Древние города урала. Какие народы населяют урал

Древний Урал

Урал в древности

История Урала уходит корнями в древность. Первые его обитатели оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного-азиатского. Здесь на границе двух континентов скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края.

Первые письменные сведения о коренном населении - башкирах, удмуртах, коми, манси, хантах - относятся к IX веку. Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходит с территории Великого Новгорода, начиная с XI века. К XV-XVI в.в. относится активный процесс заселения Урала русскими, а промышленное освоение края к концу XVIII-нач. XVIII в., когда здесь были построены первые железоделательные чугунолитейные заводы. Именно тогда была заложена основа будущей индустриальной мощи Урала.

Палеолит. В конце раннего палеолита 300 - 100 тысяч лет назад началось заселение Урала. Прослеживается два основных пути этого движения:

1) Из Средней Азии

2)С Восточно -Европейской равнины, Крыма, Закавказья.

В 1939 г. археолог М. В. Талицкий обнаружил стоянку неандертальца у Пещерного лога на правом берегу Чусовой. Древность ее - 75 тысяч лет.

Также известны такие стоянки древнего человека на Урале как Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Южном Урале открыта стоянка Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад.

Человек эпохи палеолита - неандерталец был первоклассным охотником, умел добывать огонь искусственным путем, сооружать примитивные жилища, изготавливать одежду из шкур зверей. Он обладал человеческой речью и разумом. Ростом был чуть ниже среднего современного человека. Некоторые ярко выраженные черты его лица - покатый лоб, выступающие надбровные дуги. Питался неандерталец мясом добытых животных, поедал плоды растений, но земледельцем еще не был.

Поздний палеолит (35 - 12 тысяч лет назад).

В середине последнего Вюри-Валдайского оледенения (40 - 30 тысяч лет назад) на Урале появился кроманьонец, человек уже современного типа. Урал стал заселяться довольно плотно. Теперь люди занимали не только пещеры, но и устраивали укрытия вне их. Это были жилища типа шалаша из ветвей или жердей, покрытые шкурами. Для длительного пребывания строили полуземлянки с очагом внутри. Объектами охоты уже служили не мамонты, а более мелкие животные - медведь, олень, лось, косуля, кабан и т. д. Появилось рыболовство. Земледелия не было.

Мезолит. На Урале устанавливается близкий к современному климатический режим, складывается современная флора и фауна. Усилился приток новых племен на Урале. В его природно-географических областях и зонах стали складываться те языковые племенные сообщества, которые положили начало будущим народам Урала. Образ жизни мезолитических племен Урала можно наглядно представить по образу жизни индейцев Северной Америки. Хозяйство осталось охотничье-рыболовно-собирательским (6тыс. - нач. 3 тыс. до н. э.).

Неолит. Архелогические памятники представлены стоянками, поселениями, мастерскими по обработке камня, наскальными рисунками. Население становится более многочисленным. Наблюдается концентрация поселений на берегах рек и озер. Резких природных изменений не было. Горное дело выделяется в особую отрасль. Найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы. Неолит-время шлифованных орудий и деревянных изделий (лыжи, сани, лодки). Важным занятием становится гончарство. Первая посуда имела полуяйцевидную или раковидную форму. Поверхность была покрыта узорами, состоявшими из прямых и волнистых линий, треугольников.

Эпоха энеолита. Хозяйство становится более специализированным. Жители Южного Урала занимались скотоводством. На энеолитических памятниках найдены изделия из самородной меди. На Южном Урале складывался металлургический очаг.

Искусство этого периода представлено орнаментами на керамике, наскальным рисунками. Появились изображения птиц и животных, человека.

Бронзовый век. II тыс. до н.э.-VIII в. до н. э. Время господства бронзы. Добыча руды, ее дробление, обогащение производилось на месторождениях Таш-Казган, Никольская, Каргалы.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н.э. с круговой планировкой, наиболее известны из которых Аркаим(1987г.) и Синташтинское поселение. Археологи называют эти памятники "страной городов".

Аркаим-это поселение площадью около 20 тыс.м2. Внешний круг включает 40 жилищ. В них были колодцы, очаги, ямы-хранилища. Найдены остатки металлургического.производства. Жителей таких протогородов можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения 4 входа, ориентированных по частям света. Система рвов и стен являлась сложной и красивой композицией. Безусловно, Аркаим выстроен по загодя продуманному плану. Есть ложные входы, лабиринты, потайные лестницы. Ясно, что в эпоху бронзы существовала высокая, интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим-заповедная земля: защищен и огорожен. Наша задача-сохранить этот протогород для будущих поколений.

Железный век. Формирование народов Урала. (III в.н.э.-нач. II тыс. н.э.)

Великое переселение народов-это многочисленные передвижения племен в I тыс. н.э., начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с Юго-Восточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов, и с III века известны как гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р.Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского народа, распространение тюрского языка на Южном Урале.

Люди жили в бревенчатых домах с погребами. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. Исследуя многочисленные городища, мы узнаем, что важным занятием становится варка железа и металлообработка. Центром по выплавке железа в Прикамье было Опутятское городище. Основным производственным коллективом была семья. Заметно выделяется племенная знать и военоначальники.

Начало IIтыс. н.э-время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи Южного Урала. Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы.

Этнография

Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Причем все это происходило практически одновременно и заняло весьма длительный период - почти двести лет (с 30-х годов XVII века до начала XX-го).

Заселение Южного Урала - неизбежный процесс его освоения. Начало этому положила деятельность Оренбургской экспедиции (1734 - 1744 гг.). До нее его просторы были малолюдны. Усилиями экспедиции была заложена целая сеть укрепленных населенных пунктов, образовавших Оренбургскую пограничную линию.

В ходе двухвекового развития края шло интенсивное формирование численного, национального и социального состава населения, возникали и росли города и селения, осваивались плодородные земли, богатые полезными ископаемыми недра, развивались экономика и культура.

В результате мощного переселенческого потока, захватившего значительную территорию Южного Урала, к последней четверти XVII века этот обширный край оказался в плотном кольце русских и казачьих поселений. Заселяя и осваивая необжитые земли, славянские, тюркские и финно-угорские народы селились рядом. На протяжении многих десятилетий русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, немцы и другие народы жили по соседству и сотрудничали между собой. Особо надо сказать о мещеряках и их далеких предках. Исследования ученых показали, что в первом тысячелетии нашей эры существовала народность мещера (от названия Мещерской низменности в Рязанской области). В XV-XYII веках часть восточной мещеры обрусела, а другая слилась с татарами. Смешанная с мещерой и мордвой группа поволжских татар получила название "мишари". В XVII веке часть из них переселилась в Башкирию и Приуралье. Здесь они стали называться - мещеряки. Можно считать, что в XVI веке мещера как самостоятельная народность фактически перестала существовать.

