«Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие» Роджер Меррилл, Стивен Кови, Ребекка Меррилл

Как, ложась спать, быть уверенным, что сделал самое важное сегодня? В чём смысл жизни? И есть ли один ответ на этот вопрос? Как выбрать истинные цели и отказаться от ложных? Почему постоянная занятость мешает заниматься самым главным в жизни? Как обещания другим и самому себе могут всё испортить? На эти и другие вопросы в своей книге «Главное внимание главным вещам» отвечает Стивен Кови. Избранные цитаты из книги - в этом посте.

Материал подготовила: Надежда Назарян

Отпустить контроль

«Строить счастье на способности всё контролировать - нелепо. Хотя мы действительно определяем выбор своих действий, мы не в состоянии контролировать их последствия. Это делают универсальные законы, или принципы. Таким образом, наша жизнь неподвластна нам, она подчиняется принципам. Мы считаем, что именно эта идея позволяет понять источник разочарования людей традиционных взглядов на управление временем».

Нащупать противоречия

«Нашу внутреннюю борьбу за приоритетность главного можно описать как противостояние между двумя инструментами, направляющими нас на нашем пути: часами и компасом. Часы олицетворяют наши обязательства, деловые встречи, планы, цели, конкретные дела - то, с чем мы имеем дело и как мы управляем нашим временем. Компас же представляет наше видение, ценности, принципы, миссию, совесть, направление - то, что нам кажется главным, и то, как мы распоряжаемся своей жизнью. Борьба начинается, когда мы ощущаем противоречие между часами и компасом, когда наша деятельность не способствует тому, что мы считаем главным в жизни».

Ценности, которые меняют качество жизни

«Наши ценности направляют наши решения и действия. Но ценить можно множество самых разных вещей - любовь, безопасность, большой дом, банковский счет, общественное положение, признание, славу. Не всё из того, что мы ценим, повышает качество нашей жизни. Когда наши ценности противоречат естественным законам, от которых зависят и мир в душе, и качество жизни, мы строим свою жизнь на иллюзии и обрекаем себя на неудачу».

«Одно можно утверждать наверняка: если мы будем продолжать делать то, что делаем, мы будем и дальше получать то, что получаем. «Продолжать делать то же самое и ожидать при этом иных результатов» - симптом умственного расстройства.

Одержимость делами

«Разрешая срочные и важные проблемы, мы ощущаем временный подъем. А потом, когда ничего важного уже нет, нас держит срочность. Мы хватаемся за любые срочные дела, лишь бы оставаться в движении. Люди ждут от нас деловитости, загруженности работой. Это стало символом общественного статуса - если мы в делах, значит, мы важны для общества; если же мы не слишком заняты, мы стесняемся в этом признаться. В делах мы черпаем ощущение безопасности. Это тешит наше самолюбие, оправдывает наше существование, возвышает нас в глазах окружающих. К тому же это хороший повод не заниматься самым главным в жизни».

Жить, любить, учиться и оставить наследие

«Есть вещи, без которых самореализация человека невозможна. Если эти базовые потребности не удовлетворены, мы ощущаем пустоту и незавершенность. Мы можем пытаться заполнить эту пустоту наркотиком срочности. Или благодушно довольствоваться частичной реализацией своих помыслов. Суть этих потребностей можно выразить так: «жить, любить, учиться и оставить наследие.
Любая из этих потребностей, будучи неудовлетворенной, становится чёрной дырой, которая поглощает всю вашу энергию и внимание».

Смысл жизни - в пользе

«Мы попадаемся в сети иллюзий, которые расставляет для нас общество, убеждая в том, что смысл жизни в собственном «я» - в самоуважении, самосовершенствовании - «это то, что я хочу», «позвольте мне самому решать», «я делал это по-своему» и т.п. Но на протяжении тысячелетий литература мудрости вновь и вновь подтверждает истину: высшее удовлетворение человеку дает возможность эффективно помогать другим. Качество жизни - это процесс «изнутри - наружу». Смысл жизни - в пользе, которую вы приносите, когда живете ради чего-то высшего, а не ради себя. И как Мертвое море - стоячее болото, в котором нет жизни, - отличается от Средиземного моря, воды которого орошают буйно цветущую вокруг него жизнь, так различаются результаты иллюзии и реальности».

