Что значит бытие для современных людей. Проблемы бытия человека

1. Понятие «онтология». Проблемы бытия.

2. Философское понятие материи.

3. Атрибуты материи - движение, пространство, время.

4. Вклад философии в развитии представлений о движении, пространстве, времени.

Бытие - одни из важнейших категорий философии. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но если понимать бытие только в этом узком значении слова, то нельзя ответить на вопросы: что значит быть? что гарантирует бытие? В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие».

1. Это объективный мир, существующий независимо от сознания.

2. Это все существующее независимо от сознания, не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Итак, если бытие - это все, что существует, т.е. противоположное понятие - небытие, все чего нет. Как соотносятся друг с другом бытие и небытие – это философский вопрос. Он то исчезает из поля зрения философов, то вновь возникает. Наука о бытии называется онтология. Вот основные вехи изучения проблемы бытия.

Впервые термин «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид (V - IV вв. до н.э.). Главный тезис Парменида «Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает».

Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов, мифология стала рассматриваться как вымысел. Мир уже не казался таким прочным и надежным. Людям необходима была вера в новую силу. Парменид вводит понятие бытия как силы, которая защитит мир от разрушения и хаоса. Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль, но не обычная мысль, а Абсолютная мысль, Логос - космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Не человек открывает истину, а истина открывается человеку. Человеческое понимание не может оценить истинность знания.

Одним из критиков Парменида был Сократ. Он считал, что Парменид чересчур умЗляет субъективный разум, мысль и возвеличивает притязание философов на статус представителей Божественного бытия. Сократ объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.

Материалисты - Демокрит, Девкишт считали, что мир - это атомы (бытие) и пустота (небытие).

Решение проблемы бытия Парменидом открыло путь развития метафизике - учению о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества. Учение об абсолютном духе, духовных сущностях, Боге в философии относят к метафизическим.

Аристотель построил модель (а за ним и Фома Аквинский) иерархического упорядочения мира. Мертвая материя в самом низу, затем растения, животные, человек, а на вершине Бог, абсолютно свободный от материи, поэтому совершеннейший. У Ф. Аквинского все уровни иерархии имеют самостоятель-ность, все они причастны только одному Богу.



Философия Нового времени утратило! прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного гаранта всего происходящего в мире.

· И.Кант утверждает, бытие независимое от познания.

· Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования.

· Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.

· Экзистенционализм заявляет, что человек - только он один есть предельное бытие.

· Марксизм (Ф.Энгельс) утверждает, что бытие «есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения».

Мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и её высшую форму - сознания.

Русские религиозные философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определенной культуры. Они утверждали, что специфика русского мировоззрения базируется на ином, по сравнению с западным, мироощущении. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Человек укоренен в бытии, что делает возможным его сознание. Знание - это самораскрытие бытия.

В XX в. делается поворот к утверждению онтологии как центральной части философии. Философы выделяют условно 4 уровня бытия:

1. бытие тел, вещей, процессов; (существование природных явлений).

2. бытие человека; (существование в человеке биологического, социального и психологического начала).

3. бытие идеального и духовного; (существование сознания и его продуктов).

4. Бытие социального (общества у реальный процесс жизнедеятельности людей).

Категория бытия тесно связана с категорией материи. Существование материи признают и материалисты и идеалисты. Идеалисты признают существование материи, но рассматривают её как низкий род бытия, вторичную от творческого начала – сознания. Для материалистов материя – это основа всего существующего.

Наиболее полное учение о материи дано в рамках диалектико-материалис-тического учения.

Наиболее общепризнанным в философском материализме является определение, данное В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Из этого определения следуют 3 вывода :

1. Главное свойство материи - быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

2. Материя неисчерпаема, она существует в многообразии конкретных объектов. Ни один конкретный объект не имеет права претендовать на свое исключительное право быть материей.

3. Мир познаваем. Мышление - продукт человеческого мозга, т.е. материи. Т.к. человек продукт природы.

Понятие «материя» выступает гарантом существования мира. Материи приписываются такие же характеристики, как и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность.

Наука и философский материализм сходны в понимании бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые воспроизводит человек.

Но философия пытается представить общую картину мира, а наука изучает конкретные формы и уровни материи. Современная наука в к. XX в. давала следующую картину мира:

I ур. – неживая природа:

· элементарные частицы, вакуум;

· атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики;

· системы галактик, метагалактики.