Процесс формирования национального состава населения Южного Урала в основном завершился в начале XX века. Связано это было с проведением П.А.Столыпиным аграрной реформы.

Есть еще один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края. В подтверждение этой версии обратимся к факту.В первом тысячелетии до нашей эры на огромных степных просторах региона проживали древние ираноязычные племена - сарматы. Но в ходе великого переселения народов они растворились в общей массе людского потока. Уходя с Урала, они оставили после себя лишь память в виде большого количества курганных погребений.

В XIII - IX веках в Поволжье и на Южном Урале обитали древние венгры (мадьяры), относившиеся к угро-финской этнической группе. Затем они покинули эти места, ушли на запад, к среднему течению Дуная. В источниках IX - X веков упоминаются башкиры. С середины XI века в степях от Арала до Днепра хозяйничали половцы. В XIII-XIV веках, в период татаро-монгольского нашествия и образования Золотой Орды, возросло тюркское население - татары, ногайцы, киргиз-кайсаки. Население Золотой Орды было неоднородно и представляло пеструю смесь самых разных народов. В него входили волжские булгары, башкиры, гузы, половцы, финно-угорские народы, называвшиеся в европейских источниках общим именем - "татары".

Нельзя не упомянуть, что по мнению фольклористов и историков когда-то на Урале обитал древний народ чудь белоглазая, оставивший яркий след в многочисленных преданиях.

Опыт Урала показывает, насколько туго народы "повязаны" историей и культурой. Веками, тысячелетиями формировались народы, расселялись на огромных пространствах. Они никогда не жили разобщенно и сохраняли в то же время свои традиции, свои корни.



Проводя экскурсии в выставочном зале Верхнеуральского музея, я не раз ловила себя на мысли, как близок к нам Верхнеуральск купеческий, Верхнеуральск казачий, Южный Урал в целом с его многовековой историей периода Гражданской войны, Отечественной, советский период, «лихие девяностые». Но каким он был в древности? Как развивался Урал со времен палеолита до железного века? Кого можно считать коренным населением Урала? Все эти вопросы дали основание обратиться к истории древнего Урала.

История Урала - древнейшая история. Первые его обитатели оставили неизгладимый след, подтверждение которому мы находим по сей день. Историки античности очень много писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым проходила граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного - азиатского. В экспозиции музея имеются прекрасные экспонаты, предметы эпохи неолита и энеолита: каменные топоры, долото, каменные ножи, скребки, наконечники копий и многое другое. Всеми представленными предметами пользовался человек. Человек той эпохи -неандерталец, а позже (35-12 тыс.лет назад) кроманьонец, конечно, он был превосходным охотником и уже мог добывать огонь, но еще не умел возделывать землю. Жил человек в шалашах и пещерах, покрывал их шкурами. Издревле Урал населяли различные нации - башкиры, удмурты, коми, манси, ханты (IX век). Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходило в основном с территории Великого Новгорода начиная с XI века. Так, например, все мои родственники по отцовской линии, будучи староверами, после раскола бежали с Новгорода в башкирские леса, отсюда следует полагать, что переселение народов проходило довольно-таки длительный период. Активный процесс заселения Урала русскими пришелся на 15-16 века, а промышленное освоение края к концу 18 - началу 19 века, когда здесь были построены первые железоделательные и чугунолитейные заводы. Видимо, именно тогда уже была заложена основа будущей индустриальной мощи Урала. Раскрывая тему дальше, я двигаюсь к эпохам раннего железного века, бронзы и средневековья, передо мной на витрине наконечники стрел (бронзовые), пряслице керамическое, бронзовые колокольчики, железные ножи, пряжки, фрагменты украшений и много другое. Невозможно представить, но ко всем этим предметам прикасалась рука «того» человека, человека из прошлого, человека, жизнь которого, наверное, навсегда останется для всех нас неизученной в полной мере. Прекрасные керамические сосуды, имеющие не просто беспорядочные узоры, а четкие, плавные линии, треугольники, точечки. Однажды к нам в музей приехала организованная группа на экскурсию, и руководитель задала мне вопрос: «Как вы думаете, что означают узоры на этих сосудах?» Я, конечно, ответила ей, мы долго рассуждали, и Наталья (так ее звали) подала мне идею изучить славянские руны, которые могут быть связаны с этими узорами. Прочитав некоторую литературу и посидев на сайтах Интернета, я поняла: ничего общего с руническими рисунками на сосудах нет. Все-таки я склоняюсь к тому, что население, оставившее нам эти уникальные предметы, уже тогда имело первую культуру и она не совсем связана со славянской письменностью того времени. Сосуды имеют полуяйцевидную форму. Не будучи сильным специалистом в этой области, я могу лишь предполагать что все это свидетельства гончарного дела позднего неолита, все видимые признаки говорят об этом. Что хотел передать человек узором, так бережно выдавленном на сосуде, мы можем только догадываться и предполагать, письменных источников в то время не было. Однозначно сегодня это шедевры для нас. Говоря о найденных «сокровищах» человека, не могу упомянуть и о стоянках, на которых все это веками заметалось временем. На Урале неоднократно находили древние стоянки и городища, вот, например, в Верхнеуральском районе были найдены стоянки древнего человека в пещерах Смеловских 1 и 2, относят их к эпохе палеолита. Именно здесь были найдены угольки, кости животных ледникового периода (мамонт, шерстистый носорог, зубробизон и др.) Известны нам и пещера Каменная Сопка (неолит, средневековье), святилище Дзие-Таш, курганы Новотомино 1 и 2. Даже сегодня, когда информационная база переполняет нашу жизнь, люди до конца не верят в то, что, например, на озере Б.Бугодак когда-то бродил мамонт или шерстистый носорог. Наиболее известные нам городища Урала - это Синташтинское поселение и Аркаим (бронзовый век). Аркаим - это поселение площадью около 20 тыс.кв.м. Внешний круг состоит из 40 жилищ. Здесь когда-то были и колодцы, и очаги, и ямы-хранилища. Найдено много остатков металлургического производства. Жителей Аркаима смело можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения довольно сложное построение: 4 входа, ориентированных по частям света. Система построения складывается в красивую композицию. Аркаим выстроен по заранее продуманному плану. Есть здесь и ложные входы, лабиринты, потайные лестницы. Все это еще раз только подтверждает, что в эпоху бронзы существовала интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим - заповедная зона. Железный век знаком нам сильным рывком в металлообработке. Именно тогда (3 век н.э. -начало 2 тысячелетия н.э.) происходило великое переселение народов. Двигаясь по степям Южного Урала, смешиваясь с уже живущими здесь народами (сарматы, саргаты или гунны), степные племена оставались здесь навсегда. Население преобладало тюркскими племенами, видимо, отсюда все наши легко переводимые с тюркского названия озер, рек, поселений. Начало 2 тысячелетия н.э. стало временем формирования современных народов. Этнографы постоянно спорят и отмечают этническую сложность и неоднородность состава населения. Кто же был «аборигеном»на Урале? Южный Урал издревле служил коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось «великое переселение народов», а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически здесь закрепились три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. И, наверное, даже сегодня современное население представляет собой ту же разнослойность. Заселение Южного Урала - это неизбежный процесс его освоения. Начало этому положила деятельность Оренбургской экспедиции (1734 - 1744 гг.). До нее его просторы были малолюдны. Так что же получается - нет коренного населения на Южном Урале? Есть основание полагать, что все народы, живущие ныне здесь, -пришлые. Усилиями Оренбургской экспедиции была заложена целая сеть укрепленных населенных пунктов, образовавших Оренбургскую пограничную линию. Все народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня их уже нельзя делить на коренных и некоренных. В подтверждение этой версии обратимся к факту: в первом тысячелетии до нашей эры на степных просторах региона жили древние ираноязычные племена - сарматы, и в ходе великого переселения народов они растворились в общей массе людского потока, позже (в 13-9 веках) ? на Урале обитали венгры (мадьяры), в 9 -10 веках историческими источниками упоминаются башкиры, с середины XI века в степях хозяйничали половцы, в 13-14 веках, в период татаро-монгольского нашествия и образования Золотой Орды, возросло тюркское население - татары, ногайцы, киргиз-кайсаки. Население Золотой Орды было неоднородно. В него входили волжские булгары, башкиры, гузы, половцы, финно-угорские народы, называвшиеся в европейских источниках общим именем - «татары». Нельзя не упомянуть, что, по мнению фольклористов, на Урале обитал древний народ «чудь белоглазая», оставивший яркий след в многочисленных преданиях. Опыт Урала показывает, насколько туго народы «повязаны» историей и культурой, мы веками делим территории и выясняем, кто здесь «хозяин». У земли, родного края не может быть хозяина! Сохраняя историю древности, мы многое понимаем в современном мире. Хочется верить в то, что наш Урал остался не совсем тронутым, даже немного диким в своем роде.

Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII XVIII

До настоящего времени не предпринималось попытки воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям, разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих исследователей.

Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли индоарии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Ура- ла на территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня, имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и алмазу. Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.

Есть основания полагать, что распространение культуры микролитов происходило с Урала.

Попробуем наложить схему их распространения на современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские народы в настоящее время.

Если предположить, что расселение индоариев происходило сУрала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и далее в Иран и Индию.

Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте. В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории современной Индии и Ирана.

Исследуя геологические, палеонтологические и астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники, один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851 — 1920 гг.) сделал вывод, что обитатели прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина в Ведах».

В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев — множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата, как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.

В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта. Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп индоиранских племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и ремесла.

Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.

Возле Синташты расположен «Большой курган» — предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то это был грандиозный Храм.

Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают 4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том, что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.

По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).

Покинув свой народ, который не понял его, он отправился в странствия и с почтением принимался в других землях. Зороастр создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.

Связь между античными культурами народов Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои, пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики, найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.

Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии (часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости Микенах — идентичны.

Путь племен из уральских степей, через Южную Украину до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном импульсе распространения, достигшем Урала.


Н.К.Рерих. «Зороастр»

Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на территории Южного Урала.

В древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.

Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря».

Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен... То с востока прибой гремит, то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».

Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем... по берегу океана».

Он говорит здесь о Северном океане.

Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.


Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)

Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.

Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.

Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.

Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.

А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В «Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:


Представление о Земле Геродота (V в. до н.э.)

«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший... Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди, на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».

Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.

Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир людей боги направили великие потоки.

К северу от Меру также простирается обширный океан, часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)

В зороастрийской литературе встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).

Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил — быстроконного Солнца, Луны и звезд.

И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой Хараити.

Отсюда берут начало великие земные реки.

Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем эти горные массивы находятся на севере.

Интересно сопоставление сведений о чудесной стране, содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.

«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.

«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».

«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот «счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом, была свободна от холодных и знойных ветров.

Во всех источниках это — благая страна небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.

При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи. Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями: «Сперва гора восстала, ... Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).

Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами.

Возможно, здесь содержится указание на первые государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.

Если понимать эти священные горы древних не только в материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также первое Великое Духовное Учение нашей (пятой или арийской) расы и (или) место его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования, ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.

Множество сходных деталей и сюжетов в античной, древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции. Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как Уральский.

Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных авторов:

Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы», Угимн III книги). Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи. Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и многообразных контактах финно-угорских и арийских племен

Параграф 2. Древнейшие обитатели нашего края. Палеолитический период.

Начало истории человека на Южном Урале, по данным ученых, отстоит от наших дней по меньшей мере на 300 тысяч лет. Самая древняя ее страница - эпоха камня. Она - самая протяженная в сравнении с прочими, поскольку закончилась на рубеже IV - III тыс. до н.э.). Но это не единственное ее достоинство. Именно тогда было сделано множество открытий и изобретений, которыми мы пользуемся и по сей день. Именно в те далекие времена определились направления развития жизни современных южноуральцев.

Эпоха камня обычно подразделяется на древний каменный век (палеолит ), средний каменный век (мезолит ) и новый каменный век (неолит ). Не будем отступать от этой периодизации и мы.