Создавать будущее

«Старайтесь не нарушать обещания и потому не берите на себя завышенных обязательств. Постоянно анализируйте ту действительность, в которой вы находитесь, и, опираясь на этот анализ, двигайтесь дальше, говоря себе: «Я сделаю это», - а потом добивайтесь этого любой ценой.

«Лучший способ предсказать свое будущее - создать его. Вы можете при этом пользоваться той же силой творческого воображения, которая позволяет вам видеть цель до того, как вы её достигаете, или планировать её достижение, чтобы значительно улучшить качество жизни до того, как оно наступит».

Влиять на жизнь других

«Ответственности не избежать. Так или иначе, мы отвечаем за то влияние, которое оказывает на других наша жизнь. От того, как мы распоряжаемся всем, чем обладаем - деньгами, собственностью, талантами, даже временем, - зависит наследие, которое мы оставляем после себя потомкам. И какими бы ни были наши сценарии, мы способны реализовать свои уникальные дарования и выбрать для себя, за что мы хотим нести ответственность. Мы не должны передавать будущим поколениям долги, истощенные природные ресурсы, эгоизм или иллюзии. Мы вполне можем передать им здоровую окружающую среду, ухоженную собственность, чувство ответственности, наследие основанных на принципах ценностей. При этом мы улучшаем качество жизни как сейчас, так и в будущем».

Почему цели не достигаются

«Мы не достигаем своих целей по многим причинам. Иногда сами цели нереалистичны. Наши ожидания порой никак не связаны с самооценкой. Типичный пример - новогодние обещания. Мы почему-то надеемся, что изменим режим питания, начнем заниматься спортом, будем иначе относиться к окружающим только потому, что 31 декабря в календаре сменилось на 1 января. Это всё равно, что ожидать, что ваш грудной ребенок в один день научится и ползать, и есть вилкой, и водить машину. Наши цели строятся на иллюзиях, не имея ничего общего с самосознанием или принципами естественного роста.

Иногда мы ставим цели и работаем над их достижением, но меняются либо обстоятельства, либо мы сами. Открываются новые возможности, происходят сдвиги в экономике, в нашей жизни появляется новый человек, мы неожиданно меняем взгляд на вещи. Если мы при этом продолжаем держаться за свои цели, то вместо того, чтобы служить нам, цели подчиняют нас. Но, отказываясь от них, мы часто испытываем дискомфорт или чувство вины из-за того, что не сдержали данное себе слово.

Серьезные проблемы могут вызвать не только недостигнутые цели, но порой и их достижение. Иногда цели достигаются в ущерб более важным вещам в нашей жизни. Мы карабкаемся по лестнице только для того, чтобы обнаружить, что она приставлена не к той стене».

Жить по совести

«Порой мудрость сердца превосходит мудрость ума. Мы можем не обладать прямыми знаниями или опытом, делая то, что считаем нужным. Тем не менее мы знаем, что это правильно, знаем, что это сработает. Когда мы учимся слушать свою совесть и жить по совести, многое из того, чему она нас учит, переносится через наш опыт в структуру знаний. Мы учимся находить причину всех вещей в своих мыслях, а не теряться в догадках. Обладать мудростью значит учиться всему, чему можно, но при этом понимать, что мы не можем знать всего. Вот почему для сохранения цельности в момент выбора так важно спрашивать свою совесть.

Даже в самые напряженные мгновения жизни нам кажется, что легче жить с вопросами, нежели с ответами. Пока есть вопросы, пока мы остаемся в сомнениях, пока мы ведем внутреннюю борьбу, мы не отвечаем за то, что делаем, не отвечаем за результаты. Поэтому мы дни, недели, месяцы, годы предпочитаем нежиться на перине преднамеренной лжи, изобретенной нами только для того, чтобы избежать простых действий, которые могли бы привести нас к гармонии с законами, правящими качеством жизни.

