Инновационные методы обучения студентов в вузах при изучении экономических дисциплин. Методы инновационного обучения в вузах

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.


Методы инновационного обучения в ВУЗах.

Музаффарова Л.Н.,

Доцент кафедры общей математики НавГПИ

Джалилов А.А.

Одна из важнейших тенденций развития высшего образования, состоит в пересмотре концепции организации учебно-воспитательной деятельности, педагогического руководства ею.

От жесткого, авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, переходят к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности субъекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества.

На это направлена идеология инновационного обучения, в котором «память» уступает место «мышлению» исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики.

В нашем исследовании особое значение приобретает проблема подбора комплекса методов инновационного обучения (МИО).

Целью подбора МИО явилась разработка и использование системы управления качеством образования, удовлетворяющим основным признакам инновационности, задачами которой стали:


  1. Развитие системы образования в духе инновационной стратегии.

  2. Внедрение различных технологий, связанных с инновационным процессом.

  3. Подготовка к определённым видам деятельности, составляющие основу модели современного специалиста.
В итоге мы сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения:

  • «Обучение сообща» . Обучение сообща происходит, когда студенты работают вместе: либо парами, либо небольшими группами – над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, а в процессе выработки единого мнения выдвинуть свежие идеи, комбинации или стратегии поведения.

  • «Концептуальная таблица». В концептуальной таблице компактно «упакован» большой объём аналитической информации. Такая таблица хороша для методического занятия (слайд, учебный плакат и др.). Задания на составление концептуальной таблицы по определенной проблеме силами малых групп с использованием мозгового штурма и последующим обсуждением в составе всей группы и выработкой оптимального варианта могут служить содержанием практического занятия по конкретной теме в фазе «размышления».

  • «Т-схема». Т – схемы позволяют на небольшой площади обзора поместить емкий смысловой материал. Особенно удобно использовать Т – схему для обобщения содержания модуля (укрупненной дидактической единицы). Задание на самостоятельную работу по составлению Т – схемы может служить хорошим стимулом для развития творческого мышления.

  • Анализ семантических черт. Сравнение новых и менее известных характеристик с такими, которые являются более знакомыми.
В качестве предварительного вида деятельности, студенты обсуждают два знакомых подхода. Предположим, что этими подходами в обучении являются традиционный и технологический, и группа, обсуждая сообща, приходит к мнению, которое отражено в двух строках таблицы.

Затем каждый студент самостоятельно заполняет третью строку таблицы, после проводиться групповое обсуждение, по результатам которого студенты возвращаются к схеме и подтверждают или предлагают поправки к тому содержанию, которые они сделали в третьей строке.

Анализ семантических черт хорошо использовать на занятиях, которые не основываются на текстах. Эта методика может иметь различные применения для занятий по точным наукам.


  • «Диаграмма Венна». Диаграмма строится на двух или более пересекающихся кругов. Приём позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух или более аспектов, имеющих различные и общие черты.
При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению.

Как показала наша практика, внедрение МИО – процесс сложный и длительный, уже с первых шагов он требует от преподавателя пересмотра своих педагогических концепций, содержания учебного курса и задач, которые он ставит перед студентами.

Таким образом, гибкость и адаптированность МИО позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях:

В заключении лекции как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;

В качестве введения в лекцию – постановка практической проблемы, которую предстоит разработать;

Для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;

Параллельно лекции – часть материала передается в устном изложении, а другая – посредством разрешения проблемы;

Вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи МИО.

Использование метода анализа конкретных ситуаций в управлении учебным процессом.

Ишмаматов М.Р.,

Старший преподаватель кафедры общей математики НавГПИ

Музаффарова Л.Н.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную систему управления учебно-воспитательным процессом.

Первым компонентом системы выступает личность преподавателя. Преподаватель выступает не как носитель информации и определенных знаний по предмету, но и как помощник в становлении и развитии личности студента.

Второй компонент – усвоение знаний перестает носить характер просто репродукции, а организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности.

Третий компонент – обучение направлено на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений.

В основе нашей работы лежит метод анализа ситуации, который дает возможность заставлять думать студента, рассуждать, аргументировать, делать выводы. М етод анализа ситуаций – это кейс-технология , который позволяет соединить теорию и практику, усвоить знания, приобрести навыки и умения для практического решения сложных задач.

Основная ценность метода анализа конкретных ситуаций состоит именно в развитии аналитических способностей, комплексного подхода к разрешению проблем, максимально приближенных к реальным ситуациям, оценке принимаемых решений и их последствий.

Включение студентов в творческую работу с кейс - технологией требует соблюдения целого рада условий:


  • систематической помощи со стороны преподавателя;

  • предварительного обдумывания того, какое задание продуктивного характера может обеспечить освоение базовых умений и навыков.
При работе с кейс – технологией студент должен выразить свою позицию, высказать свою точку зрения, своё отношение к изучаемому, а это требует доверительности и взаимопонимания, т.е. атмосферы сотрудничества.

