Цитаты о казаках и казачестве. Высказывания о казаках видных русских эмигрантов

«...вся суть в том, кому нужна вся эта самостийность, безусловно, нарушающая единство и могущество России, заранее обрекающая ее на длительные внутренние трения, а то и кровавые столкновения, в исходе которых, при огромном неравенстве в силах, сомневаться не приходится?



Скажу прямо: не казачеству, в его массе, измученному и униженному, однако со всем русским народом, кучкой каторжников и убийц, нужна эта самостийность, враждебная России. Она полезна тем нашим соседям, которые не хотят видеть нашу Родину могучей и крепкой. Их мечта - слабая, бессильная Русь, раздираемая внутренними усобицами, без Кавказа, с обрезанными окраинами».



«Не нужна нам, казакам, вся эта на чужие, недобрые деньги раздуваемая «самостийность». Злое дело творят ее проповедники, разжигая вражду ко всему русскому, стараясь забыть все общее, что навеки связывает нас с Россией, придумывая какие-то фантастические теории о происхождении казачества будто бы чужого - враждебного ей».



Из статьи А.П.Богаевского


= = =


«Большевики словами Троцкого объявили жестокую войну казакам. С февраля 1918 года и по сей день не прекращается ежедневное истребление казаков. На войне, ссылкою на голодную смерть в северные губернии на тяжелые работы, расстрелами по несколько сот человек обманутых французами казаков, возвращающихся на Дон, приканчивают большевики с казаками. Тут уже нет никакого закона, права или правды - казаки просто избиваются, как русские люди, не желавшие забывать ни своей русской крови, ни святой православной веры. И, если владычество большевиков продолжится еще, в России не останется ничего казачьего».


= = =


Донской казак Николай Туроверов:


«Без России и вне России у казачества не было, нет и не может быть дорог!»


= = =



Часто можно услышать от самостийников о тяжкой жизни казаков при царях . В качестве примера они приводят иногда казаков-некрасовцев. Но лучше почитать не интерпретации « казакийцев» , а версию САМИХ некрасовцев:



Из письма казаков-некрасовцев атаману Богаевскому (1921г.)


«Вы пишете, что наши деды покинули родную Россию, уходя от преследований жестокой власти. Мы считаем долгом заявить, что всякую власть, законно поставленную, мы считаем от Бога и жестокостей от нея в России не знали, а ушли от обид своих же братьев казаков, не согласных с нами в церковных упованиях и в большинстве не сочувствовавших нашим взглядам, последнее и заставило наших отцов уйдти от зла в сотворение благого. И вот уже свыше двухсот лет мы находим приют в Турции и, живя здесь, сохранив все искания наши, обычаи и веру, продолжаем быть верными сынами церкви Христовой и возносить до днесь молитвы о Русском Царе, моля Всевышнего о скорейшей кончине лета междуцарствия.


........................................ ........................................ ..............................


Да хранит вас и войско Донское Христос Спаситель и да ниспошлет Он России Держаного Венценосца, могущаго умиротворить и внедрить правду и порядок на Святой Руси».


= = =


Донской Атаман, Генерал Краснов:



« Как-то, в начале августа, зашли ко мне в сел. Тростенец командиры полков и сказали:



Не можете ли вы. Ваше Превосходительство, рассказать казакам о казачьих войсках, их географическом положении, их соотношении с Россией?



А что?



Да среди молодежи упорно сидит мечта о создании отдельного общеказачьего государства, независимого от России, управляемого своими атаманами, со своим старшим атаманом пли советом атаманов.



Да вы сами-то как же об этом думаете?



Понимаем, что это невозможно... А только хорошо бы это было. Потому что, если эта пакость будет продолжаться, погибнет Россия, погибнем и мы с нею. А так, может быть, своею казачьею республикою и устоим.



Хорошо, - сказал я.



На 9 августа в земледельческом училище, в обширном рекреационном зале, я назначил сообщение. Казаков собралось, как никогда, много. Я повесил карту Российской Империи, нарисовал на классной доске маленькими квадратами, треугольниками, линиями и точками все одиннадцать казачьих войск, рассказал историю их образования, указал на то, что более или менее компактную массу представляют только три войска: Донское, Кубанское и Терское, а остальные не только отделены друг от друга тысячами верст, но и самые казачьи станицы разбросаны маленькими вкрапинами среди неказачьего населения. В Донском войске казаки составляют всего 60%, в Кубанском и того меньше. При таких условиях жить казакам возможно только в полной дружбе с Россией, и ни о какой «самостийности» думать не приходится. Хмурые расходились казаки. Я подошел к группе уманцев, разумных, твердых казаков, хохлов.