Просто перестаньте играть с собой в детские игры. Учитесь слушать, в том числе свою совесть, свою собственную реакцию. В то самое мгновение, когда вам хочется сказать «да, но», поправьте себя на «да, и». Не ищите оправданий. Не ищите рациональных причин для отказа. Просто делайте то, что велит вам совесть. Рассматривайте каждое веление совести как приглашение больше соответствовать фундаментальным законам жизни. Слушайте, реагируйте… Слушайте, реагируйте…

Избавьтесь от внешних источников чувства безопасности. Пока мы черпаем чувство безопасности в нескончаемом потоке дел, в своей профессии, в признании наших талантов, во всем, кроме нашей искренней приверженности голосу совести и принципам, - мы не даем себе возможности уделять главное внимание главным вещам. Нам кажется, что заниматься этими вопросами важнее, чем делать то, чего мы в глубине души по-настоящему хотим. Только избавившись от этой привязанности к внешнему, мы реально освободимся и сможем заниматься тем, что действительно имеет значение».

Тренировка мышц характера

«Всякий раз, когда мы думаем, что проблема не в нас, сама эта мысль и есть проблема. Мы снимаем с себя ответственность. Мы позволяем обстоятельствам и недостаткам других людей управлять нами. Мы направляем свою энергию на круг забот, на те вопросы, над которыми мы не властны.

Сознательно или бессознательно мы ожидаем, что наша жизнь будет протекать гладко, без препятствий. В результате любая проблема порождает разочарование. Она не вписывается в наши ожидания. Но такое ожидание не основано на действительности. Противодействие - естественная часть жизни. Подобно тому, как мы развиваем наши мускулы, преодолевая сопротивление спортивных снарядов, мы развиваем мышцы характера, преодолевая испытания и трудности».

Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие Роджер Меррилл, Стивен Кови, Ребекка Меррилл

(Пока оценок нет)

Название: Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие
Автор: Роджер Меррилл, Стивен Кови, Ребекка Меррилл
Год: 1994
Жанр: Зарубежная деловая литература, О бизнесе популярно, Социальная психология, Управление, подбор персонала

О книге «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие» Роджер Меррилл, Стивен Кови, Ребекка Меррилл

У этого произведения сразу три автора. Стивен Кови, как и его коллега Роджер Меррилл, является настоящим авторитетом в вопросах тайм-менеджмента и грамотного руководства людьми, автором знаменитого во всем мире произведения «Семь навыков высокоэффективных людей». Ребекка Меррилл руководит многими общественными организациями и знает о проблемах, поднятых в книге «Главное внимание – главным вещам», на собственном опыте.

Это произведение поможет понять, откуда так часто появляется огромная разница между тем, чем мы занимаемся, и тем, что в реальности имеет значение. Мы стремимся к продуктивному распределению времени, но очень часто это не приносит ни результатов, ни удовлетворения. Книга «Главное внимание – главным вещам» развенчивает привычный подход к разделению времени: работать побольше и побыстрее. Вместо привычных часов группа писателей предлагает читателям ориентир, так как выбрать направление пути намного важнее, чем увеличить скорость передвижения.

Авторы углубляют и развивают идеи бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», безжалостно критикуя саму природу классического тайм-менеджмента. Их оригинальные подходы к распределению времени дают возможность избавиться от постоянной спешки, вызванной зависимостью от срочности.

Концепция распределения времени, которую предлагают авторы этого произведения, позволяет полностью изменить отношение к тому, чем вы занимаетесь. Задумайтесь, как часто мы выбираем очередной ворох рабочих дел, а не такие важные моменты с близкими людьми. В результате мы испытываем чувство вины за то, чего не сделали. Это ощущение мешает нам получать удовольствие от того, что мы успели сделать. По словам авторов, осознание этого несоответствия может стать настоящей драмой. Вы поймете, от чего отказались, уделяя больше внимания карьере, а не укреплению отношений с близкими людьми.

Авторы предлагают оригинальную и эффективную концепцию управления временем, построенную на осознании важности, а не срочности, как мы привыкли. Тест в книге поможет определить, стала ли срочность для вас чем-то вроде зависимости. Если это произошло, пора менять жизнь к лучшему.

