Детская антропометрия. Краткие правила антропометрических измерений

Сроки контроля методом антропометрии

Одним из главных показателей состояния здоровья у детей является уровень физического развития, который показывает соответствие или какое-либо отклонение в их развитии и здоровье.

Контроль физического развития ребенка методом плановой антропометрии должен проводиться систематически, в строго установленные сроки. Такой контроль, как правило, проводят у врача или в детских дошкольных учреждениях. Антропометрическое обследование ребенка раннего и дошкольного возраста включает полную программу процедур обследования: измерение массы тела и роста, окружности головы (для ребенка первого года жизни) и грудной клетки, состояние осанки, степень жировых отложений и другие показатели.

Ребенку в возрасте до 1 года антропометрию нужно проводить 1 раз в месяц, в день его рождения (+/- 1-2 дня); в возрасте с 1 года до 2 лет - 1 раз в 3 месяца (в сроки, соответствующие дате его рождения: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года; в дате проведения обследования допускаются отклонения в пределах 5 дней). Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проходит антропометрическое обследование 1 раз в 6 месяцев; от 3 до 7 лет - 1 раз в год (также в сроки, соответствующие дате рождения: в 4 года, 5, 6 и 7 лет; с допустимыми отклонениями в пределах до 7 дней).

Кроме вышеуказанных сроков, контроль физического развития, например, за весом ребенка, проводится чаще (в возрасте от 2 до 6 месяцев - 1 раз в 10 дней; от 6 до 12 месяцев - 1 раз в 15 дней; от 1 года до 3 лет - 1 раз в месяц; от 3 лет и старше - 1 раз в 3 месяца). Такая периодичность измерения массы тела позволяет обнаружить начало возможного отставания в наборе веса, причиной которого может быть недостаточное питание или неправильный рацион (особенно у ребенка раннего возраста), или, наоборот, чрезмерное увеличение массы тела по причине чрезмерного потребления пищи или неправильно подобранного рациона.

Проведение антропометрического обследования физического состояния детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать единой унифицированной методике измерений, которая основана на следующих правилах:

1. Измерение и взвешивание ребенка должно проводиться утром, натощак, или после дневного сна (тоже натощак) в одно и то же время.

2. Перед проведением измерений нужно убедиться, что все инструменты исправны и их показатели соответствуют истинным.

3. С целью измерения роста ребенка рекомендуется применять два вита ростомеров: детский деревянный горизонтальный ростомер (для измерения роста ребенка возрастом до 2-х лет), так как в раннем возрасте рост измеряется в горизонтальном положении (измерение должны проводить 2 человека); и вертикальный ростомер для измерения роста ребенка старше 2-х лет с приставной или откидной скамейкой, устанавливаемой на высоте 25 см от уровня площадки ростомера. При этом нужно следить за тем, чтобы во время измерения роста пятки, ягодицы и лопатки ребенка должны касаться ростомера (в независимости от его положения: горизонтального или вертикального), руки вытянуты вдоль туловища, а голова откинута назад таким образом, чтобы козелок уха находился на одной горизонтальной линии с углом глаза.

4. Для измерения массы тела также используют вида весов: чашечные весы (детские) для взвешивания ребенка возрастом до 2 лет (такие весы позволяют фиксировать колебания массы тела до 10 г; максимальная нагрузка таких весов до 25 кг) и медицинские весы. Взвешивать ребенка рекомендуется в утренние часы натощак. Перед взвешиванием ребенка раздевают или оставляют в трусиках и легкой распашонке.

5. Измерение окружности головы проводят путем наложения сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, спереди - над бровями. Ребенка первого года жизни во время измерения должен держать на руках помощник.

6. Окружность грудной клетки измеряют путем наложения сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, спереди - по нижнему краю околососкового кружка. Ребенку возрастом до 3-х лет окружность грудной клетки измеряют в горизонтальном положении.

Измерение окружности грудной клетки

Принципы оценки физического развития ребенка

Объективная оценка или заключение о состоянии физического развития ребенка производится путем сравнения данных, полученных путем антропометрических измерений, со средними показателями физического развития - центильными рядами, местными стандартами.

