Гормонозависимые опухоли эстроген зависимые. Отличительные черты эстрогензависимых опухолей

– расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии , при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи , т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология , логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты . При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт , чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы , воспалительные заболевания мозга (энцефалит , лейкоэнцефалит , абсцесс), опухоли головного мозга , хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге .

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга , гипертоническая болезнь , ревматические пороки сердца , перенесенные транзиторные ишемические атаки , травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга ; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК , механотерапию , физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии , структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания .

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

В первые дни и недели наблюдается нарушение речи. Одни не могут вспомнить названия предметов и действий, выразить свою мысль, другие не в состоянии понять, что говорят окружающие. Однако и интеллект, и память (образная) сохранены, в порядке зрение, слух... Используя эти каналы, можно многое восстановить.

В зависимости от того, какие отделы мозга поражены, говорят о разных формах афазии после инсульта (нарушениях речи).

Судить о них, а значит и выбрать метод восстановления речи можно уже через две недели после начала заболевания.

Моторная афазия

При моторной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в состоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется правильно назвать предметы, действия.

Бывают случаи, когда больной не в состоянии ни повторить, ни самостоятельно произнести звук или слово. При попытках говорить долго и часто безуспешно ищет положение губ, языка. Однако может петь и читать хорошо знакомые стихи.

Сенсорная афазия

У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Отсутствует и контроль за собственной речью. Она малоинформативна, состоит из обрывков слов и фраз. Человек не может писать, не понимает прочитанного.

Одни больные безуспешно пытаются что-то повторять, называть. Речь их многословна, эмоциональна, богато интонирована, сопровождается мимикой, жестами. Но эта “словесная окрошка”, или “словесный салат” - как говорят специалисты, существует как бы сама по себе: больной не понимает ни того, что говорит, ни простейших слов, просьб, указаний, обращенных к нему. Эти признаки характерны для первой формы сенсорной афазии.

В других случаях до сознания пациента доходят простые команды, только если состоят из 1-2 слов, не более. Это вторая форма сенсорной афазии.

Страдающие третьей ее формой понимают только простые предложения. Сложный текст им не по силам. Они плохо ориентируются в пространстве, путаются в счете, не различают, что значит “под”, “над”, “к”, “от”, не оценивают сравнительных конструкций (муха меньше слона)...

Лечение

Что делать? Ответ однозначен: заниматься лечением афазии. Повторяем: не все безнадежно разрушено - есть интеллект, память, внимание, слух. Лучше, конечно, воспользоваться помощью специалиста по восстановлению речи (логопеда-афазиолога), но не всегда это возможно. Обычно вся нагрузка ложится на родных и близких. Чтобы максимально использовать время, отведенное на тренировки, попытаемся дать необходимые рекомендации.

Вам придется постоянно стимулировать и исправлять речь больного. Будьте готовы к тому, что на первых уроках ваш ученик быстро утомится. Делайте паузы и обязательно заполняйте их рассказами о простых вещах и событиях, о том, что когда-то до болезни очень интересовало вашего подопечного.

Когда и по сколько заниматься, зависит от состояния больного, но имейте в виду: частота и регулярность тренировок имеют огромное значение.

Если у вашего подопечного сохранено сознание, начинайте уроки с первых дней инсульта.

Поначалу занимайтесь не больше 10-15 минут, лучше 2-3 раза в день. Через 2-3 недели средняя продолжительность занятий может составить уже 40-60 минут.

Лечение моторной афазии

При лечении моторной афазии прежде всего необходимо растормозить речь, создать у больного психологическую готовность, условия, при которых возникают намерение и желание говорить.

Вот один из приемов. Заранее подберите красочные журналы с фотографиями (можно старые). Откройте семейный альбом. Произнесите фразу с определенной интонацией, например, радости: “Я счастлив видеть тебя!” - и попросите подопечного выбрать ту картинку или фотографию, с которой эта фраза ассоциируется.