II ур. – живая природа:

Биологическая жизнь:

· ДНК, РНК;

· клетки и одноклеточные организмы;

· растения и животные;

· популяции (стаи волков, рыб - воспроизводящие себя в потомстве);

· биоценозы (совокупность популяций);

· биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов).

III ур. – социальный уровень материи:

· классы;

· нации и т.п.

Материальный мир (по мнению материалистов) един в своем многообразии. Основой мира является материя, а уровни и формы её многообразны.

Материя обладает многочисленными свойствами: неуничтожимость, неисчерпаемость, познаваемость, вечность. Есть свойства, которые называются атрибутами материи: это движение, пространство, время .

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий, Поэтому - движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего мира находятся в постоянном движении и изменении. Если вещь не изменяет свой «внешний вид», свое местоположение, то внутри у неё происходит движение элементарных частиц. А внешне вещь остается в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета. Если изменяется качественное состояние предметов, то здесь возможны 2 результата: распад предмета и образование более сложного предмета.

Развитие изменение, сопровождающееся появлением новых качествен-ных состояний, которые представляют собой возможности, скрытые в предшествующих состояниях (яйцо - курица).

Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» дал характеристику формам движения материи.

1. Механическая - движение тел относительно друг друга (перемещение).

2. Физическая - тепловые, электрические, магнитные процессы в твердых, жидких, газообразных телах.

3. Химическая - соединение и распад молекул.

4. Биологическая - жизнедеятельность живых организмов.

5. Общественная или социальная - становление и развитие человеческого общества.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной.

Два других атрибута материи - пространство и время.

Пространство - форма существования материи, выражающая протяженность тел и объектов, их размеры и расположение среди других предметов мира.

Время - формы существования материи, выражающая длительность протекающих процессов, их темп, режим, последовательность.

Идеалисты считают пространство и время порождения сознания, абсолютной идеи.

Пространство и время, по мнению материалистов, являются вечными, несотворимыми, бесконечными и безграничными, т.к. они являются атрибутами материи.

Философские теории пространства и времени можно разделить на субстанциональные и реляционные.

Субстанциональные теории рассматривают пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они представляют собой арену, на которой развертываются материальные процессы и существуют материальные объекты.

Реляционная концепция пространства и времени заключается в том, что они представляются как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Это теория утверждает связь пространства и времени друг с другом и с движущейся материей.

В начале XX физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Появился даже новый термин пространство-время. Они предполагают, что наш мир измеряется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

Современная наука полагает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными характеристиками. Ученные предполагают, что при рождении нашей метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (3+1) стали формами бытия на макроскопическом уровне, а шесть определяли структуру микромира.

Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Особенности биологического пространства-времени проявляются на уровне белковых молекул в форме асимметрии «левого» и «правого» в группировках атомов. В неживой природе нет различия между «левым» и «правым». Живые центры образуются только из тех молекул, в которых имеется «левосторонняя группировка». Имеют свою специфику и временная организация живого. Растения, животные, люди имеют свои биологические часы - длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т.д.

Специфику имеет пространство и время жизни общества. Человечество имеет свою территорию обитания - пространство, где человек живет, строит жилище, обрабатывает землю. Рядом с неосвоенной природой появилась «очеловеченная» природа. Это производство характеризуется не только связью предметов и объектов, но и отношением человека к предметам и месту своего обитания. Ностальгия - тоска человека по Родине, если он вынужден жить в каком-либо другом месте.

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Чем ближе к сегодняшнему дню, тем более они ускоряются. Родоплеменное общество просуществовало несколько десятков тысяч лет, средневековое - около 1400 лет, капиталистическое - около 300 лет. Именно при капитализме произошло «социальное ускорение» - погоня за прибылью. Произошли интенсификация труда, уплотнение событий. Недаром именно тогда была изобретена секундная стрелка. Социальное время многоуровневое - смена возраста человека, смена исторических эпох, в каждом свой ритм и свои ценности.

Это материалистическое учение, основанное на ленинском определении. В последнее время некоторые философы утверждают, что оно содержит 2 взаимоисключающих суждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность.

Одно опровергает другое. Первое суждение невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Проблемы бытия человека

06.05.2015

Снежана Иванова

Бытие представляет собой восприятие собственной жизни с той или иной позиции: полезного или бесполезного существования.

Бытие человека очень сильно связано со смыслом жизни. Поиск предназначения, желание запечатлеть свои дела в вечности заставляет личность иногда задумываться над вечными вопросами. Каждая мыслящая личность рано или поздно приходит к осознанию того, что его отдельная жизнь чего-то стоит. Не всякому, однако, удается обнаружить ее подлинную ценность, многие за поисками истины не замечают собственной уникальности.

