Из какого материала в средние века делали парики? Почему мужчины носили парики? История моды Почему в 18 веке носили белые парики.

Никогда не задумывался, почему в XVII и XVIII веках мужчины и женщины из высших и не очень сословий повсеместно надевали напудренные парики? Можно сослаться на бытовавшие тогда представления о красоте, тенденции моды и всё такое. Однако не стоит полагаться лишь на высокий вкус - многие вещи в те времена хоть и казались чудаковатыми, но отнюдь не были лишены прагматизма.

Вот и мужские парики: высокие, белые, покрытые пудрой и политые парфюмом - так ли глупо они выглядели и насколько были уместны? Поверь, не всё так просто! Давай разбираться вместе.

Считается, что моду на мужские парики буквально насадил французский король Людовик XIV (он же «король-солнце»). Он сам был одержим ими и сумел убедить носить парики весь высший свет того времени. Церковь пыталась бороться с этим, но ничего не вышло - парики прочно вошли в традицию.

Медицинский аспект

Тем не менее любовь к парикам была вызвана не только эстетическими соображениями, был и медицинский аспект. Всему виной не что иное, как сифилис, одно из проявлений которого - выпадение волос на отдельных участках головы. Конечно же парик эффективно скрывал эту проблему.

Дальше больше: состоятельные мужчины стали брить головы и носить парики (это, кстати, было совсем недешевым удовольствием), а настоящими лоббистами париков стали французский король Людовик XIV и английский Карл II.

Также есть мнение, что сифилис не основная причина: парики были традиционным элементом наряда в первую очередь для женщин, которые намного раньше оценили их удобство. Парики проще было расчесывать и мыть, цеплять на них самые разные украшения, но самое главное, их можно было просто снять и надеть на следующий день - тратить по несколько часов на прическу не придется.

Итак, у вас редкие волосы, седина, кожные заболевания? Спасет великолепный напудренный парик с вызывающим запахом! Всё в духе того времени. Теперь-то совсем другие правила - да и средства гигиены тоже.

Быстрые новости сегодня

Никогда не задумывался, почему в XVII и XVIII веках мужчины и женщины из высших и не очень сословий повсеместно надевали напудренные парики? Можно сослаться на бытовавшие тогда представления о красоте, тенденции моды и всё такое. Однако не стоит полагаться лишь на высокий вкус - многие вещи в те времена хоть и казались чудаковатыми, но отнюдь не были лишены прагматизма.

Вот и мужские парики: высокие, белые, покрытые пудрой и политые парфюмом - так ли глупо они выглядели и насколько были уместны? Поверь, не всё так просто! Давайте, разбираться вместе.


Считается, что моду на мужские парики буквально насадил французский король Людовик XIV (он же «король-солнце»). Он сам был одержим ими и сумел убедить носить парики весь высший свет того времени. Церковь пыталась бороться с этим, но ничего не вышло - парики прочно вошли в традицию.

Секрет, почему мужчины XVIII века носили парики, раскрыт! Казалось бы, причем тут сифилис…
Тем не менее любовь к парикам была вызвана не только эстетическими соображениями, был и медицинский аспект. Всему виной не что иное, как сифилис, одно из проявлений которого - выпадение волос на отдельных участках головы. Конечно же парик эффективно скрывал эту проблему.





Дальше больше: состоятельные мужчины стали брить головы и носить парики (это, кстати, было совсем недешевым удовольствием), а настоящими лоббистами париков стали французский король Людовик XIV и английский Карл II.


Также есть мнение, что сифилис не основная причина: парики были традиционным элементом наряда в первую очередь для женщин, которые намного раньше оценили их удобство. Парики проще было расчесывать и мыть, цеплять на них самые разные украшения, но самое главное, их можно было просто снять и надеть на следующий день - тратить по несколько часов на прическу не придется.

Х-XII века - к этому времени возникают и быстро растут города. Скученность населения приводила к частым эпидемиям, посещение бань стало не только обязательным, но и жизненно необходимо, здесь можно было вымыться, побриться и постричься. Эту работу выполняли банщики-парикмакхеры. Кроме этого, они занимались удалением зубов, бородавок, кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак - небольшой круглый тазик.

