Движения человека. Естественные движения человека

Движение - это важнейшее условие существования человека. Это то, что познается только в том случае, когда выработано сознательное усилие и способность отслеживать и контролировать. Данное действие не является познанным, если сознание к этому не готово.

Непонимание этого аспекта сводит на нет любую возможность развиваться там, где мы используем движение. И для понимания этого вопроса нужно расставить красные флажки.

Первый флажок

Никогда не говорите о чем-то, что это полезно или бесполезно, предварительно не познав это. Помните истину: если один человек что-то может, то это не значит, что это может другой, и самое важное, что это полезно.

Но самая большая проблема подобного лозунга - это вовлечение людей в неконтролируемые движения, которые ведут к пережиганию, окислению энергии и, самое главное, к уничтожению мозга. Да, конечно, это сложно воспринять и принять сегодня, когда мы живем под лозунгом «Движение - жизнь!» вместо «Правильное движение - это жизнь!». В законах движения лежит большая разница, ибо в одном случае мы питаем себя, а в другом уничтожаем.

Движение - это формула, состоящая из усилия движения, усилия дыхания и усилия сознания. Любое движение без познания данной формулы не может рассматриваться как контролируемое, а значит оно случайно. Дальше все зависит от различных условий, связанных с природой человека.

Второй флажок

Использование неправильной обуви

Как ни странно, но именно неправильная обувь сегодня полностью лишает людей возможности познавать движение. Обувь с супинаторами, подошва с подъемом лишает человека необходимого усилия во время движения. Хотя, откровенно говоря, даже правильная обувь уже не позволяет двигаться нормально из-за того, что у современного человека неверно развивается мышечно-сухожильная группа, после чего не только ослабевают сухожилия, но и происходит деформация костей.

Надо помнить, что в ботинках мы не рождаемся, а значит, нужно максимально качественно развивать свою анатомию, а не гробить ее кроссовками и прочими вспомогательными элементами. Самая полезная обувь, конечно же, та, которая не мешает стопе, не деформирует ее и не создает дополнительной упругости. Однако надо учесть, что сегодня человека надо еще учить ходить, а не отбивать ноги о землю и волочить их. Хотя, в общем, это как раз исходит из проблем инерционного движения.

Третий флажок

Инерционное движение

В процессе своей жизни современный человек развивает в себе инерционное движение за счет маятникового покачивания головой, то есть за счет болтания тела мы ходим, бегаем, встаем и садимся. В таком движении нет самого главного - опоры на мышцы. Мышцы становятся балластом, за счет которого мы лишь придаем движению инерцию. В результате этого в первую очередь задействуется кровь, а энергетические меридианы обеспечивают движение лишь по остаточному принципу.

Таким образом, как бы странно это ни звучало, но в итоге ноги становятся каким-то придатком движения, а не их организатором, и роль коленей сводится к минимуму, а у многих она вообще исключена. А если сюда добавить еще природную кривизну ног, то многим по статусу ходьбы можно было бы смело выписывать инвалидность.

Четвертый флажок

Натренированные и непознанные движения

Большую проблему современному человеку создают различные двигательные техники, которые были разучены без учета анатомии мышц. И если от природы человек не позволил ухудшить свою мышечную анатомию мышц (например, если он занимается бегом), то он становится еще большей проблемой для других, так как понять разницу в мышечной работе ног человеку сложно, не поняв ее природу, а такие люди просто получают соответствующие способности от рождения.

Другая проблема возникает, когда человек, занимающийся какой-либо , ослабил свои сухожилия. Мышцы начинают болтаться, они не связаны друг с другом, но при этом их инерционность увеличилась. Примером здесь являются каратисты, которые машут ногами, но силы в них нет, она появляется только за счет маховости.

Пятый флажок

Рожденный ходить

Ну и совсем удивительным образом получается, что рожденные с правильными пропорциями ног и имеющие природную опору в движении, связанную с дыханием, наслаждаются актом движения, не понимая, каким образом им это удается. Они живут свою жизнь, не понимая, отчего им так нравится пеший туризм, длительные прогулки или даже пробежки.

Но не умея развивать свою данность, они остаются одни со своими возможностями, не вписываясь в этот сумасшедший и хаотический ритм существования, где люди с кривыми ногами, нарушенной двигательной активностью и дыханием правят миром.

Шестой флажок

Техника заменила сознательность

Движение - это в первую очередь источник энергии для нашего сознания. Но это возможно лишь при условии, что человек умеет сознательно оперировать движением, или при наличии опоры на или . Понимание сознательности в движении - это уже искусство преобразования и совершенствования энергии в процессе движения. Понять это без серьезного практического подхода сложно. Однако важно обращать на это внимание, так как бессознательное обучение движению часто приводит к патологии, когда вообще ухудшается ментальность тех, кто много занимается физическими упражнениями. Так что здоровье нации не в спорте и физкультуре, а в мозгах, которые нельзя рассматривать в отдельности от физической культуры.

Седьмой флажок

Образ жизни

Седьмой флажок патологический, он связан с тем, что зачастую элементарный образ жизни и питание нарушают все возможные свойства движений, где ленивые, обрюзгшие, ожиревшие особи добивают себя отсутствием всякого присутствия. А жить по принципу «пузатый гаишник на дороге, ощущающий, что на нем заканчиваются все правила», недостаточно для реализации не только человеческих, но и правовых функций.

Рекомендуется посещение семинара .
Рекомендуемая организация, правильно работающая с движениями, - ИНБИ .

Вопросы и ответы

В разделе "непознанные движения" Вы начали с мышц и ни чего не упоминаете про опору кости. В то время, как непознанная динамика проистекает от непознанной статики. А деформация мышечно-сухожильной группы, это же в том числе и следствие нарушенной опорности.
Нарушенная опорность – следствие нарушения или слабости сухожилий. И даже если опора не качественная – дело в сухожилиях. Нельзя опору править без понимания силы в сухожилиях.

Это замкнутый круг трёх систем: опору не развить без силы сухожилий, силу не развить без правильного мышечного напряжения, напряжение без осевой костной сбалансированности, кости без силы сухожилий…
Да, беда…

Присоединяюсь к вопросу о нарушенной опорности, и соответственной замкнутости. Конечно, беда.. Именно, в этой ситуации надо вспомнить о ритме? ведь, все эти системы имеют разную частотность, скажем, бытия. Правильно ли начать в этом случае с дыхания? - с того, что есть у каждого человека, на что можно реально обратить внимание, и что можно реально почувствовать. ну, надо же начать реально выходить из замкнутости и телом и чувствами и пониманием ситуации.
Нет, не верно, так как дыхание нужно разблокировать, а это, в первую очередь ментальное усилие. Нужно начинать со статических упражнений.

Три системы: мышцы, сухожилия, кости – образуют форму. Что образуют три системы: форма, кровь, кожа (дыхание) – ? И что образуют три системы: (форма+кровь+дыхание), эндокринная, мозг – ?
Ее наполнение и удерживание.

Какую роль играют фасции?
Это соединительная ткань, но зависящая от качества мышц и сухожилий, в первую очередь. Т.е. это часть системы, на которой основана идея мышечно-сухожильных мердианов.

