Есть чему поучиться! Практика деятельности служб занятости разных стран мира. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом

Необъятные просторы России манят большое количество иностранцев. Одним достаточно посетить нашу страну лишь в качестве туриста, а кто-то намерен задержаться подольше, чтобы найти временную или постоянную работу. И хоть законодатели стараются не создавать на пути заграничных специалистов непреодолимых преград, трудовая деятельность иностранных граждан в РФ имеет ряд особенностей, которые лучше изучить заранее.

Иностранный гражданин в РФ: кто такие и как различаются

Тем трудоспособным лицам, которые не пробыли на территории России положенные 12 месяцев, можно устроиться к российско работодателю только на основании патента. Избежать необходимости его получения смогут лишь те, кто успел оформить временное разрешение на проживание.

Для счастливых обладателей такого штампа в паспорте существуют еще несколько особенностей при заключении контракта и оплате труда, подробно о них рассказывает статья о .

Нормативные акты

Основным документом, регламентирующим въезд и выезд иностранцев из России, является Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ. Трудовые отношения с иностранным элементом регулируются в РФ другим документом – Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ

Оба нормативных акта разъясняют приезжающим из-за границы жителям , пребывания и пересечения границы в обратном направлении. Кроме того, требования обоих законов в равной степени касаются и иностранных туристов, и трудовых мигрантов.

Работа иностранцев в РФ: основные права

Описанные в законе № 115-ФЗ трудовые права иностранцев в Российской Федерации полностью согласуются с требованиями Трудового кодекса РФ. Более того, ни один закон или договор о приеме на работу не может предоставить иностранному гражданину меньше прав, чем это гарантировано кодексом. А он утверждает, что приступить к работе в России может только совершеннолетний иностранец, легально пребывающий в стране и заранее позаботившийся о получении полного пакета разрешительных документов (патента, рабочей визы и ).

Равенство прав состоит и в том, что в случае рабочего конфликта для иностранца не предусмотрено каких-то особенных органов, куда может обратиться иностранный гражданин при нарушении его трудовых прав. При нежелательном развитии отношений с работодателем иностранцы точно так же могут привлечь к разбирательству трудового инспектора, прокуратуру или пойти с иском в суд.

Не ограничены заграничные специалисты и в праве защиты собственных интересов в соответствии с тезисами главы 59 ТК РФ.

Попытку максимально упростить приезжающим поиск работы и повысить их правовую защищенность можно усмотреть и в том, что в РФ в отношении трудовых прав иностранцев закреплен следующий тезис: заключенные с ними контракты должны быть бессрочными. Вопреки частному мнению миграционной службы, которая считала, что срок действия договора равен периоду действия патента или рабочей визы. В данном случае приоритет на стороне Трудового кодекса.

Что касается занятости в секторе частного бизнеса, коммунальной сфере или представительствах зарубежных компаний, то в России иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения с работодателями, организовавшими свой бизнес в любой форме: юрлицо, сельхозпредприятия или фермерские объединения.

Ограничения по возрастному признаку

ТК РФ запрещает нанимателям отказывать совершеннолетним иностранным кандидатам в приеме на работу по возрастному цензу. Обойти эту норму могут лишь те работодатели, которые имеют возможность сослаться на состояние здоровья потенциального сотрудника, если запрет на эту работу ему подтвердили доктора.

Эта норма вполне относится и к иностранцам, прибывшим на работу в РФ. Подвох кроется в другом. Каждый трудовой мигрант обязан оформить и оплатить полис ДМС в любой страховой компании, занимающейся медстрахованием в РФ. Вот тут-то и кроется основная проблема: каждый страховщик вправе установить максимальный возраст для застрахованного лица (обычно до 65 лет). Получается, что возрастной иностранец без полиса ДМС попросту не сможет собрать все необходимые для официального трудоустройства документы.

Запрет по видам деятельности

Трудовой кодекс не уточняет список должностей и сфер, работа в которых недоступна для иностранцев. В нем просто есть отсылка к другим федеральным законам, регулирующим подобные вопросы и не противоречащим основным положениям ТК. Перечень ограничений продиктован тем, что человек, не имеющий паспорта гражданина РФ, не может стать государственным служащим, а значит, не может:

  • занимать должности в муниципальных органах;
  • ходить на судах под российским флагом (как коммерческого, так и некоммерческого мореплавания);
  • быть членом экипажа военного летательного аппарата, в том числе экспериментального;
  • быть принятым на работу на предприятия, отвечающие за обороноспособность страны и государственную безопасность.