Время появления первых людей в районе Южного Урала пришлось на ледниковую эпоху в истории Земли. Около 80 тысяч лет назад началось новое оледенение, которое продолжалось, то усиливаясь, то ослабевая, до времени 12-10 тыс.лет от наших дней. И, хотя льды не спускались южнее Северного Урала, весь Урал в целом был частью огромной приледниковой зоны. Господствовали открытые пространства. Ученые отмечают, что в это время природные зоны на Урале причудливо переплетались. Холодные степи продвигались далеко к северу, а тундры - к югу. Изучив пыльцу растений из почвы того времени ученые сделали вывод о том, что в некоторых районах Урала тогда произрастали кроме карликовой березы, полярной ивы,- тундровых растений, в других - ель, сосна, лиственница Из животных водились такие как дикие лошади, северные олени, мамонты, шерстистые носороги, бурые медведи, волки, лисицы, песцы, зайцы, а также пещерный медведь, пещерная гиена и пещерный лев. Специалисты с удивлением приводят этот список, потому что в более поздние времена эти животные никогда не обитали в пределах одной природной зоны.



Короткое прохладное лето, затяжная суровая и малоснежная зима,- так можно описать климат того далекого времени.

Более или менее современный облик природа и климат района Урала приобретает лишь после окончания последнего оледенения 12-10 тыс.лет назад.

Заселение Урала в целом людьми, началось около 300 тыс.лет назад и продолжалось в течение всего древнего каменного века. Первые люди - приходили на Урал с юга - из района Средней Азии и с юго-запада - из района Кавказа, двигаясь вдоль берегов крупнейших рек - Урала и Камы, или с Русской равнины.

Ученые Г.Н.Матюшин и О.Н.Бадер изучили одну из древнейших стоянок человека на Южном Урале - стоянку Мысовую на оз. Карабалыкты, что западнее Магнитогорска. Впадина со скалистыми стенами была приспособлена неандертальскими охотниками под жилище-убежище. Археологи извлекли из культурного слоя стоянки 50 каменных предметов, характерных для той эпохи: ядрища-нуклеусы, а также орудия: рубила, остроконечники, скребла .

Искать следы жизни древнейших южноуральцев очень сложно. Порой слои с остатками жизни палеолитических людей оказываются перекрытыми многометровой толщей речных наносов или оползней. Однако, можно смело утверждать, что население нашего края в пору начального его освоения было очень немногочисленным.

Памятники истории Южного Урала поздней поры древнего каменного века (позднего палеолита) более многочисленны. Большинство позднепалеолитических местонахождений на Южном Урале понято археологами как остатки кратковременных остановок групп палеолитических охотников. Они открыты на Южном Урале - в пещерах на р. Юрюзань (Ключевая, Бурановская, Идрисовская). "Добыча" археологов в этих местах скудна: остатки кострищ, немногочисленные каменные изделия. Другая разновидность памятников позднего палеолита Южного Урала и Зауралья - места разделки туш погибших или убитых на охоте животных. в Южном Зауралье - у г.Троицка на берегу р. Уй при впадении в нее р. Санарка; в Зауралье (Курганская область) - в Варгашинском районе, у д. Шикаевка. Но самые известные памятники древнейшего этапа истории Урала это, конечно, пещеры - святилища с рисунками палеолитических людей, но с ними мы более подробно познакомимся чуть позднее.

В позднем палеолите люди обжили почти весь Урал.Даже в Северном Приуралье,на р.Печореизвестны их стоянки. Считается, что в это время население Урала пополнили переселенцы из Сибири.

Палеолитических южноуральцев кормила, одевала и обогревала охота. Лучше представлены остатки охотничьей жизни уральцев времени позднего палеолита. Выяснено, что на восточных склонах Урала тогда люди преимущественно охотились на лошадей и северных оленей. Считается, что охота была загонной. Найдены и места охоты. Одно из них, на р. Багаряк, на границе Среднего и Южного Зауралья, так описывают ученые В.Т.Петрин и Н.Г.Смирнов:" Грандиозная, отвесно обрывающаяся к реке гряда скал... служила удобным местом, куда загоняли стада лошадей и северных оленей древние охотники... и добыче оставался только один путь - в обрыв". Предположение ученых подтверждает находка рядом с описанными скалами маленькой пещерки - грота, раскопки в котором дали множество костей именно этих животных.

Параграф 4. Урал в бронзовом веке.

С первых веков II тысячелетия до н.э. и до VII века до н.э. древние народы Урала жили в бронзовом веке, то есть более чем на тысячу лет основным материалом для изготовленияорудий труда и предметов вооружения стал сплав меди с другими металлами, преимущественно с оловом, называемый бронзой .

Природа и жизнь людей

Жизнь людей в бронзовом веке, как и прежде, сильно зависела от природно-климатических условий и их изменений. Данные различных наук для степей Северного Казахстана и Южного Зауралья говорят о том, что во II тысячелетии до н.э. климат несколько раз менялся. Влажный и теплый климат в начале II тысячелетия до н.э., к ХIII веку до н.э. сменился на очень сухой, а затем, в первой половине I тысячелетия до н.э. вновь постепенно стал влажным. Конечно, сказанное нельзя применять к жителям горных долин и даже предгорий Урала с их многочисленными микроклиматами. Но, когда ученые объясняют причины передвижений лесных народов Приобья в конце бронзового века, одной из них называют значительное увлажнение климата, выгнавшее обитателей таежных просторов на юг Урала.

Народы Урала в бронзовом веке, в зависимости от природного окружения, вели совершенно разный образ жизни. В глухих таежных районах, как и в прошлые эпохи, жили охотники-рыболовы. На юге зоны лесов Урала в хозяйстве населения сочетались как охота, рыболовство, так и проникшее сюда к этому времени из степей скотоводство. Степные племена Южного Урала на протяжении почти всего этого периода занимались исключительно скотоводством. Лишь в конце бронзового века на поселениях южноуральцев появляются следы занятия земледелием.

Уральцы бронзового века впервые основательно потревожили залежи металлических руд. Только на упомянутых раньше Каргалинских рудниках Оренбуржья в бронзовом веке было выплавлено от 1 миллиона до 3 миллионов тонн меди! Это потребовало особой организации обществ, занимавшихся металлургией и металлообработкой. Но об этом позднее.

Таинственные поселения

Всю вторую половину ХХ века археологи изучали в степях Южного Урала укрепленные рвами и оборонительными стенами древние поселения. Их относят ко времени бронзового века между 4ООО-35ОО лет от наших дней. Особую известность приобрели тогда раскопки поселения и могильника на реке Синташта на юге Челябинской области. Археологам очень помогли...специалисты по расшифровке снимков, сделанных с самолета. А подобные снимки имеются у геологов на все районы Южного Урала. Именно их приборы позволили впервые в нашем веке увидеть, казалось, навсегда потерянную в веках страну, население которой имело странное обыкновение жить исключительно за оборонительными стенами. К настоящему времени известно примерно 2О подобных поселений. Полосой с севера на юг расположились они вдоль восточных предгорий Южного Урала: от реки Уй до севера Оренбургской области. Одно из них - Аркаим, приобрело мировую известность.