Если "поймать" движение в цикл, то его по кругу генерируют последовательно семь тел, подчиняясь закону угла. Частота их различна. Проходит, ли человек, даже не понимая этого, через циклические частотные изменения в этом случае?
Через один или два угловых шага, не более.

Связано ли это с тем, что в этом процессе фаза движения меняется фазой напряжения?
Зависит от того, в каком угле находится человек.

Можно ли управлять частотностью, меняя напряжение определенного системного шага?
В теории.

Вопрос: Как «двигаться» сейчас? Несколько раз прочитал данную статью. Сначала было ощущение что вроде все правильно - но вот... оно противоречит тому что вижу сам в окружении: а именно, когда люди занимаются спортом (речь не о большом спорте, а о спортзале с тренажерами). Их состояние улучшается стабильно, если с ним что то не так, они корректируют методику тренировок и восстанавливают положительную динамику (ориентируются на биопеданс). И речь о результатах, которые остаются хорошими годами. Кроме того, когда в свое время ходил в спортзал знаком с несколькими случаями когда благодаря спортзалу люди корректировали патологии так, что врачи удивлялись.
Хорошо, но как я могу комментировать то, что вы сами откомментировали? Вы предлагаете разбирать ваши комментарии?
Читая третий раз эту статью сделал акцент на слове "Правильное" (движение - это жизнь!). Так вот - люди улучшившие свои показатели о методиках, которые вы практикуете не знают ничего, но случай улучшения состояния не единичный. Поэтому у меня складывается ощущение - что все таки двигаться нужно с соблюдением некой техники безопасности - которая должна быть понятной и логичной. Но читая данную статью складывается "аура" тотальной проблемы. Реально если сначала формировать ось и так далее - это реально долго... и за это время при сидячем образе работы здоровье портится. Хотелось бы запустить параллельный процесс для поддержания тела и мозга - предположительно в виде "правильного" движения в спортзале. Надеюсь на ваш полезный совет:)
Вопрос многофункциональный, где вы делаете выводы, которых я не понимаю. Как же я могу давать советы, не понимая чем вы будете заниматься и проблемы вашей анатомии?

Отправить эту страницу другу

Щедрость по отношению к будущему — это умение отдать все, что связано с настоящим.

Альбер Камю

Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.

Альберт Эйнштейн

Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

Антон Павлович Чехов

Человек — это то, во что он верит.

Антон Павлович Чехов

Уважение к человеку — условие, без которого нет для нас движения вперед…

Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир.

Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.

То, что составляет достоинство мира, может быть спасено лишь при одном условии: помнить про это. А достоинство мира составляют милосердие, любовь к знанию и уважение внутреннего человека.

Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.

Апулей

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.

Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.

Артур Шопенгауэр

То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека.

Артур Шопенгауэр

Благодаря щедрости человек поднимается так высоко, что может встретиться с Богом.

Ахай Гаон

Металл узнается по звону, а человек — по слову.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

В двадцать лет человеком властвует желание, в тридцать лет — разум, в сорок лет — рассудок.

Бенджамин Франклин

Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.

Бенджамин Франклин

В желании выражается сущность человека.

Бенедикт Спиноза

Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова — это не искусство.

Бертольд Брехт

Самое главное — научить человека мыслить.

Бертольд Брехт

У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.

Бертольд Брехт

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, яснее проступают его самобытные черты.

Валерий Яковлевич Брюсов

Ум человеческий похож на моток запутанного шелка; прежде всего надо осторожно найти конец нитки, чтобы распутать его.

Вальтер Скотт

Сила духа делает человека непобедимым; бесстрашие — это, образно говоря, глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем; он не может равнодушно пройти мимо беды, горя, унижения человеческого достоинства.

Василий Александрович Сухомлинский

Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям.

У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего — невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе!

Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко раскрыв крылья, парить над землей.

Человеку для движения вперед необходимо постоянно иметь перед собою на вершинах славные примеры мужества.

В служении делу или любви к другому человеку человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком, и тем в большей степени он становится самим собой.

Виктор Франкл

У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.

Виктор Франкл

Гораздо важнее, как человек относится к судьбе, чем какова она сама по себе. Виссарион Григорьевич Белинский Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

Вильгельм Гумбольдт

Человек создан для счастья, как птица для полета.

Владимир Галактионович Короленко

Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности... Кто на каком языке думает — тот к тому народу и принадлежит.

Владимир Иванович Даль

У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.

Владимир Солоухин

Человек всегда остается самим собой. Потому что все время меняется.

Владислав Гжегорчик

Победа показывает, что человек может, а поражение — чего он стоит.

Восточная мудрость

Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам.

Гастон де Левис

Возможности человека не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту мы не можем — человек еще так мало дерзал.

Генри Дейвид Торо

Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой, где бы он не находился.

Генри Дейвид Торо

Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?

Генри Дэвид Торо

Ничто не может расшевелить до конца ум человека, если отсутствует мечта.

Генри Тейлор

Душа человека заключается в его делах.

Генрик Ибсен

Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Человек воспитывается для свободы.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Что человек делает, таков он и есть.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Будущее должно быть заложено в настоящем.

Георг Кристоф Лихтенберг

Человек — это смертный Бог.

Гермес Трисмегист

Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем.

Гесиод

В душе каждого человека теплятся мечты, мечты возвышенные, где собственные добродетели и благородство растут день ото дня и заслуживают того, чтобы быть неотъемлемой частью человеческой жизни.

Делия Стейнберг Гусман

Когда все дороги заходят в тупик, когда разрушаются все иллюзии, когда ни один луч солнца не блеснет на горизонте, в глубине души каждого человека остается искра надежды.

Делия Стейнберг Гусман

Когда обряд свершается в душе человека, когда он чувствует, что имя, образ, добродетель, и все, что связано с Богом, живут в его собственном сердце, когда богослужение совершается в этом месте человеческого тела, где людское соприкасается с божественным, тогда стираются границы религий, и Высшая Интуиция позволяет нам увидеть сияние единого Бога.

Делия Стейнберг Гусман

Новое чудо, которое нужно присовокупить к списку традиционных, — это чудо быть человеком, ноги которого стоят на земле, а голова возносится к звездному небу.

Делия Стейнберг Гусман

Только человеческое сознание способно преодолевать путь от многообразия вещей к Единству. Оно возносится и нисходит, нисходит и возносится, связывая эти две крайности проявления жизни.

Делия Стейнберг Гусман

Человек рождается, растет, достигает своего расцвета, слабеет и умирает. Несмотря на свою слепоту, он все-таки признает, что его смерть не абсолютна, как вообще ничто в природе не замирает окончательно. Он не догадывается, что, едва наступит время, он тоже возродится с той же легкостью, с какой это совершают деревья. Он не может претендовать на то, чтобы возродиться в том же теле, но ведь и деревья не нуждаются в тех же листьях, которые были на них прошлым летом. Наши тела - это листья, а корни остаются прежними, как вечно живет душа.

Делия Стейнберг Гусман

Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

Демокрит

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

Демокрит

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить, характеризует человека гениального.

