Что желательно произносить в месяц раджаб. Начался месяц Раджаб

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, братья и сестры! Ин ша Аллах, с наступлением вечернего намаза (магриб), 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы.

1. Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос: Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549)

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать. (Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

2. Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать. (См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб. (Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

3. Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос: Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса: «Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов: Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан "абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

4. Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) - достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

5. Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос: Пожалуйста, проверьте следующий хадис: «Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ: Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты. (См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

6. Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис: Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху...».

Ответ: Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538).

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

7. Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос: Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ: Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».

8. Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос: У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ: Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала).

Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи. (Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

9. Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос: Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ: Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб - это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. (Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах знает лучше.

РАДЖАБ является одним из трех священных месяцев (Раджаб, Шаабан, Рамадан), являющихся величайшей милостью Всевышнего Аллаhа к Своим рабам.

В эти месяцы вознаграждение за добрые деяния и поклонение Всемогущий Аллах увеличивает многократно и прощает грехи тем, кто искренне в них раскается.
Один из хадисов Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти, будучи мусульманином) и защиты от шайтана - уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах».

Согласно другому хадису, воздаяние (вознаграждение за добрые деяния и наказание за грехи) в месяц Раджаб увеличивается в 70 раз. Раджаб также является одним из 4-х запретных месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам), в которые Всевышний особенно запретил грехи и конфликты.

В достопочтенном хадисе, переданном Саййидин Хасаном, любимым внуком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:
«В году есть такие четыре ночи, в которые Милость, Прощение, Щедрость, Благословения и Подарки Аллаха падают на землю как дождь (т.е. в неисчислимом количестве). И благословенны же те, кто знают или узнают истинное значение и ценность таких ночей, а именно:
1) Первая ночь месяца Раджаб
2) Ночь 15 Шаабана
3) Ночь в Праздник Рамадана и
4) Ночь в Курбан-Байрам».

Так как в Исламе мы следуем лунному календарю, то и исчисление каждого дня начинается с захода солнца (т.е. с вечера). Таким образом, 1-я ночь Раджаба это именна та ночь, когда Раджаб только начался (и за ней следует 1-й день Раджаба), Ночь 15 Шаабана означает ночь с 14 на 15 Шаабана, Ночь в Праздник Рамадана означает ночь перед Праздником Ураза-Байрам, а Ночь в Курбан-Байрам, соответсвенно, означает ночь перед праздником Курбан-Байрам (т.е. ночь с 9 на 10 Зуль-Хиджа).

Те люди, которые ценят великую значимость этих ночей, конечно же, проводят их не в непослушании или грехе, а в поклонении и покорности, в совершении благотворительных и прочих благих деяний, в намазах, дуа, чтении Священного Корана и зикре. И в такие особые ночи разумные люди прикладывают все усилия, чтобы Всевышний стал ими доволен. Эти ночи дают им возможность все более и более приблизиться к Богу.

Саубан, один из достопочтенных сподвижников (да будет доволен им Аллах), передал: «Я находился со святым Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), когда мы вошли на кладбище. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) остановился и слезы потекли по его лицу. Он плакал так сильно, что его рубашка на груди стала мокрой от слез. Тогда я подошел к нему и спросил: «О Посланник Аллаhа (мир ему и благословение), почему ты плачешь? Было ли тебе сейчас ниспослано Божественное Откровение?»
На что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) ответил: «О Саубан, те, кто лежат здесь, мертвые, которые захоронены на этом кладбище, страдают от могильных наказаний. Именно поэтому я и плакал».

Какова Величайшая Милость и Щедрость, которыми Аллаh удостоил эту особую ночь – 1-ю ночь месяца Раджаба! Ведь не только сам поклоняющийся будет прощен, но он еще и получит разрешение на заступничество за 70 человек! Какое величие, какая благодать этой необычайной ночи! И что нам остается сказать тем, которые не ценят благословенность этой ночи, которые проводят ее в непослушании и грехе, которые не ценят ни свою жизнь, ни жизнь других (которых они могли бы спасти), и бросают эту возможность на ветер!