Загадки круга и прямоугольника

Уже первые раскопки выяснили, что большинство из этих поселений обживалось и перестраивалось по меньшей мере дважды. Самые древние из них - с оборонительными сооружениями, ограничивавшими круглую или овальную площадку. По месту первой находки они названы археологами синташтинскими.

Часто после разрушения синташтинских поселений на их месте строились подобные, но прямоугольной формы. Предметы, оставленные в них, убедили ученых в том,что прямоугольные поселения были построены уже известными вам алакульцами.

Синташтинцы и алакульцы считаются предками и потомками. В устройстве их поселений много общих черт. Каждое из них строилось по заранее разработанному плану. Использовались разнообразные строительные материалы: дерево, камень,глина, земля. Во рвах этих поселений имелись проходы к воротам. Сами стены устраивались по-разному. В качестве их каркаса применялись деревянные или глинобитные конструкции. Затем эти каркасы засыпались землей. Хотя верхняя часть стен ни на одном таком поселении не сохранилась, можно предполагать, что вверху находились площадки, предназначенные для защитников-воинов. Вдоль стен изнутри пристраивались дома. Их справедливее было бы назвать помещениями, потому что они не стояли отдельно друг от друга. Их разделяли засыпные стены, а соединяли проходы в этих стенах. Помещения были перекрыты общей кровлей. Поскольку укрепления поселения описывали круг, то и трапецевидные помещения располагались также по кругу вдоль стены или в два круга с незастроенной площадкой в центре. Если укрепления ограничивали прямоугольную площадку, то два ряда прямоугольных помещений пристраивались с внутренней стороны вдоль длинных стен. Между ними располагалась центральная улица. Если ряды помещений ориентировались вдоль коротких стен, то улиц было несколько. Для сооружения каждого из подобных помещений отрывался неглубокий котлован. Вдоль его краев вкапывались вертикальные столбы, которые удерживали горизонтальные бревна стен. Из помещений можно было выйти на внутреннюю улицу. Выходы не имели ступенек и выглядели как не крутые подъемы. Полы выполнялись из дерева, стены в жилой части, возможно, штукатурились. Кровля над этими помещениями, скорее всего, была плоская, с наклоном внутрь поселения. Вряд ли можно представить помещение без световых окон в кровле, легких перегородок, деливших помещение на отсеки. Предполагается, что в каждом помещении жила большая семья из нескольких поколений близких родственников. По предварительным, подсчетам в подобных поселениях жило по несколько сот человек.

Почему археологи считают, что эти поселения сооружались по предварительному плану? Вот некоторые из доказательств. Размеры помещений в пределах одного поселения практически одинаковы. Колодцы, имевшиеся в каждом помещении,находятся каждый на строго размеченном месте, и если встать перед одним из них, все колодцы окажутся на одной линии. Это возможно только при условии, что линия колодцев была размечена до строительства стен.

По разным причинам и в разное время эти укрепленные поселения были оставлены людьми. Аркаим, например, пришел в запустение вскоре после сооружения.

Приметы древнего колдовства

На других поселениях, существовавших дольше, остались следы обычной жизни. Люди, жившие здесь тогда, занимались скотоводством. В их стадах был крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Тысячи костей домашних животных подтверждают это. Обломки керамики, костяные и каменные изделия повествуют о жизни, обычной для степных народов того времени. Но до сих пор над развалинами этих поселений витает дух колдовства. Раскапывая похожее на Аркаим поселение Устье ученые встретили странные скопления костей домашних животных. Представь себе уложенные под полом помещения в глубокой яме по кругу 12 черепов коров, лошадей и овец. Внутреннее пространство круга было заполнено плотно уложенными костями ног тех же животных. Конечно, перед нами жертвенник, остатки ритуальной трапезы обитателей поселения, а кости принадлежали жертвенным животным.По древним верованиям в этой трапезе незримо участвовали и боги. Подобные жертвенники многочисленны и имеют различный вид. Это может быть захороненная перед входом в помещение собака. Внутри помещений, рядом с входами, под полами были найдены погребения детей. Это также остатки обрядов, при совершении которых определенные дети при определенных условиях должны были быть похоронены именно здесь.

Поселки металлургов

Одно обстоятельство удивило археологов: огромное количество находок, связанных с металлургией и обработкой бронзы: куски малахита и азурита, металлургические шлаки, слитки металла, заготовки и разнообразные готовые орудия: обломки рудотерок, каменные песты и молотки разных размеров, керамические льячки и другие предметы. Во всех помещениях рядом с колодцами они постоянно находились округлые выкладки из прокаленных камней. Иногда от них к колодцам прослеживалась канавка. Оказалось,что это остатки печей, где не только готовили пищу, но и плавили металл. В этом случае печь загружалась древесным углем. Там же размещались готовый к расплаву слиток либо порция руды. Для достижения необходимой температуры в печь вдували воздух при помощи специального меха. Воздух мог поступать в печь и из колодца. Да, из колодца! Археологи и историки металлургии выяснили, что при определенных условиях это было возможно.

Итак, в каждом помещении - по металлургической печи. Древние мастера умели ковать бронзовые предметы, отливать их в каменных или керамических формах, сваривать. В раскопанных около этих поселений кладбищах найдены отдельные погребения мастеров - металлургов. В окрестностях этих поселений найдены и древние рудники. Геологи сравнили добытую из них руду с образцами руды из поселений. По составу они оказались очень близкими.

Так что уже 4ООО лет назад на Южном Урале жили народы, одним из основных занятий которых была металлургия и обработка бронзы. Древнейшие из них, синташтинцы, до сих пор продолжают удивлять археологов. Помните, мы уже говорили, что любой древний народ имел свое "лицо" (определенным образом обустраивал жилье и могилы, использовал одни и те же по форме и орнаменту глиняные сосуды и так далее)? Синташтинцы, обитатели укрепленных поселений, будто решили посмеяться над археологами! В орнаментах их глиняной посуды переплелись черты нескольких народов. Некоторые ученые объясняют это тем, что описанные поселения были оставлены переселявшимися в то время с запада на восток народами с различной керамикой. Но есть и другое предположение. Дело в том, что древние металлурги и кузнецы передавали тайны своего ремесла по наследству, из поколения в поколение. Ученые, изучавшие, как живут и работают кузнецы у народов, чей образ жизни еще недавно был близок к древнему, установили, что даже жен кузнецы предпочитали брать из семей кузнецов соседних народов, чтобы тайны ремесла не стали известны непосвященным. Перейдя жить в поселение мужа, жена продолжала изготовлять глиняную посуду, как это было принято у женщин ее народа.

