Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Разработка методического семинара: « Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности учащихся

Формирование функциональной грамотности на уроке - условие развития компетентностей учащихся.

Критическое мышление - навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации - проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Актуальность формирования критического мышления на уроках биологии в том, что биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.

Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении, что такое критическое мышление.

1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная «надпредметная» технология. Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. ,

Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т. д.

Примеры применения ТКМ в развитии функциональной грамотности учащихся.

Прием «6 W». Благодаря этому приему учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на практический, повседневный уровень. В результате - «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе.

Приём «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. - расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

В 5–8 классах использую визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». В старших классах оставляю саму классификацию, и тогда задание выглядит следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о вегетативном размножении, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам.

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения.
Например, при изучении темы «Вирусы» в 10 классе, работа организую следующим образом:

1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.

2. На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем.

3. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.

«V» - знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
«+» - никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
«-» - противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» - мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

Мне не нравиться, когда дети ставят пометки в книге. Поэтому, предлагаю им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.

4. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:

5. Обсуждаем результаты заполнения таблицы. Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его.

В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».

Перед учителем стоит цель сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках биологии, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, актуальна технология критического мышления. Приёмы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Литература

1. Павлова Елена Геннадьевна. Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа. http://nsportal.ru
2. Дэвид КЛУСТЕР, США. Что такое критическое мышление? Газета «Русский язык» № 29/2002 издательского дома «Первое сентября»
3. Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Сущность технологии критического мышления http://collegy.ucoz.ru
4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.
5. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир -Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
6. Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

ТЕМА: ФОРМИРОВНАИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫПОЛНИЛА: АЛДАБЕРГЕНОВА А.А.

Страшная эта опасность – безделье за партой ; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть труженником, - в сфере мысли.

В.А.Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить (зазубрить), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путем применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Цель среднего образования: заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы проекта «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики ».

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические средства формирования функциональной грамотности учащихся.

Цель исследования состоит в решении данной проблемы.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Думаю по этой причине в нашей стране начали обучать педагогов по кембриджской технологии. Как учитель, прошедший курсы повышения квалификации третьего уровня, могу сказать, что не все, чему нас обучали является новым. Все новое – это хорошо изученное старое. Но оно является более систематизированным.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут (Аристипп). Все новое обучение начинается с того, что человек уже знает, и от вывода, который он из этого сделает. Пользуясь руководством для учителя я могу сказать, что Программа курсов повышения квалификации педагогических работников основана на обучении тому, как обучаться. В следствии чего формируются самомотивированные, увлеченные, уверенные в себе и независимые личности, способные критически мыслить. Общаясь друг с другом, учащиеся приучаются к тому, чтобы не бояться высказать свое мнение, и сделать что-либо не так. Задачей учителя встает вопрос: Как помочь ученику? Любой учитель должен попытаться помочь ребенку понять, что есть не только факты, но и взаимосвязь между ними. Нам необходимо задуматься над тем, что дети уже знают, и тем, что они должны узнать, а затем продумать то, как они будут использовать полученные знания на практике.

Как говорил Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Для своей работы в дальнейшем я выбрала модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», потому как думаю, что новые подходы в преподавании помогут улучшить мою педагогическую деятельность. Чем мне понравился этот модуль? Тем, что он рассматривается во всех остальных модулях. Здесь большое внимание уделяется групповой деятельности учащихся, где они могут обучаться тому, как учиться, привыкают критически относиться к своим действиям, приучаются оценивать свои действия, помогают сверстникам. В следствии чего формируется независимая, но в то же время способная обучаться личность. Я думаю, что эти навыки помогут им в дальнейшем обучении. В числе задействованных педагогических механизмов я применила систематическое развитие мышления, и отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания.