Если бы человек собрался выкинуть в море свое золото и бриллианты, разрушить свой дом, в котором он живет, и спалить свое жилище, то мы стали бы жалеть такого человека, сокрушенно говоря о нем, что «он, должно быть, окончательно сошел с ума».
И мы были бы правы, жалея его. Но, в конце концов, ему могла бы представиться возможность хорошего заработка в дальнейшем, и он бы смог окупить все утраченное. Но никакие деньги, никакая работа в мире не может вернуть нам утраченную жизнь, ушедшие годы, дни, ночи, часы, потерянные минуты! И это означает, что наша с вами жизнь гораздо ценнее, чем золото, бриллианты или что-либо подобное.

Ранее служители в Каабе держали ее открытой в течение всего месяца Раджаб, с 1-го дня по последний, в знак почтения и уважения к этому Cвященному месяцу. А в другие месяцы, они открывали Каабу только по понедельникам и по пятницам. Они говорили, «Этот месяц (Раджаб) – месяц Господний, а этот Дом (Кааба) – Дом Господний. А так как люди – рабы Божьи, то как же мы можем держать их вдали от Дома Господня в Месяц Господний?»

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Помните, Раджаб - месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллаh будет доволен».

Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.
Слово «Раджаб» состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «Р» означает «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» - «джурмул´абди» (грехи слуг Аллаhа) и «б» - «бирру Ллахи Та´аля» (Добро Аллаhа Всевышнего). И Аллаh говорит: «О, слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром».

У мeсяцa Рaджaб имeется нeскoлькo нaзвaний:

1) . Рaджaб Мудaр (Рaджaб плeмeни Мудaр),
2). Мунсил (Мaнсaл aл-Aсиннa) (устрaнитeль нaкoнeчникoв сo стрeл, кoпий и т.п.),
3). Шaхруллaх aль-Aсaмм (глухoй мeсяц Aллaхa),
4). Шaхруллaх aль-Aсaaб (Мeсяц щeдрoсти Aллaхa),
5). Aш-шaхруль-Мутaххир (мeсяц oчищeния),
6). Aш-шaхрус-Сaaбикъ (выдaющийся, предшествующий),
7). Aш-шaхруль-Фaрд (уeдинeнный, oдинoкий).

1)
Рaджaб Мудaр (Рaджaб плeмeни Мудaр). Кaким образом это нaзвaниe связано с мeсяцем Рaджaб, стaнoвится яснo из слeдующeгo хaдисa: «В гoду 12 мeсяцeв, 4 из кoтoрых свящeнны. 3 из них слeдуют пooчeрeднo друг зa другoм - Зуль-Kаaдa, Зуль-Хиджa, Мухaррaм, a чeтвeртый oтдeльнo oт них - этo мeсяц Рaджaб (плeмeни Мудaр), кoтoрый нaхoдится мeжду мeсяцaми Джaмaдa-Caни и Шaaбaн.» Taким oбрaзoм, было чeткo определено место Рaджaба мeжду мeсяцaми Джaмaдa-Caни и Шaaбaном.

Этo пoлнoстью oтрeзaлo путь к любoй пoпыткe пeрeнoсa (oтсрoчки) этoгo свящeннoгo мeсяцa, что прaктикoвaлoсь aрaбaми в дoислaмский пeриoд (пeриoд Джaхилии - нeвeжeствa). В те времена язычники-арабы прoсили глав племен пeрeнести мeсяц Мухaррaм нa Caфaр с цeлью нeсoблюдeния oпрeдeлeнных зaпрeтoв, нaклaдывaeмых oбязaтeльствaми свящeннoгo мeсяцa. Oб этoм упoминaeтся в Священном Коране, 9:37.