Ограничение, правда, не означает, что в армии России нельзя встретить иностранца. С 2015 года им разрешено заключать контракты о прохождении воинской службы, но только в роли рядовых или сержантов.

Условия для работы граждан стран-участников ЕАЭС

По степени максимального упрощения трудоустройства в РФ из большинства мигрантов выделяется еще одна категория – граждане государств Евразийского экономического союза. Одним из основателей этой организации стал Казахстан. Именно поэтому законодательством РФ для заключения трудового договора с его жителями предусмотрен льготный режим.

Кроме упрощенного порядка приема на работу, для жителей ЕАЭС есть и особенные послабления. Например, обладатели киргизских водительских прав могут работать в сфере перевозок без получения российского образца этого документа.

Что еще могут предложить киргизам отечественные работодатели, рассказано в статье о .

А если уж говорить о жителях Белоруссии, то здесь две страны объединены путем создания Союзного государства.

Соцстрахование работников, прибывших из-за рубежа

Не все иностранные сотрудники подпадают под систему социального страхования трудящихся в России. Отдельно стоящей группой работников из других стран можно считать (ВКС). Их доходы облагаются только налогом с доходов, оплачивать соцвзносы по обязательному государственному страхованию за них не нужно.

Остальные иностранцы, принятые на работу по патенту или разрешению, подпадают под систему обязательного пенсионного (22%), медицинского соцстрахования (5,1%), а также уплаты взносов на случай производственной травмы или профзаболевания.

Трудоустройство украинцев

Несмотря на территориальную близость и большой поток трудовых мигрантов из Украины, жители этого государства пользуются только привилегией въезжать в нашу страну без получения визы. Остальные документы им приходится оформлять уже на месте:

  • патент – для въехавших менее трех месяцев назад;
  • РВП – для тех, кто уже пробыл на территории РФ 90 и более дней;
  • ВНЖ – для проживших в России дольше 365 дней.

Как правильно оформить украинского сотрудника и не упустить значимые детали, можно прочесть в статье о .

Кому не нужно разрешение на работу

В классическом понимании разрешение на работу оформляется только для иностранца, имеющего гражданство той страны, с которой у России нет соглашения о безвизовом въезде.

Для тех, кто пересекает границу без получения визы, роль разрешения будет играть трудовой патент.

Освобождены от необходимости оформлять документы, позволяющие трудиться в РФ, граждане других стран, получившие право на временное проживание или вид на жительство.

Правила трудоустройства иностранных граждан

Лишние хлопоты при оформлении новых сотрудников не радуют ни одного руководителя, но когда речь идет об иностранцах, можно лишь попытаться эти хлопоты оптимизировать. Сложнее всего дело обстоит со специалистами из визовых стран.

Оформлять трудовые отношения с иностранными гражданами в России в 2019 году нужно все так же: сначала получить разрешение на их привлечение, а затем заняться составлением приглашения.

После получения будущими сотрудниками рабочей визы они могут рассчитывать на разрешение работать в России. И только после этого возможно подписание трудового договора.

Для тех, кто сам получил патент в РФ, процедура трудоустройства покороче. Ведь весь путь согласования они уже прошли, работодателю останется только сообщить о новом договоре в ФНС, миграционный отдел и службу занятости.

Развернутый порядок приема на работу трудовых мигрантов рассмотрен в теме про .

Перечень популярных вакансий для трудовых мигрантов

К сожалению, довольно много иностранцев, особенно из безвизовых стран, приезжают на работу в Россию, не заявляя об этом официально. В таких условиях им можно рассчитывать только на нелегальное трудоустройство, и только на должности, связанные с тяжелым и низкоквалифицированным трудом.

Тем, кто имеет нужное образование и осознал необходимость получения трудового патента, в конечном итоге становится проще претендовать на занятие остродефицитных должностей в строительстве, медобслуживании, коммунальной сфере и прочих. Не исключен вариант принятия на работу в сфере IT-технологий, популярность которой сейчас продолжает набирать обороты.

Особняком стоят сотрудники из визовых стран и высококвалифицированные специалисты. Отрасли их трудоустройства относятся к особо уникальным и редким, в которые трудно найти профессионалов из числа граждан РФ. Согласование их принятия на работу должно пройти долгий путь через кабинеты миграционных служб и органов занятости.