Оценочные таблицы содержат средние показатели основных признаков физического развития у детей в соответствие с их возрастом (рост, вес, окружность головы и грудной клетки). Помимо средних показателей, в таблицах указаны предельно допустимые отклонения (+/- сигма) в стороны увеличения или снижения. При сравнении допустимых отклонений с индивидуальными показателями, определяется уровень физического развития и индивидуальные отклонения. Отметим, что общая характеристика физического развития ребенка дается только на основании совокупности признаков - невозможно объективно оценивать уровень физического развития на основании только какого-то одного признака (веса или роста, окружности головы или грудной клетки).

Для объективной оценки гармоничности развития ребенка нужно брать во внимание показатели веса, окружности головы и грудной клетки с показателями роста.

Если отношение роста и массы тела у ребенка больше установленной нормы, можно подозревать дисгармонию в физическом развитии. Обнаружение дисгармонии в физическом развитии ребенка помогает вовремя диагностировать более серьезные нарушения в состоянии здоровья (например, нарушения эндокринной системы, которые приводят к нарушению обмена веществ: ожирение (ферментопатия), что приводит к нарушению пищеварительной функции, или гипотрофия разной степени).

В детских дошкольных учреждениях обязательные антропометрические измерения проводит медицинский персонал. Итоговая оценка состояния физического развития ребенка проводится только врачом, который сопоставляет полученные данные обследования и делает соответствующее заключение.

Декабрь 22, 2014 admin Нет Комментариев

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

наблюдение за динамикой физического развития.

II. ПОКАЗАНИЯ:

оценка физического развития.

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставляйте ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Электронные весы.
  2. Горизонтальный ростомер
  3. Сантиметровая лента
  4. Пеленки
  5. Дез. раствор, чистая ветошь, емкость для использованной ветоши, 95% (70%) спирт.

V Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Объясните маме смысл манипуляции, получите информированное согласие.
  2. Вымойте руки гигиеническим способом, осушите.

Взвешивание:

  1. Уравновесить весы.
  2. Протереть весы дез. раствором.
  3. Включите электронную систему весов (до цифры 90 кг).

Выполнение процедуры:

  1. Положить на весы, сложенную в несколько раз чистую пеленку; взвесить ее (заметить вес на табло).
  2. Нажать на кнопки «0», затем «Т», чтобы вес пелёнки на табло был со знаком (-).
  3. Уложить ребенка на пелёнке.
  4. Заметить вес ребёнка на табло.
  5. Снять ребенка, положить его в кроватку или отдать матери.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат (не забыть вычесть вес пеленки) в медицинскую документацию.
  2. Убрать пеленку со столика, обработать пеленальный столик дез. раствором.

Читайте так же про: Применение пузыря со льдом. Сестринский уход.

Измерение роста новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Протереть ростомер дез. раствором, постелить пеленку.
Выполнение процедуры:
  1. Ребенка, одетого в распашонку, уложите на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, ноги ребенка выпрямить в коленных суставах, к подошвам приложить поперечную планку ростомера
  2. По боковой планке со шкалой определить длину тела ребенка.
Окончание процедуры:
  1. Убрать пеленку, обработать ростомер дез. раствором.

Измерение окружности головы новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений
Выполнение процедуры:
  1. Ленту наложить на затылочный бугор сзади, спереди - на уровне надбровных дуг.
Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.

Измерение окружности грудной клетки новорожденного ребенка:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Раздеть ребенка.
Выполнение процедуры:

4. Наложить ленту сзади под нижними углами лопаток, спереди - на уровне сосков.

Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.
  2. Ленту протереть дез. раствором или 95% (70%) спиртом.

ПРИМЕЧАНИЕ: оценить физическое развитие по центильным таблицам.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритмы манипуляций на КЭ

Персональный сайт Межениной Аллы Владимировны

  • Оценить адекватность питания ребёнка
  • Оценить физическое развитие

Оснащение:

  • Чашечные весы
  • Резиновые перчатки
  • Ёмкость с дезраствором, ветошь
  • Бумага, ручка

Обязательное условие: взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/родственникам цель исследования
    • Установить весы на ровной устойчивой поверхности
  2. Выполнение процедуры
    • Включить весы
    • На цифровом табло дождаться появления нулей
    • Нажать рукой небольшим усилием на центр лотка до появления цифровых показаний, соответствующих усилию руки
    • Убрать руку, на табло появятся нули
    • Выключить весы
    • Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
    • Положить на весы сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала дисплей весов), включить весы
    • Нажать функцию TARA. Для вычисления веса ребенка без учета пеленки
    • Аккуратно положить на весы раздетого ребенка, придерживая за головку и ягодички
    • Подождать, когда весы зафиксируют вес
    • Достижение достоверности результатов исследования
    • Снять ребёнка с весов
    • Снять пелёнку
  3. Завершение процедуры
    • Записать показатели массы тела
    • Убрать пелёнку с весов
    • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором

Цель: Определить среднее количество молока, получаемое ребёнком при кормлении грудью.