Книга «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие» подойдет всем, кто пытается понять, чему в жизни нужно уделять время, чтобы сделать ее полной и счастливой.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие» Роджер Меррилл, Стивен Кови, Ребекка Меррилл в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие» Роджер Меррилл, Стивен Кови, Ребекка Меррилл

Гордость - это квинтэссенция менталитета недостаточности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИП-ЦЕНТРИЧНЫХ ЛЮДЕЙ.

Противоядие для гордости - скромность, осознание того, что вы не в изоляции, что качество вашей жизни неотделимо от качества жизни других людей, что смысл жизни не в потреблении и соперничестве, а во вкладе, который вы вносите. Мы не можем быть сами себе законом, и чем выше мы ценим принципы и других людей, тем большее спокойствие обретаем.

Мы постоянно решаем, как провести время, будь то целый сезон или небольшой эпизод. И наша дальнейшая жизнь является следствием этих решений. Многим из нас последствия сделанного выбора не нравятся, особенно когда мы чувствуем несоответствие между тем, как мы расходуем время, и тем, что мы считаем действительно важным в нашей жизни.

Я живу в какой-то лихорадке! Кручусь целый день - встречи, звонки, бумаги, обязательства. Дохожу буквально до ручки, ложусь вечером спать совершенно измученный, чтобы рано утром снова мчаться куда-то. Я добился многого - я невероятно продуктивен. Но иногда меня терзают сомнения: «Ну и что? Что я сделал по-настоящему стоящее?» И вынужден признаться, что не знаю ответа.

Я чувствую, что разрываюсь на части. Моя семья важна для меня, и точно так же работа. Я живу в постоянном конфликте с самим собой, пытаясь не ударить лицом в грязь и там, и здесь. Можно ли быть по-настоящему успешным и счастливым и на работе, и дома?

Меня попросту не хватает на все, что от меня требуется. Правление и акционеры осаждают меня, как рой пчел, из-за снижения курса акций. Я постоянно играю роль рефери в борьбе за влияние между членами высшего руководства. Моральный климат в нашей организации очень плохой, и я чувствую свою вину за то, что не могу уделить достаточно времени своим сотрудникам и выслушать их. И что самое ужасное, сейчас у моих детей каникулы, у жены отпуск, а меня практически списали со счетов, поскольку я совершенно не бываю дома.

Я плыву по течению. Я пытаюсь понять, что важно для меня, и ставлю соответствующие цели, но другие люди - начальство, коллеги, супруга -постоянно ставят мне палки в колеса. Я занимаюсь не тем, что важно для меня, а делаю то, чего требуют от меня другие люди, что важно для них.

Все говорят, что я преуспевающий бизнесмен. Я работал, пробивался, приносил жертвы и теперь на самом верху. Но я не могу назвать себя счастливым. Внутри у меня пустота. Как говорится, «вот и вся любовь»

Жизнь не радует меня. На каждое дело, которое я делаю, находятся десятки других, которые я не делаю и поэтому чувствую себя виноватым. Постоянная необходимость решать, что делать в первую очередь из всего множества вещей, которые я должен делать, вызывает постоянный стресс. Как узнать, что самое важное? Как справиться с этим? Как радоваться этому?

Я чувствую, что должен как-то изменить свою жизнь. Я записываю на бумаге то, что действительно важно для меня, и ставлю перед собой соответствующую цель. Но, окунаясь в повседневную деятельность, я всякий раз теряю из виду этот образ самого главного. Как сделать действительно стоящие дела частью повседневной жизни?

Вопрос: как делать в первую очередь самое главное - важнейший в жизни. Почти все мы чувствуем, как нас раздирает на части желание делать одно и необходимость или обязанность делать другое. Всем нам приходится оглядываться на безотлагательные повседневные и сиюминутные проблемы, когда мы хотим наилучшим образом распорядиться своим временем.

Решения принимать легко, когда выбираешь между «плохим» и «хорошим». Тогда мы ясно видим, что какие-то способы распорядиться своим временем - расточительны, а то и вредны. Но в большинстве ситуаций вопрос состоит в выборе не между «хорошим» и «плохим», а между «хорошим» и «лучшим». И зачастую «хорошее» оказывается врагом «лучшего».