На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т.д.

Решение таких проблем и разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:


  • поиски по линии репродуктивного обучения, конкретно-дидактическая, база которого связана с развитием программированного обучения;

  • поиски по линии исследовательского обучения, в рамках которого учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах профессиональной деятельности);

  • модель учебной дискуссии, характерными чертами которой являются,
    прежде всего, ознакомление каждого участника с теми сведениями, которые есть у других; поощрение разных подходов к одному и тому же предмету обсуждения;

  • сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам;

  • возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

  • побуждение участников к поиску группового, как правило, компромиссного, соглашения в виде общего решения;

  • организация обучения на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, тренингов и упражнений.
На занятиях с использованием кейс – технологии важно предупредить вопросы студентов, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить кейс - технологии необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте.

Следует отметить, что управлять работой студентов, используя метод анализа ситуации, имеет несколько целей:


  • развитие навыков анализа и критического мышления;

  • соединение теории и практики;

  • представление примеров принимаемых управленческих решений;

  • представление примеров последствий принимаемых решений;

  • демонстрация различных позиций и точек зрения;

  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Таким образом,

Роль новых информационных технологий.

Доцент кафедры «АУ и информационные технологии» НавГГИ

Ишмаматов М.Р.

Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации – использование информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер деятельности человека.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования, предполагающая использование новых информационных технологий (НИТ) для реализации идей развивающего обучения, а также адаптации молодого поколения, в том числе молодых специалистов, в новом информационном обществе.

Теоретические достижения и ре­комендации НИТ проходят проверку практикой и принимаются лишь в тех случаях, когда обеспечивают повышение производитель­ности труда и экономичности производ­ства, то есть являются эффективными. Стремление повысить производительность технических систем и сократить затраты на их создание и применение проявляется в технологических аспектах информатики.

Под словом технология принято пони­мать совокупность условий (режимов), приёмов и навыков использования пред­метов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в опре­делённом количестве с заданным каче­ством. Инструментами труда в информати­ке являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а мате­риалами - носители данных и структуры данных.

Привести ис­черпывающий список информационных технологий практически невозможно, по­тому что ежегодно появляются новые информационные технологии, да и дейст­вующие технологии непрерывно совершен­ствуются и изменяются. Разные информа­ционные технологии взаимно обогащают друг друга, поэтому корректно говорить не об информационных технологиях, а о сис­теме информационных технологий.

Во многих источниках рассматривается следующий перечень наиболее важных, сис­темообразующих технологий.


  • Технологии администрирования средств вычислительной техники.

  • Технологии электронного документо­оборота.

  • Технологии баз данных.

  • Коммуникационные технологии.

  • Технологии программирования.

  • Технологии компьютерной графики.

  • Технологии электронной коммерции.

  • Интернет - технологии.
Использование идей информатизации образования возможны лишь при наличии развитой учебно-материальной базы.

Информационная система обучения, выполняющая демонстрационные, обучающие и контролирующие программы, значительно отличается от традиционной. Во-первых, она на много полнее по содержанию учебного материала, во-вторых, обеспечивает индивидуализацию обучения, что в свою очередь способствует повышению качества обучения, в-третьих, эта система общедоступна, т.к. в настоящее время - время реформирования непрерывного образования предпринимаются серьезные инновации в этом направлении.

Технология обучения (образования) по определению ЮНЕСКО – это в общем смысле является «систематическим методом сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптиматизацию форм образования».

Компьютерная технология обучения – это такая система обучения, когда одним из технических средств обучения является компьютер.

Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывают для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому ИНТЕРНЕТ .

Методические значения использования

новых информационных технологий

Поэтапное проектирование Динамика и анимация алгоритм,

При подаче данного материала заложенных в данный процесс

Ускорение процесса подачи и Выявление факта выполнения заданий

Переработки информации

Оперативное оценивание Оперативность корректировки действий

Действий при равных выполняемых заданий

Информационных возможностях

Определение типичных Формирование понимания логики

Недостатков навыков действий с результативностью обучения

Учебный процесс в современном ВУЗе претерпевает постоянное совершенствование. В настоящее время для формирования и развития профессиональных навыков студентов согласно Федеральному образовательному стандарту высшего профессионального образования требуется использование активных и интерактивных методов обучения. По многим направлениям подготовки удельный вес таких занятий должен составлять до 25% аудиторных занятий. Особенно актуальным представляется использование активных и интерактивных методов обучения при подготовке студентов, изучающих мировую экономику и мировые финансы. Эти методы направлены на формирование у студентов в первую очередь профессиональных умений и навыков и позволяют использовать полученные знания в определенных практических ситуациях, успешно реагировать на изменения, происходящие в мире. Кроме того, активные и интерактивные методы обучения способствуют развитию навыков эффективных коммуникаций, лидерства, командной работы, ориентации на результат, управленческих навыков.

