Где учатся дети с шизофренией. Детская патопсихология - Шизофрения, аутизм - Шизофрения

Шизофрения – процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении – наследственное предрасположение. неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например, эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблагоприятном хроническом течении заболевания может наступить , требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 г., в 2-2,5 – знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 – проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер – ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии – однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т.к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипий. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность – предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77-79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов – вымышленных слов. Характерны персервации – повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью – в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия – бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается , интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится, как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20-29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влияниями лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения – непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств – ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2-3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение – бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т.п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и составляет 6-10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу – философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается – подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны , бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.

Болезни психики всегда тяжело поддавались лечению и являлись загадкой даже для ученых. Несмотря на множество достижений медицины, эти патологии до сих пор относят к сложным недугам, которые невозможно полностью исследовать. Признаки психического заболевания могут возникнуть в любом возрасте. Зачастую, они диагностируются среди детей, подростков и молодых людей. Одним из самым распространённых недугов, встречаемых в психиатрической практике, считается шизофрения.

К сожалению, несмотря на длительное изучение этой патологии, она до сих пор не поддаётся объяснению. Не редко встречается детская форма шизофрении. Чтобы контролировать заболевание хотя бы частично, важно вовремя его диагностировать и наблюдаться у психиатра в течение всей жизни.

описание патологии

Детская шизофрения считается часто встречающейся психической патологией. В среднем, она поражает около 1% маленьких пациентов. Такой высокий показатель заболеваемости связан с тем, что диагностировать недуг до развития клинической картины является невозможным. Также, нельзя предположить возникновение шизофрении в период внутриутробного развития, особенно - при отсутствии отягощенного анамнеза по данной патологии. Некоторое время назад данный диагноз ставился практически при любом психическом расстройстве, имеющемся у ребенка. В настоящее время существуют четкие критерии, которые характеризуют это заболевание. Детская шизофрения относится к тяжелым психическим патологиям, характеризуется хроническим и прогрессирующим течением. Распространёнными симптомами заболевания считаются: расстройство поведения и мышления, изменения со стороны эмоционального фона, галлюцинаторный синдром, кататония, бредовые идеи и т. д. Признаки детской шизофрении могут быть различными. В первую очередь это зависит от формы патологии.

Причины развития шизофрении у детей

Было проведено множество исследовательских работ, целью которых было выяснить: почему возникает шизофрения. Детский тип заболевания не сильно отличается от взрослых форм недуга. Однако он имеет более неблагоприятный прогноз в связи с ранним развитием. Несмотря на труды учёных, выявить точную причину появления болезни не удалось. Тем не менее, психиатры указывают на ряд факторов, которые повышают риск развития шизофрении у детей. К ним относятся:

  1. Отягощенная наследственность по данному недугу. В большинстве случаев в роду больных имелись люди, которые страдали от шизофрении. Риск возникновения патологии повышается не только при наличии заболевания у родителей, но и среди других членов семьи. Выявлено, что существует специальный ген, ответственный за развитие шизофрении.
  2. Неблагоприятные воздействия на эмбрион в период закладки органов. К повреждающим факторам следует отнести лекарственные препараты, наркотические средства, алкоголь, ионизирующее излучение, химические вещества. Особо опасны эти воздействия в первый триместр беременности. Ведь в этот момент происходит закладка нервной системы.
  3. Поздняя беременность. Зачатие ребенка в возрасте от 35 лет повышает риск развития психических патологий у плода.
  4. Хронические инфекционные заболевания у беременной женщины.
  5. Пребывание в стрессовых условиях. Стоит помнить, что нервное перенапряжение во время ношения ребенка сказывается не только на состоянии беременной, но и пагубно влияет на плод.

Несмотря на то, что точную причину установить невозможно, стоит предпринять меры по устранению всех факторов риска.

Патогенез детской шизофрении

Учитывая то, что этиологический фактор с точностью не установлен, механизм развития шизофрении тоже неизвестен. Имеются гипотезы, согласно которым можно частично объяснить патогенез этого психического расстройства. Шизофрения в детском возрасте имеется следующие механизмы развития:

  1. Гипоксия клеток головного мозга в период созревания нервной ткани. При этом подразумевается локальная кислородная недостаточность. Во время проведения диагностических процедур у больных шизофренией было выявлено, что гипоксии подверглись корковые отделы правого полушария головного мозга, таламус, височные извилины и префронтальная область.
  2. Генетические изменения. Большинство ученых считают, что в патогенезе детской шизофрении играют роль мутации, выявленные в коротком плече 6 хромосомы. Помимо этого имеется информация и о других нарушениях генетического кода у больных. Однако данные не подтверждены масштабными исследованиями.
  3. Изменение активности нейромедиаторов. В большей степени это касается дофамина. Считается, что передача импульсов под воздействием этого вещества у больных шизофренией ускорена. Кроме того, выявлены и другие изменения. К примеру, снижение активности глутаматных рецепторов, вызванное с помощью медикаментов (препарат «Кетамин»), вызывает развитие признаков шизофрении у здоровых людей.

Считается, что патогенез заболевания основан на сочетании нескольких факторов. Однако установить прямую связь между повреждением нейронов, изменением медиаторной активности и генетической теорией пока не удалось.