В XII веке появились профессиональные брадобреи, которые выполняли примитивные стрижки, прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы, привели к появлению новой профессии - полевого фельдшера-парикмахера.

Девушки франкских племен (500-751 г.г.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. В торжественных случаях высшее духовенство носило митры. Митра представляла собой круглую шапку, простую по форме и украшение, но со временем она стала более высокой, треугольной, из двух половинок. Митры изготовлялись из парчи, расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митды опускались на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара - это высокий колпак конической формы, делался из дорогих материалов.

Ренессанс - (XVXVI в.в.) эпоха возрождения. Она принесла с собой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины носили волосы, достигавшие плеч или лопаток, выстригали ровную челку, височные и затылочные пряди стриглись полукругом. Прически делались как из прямых волос, так и из завитых. В женских прическах преобладали завитые локоны, закрепленные шпильками.

Распространенная прическа - колба - пробор, концы волос подгибались вовнутрь, часто делалась пейзанская стрижка, где применялись перевитые украшениями локоны и использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением каркаса.

Барокко - конец XVI -середина XVII вв. Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности, из завитых длинных и полудлинных волос, спускающимися отдельными локонами.

В 1624 г входит в моду пышный завитой парик. Завивали его горячим способом при помощи пара, что было в то время большим новшеством.

Парикмахеры делают всевозможные прически: грива, пудель. Они представляли собой большое взбитое облако из локонов, окружавших лицо.

Самой модной бородой этого времени считается мушка - маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции. Женские прически стали более естественными, в моду входит прическа Мария Манчини, которая укладывалась двумя полушариями, делается прямой пробор и два змеевидных локона ниспадают на плечи или спину. Появляется новая прическа фонтаж она представляет собой нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков, а на грудь спускались один или несколько локонов.

В 1644 году появилось специальное руководство, содержащее срветы и рецепты по уходу за лицом и волосами, но несмотря на это, личная гигиена еще не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. Умывались через день. К концу недели образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и мужчины румянились и подкрашивали губы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее 9 – 12 века и позднее 13 –15 века. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить греховную человеческую плоть.

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

Ампир, первая четверть XVIII века

Когда Наполеон объявил себя императором Франции, произошел переворот в модах и видах причесок. Как прическе, так и одежде стали придавать традиционные римские формы. Прически делались на передней части головы. На лбу мелкие ниспадающие локоны. Были драгоценные украшения причесок. Появилась прическа Титуса, ее долгое время носили в Европе. Вскоре развился ампирный стиль - это разнообразие локонов (спиральных, круглых, плоских), стиль которых сохранился до наших времен.

Характерными были украшения причесок - широкие гребешки, драгоценные диадемы, вышитые жемчугом ленты, дорогие застежки, до такой степени заполняя прически, что они казались перегруженными. Несмотря на новое направление моды, некоторые женщины продолжали носить пудреные парики. В результате английской блокады, в связи с этим нехваткой пудры в стране правительство запретило носить пудренные прически. И облагало модницу уысоким налогом и денежным штрафом.

После поражения Наполеона все виды при исчезли, вместе с этим Париж утратил свое положение диктатора моды . Виденмеер, падение Наполеона 1815-1848 гг. тон в искусстве и в моде начинает задавать Вена, вновь наступила эпоха парикмахерского мастерства. Прически этого времени придавали обаяние молодости и красоты, но были очень сложными. Характерная их особенность -крупные плотные локоны, которые укладывались с двух сторон головы, благодаря чему получалась плотная, выточенная прическа. Далеко выступавшие пышные боковые локоны или вздутые стоячие петли и косы требовали очень высокого мастерства. Украшением были: диадемы, жемчуг, ленты.