Во время обучения у меня была возможность изучить все модули и обдумать то, как я буду применять их на практике. Как известно на лекциях у ученика не остается информации, 10 % он запоминает при чтении, 20 % при аудио-визуальном контакте, 30 % при демонстрации, 5 0 % он запоминает при обсуждении, 75 % при использовании полученных знаний на практике и 90 % при передаче знаний. Поэтому очень важно приучать учащихся к обучению тому, как учиться , обучаться через диалог, для того чтобы был обмен информацией.

Для установления имеющихся знаний использовала диагностику, помогающие ученикам связать обучение с имеющимися знаниями. Для этого выявила исходные знания для усвоения нового материала учащимися.

«Мет а познание» - движущая сила «обучения обучению», то есть не только обучение но, и обучение обучению. Люди способны не только мыслить, но и размышлять о мышлении. Поэтому «обучение обучению» рассматривается как процесс обдумывания самостоятельного обучения, способность мыслить и учиться, оценивать и применять полученные знания при дальнейшем обучении. Задача учителя сконцентрировать внимание не на собственном преподавании, а обратить внимание на то, как дети обучаются.

В этом случае особое место занимает, так называемое, п от о к о в ое сос т о яние, н а п о минающее с о с т о яние п о лно г о е динения с деятельн о стью и си ту ацией. П от ок пр е дс т а в ляет собой с о с т о яние, при к от ор о м , м о ти в ация и с о е диня ю т ся, вызы в ая н е ч т о вр о де пр о ду к тивной или . (Поток. М.Чиксентмихайи)

Учителю необходимо учитывать психологический настрой класса, приучать детей к обучению. Необходимо создать образовательную среду, где учащиеся будут не просто слушателями, а уже начнут принимать участие в обучении. Уч еники должны научиться прислушиваться к мнению окружающих, уважать идею других, обсуждать, ставить под сомнение полученную информацию и рассуждать каждую мысль, приучаться вести беседы. Неотъемлемой частью обучения является беседа, умение вести беседу. Поэтому используется коллективная работа, где обучающиеся сидят в группах и им не нужно оборачиваться чтобы обсудить какую-нибудь идею.

Очень важно правильно подобрать отправную точку. Как известно новый материал обязательно как то связан с ранее изученными и ученики имеют о нем представление. Учителю необходимо продумать задания по которым он установит связь между тем, что учащиеся уже знают, и тем что они должны узнать на определенном этапе данного урока. Задания должны отличаться друг от друга с целью удержания внимания учащихся. Так как если ученики будут просто слушать или выполнять однотипные задания, то вследствии он будет просто пропускать информацию через себя и не сможет запомнить необходимые знания. Поэтому учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называют «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. (Руководство для учителя, стр. 140). Если учителю удастся приучить детей к самомотивации, то в результате он получит любознательность и стремление учащихся к получению знаний и обучению.