Формы шизофрении у детей

Детская шизофрения, как и взрослая, может протекать в различных формах. Тип патологии устанавливается на основании клинических проявлений болезни. Зачастую, у детей развиваются следующие формы заболевания:

  1. Этот клинический вариант считается наиболее неблагоприятным. Основное его проявление - гебефренический синдром. Он характеризуется бессмысленным возбуждением, кривлянием, негативизмом и нелепыми вспышками веселья. Дети, страдающие от этой формы шизофрении, не поддаются воспитанию и обучению. Первые признаки патологии появляются в 10-14 лет.
  2. Простая шизофрения. Это форма может развиться в любом возрасте. В некоторых случаях первые проявления отмечаются в школьные годы. При этом устанавливается шизофрения". Подобный вариант патологии отличается отсутствием продуктивной симптоматики (галлюцинации, бред). Характерные проявления заболевания - это апатико-абулический синдром и расторможенность рефлексов (гиперсексуальность, булимия).
  3. Кататоническая шизофрения. Данная форма болезни считается злокачественной. Встречается у 1-3% пациентов. К особенностям этого варианта шизофрении относятся: мутизм, негативизм, растормаживание примитивных рефлексов, копирование поведения (эхопраксия). Характерными признаками считаются: неестественность позы больного, повышение мышечного тонуса, кататоническое возбуждение и ступор.

Ещё одной формой патологии является параноидальная шизофрения. Она характеризуется развитием бреда преследования, сверхценных идей, психическим автоматизмом (синдром Кандинского-Клерамбо). Зачастую подобные проявления недуга возникают у взрослых (25-40 лет). Однако развитие этой формы патологии у детей не исключено.

Детская и признаки болезни

Клинические проявления болезни могут возникнуть, как в раннем возрасте, так и у подростков. Считается, что до 5 лет патологию выявить практически невозможно. Однако и в последующие годы нельзя сразу поставить диагноз: "детская шизофрения". Симптомы заболевания должны отслеживаться в течение длительного времени. Только после этого при наличии нескольких признаков патологии устанавливается диагноз: "шизофрения" с указанием её формы. К симптомам болезни относят:

  1. Апатико-абулический синдром. Он выражается в угасании интереса к привычной деятельности (школе, любимым занятиям, играм), лени, равнодушии к мнению родителей.
  2. Помимо прогрессирующей замкнутости, ребёнок может говорить наедине с собой, выполнять какие-то действия, которые подразумевают наличие компании (играть с воображаемым другом, ругаться, веселиться и т. д.).
  3. Гебефренический синдром.
  4. Кататония. При этой форме болезни наблюдаются такие специфические проявления, как утробная поза, «симптом воздушной подушки» - при вытаскивании валика из-под области шеи и головы, положение пациента не изменяется. То есть, он остаётся в той же позе.

К признакам ранней шизофрении могут относиться: немотивированный плач ребенка, вскрикивание, изменение настроения, нежелание общаться и т. д.

Особенности патологии у подростков

Признаки детской шизофрении в подростковом возрасте несколько отличаются. Помимо перечисленных симптомов, у больных наблюдается растормаживание простых рефлексов (усиление аппетита, сексуальная озабоченность), могут появляться бредовые идеи, псевдогаллюцинации. Подростки часто становятся неуправляемы, отказываются от общения с родителями, совершают асоциальные поступки. Больные перестают посещать школу, выражают полное равнодушие к происходящим событиям, отмечается расстройство мышления.

Как проявляется аутизм при детской шизофрении?

Ранее аутизм считался одним из критериев шизофрении в детском возрасте. В настоящее время это расстройство выделено как отдельное заболевание. Аутизмом называется нарушение у ребёнка способности к социальному взаимодействию. Помимо того, патология характеризуется обеднением или отсутствием эмоционального фона и речевых реакций, обращенных к окружающим. Детская шизофрения часто сопровождается признаками аутизма. Однако он является не единственным проявлением патологии и отличается слабой выраженностью.

Диагностика шизофрении у детей

Поставить диагноз "шизофрения" не всегда легко, так как это заболевание может сочетать в себе множество признаков, характерных для других психических расстройств. Учитывается волнообразное течение патологии (смена обострений и ремиссий). Диагноз ставится на основании клинической картины и специальных психологических тестов. При этом важно исключить вредные воздействия на организм ребенка (токсические яды, наркотики).

Как лечить детскую шизофрению?

Лечение детской шизофрении направлено на увеличение продолжительности ремиссий, купирование выраженных психических синдромов. Применяются лекарственные препараты из группы нейролептиков (медикаменты «Эглонил», «Тиоридазин») и ноотропов. Всем больным показана психотерапия, а также профилактическая госпитализация и наблюдение минимум 2 раза в год. Что купировать галлюцинаторный синдром назначают препараты «Галоперидол» и «Трифтазин».

Прогноз при шизофрении у детей

Благоприятный прогноз может быть при простой форме шизофрении. Симптомы становятся малозаметны, частота обострений сокращается. Однако полное излечение наступает редко. При кататонической и гебефренической форме прогноз неблагоприятный. Дети, страдающие от этих вариантов патологии, нуждаются в постоянном уходе, им присваивается 1 группа инвалидности.

больным шизофренией

Общаться с ребенком, страдающим шизофренией, довольно сложно, особенно в период обострения патологии. Несмотря на желание помочь, стоит помнить, что можно спровоцировать неадекватное поведение, агрессию, или напротив - еще большую замкнутость. Поэтому желательно не упрекать ребенка, а также не указывать ему на то, что он болен. Обращаться с такими детьми следует так же, как со здоровыми людьми, чтобы они не чувствовали отчужденности. Во время обострения рекомендуется госпитализировать ребенка в стационар.