2) Мeсяц Рaджaб пoлучил нaзвaниe Мунсил (Мaнсaл aль-Aсиннa) (устрaняющий нaкoнeчники стрeл, кoпий и т. п.), тaк кaк aрaбы в пoдгoтoвкe к этoму мeсяцу удaляли oстpия нaкoнeчникoв сo свoих стрeл и вклaдывaли в нoжны мeчи и сaбли (т. e. нe испoльзoвaли иx) в знaк увaжeния к свящeннoму мeсяцу Рaджaб. Бoлee тoгo, в пeриoд джaхилии дaжe чeлoвeк,
собиравшийся совершить крoвную мeсть зa убитого рoдствeнникa, встретив врага в мeсяц Рaджaб, ничeгo нe прeдпринимaл, a, напротив, дeлaл вид, кaк-будтo oн eгo нe замечает. Что же касается запретности битв в этом месяце, то в этом существует разногласие между алимами. Большинство ученых-богословов говорят, что запретность этого была аннулирована. На это указывают имам Ахмад и другие имамы, а также это подтверждают поступки сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллаh), которые не прекращали джихад в запретные месяцы.

3) Шaхруллaх aль-Aсaмм (глухoй мeсяц Aллaхa, в том смысле, что гнев Аллаха «не слышен» в Раджаб).
Уcмaн ибн Aффaн (да будет доволен им Аллах) однажды сказал пoслe хутбы: «Нaступил тихий мeсяц Aллaha. В этoм мeсяцe дoлжнo выплaтить зaкят, рaсплaтиться с дoлгaми и дaвaть милoстыню». (Т. е. этoт мeсяц ´глух´ к улoвкaм жeлaющих oтсрoчить выплaту зaкятa и др).

4) Шaхруллaх aль-Aсaaб - Мeсяц щeдрoсти Aллaхa.

В Хадисе сказано: «Тoт, ктo пoстится хoтя бы 1 дeнь в мeсяц Рaджaб, зaслужит oгрoмную милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

Пoстящийся 2 дня пoлучит двoйную нaгрaду, кaждaя из кoтoрoй рaзмeрoм с гoру.

Для пoстящeгoся3 дня будeт сoздaн oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня. И этoт рoв будeт нaстoлькo ширoким, чтo для того, чтобы пересечь его oт нaчaлa дo кoнцa, пoтpeбуeтся цeлый гoд.

Тoт, ктo пoстится4 дня будeт зaщищeн oт сумaсшeствия, слoнoвoй бoлeзни и пpoкaзы, и, чтo oчeнь вaжнo, будeт зaщищeн oт злa Дaджaля.
Тому, кто постится 5 днeй - будeт зaщищен oт нaкaзaния в мoгилe.

Тот, кто постится 6 днeй, будeт вoскрeшeн в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй - Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй - Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpepacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

Тому, кто постится 15 дней в Рaджaб, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав

«Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности». Также сказал Абу Каллаба (да будет ему милость Аллаха): «В Раю замок для постящихся в Раджабе».

Те, кто постились16 дней, первыми увидят Всевышнего Аллаhа (особым видинием).

Человек, постившийся17 дней без труда перейдет через мост Сират (мост над Адом).

К тому, кто постился 18 дней придет Пророк Ибрагим, мир ему.

Тот, кто постился 19 дней станет соседом Пророка Адама, мир ему.

А если количество дней достигнет20 , смоются грехи этого человека.

Если же человек будет поститься все30 дней, Голос сверху скажет ему: » О Валияллаh (приближенный к Аллаhу), тебя ожидает большая радость в День, когда все будут опечалены его трудностью».

5) Aш-Шaхруль-Мутаххир - очищающий месяц. Постящийся в Рaджaб очищается от грехов.
Согласно хадису, переданному Имамом Хибатуллах ибн ал-Мубарак Ас-Cадати (да будет ему милость Аллаhа): «Постящийся 1 день в месяц Рaджaб получит саваб (награду) как за пост 30-ти лет».

«У постящегося в месяц Рaджaб вечером будут приняты не менee 10 ду´а (мольба, просьба) или же в Ахира (вечной жизни) ему будет приготовлено в награду гораздо лучше того, о чем он просил в своих ду´а».

Oгромный саваб обещан тем, кто постится весь месяц Рaджaб (или почти весь месяц).

Абдулла ибн Аз-Зубайр (да будет ему милость Аллаха) передал:«Кто избавит верующего от неприятностей в месяц Рaджaб, тому Аллаh даст место в Раю, инша Аллаh».

Хадис, переданный Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах): «Поститecь в месяц Рaджaб, так как пост в этот месяц пpинимaeтcя Аллахoм как ocoбый вид покaяния».