Произведения парикмахерского искусства 1830 г. достигли кульминационного расцвета. Возник новый видермеерский стиль, который в противоположность предыдущему стилю выглядел по-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завивками, кольцевым плетением и спиральными локонами: эти прически отличались высоко стоящими петлями, кручеными и плетеными косами, боковыми локонами. Линии мужских и женских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними. Мужчины продолжают носить короткие прически Аля-титус, но после войны 1812 г. распространена прическа из полудлинных волос Аля-мужик. Начальство строго следило за соблюдением этого правила. Пожилые мужчины продолжали носить прически с короткими волосами Дуновение ветра. Потом появились прически с пробором от лба до затылка 30-40 гг.. Появился косой пробор, причем волосы сбивались в локоны надо лбом или по бокам пробора в виде хохолка, с висков зачесывались вперед.

В конце 40 г. волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника. Эта романтическая прическа была данью увлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в это время не носили. Новое время. (1920 г.)

Буржуазная революция (1848 г.) положила конец увлечению видермейским стилям. Искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение. В послевоенное время техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивку, окрашивание волос всевозможными химическими составами. Применяют фиксаторы для закрепления форм стрижки: лак, бриолин и различные кремы. Используют для укладки волос специальные щетки, ножницы, совершенствуется технология стрижки, применяются новые методы. В начале прически с короткой стрижкой были относительно однообразны, особенно излюбленной была пажеская прическа с боковым пробором, причем плоская волнистость волос придавала привлекательный вид всей прическе.

Парик в 18-ом веке

Вряд ли в ранние эпохи европейской цивилизации можно найти другой элемент, который бы больше годился для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик в том виде, как его носили в 17 и 18 веках. В 20-е годы 17 века от короткой стрижки переходят к моде на длинные волосы, а в самом начале второй половины появляется парик. Всякий, кто хочет слыть господином, будь то аристократ, судья, военный, священник или купец, начинает с тех пор носить как парадное украшение парик; даже адмиралы в роскошных латах увенчивают им свои головы. Уже в 60-е годы парик достигает наибольшей пышности. Его можно квалифицировать как бесподобное и смехотворное утрирование потребности в стиле и красоте.

Парик как явление культуры заслуживает более пристального внимания. Исходным пунктом столь длительной моды на парик остаётся, конечно, тот факт, что причёска из волос скоро начала требовать от природы больше, чем способна была дать значительная часть мужчин.

Парик появился в начале как суррогат для возмещения скудеющей красы локонов , то есть как подражание природе. Когда же ношение парика стало всеобщей модой, он быстро потерял всякую претензию на подражание естественной шевелюре и стал элементом стиля. В 17 веке, почти с самого начала моды, существовал стилизованный парик. Он уже служит не для подражания, но для того, чтобы выделять, облагораживать и возвышать. Тем самым парик есть наиболее барочный элемент барокко.

Примечательно в ношении парика не только то, что он, будучи неестественным, стесняющим и вредным для здоровья, господствует в течение полутора веков и, следовательно, не может быть сброшен со счетов как простой каприз моды, но также и то, что чем дальше, тем больше парик отдаляется от естественных волос, всё более стилизуясь . Эта стилизация происходит с помощью трёх средств: накладных локонов, пудры и лент. С рубежа 17-18 веков парик, как правило, носят только напудренным белой пудрой. И этот эффект портреты донесли до нас, без сомнения, весьма приукрашенным. С середины 18 века начинается отделка парика рядами жёстких, накрахмаленных локонов над ушами, высоко начёсанным хохлом и лентой, которой парик перевязывается сзади. Всякая видимость подражания природе исчезает, парик окончательно стал орнаментом.

Следует затронуть ещё один момент. Женщины носят парик только в случае крайней необходимости , но их причёска в общих чертах следует мужской моде, с использованием пудры и стилизацией, которая достигает максимума в конце 18 века.

Всё это означает тенденцию к непринуждённости и лёгкости манер, к намеренной беспечности, невинной естественности, которая на продолжении всего 18 века противостоит жеманству и чопорности. Было бы заманчиво и полезно проследить эту тенденцию в других областях культуры; тут вскрылся бы целый ряд связей с игрой, но это завело бы нас слишком далеко. Нам было важно установить тот факт, что все явления продолжительной моды на парик в целом трудно квалифицировать иначе, чем как одну из наглядных иллюстраций игрового фактора в культуре.