Немного иначе обстоят дела с теми зарубежными гражданами, которые получили ВНЖ в нашей стране. Список должностей, где может работать иностранный гражданин с видом на жительство, довольно длинный: в нем нет только тех, которые связаны со статусом госслужащих, обороноспособностью и госбезопасностью страны.

Работа в РФ с иностранными водительскими правами

В 2017 году невеселая весть постигла тех иностранцев, которые работали в РФ в сфере перевозок или транспортного сообщения на основании своих национальных водительских прав. С этого года поступить на работу водителем могут только мигранты из стран, где русский язык признан официальным.

Остальным, – тем, кто только въехал в Россию или уже успел трудоустроиться, понадобится срочно переучиваться и получать новые права. Продолжать работать со старыми, пусть и международными водительскими удостоверениями, теперь запрещено законом. Запрет вступил в действие с 1 июня 2017 года.

Труд вахтовиков

Многие иностранные граждане, прибывшие в Россию без своей семьи, предпочитают искать работу вахтовым способом, чтобы в перерывах между напряженными трудовыми буднями иметь возможность возвращаться к семье. Чтобы сэкономить на зарплатных налогах, таким работникам нужно помнить о правилах присвоения и утраты статуса налогового резидента. Ведь имея такой статус, можно снизить ставку удерживаемого НДФЛ с 30 до 13%.

Налоговым резидентом считается тот, кто находился в пределах российских границ дольше 183 дней в году.

Выезды за пределы РФ не обнуляют накопленные дни, а лишь прерывают их отсчет. По возвращении подсчет возобновляется.

Налоговые удержания из зарплаты иностранцев

Тех иностранцев, которые получают доход в России только в виде зарплаты, не должна волновать правильность и полнота удерживаемых из их заработка налогов. Закон обязывает работодателя следить за этим. Вот почему информация о ставках и сроках удержаний будет полезна прежде всего нанимателю.

Как происходит обложение доходов работников, приглашенных из-за границы, рассказано в теме об .

Другой вопрос, если у иностранца есть незарплатные доходы в РФ, движимое или недвижимое имущество. Дополнительные налоговые выплаты появятся и у тех, кто решил стать предпринимателем в нашей стране.

Прекращение трудового договора с мигрантом

На сегодняшний день в ТК РФ содержится норма о том, что трудовой договор с иностранцем должен быть бессрочным, если нет оснований заключить его на определенный период (ст. 59 ТК). Соответственно, и порядок его расторжения также не отличается от того, который применяют для отечественного наемного лица.

Бытовало мнение, что договор подлежал немедленному расторжению по истечении периода действия патента или разрешения. Но трудовое законодательство категорично: если у сотрудника истек срок разрешительного документа, то его можно лишь отстранить от работы. Уволить его будет позволено, только если мигрант не исправил ситуацию в течение двух месяцев.

Тонкости расставания с сотрудником из безвизовой страны описаны в материале об .

Нелегальная трудовая деятельность мигрантов

Соблазн нелегальной работы велик из-за довольно трудоемкой процедуры оформления разрешения на работу или патента, а также ощутимой величины первоначальных затрат. Избавить от иллюзий призвано миграционное, административное, налоговое и даже уголовное законодательство.

Наказать могут не только за незаключение трудового договора, штрафы грозят также:

  • прием на работу без патента;
  • отсутствие у работника полиса ДМС или отсутствие документов для ;
  • работу за пределами указанного в патенте региона или по отличной от вписанной в него профессии;
  • неуведомление компетентных органов о заключении контракта с мигрантом.

Штрафы и наказания

Для того чтобы предполагаемая экономия на налогах и государственных сборах не вдохновляла работодателей и самих иностранцев на нелегальную работу в РФ, узаконена система внушительных штрафов. Финансово особенно сильно пострадает наниматель. Ценник штрафа для него стартует с 400 тысяч, и дополнительно взыскание грозит приостановкой работы компании. Вдобавок к этому накажут и должностных лиц, допустивших нарушение (от 35 до 70 тысяч на каждого).

Не так много заплатит сам трудовой мигрант: финансовая санкция для него варьируется в пределах от 7 до 10 тысяч. Но даже при первом нарушении существует вероятность и запрета на последующий въезд.

Полезная информация для приезжающих в Россию трудовых мигрантов

Основная рекомендация для тех иностранцев, кто намерен поймать трудовую удачу в РФ: предварить свой приезд хотя бы поверхностным изучением миграционного и трудового законодательства России. Это убережет от обмана при первичном оформлении разрешений и патентов. Не секрет, что многие прибегают к услугам платных посредников. В этом случае минимальное знание закона не позволит мигранту согласиться на избыточные услуги за дополнительные деньги.

