественных организаий (комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов) в государственном управлении. Ст. 6 более конкретно, чем ст. 126 Конституции 1936 г., фиксировала руководящую роль КПСС в строительстве коммунизма.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структура национально государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалистических Республик. Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принципы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, Союзных республиках и местных органов власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Последние разделы Конституции бьши посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик была введена в действие со дня ее принятия - 7 октября 1977 г.

Глубокие изменения в социально-экономической жизни страны привели к смене политического режима в октябре 1917 г. и возникновению нового типа республики в форме Советского государства. Его основой стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», включенная в первую Конституцию 1918 г. Был юридически оформлен республиканский демократический политический строй страны, отвечавший современным стандартам. Были сформированы исполнительная (Совет народных комиссаров и отраслевые комиссариаты) и законодательная (ВЦИК Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов) ветви власти. В стране ликвидированы сословные, национальные, религиозные перегородки;

женщины были уравнены в правах с мужчинами, церковь отделили от государства, а школу - от церкви.

Одновременно в условиях нестабильности новой системы возникла тенденция к усилению влияния на деятельность государственных органов большевиков, что привело в конечном итоге к фактической партийной монополизации власти.

В классическом виде советская модель государственного управления сформировалась в 30-е годы под руководством И.В. Сталина и была оформлена в Конституции СССР 1936 г. и Конституциях союзных республик. Советы стали универсальной формой управления от низового звена до высшего органа власти. Однако при монопольном положении партии большевиков, оказавшейся единственным носителем власти в стране, и культе вождя провозглашенные демократические начала не могли быть реализованы в жизни, что предопределило практически бесконтрольные действия узкой группы партийно-государственной элиты (номенклатуры).

Попытки реформирования командно-административной системы в 50-х - начале 60-х гг. оказались безуспешными, поскольку не затрагивали условий ее существования. В начале 70-х гг. произошла регенерация прежней системы по основным параметрам. Очевидность необходимости изменений в системе общественных отношений проявилась в начале 80-х гг. Но политическое руководство страны оказалось неподготовленным ни теоретически, ни организационно к кардинальной смене курса, и начатые им преобразования привели к углублению экономического и политического кризиса в стране.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа -- Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения.

ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных. Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах -- отделы эвакуации, на железных дорогах -- эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре -- Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. -- Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. -- Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в вооруженных силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных Комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт -- институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов.

В мае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая компартия может лучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала необходимость существования единого центра коммунистического движения.

Вторым важнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов в сентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которого пустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственный орган, призванный сотрудничать с Церковью -- Совет по делам православной церкви. Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е гг.

Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".