Отличие учебного процесса с применением активных методов обучения от традиционного заключается в том, что студенты активно вовлекаются в процесс обучения и с помощью обмена знаниями, идеями, способами деятельности совместно находят решение поставленной перед ними преподавателем задачи. Роль преподавателя в таких условиях трансформируется, он не просто доносит до студента свои знания, а организует учебный процесс таким образом, чтобы студент активно участвовал в обучении, извлекая информацию из различных источников.

В настоящее время нет четкого разделения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же методы могут относиться разными экспертами и к активным, и к интерактивным.

Активные методы обучения - это такие методы, с помощью которых студент в процессе освоения учебного материала применяет активную мыслительную, познавательную и творческую деятельность.

Таким образом, на занятиях становятся активными не только преподаватель, но и студенты.

При применении активных методов обучения преподаватель не просто излагает готовый материал студентам, а побуждает их к самостоятельному получению знаний с помощью активной познавательной деятельности. Активные методы обучения отличает высокая степень мотивации и эмоциональности, целенаправленная и длительная активизация мышления, при которой студент вынужден быть активным достаточно длительное время, т. е. на протяжении всего занятия, а не кратковременно, эпизодически.

Современной формой активных методов обучения выступают интерактивные методы обучения. Интерактивные методы обучения (от англ, «inter» -взаимный, «act» -действовать) связаны с более тесным взаимодействием студентов не только с преподавателем, но и между собой. Это название используется в случае необходимости отметить более высокую активность студентов по взаимодействию между собой, которой способствует преподаватель. Преподаватель, таким образом, выполняет роль организатора, помощника, создавая новый формат проведения занятий.

Важное значение среди различных форм проведения занятий всегда имела и имеет лекция. Лекция позволяет при передаче информации преподавателем охватить большое количество студентов. При изучении мировой экономики и мировых финансов можно широко использовать интерактивные лекции. Рассмотрим, какие лекции применяются при обучении студентов профиля «Международные финансы». К числу наиболее часто используемых интерактивных лекций для студентов этого профиля можно отнести: проблемную лекцию, лекцию- провокацию, лекцию-визуализацию, лекцию пресс-конференцию, лекцию-беседу и лекцию-дискуссию. При обучении студентов- экономистов нельзя полностью отказаться от классических лекций, необходимо постепенно дополнять их нетрадиционными формами, вносить в них инновационные элементы, ориентируясь на студенческую аудиторию.

Также среди преподавателей мировой экономики и мировых финансов в последнее время широкую популярность приобретают интерактивные семинары. В ходе таких семинаров у студентов формируются умения формулировки своей позиции, постановки и решения задач, отстаивания своей точки зрения, навыки проведения дискуссии. Преподаватель выступает на таком семинаре в роли организатора, модератора и партнера, а не в роли ментора. Самыми популярными среди преподавателей при проведении интерактивных семинаров являются следующие методы: учебная дискуссия, «мозговая атака», «круглый стол», деловая игра.

Метод дискуссии является базовым среди интерактивных методов обучения студентов экономического направления, он может быть включен в другие методы, выступая их составным элементом. Дискуссия может выступать также самостоятельным методом обучения. Для проведения дискуссии важное значение имеет выбор темы. Может проводиться дискуссия по материалам лекции, по итогам семинарских занятий, по проблемам предложенным преподавателям и студентами. Для студентов, изучающих мировые финансы можно предложить для проведения дискуссии следующие темы «Европейский союз: конфедерация или распад?», «Китайский юань - будущая мировая валюта», «Российский рубль - конвертируемая валюта». Подготовка и проведение дискуссии предполагает работу в группах. Важно правильно поставить задачу перед студентами, дать им время на подготовку и поиск материала. Метод дискуссии помогает закрепить знания и расширить объем получаемой информации. Работая в группе, студенты приобретают умения командной деятельности, навыки выработки совместных решений, поиска компромиссов, учатся приводить аргументы для отстаивания своей точки зрения, терпимо относиться к мнениям других. Во многомрезультативность проведения дискуссиисвязана с умением- преподавателя формировать группы и организовывать групповую работу с учётом поставленных целей. При проведении дискуссии нужно активизировать каждого участника и постараться вовлечь в дискуссию всех студентов группы. В конце дискуссии совместно со студентами преподаватель формулирует решение проблемы.

