Что изучает данный предмет. Объект и предмет исследования

Понятие объект исследования нетождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.

Объект исследования в педагогике и психологии - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты. Скажем, при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

Предмет исследования, таким образом, формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения.

Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пусть приблизительную, гипотетическую концепцию изучаемого.

Приступая, скажем, к разработке проблемы разновозрастного сотрудничества в объединениях по месту жительства, исследователь должен опираться на положения об определяющей роли деятельности в формировании личности, о ведущей роли отношений сотрудничества в совместной деятельности, о решающей роли мотивации и целеполагания и на ряд других положений, а также учитывать потребность подростков в самоопределении.

Если речь идет о создании школы здорового образа жизни, то за исходные могут быть приняты следующие положения. 1.

Здоровье - высшая человеческая ценность как для общества, так и для каждого индивида. 2.

Ребенок почти каждый день проводит значительную часть времени в школе. От режима дня, психологической атмосферы, нагрузок, питания и других факторов школьной жизни во многом зависит здоровье школьников. Школа призвана растить здоровое поколение и при всех условиях делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Пока школа этой функции не выполняет. 3.

Необходимо обеспечить воспитание у каждого школьника культуры здоровья, умения ценить, охранять и укреплять свое здоровье и здоровье других. 4.

Школа должна бороться за здоровый образ жизни воспиту-емых. 5.

Все основные ориентиры в данной работе дают медицина - наука о профилактике и лечении заболеваний - и валеология - учение о здоровье.

Таким образом, выделение одного или нескольких предметов исследования - это уже начало теоретического анализа, определения некоторых оснований и целевых установок последующей исследовательской работы.

Вопросы и задания 1.

В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования. 2.

Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени; процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;

готовность к саморазвитию как цель образования; использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

4. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?

Необходимо выделить объект и предмет научного исследования. Часто от того, насколько правильно определены эти понятия, зависит заключение аттестационной комиссии и конечная оценка. Студенту необходимо грамотно и четко сформулировать в своем научном проекте (будь то , курсовая или ) объект и предмет исследования и правильно описать их во введении. Что представляет собой каждое понятие, как правильно их выделить рассмотрим ниже.

Объект исследования — определенное научное знание, которое планируется изучаться. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследований.
Если вы защищаете диплом, объектом исследования является отдельное лицо, социальный слой, социальный институт, а также духовная жизнь, которая имеет отношение к отдельным вовлеченным личностям, или разным группам населения в мире.

Предмет исследования — это определенный спектр понятий связанных с объектом, отдельная сторона, которая напрямую зависит от профессии.
К этому пункту предъявляются требования по четкому отделению от объекта и демонстрации присущих ему индивидуальных черт. Предмет курсовой или дипломной работы должен быть значимым и актуальным, даже если объект в целом особого интереса не представляет.

Субъект в научной работе. Часто в дипломной работе субъектом изучения называется тот же предмет. Это формальность, которая зависит от методических требований того или иного ВУЗа. Субъект часто связан с ответами на вопросы, которые требуется раскрыть в теме работы и ее проблемами.

Основное отличие объекта от предмета

Примеры выделения объекта и предмета исследования

Анализируем тему Выбираем объект исследования Выделаем предмет исследования
Реферат связан со СМИ Средства массовой информации и культура Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
Для темы, связанной с развитием дошкольников Детские сады, как фактор, влияющий на развитие Влияние детских садов на детей дошкольного возраста
«Персонал компании» Персонал строительной организации Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» Процесс становления культа ислама Женщины в процессе становления и развития культа ислама
Если работа изучает методы увеличения доходов организации Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
В дипломной работе по праву «Похищение человека» Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия Само предприятие Конкурентоспособность предприятия
Договор купли-продажи недвижимого имущества Отношения, которые складываются между людьми в процессе купли-продажи недвижимого имущества Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
Библиотеки как главная база непрерывного образования Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения

Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс-кой деятельности можно считать объект и предмет исследова-ния. В настоящее время существует множество самых разнооб-разных подходов к определению данных понятий. Для того что-бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите-ратуре.

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате-риальная действительность.

2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.

2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко полагает , что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея-тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект » и «предмет исследования ».

Объект - это процесс или явление, порождающие проблем-ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со-знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо-гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту-альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.

Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо-жительны, отражают не природу существующей действитель-ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз-можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта-ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.


В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.

Предмет - это то, что находится в рам-ках, в границах объекта.

Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще-ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен-но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова-ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.

В биологии - морфология и физиология , систематика и эво-люционная теория и др.

В изучении общественной жизни - эко-номика, политика, социология.

В изучении языка - лингвисти-ка , фонетика, синтаксис и др.

Многообразие возможных «сре-зов» исследования объектов порождает многопредметность на-учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определе-нием его темы или очень близок к нему.

Объект и предмет ис-следования как научные категории соотносятся как общее и ча-стное.

Необходимо подчеркнуть , что объект и предмет исследо-вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб-ранной темы, но и от замысла исследователя.

Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес-кая проблема . Возникает она всегда там, где по каким-то при-чинам перестает работать методологическое требование об ис-пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив-ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со-вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу-чае совокупность знаний становится предметом изучения.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от-дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци-альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.

От человека за-висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен-ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно-сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек-ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы-деляется определенное свойство объекта исследования. Неко-торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож-дествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются прак-тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис-следования.

Итак, объект исследования в нашем случае - это:

Какие-либо организации, либо их объединения (трест , корпорация , холдинг , отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы , которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со-циальные, экономические, технические, организационные, произ-водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов , из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе-мы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

- внутренняя и внешняя среда , в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет-ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат-риваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования :

- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор-мация, финансовые ресурсы),

- организационных (технология, мето-ды и системы управления, организационная структура),

- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле-дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль-ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко-торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.

Выделяют как минимум два уровня внеш-ней среды :

- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно-го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

- макро-среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо-вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

- взаимосвязанность фак-торов внешней среды,

- уровень взаимосвязи , с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

- сложность , определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

- подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

- неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш-ней среды и адекватно их учитывать.

Итак , предмет исследования в нашем случае - это то, на что направ-ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре-ния, познания и разрешения .

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ-ционировании и совершенствовании СУ , при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле-ментов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла : прогнозирования, планирова-ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле-дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления , а предметомиссле-дования - про-блемы , возникающие в этой системе.

Носителœем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования.

Объект исследования - это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется.

Объектом исследования бывают большие или малые социальные группы. Нередко в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны деятельности этих групп. К примеру, при исследовании социологических проблем молодых семей, имеющих детей-школьников, в объект исследования включаются только те респонденты, которые имеют отношение к изучаемым вопросам, о также факторы, которые связаны с разрешением проблем молодых семей. Основные характеристики объекта исследования:

1) расположение объекта исследования (страна, регион, город, древня и др.);

2) структура объекта исследования (какими подразделœениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав);

3) взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами;

4) границы будущего исследования (предварительная выборка);

5) сроки проведения работ (месяц, квартал, лето, зима, утро, вечер и т.д.).

Предмет исследования - это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога.

В пределах одного и того же объекта исследования должна быть несколько предметов исследования.

К примеру, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко - досуг подростков, проживающих в данном населœенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителœей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. К примеру, объект исследования - спортивные команды, участвующие в соревновании. Предмет исследования - всœе существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Уточнения границ объекта и, в определœенной мере, предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.

Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, к примеру, крайне важно сти, изучая отношение населœения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всœех жителœей этого населœенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населœения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолоᴦ.

В случае если генеральная совокупность - это множество (совокупность) всœех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определœенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

1. Эмпирическая выборка - применяется в практике небольших по объёму исследований.

Подразделяется на виды:

а) стихийная выборка (выбор ʼʼпервого встречногоʼʼ);

6) квотная выборка (создается ʼʼмодельʼʼ, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);

2. Вероятностная выборка (или случайный отбор) - используются приемы теории вероятности.

Основные виды вероятностной выборки:

а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - когда, к примеру, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу ʼʼжребияʼʼ;

б) систематическая вероятностная выборка (к примеру, каждый пятый или сотый);

в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделœения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые - отстающие, курящие - некурящие, и т.д.).

Выборки бывают районированными, в случае если отбору предшествует разделœение генеральной совокупности на части (к примеру, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, ʼʼблагополучныеʼʼ и ʼʼнеблагополучныеʼʼ). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени - отбор, к примеру, по районам, на второй - по предприятиям, на третьей - по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки - многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объёма.