На первом уроке который я провела по теме «Четырехугольники», учащиеся создавали постеры по свойствам четырехугольников, с целью помочь детям вспомнить полученные ранее знания. Я хотела, чтобы сильные ученики помогли слабым узнать нечто большее, пыталась помочь ученикам, стимулируя рефлексию и обдымывание, в обобщении полученных знаний. Представляя ученикам возможность взаимообучаться и обсуждая свои знания в образовательной среде дети должны были постепенно приучаться к проведению беседы, к умению выслушать своих товарищей, выбирать из полученных выводов достоверную информацию, что помогло бы им критически мыслыть, в итоге чего смогли бы оценить свою работу. На этом уроке преобладала беседа-дебаты. Почему так получилось? Я думаю учащиеся не совсем понимали, чего от них ждут. Раньше если детей делили на несколько групп, они должны были соревноваться. Атмосфера в классе была конкурентная, учащиеся желали отличиться и показать, что они знают больше других. Было сложно создать атмосферу, ориентированную на сотрудничество. В вопросах и ответах учащихся преобладал командный тон. При защите постеров группы старались указать на недостатки противоположных групп. Но была и польза на этом уроке. Почему? Даже слабые учащиеся, такие как Казакова А., Ахметов М., Саттари И., не желали принимать навязанные им идеи, они тоже старались показать что они тоже на что-то способны. Причиной таких больших споров стало не продуманное распределение мной групп. При делении я использовала карточки и раздавала их без учитывания слабых и сильных учеников. В итоге, сформированные группы оказались не равными. В первой группе преобладали сильные ученики, во второй средние, в третьей же группе оказались одни слабые ученики. В начале я немного переживала, справятся ли они с заданиями. Но меня удивил исход. Учащиеся третьей группы сразу поняли, что группа у них слабая и каждый старался вытянуть свою команду. В этой группе преобладала кумулятивная беседа. Учащиеся этой группы знали очень мало, поэтому они с радостью принимали каждую идею. Первая группа увидев, что у них собрались сильные учащиеся расслабилась, в итоге с заданием не справилась. Поначалу здесь каждый учащийся старался выложить работу на другого ученика, затем, когда поняли что так ничего и не получится, начали бурно обсуждать. В этой группе преобладала беседа-дебаты. С заданием справились последними, но к самой идее так и не подошли. В этой группе каждый хотел взять на себя роль лидера и просто управлять остальными, но так как здесь собрались только сильные учащиеся, не каждый хотел подчиниться воле другого. А вторая команда единственная справилась с заданием, я думаю, потому что здесь проходила исследовательская беседа. Они пользовались интернетом через телефон, учебниками и справочниками, каждый высказывал свои знания. В ходе исследования лишь в их постере можно было увидеть свойства всех четырехугольников собранных в одной схеме с определенной последовательностью созданной ими же. Первая группа уделила большое внимание на видах четырехугольников, и представили мир без них. Третья команда представила все виды четырехугольников и некоторых их свойств. Но здесь не было последовательности и связи между фигурами.

Важным аспектом преподавания является научить учащихся критически мыслить и давать оценку своей работе. Я использовала формативное оценивание – оценивание для обучения в равной степени как и суммативное оценивание, то есть оценивание обучения. С этой целью более основательно ставила новодящие вопросы, а также озвучивала решения проблем, анализируя идеи учеников. Если я раньше на уроках задавала такие вопросы, как «Что такое ромб? Какая фигура называется параллелограммом?», то после прохождения курсов старалась использовать такие вопросы: «Какой четырехугольник можно назвать параллелограммом? Как изменится параллелограмм, если каждый его угол будет равен 90◦? Что нужно сделать чтобы из параллеограмма получить ромб? В чем отличие и в чем сходство прямоугольника и квадрата?» В этом случае каждый учащийся не повторял заученные определения, а старался вспомнить, затем правильно сформулировать и приподнести свой ответ. И если ответ одного ученика был недостаточно полным, другие пытались дополнять. В следствии на один вопрос могли ответить несколько учащихся и могли сравнить ответы. То есть задача учителя задать один вопрос, а дальше учашиеся отвечают по очереди и у них возникают другие вопросы на которые они хотят знать ответы. В следствии чего происходит диалогическая беседа в классе.

Ко второму уроку дети начали понимать, что от них требуется. Урок начала с составления пазла, из разрезанных треугольников необходимо было составить фигуру (первой команде красный - ромб, второй команде зеленый – параллелограмм, третьей команде синий – прямоугольник). Для чего я это сделала? Я хотела чтобы они привыкали слушать друг друга и пришли к выводу. Учащиеся поняли что из любых кусочков треугольников можно составить четырехугольник. Тема урока «Треугольники». Учащиеся сразу догадались, что разделив любой четырехугольник на две части можно получить треугольники. Но а если это несколько треугольников? У детей появилась самомотивация, они хотели узнать что получится если они соберут все треугольники. На этом уроке я старалась распределить равномерные группы, вследствии чего учащиеся стали прислушиваться к мнению других. Они осознали свои предыдущие ошибки. Учащиеся старались научить более слабых тому, что они сами знают. При выполнении задания давали возможность ответить замкнутым учащимся. Федорова Н. всегда была очень замкнутой, не хотела устно отвечать, решала только у себя в тетради и не хотела чтобы ее работу проверяли. При использовании новых подходов она раскрылась и уже могла отстоять мнение группы перед классом. Как Наташа отметила, ей помогла дружеская отмосфера с классе. Саттари И. стал более спокойным и начал задавать вопросы по теме и слушать мнение других. У него начало вырабатываться чувство ответстенности, он начал уважать мнение и труд одноклассников.