Стивен. Одному моему знакомому предложили стать новым деканом бизнес-колледжа крупного университета. Приступив к работе, он изучил ситуацию в колледже и понял, что главной проблемой учебного заведения было недостаточное финансирование. Он знал, что обладает уникальными возможностями достать деньги, что умение найти финансовые средства - его самое сильное качество, и сделал поиски дополнительных источников финансирования своей первейшей профессиональной обязанностью.

Это породило недовольство в колледже, поскольку предыдущие деканы занимались прежде всего удовлетворением повседневных, насущных потребностей организации. Нового декана никогда не было на месте. Он разъезжал по стране, пытаясь найти деньги на научные исследования, стипендии и тому подобное. Все повседневные вопросы приходилось решать через его заместителя по административным вопросам, что вызывало негодование многих сотрудников, привыкших работать напрямую с высшим руководством.

Недовольство сотрудников достигло такой степени, что в отсутствие декана они направили свою делегацию к ректору университета с требованием заменить декана или заставить его пересмотреть стиль руководства. Ректор, хорошо знавший, чем занимается декан, сказал им: «Успокойтесь. У него хороший заместитель. Дайте ему немного времени».

В скором времени посыпались деньги, и сотрудники были вынуждены признать дальновидность нового руководителя. Отныне, завидев его, они шутили: «Уезжайте отсюда, чтобы мы вас не видели. Отправляйтесь за новыми фондами. Ваш заместитель отлично справляется со всей административной работой».

Этот декан впоследствии признался мне, что допустил ошибку, не уделив достаточно времени укреплению команды, не объяснив своего поведения. Конечно, он мог бы действовать и лучше, но я усвоил на его примере важный урок. Мы должны постоянно спрашивать себя: «Что необходимо сделать, и в чем моя самая сильная сторона, мой дар?»

Этому человеку ничего не стоило начать с решения неотложных проблем сотрудников. Он мог сделать карьеру в университете, занимаясь множеством полезных дел. Но он не достиг бы лучшего, на что был способен, лучшего для себя и для колледжа, если бы не разгадал реальные потребности и собственные уникальные способности и не воплотил бы свое видение в жизнь.

Что для вас «лучшее»? Что мешает вам отдавать этому «лучшему» столько времени и энергии, сколько вы хотели бы ему отдавать? Разве так уж много хорошего встречается нам в жизни? Для многих людей - слишком много. А в результате возникает тревожное чувство, что они не уделяют главного внимания главным в своей жизни вещам.

ЧАСЫ И КОМПАС

Нашу внутреннюю борьбу за приоритетность главного можно описать как противостояние между двумя инструментами, направляющими нас на нашем пути: часами и компасом. Часы олицетворяют наши обязательства, деловые встречи, планы, цели, конкретные дела - то, с чем мы имеем дело и как мы управляем нашим временем. Компас же представляет наше видение, ценности, принципы, миссию, совесть, направление - то, что нам кажется главным, и то, как мы распоряжаемся своей жизнью.

Борьба начинается, когда мы ощущаем противоречие между часами и компасом, когда наша деятельность не способствует тому, что мы считаем главным в жизни.

Для некоторых из нас этот разрыв весьма болезнен. Мы чувствуем себя загнанными в западню, чувствуем, что нашу жизнь контролируют другие люди или обстоятельства. Мы вечно реагируем на кризисы. Мы постоянно «в самой гуще самой жижи» 1 , постоянно «тушим пожары», и у нас никогда нет времени делать то, что существенно изменило бы нашу жизнь. Нам кажется, что жизнь проживается без нас.

Другие испытывают смутный дискомфорт. Они просто не могут понять, что должны делать, что хотят делать, да и что они вообще делают. Они постоянно решают дилеммы. Они чувствуют себя виноватыми за то, чего не делают, и не могут радоваться тому, что делают.