Оснащение:

  • набор для пеленания
  • набор для подготовки матери к кормлению
  • дезраствор, ветошь
  • бумага, ручка

Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днём и вечером), так как в разное время суток у матери разное количество молока.

  1. Подготовка к процедуре
    • Подготовить необходимое оснащение
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Надеть на ребёнка памперс и запеленать
    • Подготовить мать к кормлению грудью
    • Обработать весы дезраствором и подготовить их к работе
  2. Выполнение процедуры
    • Взвесить ребёнка
    • Передать ребёнка матери для кормления грудью в течение 20 минут
    • Повторно взвесить ребёнка (не меняя пелёнок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
    • Определить разницу полученных данных (до и после кормления)
  3. Завершение процедуры
    • Передать ребёнка матери или положить в кроватку
    • Протереть весы дезраствором
    • Снять перчатки, вымыть и осушить руки
    • Оценить соответствие фактически высосанного молока ребёнком долженствующему количеству

Цель: Обеспечить полноценное питание ребёнку.

Оснащение:

  • косынка, маска
  • мерная бутылочка (рожок)
  • стерильная соска с несколькими отверстиями
  • необходимое количество грудного молока или молочной смеси, температурой 36 – 370 С
  • ёмкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылок
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/ родственникам цель и ход процедуры
    • Подготовить необходимое оснащение, подготовить ребёнка к кормлению
    • Вымыть и осушить руки
    • Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной жидкой пищи
    • Надеть соску на бутылочку.
    • Проверить скорость истечения смеси и температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава (жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями)
  2. Выполнение процедуры
    • Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом
    • Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью
  3. Завершение процедуры
    • Подержать ребёнка в вертикальном положении 2 - 5 минут
    • Положить ребёнка в кроватку на бок (или головку повернуть на бок)
    • Снять с бутылочки соску, промыть соску под горячей проточной водой, обезжирить в течение 30 минут в 2% растворе соды, подогретом до 500 С, промыть проточной водой
    • Соски поместить в кастрюлю «Для кипячения сосок» и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания
    • Хранить в той же ёмкости под крышкой, слив воду
    • Бутылочки промыть под горячей водой и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания

Для доношенного ребёнка

  1. в первые 10 дней разовое количество молока 10 х n, где n - количество дней жизни
  2. суточное количество молока рассчитывается:
    • по формуле Финкельштейна – для детей до 10 – 14 дней – n х 70 (80), где коэффициент 70 – для детей с массой тела менее 3 200 г, коэффициент 80 – для детей с массой тела – более 3 200 г
    • объёмным способом – для детей с 2 недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела

Для недоношенного ребёнка

с рождения до 3 – го дня - суточное количество - 20 мл /кг.

Разовое количество:

  • 1 сутки – 5 – 10 мл
  • 2 сутки – 10 – 15 мл
  • 3 сутки – 15 – 20 мл

По формуле Роммеля – с 4 до 10 дня жизни:

Суточный объём – (n + 10) х на каждые 100 граммов веса, где n – количество дней жизни - с 10 – го дня – 1/5 от массы тела

  • Туалет глаз
  • Туалет носа
  • Туалет пупочной ранки
  • Туалет естественных складок кожи

Оснащение:

  • кипячёная вода
  • стерильное растительное или специальное детское масло
  • ватные шарики, жгутики, марлевые салфетки,
  • детское мыло
  • раствор перекиси водорода 3%
  • спиртовый раствор бриллиантовой зелени 1%
  • палочки с ватным наконечником
  • стерильные пипетки
  • лоток для отработанного материала
  • пелёнка
  • чистый набор для пеленания

Туалет глаз:

  1. Выполнение процедуры
    • Подложить ладонь левой руки под головку ребёнка
    • Ватным тампоном, смоченным водой комнатной температуры, промыть глаза движением от наружного угла к внутреннему (для каждого глаза используют отдельный ватный тампон)
    • Осушить глаза в той же последовательности отдельными ватными тампонами
  2. Завершение процедуры
    • Ватный шарик сбросить в лоток

Туалет носа:

  1. Выполнение процедуры
    • Ладонь левой руки положить на лоб ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа
    • Ватный жгутик (отдельный для каждого носового хода) ввести вращательными движениями в носовой ход и удалить
  2. Завершение процедуры

Туалет пупочной ранки:

  1. Выполнение процедуры
    • Поместить бутылочку с 3% раствором перекиси водорода в ёмкость с водой, температурой 30 – 32 градуса на 10 минут
    • Набрать в пипетку подогретый раствор
    • Выпустить каплю на тыл кисти (контроль температуры применяемого раствора)
    • Раскрыть пупочное кольцо указательным и большим пальцами левой руки
    • Закапать 2 – 3 капли раствора перекиси водорода
    • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» ватным шариком движением изнутри кнаружи
    • Сбросить ватный шарик в лоток
    • Палочку с ватным наконечником смочить в 1% спиртовом растворе бриллиантового зелёного
    • Развести края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и смочить дно ранки, не касаясь кожи, провернув палочку по часовой стрелке движением изнутри кнаружи
  2. Завершение процедуры
    • Ватные жгутики сбросить в лоток
    • Ребёнка оставить раздетым в течение 3 – х минут (для подсыхания раствора бриллиантовой зелени)

Туалет естественных складок кожи:

  1. Выполнение процедуры
    • Ватный тампон смочить в стерильном растительном масле (специальном детском масле)
    • Обработать складки в строгой последовательности: заушные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные
    • Паховые и ягодичные складки чаще загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
  2. Завершение процедуры
    • Одеть и запеленать ребёнка

Примечание:

При ежедневном уходе за недоношенным ребёнком его необходимо как можно меньше трогать и двигать. Полностью ребёнка не раздевают. Обнажают только ту часть тела, которая требуется для гигиенической манипуляции. При подмывании не нужно пытаться подмыть ребёнка целиком. Достаточно вытереть его ягодички ватой, смоченной в тёплой воде. Поскольку недоношенный ребёнок особенно подвержен различного рода инфекциям, лучше, чтобы за ним ухаживал кто – то один из родителей.

Цель: определение роста, контроль динамики роста.

Оснащение: стерильная марлевая лента, сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, ветошь, дезраствор.

  1. Подготовка к процедуре
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Установить ростомер шкалой к себе
    • Протереть 2 – кратно ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки
    • Положить индивидуальную или стерильную пелёнку
  2. Выполнение процедуры
    • Уложить ребёнка так, чтобы головка плотно прилегала к неподвижной планке (удерживать головку помогает мама или помощник)
    • Ладонь одной руки положить на колени ребёнка, а другой придвинуть подвижную планку к подошвам ребёнка
    • Зафиксировать результат и внести полученные данные в медицинские документы
    • Снять ребёнка, убрать пелёнку (Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте)
  3. Завершение процедуры
    • Обработать ростомер ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки

Цель: определение окружности головы и груди, контроль динамики данных показателей.

Оснащение: марлевая стерильная лента, сантиметровая лента.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  2. Выполнение процедуры
    • Для измерения окружности головы ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила через выступающую часть затылочного бугра, а спереди - по надбровными дугами
    • Для измерения окружности груди ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков
    • Свернуть ленту так, чтобы первые цифры (1 , 2 . . .) находились на ее внутренней поверхности, головку ленты взять в левую руку, а кончик в правую, подвести под головку или спинку и соединить руки на середине лба или груди, отметить данные.
  3. Завершение процедуры
    • Внести данные измерений в медицинские документы
    • Снять перчатки
    • Вымыть и осушить руки
  • соблюдение гигиены тела
  • обеспечение универсальной потребности быть чистым
  • формирование навыков чистоплотности
  • закаливание ребёнка

Оснащение:

  • Ванночка для купания
  • Пелёнка для ванны
  • Кувшин с водой для обливания ребёнка
  • Водный термометр
  • Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка
  • Детское мыло
  • 5% раствор перманганата калия
  • Тёплая пелёнка
  • Набор для пеленания
  • Ведро кипячёной охлаждённой воды
  • Ведро горячей кипячёной воды

Обязательные условия:

Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома.