На последнем уроке «Площади плоских фигур» использовала парные работы и работы в малых группах из трех человек. Тесты тренажеры помогли многое узнать. На каждый вопрос при ответе на него ребенок знал правильно ли он ответил. И можно было легко оценить себя и одноклассников.

Результаты и последующие изменения в моей практике :

В заключении необходимо отметить: я постаралась в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития, осмысления, взаимообучения учащихся в процессе метапознания. Обучаемым была предоставлена возможность выбора аргументированного объяснения сделанной ими работы, путем оценивания. Им понравилось работать в группе, они могли обсудить то, что они знали, то что они считают возможным. Учащиеся перестали бояться неправильных ответов, не боялись эксперементировать и приучались делать выводы. Слабые учащиеся старались работать плодотворненее, пытались больше отвечать на устные вопросы, так как решать задачи им было немного сложно. Тихие ученики раскрылись. Постепенно от урока к уроку они учились высказывать свои мысли, не боялись своих идей. Сильные ученики нашли применение своих знаний, они не мешали слабым, а наоборот, привыкли направлять в правильное русло свои навыки. Но были и проблемы. Сахруддин всегда был самодовольным и эгоистичным. На протяжении нескольких уроков он пытался отделиться от группы. Первым выполнив задание он не хотел помогать другим. По его мнению каждый должен сам добывать знания без чьей-либо помощи. Только к последнему уроку он начал понимать, что не каждый сможет без помощи со стороны получить знания, что некоторым просто необходима поддержка.

Также в ходе преподавания и обучения поставила цель осмыслить мнения учеников, определить проблемы и возможности системы поощрений и наказаний. В общении с учениками важное значение имело соблюдение беспристрасности, то есть все ученики должны были быть услышанными. В результате общения с учениками мы достигли положительного развития самоуважения у детей, формированию положительного отношения к старшим и учителям. Желание самостоятельно работать и развиваться является важным аспектом когнитивного процесса. Я постаралась достигнуть в детском сознании вселить уверенность в познании себя в качестве ученика, включая осознание сильных и слабых сторон, а также способность устанавливать цели и задачи.

В дальнейшем, внедряя новые подходы в преподавании, я с их помощью постараюсь, чтобы каждый ученик приходя ко мне на урок знал, что он сможет получить новые знания. Я бы хотела чтобы ученики вносили в обучение существенный и значимый вклад. Еще более двух тысяч лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Я постараюсь, чтобы каждый ученик почувствовал себя солнцем и знал, что его мнение имеет большое значение.

Л итература:

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы/ Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010 года

2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 283 с.

3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» от 25 июня 2012 года № 832

4. Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.
5. Результаты международного исследования оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ Казахстана. Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 237 с.

7. Руководство для учителя третий базовый уровень

8. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М.: «Просвещение», 1991г.

Воронова Оксана Викторовна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 33 имени Абая» акимата г. Усть-Каменогорск

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

К.Д. Ушинский говорил:

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

Работая над темой «Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках в начальной школе» приходилось задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал. Этот вопрос волнует не только нас, но и всех учителей начальных классов. Абсолютного и окончательного ответа на этот вопрос мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.

Школьное образование республики находится на этапе нового старта.
Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее

сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико – ориентированные задания и др.).

В ГПРОН обозначено, что необходимо улучшить результаты казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности, а также уровня понимания текстов различного типа у 15-летних

учащихся), ТIMSS (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов) и PIRLS (изучение качества чтения и понимания текста).

В связи с этим казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях.