Некоторые ощущают внутреннюю пустоту. Они ограничивают понятие счастья лишь рамками профессиональных или финансовых достижений, а потом обнаруживают, что их «успех» не приносит того удовлетворения, какого они ждали. Превозмогая боль, они ступенька за ступенькой карабкаются по лестнице успеха - диплом, работа допоздна, продвижение по службе, - только чтобы обнаружить, достигнув вершины, что лестница приставлена не к той стене. Поглощенные подъемом, они оставляют после себя руины прежних связей и упущенные мгновения полнокровной, настоящей жизни. В своей гонке они просто не находят времени делать то, что действительно имеет значение.

Часто люди ощущают растерянность, теряют ориентацию, не могут понять, а что, собственно, «главное». Они на автопилоте перескакивают с одного дела на другое. Они живут механически, и лишь иногда им приходит в голову задуматься, а есть ли хоть какой-то смысл в том, что они делают.

Многие осознают отсутствие гармонии в своей жизни, но не верят в другие альтернативы. Либо им кажется, что издержки перемен слишком высоки, либо они просто боятся попробовать. Им легче продолжать жить по-прежнему.

ПРОБУЖДАЮЩИЙ ЗВОНОК

Осознание несоответствия может прийти самым драматическим образом. Умирает любимый человек. С ослепительной ясностью вы внезапно понимаете, что могло бы быть, но не случилось, поскольку вы были слишком заняты подъемом по лестнице успеха, вместо того чтобы укреплять и лелеять важные для вас отношения.

Или вы вдруг обнаруживаете, что ваш сын-подросток увлекся наркотиками. В вашей голове проносится вихрь мыслей - сколько упущено за все эти годы часов, которые можно было бы уделить воспитанию ребенка, укреплению взаимоотношений с ним. Но вы были слишком заняты, зарабатывая на жизнь, заводя «нужные» знакомства или просто читая газету.

Вас увольняют с работы. Или ваш врач сообщает, что вам осталось жить несколько месяцев. Или трещит по швам ваш брак. Подобные ситуации раскрывают нам глаза на то, как мы распоряжаемся своим временем, и на то, что действительно важно для нас.

Ребекка. Несколько лет назад я познакомилась в больнице с женщиной, ей было лишь двадцать три года, и у нее дома оставались двое маленьких детей. Она только что узнала, что у нее неизлечимый рак. Я держала ее за руку, думая, что сказать ей в утешение, а она рыдала: «Я отдала бы что угодно за то, чтобы сейчас пойти домой и поменять пеленки!»

Размышляя над ее словами и вспоминая, как я сама нянчилась со своими маленькими детьми, я задумалась, как часто каждая из нас меняла пеленки скорее из чувства долга, торопливо, даже раздражаясь от этой неприятной необходимости, отрывающей нас от срочных дел, не дорожа этими драгоценными мгновениями жизни и любви, которым уже не суждено вернуться.

При отсутствии подобных «пробуждающих звонков» многие из нас никогда так и не задумываются по-настоящему о важнейших жизненных вопросах. Вместо того чтобы поискать глубинные, хронические причины проблем, мы снимаем острую боль, порождаемую ими, используя своего рода аспирин и лейкопластырь и, получив временное облегчение, продолжаем заниматься «полезными» делами, не удосуживаясь остановиться и спросить себя, самое ли важное для нас то, что мы делаем.

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

В своих усилиях преодолеть разрыв между часами и компасом многие из нас обращаются к тайм-менеджменту. Если лет тридцать назад едва ли можно было насчитать хотя бы десяток книг на эту тему, в ходе недавнего исследования мы обнаружили сотни книг и статей, множество разного рода календарей, органайзеров, компьютерных программ и иных инструментов управления временем. Реагируя на спрос со стороны общества, объем такой литературы и инструментов растет, как на дрожжах.

Изучив собранную нами информацию, мы выделили восемь основных подходов к управлению временем - от вполне традиционных, ориентированных на производительность, таких как «Организованность», «Подход воина», «АБВ», до новейших, раздвигающих рамки традиционных парадигм. К числу последних относится свойственный скорее восточному менталитету подход «Плыви по течению», призывающий не забывать о моментах вечности, когда тиканье часов замолкает в минуту радости. Сюда же относится и подход «Оздоровление», который показывает, что люди, неэффективно распоряжающиеся своим временем, зачастую являются жертвами глубоко укоренившегося психологического сценария, навязанного воспитателями или окружающими людьми.