Очень полезно напевать или вместе с больным прослушивать записанные на магнитофон известные ему песни. Это помогает поднять настроение, вызывает воспоминания, оживляет в памяти дорогие образы. Попросите его петь вместе с вами. Он потихоньку подхватит мелодию и вдруг довольно внятно произнесет какое-нибудь слово, чаще рифмованное.

Повторите это же на второй день, третий... Больной начнет произносить и другие слова, а через неделю-две после многократного пропевания любимых мелодий совместное пение не будет составлять для него труда. Теперь можно попросить его договаривать стереотипные предложения, знакомые стихи, пословицы. Например: “Тише едешь - дальше... (будешь)”, “Семь бед - один... (ответ)”.

Параллельно тренируйте пациента на так называемых автоматизированных речевых рядах. Предложите вместе с вами посчитать (один, два, три, четыре...), перечислить дни недели (понедельник, вторник...).

Его может заинтересовать чтение эмоционально насыщенного событиями рассказа. Показывайте картинки, отдельно написанные слова - это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей. Вдруг у вашего подопечного вырывается адекватно содержанию: “Ах, черт возьми!”, “Ай-яй-яй!”, “Нехорошо!”, “Здорово!”...

Кроме того, обязательно просите больного как можно чаще называть имена близких ему людей, термины, связанные с профессией или любимым делом.

В процессе повседневного общения старайтесь, чтобы он вспомнил как можно больше существительных, глаголов, других частей речи - сначала в отдельных предложениях, затем в простых диалогах, беседах. Так, подходя к столу, вы говорите: “Я сажусь на... (стул). Я беру... (карандаш), чтобы... (рисовать)”. Готовясь к умыванию: “Где тут у нас туалетное... (мыло), чтобы руки... (мыть)? А вот зубная... (щетка), чтобы зубы... (чистить). Теперь нужно махровое... (полотенце). Им мы лицо... (вытираем)”.

Если больной вдруг произнес какое-то слово, например, “хлеб” или “мяч”, похвалите его, порадуйтесь успеху и не упустите шанс продвинуться дальше - напомните действия, с которыми связаны эти слова: “Хлеб мы... (едим). В мяч дети... (играют)”.

Не пытайтесь обучать вашего подопечного грамматике, опирайтесь на свойственное ему “чувство языка”. Варьируйте одно и то же слово: “Хлеб лежит на сто...(ле). Мяч лежит под сто...(лом). Я пошел к сто...(лу)”. Слова не надо зубрить, записывать - они должны постоянно встречаться в ваших беседах.

Разговаривая с больным, обязательно учитывайте его интересы и увлечения. С женщинами сподручнее говорить о кулинарии, моде, косметике, с мужчинами - о рыбной ловле, машинах, спорте, помогая жестами, показывая вещи или картинки, на которых изображено то, о чем идет речь. Например: “Вот река. В ней водится... (рыба). Ты любишь рыбу... (ловить). Ты ее ловишь... (удочкой). Но сначала надо накопать... (червей). Червяка ты насаживаешь на... (крючок). Рыба... (клюет)” и т. д.

Со временем диалог усложняется. Связная речь при моторной афазии, если она мягко выражена, обычно появляется вслед за увеличением словаря больного.

Лечение сенсорной афазии

При лечении сенсорной афазии акцент занятий делается на восстановление понимания сказанного. А чтобы облегчить этот процесс, надо постараться затормозить поток обильной и малоинформативной речи (она так и вырывается из уст больного), оживить сферу зрительных образов, которые необходимы для осознанного восприятия окружающего мира.

Затормаживание речи предполагает переключение внимания больного на другие виды деятельности. Полезны любая работа с цифрами и числами, игра в шахматы, лото, рисование по образцам, составление картинок из детских кубиков, выполнение различных заданий - нарезание карточек, полосок бумаги, шрифта из газет, журналов, а также мытье посуды, уборка квартиры, если ему это уже по силам.