Метод «мозговая атака» («мозговой штурм») - метод коллективного поиска идей и решений, который также часто применяется при обучении студентов профиля «Мировые финансы». Этот метод также может использоваться как часть семинарского занятия. В ходе проведения «мозговой атаки» студенты выдвигают различные варианты решения поставленной задачи, затем они подвергаются анализу с точки зрения возможности использования этих вариантов на практике. При выдвижении идей рассматриваются самые разные варианты, порой неожиданные и парадоксальные. В данном случае на первом этапе необходимо исключить критику для того, чтобы дать возможность студентам высказывать различные идеи, не прерывая творческий процесс. Преподаватель помогает студентам, задавая уточняющие вопросы, мотивирует их на поиск новых интересных идей. На втором этапе идеи оцениваются, анализируются и выбираются лучшие. Участвуя в мозговой атаке, студенты приобретают навыки развития креативности, получения позитивного опыта решения проблем, активизации творческого потенциала. Этот метод применяется также во многих организациях для решения сложных проблем и поиска нетрадиционных способов их решения. Для студентов, изучающих мировые финансы для проведения мозговой атаки можно рекомендовать в качестве примера тему «Новые банковские продукты: валютные вклады физических лиц». Перед студентами, как сотрудниками депозитного отдела российского коммерческого банка поставлена задача разработать три совершенно новых банковских продукта для привлечения средств в долларах США и евро. Руководством банка была определена стратегическая цель на ближайшие три года - увеличение кредитного портфеля банка в 2 раза. А для реализации этой целей необходимо увеличение ресурсной базы, которую планируют увеличить в основном за счет привлечения денежных средств физических лиц во вклады. Ограничение, поставленное руководством: максимальная ставка по вкладам должна быть меньше действующих ставок рефинансирования по долларам и евро, установленных Федеральной резервной системой и Европейским центральным банком, увеличенных на 3,5 процентных пункта.

При этом студентам необходимо:

  • 1. Придумать оригинальные названия новых вкладов.
  • 2. По каждому вкладу определить целевую аудиторию.
  • 3. Для каждого вклада определить основные и дополнительные параметры.

Метод «круглого стола» широко применяется при изучении мировой экономики и мировых финансов. Он достаточно давно используется в науке и политике, и пришёл оттуда в сферу образования. В основе этого метода лежит свободное, нерегламентированное коллективное обсуждение актуальных проблем. На такие обсуждения выносятся наиболее трудные для усвоения вопросы курса, которые требуют коллективного обсуждения. Проведение круглого стола позволяет студентам выступать в роли докладчиков, оппонентов, получить навыки постановки и решения задач, формулировать доказательства и строить опровержения. Для проведения занятия требуется подготовка помещения и расположения в круговом положении столов так, чтобы студенты размещались лицом друг к другу. Это позволяет участникам чувствовать себя равноправными, что увеличивает их активность. Преподаватель также должен находиться вместе со студентами в круге, что позволяет ему управлять дискуссией, создает формат неформального общения. При проведении круглого стола иногда практикуются приглашения специалистов - ученых, экономистов, государственных деятелей, занимающихся данной проблемой, которая выносится на круглый стол. Проведению круглого стола предшествует самостоятельная работа студентов и качество занятия зависит от того насколько эта работа была глубокой и длительной. Применения данного метода способствует развитию творческого мышления, познавательной активности, помогает закреплению теоретических знаний, а также формированию практических навыков решения поставленных задач. Для проведения круглого стола среди студентов, изучающих мировую экономику и мировые финансы можно рекомендовать следующие темы: «Основные проблемы современной мировой валютной системы», «Место России на мировом финансовом рынке», «Россия и Международные финансовые организации».

Метод деловой игры широко применяется как в образовании, так и в исследовательской работе. В рамках деловой игры моделируется ситуация, в которой может оказаться студент при осуществлении своей профессиональной деятельности в области мировых финансов. Основной целью проведения деловой игры становится выработка практических навыков принятия решений в реальной ситуации. Использование деловых игр в образовательном процессе обеспечивает максимальное усвоение материала. Деловые игры создают связь между теорией и практикой. Такие занятия нравятся студентам, они ставят их в условия, когда необходимо решать конкретные задачи, дают почувствовать себя специалистами в своей сфере. Использование деловых игр в процессе обучения способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине.

Существуют различные виды деловых игр. В зависимости от целей при подготовке студентов по профилю «Мировые финансы» выделяют учебные, исследовательские, проектировочные игры. Учебные игры могут быть аттестационными, блиц-играми, мини-играми и т.д. Рассмотрим белее подробно такой метод интерактивного обучения как блиц-игра. Эта игра может использоваться в различных ситуациях. Она представляет собой быструю короткую игру, которая предполагает минимальное количество ролей. К ее особенностям можно отнести мгновенность проведения и получения результата. Такую игру можно проводить как часть семинарского занятия. Блиц-игра способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формированию умений и навыков выработки решений в короткие промежутки времени. В качестве примера можно привести блиц-игру, разработанную по теме «Приоритетность факторов конкурентоспособности мировых финансовых центров». Она помогает изучить роль современных международных финансовых центров в мировой финансовой системе. В задании предполагается выделение факторов конкурентоспособности мировых финансовых центров по их приоритетности. Для формирования мировых финансовых центров эти факторы имеют определенное значение. Каждому студенту выдается бланк, в котором он проставляет свои ответы в графу индивидуальная оценка. Затем студенты объединяются в группы (3-4 чел.). Каждая группа выставляет групповую оценку. По- слетого, как оценки выставлены преподаватель озвучивает правильные ответы. Студенты определяют групповую и индивидуальную ошибку, проводится анализ результатов.