Что же нам делать остается, господин генерал, - сказал мне оди н из них. - Не иначе, как пропадать всему казачеству приходится.



Не надо было так возмущаться на старый режим, - сказал я. - При Государе Императоре неплохо вам жилось. Заботились о вас и ваши права охраняли» .



= = =


Донской Атаман, Генерал Каледин:


«Россия должна быть единой. Всяким сепаратным стремлениям должен быть поставлен предел в самом зародыше».


= = =


Донской Атаман, Генерал Краснов:



« Наверху были мысли сплотиться. Комиссар временного правительства Кавказской армии, член Государственной думы В.А. Харламов носился с созданием Юго-Восточного союза из казачьих войск и Кавказа. Прилипали к этой идее подозрительные интеллигенты, вчерашние аферисты, метрдотели московских ресторанов, чувствовавшие власть и наживу, подписывали соглашения держаться твердо и нерушимо, спорили о федерации и конфедерации, неясно понимая самые слова, а в Новочеркасске уже сидел за одним столом с честнейшим Калединым, генералом от кавалерии и Георгиевским кавалером, хмельной казак Подтелков из офицерских вестовых Л.-Гв. 6-й Донской Его Величества батареи, вчера носивший дрова на кухню своему «пану», стучал кулаком по столу и требовал от атамана признания власти «совета», образовавшегося в станице Каменской.



Застрелился Каледин, не вынеся борьбы с пустою болтовней. Гибли дети, защищая честь отцов своих, красились в защитный цвет беспартийности отцы и уже «шли державным шагом» в Новочеркасск матросы и красногвардейцы приводить казаков в советскую веру» .



= = =


Позиция славного кубанца Шкуро в отношении России и самостийников:


После Покровского выступил я, встреченный криками «ура» и бурными овациями Рады. Взволнованный и возбужденный горячим приемом, я сказал речь, проводя ту же мысль, что и Покровский, но выразил ее в более мягкой формулировке. Я кончил свою речь здравицей за главкома, за Кубанское войско, казачество и Россию.


........................................ ........................................ ........................................ .............................


Рябовол просил меня выставить мою кандидатуру в атаманы.


— Вы природный казак, и на вас вся наша надежда. Поддержите нас, — убеждал он меня, но я решительно отклонил это предложение, ссылаясь на то, что еще молод для такого поста, неопытен в политике, а кроме того, враг сепаратистских тенденций левых элементов Рады и сторонник Вели кой России.


Шкуро.


= = =


В оспоминания Шкуро о том, как воспринимали себя потомки запорожских казаков:


Сепаратистских идеалов Петлюры они совершенно не разделяли и вообще не интересовались им, считая его чем-то вроде чудака, психопата.


Какие мы украинцы, мы русские , — заявляли они, — только мы — казаки .


Дело в том, что левобережные хохлы — прямые потомки запорожцев — гордились своим прозвищем «казаки» и мечтали о восстановлении запорожского казачества.


(А. Г. Шкуро. Записки белого партизана)


Примечательно, что потомки запорожцев не видели никакого противоречия в том, что они и казаки, и русские. Такая двойная идентификация очевидно не смущала и Шкуро. А вот современные казакийцы почему-то ставят вопрос в разрезе ИЛИ-ИЛИ, будто казаки это не русские.



= = =


Донской Атаман, Генерал Краснов:

«С моим уходом юго-восточный союз осуществился, явился и верховный круг с председателем В.А. Харламовым, и казаки сдали последние позиции под Новороссийском и войска казачьи, и самостийные, и не самостийные, были стерты с лица земли.



........................................ ........................................ ...................



Казаки, мечтавшие иметь свою армию, служат в красной советской коннице и вместо казачьих дивизий числятся в номерных кавалерийских дивизиях.



Чаша унижения допита до конца.



........................................ ........................................ ....................



Третий интернационал методично приканчивает свою главную работу: уничтожает казачество, без малого четыреста лет служившего опорой России и ее Государям».



= = =



Донской Атаман, Генерал Краснов:



«Никогда казаки не поднимались против своей матери - России, не поднимутся и теперь. Говорить о казачьей «самостийности» - это делать дело Кондратия Булавина, учить казаков бунту, вести их прямой дорогою к «...среди поля хоромам высоким, что двумя: ли столбами с перекладиной».



Вне России казакам не быть».