Профилактика шизофрении у детей

Предупредить детскую шизофрению невозможно, однако стоит сделать всё, чтобы ребенок родился здоровым. Для этого нужно избегать стрессовых ситуаций и неблагоприятных воздействий окружающей среды. При наличии патологии у родственников необходимо обследоваться у психолога и генетика обоим супругам перед зачатием ребенка.

По мнению Г.Е. Сухаревой следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста, а также выделять остротекущие и вялотекущие формы болезни, имеющие начало в детском возрасте.

При шизофрении особое значение имеют личностные нарушения. Одним из первых признаков начала психического заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др.

Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей, это проявляется в возникновении «страшных мыслей» о будущем, в мрачном и отрешепнном настроении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся.

Больной ребенок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от окружающего мира.

Кроме перечисленных выше симптомов, при шизофрении страдают все психические процессы, нарушения восприятия больных характеризуются затрудненность перцепции целостного образа, воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне, у детей наблюдюаютсмя большие затруднения при выделении наиболее значимых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком по-своему. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картин.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка, это ведет к полной потере объективности восприятии сюжета. Напротив, вяло текущий процесс характеризуется достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картине.

Как установила Кононова М.П. (1963), у больных шизофренией детей довольно часто встречаются феномены патологического фантазиро­вания. В этих случаях ребенок полностью поглощен своей патологической продукцией и все больше теряет связь с реальным миром.

Для детей больных шизофренией возможны и гиперстения, особая оппозиционность окружающему, эгоим, нелепое упрямство, карикатурное самоутверждение, вычурность, особенно характерные для начала патологического процесса в подростковом возрасте.

Маленькие дети отличаются от сверстников некоторой апатичностью, пассивностью, своего рода разочарованностью. В школьные годы они часто, несмотря на достаточные способности, плохо учатся. Волевые расстройства, порождаемые болезнью, родители и педагоги расценивают как проявление лени. Присутствуют такие симптомы, как чувство неполноценности, апатия, социальное «отстранение» (бесцельно бродят по дому, уединя­ются), сдержанность, «идеалистичность», постоянная бессодержательная тревога и пред­расположенность к более выраженным тревожным реакциям (вплоть до «панических атак»). Есть данные, что мальчики в таких случаях более перевозбуждены, агрессивны и негативистичны, в то время как девочки пугливы и аутистичны. Могут наблюдаться немотивированные, нелепые поступки импульсивного типа (застывание в одной и той же, иногда причудливой позе, неожиданные выкрики и т. п.). Отмечаются монотонность, однообразие и стереотипность игры (в зрелые годы стереотипизируется жизненный уклад), неуклюжесть и замешательство в движениях (ребенок натыкается на предметы, роняет вещи).


Среди других грубых вариантов волевых расстройств встречаются спутанность, кататоническое возбуждение, дурашливость, манерность, выраженная абулия (отсутствие любых волевых или поведенческих побуждений, даже связанных с инстинктивным поведением и самообслуживанием) и ступор.

Степень критичности отношения к своему заболеванию у больных шизофренией бывает разной, а степень выраженности волевых рас­стройств коррелирует с прогредиентностью (от лат. progredior - идти вперед - неуклон­ным или приступообразным развитием) заболевания и с тяжестью дефекта личности.

Исследование психических особенностей больных шизофренией можно производить с помощью методик, требующих вчувствоваться в переживание других лиц;

· картинки с эмоционально насыщенным сюжетами;

· юмористические рисунки;

· произвести классификацию, исключение или сравнение неоднородных понятий;

· интерпретировать пятна Роршаха (чрезмерная обобщенность, использование «нестандартных», «слабых» или неадекватных, абсурдных признаков);

· незаконченные предложения – оценивание изменение личностных отношений;

· пиктограммы, ассоциативный эксперимент, позволяющие обнаружить бессодержательность или символизм в ассоциативных процессах;

· интерпретация понятий, толкование пословиц (провоцирующих резонерство, разноплановость мышления).

10% из больных шизофренией заболевают ею в детском возрасте.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста

Начинается у 69% детей до 3 лет, у 26% в 3-5 лет, у 5% между 5 и 8 годами. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек,- 2,9:1. Наследственная отягощенность у детей, заболевших в этом возрасте, выше, чем в целом у всех больных шизофренией. У 26,1% детей - отягощенность шизоидной психопатией, у 11,5% - шизофренией, у 2,1% - другими психозами, у 1,8% - алкоголизмом. Доболезненное состояние детей неблагополучно у 62% из-за патологии беременности, у 44% из-за родовых травм.

Злокачественно текущая форма

Примерно у 25-32,3% детей этого возраста, заболевших шизофренией, наблюдается эта форма течения. Она обычно начинается в 1,5-2 года с угасания психической активности, побуждений, приостановки психического развития. Уже за несколько месяцев до этого можно заметить уменьшение интереса к играм, пассивную реакцию на ласку родителей, недостаточное стремление к общению. Раннее психомоторное развитие может быть своевременным. Заболевание проявляется прекращением использования известных слов, произнесением своеобразных фраз. Исчезают эмоциональные привязанности, что, в частности, проявляется отсутствием положительного реагирования на приход и уход матери. Нарастающая пассивность приводит к исчезновению желания играть с детьми, развлекать себя игрушками. Сначала появляются однообразные игры, затем они сменяются стереотипиями: непрекращающимся размахиванием, верчением, постукиванием. При этом преимущественно используются неигровые предметы: веревочки, палочки, бумажки, железки и т. д.