Не стоит также надеяться на долгую карьеру в качестве нелегального работника, поскольку она может закончиться штрафом и депортацией. Но главное – то, что не поручишь «помощникам» и не скроешь при проверке: это необходимость изучать русский язык и уметь изъясняться на нем. И вот тогда труд иностранных граждан в РФ будет гораздо комфортнее, а перечень предлагаемых им вакансий более разнообразным.

Новый указ о концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 года

Актуальность проблемы неформальной занятости в мире обусловлена масштабностью данного явления и той важной ролью, которую она играет в современной экономике. Согласно докладу ОЭСР в мире в секторе неформальной занятости без правового оформления и социальной защиты работает 1,8 млрд. чел.. Размеры неофициальной деятельности в Западной Европе варьируются в пределах: 10 % от ВВП в Швейцарии и 30 % от ВВП в Греции; в США около 9 % экономической деятельности приходится на неформальный сектор . В Латинской Америке неофициальная рабочая сила составляет значительную долю в общем числе занятых в экономике и колеблется в диапазоне от 25 % в Чили и до 75 % в Парагвае и Боливии . В России по данным Федеральной службы по труду и занятости в 2015 году неформально занятые в разных секторах экономике составили - 15 млн. человек. . Таким образом, неформальная занятость является болевой точкой социально – экономического благосостояния любого государства, поскольку напрямую связана с реальными экономическими убытки, потерями в государственном бюджете страны и обуславливает социальную напряженность в обществе. Население, занятое в «теневой сфере», оказывается в правовом и социальном отношении абсолютно бесправным и не защищенным.

В отношении понятия «неформальная занятость населения» в отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения о том, какие категории трудового населения к ней отнести. Воспользуемся определением Е.Я. Варшавской, в основе ее подхода лежит следующий критерий: «наличие или отсутствие у работника официально оформленных трудовых отношений». Следовательно, к неформально занятым наемным работникам она относит тех, кто работает без официально оформленных контрактов между конкретным работником и работодателем. К этой категории исследователь причисляет также предпринимателей, имеющих государственную регистрацию и вполне легально осуществляющих свою деятельность, но не имеющих регистрацию в качестве юридического лица .

Как правило, процесс формирования неформальной занятости является «наследием» стрессовых, кризисных ситуаций в экономике и искореняется посредствам социально-экономических реформ, проводимых государством.

В решении проблем с неформальной занятостью населения зарубежными учеными в качестве основного метода выделяется комплексный подход, признанный во всех странах, как наиболее эффективный. Он направлен на изменения экономических, социальных, правовых, административных, организационных и даже психологических условий, связанных с вопросами занятости и трудовой деятельностью, а так же с оформлением официальных отношений с государством.

В современной мировой практике в основном определены направления регулирования неформальной занятости населения, при этом методы борьба с неформальной занятостью в Европейских странах разные.

Важным направлением регулирования неформальной занятости населения является правовое регулирование найма, которое призвано стимулировать практику официального оформления занятости работников.

Главным вопросом регулирования трудового законодательства в странах Евросоюза, по мнению Союза промышленных предприятий европейских сообществ (UNICE), остается поиск баланса – с одной стороны, гибкость правовых норм, с другой, социальная защищенность работников. При этом отмечается, что задача обеспечение достаточного количества рабочих мест на «просторах» Европейского союза – приоритетна. Однако ее воплощение возможно только при условии гибкости рынка труда - в таком случае остается открытой проблема социальной безопасности трудящихся.

Например, в трудовом законодательстве Германии особое внимание отводиться охране труда, что не без оснований можно отнести к положительным аспектам повышения доверия к официальному оформлению занятости. Основными составляющими являются: общая, социальная, техническая и медицинская охрана труда.

Во Франции в 2016 имели место акции протеста по поводу изменений в трудовом законодательстве. Дело в том, что министр экономики страны решил придерживаться экономической стратегии, предлагаемой Брюсселем и Берлином. Основным направлением реформ стала следующая идея: при сохранении 35 часовой рабочей недели, с одобрения местных профсоюзов, рабочий день мог быть продлен до 46 часов. Так же предлагалось облегчить процедуру снижения заработной платы и увольнения. В данной стратегии была сделана ставка на то, что компании будут нанимать больше людей, зная, что их будет легче уволить в случае экономического спада.