Дени Дидро

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей.

Дени Дидро

В воле человека есть сила стремления, которая превращает туман внутри нас в солнце.

Глубоко внутри души есть желание, которое ведет человека от видимого к невидимому, к философии, к божественному.

Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достичь. Джебран Халиль Джебран Истинный Свет - тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью.

Человек борется, чтобы найти жизнь вне себя, не осознавая, что та жизнь, которую он ищет, находится внутри него.

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

Чего бы это ни стоило, ты должен поступать по правде и не должен делать того, в чем неправда, что бы ни думал и ни говорил о тебе незнающий человек.

Джидду Кришнамурти

Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.

Джованни Боккаччо

Чем менее человек думает о себе, тем менее он несчастен.

Джонсон

Ведь сердце человеческое также имеет две вершины, которые вырастают из единого корня; равно и в духовном смысле из одной страсти сердца проистекают две противоположности, ненависть и любовь, подобно тому, как гора Парнас под двумя вершинами имеет единое основание.

Джордано Бруно

Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым.

Джордж Бернард Шоу

Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха.

Джордж Вашингтон

Дело не в том, какую работу человек выполняет, важно другое: как ты ее выполняешь.

Дмитрий Иванович Иловайский

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Дмитрий Иванович Фонвизин

Обещание порядочного человека становится обязательством.

Древнегреческая мудрость

Человеку, который знает, куда идет, мир дает дорогу.

Дэвид Стар Джордан

Пока человек существует, он будет себя открывать.

Евгений Михайлович Богат

Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.

Екатерина II

В то время как сердце наше заполнено мыслями о маленькой группе нескольких «Я», близких и дорогих нам, что же остается в нашей душе для остального человечества?

Да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребывает она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее родившая.

Долг — это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение ее в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

Каждому предоставлена возможность идти, поднимаясь от вершины к вершине, и сотрудничать с природой в деле достижения очевидной цели жизни. Духовное «Я» человека движется в вечности подобно маятнику, раскачивающемуся между периодами жизни и смерти. Это «Я» есть актер, а его многочисленные воплощения — роли, которые он сполняет.

Настоящий человек — тот, кто не отказывается от своих слов.

Человек рожден для великих дел, когда у него хватает силы побеждать себя самого.

Жан Батист Массийон

Благородный человек выше обид, несправедливости, горя, насмешек; он был бы неуязвим, будь он чужд состраданию.

Жан де Лабрюйер

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

Жан Жак Руссо

Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют.

Жанр Фабр

Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься.

Жюль Лашелье

Куда труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут.

Жюль Ренар

Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.

Жюль Ренар

Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.

Иеремия Бентам

Назначение человека состоит в том, чтобы достичь совершенства посредством свободы.

Иммануил Кант

Человека, который никогда ничего не дарит, победи дарами; вероломного покори верностью; смири гневного кротостью; а злого человека преодолей добротой.

Индийская мудрость

Величайшей заслугой человека остается, конечно, то, как можно больше он определяет обстоятельства и как можно меньше дает им определять себя.

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.

Отличительное свойство человека — желать непременно все начинать сначала...

Самое большое богатство человека — состояние духа, достаточно сильное, чтобы не желать никаких богатств.

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

Человек с верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибает.

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.

Иоганн Фридрих Шиллер

Только осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперед.

Климент Аркадьевич Тимирязев

Человек познает мир отнюдь не тем, что берет у него, а тем, чем обогащает его.

Клодель

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Конфуций

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Конфуций

Добродетельный человек исправляет себя и ничего не требует от других, так что для него не может быть ничего неприятного. Он не ропщет на людей и не осуждает небо.

Конфуций

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

Конфуций

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Конфуций

Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть.

Конфуций

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.

Конфуций

Делай то, что ты считаешь честным, не ожидая за это никакой славы; помни, что глупый человек — плохой судья добрых поступков.

Истинная сила человека не в порывах, а в ненарушимом спокойном стремлении к добру, которое он устанавливает в мыслях, выражает в словах и приводит в поступках.

Как скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеалы меркнут, как звезды перед солнцем, и человек не может не признать высшего идеала, как не может не видеть солнца.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

Человек подобен дроби: числитель — то, что он есть, знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Человеку не дано понимать, если в нем нет любви, и не дано узнавать, если он не жертвует собой.

Ленорман

Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.

Леон Баттиста Альберти

Единственное настоящее богатство — душевное богатство, в остальном больше горя, нежели радости. Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью.

Лукиан

Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик тот, кто серебряной пользуется как глиняной.

Луций Анней Сенека (Младший)

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.

Луций Анней Сенека (Младший)

Самый верный признак величия души — когда нет такой случайности, которая могла бы выбить человека из равновесия.

Луций Анней Сенека (Младший)

Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы.

Людвиг Андреас Фейербах

Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий.

Людвиг ван Бетховен

В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и нужно ей дать волю развиться и расцвести.

Максим Горький

Любовь к людям — это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

Максим Горький

Даже самый необыкновенный человек должен выполнять свои обыкновенные обязанности.

Мария фон Эбнер-Эшенбах

Человек сохраняет за собой молодость, пока он бывает способен чему-нибудь учиться, принимать новые привычки и терпеливо выслушивать противоречия.

Мария фон Эбнер-Эшенбах

Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.

Марк Аврелий

Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.

Марк Аврелий

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Марк Аврелий

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.

Марк Твен

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Марк Туллий Цицерон

Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.

Менандр

Всякого человека должно судить по его делам.

Мигель де Сервантес Сааведра

Человек богат и силен не только собственными талантами, но и всеми теми дарами, которыми богаты его добрые друзья.

Михаил Михайлович Пришвин

Так вот и надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее.

Михаил Михайлович Пришвин

Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

Михаил Михайлович Пришвин

Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей.

Мудрость Древней Индии

Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов алчность, он становится преуспевающим. Поборов страсть, он становится счастливым.

Мудрость Древней Индии

Великий человек — это тот, кто не утратил своего детского сердца.

Мэнцзы

Душа человека — кладезь, не для всех доступный, и на видимом сходстве некоторых признаков нельзя основываться.

Николай Васильевич Гоголь

Назначенье человека — служить, и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем Государю Небесному и потому иметь в виду Его закон. Только так служа, можно угодить всем: Государю, и народу, и земле своей.

Николай Васильевич Гоголь

Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.

Николай Гаврилович Чернышевский

Опыт — это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит.

Человек стоит столько, во сколько он сам себя ценит.

Франсуа Рабле

Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами.

Франческо Петрарка

Бросайтесь на крылья мельниц, притворяющиеся руками великанов. Вы — новые Дон Кихоты, а потому лучше умереть во имя достойного дела, чем жить в лохмотьях страха.

В день, когда человечество встретится со своей судьбой, которую оно само создавало в течение последних нескольких веков, когда перед глазами его будущих вождей дождем прольется вся кровь, накопленная долгими страданиями, судьба древних религий, в чьих храмах сегодня пасется скот, покажется желанной и светлой, как утреннее солнце.

Есть две вещи, на которые способен только человек: смех и молитва; когда теряются эти две ценности — чувство юмора и религия, — человек доходит до состояния животного.