Краткое описание всех этих подходов можно найти в приложении Б. Но большинство людей, говоря о различиях в методах управления временем, подразумевают иную классификацию - то, что можно было бы назвать тремя поколениями управления временем. Каждое новое поколение создается на базе предыдущего, продвигаясь в сторону большей эффективности.

Первое поколение. Первое поколение управления временем строилось на памятках. Это значит «плыть по течению», но при этом соотносить свои дела со своим временем - написать отчет, посетить собрание, отремонтировать машину, прибраться в гараже. Это поколение характеризуется простыми записками и списками дел. Если вы представитель этого поколения, то носите с собой такие памятки и время от времени заглядываете в них, чтобы не забыть сделать то-то и то-то. Те дела, которые вам удается сделать к концу дня, вы вычеркиваете из списка, а несделанные заносите в список дел следующего дня.

Второе поколение. Второе поколение - это поколение «планирования и подготовки». Оно характеризуется блокнотами и календарями встреч. Этот подход подразумевает продуктивность и личную ответственность в постановке целей, предварительное планирование будущих событий и действий. Представитель этого поколения принимает на себя обязательства, записывает их, устанавливает сроки выполнения, фиксирует время и место встречи. Возможно, он даже использует для этого компьютер.

Третье поколение. Подход третьего поколения - это «планирование, расстановка приоритетов и контроль». Если вы принадлежите этой генерации, то, наверное, уделяете некоторое время на прояснение своих ценностей и приоритетов. Вы спрашиваете себя: «Чего я хочу?». Вы ставите перед собой долго-, средне- и краткосрочные цели. Вы расставляете приоритеты в своих повседневных делах. Это поколение характеризуется разного рода органайзерами - электронными или традиционными - с детализированными формами и графами для повседневного планирования.

Эти три поколения управления временем отражают значительный путь, который мы проделали в направлении к большей эффективности нашей жизни. Производительность, планирование, расстановка приоритетов, прояснение ценностей и постановка целей играют важную роль.

Однако при всем огромном интересе к ним и большом многообразии предлагаемых вариантов эти подходы оказались не в состоянии помочь большинству людей преодолеть разрыв между тем, что действительно важно для них, и тем, на что они тратят свое время. Во многих случаях это несоответствие лишь увеличивается. «Мы добиваемся большего за меньшее время, - говорят люди, - но где же глубина взаимоотношений, где душевный покой, где гармония, где уверенность в том, что мы делаем что-то важное и делаем это хорошо?»

Роджер. Эти три поколения описывают хронику моего собственного опыта управления временем. Я рос в калифорнийском городке Кармеле, прибежище художников и писателей. Царившие там артистическая атмосфера и дух свободы, безусловно, располагали к управлению временем первого поколения. Я время от времени записывал дела, о которых не хотел забыть, особенно турниры по гольфу, занимавшие значительное место в моей жизни. Кроме того, я разводил лошадей на ранчо, а это предполагало некоторые важные обязанности, о которых тоже нельзя было забывать.

Постепенно необходимость успевать делать больше за меньшее время, возросшие требования к самому себе и появление новых благоприятных возможностей сделали меня ярко выраженным представителем второго поколения. Я читал об управлении временем все, что попадалось под руку. Более того, мне довелось даже работать консультантом по управлению временем. Я помогал людям стать более эффективными, организованными, учил их искусству телефонного общения и т. п. Обычно после наблюдения за их повседневной деятельностью и соответствующего анализа я давал им конкретные рекомендации, как они могут успевать делать больше за меньшее время.

"Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие" — это произведение поможет вам правильно и без излишнего напряжения распланировать свое время таким образом, чтобы все успеть сделать. Книга написана в 1994 г., переведена на русский в 2008 г. Рассчитано на обширный круг читателей.