Елизавета Краснова

Стилист-имиджмейкер

Написано статей

18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке.

В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты.

Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика.

Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике.

Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть.

Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам.

Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году.

Упадок женских париков

В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота.

В течении следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно, волосы гадко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона.

Расцвет высоких причесок

Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д.

Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов.

Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль.

В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты.

Конец века париков

Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные.

Церковные запреты

Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнулся на целомудрие девушек. Как позже объяснят истории, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой.

Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас.

Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики.

Рост преступности

Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому выходя на улицу необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара.

Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса – мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам.

Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.

Парики сейчас воспринимаются как театральный, маскарадный атрибут. Чаще всего это парики необычных расцветок и форм из винила, акрила или каниколона.

Парики из натуральных волос тоже используются, но скорее как необходимость из-за каких-то физических недостатков. Гораздо популярнее сейчас использование отдельных прядей для удлинения волос или создания пышных причесок. Конечно, это отличается от того, зачем носили парики в 18 веке, ведь само отношение к повседневному использованию париков кардинально поменялось.

История возникновения париков

Первые парики стали делать еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте. Ношение париков было признаком статуса и богатства, а свои волосы сбривались и приносились в жертву богам. Постепенно мода на парики перешла в страны ближнего востока, а затем в Грецию и Рим.

Греки использовали парики исключительно как театральный реквизит, а вот римляне догадались скрывать париками . Римлянки, брюнетки от природы, предпочитали носить парики из волос белокурых варварок. Так они часто скрывали свою личность, чтобы не быть узнанными в местах с дурной славой.

А вот в средние века мода на парики не перешла, так как ношение чужих волос на своей голове было строго запрещено церковью. За это даже казнили нескольких христиан. И лишь в 14 веке мода на парики вернулась в королевские дворы. Сама королева Виктория носила парик, чтобы . В 18 веке пришла мода на пудренные парики с невероятными, неестественными конструкциями из волос, от которых отказались только после французской революции. Зачем такие парики носили в 18 веке?

Пудренные парики

Моду на такие парики ввел французский король Людовик IV. Так начали ходить мужчины его двора, а затем и вся Европа. Женщины начали носить парики немного позднее и прически их значительно отличались, что, впрочем, естественно. Мужчины носили в основном белые кудрявые волосы до плеч, с небольшими вариациями с течением времени. Женщины же создавали массивные высокие конструкции из волос, при чем, чем замысловатее был парик, тем дороже он обходился. Вдобавок такие парики активно пудрились крахмалом, поливались духами, для чего в доме выделялись отдельные помещения.

Когда в эпоху Просвещения светская жизнь отдалилась от церкви, это повлияло на стиль одежды и, как следствие, на . Одежда стала более раскрепощенной, свободной от предрассудков и скованности, что повлекло за собой и изменение парикмахерского искусства. К сожалению, далеко не все натуральные волосы позволяли создавать модные в то время сложные прически, поэтому богатые люди, которые могли себе это позволить, носили парики в 18 веке, чтобы “быть в тренде”.

И хоть количество богатого населения составляла всего 20%, такие нововведения моды повлияли на глобальные изменения экономики в Европе. Парикмахерская и шляпная отрасли практически исчезли, зато появились целые гильдии производителей париков. Правда такая мода продержалась лишь до французской революции, после которой полностью сошла на нет.

Выходит, что в 18 веке парики не несли практической пользы, а использовались лишь по веянию моды. Однако, это время, пожалуй, рассвет изящества и женственности, которые не встретить ни в одной другой эпохе. Хотя сейчас до сих пор производят такие парики для театральных постановок и маскарадных костюмов, всю красоту и замысловатость пудренных париков можно понять только на картинах классиков, которые к счастью сохранили для потомков кусочек свободного и элегантного Просвещения.