= = =

П оследние слова Атамана Донских Казаков, П.Н. Краснова , своего рода завещание племяннику Николаю(который прошел 10 лет лагерей после Лиенца...). Эти слова во многом помогают понять осмысление Красновым всего его жизненного пути, его борьбы, его выборов во время и после Гражданской войны:


«...Горькая правда всегда дороже сладкой лжи. Достаточно было самовосхваления и самообмана, самоутешения, которыми все время болела наша эмиграция. Видишь, куда нас всех привел страх заглянуть истине в глаза и признаться в своих заблуждениях и ошибках? Мы всегда переоценивали свои силы и недооценивали врага. Если было бы наоборот - не так бы теперь кончали жизнь...


Что бы ни случилось - не смей ненавидеть Россию. Не она, не русский народ - виновники всеобщих страданий. Не в нем, не в народе лежит причина всех несчастий. Измена была. Крамола была. Недостаточно любили свою родину те, кто первыми должны были ее любить и защищать. Сверху все это началось, Николай. От тех, кто стоял между престолом и ширью народной... Россия была и будет. Может быть, не та, не в боярском наряде, а в сермяге и в лаптях, но она не умрет. Можно уничтожить миллионы людей, но им на смену народятся новые. Народ не вымрет. Все переменится, когда придут сроки. Не вечо же будут жить Сталин и сталины. Умрут они, и настанут многие перемены... Воскресение России будет совершаться постепенно. Не сразу. Такое громадное тело не может выздороветь сразу...».


= = =

Клич атамана Дутова


Громко и властно гудит вечевой колокол казачества. С далекого Дона несется звон его.


Старший брат! Твой набат услышали сыны Урала, они давно ждали его. Они бьются уже второй год за великую Мать Россию и вольную казачью волюшку.


Гребенцы, сунженцы, лабинцы, черноморцы, весь бурный Терек и славная Кубань снова заняли свои сторожевые вышки и зорко оберегают Русь .


Иртыш, вспоминая прошлое, послал потомков Ермака укреплять русскую государственность .


А набат все сильнее и сильнее и звуки его все шире плывут в воздухе.
Вот они докатились и до Амура и Байкала, радостно отозвались в сердцах казаков, и грозные полки растут и растут.


А набат все гудит.


Далекая Уссури потянулась и, заслышав родные звуки, встрепенулась и слилась в общем течении.


А набат звучит...


Тихое Семиречье, притиснутое к Китаю, тянет руки свои к родным братьям и радуется скорой выручке, заслышав призывные звуки.


Астрахань бьется в судорогам, но радостный звон казачьего колокола окрыляет сынов Волги.


А набат все громче и громче...


Бейте и вы, родные станичники в свои вечевые колокола, бейте и вы в набат в своих станицах.


Зажигайте вехи сигнальные...


Встало все казачество, встало твердо, и нет ему конца.


От Черного моря до берегов Океана грозно двигаются полки. Стальные пики, как леса, колышутся.


Радуется стар-казак, легко умирать ему, видя дружбу и.мощь казачью, видя, что дети не посрамили седины его н помнят былую славу.


Радуется и млад-казак, что привел Бог принять участие в защите вольности казачьей и отблагодарить Кормилицу Русь за ее заботы.


Становись, казак, плотнее.


Пусть красный, малиновый, синий и желтый лампасы покажут всему миру, что жив еще казак, живо его огненное сердце, жив дух, и быстро течет его свободная кровь, и нет силы свалить эту вековую общину.


На крови и костях предков своих. вольных охоче-комонных людей, создались казачьи гнезда


Вечно свободные, чуждые козни, казачьи общины всегда стоят за право государственное. Да и не может свободный вечно казак допускать разнузданность, предательство и продажу Родины своей.


Казак был и есть верный сын Родины и любит ее больше жизни своей.


А набат все гудит н гудит.


И снимает старый казак со стены свою дедовскую шашку, выезжает на защиту Руси православной .


И преклоняются пред сединой казачьей буйные головы молодежи, и затихает их веселый смех.


Слава тебе. Тихий Дон; слава буйному Тереку; слава красивой Кубани; слава вольному Уралу; слава старому Иртышу; слава студеному Байкалу; слава Амуру и Уссури.


Вольные станичники слышат набат, и звуки его радостны им.


Русь великая, Русь тихая, сермяжная, Русь православная; слышишь ли ты набат казачий. Очнись, родная, и ударь в своем старом Кремле - Москве во все колокола, и твой набат будет слышен повсюду .


Сбрось, великий народ, ярмо чужеземное, немецкое.


И сольются звуки вечевых казачьих колоколов с твоим Кремлевским перезвоном, и Русь великая, Русь православная будет нераздельной .