Обязательно сопровождайте краткими пояснениями, что, как и зачем делать. Как можно меньше слов! Только отрывистые конкретные инструкции и оценки: “Разрежь бумагу на полоски”, “Хорошо”, “Правильно”, “Помоги помыть посуду”, “Нет”, “Не так”... Контролируйте, как осознает ваш подопечный бытовые команды: “Проходи к столу”, “Садись здесь”, “Открой тетрадь”, “Начинай рисовать”... Как это ни трудно, разрешайте больному лишь короткие высказывания, реплики, вопросы: “Это так?”, “Что делать?”, “Не знаю, как...” - не больше.

Очень важно научить его слушать. Процесс разбивается на ряд последовательных этапов - понимание сначала общего смысла и содержания звучащего текста, затем предложений и только потом отдельных слов, звуков.

Ведь больному сенсорной афазией гораздо легче произнести тираду слов самому, чем выделить одно, нужное.

Прежде чем начать разговор, обязательно сообщите, о чем сейчас пойдет речь в беседе, в рассказе, который вы намереваетесь прочесть. Например, “о природе”, “о животных и растениях Севера”, “о школе”... Это поможет создать состояние ожидания, готовность слушать текст определенного содержания, необходимый эмоциональный настрой. Заранее подготовьте картинки: одна соответствует тексту, другая - близкая к нему, третья - нейтральная. Положите их перед больным, прочитайте текст медленно и выразительно и попросите найти нужную картинку. Еще раз прочтите текст и попросите сказать, о чем идет речь, посчитать количество предложений. Выделите одну какую-нибудь фразу. Пусть он найдет на картинке соответствующий ей фрагмент. То же самое проделайте с отдельным предложением, потом словом. Лист, цветок, самолет, река... - звучание каждого ему нужно соотнести с соответствующим элементом картинки. Сюжет, изображенный на ней, должен вызывать только положительные эмоции. Да и текст небольшой - 3-7 предложений из 3 - 5 слов. Проштудируйте так 7-10 текстов, которые резко отличаются по содержанию и лексике. И уже после такой общей работы - восстановления умения слушать и понимать начинайте учить различать звуки.

Нарежьте из старых журналов картинки с изображением различных предметов. Разложите их перед больным. Напишите на трех листах бумаги крупно по букве, например, Б, Л, Ц. Предложите ему распределить картинки в соответствии с начальной буквой изображенного предмета. Новое задание: к оптическому образу буквы присоедините ее звучание. Повторяйте: “Сложи картинки к букве Л” и т. д. Позже больной должен классифицировать картинки, ориентируясь только на звучание названных букв (листы с написанными буквами уберите). Отработав первые три звука, переходите к следующей паре или тройке.

У страдающих сенсорной афазией в известной степени сохранены навыки письма. Но записывать такой больной может лишь то, что сам произносит. Чтобы упорядочить этот процесс, предложите ему сначала складывать слова из разрезной азбуки. Можно сделать схематические рисунки и подписи к ним из слов, близких по звучанию: “дом-том”, “дочка-точка”, “гора-кора”, “баба-папа”... Постепенно в процессе тренировки он начинает различать эти похожие по звучанию слова, понимать, какая подпись соответствует какому рисунку.

Полезно записать на бумаге и еще раз прочитать с ним слова, только что произнесенные. Так постепенно восстанавливается и навык чтения. А если параллельно больной еще и слышит запись этих слов на магнитофоне, эффект будет выше: он вслушивается в звучание произносимых им слов и исправляет ошибки.

Препараты

Восстановлению речи способствуют медикаментозные препараты. Они растормаживают не погибшие, но оказавшиеся как бы в недееспособном состоянии нервные элементы вокруг очага поражения.

Пробудить, образно говоря, от спячки речь и память помогает ноотропил. Его надо принимать долго (несколько месяцев) по 2,4 г (в первые недели после мозговой катастрофы гораздо больше - 3,6-4,8 г) три раза в день.

Если же лекарство возбуждает больного и его сон становится беспокойным, сдвиньте прием препарата на первую половину дня. Часть курса можно провести в виде внутримышечных инъекций ноотропила по 5 г ежедневно в течение 20-30 дней.