Мы — путешественники. И после долгих странствий, обогащенные впечатлениями, хоть и покрытые шрамами — следами бесчисленных приключений, мы идем к тому, от чего ушли. Мы жаждем новых далей, наши глаза, подобно ястребиным, всматриваются в линию горизонта, а пересохшие губы шепчут: "Вернемся домой!"

Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, свои потенциалы. И подобно тому как мы моемся, чтобы очистить свое тело, мы должны омыться в загадочном свете философии, чтобы очистить свою душу.

Настоящий идеалист — это человек, высота которого зависит не от его физического роста, а от грандиозности его мечты. Открывающиеся ему горизонты очерчиваются не горами, а его верой в себя.

Новый человек, которого мы провозглашаем и к которому взываем, молод сердцем; он — носитель и хранитель надежды, он обладает вечной силой, позволяющей оставаться оптимистом, энтузиастом и сохранять способность исполнять то, чего хочешь. Он может осуществлять свои мечты, он понимает и уважает различия, существующие между людьми, ибо питает глубокое уважение к самим людям и к миру. Ему присуща подлинная человечность.

Отличие человека от животного заключается в том, что у него есть вера, что он живет внутренней жизнью, что его глаза наполняются слезами при виде заката и что он способен прочесть стихи, понять их и передать другим людям. Человек, в отличие от животного, не считает силу высшим достоинством, он стремится помочь слабым.

Познавая себя, человек познает свою божественную сущность и распознает ее повсюду, где желает ее видеть.

Счастливы живущие, те, кто воистину живет, кто носит в себе крупицу надежды, из которой вырастет целый мир — мир надежды, новый мир, который будет лучше прежнего.

Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь. Человек должен чтить и стремиться постичь их.

Человек имеет величину того, что он осмеливается делать.

Эфраим Готхольд Лессинг

Движение человека - сложный двигательный акт, осуществляемый посредством взаимодействия человека с окружающей средой.

Анализ движений человека опирается на три крупные науки: анатомию человека, физиологию человека и механику материальных тел.

Анатомия аппарата движения (строение и функция костей, суставов и мышц). Дает сведения о двигательных возможностях человека. Физиология раскрывает закономерности деятельности органов движения. Механика учитывает законы, по которым движения осуществляются. В самом деле, даже простое стояние есть сложный акт. Чтобы тело человека сохранило равновесие, необходимо равновесие внешних сил, действующих на тело. К ним относятся сила тяжести и сила реакции опоры. Центр тяжести (ц. т.) человека должен проектироваться на опору, и, чтобы он не смещался, сус­тавы должны быть закреплены в неизменном положении мышцами. Однако некоторое смещение центра тяжести неизбежно вследствие непрерывного движения крови по сосудам, изменения объема грудной клетки в процессе дыхания и объема работающего сердца. Постоянно протекающие процессы в организме вызывают непрерывное перераспределение тонуса мышц для поддержания равновесия. Изменение тонуса мышц осуществляется рефлекторно. Раздражителем служит давление на опору, воспринимаемое ре­цепторами кожи подошвы, а также проприорецепторами (заложенными в мышцах, связках, сухожилиях и суставных сумках) и вестибулярным аппа­ратом.

Запись пути движения головы на кимографе показала, что в положении стоя происходит непрерывное колебание тела. Из области патологии извес­тен пример, когда человек, лишенный чувствительности рецепторов кожи - стопы, не мог стоять с закрытыми глазами. Больному казалось, что под ногами пропасть, что у него нет опоры, и человек падал. Механизм сохра­нения равновесия таков: раздражители окружающего внешнего мира дей­ствуют на воспринимающие приборы человека - рецепторы; последние под влиянием раздражителей возбуждаются. Волны возбуждения бегут по чувствительным нервам, связывающим рецепторы с центральной нервной системой, к мозгу. В соответствующих нервных центрах возникает возбуж­дение, происходит переработка волн возбуждения и передача их на двига­тельные нейроны, несущие импульсы к соответствующим мышцам. Изме­нение напряжений мышц, окружающих сустав, вызывает движение звена, а следовательно, перемещение общего центра тяжести человека, которое, в свою очередь, является источником раздражения проприорецепторов, на­ходящихся в этих мышцах. От возбужденных проприорецепторов импуль­сы бегут в центральную нервную систему, вызывая новые сигналы, на­правленные от мозга к мышцам, и т. д. Поток импульсов, подобно электри­ческому току, начинает циркулировать как бы в замкнутом рефлекторном кольце, обеспечивая непрерывное поддержание звеньев тела в нужных для осуществления равновесия положениях. Центральная нервная система в данной позе непрерывно корригирует малейшие смещения частей тела, могущие вызвать нарушение равновесия. Это «функциональное кольцо», как правило, замыкается на низших уровнях центральной нервной системы (средний, промежуточный, продолговатый, спинной мозг). Управление осознанными движениями осуществляется в коре головного мозга.

Движения человека от сгибания пальца до сложнейших прыжков и пи­руэтов выполняются двигательным аппаратом. Работа мышц и устройство суставов обусловливает направление и объем движений звена.

Изучение механики живого тела человека начинается с определения центра его тяжести.

Общий центр тяжести тела во время свободного стояния у мужчин обычно приходится на 1,5 см кзади от передне-нижнего края тела V поясничного позвонка у женщин - на 0,5 см кпереди от передне-нижнего края тела I крестцового позвонка и на 3 см ниже, чем у мужчин (Г. С. Козырев).

Положение центра тяжести зависит от физических особенностей человека - его осанки, телосложения, половых и возрастных различий (развития мускулатуры, массивности костяка, жироотложения и пр.). У детей центр тяжести располагается выше, чем у взрослых; у тяжелоатлетов ниже, чем у гимнастов, и т. д. Тело тем устойчивее, чем ниже расположен центр его тяжести. Чем длиннее ноги, тем выше центр тяжести и менее устойчиво тело, поэтому отношение их длины к туловищу имеет определенное значение при трудовых процессах, которые связаны с откидыванием (качанием) туловища назад. Такие движения имеют наибольший производственный эффект у длинноногих людей.

Перпендикуляр, опущенный из этого центра, так называемая вертикаль тяжести, проецируется на площадь опоры, каковой являются подошвенная поверхность обеих стоп и расположенное между ними пространство.

Площадь опоры увеличивается при раздвигании стоп. Равновесие человеческого тела, подчиняясь законам физики, тем устойчивее, чем больше эта площадь и чем центральное в ее пределах проецируется вертикаль тяжести. Равновесие нарушается сразу же, как только эта вертикаль выносится за пределы площади опоры.

Тело человека не монолитное целое: оно состоит из отдельных, подвижно соединенных звеньев. Сохранение им равновесия связано с особенностями строения, обеспечивающими взаимное укрепление этих звеньев. Для удержания тела в вертикальном положении главное значение имеют живые механизмы: скелет и мышцы, противодействующие силе тяжести. Соединения звеньев тела, в основном суставы, таковы, что сила тяжести действует на их фронтальные оси и вызывает сгибание или разгибание частей тела.