Может быть, этим и объясняется разнообразие орнаментов на посуде из загадочных поселений?

Ремесло и волшебство

Знаете ли вы, чем отличается ремесло от волшебства? Подумаем вместе. Конечно, волшебство предполагает власть колдуна над кем-то или чем-то, предполагает общение с духами, богами. Именно волшебством и были в глазах современников древняя металлургия и обработка металлов. В самом деле, как можно спокойно относиться к превращению зеленого камня в расплавленное "солнце", а затем - в золотистую бронзу! Конечно, это сплошное волшебство, колдовство. Так и воспринимали кузнецов-литейщиков народы, которые еще сравнительно

недавно жили жизнью, похожей на жизнь древних людей.

Древние металлурги считали металл "ребенком", родившимся от брака металлургической печи с воздухом, который нагнетался в нее при помощи мехов. Волшебными и, конечно, живыми, равноправными с мастером участниками колдовства считались и инструменты, особенно литейные формы и сопла (глиняные трубочки, соединявшие меха с печью). Раскапывая укрепленные поселения начала бронзового века в Южном Зауралье, археологи не перестают удивляться тому, что среди многочисленных следов работы с рудой и металлом почти нет литейных форм и сопел. По раскопкам в других местах известно, что вышедшие из строя сломанные литейные формы древние мастера хоронили, как людей. Находки подобных "кладов", состоящих из обломков литейных форм бронзового века, известны на одном из озер в черте г.Челябинска. Ученые считают, что уже в эту эпоху мастера могли создавать различные виды бронзы: один состав для изготовления оружия, другой - для украшений. Какие же это "дикари" ! Это сейчас у нас в распоряжении и книги и приборы. Знания древних предшественников приобретались в ходе многочисленных опытов, превращаясь в обряд. Огненное ремесло и тогда было невозможно без мер и весов, без знания пропорций. Это отразилось не только во внешнем виде предметов той поры, но и в правильности очертаний поселений в целом, строгости внутренней застройки.Конечно, оборонительные укрепления прежде всего использовались для защиты поселений от врагов. Но было у них и другое назначение: выполнять роль своеобразной магической черты, границы, которая отделяла мир колдунов-металлургов от обычных людей, смотревших на них со страхом и поклонением.

Юноуральские мастера бронзового века не только изготавливали бронзовые предметы, но и участвовали в экспедициях к соседним и весьма далеким народам. Откуда мы узнаем об этом? Дело в том, что они оставили могилы своих сородичей далеко от родных мест, на чужих кладбищах от Западной Сибири до Подонья. Почему там эти могилы должны считаться могилами южноуральцев? Каждый народ хоронил своих умерших сородичей по-своему, и археологи, увидев почти полное их сходство с южноуральскими, решили что эти люди туда пришли с Южного Урала.

Судьба синташтинцев

Откуда взялись укрепленные поселения мастеров-металлургов? Наиболее вероятно, что из степей нынешнего Оренбуржья на Южный Урал около 4ООО лет назад переселился народ, обладавший секретами огненного ремесла. Пришельцы нашли здесь "кладовые" медных руд и вместе с местными народами стали их разрабатывать.

Около 35ОО лет назад строительство укрепленных поселений металлургов - кузнецов прекратилось и в бронзовом веке более не возобновлялось. По каким-то причинам необходимость в них отпала. Нет, огненное ремесло не исчезло. Просто оно стало другим. Вряд ли ученые придут к одному мнению, обсуждая причины прекращения строительства этих поселений. Но поразмышлять над этим стоит. И последнее: по-поводу назначения укрепленных поселений бронзового века на Южном Урале существуют и другие точки зрения. Не удивляйтесь, встретив их. Постарайтесь сопоставить мнения и принять чью-либо точку зрения. Археологи считают, что общество синташтинцев было обществом равных, что не исключало власти вождей, хотя по этому поводу среди ученых нет единства. Синташтинцы не только создали уникальное общество колдунов - металлургов и кузнецов. Они были одними из первых народов в степях Евразии, создавших легкую деревянную двухколесную колесницу, запряженную двумя конями. Они изобрели и оригинальную упряжь для колесничных коней, центральной частью которых были костяные диски-нащечники с шипами со стороны, прилегавшей к губам лошади, соединенных с поводьями и позволявших строго управлять одновременно парой лошадей. Курганные могильники синташтинцев, поражающие невероятным богатством и сложностью конструкций могил, зачастую находятся на противоположном от поселения берегу. Чем не "река мертвых" так хорошо знакомая по мифам различных древних народов?

Синташтинцы очень серьезно повлияли на процесс формирования нескольких крупных археологических культур бронзового века, в частности, срубной.

В то время, когда синташтинцы завоевывали у немногочисленных местных охотничье-рыболовецких племен богатое медными месторождениями Южное Зауралье в лесостепях современной Башкирии уже жили пришедшие с запада, из Поволжья другие завоеватели - племена абашевской культуры. До сих пор ученые не могут определенно сказать откуда они пришли в Поволжье и с какой целью. Археолог из Уфы, В.С.Горбунов считает, что абашевские племена родом из Центральной Европы, а пришли они сюда по лесостепям все за тем же металлом, что и синташтинцы. Через Поволжье они прошли так быстро, что не оставили даже поселений,- только курганные могильники, под которыми в могилах захоронены в необычной позе - на спине, с поднятыми в коленях ногами, погребенные абашевцы.

На Южном Урале они устроились основательно. Хорошо известны их поселения с обильными следами как скотоводства, так и металлургии бронзы (Береговские поселения, поселение Тюбяк и другие) и могильники, где, помимо самих погребенных, найдена необычная для здешних мест, богато орнаментированная керамика.

Абашевцы не просто соседили с синташтинцами, но и активно с ними смешивались. Абашевское время на Южном Урале длилось очень недолго.