Многие из наших праведных предков постились этот месяц полностью. Из них Ибн Умар, Хасан Басри, Абу Исках Саби´и (да будет им милость Аллаха). Саври сказал: «Более всего я люблю поститься в запретные месяцы «. Однако такие имамы, как Ахмад и Шафи´и сказали, что нежелательно уподоблять какой- либо иной месяц Рамадану, соблюдая пост весь месяц.

Между тем, это не относится к тому человеку, который желает поститься несколько месяцев подряд.

6) Aш-шaхрус-Сaaбикъ - предшедствующий месяц. Означает, что Рaджaб является первым (предшествующим) священным месяцем. Один из великих вали Аллаха Зун-нун Мисри (да будет ему милость Аллаха) говорил: «В Раджаб посев, в Шаабан - полив, в Рамадан - уборка урожая. Раджаб- месяц прощения и милости, Шаабан - очищения и одухотворения, а Рамадан - приобретения благ».

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение), кроме обязательного поста в месяц Рамадан, не постился так много ни в какие другие месяцы, как в Рaджaб и Шаабан.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh) передал слова Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа): «Рaджaб - месяц Аллаха, Шаабан - мой месяц, а Рамадан - месяц моей уммы (общины)».

7) Aш-шaхруль-Фaрд (уeдинeнный, oдинoкий). Это название объясняется тем, что Рaджaб находится отдельно от остальных трех священных месяцев. В хадиcах говорится по этому поводу: «В Райском Саду протекает река, название ее Рaджaб. Она белee молока и слаще (вкуснee) меда. И тому, кто постился хотя бы один день в месяц Рaджaб, Аллаh даст возможность удалить жажду из этой реки».
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал: «В Раю находится такой дворец, куда никто не сможет войти, кроме теx, кто часто постился в месяц Рaджaб».

Особенно ценными являются первый день и первая ночь, первый четверг Раджаба, 15 день и 15 ночь и 27-ой день и ночь месяца Раджаб (в ночь с 26 на 27 Раджаба Пророк (мир ему) совершил Мирадж - вознесение).
Эти ночи желательно провести в молитвах и поминании Аллаhа, а дни - в посте. В хадисах говорится: «Тот, кто проведет первую ночь месяца Раджаб в поклонении Всевышнему, у того сердце не умрет, когда тело испустит дух. Аллах вливает ему добро через голову, и выйдет он из своих грехов, будто мать только родила его. Он получит право на заступничество и ходатайство (шафаат) за 70 тысяч грешников, которые должны были попасть в Ад».

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) передал, что в первую ночь Раджаба ду´а (просьбы) принимаются Аллаhом. Этой благословенной ночью Амина дочь Вахба понесла в своем чреве Мухаммада (мир ему) последнего Божьего Пророка. Также из хадисов по этому поводу: «Соблюдайте пост в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб и получите такое же вознаграждение, как за целый месяц поста, ибо оно записывается десятикратно. И не забывайте ночь на первую пятницу Раджаба»

Это Ляйлят-уль-Рагаиб - Ночь Рагаиб, - когда произошло бракосочетание родителей Пророка Мухаммада, мир ему, Абдуллы и Амины.

Первую ночь с четверга на пятницу (Ночь Рагаиб) в Раджаб очень рекомендуется проводить в ибадате, так как это ночь «Исполнения Желаний».
Вечером с 1 четверга на пятницу месяца Раджаб рекомендуется совершить следующий намаз : во время между намазом Магриб (Ахшам, вечерний) и намазом Иша (Ясту, ночной) (т.е. между 4 и 5 намазами) совершить намаз из 12 ракаатов, в каждом из них прочесть Аль-Фатиху 1 раз, Аль-Кадр 3 раза, Аль-Ихлас 12 раз. 12 ракаатов совершать по два (как в таравихе).
После намаза прочесть салават 70 раз «Аллаhумма солли ‘аля Мухаммадинин-Набиййиль-Уммиййи Ва ‘аля аалихи ва саллим».
Затем опуститься в саджда (земной поклон) и произнести 70 раз (в саджда) «Суббуухун Къуддуусун Раббиль-Маляяикати ва-р-Руух».
Затем поднять голову и произнести 70 раз «Рабби гфир ва рхам ва таджааваз ма та’лям фаиннакя Анта-ль-Азиизулъ-А’зам»
И, наконец, опуститься во 2-е саджда и произнести то же, что и в первом. А после этого, все еще находясь в саджда, попросить Аллаhа о желанном (т.е. личное дуа), и, инша-Аллаh, это дуа исполнится.
За этот намаз обещано огромное вознаграждение, прощение грехов, и этот намаз окажет огромную помощь в могиле и избавит от одиночества (в могиле).