В напряженном положении «смирно» в отличие от положения «вольно» тело подается вперед. Вследствие этого вертикаль тяжести проходит впереди не только коленных и голеностопных, но и тазобедренных суставов и достигает площади опоры вблизи ее передней границы. Чтобы предохранить тело от падения, мышцы, расположенные позади поперечных осей этих суставов, должны находиться в непрерывном напряжении. Особенно велика работа большой ягодичной мышцы, удерживающей в тазобедренном суставе своим напряжением туловище от падения вперед. В нижерасположенных суставах условия сохранения равновесия те же, что и при положении «вольно». Но так как в положении «смирно» вертикаль тяжести в большей мере отклонена вперед от коленных суставов, чем в положении «вольно», то для укрепления этих суставов уже недостаточно работы только икроножной мышцы, необходимо напряжение мышц задней группы бедер.

При стоянии человек сравнительно редко равномерно опирается на обе ноги. Симметричный тип стояния очень утомителен, так как требует напряжения большого числа мышц на обеих сторонах тела. Обычно люди предпочитают асимметричное стояние, нагружая одну ногу сильнее другой. При этом таз наклоняется, а поясничный отдел позвоночника изгибается в сторону менее нагруженной конечности, центр тяжести смещается, но его вертикаль остается в пределах опорной стопы. Большая часть мышц ненагруженной стороны при асимметричном типе стояния расслаблена.

Ходьба. Ходьба - это одно из основных состояний тела в динамике. Она представляет собой сложное поступательное движение, в котором нарушение равновесия тела чередуется с его восстановлением. Ходьба состоит из попеременной опоры тела то на обе ноги (фаза двойной опоры), то на одну (фаза переднего и заднего шага). Таким образом, при ходьбе тело не теряет соприкосновения с опорной поверхностью, что отличает ходьбу от других локомоторных движений (например, бега). Начинается ходьба с выведения вертикали тяжести за переднюю границу площади опоры, вследствие чего теряется равновесие. Одна из ног сокращением передних групп мышц бедра и голени выносится вперед для создания новой площади опоры, тело же от падения удерживается напряжением большой ягодичной мышцы другой, опорной, ноги. Когда вынесенная вперед нога соприкоснется с опорной поверхностью (пяткой), кончается фаза переднего шага и наступает фаза двойной опоры. Теперь начавшееся поступательное движение тела продолжается в силу инерции и благодаря отталкиванию от земли второй, оставшейся позади ногой; так начинается третья фаза заднего шага. Отталкивание производится сначала пяткой, которая отрывается от земли в результате сокращения трехглавой мышцы голени, после чего носком, отрывающимся благодаря сокращению длинного сгибателя большого пальца. Тело, испытавшее новое поступательное движение, снова оказывается выведенным из равновесия, в результате чего сокращением сгибателей тазо-бедренного сустава «задней» ноги последняя переносится вперед. После того как переносная нога пройдет мимо опорной (момент вертикали), она вступает в фазу нового переднего шага.

Как видно из всего сказанного, помимо поступательного движения вперед, при ходьбе происходит также движение в той же сагиттальной плоскости вертикально вверх и вниз благодаря «перекатыванию» стопы с пятки на носок. Кроме того, перемещение происходит еще и во фронтальной плоскости. Оно осуществляется в тазобедренном суставе опорной ноги вследствие сокращения отводящих мышц (средней и малой ягодичных). Благодаря этому туловище отводится в сторону опорной ноги, поднимает двигающуюся ногу над землей и не дает ей волочиться, как это наблюдается у стариков с ослабленной мускулатурой.

Бег. Основное отличие бега от ходьбы заключается в отсутствии периода двойной опоры тела на ногу, уже вынесенную вперед, и на «заднюю», еще не оторванную от земли. Более сильное отталкивание тела «задней» ногой замещает момент двойной опоры тела периодом полета его в воздухе.

Толчки при ходьбе, а особенно при беге и прыжках доходят до внутренних органов и головного мозга резко ослабленными. Это объясняется способностью нижних конечностей и особенно позвоночника пружинить. Изгибы позвоночника и межпозвонковые диски способствуют плавности движения тела.

Структура аппарата движения определяет двигательные - возможности человека. Рассмотрим примеры:

Рис. 1. Мышцы нижней конечности, участвующие в опускании и поднима­нии на одной ноге:1 - большая ягодичная; 2 - прямая; 3 - икроножная; 4 - камбаловидная; 5 - мыш­цы подошвы.

Например, такое движение, как «вынимание ноги в сторону», начинается в тазобедренном суставе работающей ноги, продолжается в тазобедренном суставе опорной ноги и завершается в суставе опорной стопы.

Движение вокруг одной оси называют одной степенью свободы дви­жения. Количество степеней свобод движений звена зависит от формы и строения сустава. Суставы, имеющие сферическую форму, обладают тремя степенями свободы движения; суставы, имеющие эллиптическую форму, обладают двумя степенями свободы движений. Все движения, происходя­щие в промежуточных направлениях, осуществляются по переходным осям. В частности, круговые движения происходят по осям, промежуточ­ным между фронтальной и сагиттальной.

Определение степени свободы дви­жения выносится на практическое занятие №2. Используя данные табл. 1 необходимо определить амплитуду движений испытуемых по сус­тавам в возможных направлениях:

Амплитуда движений человеческого тела (в градусах)

Сгибание

Отведение

1. Плечевой

3. Луче-локтевой

4. Луче-запястный

5. Запястно-пястный 1 пальца

6. Пястно-фаланговые

7. Межфаланговые проксимальные

8. Межфаланговые проксимальные

9. Тазобедренный

10. Коленный

11. Голеностопный

В основе понимания движения материальных тел лежат законы динамики, сформулированные Ньютоном. Внешними силами являются силы, возникающие при взаимодействии тел. Они являются результатом, следствием механического взаимодействия тел. Механическое взаимодействие тел может выражаться в виде притяги­вания или в виде отталкивания тел друг от друга. Например, любое движе­ние человека по земле порождает и силу реакции опоры; взаимодействие птицы с воздушной средой порождает силу реакции (сопротивление) воз­духа, взаимодействие рыбы с водой порождает силу реакции воды. Эта си­ла и обусловливает перемещение тел в данной среде.

Знание законов механики помогает правильно оценить условия для ме­ханического перемещения тела. Например, наклон пола на сцене предъявляет особые требования и к позе и к самому движению танцора, так как изменяет усло­вия действия внешних сил на человека; одни и те же упражнения у палки отличаются от упражнений на середине по трудности в силу механических причин (разных условий опоры).

Движение живых существ и, прежде всего, человека представляет сложное явление, в котором взаимодействие человека с окружающими те­лами совершается рефлекторно.

Преддверьем к анализу упражнений служат сведения по анатомии, фи­зиологии, механике.