Сравнительно новым методом интерактивного обучения является тренинг. Тренинг представляет собой комплексный метод обучения, состоящий из набора упражнений и игр, объединенных в систему. Проведению занятия в виде тренинга предшествует большая подготовительная работа преподавателя. Необходимо подготовить сценарий тренинга, осуществить подготовительную работу со студентами, провести распределение ролей между участниками. Тренинг направлен не только на получение знаний, но и на формирование компетенций, а также воспитание участников. Тренинг можно рекомендовать использовать в обучении для студентов при изучении мировой экономики и мировых финансов.

Важная роль в процессе изучения мировой экономики и мировых финансов принадлежит самостоятельной работе студентов. Для получения знаний, умений, владения навыками студент должен не только посещать лекционные и семинарские занятия, но и осуществлять планомерную самостоятельную работу в течение всего процесса обучения. Эта работа выполняется по заданию и под руководством преподавателя студентом самостоятельно. Целью самостоятельной работы является закрепление знаний, формирование умений и навыков, расширение интереса к исследовательской деятельности, повышение уровня подготовки студента. В ходе самостоятельной работы студент вырабатывает свою точку зрения на рассматриваемые вопросы. Традиционно самостоятельная работа студентов включает выполнение домашних творческих заданий, подготовку докладов, рефератов и т.д. Однако в современных условиях большое значение приобретает использование интерактивных форм самостоятельной работы студентов. Например, задания для самостоятельной работы студентов могут быть направлены на подготовку проектов. Студенты могут быть объединены в группы от 2 до 5 человек, и каждая группа студентов готовит свой проект самостоятельно. В ходе выполнения проекта студенты активно взаимодействуют между собой, каждому из них отводится определенная роль, они собирают информацию, анализируют ее, проводят оценку результатов, обмениваются полученными данными, каждый студент готовит определенную часть проекта. Каждая часть представляется группе, из этих частей готовится итоговый доклад группы. В результате подготовки проекта студенты приобретают коммуникативные навыки, работая в разных группах, развивают исследовательские умения, проводя анализ, систематизируя информацию и обобщая результаты. Выполненные проекты могут быть представлены группой студентов своим однокурсникам на семинарском занятии. Каждая группа представляет свой проект, рассказывает о результатах, отвечает на вопросы, защищая свою точку зрения. В качестве примера можно рассмотреть проект «Экономическое досье интеграционного объединения». Можно предложить студентам рассмотреть интеграционные объединения НАФТА, ЕС, ЕАЭС, АТЭС, БРИКС, КАРИКОМ, МЕРКОСУР и др.

Структура проекта включает:

  • 1. Краткая характеристика объединения
  • 2. Основные экономические показатели стран объединения (ВВП, ВВП на душу населения, объемы внешней и взаимной торговли, доля регионального экспорта в мировом экспорте, доля внутренней региональной торговли, доля внешней региональной торговли, индекс интенсивности региональной торговли, уровень инфляции (ИПЦ), занятость, госдолг, особенности экономического развития на современном этапе)
  • 3. Дальнейшие перспективы развития объединения.

Когда проекты будут готовы, на занятии проводится процедура защиты основных положений и результатов исследований. Каждая группа готовит доклад по результатам своей работы и представляет свое интеграционное объединение. Студенты могут задавать вопросы и участвовать в оценивании проекта. Может быть выделена группа экспертов, которая оценивает проекты и выбирает лучший.

Таким образом, применение активных и интерактивных методов обучения становится приоритетным направлением в образовательном процессе. Главной задачей обучения студентов профиля мировая экономика и мировые финансы является подготовка таких специалистов, которые могут быстро, адекватно и в некоторых случаях нестандартно реагировать на изменения, происходящие в современном мире. И в подготовке таких специалистов ведущую роль играют активные и интерактивные методы обучения. Рассмотренные методы активного и интерактивного обучения в первую очередь способствуют повышению активности студентов и мотивируют их к самостоятельному обучению. Таким образом, студенты переходят от пассивного восприятия информации к активному поиску знаний и формированию практических навыков. Из объектов воздействия они превращаются в субъекты взаимодействия. С помощью активных и интерактивных методов обучения студенты не просто получают актуальную информацию и формируют коммуникативные навыки, они также развивают навыки ораторского мастерства, ситуационного анализа, моделирования процесса принятия решений, сравнительной оценки разных ситуаций. Роль преподавателя в современных условиях трансформируется, его задачей становится не просто обучить студентов, предоставляя им информацию, а обучать и развивать, формируя необходимые компетенции. Активные и интерактивные методы обучения имеют сейчас высокий потенциал и могут широко использоваться творческими, прогрессивными и конкурентоспособными преподавателями высших учебных заведений. При этом наибольший эффект может быть получен в случае использования мультидисциплинарного подхода.