Нередко болезненно реагируют на такие события, как помещение в детское учреждение, передача на воспитание другим родным. В период возрастного криза 2,5-3 лет злокачественность течения становится явственнее. В это время контакт нарушается резко, ребенок не отвечает на вопросы, совсем не реагирует на разлуку, еще больше обедняются игры. Появляются страхи, нарушения зрительного восприятия.

У одних детей возникают преимущественно кататонические расстройства. В этом случае ребенок отказывается от речи, появляются эхолалии, вербигирации, двигательная заторможенность, кратковременные застывания, манерное поведение, вычурные движения, импульсивность, стреотипии (бег по кругу), неадекватный смех. Все же двигательное возбуждение преобладает. Ребенок всегда в стороне от людей. Его внимание привлечь не удается или же только на само,е короткое время. Ребенок не научается проситься на горшок, его приходится кормить с рук, не развиваются навыки самообслуживания. Если речь еще сохраняется, то она не служит для общения.

У других детей (значительно реже) развиваются преимущественно гебефренные симптомы. Сначала преобладает пассивность, затем появляются неадекватные поступки. Возникают двигательное беспокойство, эйфория, дурашливость, необычные позы, манерность, импульсивность (неожиданные ужимки, прыжки, агрессия). Речь становится разорванной.

При обоих вариантах через 2-3 года может наступить некоторое улучшение. Уменьшается выраженность кататонических и гебефренных симптомов, улучшается сон, исчезают страхи, возбуждение. При втором возрастном кризе (7-8 лет) обычно возникает обострение заболевания. Констатируется отставание психического развития сложной структуры. На этом фоне некоторые дети овладевают элементарными навыками самообслуживания, усваивают правила несложных игр.

Непрерывно-прогредиентная форма

Начинается не ранее 59-летнего возраста постепенно с эмоциональных расстройств, аутизации. Вначале преобладают подозрительность, недоверчивость, бредовая настроенность без законченного словесного оформления. «Ни с кем дружить нельзя, возьмут игрушки, книжки». Может быть бредовая настроенность в отношении родителей. Усиливается враждебность. В сферу враждебного отношения вовлекаются все новые и новые лица. Появляются отдельные слуховые галлюцинации, элементы психического автоматизма.

При другом варианте преобладают галлюцинации, образное фантазирование. Постепенно фантазии начинают возникать непроизвольно, присоединяются зрительные псевдогаллюцинации, сновидные переживания, отрывочные идеи воздействия, деперсонализация. Формируется синдром психического автоматизма чувственно-образного характера.

Вялая форма

Начинается во время 3-4-летнего кризиса, встречается у 11,7-50% детей, заболевающих шизофренией, провоцируется инфекционными заболеваниями или психогенными факторами (разлука с родителями, смена обстановки). Развитие процесса медленное, постепенно меняется личность. Снижается потребность в контакте, общительность становится избирательной, утрачивается эмоциональная живость, но еще может оставаться чрезмерная сенситивность. Отмечается диссоциация в психическом развитии. Ускоряется формирование интеллекта, склонность к отвлеченным интересам, однако продуктивность не высока, снижены познавательные интересы. При этом задерживается моторное развитие, овладение навыками самообслуживания, появляется скованность, неловкость. Обычно у этих ребят слабый инстинкт самосохранения, плохой аппетит. Происходит аутизация - ребенок одинок, вне группы сверстников, никак не играет. Эмоциональный контакт ухудшается, но аффективное снижение не очень грубое. С родителями расстается легко, а если даже и не отпускает, то лишь в связи с переживаемыми страхами. Имеют место свойственные для раннего и дошкольного возраста соматовегетативные нарушения (снижение аппетита, расстройства сна), двигательные и речевые расстройства (нарушения темпа речи, манерность, вычурность интонаций). Нередко наблюдаются неврозоподобные симптомы: колебания настроения, аморфные немотивированные бессодержательные страхи. Могут быть также страхи космического характера («упадет солнце»), страхи, связанные с сюжетом сказок. Даже страхи, в прошлом возникшие в реальной ситуации, становятся причудливыми, теряют связь с бывшими событиями. Встречаются навязчивые страхи (заражения, загрязнения). Возможны переходы навязчивых симптомов в бредовые переживания. По сюжету это могут быть вначале ипохондрические, а затем идеи отношения, преследования. Могут быть психопатоподобные расстройства: нарушения влечений (злобность, жестокость, агрессия, садизм) и поведения.