  • Купать ребёнка до кормления.
  • Температура в помещении для купания 22 – 24 градуса.
  • Продолжительность купания 5 – 6 минут.
  • Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)
  • С использованием детского мыла купать 2 – 3 раза в неделю.
  • До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года).
  • Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 – 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов - на 15 – 18 день жизни.
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры
    • Вымыть и осушить руки. Поставить ванночку в устойчивое положение.
    • Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком.
    • Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки).
    • Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3.
    • При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 – 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного.
    • Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка.
    • Водным термометром проконтролировать температуру.
    • Перед обливанием она должна быть на 1 – 2 градуса ниже температуры при купании (35 – 360) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных.
    • Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо:
      • включить обогревающую аппаратуру
      • согреть пелёнки и распашонки
      • закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха
  2. Выполнение процедуры
    • Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра
    • При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища
    • Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой
    • Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье
    • Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра
    • И только после этого освободить правую руку
    • Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности
    • Особенно тщательно промывают складки в следующем порядке: шея, за ушами, подмышечки, локтевые сгибы, под коленками. В последнюю очередь - паховые, ягодичные
    • Затем ребёнка повернуть спиной кверху (правая рука на груди и животе, левая – на спине) и облить водой из кувшина, начиная с головы
    • Не выпуская ребёнка из двух рук, переложить его на тёплую приготовленную пелёнку и быстро обсушить осторожными промокательными движениями
  3. Завершение процедуры
    • После этого смазать места кожных складок стерильным растительным маслом, провести туалет пупочной ранки
    • Рыхло запеленать ребёнка, уложить в кроватку на 10 – 15 минут.
    • Через 10 – 15 минут снять влажное бельё, ребёнка одеть и перепеленать в сухое бельё.

mejenina.ru

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

Выполнения измерения

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

Окончания процедуры

  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

www.idealkras.ru

Алгоритм измерения роста и веса пациента

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции – все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.
  5. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.


Гипоксия у новорожденных последствия симптомы

Методика проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Физическое развитие является лабильным показателем, который легко изменяется под воздействием разнообразных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды. Как совокупность признаков, которые характеризуют состояние здоровья организма на разных возрастных этапах, уровень физического развития является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Поэтому оценка уровня физического развития ребенка является неотъемлемым элементом контроля за состоянием его здоровья и занимает важное место в практической деятельности врача-педиатра.

2. Конкретные цели:

  • Продемонстрировать порядок действий при пользовании разными видами приборов для измерения массы.
  • овладеть навыками и техникой проведения соматометрии: измерение массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка;
  • классифицировать приборы для измерения длины тела детей разного возраста
  • заполнить соответствующую документацию после измерения массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка;

3. Базовый уровень подготовки.

Определять закономерности изменений пропорций тела у детей разного возраста

2. Латинский языкПрименить терминологию с латинской основой3. Нормальная физиологияПрименять соотношение основных параметров физического развития (размеров) в процессе онтогенеза

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Ориентировочная карта для самостоятельной работы над учебной литературой при подготовке к практическому занятию

индивидуальное развитие организма2. Антропометрия — совокупность методов и приемов измерения тела3. Ростомер — прибор для измерения длины тела.

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Определение понятия «физическое развитие».

2. Виды приборов для измерения массы тела и длины тела.

3. Техника проведения соматометрии: измерение массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка.

4. Заполнение графиков для оценки физического развития ребенка: соотношения длины тела к возрасту; массы тела к возрасту; соотношение длины тела к массе тела, определение ИМТ (индекс массы тела).

4.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии

1. Овладеть техникой взвешивания детей в возрасте до 1 года и старше 1 года.

2. Овладеть техникой измерения длины тела детей разного возраста.

3. Овладеть техникой измерения окружности головы и грудной клетки;

4. Овладеть техникой заполнения графиков для оценки физического развития.

Содержание темы: Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВООЗ считает одним из самых эффективных мероприятий, которые осуществляются медицинскими работниками относительно снижения уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста.