Срубные племена Приуралья

Вскоре новые, уже степные завоеватели сменили их здесь. Это были племена так называемой срубной культуры. С их историей связана почти вся эпоха бронзы на территории степей Оренбуржья, степей и лесостепей современной Башкирии. Сотни срубных поселений и могильников открыты и изучены здесь нескольким поколениями ученых. Оказалось, что срубные племена Южного Приуралья и андроновцы Южного Зауралья, жившие одновременно, очень похожи друг на друга (по облику своему, языку, занятиям скотоводством и металлургией бронзы, культуре), но это сходство далеко не полное. Если в постройках срубных и андроновских племен можно найти много общих черт, то погребальные их обряды сильно разнятся. Например, срубные племена хоронили умерших на боку, скорченно, головой всегда на север, а алакульцы (самые древние из андроновцев) - головой преимущественно на запад. Гончарство тех и других очень разное. А вот по отношению к металлургии они похожи. Именно срубные племена в бронзовом веке владели знаменитыми Каргалинскими рудниками и выплавили там за бронзовый век приводившееся выше огромное количество металла. Археолог Е.Н.Черных раскопал поселок срубных металлургов-горняков с картиной древней жизни, очень непохожей на жизнь срубных скотоводов, но очень близкой к той, которая была только что описана для синташтинцев Южного Зауралья.

Загадочный обряд федоровцев

Скорее всего, из казахстанских степей, не ранее ХIII века до н.э. появились в Южном Зауральу люди федоровской культуры. Оттуда их выгнали грозные изменения в природе,- усыхание климата, сделавшее невозможной там скотоводческую жизнь. Хотя и по месту рождения и по времени его у археологов до сих пор согласия нет. Южноуральские алакульские племена и пришлые федоровские были родственны и быстро слились в одну культуру. В отличие от алакульцев, хоронивших тела умерших в праздничной одежде, федоровцы предпочитали их... сжигать на погребальном костре, пепел аккуратно собирали, зашивали в сделанное по этому случаю объемное изображение человека и захоранивали вместе с вещами в могилу настолько обширную, как будто она приготовлена была для захоронения тела умершего. В бронзовом веке Южного Урала керамика федоровской культуры, наряду с абашевской, самая богато орнаментированная, а формой сосуды их напоминают цветок тюльпана. Что особенно интересно, так это то, что эта посуда у федоровцев считалась ритуальной, а в быту они пользовались другой, менее нарядной. Этот маленький рассказ о федоровских племенах отражает лишь одну точку зрения. Существуют и другие. Если встретите их, не удивляйтесь и постарайтесь сопоставить.

Развалины поселений первых земледельцев на Южном Урале

Замыкает бронзовый век степей Южного Урала история населения алексеевской культуры. Археологи хорошо определяют даже до раскопок развалины алексеевских поселений по берегам степных рек. Дело в том, что у алексеевцев, живших в период очень сухого климата и вызванного им понижения уровня воды в реках. бытовала традиция устройства жилищ, которые скорее можно назвать подземными. Огромные, просторные, почти на всю высоту стен они были спрятаны в глубокие котлованы. Стены и пол облицовывались деревом. Обложенная дерновыми пластами крыша опиралась с одной стороны на края котлована, с другой - на вертикальные столбы в центральной части постройки. Крыша обязательно имела светодымовое окно, служившее и запасным выходом. По стенам находились лежанки для сна, ниши-углубления для домашней утвари. Зачастую из дома прямо к берегу реки вел крытый коридор. Хозяйкам было удобно.

Алексеевцы были одним из первых народов Урала, начавших заниматься земледелием. При раскопках их поселений находят не только земледельческие орудия труда, но и зерна пшеницы. Так что земледелию на Урале не менее пяти тысяч лет.

Одна из загадок алексеевской культуры - почти полное отсутствие погребений. Известные можно перечислить по пальцам. Ученые пока не могут понять этого. Может быть, причину нужно искать в изменениях в скотоводстве. Если у более древних южноуральских народов бронзового века оно было пастушеским, придомным, то в алексеевское время стада, состоявшие преимущественно из лошадей и мелкого рогатого скота, начинают на лето отгонять на дальние богатые травой пастбища, где они находились до холодов. Может быть, на этих пастбищах и стоит искать алексеевские могилы?

Лесные народы Среднего Зауралья

В южной части лесов Среднего Зауралья в начале бронзового века, на рубеже III-II тысячелетий до н.э., протекала история населения аятской культуры - потомков местных обитателей горно-лесного Урала конца каменного века. Они, как и их предки, жили в поселениях состоявших из небольших полупоздемных построек, занимались охотой и рыболовством, пользовались каменными и костяными орудиями.

В первых столетиях II тысячелетия до н.э. аятскую культуру здесь сменила коптяковская культура. Находки на коптяковских поселениях свидетельствуют не только об охоте и рыболовстве, но и о появлении впервые в истории этих мест скотоводства. Коптяковская глиняная посуда богато орнаментирована геометрическими узорами. Наличие следов скотоводства у этих лесных жителей Зауралья, а также следы металлургии бронзы и острореберная форма керамики дали повод ученым считать, что на культуру коптяковцев оказали воздействие степные южноуральские скотоводческие племена.

Сюжеты мифов древних уральцев?

Лесные жители Зауралья бронзового века продолжали поклоняться животным и птицам, героям-предкам, вырезая металлическими орудиями из дерева их скульптурные изображения. Археологи уже более ста лет извлекают их из толщ влажного торфа стоянок Среднего Зауралья. Удивительно талантливо и точно передан в этих скульптурах облик животных. Здесь нужно назвать скульптурки лосей из Горбуновского торфяника, в спине одного из них вырезано небольшое углубление. Примечательно то, что ноги животных непропорционально длинные и... приостренные. Так же приострены ноги и у человекообразного идола, найденного там же. Скульптурки явно предназначались для того, чтобы вонзить их в мягкий мох в таежном святилище и совершить перед ними обряд. Удивительны деревянные ковши и черпаки из Шигирского и Горбуновского торфяников с ручками, оформленными скульптурными изображениями головок птиц, преимущественно уток. И это не случайно. Вспомните рисунки на древнегреческих расписных вазах из учебника по истории Древнего Мира, где изображены сцены из мифов о богах и героях. Может быть, и здесь, в Зауралье бронзового века мы должны видеть в головках уток иллюстрацию к мифам древних уральских народов? Может быть это миф о рождении Мира из яйца утки? Не верите? - откройте страницы финского эпоса "Калевала". В одной из его частей вы прочтете о рождении Мира именно из яйца утки. Неужели это просто совпадение? Навряд ли. Лесные народы Зауралья энеолита и бронзового века считаются учеными, как и их предшественники, угроязычными. Они продолжали использовать святилища у прибрежных скал. Рисунки на скале святилища на реке Серга изображает странную картину, похожую на... пчелиные соты. Археологи были поражены, увидев их. Дело в том, что рисунок был как две капли воды похож на орнамент древних глиняных сосудов. Но, единственная эпоха, когда уральцы восточных предгорий Урала использовали этот вид орнамента - эпоха энеолита. Скорее всего, так и надо датировать рисунок на скале на реке Серга.