Особое место в правовом регулировании неформальной сферы занятости отводится профсоюзам. Будучи осведомленными о делах конкретного предприятия, они могут контролировать начисление заработной платы работникам, учитывать случаи сверхурочной работы, а так же неполной занятости, при этом обеспечивать должный уровень их осведомленности и социальной защищенности.

Существует и иной взгляд на роль профсоюзов в регулировании трудовых взаимоотношений. Так, немецкий профессор Вагнер считает, что для повышения занятости населения и стимулирования официального оформления необходимо упразднить привилегию профсоюзов вести переговоры с работодателями и заключать тарифные соглашения. Субъектами социального партнерства он видит советы предпринимателей, союзы работников и безработных. Учитывая опыт Германии, профессор отмечает, что при наличии коллективных договоров должны быть механизмы, позволяющие отклоняться от договора и заключать, в случае необходимости, договора с каждым работникам на полноценных условиях.

В странах Европейского союза, в стратегии борьбы с неформальной занятостью приоритетным является комплексное взаимодействие между различными государственными учреждениями: инспекции по труду, органами социального обеспечения и налоговыми органами. Оперативность и прозрачность работы правовой системы призвана обеспечить тесное взаимодействие с властными структурами по проблемам неформальной занятости, например, информирование их о незаконных увольнениях. На качественно новый уровень была поставлена работа инспекций по труду, прежде всего, работа по осведомленности о наличии официальных рабочих мест, что позволило в странах Европейского союза выявить и перевести в статус законных рабочих мест сферу услуг домохозяйства.

Важным условием регулирования неформальной занятости в странах Евросоюза является совершенствование налоговой системы. Раскрывая особенности налоговой политики государств, профессор Попова Л. В. отмечает, что эта политика напрямую зависит от поставленных государством целей, таких как: разработка или отмена налоговых льгот, дифференциация налоговых ставок, актуализация вопроса форм налогообложения и сфер распространения, изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика.

В ряде европейских стран, например, таких как, Бельгия и Франция, были предприняты меры по снижению налога с заработной платы для лиц имеющих низкооплачиваемую работу. Данная мера напрямую повлияла на повышение интереса граждан к официальной регистрации своей трудовой деятельности. Налоговые льготы коснулись самозанятых в тех сферах, где их сложнее всего отследить – работа по дому, услуги по уходу за детьми, пожилыми гражданами, обслуживающий персонал домохозяйств. Безусловно, эта мера привела к увеличению притока трудовой силы в официальный сектор рынка труда.

Наиболее успешное реформирование налоговой системы в рамках «европейской социальной модели» прошло в Словакии под руководством Микулаша Дзуринда в 1998 году. В стране был упразднен прогрессивный подоходный налог, введен единый налог и определена одна ставка в 19% для физических и юридических лиц. Налоговая система стала простой и прозрачной. К середине 2003 успехи Словакии уже отмечали представители крупного бизнеса - например, американский миллиардер Стив Форбс, заметил: «Словацкая Республика готова к тому, чтобы стать новым Гонконгом или Ирландией» Налоговая реформа в Словакии позволила вывести из тени до 7 % неформально занятого населения.

Характеризуя процесс регулирования неформальной занятости на рынке труда, особо следует отметить значимость его институциональной поддержки. Современные, государственные и общественные институты должны обеспечивать соблюдение законов, просвещать, информировать как работодателей, так и работников; наглядно демонстрировать положительные аспекты формального сектора занятости; обучать стратегиям конкурентной борьбы в условиях рынка; поддерживать предпринимательские инициативы.

Одновременно с этим государственные институты должны инспектировать и выявлять неформальную занятость, применяя прямые санкции к последним. Административные меры, таким образом, должны быть направлены на формирование благоприятной среды на официальном рынке труда.

Благоприятная обстановка в сфере формальной занятости так же может обеспечиваться через формирование активной деловой среды. Прямыми методами ее активизации является упрощение процедуры регистрации, прозрачность деловой практики, отсутствие препятствий к прекращению предпринимательской деятельности. Простая и понятная процедура легализации неформальной занятости в официальную экономическую деятельность это прямой путь вывода из «теневой сферы экономики» активных, трудоспособных граждан.