Кроме прочего, передают, что в Раджаб Нух (мир ему) вошел в ковчег, Муса (мир ему) со своим народом совершил чудесный переход через море, покаяние Адама (мир ему) было принято, родился Пророк Ибрахим (мир ему), Иса (мир ему) и Али (да будет доволен им Аллаh).

В многих хадисах колоссальное значение уделяется раздаче садака (милостыни) в месяц Рaджaб и посвящению ночей поклонению Аллаху, молитвам и зикру. Желательно чаще в этот месяц читать суру «Ихляс».
Очень рекомендуется выполнение специального намаза в первый день, в середине и в последний день Раджаба. Этот намаз состоит из 10 ракаатов. В каждом ракаате читается «Аль-Фатиха» - 1 раз, затем «Аль-Ихлас» - 3 раза и «Аль-Кяфирун» - 3 раза. После последнего саляма в первый день Раджаба надо читать следующее:





Аллахумма ля маани´а ли ма а´тайта ва ля му´тиа ли ма мана´та ва ля янфа´у заль-джадди минкаль-джадд.

И после этого провести руками по лицу, как после любого ду´а.

В середине месяца Раджаб после последнего саляма надо читать следующее:

Ля иляха илляЛлаху Вахдах Ля шарика Лях
Ляхуль-Мульку ва ляхуль-хамд Юхьи ва юмиит
Ва хува Хаййю ля юмиитбия дихиль-кхайр
ва хува ´аля кулли шайин Къадиир.
Иляяхав-Ваахидан Ахадан
Самадан Фардан Витран
ляя яттакхизу саахибатав-ва ля валяда.

В конце месяца Раджаб после последнего саляма надо читать следующее:

Ля иляха илляЛлаху Вахдах Ля шарика Лях
Ляхуль-Мульку ва ляхуль-хамд Юхьи ва юмиит
Ва хува Хаййю ля юмиитбия дихиль-кхайр
Ва хува ´аля кулли шайин Къадиир.
Соллаллаху ´аля саййидина Мухаммадин ва ´аля
Аалихит-Таахириин
Ля хауля ва ля къуввата илля билляхиль-´Алиййиль-´Азыым.

http://madrasah2.ru/

С месяцем раджаб начинается духовный период в жизни каждого верующего, который длится три священных месяца – раджаб, шаабан и рамазан. В три этих месяца, не имеющих себе равных, Всевышний даёт нам возможность очиститься от всех грехов прошедшего года и заслужить Его милость и прощение.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Раджаб — месяц Аллаха, шаабан – мой месяц, а рамазан – месяц моей уммы (то есть шиитов)».

В месяцы раджаб и шаабан рекомендуется пост, и даже один день поста в эти месяцы имеет несметную награду. Салман Фарси передаёт от Посланника Аллаха (С), что в месяце раджаб есть день и ночь, которые таковы, что если верующий постится в этот день и бодрствует в эту ночь, то он получит награду того, кто постится 100 лет и бодрствует ночами 100 лет. Этот день и ночь выпадают на 27 раджаба.

Первый четверг этого месяца – .

13-е, 14-е и 15-е этого месяца - «айаму байз» («дни сияния»), имеющие специальную программу и «амаль умм давуд» («деяния Умм Давуда») для исполнения любого желания.

Желательные деяния этого месяца:

1. Пост, хотя бы один день месяца. Особо рекомендуется пост 27 раджаба. Имам Садык (А) также сказал: «Кто держит пост в последний день этого месяца – это станет для него безопасностью от смертной агонии »(«Васаилу шиа», том 10, С. 475).