Бытие представляет собой восприятие собственной жизни с той или иной позиции: полезного или бесполезного существования. Понятие бытия нередко ассоциируется с мистическим поиском. На тему смысла человеческой жизни задумывались ученые со времен глубокой древности: Аристотель, Шелер, Гелен . Проблема человеческого бытия волновала многих мыслителей во все времена. Они оставляли свои мысли на бумаге, чтобы сохранить их для следующих поколений. На сегодняшний день существуют различные философские подходы, позволяющие максимально полно подойти к вопросу смысла жизни.

Смысл бытия

Социальное служение

Люди данной направленности испытывают огромное удовольствие, когда им предоставляется возможность помочь другим. Смысл и цель своей жизни они видят в том, чтобы оказаться максимально полезными своим близким, друзьям, сослуживцам. Они могут никогда и не задуматься о том, что во многом жертвуют собой только для того, чтобы окружающие чувствовали себя лучше. Чаще всего они действуют бессознательно, повинуясь внутреннему голосу, исходящему от сердца. Такие матери много сил и энергии отдают детям, зачастую не понимая того, что ограничивают собственные интересы ради благополучия своего ребенка.

Социальное служение может выражаться в стремлении посвятить самого себя работе, какому – то общественному делу. Нередко случается так, что женщины, реализовавшись в какой – то сфере, так и не выходят замуж, не создают собственные семьи. Все дело в том, что они внутренне уже достигли центра своей жизни и не хотят ничего менять. Главная особенность людей данного типа – они постоянно хотят помогать другим, участвовать в судьбе тех, кто в этом нуждается.

Совершенствование духа

Люди этой категории встречаются не часто. Главный смысл своей жизни они видят в том, чтобы работать над своим характером, заниматься самообразованием и активно познавать истину. Некоторые из беспокойных мыслителей связывают данную цель с религиозными воззрениями. Но иногда стремление совершенствовать свою душу не связано напрямую с церковью. Человек может познавать высшую истину в странствиях или посредством изучения духовных книг, занятий медитацией. Однако, эти проявления свидетельствуют о подсознательном (не всегда осознанном) стремлении отыскать Бога.

Пост и молитва являются непременными условиями развития духовности в человеке. Обращенность к совершенствованию духа не может происходить без аскез, то есть сознательных ограничений себя в удовольствиях. Посредством волевых усилий человек учится контролировать собственные желания, держать их в узде, отделять истинные цели от капризов, не позволяет себе становиться центром земных наслаждений, укрепляет веру в божественное начало. Такого человека, чаще всего, характеризует серьезность намерений, стремление к уединенности, доброта, потребность в постижении истины.

Самореализация

Данный подход отражает мысль о том, что ценность отдельной человеческой жизни заключается в выполнении своего предназначения. Эта концепция очень глубока по своей сути, она затрагивает тему личностного развития и самосовершенствования, в которой определяющим является выбор самой личности. Если человек выбирает в качестве приоритета самореализацию, он часто пренебрегает другими сферами. Отношения с родными, общение с друзьями могут уйти на задний план. Личность, ориентированная на самореализацию, отличается такими чертами характера как целеустремленность, ответственность, желание достичь больших результатов, умение преодолевать трудности.

Данный подход к жизни демонстрирует огромный внутренний потенциал, который заложен в личности. Такой человек будет действовать при любых обстоятельствах, он не упустит выгодную возможность, всегда будет стремиться оказаться на высоте, просчитает все шаги к победе и достигнет желаемого.

Самореализация как смысл жизни отображает современные взгляды на понимание сути человеческого существования. Наталья Грейс в своих книгах отмечает, что самая большая трагедия на свете – это трагедия нереализованности и на тренингах в красках рассказывает о том, почему так важно правильно расходовать свою энергию. Удивительно, каких больших успехов могли бы достигнуть люди, если бы они использовали максимально собственные возможности, не упускали счастливого случая. Современные ученые открыли понятие материальности мысли. Сегодня все чаще появляется большое количество успешных людей, для которых предназначение является главной ценностью. Это вовсе не значит, что данные индивидуумы не способны думать ни о ком, кроме самих себя. Именно они и осознают больше других, какого колоссального труда стоит движение к подлинному успеху и раскрытию своих способностей.