Бей в набат, русский народ, бей сильнее, зови сынов своих, и будем все мы дружны за Русь святую...

Газета "Русский Восток" (Чита),



Печатается по альманаху "Казачий круг"


Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Л.Н. Толстой Волгоградская область является колыбелью трех казачьих войск: Донского, Астраханского и Волжского. У каждого казачьего войска свой путь, своя история, но много и общего. Российское казачество сыграло выдающуюся роль в становлении, территориальном расширении, защите и укреплении государства Российского. За многовековую историю казаками проделана огромная созидательная работа, наполненная многочисленными подвигами и победами, а также невзгодами и потерями, выпавшими на героическую и трагическую судьбу российского казачества. Как особая этнокультурная общность, казаки сумели создать уникальную систему организации и управления, в основу которой были положены демократические принципы народовластия. Опыт казачьего общественного бытия представляет большую ценность и достоин глубокого и продолжительного изучения. В хронологической последовательности данное издание включает в себя важнейшие исторические периоды и события становления, развития, упадка и нового возрождения этнокультурной общности казаков в пределах страны и Волгоградской области. Поэтому изложение материала местного значения дается в тесной увязке с историей Российского государства. На конкретных исторических событиях и примерах показана выдающаяся роль казачьих обществ и отдельных личностей в служении Отечеству, освещаются военно-патриотические традиции казачества Дона и Нижней Волги, богатейший пласт духовной куль- туры, быт и уклад жизни казачества от зарождения до наших дней. Изучение истории казачества родного края во временных рамках I части Очерков призвано обеспечить формирование у молодежи, в том числе казачьей, чувств патриотизма, любви к Отечеству, толерантности, уважения к истории и культуре всех этносов России, укреплению дружбы и сотрудничества между народами нашей страны. Издание включает в себя введение и восемь глав, а также список литературы, использованной при подготовке пособия и рекомендуемой для дальнейшего изучения истории казачества. После каждой главы сформулированы вопросы и задания, нацеленные на закрепление пройденного материала, усиление познавательной активности учащихся путем привлечения к изучению дополнительных источников, включая архивную документалистику, казачий фольклор, художественные произведения и живые свидетельства. Во всех главах издания авторы стремились уделять особое внимание персоналиям, приводить их краткую биографическую справку, давать разъяснение непонятных слов и терминов, иллюстрировать изложение материала соответствующими картами. Издание предназначено в первую очередь для учащейся молодежи, а также для всехинтересующихся историей казачества. Данные Очерки представляют I часть, охватывающую исторический период зарождения казачества Дона и Нижней Волги изаканчивается событиями I мировой войны. И. Толстопятов, к.и.н, доц., засл. работник РСФСР

Как оценивали роль казачества в жизни русского государства военачальники царской армии, историки, писатели, политические деятели, жившие в эмиграции. Высказывания взяты из книги «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества», изданной «Казачьим союзом» в Париже в 1928 году.

___________

А. П. БОГАЕВСКИЙ, Донской Атаман, генерал-лейтенант царской армии.

…Лично я, природный донской казак, с гордостью вспоминаю о славном прошлом родного мне казачества и бодро, со светлой надеждой думаю о его будущем.

Явление исключительно русской исторической жизни, какого не было ни в одном государстве мира, - казачество из буйной вольницы, смело боровшейся с воинственными соседями, постепенно превращается в неотделимую часть государства Российского, но с особым, укладом своей жизни и своими обычаями, и становится верным рыцарем России.

Конечно, не всё в его прошлом было хорошо. Были времена, когда донцы, уральцы и другие казаки немало хлопот и неприятностей доставляли русскому правительству…

Однако всё это не мешало казакам в тяжкие дни жизни России отдавать не её защиту все свои силы.

Яркие примеры этого – поголовное (с 17 лет) участие в Отечественной войне 1812 года Донского Войска, выставившего свыше 50000 бойцов, из которых погибло до 20000; в Крымскую войну – 82 000; в Великую войну – до 300 000 человек, причём напряжение казачьих войск в эту войну было так велико, что, например, Кубань уже в 1916 году была более не силах выставить ещё казаков в строй…

Какова бы ни была будущая власть на Руси, казачьи войска будут существовать. Здравый смысл подсказывает, что государству нужно такое здоровое, бодрое, привыкшее к порядку население. Казачество подчинится всякой новой власти, которая даст порядок и возможность спокойно трудиться. Оно вовсе не собирается отделяться от России и образовывать свои фантастические казачьи республики, как об этом мечтают некоторые наши «самостийники». Казаки хорошо понимают, что, помимо нравственных оснований, такое отделение вызовет бесконечное количество всяких осложнений не только в сношениях с Россией, которую казаки не могут считать какой-то чужой державой, но и внутри войска, когда придётся рассчитывать только на свои силы.