Шизофрения детей школьного возраста

Чаще всего начинается медленно, незаметно. Постепенно меняется личность ребенка. Он становится отгороженным, у него ослабевают привязанности и интересы к играм и учебе. Иногда извращаются чувства к родителям, появляется враждебность или безразличие. Возникают расстройства мышления. Оно становится непродуктивным, появляются наплывы мыслей и обрывы их течения. На этом фоне возникает боязнь за собственную жизнь, здоровье или за благополучие и здоровье родителей. Помимо страхов заражения и других ипохондрических переживаний, возможно появление боязни школы, прогулок, чужих людей. Эти страхи могут быть навязчивыми или сверхценными. Вначале они могут быть обоснованными, но вскоре оказываются оторванными от ситуации, распространяются на другие сферы жизни, становятся нелепыми. Могут присоединиться мысли о постороннем влиянии, воздействии, порче и т. д. Нередки навязчивое мудрствование, навязчивые сомнения и влечения. Появляются защитные ритуалы в форме словесных отговорок или рассуждений, а также различных действий. Обычно вскоре они становятся независимыми от страхов и потому оказываются непонятным поведением. Другое частое проявление шизофрении - образное патологическое фантазирование с рудиментарными псевдогаллюцинациями. Обычно оно является отражением аутизма или измененных влечений (агрессии, садизма). Эти влечения проявляются словесно, и тогда ребенок постоянно угрожает, оскорбляет окружающих. Если он выражает их в рисунках, то основной тематикой оказываются убийства, стрельба, взрывы, бандиты, бомбы и т. д. В своем фантастическом мире ребенок не допускает окружающих в то, чем он живет. Требует называть себя вымышленным именем. Играет в одиночку выдуманными игрушками, персонажами, рисует фантастические миры, в которых обитает, строит взаимоотношения с теми, кто существует лишь в воображении. При этом о чем-то задумывается, шепчет, гримасничает, совершает какие-то действия. В фантазиях у мальчика, например, появляется агрессивность, он перевоплощается в объект своих выдумок - в дикого кота, гладиатора, разбойника. У девочки может проявиться сексуальность, она становится «возлюбленной принца», невестой воображаемого мальчика Володи. Фантазии приобретают бредоподобный характер. Они проявляются охваченностью и одержимостью «мечтами», полной «погруженностью в мир своих фантазий», трудной переключаемостью на реальные события и попытками систематизировать фантастические идеи, а также в появлении веры в то, что их выдумки существуют на самом деле. К ним присоединяются «грезы наяву» с образными представлениями, в которых ребенок «переносится на другую планету», «раскачивается на качелях, сооруженных в облаках». У некоторых детей - отвлеченные сверхценные интересы к календарным датам, цифрам, картам, планам и т. п. Описываемые расстройства превращаются в более или менее выраженные бредовые идеи или постепенно затухают.

Наряду с непрерывным развитием психических расстройств часто встречается и приступообразное течение. В этом случае в период улучшения помимо симптомов шизофренического дефекта обнаруживаются признаки замедления психического развития.

Шизофрения подросткового возраста

Клиническая картина шизофрении у подростков не очень сильно отличается от психопатологии этого заболевания у взрослых. Но так как возрастные отличия все же существуют (разнообразие симптоматики, острота

возникновения, частая смена настроения), то об их особенностях будет сказано ниже.

Примерно в трети случаев заболеванию за несколько лет или месяцев до его начала предшествуют предвестники («зарницы»). Это нелепые, неожиданные, необъяснимые поступки, «беспричинные» галлюцинаторные или бредовые эпизоды, маниакальные или депрессивные приступы, дереализационные состояния, продолжающиеся несколько дней или недель. Начало заболевания провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, несложившимися отношениями в семье, попытками насилия, неблагоприятно протекающим пубертатным кризом и т. д. Все многообразие клинических проявлений шизофрении у подростков подразделяется на ряд форм.

Вялотекущая форма встречается у трети подростков, заболевших шизофренией. У половины больных, страдающих этой формой,’ наблюдается неврозоподобная симптоматика, напоминающая таковую же при неврозах. Чаще всего это различные навязчивые симптомы (мысли, страхи, воспоминания, действия, влечения) или астеноипохондрические переживания. Примерно с такой же частотой встречаются дисморфоманические расстройства, выражающиеся в мыслях о собственном уродстве, неприятном для окружающих. Реже отмечаются синдром анорексии (отказа от приема пищи) или синдром «философической интоксикации» (бесплодного неотвязного мудрствования, главным образом, на отвлеченные темы). Другую половину больных этой формой составляют подростки с психопатоподобной симптоматикой, т.е. с изменениями личности различного типа: шизоидными, неустойчивыми, эпилептоидными или истереоидными.

Прогредиентная форма (с заметным развитием стойких психических нарушений) наблюдается чаще, примерно у 70% больных подростков. Она обычно начинается с неврозоподобной или психопатоподобной симптоматики, реже с паранойяльной, а затем в клинической картине преобладают лишь основные шизофренические проявления - нарастание эмоционально-волевых расстройств, снижение активности и интересов.

Реже наблюдаются остро или подостро развивающиеся параноидный или кататоно-гебефренный синдром.

Редко встречается острый полиморфный синдром, продолжающийся в течение нескольких недель. На фоне бессонницы, тревоги, растерянности, недопонимания происходящего страх чередуется с эйфорическим экстазом, плач с агрессией. Возникают галлюцинаторные эпизоды (голоса, запахи), явления психического автоматизма (звучание собственных мыслей в голове), отрывочные бредовые высказывания, сменяющие друг друга (психиатрическую больницу принимают за родильный дом, тюрьму

и т. д.). Этот синдром заканчивается выздоровлением или сменяется параноидной, простой или гебефренной формой.

Тегение шизофрении у подростков, как правило, непрерывно-прогредиентное или чаще приступообразно-прогредиентное (волнообразное). Однако у 30% подростков встречается злокачественное течение, приводящее к тяжелой деградации в течение нескольких лет. В процессе заболевания во время улучшений (ремиссий) преобладает психопатоподобная, апатоабулическая, астеническая, бредовая или аутистическая симптоматика.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные межличностные отношения (семейные, профессиональные). Содержание их игр в одиночку необычно.

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества однообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть результатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музыке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способностей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезентативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нарушение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к вербальным суждениям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются определенные затруднения в оперировании предметными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшается с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая избирательность познавательной деятельности. У них менее устойчивый характер связей и отношений, лежащих в основе формирования обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и понятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядополо-женности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант - «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обозначать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том основании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формальную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и отношениях.