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела и тому подобное) и биологического созревания ребенка в разные периоды возраста, весомый критерий оценки состояния здоровья и возрастных норм развития, особенно в период раннего детства.

Физическое развитие детей — это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и работоспособность. Темпы физического развития на каждом этапе онтогенеза зависят от индивидуальных особенностей, социальных факторов, региона обитания и тому подобное.

Антропометрия совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, что происходит после рождения новорожденного ребенка — это его антропометрическое исследование. И наиболее серьезные заболевания часто диагностируются именно после установления негативных антропометрических изменений. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.

Техника взвешивания : сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.

Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы ) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:

— испарение влаги с кожи и при дыхании;

— мумификация пуповинного остатка;

— недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;

— рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;

— относительным голоданием;

— отхождением мекония, мочи.

Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:

И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).

ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.

Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа, у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

Графики физического развития

У каждого ребенка должен быть свой график, согласно которого осуществляется оценка физического развития и с учетом ее результатов проводится адекватное медицинское наблюдение.

Для девочек и мальчиков графики физического развития разные и для удобства могут иметь разные цвета. Важно использовать график физического развития ребенка для соответствующего пола, поскольку мальчики и девочки развиваются по-разному.

На каждом графике начерчены кривые. Кривые, на графике физического развития ребенка, помогают в интерпретации показателей физического развития ребенка.

Линия, обозначенная 0 на каждом графике, является медианой, которая представляет среднее значение. Другие линии определяют стандартные отклонения, которые указывают на отдаленность показателя физического развития от стандарта.

Линии стандартных отклонений (СО) на графике физического развития ребенка имеют позитивное (1, 2, 3) или негативное (M1, M2, M3) значение.

График длина тела / рост/ возраст

В зависимости от возраста ребенка измеряется стандартный показатель длины или роста. Длина тела в горизонтальном положении ребенка (лежа) измеряется у детей в возрасте 0-2 года, рост в вертикальном положении ребенка (стоя) у детей в возрасте от 2-5 лет. Значение показателя длины тела / роста для данного возраста показывает, какую длину тела/рост приобрел ребенок данного возраста на момент осмотра. Этот показатель помогает обнаружить детей с задержкой роста и слишком высоких для своего возраста. Высокий рост редко представляет собой проблему, за исключением случаев эндокринных расстройств.

На графике, на горизонтальной оси откладываются значения возраста, а на вертикальной оси — значение длины / роста тела в сантиметрах. Возраст ребенка определяется в полных неделях от рождения до 3 месяцев; в полных месяцах – от 3 до 12 месяцев; и в полных годах и месяцах – в дальнейшем.

Для того, чтобы нанести значение длины тела / роста для данного возраста, следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение полных недель, месяцев или лет и месяцев. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). Например, если ребенку 5,5 месяцев, значения наносят на отметку 5 месяцев (а не между 5 и 6 месяцами).

2) На вертикальной оси отложить значение длины тела / роста. Точки значения следует ставить на или между горизонтальными линиями. Например, если длина тела ребенка составляет 60,5 см, нанесите значение в клеточку между горизонтальными линиями.

3) После нанесения точек по результатам двух или более осмотров, необходимо соединить точки прямой линией для того, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

4) Проверьте, правильно ли нанесены точки на график, и, в случае необходимости, повторите антропометрические измерения. Например, длина тела ребенка не должна быть меньше, чем значение длины тела при предыдущем осмотре. В этом случае, одно из измерений было осуществлено неправильно. Поэтому необходимо четко придерживаться методики проведения антропометрии.

График масса тела/возраст

Значение массы тела для данного возраста

Для того, чтобы нанести значение массы тела для данного возраста следует:

На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значений следует ставить на вертикальной линии (но не между вертикальными линиями).

На вертикальной оси отложить значение массы тела. Точки значений следует ставить на горизонтальную линию.

После нанесения точек по результатам двух или более осмотров, соединить их между собой прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График соотношения масса тела/длина тела / рост/возраст

График соотношения массы тела к длине тела / росту помогает в выявлении детей с очень низкой массой тела и детей с высоким соотношением массы к длине тела / роста, что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожирения.

На этом графике, на горизонтальной оси откладываются значения длина тела ребенка или рост в сантиметрах, а на горизонтальной оси – масса в килограммах.