Лекция 5. Мышечная механика и телосложение человека

Движение человека происходит при участии внешних и внутренних сил. Внешними силами называются силы, действующие между разными телами (человеком и землей) Внутренними называются силы, действую­щие внутри человека, между звеньями его тела. Человек обладает актив­ными и пассивными внутренними силами. К пассивным относятся силы

Большинство антропометрических показателей имеют значи­тельные индивидуальные колебания. Уже при первом взгляде на человека видны особенности его индивидуального строения. В анатомии имеется понятие о типах телосложения. Телосложение определяется генетическими (на­следственными) факторами, влиянием внешней среды, социальны­ми условиями. Нормальная анатомия рассматривает расположение частей тела и органов человека, который стоит с опущенными супинированными верхними конечностями (ладони обращены вперед). В каждой части тела выделяют области (рис. 1).

В качестве ориентиров в анатомии служат линии и плоскости (рис. 2). Для определения положения органов используют три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную (от лат. sagitta - стрела), вертикально рассекающую тело спереди назад; фронтальную (от лат. frons - лоб) плоскость, перпендикулярную к первой, вертикальную (ориентированную справа налево) соответственно плоскости лба; и горизонтальную (плоскость, перпен­дикулярную первым двум). В теле человека условно можно прове­сти множество таких плоскостей. Сагиттальную плоскость, которая делит тело пополам на пра­вую и левую половины, называ­ют срединной.

Для обозначения расположения органов по отно­шению к горизонтальной плос­кости применяют термины верхний (краниальный - от лат. cranium - череп), нижний (каудалъный - от лат. cauda - хвост); по отношению к фрон­тальной плоскости - передний (вентральный - от лат. ven­ter - живот), задний (дорсальный - от лат. dorsum - спи­на). Выделяют также понятия боковой (латеральный), распо­ложенный на удалении от сре­динной сагиттальной плоско­сти, и средний (медиальный), лежащий ближе к срединной плоскости. Для обозначения ча­стей конечностей применяются термины - проксимальный (рас­положенный ближе к началу конечности) и дистальный, на­ходящийся дальше от тулови­ща. Кроме того, в анатомии употребляются такие общие прилагательные, как правый, левый, большой, малый, поверх­ностный, глубокий.

Рис. 2. Схема осей и плоскостей в теле человека:

1 - вертикальная (продольная) ось, 2 - фронтальная плоскость, 3 - горизонталь­ная плоскость, 4 - поперечная ось, 5 - сагиттальная ось, 6 - сагиттальная плос­кость

При изучении анатомии у живого человека органы про­ецируют на поверхности тела. Для определения их границ ис­пользуют ряд вертикальных ли­ний. Это - передняя и задняя срединные, правая и левая грудинные, проведенные вдоль со­ответствующих краев грудины; среднеключичные, проведенные через середины ключиц; подмышечные: передние, задние, средние, проведенные через соответствующие края и середину подмышеч­ной ямки; лопаточные - проведенные через нижние углы лопаток.

В современной антропологии существует много классификаций.

Выделяют три типа телосложения человека: мезо­морфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному (от греч. mesos - средний) типу телосложения (нормостеники) были отнесены те люди, чьи анатомические особенности прибли­жаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.).

«… душа - это лишённый содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит.

При наличии в них простейшего начала движения одушевлённые тела должны обладать всем, что им необходимо для того, чтобы двигаться, чувствовать, мыслить, раскаиваться - словом, проявлять себя как в области физической, так и в зависящей от неё моральной.

Мы ничего не утверждаем на основании простых предположений; пусть тот, кто считает, что ещё не все затруднения устранены, обратится к опыту, который должен вполне его удовлетворить.

1. Тела всех животных продолжают после смерти трепетать, и тем дольше, чем более холодна кровь у животного и чем меньше оно выделяет пот. Примером могут служить черепахи, ящерицы, змеи и т. д.

2. Мускулы, отделённые от тела, сокращаются при уколе.

3. Внутренности долгое время сохраняют своё перистальтическое, или червеобразное, движение.

4. Согласно Коуперу, простая инъекция горячей воды оживляет сердце и мускулы.

5. Сердце лягушки, положенное на солнце или, ещё лучше, на стол, на горячую тарелку, продолжает биться в течение часа и более после того, как его вырезали из тела. Но вот, по-видимому, движение окончательно прекратилось; однако достаточно только сделать укол в сердце, и этот безжизненный мускул начинает биться. Гарвей то же самое наблюдал у жаб.

6. В своём сочинении «Sylva sylvarum» Бэкон Веруламский рассказывает об одном человеке, осуждённом за измену, которого вскрыли заживо и сердце которого, брошенное в горячую воду, несколько раз подпрыгивало вверх, сперва на высоту двух футов, а потом всё ниже и ниже.

7. Возьмите цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца, вырвите у него сердце, и вы будете наблюдать те же самые явления при аналогичных обстоятельствах. Теплота дыхания оживляет уже погибающее под безвоздушным колоколом животное. Подобные же опыты, которыми мы обязаны Бойлю и Стенону , были произведены над голубями, собаками и кроликами, части сердца которых продолжали биться, как целое. Такие же движения наблюдались в отрезанных лапах крота.

8. Те же самые явления можно наблюдать у гусеницы, червей, паука, мухи и угря, а именно: движение отрезанных частей усиливается в горячей воде благодаря содержащейся в ней теплоте.

9. Один пьяный солдат ударом сабли отрезал голову индийскому петуху. Петух остался стоять на ногах, потом зашагал и пустился бежать; натолкнувшись на стену, он повернулся, захлопал крыльями, продолжая бежать, и наконец упал. Мускулы его, когда он уже лежал на земле, продолжали ещё двигаться. Всё это я сам видел; почти такие же самые явления можно наблюдать у котят или щенят с отнятой головой.

10. Разрезанные на части полипы не только продолжают двигаться - в течение недели они размножаются в количестве, равном числу отрезанных частей. Этот факт заставил меня огорчиться за теорию натуралистов относительно размножения; впрочем, это открытие надо скорее приветствовать, так как оно побуждает нас не делать никаких обобщений, даже на основании самых общеизвестных и убедительных опытов.

Я привёл больше, чем нужно, фактов для бесспорного доказательства того, что любое волоконце, любая частица организованного тела движутся в силу свойственного им самим начала и что такого рода движения совсем не зависят от нервов, как это бывает в движениях произвольных, так как производящие указанного рода движения частицы не связаны нисколько с кровообращением. Но если подобное свойство обнаруживается даже у частей волокон, то оно должно иметься и у сердца, составленного из своеобразно переплетающихся волокон. Для того чтобы убедиться в этом, мне не нужно было истории, рассказанной Бэконом . Мне легко было судить об этом на основании полной аналогии строения сердца у человека и у животных и даже только на основании массы человеческого сердца, в котором эти движения не видны простым глазом только потому, что они там заглушены; наконец, на основании того, что у трупа все части холодеют и тяжелеют. Если бы диссекция производилась на ещё теплых трупах казнённых преступников, то в их сердцах можно было бы наблюдать те же самые движения, какие можно наблюдать в мускулах лица обезглавленных людей.

Движущее начало целых тел или их частей таково, что оно вызывает не беспорядочные, как раньше думали, но совершенно правильные движения; и это имеет место как у теплокровных и совершенных, так и у хладнокровных и несовершенных животных. Нашим противникам не остаётся ничего иного, как отрицать тысячи фактов, в которых всякому легко удостовериться.