Эффективен, особенно при нарушении памяти и внимания, церебролизин. Его вводят по 5 мг ежедневно внутримышечно 20-30 дней.

Оба препарата - ноотропил и церебролизин - можно применять и одновременно. Их хорошо переносят больные.

Как видите, способы восстановления речи разнообразны. Попробуйте те, что мы предложили, но не навязывайте их вашему подопечному все в обязательном порядке. Учитывайте его индивидуальные возможности.

Однако одно правило незыблемо. Не стоит думать, что, старательно проведя занятия, вы свободны и вольны заниматься своими делами. Если вы по-настоящему хотите помочь близкому человеку вернуться к нормальной жизни, с ним надо как можно больше разговаривать, рассказывать о семейных делах, событиях дня, вместе смотреть телепередачи, слушать радио, по возможности ходить в театр.

Не забывайте ни на минуту: главное, что помогает восстановлению речи и других нарушенных в результате инсульта функций, - добрая, благожелательная атмосфера в семье, не устранение, а привлечение больного к участию в обсуждении домашних дел, выполнению посильной для него работы. Терпения вам и здоровья!

В результате повреждения участков мозга, которые отвечают за речь, может возникнуть афазия. заболевание, характеризующееся частичной или полной потерей речи. Как правило, недуг имеет внезапный характер и возникает в результате или инсульта. Однако в некоторых случаях болезнь может развиваться постепенно, например на фоне инфекции, опухоли мозга, деменции.

При афазии у человека практически полностью теряется способность говорить и понимать речь. Помимо этого, больной человек не в состоянии читать и писать. В основном, данное заболевание поражает людей пожилого возраста, однако возможно развитие афазии и у детей.

Классификация афазий

    Сенсорная афазия. нарушение, возникающее в результате повреждения височной доли головного мозга, как правило левой. Также это заболевание имеет название афазия Вернике. Больные данным недугом могут разговаривать длинными предложениями, не имеющими смысла, конструировать самостоятельно новые слова и добавлять их в предложения. Из-за этого их речь практически невозможно понять. Также при афазии Вернике для человека затруднительно понять чужую речь. Поскольку участки мозга, контролирующие движения, не повреждены, поведение и движения больного вполне адекватны.

    Моторная афазия. речи, которое возникает по причине повреждения лобной доли головного мозга. Другое название — афазия Брока. Так как речь страдающим афазией дается с трудом, они в состоянии выговаривать лишь простые, короткие предложения, пропуская предлоги и некоторые слова. Лобная доля мозга частично регулирует моторику, поэтому часто афазия Брока может сопровождаться слабостью правых руки и ноги или параличом.

Симптомы афазии

Человек, страдающий сенсорной афазией, бегло произносит нормальные слова, включая в предложения бессмысленные фонемы, но не осознавая их значения. Пациенты с таким заболеванием осознают, что их речь не могут понять другие.

Люди с моторной афазией в состоянии относительно хорошо понимать речь других. Но присутствуют трудности с произношением слов. Обычно нарушено письмо и речеобразование, что создает трудности в общении. Также при может присутствовать аномия (неспособность правильно называть предметы).

Афазия: лечение заболевания

Терапия афазии направлена, прежде всего, на восстановление нормальной общаться. Услуги профессионального логопеда на ранних стадиях заболевания дают хорошие результаты: чем раньше будет начата терапия, тем больше шансов на выздоровление.

Одним из самых важных условий успешного лечения является непосредственное участие в нем членов семьи. Родственники больного афазией должны придерживаться следующих рекомендаций:

    разговаривать простыми, короткими предложениями;

    повторять, при необходимости, важные фразы;

    общаться в естественной форме, не акцентируя внимание на болезни;

    стараться не поправлять речь больного;

    беседовать с больным как можно чаще;

    не торопить, давая время на выговаривание предложения.

Из данной статьи вы узнали о таком заболевании, как афазия: что это такое, каковы причины, симптомы и методы лечения.

Афазия - это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и - как результат - нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек - левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок - замок - олово - рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное - чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» - «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии - в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист - в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.