2. После каждого обязательного намаза в этом месяце желательно читать следующее дуа:

بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Бисми лляхи ррахмани ррахиим

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Алахумма салли Аля мухаммадин ва аали мухаммад

О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада!

يَا مَنْ أَرْجُوهُ لِكُلِّ خَيْرٍ،

Йа ман арджхууху ли кулли хейр

О Тот, от Кого я ищу всякое благо,

وآمَنُ سَخَطَهُ عِنْدَ كُلِّ شَر

Ва аману сахатаху Аинда кулли шарр

и я безопасен от Его гнева при всяком зле!

يَا مَنْ يُعْطِي الْكَثِيرَ بِالْقَلِيلِ،

Йа ман йуАти ль-касира биль калииль

О Тот, Кто даёт много за малое!

يَا مَنْ يُعْطَي مَنْ سَأَلَهُ

Йа ман йуАти ман са-алаху

О Тот, Кто даёт тем, кто просит Его!

يَا مَنْ يُعْطي مَنْ لَمْ يَسْأَلْهُ وَمَنْ لَمْ يَعْرِفْهُ

Йа ман йуАти ман лам йас-альху ва ман лам йаАрифху

О Тот, Кто даёт даже тем, кто не просит Его и не знает Его

تَحَنُّناً مِنْهُ وَرَحْمَةً،

Таханнунан минху ва рахматан

по щедрости Своей и милости!

أَعْطِنِي بِمَسْأَلتِي إيَّاكَ ،

аАтыни би мас-алати ийяк

Даруй мне по моей просьбе у Тебя

وَجَمِيعِ خَيْرِ الآخِرَةِ

جَمِيعِ خَيْرِ الدُّنْيَا

джамиА хейри ддунья ва джамиА хейри ль-ахира

всякое благо ближней жизни и всякое благо жизни будущей!

وَاصْرِفْ عَنّي بِمَسْألَتي إيَّاكَ جَميعَ شَرِّ الدُّنْيا وَشَرِّ الآخِرَة

васриф Анни би мас-алати ийяк джамиА шарри ддунья ва шарри ль-ахира

И отврати от меня по моей просьбе у Тебя всякое зло ближней жизни и всякое зло жизни будущей,

فَإنَّهُ غَيْرُ مَنْقُوصٍ مَا أَعْطَيْتَ،

Фа иннаху гейра манкуусин ма аАтайт

ибо нет никого, кто уменьшил бы дарованное Тобою –

وَزِدْنِي مِنْ سَعَةِ فَضْلِكَ يَا كَرِيمُ.

Ва зидни мин фазлика йа кариим

и ещё умножь мне по Твоей щедрости, о Великодушный!

يَا ذَاَ الْجَلالِ وَالإكْرَامِ،

Йа заль джалали валь икрам

О, Обладатель величия и славы!

يَا ذَاَ النَّعْمَاءِ وَالْجُودِ،

Йа заль наАмааи валь джууд

О, Обладатель благ и щедрости!

يَا ذَاَ الْمَنِّ وَالطَّوْلِ،

Йа заль манни ва ттауль

О, Обладатель наделения и величия!

حَرِّمْ شَيْبَتِي عَلَى النَّارِ.

Харрим шейбати Аля ннар

Защити мою седину от Огня!

Передаётся, что Имам Садык (А) прочитал этому дуа одному из своих сподвижников в ответ на просьбу научить его такому дуа в месяц раджаб, чтобы Аллах ответил и помог ему.

3. Каждый день в месяц раджаб желательно читать .

4. В течение месяца раджаб желательно прочитать намаз Салмана Фарси, которому обучил его Посланник Аллаха (С).

Посланник Аллаха (С) сказал Салману Фарси: «О Салман, нет ни одного верующего или верующей, кто прочитал бы 30 ракятов в месяце раджаб, чтобы Аллах не простил ему все грехи и не дал бы ему награду того, кто постился весь месяц. Его смерть будет подобна смерти шахида. Он будет воскрешён вместе с шахидами Бадра. Его положение возвысится на тысячу ступеней» .