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Виды функциональной грамотности, которые оцениваются в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся: грамотность чтения (казахский и русский языки), математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география).

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
С целью формирования функционального чтения используем следующие виды и приемы чтения:

Ознакомительное: чтение по абзацам, выделение значимой информации, расстановка условных знаков;

Изучающее: выделение смысловых частей, поиск ключевых слов, выявление деталей, подтекстовой информации, сопоставление вопросов, составление плана;

Рефлексивное: возврат к заглавию, иллюстрации, обобщающая беседа, сведения об авторе, творческие задания.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

Формулировать эти проблемы на языке математики;

Решать проблемы, используя математические факты и методы;

Анализировать использованные методы решения;

Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

Формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Из вышеуказанного следует, что современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.
Таким образом, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан. При этом доминирующее значение имеют общеучебные знания и умения (информационные, интеллектуальные, организационные, коммуникативные), которые определяют содержательно-деятельностную и потребностно-мотивационную составляющие функциональной грамотности.
Ведь не зря в послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

№1» г. Кокшетау

Формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня

функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат.-направление) –степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода, касающиеся его и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает ; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность.

В Послании Президента Республики азарбаева, народу Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной

адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Национальный план действий на 2012-2016 годы, утвержденный

Постановлением Правительства Республики Казахстан 25 года, по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации . Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества и направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки

формируются в условиях школы

В современном мире содержание понятия «грамотность» приобрело новое звучание. Сегодня это понятие включает в себя разные виды грамотности: компьютерную грамотность, политическую, экономическую и коммуникативную т. д. Функциональная грамотность выступает как «способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью».

Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.

Умениями современного школьника в области изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, справочниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на уроке условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.

Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова в активном диалоге, поддерживать беседу. Очень часто мы с учащимися поем, что, по моему мнению, способствует развитию речи и обогащению лексики новыми выразительными словами. Исследователями доказано, что песня в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому я активно использую на уроке разнообразные песни.

Это эффективная форма , которая не только активизирует внимание учеников, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминания.

Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой носителем культурологической информации.

Песенный материал может быть применен на различных этапах урока.

В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

1. для зарядки на начальном этапе урока;

2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического материала;

3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

4. как своего рода релаксация, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Драматизация, инсценировка – средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует интеграция основного и . Ребёнок может попробовать себя в разных ролях. Дети обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, пластике, развивают музыкальный слух, укрепляют голос и, разумеется, совершенствуют знание английского языка. Этим мы достигаем личностных результатов при изучении иностранного языка: стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.

Предлагаю своим ученикам поработать в тройках, парах, даю время на подготовку к ответам на вопросы, представление сценки, диалога. Часто на моих уроках звучат стихи на английском языке.

Учащиеся на уроках английского языка ребята успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления. Прием «Кластеры» применяю для организации словарной работы. Работа по созданию «Кластера» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде грозди понятий. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Метод проектов при обучении английскому языку, считается не простым, но эффективным. Проектный метод позволяет учащимся применить полученные знания на практике. Проектный метод предполагает индивидуально или в малых группах. Входе защиты проектов ведется широкое обсуждение на английском языке. Научное исследование это самый высокий уровень познавательной активности учащихся, где демонстрируются знания иноязычной культуры, психологической природы человека и его взаимосвязи с окружающим миром. Это высокая степень ответственности и самодостаточности ученика, выраженная в готовности самостоятельно определить сферу своего поиска как результата осмысления и обоснованности мотива сознательного выбора будущей профессии. При этом ярко выражена способность к взаимодействию, толерантность и компетентность. Именно компетентность! Не только знаю, умею и могу, а хочу как способ самореализации, а также психологическая готовность к выполнению этой миссии.

Эти и другие приемы способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Достичь формирования функциональной грамотности можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Список литературы:

Послание Президента Республики азарбаева, народу

Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»

Методическое пособие Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла, Астана,2013г. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- Москва, 1991 г. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе.2000г. №2,3