Игра. Какие существуют виды игровой деятельности дошкольников

38. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Постулируется, что она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая возникает с появлением социализированных и объективизированных символов - знаков.

Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Эта теория нашла свое развитие в работах Эльконина, в которых на большом фактическом материале было показано, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе.

С.Л. Рубинштейн видел специфику детской игры прежде всего в ее специфических мотивах, связанных с непосредственными переживаниями детьми явлений окружающего их мира.

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Развитие игровой деятельности. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа.

Сначала, на первом году, в первой половине второго года , когда у ребёнка только ещё формируется моторика и первые его достижения заключаются в овладении собственным телом, у него появляются игры, которые иногда называются функциональными, потому что в них дело идёт только о совершенствовании собственных двигательных возможностей.

По мере того как у ребёнка формируется подлинное предметное действие , у него создаются возможности для развития конструктивных игр (строительные игры). Здесь игровой деятельностью становится уже не движение, а целенаправленное действие, производимое с предметом и направленное на предмет, осмысленное предметное действие. У него развивается осмысливание окружающих его явлений и появляются смысловые, сюжетные игры; в этих играх окружающие ребёнка предметы приобретают для него новые значения, воображаемые функции, и сам он начинает выполнять какие-то роли.

Сюжетные игры наблюдаются у младших дошкольников в возрасте 3-3,5 лет . Но сюжеты в играх младших дошкольников ещё схематичны и отрывочны. Ребёнку ещё трудно развивать свои замыслы и ещё труднее следить за замыслами другого ребёнка. У детей есть стремление играть вместе, однако они плохо понимают замыслы друг друга, поэтому, с одной стороны, происходит частая смена сюжета, изменение внутреннего содержания игры, и, с другой, связи между детьми в игре не устойчивы, не логичны и не мотивированы. Роли в игре иногда возникают, но не получают оформления.

У средних дошкольников (4 5 лет) роль и сюжет игры приобретают уже известную оформленность, хотя сохраняют ещё неустойчивость. Роль начинает приобретать ведущее, организующее значение; правила игры начинают определяться её смысловым значением; но игры ещё не устойчивы и часто быстро распадаются; у некоторых детей уже проявляется способность заинтересовывать других детей своей игрой и следить за чужим замыслом.

У старших дошкольников (6 7 лет) наблюдаются уже длительные игры с прочно сложившимся сюжетом, с выполнением правил, которые заключены в роли и обусловливаются сюжетом игры. Выбор сюжета у них менее случаен; игры определяются относительно более устойчивыми интересами.

Развитие сюжетных игр связано с умственным развитием ребёнка со способностью представить нечто, сосредоточить внимание на различных сторонах действительности, относительно самостоятельно, творчески обработать полученный материал, понять логику человеческих действий в определённой ситуации. Развитие творческой игры связано также со способностью к драматизации, к изображению материала.

Дальше всё возрастает интерес к коллективным играм. Дети чётко договариваются, кто кем будет. Игра детей по своему характеру начинает напоминать своеобразную драматизацию, где есть режиссёр (организатор игр) и актёры. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Подготовка к игре (изготовление игрового материала, костюмов и пр.) занимает значительное место.

Этот тип игры характерен обычно для старшей группы детского сада.

СТРУКТУРА: роли, взятые на себя играющими;игровые действия, как средства реализации этих ролей;игровое употребление предмета;реальные отношения между играющими.

В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, позволяет осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром (например, игра – в основе метода лечения эмоциональных и поведенческих расстройств у детей - Игровая психотерапия).

Развитие ролевых игр не заканчивается в дошкольном возрасте. В жизни детей не только младших, но и средних классов школы эти игры занимают определённое место.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игровая деятельность - одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы.

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Мало того, игра присуща не только человеку - играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры.

Наиболее распространенные теории игр в 19 - 20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

Л.С. Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.

А.И. Сикорский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгат, К.Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и т.д., связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.

Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений.

При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой социального опыта.

Последняя особенность игры - подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.

Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -- от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

игра дошкольник психологический

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития (табл. 6).

Таблица 6

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных - все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.


В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машиной, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет». По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.

Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия - это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Так как ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, рассмотрим ее более подробно.

Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Структура развернутой формы ролевой игры такова:

1. Единица, центр игры. Это роль, которую выбирает ребенок. В детской игре присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели на ребенка большое впечатление.

2. Игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Большое значение приобретает символика игры. Д.Б. Эльконин говорил, что абстрагирование от операционно-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

Так как в игре начинает моделироваться система человеческих отношений, то возникает необходимость наличия товарища. Одному добиться этой цели нельзя, иначе игра потеряет смысл.

В игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий идет следующим образом: от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.

3. Правила. Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Играя в больницу, ребенок страдает как пациент и радуется как играющий, довольный исполнением своей роли.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3-7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры - действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры - выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание - выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.

В младенчестве ребенок манипулирует игрушкой, она стимулирует его к активным поведенческим проявлениям. Благодаря игрушке развивается восприятие, т. е. запечатлеваются формы и цвета, появляются ориентировки на новое, формируются предпочтения.

В раннем детстве игрушка выступает в автодидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрешки, пирамиды и т. д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы, цвета.

Ребенок получает много игрушек - заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

В качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки, а также природный материал: шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и т. д. Эти предметы в игре могут быть использованы по-разному, все зависит от ее сюжета и ситуативных задач, поэтому в игре они выступают как полифункциональные.