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называтьошибкой выборки.

Выделяют два вида ошибок:

1) случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);

2) систематические ошибки, - возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее ʼʼудобныхʼʼ для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.

Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследо­вания допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная - до 3-10 % (доверительный интервал распределœений на уровне 0,03-0,1), приближенная -от 10 до 20 %, ориентировочная - от 20 до 40 %, а прикидочная - более 40 %.

Репрезентативность выборки оценивают на базе предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованияхна значительных территориях, с охватом населœения страны или региона.

При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпирическими методами в процессе сбора информации (опросы проводятся до получения устойчивых результатов). При исследовании, к примеру, проблем школьников, учитывая сравнительную однородность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объектов исследования. Так, в случае если опросить всœех учеников-старшеклассников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределœение ответов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничиться опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования).

Репрезентативность выборки можно определить и иным способом. Опросить вначале предполагаемое количество респондентов (к примеру, 50% от общего количества). Далее собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объём выборки в два раза.

Применяют и другие способы. К примеру, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2 - 3 блока одних и тех же (контрольных) вопросов.

Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового опроса уменьшают объём выборки, обращая внимание на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Οʜᴎ должны быть незначительными, в допустимых пределах.

Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако помогают будущему социологу накопить определœенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации.

Объект и предмет исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объект и предмет исследования" 2017, 2018.

  • - Объект и предмет исследования системы управления организацией

    Объектом исследования является организация в широком смысле: любое сочетание людей, средств и предметов труда, необходимых для достижения поставленных целей. Таким образом, в качестве объекта может выступать организация в целом, ее функциональные области, подразделения,... .


  • - Тема 1. Демография, её объект и предмет исследования. Система демографических наук

    Срок обучения 3,5 года Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план Срок обучения 6 лет Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план ФОРМЫ... .


  • - Тема 1. Демография, её объект и предмет исследования. Методы демографических исследований. Структура демографического знания

    Пояснительная записка Темы и планы семинарских (практических) занятий Учебно-методический комплекс позволяет организовать как групповую и индивидуальную работу студентов на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельную работу... [читать подробнее] .


  • - Объект и предмет исследования теории экономики отраслевых рынков.

    Современный период экономического развития характеризуется необходимостью дальнейшего развития теории рыночной экономики, исследования факторов экономического роста и развития. Однако это требует уточнения содержания некоторых различных понятий (терминов), которые,... .


  • - Проблема, объект и предмет исследования

    Проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования, Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основа­ния для проведения научного исследован ия. Постановка научной... .


  • - Объект и предмет исследования

    Исследование - познание какого-либо объекта с целью получе­ния новых знаний о данном объекте, законов его возникнове­ния, функционирования, развития для последующего приме­нения полученных знаний, как в теории, так и в практике. Ис­следование можно разбить на следующие... .


  • Отличие предмета от объекта неуловимо. Оно всегда доставляет массу головной боли студентам. И кажется, что преподаватели всегда знают отличия предмета и объекта на зубок. В двадцатый раз они объясняют тебе, и всё вроде бы понятно, но когда принимаешься за очередной реферат, понимаешь, что опять забыл, чем же отличается предмет от объекта.

    Определение

    Объект и предмет зачастую являются взаимозаменяемыми словами, синонимами, но не всегда. Так, объект – более широкое понятие, является синонимом всего того, что существует. Например, какой либо процесс или конкретное явление, также это может быть и какой-то субъект или предмет. При этом предмет – это вещь, реально существующая. Важно то, что это не действие, и нечто неодушевлённое. Соответственно, понятие предмета уже понятия объекта.

    Если мы будем говорить об исследовательской, научной деятельности, то здесь объект – это сфера изучения в самом широком смысле. Предмет – это нечто более конкретное, то, на чём сосредоточена именно эта работа. Так, например, природа может быть объектом деятельности как художника, который рисует пейзаж, так и ботаника, который изучает растения. При этом предметы их работ будут различаться: определённые земные ландшафты и пейзажи в первом случае и некоторые растения во втором. То есть, изучая наш предмет, мы больше узнаём об объекте.