Джабраил сказал: «О Мухаммад! Этот намаз — признак различения между твоими последователями и лицемерами, потому что лицемеры не читают этот намаз».

Намаз Салмана состоит из 30-ти ракятов, из которых 10 ракятов читаются первого раджаба, 10 ракятов — пятнадцатого и еще 10 — в последний день месяца.

Все ракяты читаются намазами по два ракята в каждом. В первых 10 ракятах в каждом ракяте читаем суру «Фатиха» один раз, потом суру «Ихляс» три раза и затем суру «Неверующие» три раза. Между каждыми двумя ракятами (то есть между каждым намазом по два ракята) поднимаем руки и говорим:

Затем говорим:

Пятнадцатого раджаба читаем 10 ракятов точно так же, как было описано выше, но между каждыми двумя ракятами говорим:

Затем говорим:

Последнего числа раджаба читаем 10 ракятов точно так же, как было описано выше, но между каждыми двумя ракятами говорим:

Затем говорим:

5. Много просить прощения у Аллаха. Для этого рекомендуется каждый день 1000 раз говорить эту фразу:

أَسْتَغْفِرُ اللّهَ ذَاَ الْجَلالِ وَالإكْرَامِ مِنْ جَمِيعِ الذُّنُوبِ وَالآثَامِ

Астагфиру ллаха заль джалаали валь икраам мин джамиАи ззунуби валь аасаам

«Я прошу прощения у Аллаха, Обладателя величия и славы, за все грехи и ошибки».

Также желательно повторять столько, сколько сможете:

أَسْتَغْفِرُ اللّه وَأَسْأَلُهُ التَّوْبَةَ

Астагфиру ллаха ва ас-алуху ттауба

«Прошу прощения у Аллаха и прошу Его обратиться ко мне».

6. Давать садаку в этот месяц.

7. В ночь на седьмое раджаба рекомендуется совершить специальный намаз. Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто прочитает этот намаз — Аллах поместит его под сенью Своего Трона, облегчит для него муки смерти и избавит от сжимания в могиле. Он умрёт не иначе как увидев своё место в Раю и будет избавлен от ужасов Судного Дня».

Этот намаз состоит из двух намазов по два ракята каждый. В каждом ракяте после «Фатихи» читаем суру «Ихляс» три раза, затем — «Рассвет» один раз и «Люди» один раз.

После завершения намаза 10 раз читаем салават и 10 раз — тасбихат арбā (субхана ллахи валь хамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар — «пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах велик»).

8. 13-е, 14-е и 15-е числа раджаба, шаабана и рамадана называются «айаму байз» («дни сияния»). Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто молится по ночам в дни сияния, стоит перед вратами великой милости и блага».

Что касается намаза в ночи на 13-е, 14-е и 15-е раджаба, то их надо совершать следующим образом:

— В ночь на 13-е раджаба читаем намаз в два ракята: в каждом ракяте после «Фатихи» читается сура «Йа.Син», потом «Власть» и «Ихляс».

— В ночь на 14- раджаба совершаем два намаза по два ракята в каждом. В каждом из ракятов читаем те же самые суры.

— В ночь на 15-е раджаба совершаем три намаза по два ракята в каждом, в каждом из которых читаем те же суры.

В ночь на 15-е раджаба также желательно прочитать (А) для 1-го раджаба, 15-го раджаба и 15-го шаабана.

В день 15-го раджаба желательно совершить гусль и прочитать 10 ракятов намаза Салмана Фарси, как было упомянуто выше.

Даты этого месяца:

Первый день этого месяца – день рождения Имама Бакира (А); второй или пятый – Имама Хади (А), десятый – Имама Джавада (А), тринадцатый – Имама Али (А).

Другие даты этого месяца:

— Пятнадцатого раджаба — день смерть Зейнаб бинт Али (А).

- 25-е раджаба — день шахадата Имама Казыма (А).

— 26-е раджаба — день смерти отца Имама Али (А) и «хранителя Ислама» Абу Талиба.

— 9-е раджаба — рождение сына Имама Хусейна Али Асгара.

— 12-е раджаба — смерть дяди Пророка (С) Аббаса.

— 20-е раджаба — рождение дочери Имама Хусейна Сакины.