Смысла жизни не существует

Людей данной категории не занимают перечисленные выше направления. Они стараются жить так, чтобы им было комфортно и легко, без проблем и лишних огорчений. Часто их называют простыми обывателями. Разумеется, никакие порывы альтруизма им тоже не чужды. Они даже могут быть успешными дипломатами или учеными, однако придерживаться данной позиции. У них нет главной цели в жизни и это, пожалуй, печально. Они просто стараются жить сегодняшним днем и не задумываются о поисках высшей истины.

Все перечисленные направления имеют право на существование. По сути, они представляют собой просто различные пути, ведущие к самопознанию. Смысл бытия каждый человек для себя определяет сугубо индивидуально.

Проблемы бытия человека

Непрекращающийся поиск

Духовно развитую личность характеризует стремление к самопознанию. Это внутренняя потребность, которую человек всеми силами души стремится удовлетворить. В чем выражается этот поиск? Прежде всего, в неотступных мыслях и каждодневно возникающих впечатлениях. Заметьте, человек постоянно ведет с собой внутренние диалоги, анализирует, что ему удалось сделать за день, а где он потерпел неудачу. Личность таким образом накапливает необходимый опыт, чтобы иметь возможность жить дальше и не повторять ошибки прошлого.

Привычка мысленно рассматривать собственные действия на предмет ошибок и просчетов, присуща не только мудрецам и мыслителям. Даже обычный среднестатистический человек, который большую часть дня проводит на рабочем месте, склонен продумывать совершаемые шаги. Анализ чувств и настроений наиболее доступен духовно развитым людям, у которых голос совести звучит сильнее и отчетливее. Вечный духовный поиск помогает совершаться процессу личностного развития.

Проблема выбора

В жизни человек совершает выбор намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Любое действие на самом деле происходит с осознанного желания личности и ее собственного разрешения на то или иное событие. Личность меняется очень медленно, но не может не меняться. В результате взаимодействия с другими людьми, она учится, совершает удивительные открытия. Эмоциональная сторона жизни заслуживает отдельного разговора. Когда речь заходит о выборе, подключаются все чувства. Если выбор дается нелегко, то человек переживает, мучается, сомневается, долгое время находится в раздумьях.

Особенность проблемы выбора такова, что от принятого решения напрямую зависит дальнейшая жизнь субъекта. Даже если она не меняется радикальным образом, то все равно претерпевает некоторые изменения. Само существование индивида продиктовано рядом пунктов, где ему необходимо определиться с выбором направления.

Чувство ответственности

Любое дело, которым занимается человек, требует к себе дисциплинированного подхода. Развитая личность всегда чувствует определенную степень ответственности за все, чем она занимается. Совершая тот или иной выбор, человек надеется получить ожидаемый результат. В случае неудачи на личность ложится не просто груз отрицательных эмоций, а чувство вины за то, что сделал неправильные шаги, не сумел предвидеть ошибочные действия.

Чувство ответственности у личности бывает двух типов: перед другими людьми и перед самим собой. В случае с родственниками, друзьями и знакомыми мы по возможности стремимся действовать так, чтобы не ущемлять их интересы, но суметь заботиться и о собственных. Так, родитель на долгие годы принимает ответственность за судьбу своего ребенка с момента рождения и до полного его взросления. Он готов не просто заботиться о маленьком человечке, но осознает, что именно под его защитой находится еще одна жизнь. Именно поэтому любовь матери к своему ребенку столь глубока и самоотверженна.

Ответственность личности перед собой – особый момент во взаимодействии с миром. Не нужно забывать о том, что у каждого из нас есть определенная миссия, которая должна быть выполнена, реализована. Человек всегда интуитивно знает, в чем заключается его предназначение и подсознательно стремится к этому. Чувство ответственности может выражаться в беспокойстве за свою судьбу и здоровье, а также за близких людей, за то, чтобы суметь достичь высокого уровня мастерства в том или ином занятии.

Тема Свободы

Свобода как категория возвышенного занимает умы мыслителей и философов. Свобода ценится превыше всего остального, за нее люди готовы бороться, терпеть значительные неудобства. Каждому человеку необходима свобода для прогрессивного движения вперед. Если личность ограничить тесными рамками, она не сможет полноценно развиваться, иметь собственный индивидуальный взгляд на мир. Бытие тесно связано со свободой, потому что только в благоприятных условиях можно продуктивно действовать.

Любое творческое начинание соприкасается с понятием свободы. Художник творит в свободной атмосфере. Если его поместить в неблагоприятные условия, образы не смогут рождаться и выстраиваться в его голове столь ярко.