Но вместе с тем готовое служить России, как неотделимая часть её, казачество имеет право на внутреннее самоуправление и на освобождение его от той исключительной опеки, которая проявлялась до революции в таких, иногда странных формах, как, например, закрытие казачьих учебных заведений в 80-х годах.

Со своим выборным кругом и выборным из своих казаков атаманом, каждое войско быстро достигнет полного порядка и благосостояния…

____________

А. И. ДЕНИКИН, генерал-лейтенант царской армии

1) В старину казачество являлось надёжным оплотом российских государственных границ на диком поле, в кавказских теснинах, в сибирских просторах и проводником там русской власти. Казачья вольница доставляла немало хлопот «Москве» (центральному правительствую) и даже вступала с нею в вооружённые столкновения. Но эта внутренняя междоусобица, вызванная, кроме причин социально-экономических, неумеренной централизацией сверху и неумеренным подчас свободолюбием снизу, не умаляет, однако, той важной исторической росли, которую сыграло казачество в сложении Российского государства.

2) В позднейшую историю России казачество входит уже осевшим, устоявшимся. Оно живёт на землях замиренных, вдали от театров войн, в условиях отличного от прочего населения быта, прочно сложившегося хозяйственного уклада и известного благосостояния. Эти обстоятельства делали казачество менее восприимчивым к революционным идеям. Ведь и в старину подымались больше голутвенные, а не домовитые казаки. И казачество несло честно, не зная дезертирства, поголовную военную службу, участвуя во всех войнах, ведённых Россией. А во внутренней жизни её являлось не «слепым орудием в руках правительства», как полагала радикальная общественность, а сознательным государственно-охранительным началом.

3) С началом революции казачество растерялось. «Идти против народа» оно не хотело, а народ «обезумел». Отсюда – колебания, переходы, падения…

4) В эти смутные годы казачья масса никогда и нигде не проявляла стремления к отрыву от России. Казачья старшИна не ладила с общерусскими элементами – это правда. Обе стороны – одна в отстаивании государственных интересов, другая – казачьих вольностей, - переходили не раз границы необходимого. Но самостийностью болела лишь часть казачьих верхов – одни по заблуждению, другие – своекорыстно. Такие идеи, как «кубанцы – это самостоятельная ветвь славянского племени»… или о «самостоятельной казачьей нации», рождались у людей скорбноголовых или с продажной совестью и не имели, не могут иметь отклика в казачьей массе, сознающей себя по крови и до костей русскою.

5) Будущее казачества представляется в таком виде.

Государство освободит казаков от несения чрезмерных тягот, но и не наделит их особыми привилегиями против прочих своих сынов. Это последнее обстоятельство не страшно казачеству, так как будущее устройство Российского государства мыслится как областное, на началах рассредоточения власти и широких местных автономий. Если по культурно-хозяйственным условиям пределы автономий будут различны, то казачества, населяющие сплошные территории, имеют право на наиболее благоприятные условия самоуправления. В пределах его, без сомнения, казачество вольно будет сохранять те формы власти, управления, хозяйства и быта, которые освящены исторической традицией и ему любы.

_______________

Н. Д. АВКСЕНТЬЕВ, бывший министр Временного правительства.

…Привязанность к формам своего общественного быта, своего самоуправления – результат привычки к самоуправлению и умение ценить и использовать его. Влечение к самоорганизации. Трудоспособность, настойчивость, находчивость и умение приспособиться к новым условиям, не отказываясь, однако, при этом от своего индивидуального или национального. Наконец, большая, нутряная любовь к своей малой Родине – казачьим областям, сочетаемая с любовью к Родине большой – к России.

Я знаю, конечно, и о движении самостийничества среди казаков, знаю и о разногласиях между некоторыми группами, и о тех или иных неудачах в области посадки на землю. Но несмотря на это, для большинства казачества считаю верной свою характеристику…

_______________

М. А. АЛДАНОВ, русский писатель.

…Понятие казачества и само по себе не вполне определённо. Если не ошибаюсь, в России существовало (и существует?) 11 казачьих войск – ни в антропологическом отношении, ни в служебно-сословном, ни даже в бытовом они не составляют однородного целого.