Стратегически важную мысль в этой связи высказал в своем интервью Болле М. президент направления R&D компании Bosch: «условия для развития инноваций и процветания предпринимательского духа должны создавать крупные компании. Большие мультинациональные корпорации обладают необходимыми ресурсами, что бы обустраивать принципиально новую среду для развития научной мысли» По его мнению, главной причиной отсутствия деловой активности является страх «прогореть». По его мнению 25 % немцев готовы открыть свое дело, тогда как в США желающих почти в два раза больше. Болле М предполагает, что при условии регулирования предпринимательской деятельности не только государством, но и крупными корпорациями, можно успешно стимулировать деловую активность.

Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема -- выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере, пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании - посредничество в поисках работы, а главный метод - самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию - разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства - посредничество в предоставлении рабочего места - осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации - прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран - большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США - не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора - два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы - период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели - обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем - страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда - широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик является важной предпосылкой экономического развития страны, катализатором хода экономических процессов, как на региональном, так и на государственном, а также на международном уровне. В связи с этим развитые страны и международные организации относят проблемы занятости к тем, решение которых влияет на обеспечение социально - экономической стабильности общества. Следовательно, занятость как социально - экономическое явление является предметом государственного регулирования Забута Н. Регулирование занятости населения: теория и зарубежный опыт / Н. Забута / / Экономика. Проблемы экономического становления. - 2009. - № 5. - С. 76 . В разных странах существуют свои отличия в реализации политики занятости населения.

В каждой из стран существует собственная модель регулирования занятости, под которой понимают предпочтение проведения активной или пассивной политики занятости, степень централизации рынка труда и законодательства по вопросам занятости, участие в решении проблемных аспектов профсоюзов, организаций работодателей и т.п. Там же 77 с. В соответствии с этим, развитыми странами используются различные по своей сути и характеру методы регулирования занятости.

В целом в мировом опыте хозяйствования относительно занятости выделяют пять доминирующих моделей: американскую, немецкую, английскую, шведскую и японскую Махсма М. Мировые тенденции трансформации занятости населения в условиях глобализации экономики / М. Махсма / / Украина: аспекты труда. - 2007. - № 4. - С. 10-15. .

Рассматривая американскую модель, заметим, что регулирование занятости представлено системой из трех составляющих: государственные предприятия, связанные с наймом рабочей силы; финансово-кредитная политика, с помощью которой происходит регулирование спроса на рабочую силу, и непосредственное регулирование занятости с помощью штатной системы законодательства. Регулирующими рычагами являются: осуществление широкомасштабных мероприятий по: созданию новых дополнительных рабочих мест; перераспределению трудовых нагрузок, сохранению рабочих мест, в частности национализации предприятий с этой целью Островерхов В. Использование зарубежного опыта для совершенствования концепции занятости Украины в условиях кризиса / В. Островерхов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Rarpsu/ 2009_14/Ostroverkhov.pdf.

В Америке, активно действуют не только государственная служба занятости, но и многочисленные частные специализированные бюро найма, которые располагают всеми необходимыми данные о работниках разного рода профессий, что способствует большей информатизации процесса регулирования занятости.

В Германии государство акцентирует свое внимание преимущественно на мероприятиях по сохранению рабочих мест, предоставляя льготы предприятиям, которые воздерживаются от массовых увольнений работников. Функции трудоустройства в службе занятости осуществляются в соответствии с классификацией профессий, учитывая особенности местных рынков рабочей силы Штанськая А. Зарубежный опыт взаимодействия государственной молодежной политики и политики занятости / А. Штанськая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.Ua/e-journals/DeBu/2008-1/doc/5/08.pdf.

Для английской модели занятости характерна государственная активность в ее стимулировании. Законодательная система в Англии дает возможность местным органам власти самостоятельно поощрять предпринимательскую инициативу.

Основой современной политики занятости в Швеции является не содействие трудоустройству и выплата пособия по безработице, а предупреждение возникновения безработицы. Стоит отметить, что среди развитых стран, служба занятости Швеции - Национальный совет по вопросам рынка труда - отличается высокой контактностью и взаимодействием с рынком рабочей силы.

Шведская модель ориентирована на предприятие и имеет свою специфику, суть которой - ориентация на группы со слабой позицией на рынке труда.

Японская модель регулирования занятости предполагает особую политику использования рабочей силы - систему пожизненного найма. Руководство каждой японской фирмы в высшей степени требовательно и придирчиво относится к отбору, приему, обучению, воспитанию кадров специалистов и руководителей.