Игрушки - средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Куклы - это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств.


Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для дошкольника важнейшим видом деятельности остаётся игра. Разумеется, родители обязаны знать, чем и как развлекать своего малыша, чтобы одновременно это занятие способствовало его развитию и приносило пользу.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра для ребёнка является обязательным видом деятельности.

  • Она раскрепощает его, поэтому малыш играет с удовольствием и без принуждения. С первых недель жизни крошка уже пытается взаимодействовать с погремушками, подвешенными над его кроваткой.
  • В дошкольном возрасте игровая деятельность приучает детей к порядку и соблюдению правил.
  • В процессе игры дети стремятся проявить все свои умения (особенно играя со сверстниками).
  • Появляется увлечённость, многие способности активизируются, игра создаёт окружение вокруг малыша, помогает найти друзей и наладить контакты.
  • Играя, ребёнок учится находить выход и решать проблемы.
  • Правила игры учат его быть честным, а когда они нарушаются - следует всеобщее возмущение играющих.
  • Ребёнок может проявить в игре качества, которые в повседневной жизни незаметны.
  • Кроме того, в игре проявляется соперничество между детьми, что поможет им отстаивать свою позицию и выживать.
  • Благотворно сказываются игры на развитии воображения, мышления и остроумия.
  • Постепенно через игровую деятельность ребёнок подготавливается к вступлению во взрослую жизнь.

Функции игровой деятельности

Любая деятельность имеет то или иное функциональное предназначение, не является исключением и игровая деятельность.

  • Главная функция игры - развлечение. Игра должна пробудить у ребёнка интерес, доставить удовольствие, воодушевить его.
  • Коммуникативная функция игры заключается в том, что в её процессе ребёнок развивает речевой механизм в процессе поиска общего языка с партнёрами.
  • В выборе игровой роли скрыта функция самореализации. Ребёнок, выбравший роль с дополнительными действиями, более активен и имеет задатки лидера.
  • В преодолении в игре разнообразных трудностей (которые возникают везде) заключается её терапевтическая функция.
  • Благодаря диагностической функции малыш может лучше познать свои способности, одновременно воспитатель определит возможное наличие отклонений от нормального поведения ребёнка.
  • Посредством игры можно аккуратно корректировать структуру личности. Кроме того, в игре ребёнок усваивает правила человеческого общежития, ценности, приучается к социально-культурным нормам, встраивается в систему социальных отношений.

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.
В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.
Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.
Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками. Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил.

Игры для дошкольников

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

Дидактические игры

Важнейшим значением игровой деятельности является развитие детей в её процессе. Непосредственно этому служат дидактические игры, проводимые воспитателями. Эти игры специально придуманы для обучения и воспитания, в них есть определённые правила и ожидается конкретный результат. Фактически дидактическая игра является синтезом формы обучения и игры. В ней ставятся дидактические задачи, определяются правила и игровые действия и прогнозируется результат. Под дидактической задачей подразумевается воспитательное воздействие и цель обучения. Её хорошо демонстрируют игры, где закрепляется умение составить из букв слово или навыки счёта. Задача в дидактической игре осуществляется через игровые действия. В основе игры лежат осуществляемые самими детьми игровые действия. Чем интереснее эти действия, тем результативней и увлекательней получится игра.
Управляющий поведением детей педагог задаёт правила игры. Когда игра заканчивается, необходимо подвести её итоги. Под этим может подразумеваться определение победителей, справившихся лучше всех с заданием, но при этом нужно поощрить каждого участника игры. Взрослые используют дидактические игры как способ обучения, позволяющий плавно перейти от игровой деятельности к обучающей.

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Влияние игры на развитие психики ребёнка

Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека. Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение. Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими.
Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства.
В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника. Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе. По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире

Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Значение

Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Цели и задачи

Игра способствует развитию речи ребёнка

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе речь;
  • способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

  • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
  • общефизическая подготовка;
  • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
  • подбор игрового материала;
  • правильная организация и проведение игр.

Принципы и формы игры

Дети должны чётко понимать правила игры

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Программные документы

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

  • креативный подход воспитателя к работе;
  • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
  • учёт личностных качеств играющих;
  • хронометраж.

Используемые игры можно разделить на две группы:

  • с фиксируемыми правилами (например, лото);
  • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

Список приёмов по ФГОС

Физическое развитие малышей также реализуется через игру

По ФГОС игры делятся на:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

Видео: «Путешествие» для старшей группы

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

Современные виды игровой деятельности

Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

  • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
  • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

Игровая образовательная ситуация

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

  • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • направляющая роль воспитателя.

Типы ИОС

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

  • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
  • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
  • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

Примеры

Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Суть социо-игровой технологии

Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

  • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
  • Движение и активность.
  • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

Формы

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

  • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
  • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
  • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
  • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
  • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Примеры социо-игровой активности

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

Компьютерные игры

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Примеры

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

  • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
  • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
  • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Как провести правильный анализ?

Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка

Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

  • организационный компонент;
  • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
  • деятельность ребёнка.

Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

Аспект анализа Критерии анализа Оценка
Да Нет Частично Другое
Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
Соответствие уровню развития детей
Соответствие программе
Соответствие санитарным нормам
Соответствие материально-технической базы условиям игры
Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
Соответствие приёмов возрасту малышей
Правильность применения приёмов
Деятельность детей Усвоение содержания игры
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
Соответствие поведения условиям занятия
Соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.