Этиология и патогенез шизофрении

Болезнь с наследственной предрасположенностью. Возникновение шизофрении, т. е. реализация предиспозиции, зависит от провоцирующих стрессов. Вызвать эти стрессы могут как биологические (соматические заболевания), так и социальные (трудно переносимые жизненные события) факторы или их комбинации.

Психоаналитический подход

Основным расстройством при шизофрении является нарушение формирования «эго», которое влия-

ет на понимание личностью реальности и управление внутренними потребностями, что может, в частности, привести к расстройству психосексуального развития, агрессивному поведению. Нарушение организации «эго» возникает в результате неправильных взаимоотношений между младенцем и матерью. Возникший между ними симбиоз не может позволить ребенку отделиться от матери и развиваться вне ее близости . Больной не способен установить устойчивые межличностные взаимоотношения, основой которых могло бы стать чувство безопасности, возникающее при наличии тесной привязанности между матерью и ребенком. Основное расстройство при шизофрении - неспособность достигнуть различения между самим собой и окружающей средой. Другое предположение - дефект «эго» - вызывает возникновение враждебности и агрессии, разрушают связь мать-младенец и создают незащищенность от возможных стрессов. Возникновение шизофрении у подростка объясняют тем, что слабое «эго» не способно справиться с возросшими внутренними потребностями, необходимостью отделиться, утвердить собственную личность, удовлетворить потребность к независимости. Различные симптомы имеют символическое значение для каждого больного. Мысли о конце света указывают на переживания больным крушения собственного внутреннего мира. Бред или галлюцинации - заместительная попытка создать новую реальность или выразить потаенные страхи или побуждения. Тревога больных - следствие тревожности их матерей, приведшей к дезинтеграции функции «эго» (S. Sullivan).

Теория обучения

В детском возрасте больные шизофренией усваивают иррациональные реакции и образы мышления, подражая своим родителям, которые сами имеют выраженные эмоциональные трудности. Неспособность освоить социальные взаимодействия - причина нарушенных межличностных связей.

Теории, касающиеся роли семьи. Будущий больной шизофренией попадает в условия, когда он должен сделать выбор между двумя альтернативами, которые вызывают у него замешательство и являются непереносимыми (G. Bateson). Другие варианты теории: 1) «расщепление» между родителями (один из родителей очень близок к ребенку противоположного пола); 2) перекос в сторону связи с одним из родителей (состязание в силе, при котором один из родителей является доминирующим) (Т. Lidz); 3) подавление эмоциональных отношений в семье «псевдовзаимными» и «псевдовраждебными» вербальными связями и общением характерным и единым способом.

Социальные теории

В происхождении шизофрении играют роль урбанизация и индустриализация. При этом обращается внимание на стрессы, связанные с фактом проживания людей в промышленных городах.

Биологигеские теории. Генетические факторы

Наследственное предрасположение к шизофрении определяется несколькими генами. Генетическое происхождение заболевания подтверждается родством, т. е. тем, что в семьях, больных шизофренией, больше риск заболевания, чем в популяции (1%). При этом чем ближе кровное родство с больным, тем больше вероятность заболевания шизофренией. Так, у родителей (братьев, сестер) этот риск составляет 10-12%, у дедов, бабушек (дядей, теток, кузенов) - 5-6%, у внуков - 3%. Наиболее убедительные доводы в пользу наследственного предрасположения к шизофрении получены при изучении близнецов. У двуяйцевых близнецов риск заболевания 12-15% (как у братьев и сестер), у однояйцевых -3178%. Опасность заболеть шизофренией зависит от биологического родителя, а не от приемного. Риск заболевания усыновленного (удочеренного) ребенка такой же (10-12%), как если бы этот ребенок воспитывался своими биологическими родителями.

Биологические факторы. Предполагается, что предрасположение к шизофрении через гены передается или в форме биохимического дефекта, или нарушением развития определенной структуры в ЦНС.

Дофаминовая гипотеза. Шизофреническую симптоматику связывают с относительным преобладанием в лимбической, а также в кортикальной области дофамина по сравнению с другими нейротрансмиттерами (веществами, передающими нервный импульс) в синапсе (при контакте нейронов).

Психонейроиммунологигеская гипотеза. Из-за имеющейся активации иммунной системы у больных шизофренией возникновение этого заболевания связывают с вирусным заражением или с аллергией на изменения в организме больного.

Шизофрения у детей – психическое заболевание, которое частично или полностью разрушает мыслительные, познавательные и эмоциональные функции психики ребенка. Нормальные процессы детского сознания замещаются галлюцинациями и бредом. Кардинально меняется личность ребенка и его взаимоотношения с миром.

В сознании больных шизофренией детей все происходящие в реальности события смешиваются с элементами воображаемого мира. Невозможность отделить реальный мир от придуманного образует в их головах ужасную неразбериху, осмыслить которую сложно даже здоровому человеку.

Ребенок, больной шизофренией, может иметь трудности в общении с родными и сверстниками. Болезнь делает его испуганным, замкнутым, а общественная жизнь (школа, работа) становится частью нереального мира, в котором шизофренику сложно ориентироваться. Полностью вылечить шизофрению нельзя, можно лишь облегчить её симптомы препаратами и психотерапией.

Причины детской и подростковой шизофрении можно обусловить генетическими нарушениями. В ДНК больных детей обнаруживаются мутации, не свойственные здоровым людям. Ранее заболевание не отождествляли с генетикой. Сегодня медики допускают наличие предрасположенности у детей, родственникам которых (даже не прямым) установлен подобный диагноз.