Для того, чтобы нанести на график значение соотношения массы тела к длине тела / роста следует:

На горизонтальной оси отложить значение длины тела или роста. Точки значения следует ставить на вертикальной линии. Необходимо округлять значение к ближайшему целому сантиметру.

На вертикальной оси нанести значение массы. Точки значения ставить на или между горизонтальными линиями.

После нанесения показателей соотношения массы тела к длине тела / росту за два или более осмотров, соединить точки прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График индекс массы тела/возраста

Индекс массы тела (ИМТ) используется для проведения скрининга на избыточный вес и ожирение.

Как правило, график ИМТ для данного возраста показывает результаты, похожие с результатами графика соотношения массы к длине тела /роста ребенка.

На этом графике на горизонтальной оси откладываются значения возраста в полных неделях, месяцах, или годах и месяцах.

На вертикальной оси откладывается ИМТ.

Индекс массы тела определяется по формуле: значение массы тела разделить на рост в квадрате (кг/м 2). Показатель роста необходимо перевести в метры. Результат вычислений округлить к десятым.

Для того, чтобы нанести на график показатель индекса массы тела ребенка для данного возраста, следует:

На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). На вертикальной оси отложить значение ИМТ. Точки значения следует ставить на горизонтальную линию или между линиями.

После нанесения точек по результатам двух или более осмотров соединить их прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

Материалы для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

  1. По каким параметрам проводится оценка физического развития?
  2. Что такое «физическое развитие» ребенка?
  3. Что такое антропометрия?
  4. Техника измерения массы тела, длины тела и окружностей головы и грудной клетки.
  5. Какая средняя масса тела новорожденного ребенка?
  6. Что такое «физиологическая убыль массы тела» ?
  7. Соотношение показателей окружности головы и грудной клетки
  8. Графики физического развития. Цель их ведения. Правила заполнения.

2. Тесты для самоконтроля

1.Взвешивание ребенка при поступлении в стационар проводят с целью определение:

А. В какое отделение госпитализировать. В. В какой дозе назначить лекарства.

С. Вид питания. D. Конституционального типа ребенка.

Е. Правильно ли организовано питание дома.

2. Средняя масса тела новорожденного мальчика составляет (в граммах):

А. 3000 – 3100 В. 3100-3200 С. 3200-3400 D. 3400-3600 Е. 3600-3900

3. Укажите массу, которая указывает на недоношеность (в граммах):

А. 3000 В. 2900 С. 2800 D. 2600 Е. 2400

4. Укажите на какой день жизни восстанавливается масса тела у новорожденного ребенка при идеальном типе восстановления:

А. 2-3 В. 3-4 С. 4-5 D. 6-7 Е. 7-10

5. Укажите все правильные ответы:

Основные причины физиологической убыли массы тела новорожденного:

А. Гиперальдестеронизм

В. Становление лактации у матери.

С. Потеря воды через кожу и легкие при дыхании

D. Мумификация пуповинного остатка

Е. Выделение мекония и мочи.

6. Физическое развитие – это:

А. Динамичный процесс роста (увеличение длины и массы тела).

В. Биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

С. Динамичный процесс роста (увеличение длины, массы тела, отдельных частей тела и др.) и биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

D. Результаты измерения антропометрических показателей.

Е. Обозначение биологического возраста ребенка.

  1. Взвешивание новорожденных детей в стационаре проводят:

А. После каждого кормления. В. Утром и вечером. С. 1 раз в сутки в любое время.

D. 1 раз в 3 дня. Е. 1 раз в неделю.

  1. На физическое развитие влияют:

А. Биологические факторы. В. Социальные факторы.

С. Биологические и социальные факторы. D. Политические факторы.

Е. Все перечисленное.

  1. У доношенного новорожденного ребенка соотношения окружности головы и окружности грудной клетки:

А. Одинаковые. В. Приблизительно одинаковые.

С. Преобладает окружность головы. D. Преобладает окружность грудной клетки.

10. К основным параметрам физического развития относят:

А. Массу тела, длину тела, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, окружность грудной клетки.

В. Массу тела, длину тела, окружность грудной клетки и окружность головы.

С.Жизненную емкость легких, массу тела, длину тела.

D. Частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, окружность грудной клетки.

Е. Массу тела, длину тела, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В С Е Е В, С, D,Е С В С С В

Задачи для самоконтроля:

1. В приемное отделение детского стационара поступил ребенок 6 месяцев с диагнозом острый бронхит. Медицинской сестре нужно провести антропометрические измерения. Определите последовательность ее действий.

2. В роддоме мать новорожденной девочки, которая родилась с массой тела 3150 г, на 3 день ее жизни узнала, что масса тела ребенка составляет 2950 г. Мама была очень обеспокоена. Что нужно объяснить матери ребенка

Эталоны ответов:

1. Во-первых, установим массу тела ребенка: на лоток весов положим пеленку, ребенка выкладываем на весы головой на широкую часть лотка. Отмечаем значение массы тела ребенка вместе с пеленкой, после чего массу пеленки нужно отнять.

Во-вторых, определяем длину тела ребенка: ребенка выкладываем на ростомер, головку ребенка плотно прижимаем к неподвижной планке ростомера. Голову фиксируем так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляем легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимаємо к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка.

2. Убыль массы тела у ребенка на 200 г (6 %) является физиологической и предопределена следующими факторами: испарение влаги с кожи и при дыхании; мумификация пуповинного остатка; недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни; рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов; относительным голоданием; отхождением мекония, мочи.

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,

Антропометрические исследования: измерение роста,

Антропометрия – (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:

Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.

Внутренние : наследственность, наличие заболеваний.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Методы антропометрических измерений:

Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

17.

грудного и раннего возраста

1. Массу детей в возрасте до 3-х лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой 25 кг. и точностью измерения до 10 г. Вначале взвешивают пеленку, а затем, при закрытом коромысле, на весы укладывают полностью раздетого ребенка так, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка. Детей в возрасте старше 6 месяцев можно посадить на весы. Медицинская сестра или врач правой рукой перемещают гири весов, а левой страхуют ребенка от падения. Нижняя гиря перемещается только в специальные гнезда. Показания снимаются по левой (внутренней) стороне гири. После взвешивания гири ставят на "0", коромысло закрывают и ребенка снимают с весов. Для определения массы тела ребенка из показаний весов вычитают вес пеленки.

2. Измерение длины тела детей первых 2-х лет жизни производится в лежачем положении с помощью специального горизонтального ростомера длиной 80 см., шириной 40 см. с сантиметровой шкалой и двумя поперечными планками - подвижной и неподвижной. Ребенка укладывают на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам и по ее внутренней поверхности снимают показания с сантиметровой шкалы.

3. Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя ее сзади по затылочному бугру (затылочной точке), а спереди по надбровным дугам.

4. Окружность грудной клетки измеряют при спокойном дыхании ребенка. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту на уровне сосков (по среднегрудинной точке).

5. Окружность плеча определяют при свободно опущенной руке на уровне наибольшего развития двуглавой мышцы (на границе верхней и средней трети плеча).

Методика антропометрических измерений детей дошкольного и школьного возраста

1. Измерение массы детей в возрасте 3-х лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. Перед взвешиванием ребенка раздевают до трусов. Нижнюю гирю коромысла помещают точно в специальные гнезда. Показания снимают по левой (внутренней) поверхности гири.

2. Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены 2 шкалы: одна для измерения роста стоя, другая для измерения корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Затылок, межлопаточная область, крестец и пятки касаются вертикальной планки ростомера. Положение головы считается правильным, если нижний край глазницы и верхний край слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка ростомера плотно касается верхушечной точки головы, по ее внутренней (нижней) поверхности снимают показания шкалы.

3. Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя ее сзади по затылочному бугру (затылочной точке), а спереди - по надбровным дугам.

4. Окружность грудной клетки измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха, на высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, при отведенных в стороны руках. Затем руки ребенка опускают и проводят ленту по среднегрудинной точке (на уровне сосков). У девочек в пубертатном периоде ленту накладывают над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

5. Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах (рука согнута в локтевом суставе, кулак сжат) и при расслабленной (рука свободно опущена) мускулатуре. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы. При расчете индексов используются данные измерения окружности плеча при расслабленном состоянии мускулатуры. По разности измерения в напряженном и расслабленном состоянии руки судят о развитии мышц плеча.

6. Окружность бедра определяют горизонтальным наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой.

7. Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.