Стивен Кови, владелец 7 докторских степеней, наставник и профконсультант по управлению. За его плечами Гарвард и университет Бриэма Янга. Имеет множество премий и наград. Так же он отмечен премией за отцовство, являясь отцом 9 детей и дедом 43 внуков. Им написано приличное количество книг, ставших бестселлерами. На данный момент он занимает пост зампредседателя совета директоров компании FranklinCovey. Ребекка Меррилл, соавтор множества произведений по личностному тренингу, написанных вместе со Стивеном Кови, его сыном и своим мужем. Занимает руководящие должности во многих организациях, направленных на общественную деятельность. Мать 7 детей и бабушка 12 внуков. Роджер Меррилл, соучредитель компании, созданной Стивеном Кови. Бизнес-тренер и консультант многих фирм. Является автором популярных книг по саморазвитию. Его специализацией в течение многих лет была помощь руководителям высшего звена по вопросам лидерства, а так же коуч и линейный менеджмент.

Эта книга во многом по-новому поможет вам взглянуть на давно знакомые вещи. Изо дня в день совершая одни и те же действия мы настолько входим в определенное жизненное русло, что уже не представляем себе других вариантов развития событий. И эта так называемая "рутина" очень часто оставляет после себя чувство неудовлетворенности. Авторы наглядно показывают, как можно распланировать свой день так, чтобы все важное было выполнено. А так же помогут определиться с тем, что же именно для вас важно в жизни на самом деле.

Аннотация

Как организовать свое время так, чтобы все успеть? Рецепт авторов кажется парадоксальным: далеко не все нужно успевать. Какой смысл как можно быстрее карабкаться вверх по лестнице успеха, если она приставлена не к той стене? Развивая идеи знаменитого бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», авторы объявляют прежние концепции и инструменты тайм-менеджмента несостоятельными. Они предлагают поистине революционные подходы к организации времени, помогающие преодолеть наркотическую зависимость от срочности и делать в первую очередь самые важные дела.

Введение

Раздел I. Часы и компас

Глава 1. Многие ли люди жалеют на смертном одре, что мало времени уделяли работе?

Три поколения тайм-менеджмента

Парадигмы 3-го поколения

Глава 2. Срочность как наркотик

Важность

Глава 3. Жить, любить, учиться, оставить наследие

Внутренний огонь

Чем принципы являются

Потенциал четырёх человеческих дарований

Питайте самосознание

Укрепляйте независимую волю

Раздел II. Главное, чтобы главное оставалось главным

Глава 4. Организация квадранта II

Определите свои роли

Задайте отправные точки

Проявляйте цельность

Глава 5. Страсть видения

Проникновение вглубь внутренней жизни

От миссии к жизни

Глава 6. Баланс ролей

Три парадигмы, укрепляющие баланс

Организация квадранта II укрепляет баланс

Глава 7. Сила целей

Использование уникальных человеческих дарований

Как ставить принцип-центричные цели

Глава 8. Недельная перспектива

Глава 9. Цельность в момент выбора

Как реализовать этот выбор

Просвещение сердца

Что даёт жизнь по совести

Глава 10. Уроки жизни

Раздел III. Синергия взаимозависимости

Глава 11. Взаимозависимая реальность

Парадигма взаимозависимомти

Новое определение важности

Глава 12. Совместное достижение целей

Страсть общего видения

Взаимовыгодные соглашения об ответственности

А если согласия нет?

Но что, если разногласия непреодолимы?

Глава 13. Расширение полномочий изнутри наружу

Подкрепляйтесь «обедом для чемпионов»

Станьте лидером-слугой

Всё это звучит очень красиво, но…

Что, если ситуация меняется?

Раздел IV. Сила и гармония принцип-центричного образа жизни

Глава 14. От управления временем к персональному лидерству

Воскресное утро в семье

Глава 15. Мир и гармония результатов

Главное внимание главным вещам приносит гармонию

Два камня предкновения

Характеристики принцип-центричных людей

Поворотные моменты

Если хочешь изменить мир, начни с себя

Приложение А. Работа над заявлением о миссии

Приложение Б. Обзор литературы по тайм-менеджменту

«Волшебный инструмент»

Приложение В. Литература мудрости