Также причины патологии можно проследить в нарушениях клеток мозга. Когда элементы ДНК (гистоны) не могут присоединить к себе ацетильную группу, образуется недостаточность ацетильно-гистоновых связей, порождающий диагноз шизофрения у детей и подростков.

Существует версия, утверждающая, что причины заболевания кроются в дисбалансе таких веществ, как: серотонин, допамин, вазопрессин, норадреналин, холецистокинин в организме ребенка. Следствием такого дисбаланса становится сбой метаболизма белковых и углеводистых соединений.

  • поздняя беременность;
  • экстремальные жизненные условия – насилие физического, эмоционального характера, скандалы, развод родителей и прочее;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • голодание матери во время вынашивания ребенка;
  • детская наркомания с употреблением психотропных веществ – ЛСД, псилобицина, МДМА.

Интересно, что иногда у больных шизофренией рождаются дети с уровнем интеллекта, во много раз превышающим интеллект детей, рожденных здоровыми родителями. Причины такого явления пока не изучены.

Как распознать?

Признаки шизофрении у детей и подростков выражены слабо, характеризуются незавершенностью, стертостью. Однако легко можно выделить проявление симптомов стандартных групп – продуктивной и негативной.

  • Негативные признаки – исчезают нормальные качества, которые постепенно выпадают, стираются из личности больных детей. Снижается эмоциональность, познавательная потребность, активность, интерес к окружающему миру. Нарушается речь, деформируются процессы мышления, снижается уровень интеллекта. Происходит двигательная деградация – ребенок разучивается ходить, ползает.
  • Продуктивные признаки – в сознании больных появляются процессы, которых там не должно быть – галлюцинации, бред, фантазии, страхи, при этом ребенок принимает их за действительность. Неадекватно воспринимая свою внешность, они сроят бредовые идеи насчет несуществующих физических уродств, страдают анорексией. Проявляется философическая интоксикация – зацикленность на абстрактных проблемах, которая сопровождается примитивными, поверхностными размышлениями на возвышенные темы.

Продуктивная симптоматика также проявляется грубостью, жестокостью, сексуальной расторможенностью, склонностью к алкоголю и наркотикам.

Первые признаки

Если ребенок дошкольного возраста болен шизофренией, первые признаки можно распознать не позднее 7 лет, внимательно наблюдая за его поведением. Если вы заметили странные перемены в ребенке в виде необоснованного страха, разговоров с кем-то невидимым, возможно у вас появились веские причины показать ребенка психиатру.

  1. Паранойя. Возможно, ваш ребенок вообразил, что окружающие обращаются к нему в унизительном тоне, все вокруг сговорились против него?
  2. Галлюцинации. Вы замечали, что он слышит голоса, разговаривает с ними, видит несуществующие вещи?
  3. Снижение в гигиене. Стал равнодушен к своему внешнему виду, безразличен к гигиене?
  4. Необоснованная тревожность, страх. Ваш ребенок жаловался, что боится каких-либо нестандартных вещей? Его страхи не похожи на обычные «страшилки» детей, вроде монстров в шкафу? Он высказывает опасения, насчет несуществующих вещей, которые невидимы другим?
  5. Изолированность. Возможно, он вдруг потерял интерес к общению со сверстниками, равнодушен к детским играм, не может построить длительные отношения с ребятами своего возраста?
  6. Экстремальная капризность. Вы наблюдали резкие, ничем не обоснованные перепады настроения, по крайней мере, видимыми причинами?
  7. Раздробленность речи. Не было ли случаев, что ребенок терял способность адекватно высказываться, вести диалог в рамках обычной модели?
  8. Хаотичность мысли. Вы замечали, что он иногда не способен отделить сны и сюжеты из телевизионной фантастики от реальных событий?

Если хотя бы 5 из 8 признаков совпадает с симптомами, которые можно определить у вашего ребенка, возможно, вы столкнулись с первыми проявлениями шизофрении.

  • Возможно вас заинтересует:

Чтобы последующая консультация у специалиста была максимально продуктивной, заведите дневник, записывайте необычные симптомы, которые сможете выявить. Для дальнейшей диагностики обратитесь в кабинет психиатра.

Формы

Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.

Параноидная

У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до . Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.

Кататоническая

Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.

Гебефреническая

Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.

Простая

Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности. Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.

  • Интересно почитать:

Привитая

Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.

Диагностика

Диагностика шизофрении у детей включает в себя лабораторные исследования и психологические методы. Психиатр предложит пройти комплексную диагностику, в которую войдут:

  • МРТ, для выявления типичных при шизофрении изменений в структуре мозга, исследования функциональной активности в каждой области мозга и исключения возможных опухолей.
  • Электрическая энцефалография, чтобы отразить явную картину мозговой биоэлектрической активности.
  • Дуплексное сканирование сосудов, для выявления возможных заболеваний – атеросклероза, патологий венозного оттока.
  • Нейротест, чтобы определить наличие аутоантител к белковым соединениям в нервных клетках – диагностика эффективности функций нервной системы.
  • Психологические тесты для определения адекватности мышления, памяти, восприятия и внимания, выявления сбоев в работе мозга.

Одновременно будет проведена диагностика систем пищеварения, дыхания, эндокринной и сердечно-сосудистой. Обязательны анализы на наличие наркотических средств в крови, вируса Эпштейн-Барра и герпеса. Иногда исследуют спинномозговую жидкость, чтобы удостовериться в отсутствии инфекций и раковых новообразований.