Будущее казачества, конечно, тесно связано с будущим всей России. Это и доказывать не приходится: очень редко вычеркиваются из истории – столетия.

Та отличная черта казаков, о которой вы упоминаете и вследствие, которой казачество называлось вольным, является вместе и сильнейшей, и слабой его стороной…

______________

Н. И. АСТРОВ, общественный деятель.

Казачество – это своеобразное явление русской истории. Это своеобразная действенная сила, участвовавшая в строительстве Российского государства…

Но вместе с русским народом, как нераздельная часть его, оно создавало его границы, будучи пограничным оплотом русской земли, не только колонизовало его далёкие окраины, оно вместе с русским народом создавало и экономическое благосостояние и мощь России.

Какие бы хитроумные домыслы и лукавые хитросплетения ни изобретались в наши мрачные дни в больших и малых иностранных и, к стыду нашему, русских политических кухнях, как бы ни стремились демагоги и предатели оторвать казачество от России, провозглашая его особым казачьим народом, творческое участие казачества в истории России запечатлено кровью. И печать эта навеки. Её «огонь не растопит, не смоет вода»…

Судьба казачества – это судьба русского народа. И чем теснее будет между ними взаимодействие, чем крепче органическая и духовная связь, тем скорее это судьба изменится и прояснится. Тем скорее возникнет вольное казачество в свободной России.

На протяжении долгой истории казачество не только служило государству. Оно боролось за свои излюбленные идеалы равенства и самоуправления, не находившие себе осуществления в общих государственных порядках…

Путь к избавлению не в сепаратизме, не в расчленении России и в осуществлении начал истинной демократии. В этих условиях найдут себе осуществление старые заветы в дорогие мечты вольного казачества.

_______________

А.Ф. КЕРЕНСКИЙ, бывший председатель Временного правительства.

…В будущей, внутренние свободной и федеративной России не будет никаких поводов к психологическому отчуждению между отдельными бытовыми группами русского народа.

Включая казачество в понятие русского народа, я отнюдь не покушаюсь тем на своеобразную самобытность казачьих областей. Разнообразие местных политических и социальных укладов только обогащает всероссийскую культуру, умножает творческие возможности народа и тем крепит государство.

Совершенно естественно, что в новых условиях свободного внутреннего государственного строительства казачество внутри своих областей сотрёт грань между собой и так называемыми иногородними. Ведь некоторые местные сословно-войсковые дореволюционные «привилегии» только прикрывали собой исключительные воинские тяготы, которые несло казачество и которые на самом деле в корне подрезывали хозяйственную мощь его…

________________

А. А. КИЗЕВЕТТЕР, бывший член Государственной думы, историк, профессор.

Два условия представляются мне необходимыми для того, чтобы русское казачество составило плодотворный элемент в процессе внутреннего устроения будущей России:

  1. Будущая русская государственная власть должна будет строить политическое единство. Россия не а подавлении местных особенностей отдельных областей государства, а на развитии их внутренней самодеятельности. Поэтому и казачьи области должны будут сохранить исторически сложившееся своеобразие их жизненного уклада.
  2. Само казачество должно будет при этом не дать укорениться в своей среде двум чреватым опасным последствиями течениям:

а) идеализации всего своего исторического прошлого, в котором действовали далеко не одни только «начала равенства и братства», но также сказывалась и довольно резко выраженная социальная борьба между верхними и низшими слоями казачества со всеми неизбежными последствиями такового социального расчленения и неравенства;

б) стремлению порвать историческую традицию, состоявшую в том, что казачество всегда мыслило себя составным элементом общерусской государственности и аванпостом её самозащиты от внешних неприятелей; эту подлинную историческую традицию искажают теперь те представители казачества, которые в угоду самостийным тенденциям и вразрез с исторической истиной выдвигают вздорные теории о том, что казачество есть особая нация, отдельная от русского народа.

Уважение к подлинным историческим традициям, не искажаемым в угоду предвзятым тенденциям, в соединении с трезвым политическим реализмом – вот что может послужить единственно надёжным залогом дальнейшего преуспевания казачества, как одной из самостоятельных клеточек русского государственного организма.

__________________

Генерал П. П. СКОРОПАДСКИЙ, бывший гетман Украины.