Тема Творчества

Человек так устроен, что ему всегда необходимо создавать новое. По сути, каждый из нас является уникальным создателем собственной реальности, ведь все видят мир по – разному. Так, одно и то же событие может вызвать у разных людей совершенно противоположную реакцию. Мы постоянно создаем себе новые картины видения ситуации, отыскиваем смыслы и значения происходящих явлений. Творчество заложено в природе человека. Творит не только тот, у кого имеется дар художника, но каждый из нас является художником и создателем своего настроения, атмосферы в доме, на рабочем месте и т.д.

Таким образом, понятие бытия весьма многогранное и сложное. В повседневной жизни личность не так часто обращается к вопросам о смысле жизни и предназначении. Но оставшись наедине с собой, подсознательно или сознательно начинает ощущать тревожащие вопросы, которые требуют разрешения. Проблемы бытия нередко заставляют личность искать альтернативные пути по обретению счастья и полноты жизни. К счастью, многие люди, пройдя путь нелегких искания, постепенно приходят к осознанию, что бытие ценно само по себе.

Бытие - это существование материальных и духовных объектов. Быть - значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира - факт его существования. Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия - это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия: - бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях - бытие мирового духа;

Бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания; - бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

Концепции бытия. Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий: - между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений; - между единством мира и его многообразием в этом его единстве; - между независимостью существования мира от человека и включенностью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей. В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono - один) - это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало - материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis - двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles - множественный) - это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм - это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным - идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

Материализм различают:

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль - продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм - это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало. Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм). Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

Материя и формы ее существования.

Классическим считается определение материи, данное В. И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них . Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью. Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Объясняется это согласование следующим образом: мышление – продукт человеческого мозга; человек и его мозг – продукт природы, следовательно, в конечном счете мышление – продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и парменидовское понятие «бытие», теологическое Абсолют, бог пантеистов и т.д . Оно выступает гарантом существования мира в его единстве, хотя речь идет о материальном единстве. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Основные типы движения материи. Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных частиц: электронов, позитронов и т.д. Это внутренние процессы. Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений. Сюда относятся явления гибели – смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании превращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существующие в естественной природе). Кроме типов движения материи, выделяют формы движения материи . Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Основные качественные характеристики неживой природы определяются взаимодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.

Природа и сущность человека

В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, согласно которой большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), что, в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет о названных формах человеческого поведения, соответствующие термины употребляются метафорически.

26. Философские и естественно-научные представления о свойствах и структуре материи .

Пространство и время – формы бытия материи. Движущаяся материя включает в себя сосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но эта внешность особого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объекты составляют единство. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время . С помощью понятия «время» характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить непрерывность взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени – предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Опираясь на философию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. Наука и диалектический материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые сами одновременно являются гарантом и обоснованием собственной устойчивости и бесконечной воспроизводимости.

29. Происхождение человека и уникальность его бытия.

И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей «Логике», одним вопросом: что такое человек?

В трудовой теории антропосоциогенеза, разработанной в марксистской литературе, главным фактором формирования человеческого сознания является целенаправленный труд. Использование орудий труда и их совершенствование является главным отличием человека от животных. Осуществление трудовой деятельности стало возможно благодаря переходу отдельных видов обезьян к прямохождению, передние конечности освободились, и стала развиваться кисть руки. В то же время существует много неясных моментов – например, таких, как антропный принцип . В соответствии с антропным принципом Вселенная содержит такой точный набор констант, которые приводят на определенной стадии к появлению человека. Можно сказать, она «запрограммирована» на человека.

В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне познаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне человека? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет. Человек, обращал внимание Тейяр де Шарден, – самый таинственный и сбивающий с толку объект. Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет значит построить его» (Спиноза), «понять значит выразить в понятиях» (Гегель) и другие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М. М. Бахтина: «Человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания.

Бытие - вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий.

Противоположное бытию понятие - «небытие» («ничто») . Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Человек, как бытие, обладает свободой и волей. В классической метафизике под бытием понимается Бог.

Различают бытие и сущее . Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди них можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это и выражено в понятии бытия. Отсюда, вопрос почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»?

Впервые понятие "бытие" ввел элеат Парменид (504-501 г. до н.э.). Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием . Небытия, «ничто» (того, что не существует ) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет » . Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, неизменно, неделимо, совершенно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это недопустимо. Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же », «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется ». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие .

Существует ряд концепций «истинного бытия» : Логос, Мировой Разум (Гераклит), число (Пифагор), первовещество (античные натурфилософы), атомы (Демокрит), идеи (Платон), форма форм, перводвигатель, Бог (Аристотель).

3.Основные виды бытия:

1) объективное и субъективное, 2) потенциальное и актуальное, 3) материальное и духовное, 4) природное и общественное

1) Объективное бытие (Бога, природы, общества) - существующее независимо от человека, субъективное бытие (мысли, чувства) - внутренний мир человека, продуцируемый им самим, субъективно-объективное бытие (объективный мир, сознательно преображённый человеком и зависящий от него, «вторая природа»; объективно-субъективный характер, для постнеклассической науки имеет и научное знание).

В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную

реальность, в противовес наличному миру становления. Этим бытием является Дух, Разум, Бог. Субъективный идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывая бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

2) Аристотель в «Метафизике» разделил бытие на потенциальное (возможное) иактуальное ( действительное) . Потенциальное бытие – неразвитое, неоформленное, неразвёрнутое, но существующее в действительности (будущее в настоящем – ребёнок, напр.). Актуальное бытие – проявившее себя в полной мере, оформившееся, раскрывшееся (что достигается в стадии зрелости – напр, профессионал, личность). Процесс превращения возможности в действительность называется становление.

3) Бытие материальное ибытие духовное . Мате́рия (от лат. materia - вещество) - физическая субстанция, противоположная сознанию(духу). . Существует несколько подходов к понятию «материя»:

а) материалистический подход , согласно которому материя есть первооснова бытия (субстанция), а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи, материя первична и представляет собой наличное бытие, подразделяясь на косную, живую и социальную материю.;

б) объективно-идеалистический подход – материя существует как порождение (эманация, объективизация) независимого от всего сущего изначального (идеального) Духа;

в) субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт человеческого сознания;

г) позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Материя (с точки зрения материализма) обладает следующими свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью, движением, пространством и временем.

Движением называется любое изменение (и мыслей, и вещества). Движение есть единство изменения и сохранения (преемственности). Оно имеет всеобщий характер (это - одна из немногих известных нам абсолютных истин).

Движение - способ существования материи. Выделяют пять основных форм движения материи : механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную (Ф.Энгельс «Диалектика природы»). Направленное изменение, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием (восходящая линия

прогресс, нисходящая – регресс) . Развитие природы обозначается понятием «эволюция », развитие общества – «история », совместное развитие общества и природы – «коэволюция ».

Пространство и время - формы существования материи. Пространство выражает протяженность явлений, их строение из элементов и частей. Пространство - трёхмерно (длина, высота, ширина) и обратимо (можно вернуться в свой детский дворик). Время выражает длительность, скорость протекающих процессов, последовательность смены их состояний. Время одномерно (течёт по одной линии - прошлое, настоящее, будущее) и необратимо (вернуться в детство нельзя). Эйнштейн доказал, что пространство и время неотделимы друг от друга, образуя единый пространственно-временной континуум (хронотоп).

Есть разные «реки» времени: астрономическое, геологическое, физическое, биологическое («биологические часы»), историческое, субъективное («Я знаю, время растяжимо, оно зависит оттого, какого рода содержимым вы наполняете его», С. Я. Маршак).

Духовное бытие. В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. Таковым бытием является Мировой Дух, Мировой Разум, Абсолютная идея, Бог. Духовное рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции, Дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека

В философии субъективного идеализма духовное бытие есть проекция человеческого сознания (мысли, образы, вера, грёзы...).

Духовное бытие разделяется на индивидуализированное (мнения, ценностные представления отдельных людей) и объективированное, вне/над/индивидуальное (религия, наука).

4) Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе) и бытие общества. Бытие природы (как бытие материального мира, возникшего до человека противостоит бытию общества как духовно-материальному бытию, продуцируемому людьми (и в то же время находится во взаимодействии с ним).

В марксизме общественное бытие (понимаемое как собственная, внутренняя материальная основа общества, нетождественная с его природной основой) противопоставляется общественному сознанию (духовной жизни общества), выступая ведущей стороной («бытие определяет сознание»).

Являются очень важными. Бытие человека - это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

В субъективной духовности;

Реальности живого вещества;

Объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

Предпосылка;

Результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности - это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен Данная предопределенность основана на уровне в котором он получает воспитание.

Бытие человека - это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую Любой из живущих в обществе - личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека - это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности - их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела - это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.