Рисунки

Рисунки больных шизофренией детей – это эффективный метод, дополняющий клинические исследования. Творческая работа помогает ребенку выразить свои переживания, раскрыть типичные тенденции психологического расстройства.

Выявить патологию по одному рисунку сложно, он лишь является сигналом, отображая возможные симптомы нездоровой психики ребенка.

Лучшие рисунки, с точки зрения диагностики, получаются тогда, когда творческая работа осуществляется на свободную тематику, без уточнения задания.

Рисунки больных детей содержат определенные признаки, позволяющие выявить симптомы шизофрении в раннем возрасте:

  • Символизм – в рисунке определенным способом зашифровывается некая информация. Такой шифр окружающим разгадать сложно, иногда ребенок сам не в состоянии понять свою работу.
  • Стереотипность – больной постоянно повторяется в своих рисунках. Каждая новая работа включает тот же образ, объект, форму.
  • Разрыв «ассоциативного аппарата» — составные части объекта, который пытается изобразить ребенок, бессвязны, разорваны. Изображая, к примеру, человека или животное, больной рисует его частями, некоторые части вообще рисует на другом листе.
  • Невыясненные формы – работа состоит из разнообразных, бессвязных элементов, незаконченных объектов, форму которых определить сложно. Рисунки живых существ отличаются довольно странным видом – несуществующие животные.
  • Агглютинация – при рассмотрении нескольких картин, можно заметить как одна работа, плавно перетекает, «проникает» в сюжет другой.

Если говорить о цвете, то дети-шизофреники предпочитают абстрагироваться от определенных оттенков, раздражаются при виде некоторых цветов. При вялотекущей шизофрении отношение к цвету апатичное, если же атака прогрессирует, ребенка могут дико раздражать черный и красный цвет.

Симптомы шизофрении хорошо прослеживаются на цветных рисунках. Частые признаки заболевания – неестественное сочетание цветов (солнце красного цвета, а трава – черная). Если картина нарисована тусклым серым цветом, но имеется яркое пятно, вспышка – это свидетельствует о надвигающемся приступе.

Тесты

Специфическая шизофрения, не позволяющая исследовать себя обычными клиническими методами, оставляет единственный ключ к пониманию внутреннего мира больного – психологические тесты.

Тест «Маска»

Пациенту показывают рисунок маски, которая имеет изогнутую форму и смотрящий видит её с вогнутой стороны. Ребенок с нормальной психикой воспринимает округлые формы, игру света-тени, поэтому маска кажется ему выпуклой. Но глаза шизофреника невозможно обмануть – он увидит, что маска вогнутая.


Мозг больного не воспримет перечисленные показатели, либо не свяжет их с объектом, не установит связь между маской и окружающими её явлениями. На фоне кажущейся ему неразберихи он увидит лишь вогнутую маску.

Цветовой тест Люшера

Тест состоит из 8 цветов. Ребенку предложат выбрать цвета по степени приятности – от цвета, который больше всего приятен, до цвета, который не приятен, раздражает. Тест проводится в хорошо освещенном помещении с естественным освещением.

Механизм теста прост – ребенок выберет цвета подсознательно. Анализ и расшифровка ответов теста говорят о том, что желтый цвет предпочитают . Не зря желтый цвет отождествляют с безумием.

Лечение


Лечение шизофрении у детей может проводиться дома или в стационаре. Госпитализация проводится, если симптомы говорят об острой форме – в таком состоянии дети и подростки опасны для окружающих и самих себя. Дальнейшая реабилитация будет проходить в реабилитационном центре и группах поддержки.

Лечение сочетает применение лекарств, индивидуальную, семейную психотерапию, специализированные реабилитационные программы.

Психотерапия

Психотерапевтическая работа с детьми-шизофрениками успешно и эффективно практикуется с использованием моделей бихевиоризма: «политика жетонов», «усиленная коррекция», «техника удаления», «плата за проступок».

Не менее эффективными оказались методики творческого самовыражения: элементы арт-терапии, психодраматические постановки, телесно-ориентированные методики, примеры танцевальной, интегративной терапии, а также других экзистенциальных методов.

Препараты

Прогрессирующая шизофрения у детей может потребовать применения психотропных препаратов – это атипичные нейролептики, воздействующие на нервные рецепторы, изрядно тормозящие негативные проявления и сохраняющие функции мышления и восприятия на удовлетворительном уровне.

Действие нейролептиков не способно полностью подавить симптомы шизофрении у детей разного возраста, но они помогают сгладить проявления болезни.

Наиболее эффективными считают действие Торазина, Геодона, Галоперидола, Зипрекса, Проликсина, Клозапина, Стелазина, Меларила, Трифалона и Навана. Самостоятельно отменять прием препаратов запрещается, в связи с высоким риском рецидивов.


Дозу препарата определяет врач, так как их сложно подобрать правильно, с учетом стадии болезни. Тем более все нейролептики имеют побочные эффекты. Поэтому врач, лечащий ребенка препаратами должен следить за симптомами инсулиновой резистентности, чтобы не спровоцировать сахарный диабет.

Электрошок

Электрошок используется только при лечении детей старшего возраста, подростков исключительно в крайних случаях, чтобы быстро вывести ребенка из состояния глубокой . Процедура выглядит следующим образом: на мозг проводится воздействие коротким разрядом электрического тока.

Предварительно пациента усыпляют и вводят лекарства, приводящие мускулатуру в расслабленное состояние. Лечение электрошоком спасает при тяжких депрессивных состояниях, когда есть вероятность попыток суицида.