Если меня спросят теперь, где пребывает эта врождённая нашему телу сила, то я отвечу, что, по-видимому, она находится в том месте, которое древние назвали паренхимой, т. е. в самой субстанции частей тела независимо от вен, артерий и нервов, словом, всей организации её. Из этого следует, что любая частица её заключает в себе более или менее выраженную способность к движению в зависимости от потребности, которую она в нём имеет.

Остановимся подробнее на этих пружинах человеческой машины. Все жизненные, свойственные животным, естественные и автоматические движения происходят благодаря их действию. Действительно, тело машинально содрогается, поражённое ужасом при виде неожиданной пропасти; веки, как я уже говорил, опускаются под угрозой удара; зрачок суживается при свете в целях сохранения сетчатой оболочки и расширяется, чтобы лучше видеть предметы в темноте; норы кожи машинально закрываются зимой, чтобы холод не проникал во внутренность сосудов; нормальные функции желудка нарушаются под влиянием яда, известной дозы опиума или рвотного; сердце, артерии и мускулы сокращаются во время сна, как и во время бодрствования; легкие выполняют роль постоянно действующих мехов. И разве не механически происходит сокращение мышц мочевого пузыря, прямой кишки и т. п. или более сильное, чем у других мускулов, сокращение сердца?»

Жюльен Ламетри, Человек-машина / Сочинения, М., «Мысль», 1983 г., с. 209-211.

Б. Отношение человека к земле

Человек как часть поверхности земли. Созданный из земли и ее составных частей, развившийся в бесконечном ряде поколений одно­го происхождения, в непосредственной связи с землей, человек не может не быть признанным за существо, вполне приуроченное к зем­ле. Отдельный человек строит на земле свой дом и находит в ней свою могилу, народ имеет свою область, всему человечеству принад­лежит земля. Положение, пространство и границы человечества и отдельных народов, -. все определяется поверхностью земли, и уже положение и контуры отдельных ее частей намечают те различия, которые должны когда-нибудь проявиться на тех племенах, которые их населяют. Кроме того, каждый народ получает известное насле­дие от той части земли, которую он населяет. Гренландцу достается снег и лед, австралиец имеет дело с сухим климатом степей, африка­нец - с тропическим зноем, слегка смягченным на высоких горах, но, тем не менее, не дающим достаточно влажности. Наблюдая за на­родами на той почве, где они живут, и описывая их при этом, мы все­гда встречаемся с многочисленными следами их движения по земле. Ни одна область не оказывается для данного народа постоянной, все­гда и постоянно мы в праве задать себе вопрос: каким образом эта об­ласть была занята и как она постепенно расширялась? Ни один на­род в мире не произошел из той земли, на которой живет, как о том гласит мифология; из этого следует, что он должен был странствовать и разрастаться. Он, конечно, не остается также все время на той же земле, напротив того, история учит нас, что существуют народы исчезающие, выселяющиеся, пускающие ветви. И все эти движений оп­ределяет почва своим различным положением и пространственными соотношениями, устройством поверхности, орошением и раститель­ностью; она то поощряет, то задерживает, то ускоряет, то замедля­ет, то соединяет или разъединяете находящиеся в движении массы. И вот, стараясь проникнуть в эти процессы, география невольно тес­но соприкасается с историей, так как ведь и эта наука специально за­нимается движениями человечества; но зато история редко проникает своим взором до самой почвы, арены движения народов, между тем как географ всегда обращает внимание на просвечивающуюся при всех движениях почву.

Третьей группой явлений оказываются воздействия природы на тело и дух отдельных людей, а вслед за этим - и целых народов. Ча­ще всего воздействия на тело сводятся к действию климата, почвы и ее продуктов растительного и животного царства. <...>

Таким образом, при всяком изучении данного народа мы начина­ем с почвы, на которой он живет и действует, и которая нередко слу­жит родиной уже большого числа поколений; под словом «почва» мы подразумеваем окружающую среду в самом обширном смысле этого слова, начиная с воздуха, света и небесного свода, отражающе­гося у него в душе, до земли, возделываемой земледельцем, и глыбы камня, венчающей нередко один из красивейших его храмов. Все это и будут те географические элементы, которые являются основанием исследования и определяют его рамки. Затем мы обращаемся к на­родоведению и спрашиваем, во-первых: как построен данный народ, каковы его кости, мышцы, нервы? На это дает нам ответ антрополо­гия. Затем далее мы задаем следующий вопрос: как этот народ разви­вался и воспитывался в продолжение своей исторической деятель­ности? К какой культуре принадлежит он? Что он создает и на что он способен? На это отвечает нам этнография в узком смысле этого сло­ва, а за народы, принадлежащие к высшей культуре, лучше всего го­ворят их литература, искусства и религия.

Тем не менее не следует видеть в этом выдвигании на первое ме­сто географического элемента выражение материалистического воз­зрения на человека и его историю. Народ вовсе не становится менее свободным оттого, что мы изучаем его окруженным всеми естествен­но-историческими условиями. Каждый народ обладает способностя­ми и наклонностями, которые могут оставаться при нем при самых различных условиях; тем не менее ни один народ не ускользает от влияния окружающей среды. <...>

Перемещения народов и историческое движение. Подвижность является существенным свойством жизни народов, которого не ли­шены даже те из них, которые, по-видимому, находятся в покое. Под этим именем мы понимаем не только те передвижения, которые че­ловек в действительности совершает, но также и все его способности и наклонности, телесные и духовные, которые, совершенствуясь все более и более, делают из сообщения между людьми в самом широком смысле этого слова одну из наиболее важных сил культуры. <...>

Эпохи можно различать по характеру и силе исторических дви­жений. Хотя народы находятся в беспрерывном движении, однако и тут можно наблюдать известную периодичность, На низших ступе­нях культуры горизонты еще не обширны, племена занимают тесные пространства, местность проходима лишь постольку, поскольку при­рода сделала ее таковой; с другой стороны, именно на этой ступени развития сдерживающие силы особенно ничтожны, маленькие наро­ды, окруженные большими пустырями, легко разбиваются по ним, и мы можем встретить целый ряд племен, которые совершенно не могут успокоиться. Благодаря расселению их остаются незанятыми огромные пространства, которые захватываются странствующими на­родами. <...>

Торговые сношения предшествуют образованию государств, они прокладывают им пути и раздвигают их будущие границы; яснее всего это доказывается примером молодых, только складывающихся госу­дарств, которые носят название колоний. Начатками огромного го­сударства, Северо-Американских Соединенных Штатов, которое се­годня господствует над всем Новым Светом и бросает свою тень на Старый, была торговля мехами, невольниками, треской, табаком, зо­лотом и т. п. Когда со временем начнут писать историю германских колоний, то окажется, что их зародышами явились фактории гам­бургских и бременских торговых домов по берегам Африки и на ти­хоокеанских островах. <...>