1

В статье рассматриваются перспективные направления совершенствования учебного процесса подготовки магистрантов по направлению «Государственное и муниципальное управление». Базой исследования явилась магистратура Оренбургского государственного института менеджмента. Представлены логика исследования и его позиции. Рассмотрены и теоретически обоснованы актуальность, основные термины,определены новые эффективные методы обучения, которые содействуют профессиональному развитию магистрантов, – деловые игры по тематике государственного и муниципального управления на материале регионального развития. Выделены равнозначные внешние и внутренние факторы повышения качества подготовки магистрантов: учебная, научная и научно-исследовательская деятельность во взаимодействии с преподавателями и региональными структурами управленческого характера, взаимосвязь которых позитивно влияет на их профессиональное саморазвитие. Представлены анализ основных методик обучения магистрантов по данному направлению и их внедрение в практику деятельности вуза. Рассмотрены особенности и критерии директивной и интерактивной моделей обучения в вузе. Был использован синтез подходов при ведущей роли компетентностного.

Федеральный стандарт высшего образования

инновация

компетенция

формы и методы обучения

государственное и муниципальное управление

1. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. №1367 г. Москва.

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «магистр»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 123.

3. Воронина Л.И. Инновационные подходы в обучении государственных и муниципальных служащих // Вестник университета. Государственный университет управления: Теоретический и научно-методический журнал. – 2010. – №4. – С. 74-80.

4. Вавилин Е.В. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузе // Вестник СГАП. – 2010. – № 2 (72). – С. 171 – 174.

5. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – Калининград: КГУ, 2003. – 151 с.

6. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. – М.: Российская академия образования; НИИРПО, 2006. – 320 с.

7. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 244 с.

8. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

9. Белоновская И.Д., Чулюкова С.А. Методологические предпосылки исследования юридической подготовки в сфере экологических рисков// Новые технологии в образовании. Научно-техническийжурнал. – 2009. – №4. – С. 14-19.

Переход высшего образования в России на двухступенчатую систему подготовки обусловил возможность обучения студентов в вузах через бакалавриат и магистратуру. При этом если обучение в бакалавриате дает возможность подготовить будущего управленца в рамках общих минимальных требований, то подготовка магистров позволяет существенно повысить их профессионализм, сформировать из них личностей, способных не только обучать особым профильным дисциплинам, но и осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях, учитывающих реалии формирования информационного общества.

При разработке образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» использовался как отечественный, так и зарубежный опыт . При этом образовательные технологии, в соответствии с принципами Болонского процесса, ориентированы на выработку у студентов компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Образовательные технологии базируются на сочетании традиционных и инновационных методик обучения и форм контроля.Формирование творческого профессионального потенциала выпускника вуза требует изменений структуры и содержания образовательных программ, использования, в числе других, новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки поступающих на обучение и обучающихся.

Важнейшим требованием к выпускнику вуза является обеспеченность его профессиональными компетенциями. В традиционном понимании это определяется накоплением знаний, а также практических навыков и умений, перечень которых зафиксирован в соответствующих ФГОС ВПО РФ . Учитывая, что управленческая деятельность в условиях динамично развивающихся потребностей личности, рынка труда, сфер экономики, общества, государства должна быть инновационной, традиционное, казалось бы, незыблемое толкование компетенции коренным образом изменяется. Компетентность - сформированное ядро знаний, навыков и умений фундаментального и специального «профильного» характера плюс сформированное творческое управленческое мышление.

Такая трактовка профессиональных компетенций обусловливает существенные изменения в подходах к реализации образовательного процесса. Формирование творческого профессионального потенциала выпускника вуза требует изменений структуры и содержания образовательных программ, использования новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки поступающих на обучение и обучающихся. При этом магистратура как наукоемкий образовательный институт,может функционировать лишь в условиях, благоприятных для развития научных исследований. Достижение высокого качества магистерской подготовки означает перестройку всего образовательного процесса в направлении «обучения через исследование».

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Но в данном случае проблема в том, что система государственного и муниципального управления во многом не способствует ни развитию креативности служащих, ни внедрению инноваций в их деятельность . Поэтому привлечение вузов к разработке различных проектов, в том числе инновационного характера, по заказу органов власти можно рассматривать как благо. Участие вузов в реализации государственных заказов на профессиональную переподготовку и повышение квалификации - это также работа, направленная на изменение менталитета служащих, которые будут способны внедрять различные инновации в практическую деятельность. Но достижение такого результата возможно лишь при условии творческого подхода к организации обучения.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации магистрантов на образование. Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности студентов, их включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников .

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и студента. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе .

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов-магистрантов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для их подготовки к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.

Безусловно, что формирование будущего специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, от степени эффективности которых и зависит уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, результативность этого диалога зависит от правильного решения преподавателем задач:

  • постановки учебной цели и вытекающей из этого мотивации для студента;
  • осуществления передачи материала определенного содержания (лекции) и его интерпретации для студентов (практические занятия). При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала;
  • контроля знаний.