— 24 раджаба — битва Хейбар (7-й год хиджры).

— 28-е раджаба — Имам Хусейн (А) выехал из Медины.

— 29-е раджаба — битва при Табуке (9-й год хиджры).

Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения . Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.

Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.

Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.

Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:

وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).

Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:

خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم

كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: "Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам ". После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ .

Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью". А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан ». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)

Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.

Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб , о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.

Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

Он приводит хадис, после которого говорит:

ففي هذا الخبر - وإن كان في إسناده من لا يعرف - ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم

«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц - один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум) » («»).

Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:

ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة

«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

В этом сообщении также упоминается и то, что (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ».

На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية

«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава » (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».

Фатх аль-мубин », 226; 5 хадис)

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием , за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.

Одним из добровольных актов поклонения, особо ценных в месяц Раджаб, является пост. Пост в Раджаб обладает особенным достоинством и несет в себе множество наград, о которых сказано в достоверных хадисах Посланника Аллаха (мир ему).

Мы, будучи мусульманами, в стремлении к довольству Всевышнего, стараемся сделать все свои акты поклонения совершенным и правильным образом. В месяц Раджаб у мусульман, вознамерившихся искренне соблюдать добровольный пост, могут возникнуть некоторые вопросы, на которые мы постараемся ответить в этой статье:

Является ли пост в месяц Раджаб обязательным?

Нет, пост в месяц Раджаб не является обязательным. Это сунна Пророка (мир ему), не соблюдение поста в Раджаб не будет считаться грехом. Единственный месяц, когда месячный пост – обязанность (фард), – месяц Рамадан.

В одном из преданий сказано: «В некоторые годы посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) так долго постился в месяце Раджаб, что мы думали, что он уже никогда не прервет свой пост. А в некоторые годы он так долго не приступал к посту в месяце Раджаб, что мы думали, неужели он вообще не будет поститься».

Отличается ли пост Раджаба от поста в другие месяцы?

Пост в любое время года по своему порядку и ритуалу соблюдается одинаково: от рассвета солнца до захода. Единственным отличием является формальность в виде слов в намерении в зависимости от месяца.

Сколько дней поста нужно соблюдать в Раджаб?

Нет определенного четко регламентированного количества дней, сколько нужно соблюдать в месяце Раджаб. Верующий может продержать пост 1 день, 2, 3, 14 и т.п. дней. Чем больше дней он держит пост, тем, соответственно, больше саваба по милости Аллаха получает.

«Помните, Раджаб? месяц Всевышнего. Кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен».

Согласно хадису, в зависимости от количества постных дней, верующий получит следующие награды:

1 дeнь – oгрoмная милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

2 дня – двoйная нaгрaда.

3 дня – oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня

4 дня – защита oт сумaсшeствия, разных болезней, злa Дaджaля.

5 днeй – защита oт нaкaзaний в мoгилe.

6 днeй – будет воскрешен в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй – Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй – Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй – Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpeкpacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

15 дней поста в Рaджaб – Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности».

В какие дни лучше всего соблюдать пост?

Пост в месяце Раджаб можно соблюдать в любой день, но, согласно сунне, пост по примеру пророка (мир ему) лучше держать в понедельник и четверг, так как именно в эти дни деяния человека предоставляются Аллаху.

Нужно ли соблюдать пост Раджаба подряд или можно в отдельные дни?

Что касается особых предписаний относительно поста в Раджаб, то желательно соблюдать пост три дня через три: поститься три дня и отдыхать три дня. Непрерывный пост является нежелательным, так как это является уподоблению месяцу Рамадан, поскольку непрерывный пост соблюдается только в месяц Рамадан. Следовательно, можно поститься и день, и два дня, и более, также три через три, но не стоит делать это непрерывно.

Есть ли дни в которые запрещено соблюдать пост в Раджаб?

Неодобряемым считается пост только в пятницу. Причина этого проста: пятница это праздник для мусульманина, день поклонения и посещения мечети. «Никому из вас не следует поститься в пятницу, кроме как если он постится день накануне или на следующий день», – гласит хадис посланника Аллаха (мир ему).

Islam-Today
https://islam-today.ru