Средства сообщения и товары. Всякое сообщение должно сопро­вождаться затратою сил, благодаря которым на поверхности земли совершаются различные движения. Носителями этих сил оказыва­ются люди, животные, текущая вода, ветер, приливы и многочислен­ные искусственные приспособления, которые утилизируют воздух, водяные пары и другие газообразные тела или электричество для нужд передвижения. Все это и называется средствами сообщения или перемещения. Сами люди как орудия перемещения могут сильно различаться друг от друга, и разные народы в этом отношении нис­колько не похожи друг на друга. Пока существует история, мы по­всюду встречаемся в ней с народами активными, поддерживающими сообщение со своими соседями, и с народами пассивными в этом от­ношении. Многие народы, живя среди огромных естественных бо­гатств, скрытых в земле, никогда ими не пользовались. Народы мож­но разделить вообще на две группы: одни противодействуют между­народным сношениям, другие их поддерживают. <...>



Если мы далее спросим, какое же отношение география имеет к тому, что разносится и перевозится благодаря сообщению, как она, стало быть, влияет на груз и товары, то окажется, что и они приуро­чены по большей части к определенным областям и странам, из кото­рых они вывозятся в другие. <...>

Человек и пространство. При развитии человечества стремление его захватывать и удерживать за собой больше пространства ока­зывается одной из самых важных исторических сил; это стремление становится все сильнее и определеннее и, начавшись еще в доистори­ческие времена, может быть прослежено по всей истории и особенно заметно у современных нам народов. При этом мы только замечаем повторение того, что уже десятки тысяч раз наблюдалось в царстве растений и животных. Вопрос о пространстве, который, как мы уже видели, имеет существеннейшее значение при всяком развитии жиз­ни, остается в полной силе и в той главе истории жизни на земле, над которою надписано слово «человек». Пространство, нужное для жизни и для прокормления, его захват, и удержайие за собой, выми­рание в тесном, усиление в обширном районе - вот основные факто­ры биогеографии и, вместе с тем, истории народов. В общем, про­странства, годного для заселения людьми, как и всего вообще живо­го, имеется: 84 млн кв. км - в Старом Свете, 38 - в Новом и 9 - в Австралии. Насколько важны для человека море и вода вообще в экономическом отношении, как средства сообщения и переселения, мы разобрали уже в тех отделах нашей книги, где говорилось о жиз­ни в воде и особенно в море... Значит, только земля в узком смысле этого слова, иначе суша, может служить человеку местом обитания. Впрочем, климатические условия делают часть этой суши также негод­ной для житья, и вот мы, в конце концов, получаем экумену, заклю­чающую приблизительно 450 млн кв. км обитаемой земли, а 40 млн суши остаются за пределами экумены. Конечно, пространство это несомненно не всегда было одинаковой величины. Значительные из менения климата, имевшие место на больших протяжениях уже во времена существования на земле человека, как это несомненно до-казано, должны были сильно расширять и суживать "размеры экумены. <...>

Все это пространство человек захватил себе исподволь, начиная с малого и строго следуя закону роста занимаемого пространства, ко­торый определяет всю историю его распространения на земле и все экономические и государственные условия его Жизни. <...>

Когда страна становится обширной, ей приходится сталкиваться с соседними странами и вступать с ними в борьбу или же завязывать торговые сношения. Таких удобных соседей в древней Европе не было. Впрочем, государства, получившие в древней истории прозвища «мировых», как-то Вавилон, Ассирия, Персия, Египет, по сравнению с современными государствами оказываются только посредствен­ными. Обитаемая поверхность Ассирии и Вавилона не превышала 130 000 кв. км, Египта - всего 30 000, а вместе с пустынею - не более 40 000. Могущественная, хотя и недолговечная Ассирия в момент своего наибольшего пространственного расширения занимала об­ласть, не более чем втрое превосходившую площадь Германии; рим­ская держава после смерти Августа охватывала 3,3 млн кв. км, а в III в. от Р. X. она расширилась до 5;3 млн; персидское царство зани­мало в V в. до Р. X. 7 млн, а монгольское государство в XIII в. - 11 000 000; Россия владеет в настоящее время 23, а Великобрита­ния - 31 млн кв. км. <...> \

Подобно тому как и во все исторические эпохи наряду с обшир­ными государствами существовали также и малые, и в настоящее время их сохранилось довольно, притом таких маленьких, что они напоминают нам самые древние периоды образования государств из деревень и городов. Государства эти оказываются либо исторически­ми осколками, которые не были поглощены благодаря той или дру­гой счастливой случайности, как, например, Монако (21,6 кв. км), Сан-Марино (59), Лихтенштейн (159), или же представляют собой членов более крупного целого, оберегающего их; таковы: Бремен (256), Любек (298) и Гамбург (414 кв. км). Эти три города - единственные ныне представители вольных городов, которых в прежнее время по­всюду существовало множество (Новгород, Псков...). <...>

В то время как мелкие государства обыкновенно бывают заселе­ны очень густо, обширные державы отличаются сравнительно более редким населением. Малочисленность народа на большом пространстве свидетельствует о возможности значительного прироста данно­го населения. <...>

Величина политических единиц определяется в каждой части света внешней их формой, устройством поверхности и орошением. В этом случае очень благоприятно образованию крупных государств скопление материков в северном полушарии - в Европе, Азии и Се­верной Америке. Два континентальных государства южного полуша­рия относятся по занимаемому ими пространству к северному как 2 к 7. Как в Европе, так и в Азии тоже повторяется такое же отноше­ние мелких государств, приурочившихся к расчлененной южной и западной стороне, сравнительно с обширной массивной северо-вос­точной стороной. Число государств на северных и южных материках также весьма различно. Если не считать Африки, политическая орга­низация которой еще не закончена, то все-таки число северных госу­дарств более чем вдвое превосходит число южных. Этим не только усиливается политическое могущество северного полушария, но уве­личивается, благодаря взаимной конкуренции государств и народов, также и стремление к прогрессу каждого из них.

Исторические движения во многих случаях являлись поводом к образованию новых качеств у данного народа. Новые условия жиз­ни, обширная территория, а также смешение с туземным населением способствуют этому. Немцы, в старину выселившиеся в качестве ко­лонистов на восток за Инн и Заалу, сильно разнятся от тех, что оста­лись у себя на старой, более тесной земле; англичане сильно отлича­ются от древних англов и саксов, бразильцы перестали быть порту­гальцами, полинезийцы уже более не малайцы. <...>

Ответвление новых форм возможно в жизни народов лишь тогда, кода они занимают обширные пространства; только в этом случае они могут найти необходимое уединение, где сумеют укрепиться особые признаки, без которых невозможно выделение их в специаль­ную группу. На отдельных хребтах, в бассейнах рек и т. п., где чело­век часто искал рая и колыбели своего рода, совершенно невозможно было бы понять причин образования, ответвления и выселения от­дельных народов. <...>

Сравнивая плотность населения местности с ее размерами, мы должны приписать большое значение, наряду со степенью культуры и историческим возрастом, также еще и непосредственной ее вели­чине. Маленькие области при равных прочих условиях заселены бы­вают плотнее обширных. <...>

Внеевропейские части света все заселены значительно реже, не­жели Европа, и даже самые большие государства там менее плотно и менее равномерно заселены, чем крупные страны нашего материка.