Данная модель обучения носит директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача суммы знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог, где активной, инициирующей поток информации, стороной выступает преподаватель. Воспроизведение полученной информации при этом механическое: активности студента, его заинтересованность в процессе обучения проследить достаточно затруднительно.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, скажем больше - выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиска рационального в информативном потоке. Иначе, в нынешних условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер интерактивную модели обучения. Интерактивная модель ориентирована на необходимость достижения понимания передаваемой информации. Причем сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, творческое переосмысление им полученных сведений .

Необходимо отметить, что обе рассматриваемые модели обучения имеют свои как положительные, так и отрицательные моменты.

Так, основные критерии директивной модели обучения: точность, бесспорность, достоверность излагаемого, что предполагает большое количество лекций; итоговый контроль, предположительно наличие самостоятельной работы во внеурочное время, письменных работ не предусматривается; основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество практических занятий, инициатива студента-магистранта, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти две модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. При этом в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяется принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в вузе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. И поэтому от того, насколько каждый индивид (студент) будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.

Таким образом, реорганизация системы высшего образования предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу «чем больше, тем лучше»). И этот парадигмальный сдвиг в системе вузовского образования, подразумевающий внедрение современных педагогических технологий, уже имеет место. Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам.

В рамках нашего изложения рассмотрим интерактивные методы обучения, которые включают: метод проблемного изложения; презентации; дискуссии; кейс-стади; работу в группах; метод мозгового штурма; метод критического мышления; викторины; мини-исследования; деловые игры; ролевые игры; метод Insert - метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 10-минутное ассоциативное эссе; метод блиц-опроса; метод анкетирования или прием «Бинго» и др.

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Противоречия научного познания раскрываются посредством постановки проблемы. Учебная проблема и проблемная ситуация являются основными структурными компонентами проблемного обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед студентами проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность такого метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами. Главный успех данного метода в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых, ранее разработанных лекций, практических занятий как дополнение.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади, или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие «ситуация», т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. Метод УКС стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Данный метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Решение о применении конкретных форм обучения по дисциплине преподавателем принимается после проведения адаптационного тренинга в начале учебного цикла. Преподаватели обращают внимание на уровень профессиональной компетентности обучаемого. В учебной группе вычленяются лидеры и ведомые, а также возможные эксперты по конкретным направлениям. Определяется уровень активности и скорости усвоения материала, степень обучаемости.

Отсутствие боязни нового способствует внесению необходимых изменений в процесс обучения. Например, кейсы, заготовленные преподавателями, наполняются фактами местной «жизни». В них отражаются животрепещущие проблемы органов власти или администрации муниципальных образований, а значит, и большинства обучаемых.

Используется и другой метод. На основе хорошо апробированного проблемного кейса дается задание: изменить условия (ситуацию) «под себя», то есть применительно к реальным проблемам органа власти. Такая задача решается без особого труда, коллективно и по принципу аналогии. Возникает эффективная комбинация реальности и фантазии. Раскрываются креативные способности государственных и муниципальных служащих.

Остановимся на собственном опыте использования аналогичных приемов обучения по курсу «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления». Цель изучения данной дисциплины как учебного курса - наряду с познавательными задачами формирование у магистрантов научного понимания дисциплины как поступательного процесса, раскрытие содержания государственного и муниципального управления, его своеобразия, форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений, формирование у студентов определенного объема знаний организации государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Задача преподавателя в этом контексте - решить дилемму между необходимостью получения определенного минимума знаний, с одной стороны, и развитием и обучением студента - с другой. Проводя анкетирование с магистрантами, было выявлено, что изменить систему профессионального обучения можно, только развивая аналитические навыки обучаемых. И в этом мнении также нет ничего неожиданного. Во-первых, аналитические навыки, конечно же, входят в перечень основных профессиональных компетенций служащих. Навыки анализа - это залог успеха выполнения служащими таких управленческих функций, как прогноз, планирование и контроль, а также обоснование целей и результатов. Кроме этого, хорошо отработанные навыки анализа определяют качество основных «продуктов» деятельности служащих: аналитические, статистические отчеты, справки и доклады, проекты законов и других нормативных актов. Следовательно, еще одна важная задача преподавателя, обучающего чиновников, - это максимальное включение различных методов обучения, позволяющих совершенствовать прежде всего аналитические навыки. Другая часть опрошенных связывает модернизацию системы профессионального обучения с освоением ими современных управленческих и новых информационных технологий. Средство достижения этой задачи (кроме лекций), по мнению служащих, - это проведение теоретических семинаров. Оставшаяся часть опрошенных магистрантов предполагает, что модернизация системы профессионального образования не состоится, если не улучшить учебно-методическую оснащенность процесса обучения (в том числе на электронных носителях). Именно электронные учебники, применение дистанционных форм обучения дает возможность экономить время, обучаться без отрыва от производства.