…К сожалению, в стихийные времена изобилуют течения, толкающие к распрям и к уничтожению настоящего во имя прошлого или будущего. Эти течения, негативные по сути своей, дают обыкновенно победу третьим… Но формула «Самостоятельность и Союз», положенная в 1918 году краеугольным камнем соглашения Независимой Украйны с Всевеликим Войском Донским, не утратила и до сих пор своего значения. Наоборот. Минувшее и настоящее указывают, что к этой формуле должны склониться все те, кто хотят избежать новых потрясений, кровопролития и братоубийства в будущем, ибо она даёт широту и гибкость для органического разрешения национальных, экономических, социальных и политических антагонизмов на основах дружественной соработы и тем самым содействует напряжению энергий в сторону творчества, а не разрушения.

Только этот путь, направленный вне крайностей, может привести к содружеству и соработе между соседями…

__________________

П. Б. СТРУВЕ, академик, общественный и политический деятель.

Для того, кто осмысленно вглядывается в историю Руси – России, не существует никакого вопроса о том, оправдало ли казачество в этой истории своё бытие, как особой и своеобразной силы.

Казачья вольница сыграла в истории России двоякую роль.

Во-первых, как единственная вольная сила тяглой в остальном России, как единственный вольный «мир» в великом русском море тяглых «миров».

Так было до раскрепощения России, начавшего в 1762 году и завершённого в своей основе в 1861 году.

Во-вторых, как мир или миры – свободно организованные, вольностью своей собранные в некие воинские братства среди всей остальной свободной распыленной громады русского народа – казачество, или, точнее, казачества были и остаются единственным явлением в русской политической действительности. Казачества не суть государства и в то же время они не просто вольные сообщества случайно и временно сошедшихся, несомых историческим ветром пылинок-людей.

В будущем государственном строительстве Великой России казачества (я нарочно употребляю тут множественное число) сильнее, чем прежде, выявят, надо думать, свой государственный характер и в то же время, став более самозаконными («автономными»), ещё ярче обнаружат свою исконную природу особой вольницы.

Как это произойдёт, никто не может сказать, но всем русским казакам и неказакам, нужно понять и продумать великую историческую в то же время живую ценность казачества. У казачества есть великое прошлое, но у него есть и будущее, и – великое призвание в этом будущем.

_________________

М.М. ФЁДОРОВ, бывший министр (до революции).

…На окраинах казачество являлось одним из главных насадителей и проводников русской культуры, русского языка, русской государственности, и в этом смысле историческая его роль неоспорима. И вольное, и служилое казачество с честью несло всегда службу России. В годины великих испытаний казачество в своём большинстве оставалось верным русской государственной идее и отстаивало русское государственное единство…

__________________

А. И. КУПРИН, русский писатель.

Пусть мои глаза не увидят чаемого счастья России, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка. Признаюсь: краевые, частные интересы и вопрос о форме братского союза стоят для меня на втором плане. Я лишь знаю, что казачеству не придёт никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и науськиваемой ложкой ненавистью. Мне ценна старинная красивая формула: «Кланяемся тебе, Белокаменная Москва, а мы казаки, на Тихом Дону».

Для наших потомков будут заветны казачьи вольности. Справедливость требует сказать, что с ними не особенно бережно считалось правительство дореволюционных времён, ещё помнившее былые смуты и тревожные годы. Но союз с вольным человеком прочнее союза с человеком приневоленным…

_________________

А. С. ЛУКОМСКИЙ, генерал-лейтенант царской армии.

Казачество есть кровь от крови, плоть от плоти русского народа. В нём часто в обострённой форме отражаются как положительные, так и отрицательные черты характера народа, выделившего казачество из своей среды.

История казачества есть история расширения Российского государства, его укрепления и его строительства. Сыграв исключительную по своему значению роль в расширении России, казачество в то же время во все периоды жизни России, как при внешних осложнениях, так и в периоды внутренних смут, почти всегда беззаветной преданностью общей Родине помогало преодолеть надвигавшиеся бедствия и способствовало укреплению центральной государственной власти.

__________________

П. Н. МИЛЮКОВ, бывший министр иностранных дел Временного правительства, историк, профессор.

…Сильной стороной являются указанные в «анкете» «широкие начала народоправства, братства, равенства». Очевидно, эти черты должны будут укрепиться и развиться в демократическо-республиканской России. И можно только радоваться, что в сознании казачества живут эти начала, отделяющие их от старой России и облегчающие им переход к России новой. «Слабые» стороны казачества, я думаю, общи ему с таковыми сторонами общерусской жизни. Характер классовой привилегии, отделяющий казачество от других групп населения, недостаточная культурность земледельческой массы, свойственная этому уровню просвещения пороки, не перешедшее из инстинкта в сознание чувство солидарности, как местной, так и всероссийской, - всё это отнюдь не угрожает дальнейшему существованию казачества, но подлежит смягчению и устранению в той обстановке народного развития, которая будет дана новой России.