Следы лесных культур конца бронзового века

Поздний бронзовый век в лесном Зауралье представлен черкаскульской и межовской культурами. Население черкаскульской культуры считается потомками людей аятской культуры раннего бронзового века. Широко известны черкаскульские поселения, такие как Нижняя Макуша, Липовая Курья, Березки V - всего - более 50. По большей части эти поселения состояли из наземных построек, часто значительных по площади, с внутренними перегородками, открытыми очагами. В них могла жить не только большая семья из нескольких поколений родственников, но и содержаться молодые домашние животные в зимний период. В целом такие поселки могли быть местом обитания родовой общины. Могильники черкаскульцев известны плохо. Они представлены каменными оградками, курганами с кольцом из камней вокруг могилы под насыпью, а также земляными курганами. Стенки и дно могил в южных районах распространения черкаскульцев обкладывались каменными плитами или деревом. Погребенные черкаскульцы могли быть уложены в могилу либо на боку скорченно, либо на спине вытянуто, либо тела умерших сжигались на погребальном костре. Вещей в могилах, как правило, немного. В основном это - глиняные сосуды, а также кости животных, преимущественно домашних (мелкого рогатого скота, лошадей). Керамика черкаскульцев горшечной формы или это глиняные блюда. Орнамент сосудов оригинален. Керамика - один из основных признаков, по которым археологи отличают черкаскульскую культуру от других.

Исследователи до сих пор не могут решить ряд вопросов, связанных с изучением черкаскульской культуры. Прежде всего, это проблема происхождения черкаскульцев, точнее, участия в этом уже известных вам степных скотоводческих племен федоровской культуры. Одни археологи считают, что федоровцы, смешавшись с местными лесными народами, и создали черкаскульскую культуру. Другие убеждены в местном происхождении черкаскульцев. Почему стала возможна такая неопределенность? Дело в том, что вопросы происхождения, устройства общества и духовного мира древних народов, которые изучаются по археологическим материалам, самые сложные для какого-то однозначного решения.

На позднем этапе своей истории черкаскульцы распространяются из лесов Урала на юг, в лесостепи и даже в степи Южного Урала, где смешиваются с местными племенами.

Потомками черкаскульцев, замыкающими историю лесного Зауралья в бронзовом веке считается население, оставившее поселения с полуподземными и наземными постройками и курганные могильники межовской культуры по берегам зауральских озер. Позднее межовцы расселились и в Приуралье. Раскопками установлено, что межовцы вели оседлый образ жизни, занимаясь скотоводством и, возможно, земледелием.Помимо бронзы межовцы научились использовать и железо. Известны следы его плавки на межовских поселениях.

В конце бронзового века из таежных урочищ Приобья продвигаются на юго-запад, до южной кромки лесов Урала группы населения гамаюнской культуры охотников-рыболовов, не знакомых ни со скотоводством, ни с металлами. Археологи очень хорошо распознают остатки их культуры по глиняной посуде, украшенной оттисками "косого" креста, найденным в развалинах их городищ и оригинальных укрепленных жилищ.

Необычные вещи турбинцев

Историю Прикамья в середине II тысячелетия до н.э. представляет турбинская культура. Турбинский могильник (находится в черте современного города Перми), давший имя культуре, точнее, его материалы, стали едва ли не одним из самых значительных археологических открытий, относящихся к эпохе бронзы в ХХ веке. В его погребениях были найдены своеобразные бронзовые и серебряные наконечники копий, бронзовые ножи с отлитыми заодно рукоятями, навершия которых украшены бронзовыми скульптурками, изображающими людей и различных животных, бронзовые полые топоры - кельты. Все эти типы предметов прежде в Прикамье не встречались и выглядели привозными. После десятилетий поисков и раскопок ученые выяснили, что случайные находки и могильники с подобными предметами образуют как бы цепочку, которая протянулась по лесным просторам из Западной Сибири, где подобные предметы встречены в Ростовкинском могильнике, до берегов реки Оки. Археологи полагают, что можно говорить о движении в середине II тысячелетия до н.э. с востока на запад по лесам группы хорошо вооруженного населения, которое и оставило на своем пути редкие могильники со столь необычными вещами.

Таким образом, бронзовый век принес народам Урала большие изменения, вызванные как особенностями развития местных народов, продолжавших совершенствовать охотничье-рыболовецкую жизнь, так и резко усилившимся проникновением в район Урала с разных сторон пришлого, в основном ираноязычного, скотоводческого населения. Особенность истории Урала в это время также придают:специализация отдельных групп населения на металлургии и металлообработке бронзы, проникновение скотоводства и металлургии все дальше в лесную зону, образование в южной части уральских лесов в результате давления степных скотоводческих племен групп смешанного населения и усложнение языковой ситуации в районе Урала. Может быть, к этому времени и относится появление в языках угроязычных народов Урала целого ряда заимствований из иранских языков, связанных с металлургией и скотоводством. И еще один очень важный вывод: вероятно, именно со времени появления в бронзовом веке на Южном Урале древних металлургов нужно начинать и историю самой длительной на Земле... войны. Это война людей с природой. Мало того, что древние шахты и карьеры, как об этом пишет археолог Е.Н.Черных, иногда покрывали большие участки земли; огненное ремесло требовало огромных затрат леса. Вплоть до времени, отделенного от нас полутора веками металл плавили, используя древесный уголь. Упомянутый ученый пишет, что для выплавки одной тонны меди требовалось превратить в уголь в специальных печах полтора - два гектара качественного леса!

В степных районах, возможно, с тех пор стали безлесными долины рек около бывших поселений металлургов бронзового века, а плодородный слой земли оказался смытым.

Сейчас, видя мертвые горы в окрестностях медеплавильных заводов, почти мертвые реки после сброса в них стоков металлургических комбинатов, и многое другое, давайте задумаемся над тем, как легко сделать цветущую землю пустыней и стоит ли это делать.

Вопросы и задания:

1. Как изменение климата в бронзовом веке влияли на жизнь людей?

2. Почему стала возможной металлургическая специализация обитателей синташтинских городищ?

3. Почему археологи так уверены в переселениях народов в бронзовом веке?

4. Как доказывается то, что изображения зверей и птиц на предметах искусства имели отношения к верованиям бронзового века?

Литература к учебному курсу “История Урала” (часть 1)

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