Современные реалии вносят определенные коррективы в понимание форм и методик преподавания дисциплин в вузе. Особенную роль в приемах и средствах преподавания занимают современные информационные технологии - компьютер и интернет. В этой связи возникают новые видения путей успешного формирования знаний и умений у современной обучающейся молодежи. Одним из самых заметных проявлений влияния компьютерных и Интернет-технологий стало использование в процессе обучения интерактивных методов. Новое понятие в методике обучения, тесно сопряженное с современными техническими средствами, логично подводит под мысли о том, что использование всевозможных технических средств, в частности современных персональных компьютеров, в процессе обучения - это и есть интерактивные методы преподавания. А поскольку компьютер и Интернет так прочно вошли в нашу жизнь, что без них мы уже не мыслим своего существования в современном мире, то вполне понятна логичность рассуждения о том, что только эти методы являются панацеей в решении вопроса о выборе методик обучения, и только на них должны быть основаны пути и средства преподавания. Следовательно, остальные методики в образовательном процессе не выдерживают какой-либо критики.

Интерактивные методы обучения - такие приемы, пути и средства преподавания, которые нацелены на деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный процесс студента-магистранта. Исходя из данного определения, попытаемся охватить спектр тех методов обучения, которые можно включить в состав этого определения. Итак, на занятиях по гуманитарным дисциплинам возможно применение исследовательского приема. Направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержания нормативно-правового акта. Он ориентирован для работы в небольших (15-20 человек) группах - на семинарских (практических) занятиях. Сюда можно причислить:

  • работу студентов с наглядными пособиями - карты, схемы, таблицы;
  • работу студентов с документами и материалами;
  • использование технических средств обучения (персональный компьютер и т.п.) как совмещение различных методик в ходе одного занятия;
  • приемы деловых или ролевых игр, ориентированнные на поэтапное, функциональное участие каждого из студентов в процессе занятия.

Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения большего количества студентов и ориентированы на применение на практических занятиях. К этой категории методов следует относить:

  • использование всевозможных раздаточных материалов, текстов с фактологическими ошибками или пробелами;
  • инструктаж и иллюстрацию эталона рассуждения, направленных на самостоятельное последующее использование студентом в процессе мыслительной деятельности;
  • собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы студентов на несколько частей и исполнение каждым из студентов (или группы студентов) определенных функций, связанных с выполнением учебного задания .

Применение активных форм обучения влечет необходимость формирования в коллективе обучающихся атмосферы делового творческого сотрудничества. Формирование особой обучающей среды сегодня рассматривается педагогическим коллективом института как суть инновационного подхода. Несомненно, методически и психологически непросто создать на занятиях атмосферу сотрудничества. Но опыт показывает, что это возможно. Прежде всего это мягкое преодоление стереотипа, сформированного такой характеристикой ментальности государственных и муниципальных служащих, как поведение на рабочем месте, регулируемое жесткими иерархическими отношениями (начальник - подчиненный) и формализованными правилами. Преподаватели устанавливают иную норму отношений, сотрудничество, которое поддерживается постоянным обменом мнениями, дискуссиями, включением обучающихся в процессе проведения деловых игр в такие игровые роли, как «эксперт» или «оппонент». Сотрудничество, конечно же, достигается и за счет изменения ролевой установки преподавателя: смена традиционной роли «гуру» на роль тьютора, консультанта .

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Научная основа преподавания - это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем - профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования - это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования .

Как следует из сказанного, инновации - это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном, - это основной инструментарий улучшения качества образования.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в вузе. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных, «модных» методик в образовательном процессе. Поэтому нововведения в методике обучения в институте, где происходит формирование гражданина Российской Федерации, и уже тем самым каждый вуз несет ответственность за моральный и ценностный облик будущего поколения нашего государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов».

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Белоновская И.Д., д.п.н., профессор, начальник отдела по работе с филиалами и колледжами Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 24.06.2014.

Библиографическая ссылка

Цветков А.А., Чулюкова С.А., Свищева В.С. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» – НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-2. – С. 433-439;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Выходные данные сборника:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Черкасов Михаил Николаевич

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва

INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS’ TRAINING

Mikhail Cherkasov

PhD of Economics, the assistant professor «MATI - Russian State Technological University named after K.E.Tsiolkovsky», Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется преподавателями вузов. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.

ABSTRACT

The issues of the day of introduction, development and use of innovative receptions and methods in the process of educating of students are exposed in the article. The analysis of front-rank and modern innovative tool that is used by the teachers of Institutions of higher education is conducted. Advantages of innovative approach are reasonable as compared to the traditional forms of preparation of students.

Ключевые слова: обучение; вуз; инновации; студент; активные инструменты; специалист; информационные технологии.

Keywords: educating; institution of higher education; innovations; student; active instruments; specialist; information technologies.

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики . Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов . Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества . Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию . Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Рассмотрим некоторые из представленных методов более подробно.

В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. . При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального. Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей . Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых - индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:

· основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;

· соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;

· индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;

· интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;

· открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Список литературы:

  1. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. - 2012. - № 4. - С. 103-113.
  2. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 182-188.
  3. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 201-206.
  4. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. - 2012. - № 1. - С. 76-84.
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)