…Нельзя также подчинять жизненные интересы казачества партийным, политическим тенденциям, сторонники которого рассуждают приблизительно так:

Казачество есть сословие, стало быть, для его существования нужен сословный строй, а следовательно, нужна монархия.

Не будем спорить, сословие ли казаки. Но их история вовсе не так проста. Существовали казаки без монархов. И существуют монархии без казаков. И если монархист способен мыслить государственно, то он должен прийти к тем же выводам, какие обязательны и для государственно-мыслящего республиканца…

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КАЗАКАХ И КАЗАЧЕСТВЕ

«Казаки всегда играли важную роль в становлении нашей государственности: служили государству верой и правдой, открывали Сибирь, Дальний Восток, закладывали новые города, развивали экономику нашей большой страны. В наши дни традиции казачества возрождаются. Думаю, что нет смысла говорить о том, что государство заинтересовано в реализации потенциала казачества в нашей стране, в решении тех совместных задач, которые традиционно решались государством вместе с казачеством: естественно, в укреплении нашей страны в целом, в воспитании молодежи, укреплении военно-патриотических традиций. Всё это важно в любой ситуации, но, наверное, особое значение это имеет в период, когда страна подвергается тем или иным испытаниям. И такие испытания, к сожалению, как были, так и продолжаются…». (Из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на встрече с казачьими атаманами 12 марта 2009 г. в резиденции Президента России в поселке Горки).

«Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству. Можно без преувеличения сказать, что патриотизм в стране растет, и казаки своей работой и своим отношением к Родине подают хороший пример». (Из беседы Президента России В.В. Путина в ходе встречи с Советником Президента Российской Федерации по делам казачества, Героем России, генерал-полковником Г.Н. Трошевым 30 мая 2007 г.).

«Патриотизм казачества, его преданность национальным интересам становятся в наши дни все более востребованными. Не случайно казаками комплектуются воинские части Министерства обороны, в том числе погранзаставы и корабли флота. Они привлекаются к охране общественного порядка и государственных границ России». (Из приветствия Губернатора Московской области Героя Советского Союза Б.В. Громова к участникам Большого круга казачьих войск Российской Федерации 25 мая 2003 г., в г. Ставрополе).

«Нравственные ориентиры казачьей молодежи остаются прежними: это духовность, это укрепление нашей православной веры, укрепление наших казачьих сил и поэтому, сегодня происходят для казачества, на мой взгляд, грандиозные преобразования. Наш Президент четко дал понять всем силам, всему обществу, о том, что он верит в казачество, о том, что казаки всегда верой и правдой служили Российскому государству, сохраняли Россию и приумножали Россию. И мы, потомки наших знаменитых предков, должны продолжить это важное и нужное дело». (Из выступления Верховного Атамана Союза казачьих войск России и зарубежья, Атамана Всевеликого войска Донского, депутата Государственной Думы Российской Федерации, казачьего генерала В.П. Водолацкого на II -ом Международном съезде православной казачьей молодежи 15-17 мая 2009 г.).

«Опыт, накопленный российским казачеством в охране общественного порядка, в создании кадетских корпусов, казачьих учебных заведений, во взаимодействии с пограничниками, Российской армией и флотом, в охране биоресурсов, экологической деятельности, воспитании подрастающего поколения, должен быть использован и в Астраханской области. Казаки всегда служили, служат и будут служить России…» (Из обращения Губернатора Астраханской области казачьего полковника А.А. Жилкина к делегатам Большого круга Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», сентябрь 2007 г.).

«Казачество всегда было одной из общественных сил, влияющих на развитие централизованного государства. Казаки были защитниками страны, со временем превратившись в серьезную военную силу, которую государство использовало против своих противников… Казацкие общины представляли собой род военного братства, связанного узами общины, веры, православия…» (Из обращения Архиепископа Астраханского и Енотаевского, Его Преосвященства Ионы к делегатам Большого круга Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», сентябрь 2007 г.).

«Создание условий и стимулов для дальнейшего развития самобытной казачьей культуры, казачьих молодежных военно-спортивных обществ, патриотических клубов, внедрения казачьего образования и совершенствования работы в сфере военно-патриотического воспитания молодежи на героическом прошлом и настоящем - будут являться залогом верного служения нашему Отечеству уже нового поколения казаков». (Из выступления Вице-губернатора – председателя Правительства Астраханской области К.А. Маркелова на I -ом заседании рабочей группы по делам казачества Астраханской области 10 апреля 2009 г.).

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»