Как красиво сфотографироваться с собакой. Как сфотографировать собаку в движении

Собаки – это прекрасные фотомодели, у них прекрасно читаются эмоции, они выразительно смотрятся в кадре. Однако съемка собак является не таким простым делом, как кажется на первый взгляд. Наверное, каждый пытался фотографировать своего домашнего питомца, но далеко не всегда результаты получаются действительно интересными. Тут фотографу необходимо правильно выбирать ракурс, иметь навыки репортажной съемки, и, конечно, тонко разбираться в психологии собак.

Съемка собак на природе

Самый лучший вариант для фотографирования собак – это, разумеется, съемка на природе. Лучше заранее продумать место и время съемки, чтобы подгадать с естественным освещением. Лучше отказаться от съемки при ярком естественном освещении, особенно если окрас собаки белый или черный. В противном случае кадры получатся недостаточно выразительными. Если же все-таки приходится снимать при ярком свете, опасайтесь «кружевной» тени от деревьев и кустарников. Собака, накрытая такой пятнистой вуалью, будет тяжело восприниматься на снимках.

Пес на пляже — веймаранер

Для съемки домашнего питомца лучше всего подойдет живописный парк или небольшой сквер, где собака сможет свободно бегать и играть, а у вас появится пространство для фотосессии. В то время, когда собака бегает и резвится, уже можно пробовать поймать нужный момент. Тут можно пойти двумя путями. Либо бегать и играть вместе с собакой и пытаться ловить в объективе фотоаппарата каждую секунду, либо самостоятельно организовать своего домашнего питомца с помощью команд или приманок.

На прогулке собаки достаточно подвижны и активны, поэтому съемка превращается в репортажную или даже спортивную. Как показывает практика, легче всего фотографировать именно своего домашнего питомца, поскольку вы знаете его характер, особенности поведения и мимику. Поэтому гораздо проще подгадывать наиболее удачные моменты для того, чтобы нажать на кнопку спуска затвора. Кроме того, при желании можно самому смоделировать условия, при которых может получиться действительно выразительный, красивый кадр.


Каждая собака или порода собаки отличается не только внешне (размерами, формой и окрасом), но и своим характером или темпераментом. Поэтому если вы собрались поснимать чужих собак, просто гуляющих со своими владельцами в парке или соседнем дворе, стоит хотя бы на базовом уровне выяснить особенности темперамента различных пород. Информацию на тему психологии животного конкретной породы сегодня легко можно найти в Интернете. Быть наблюдательным и иметь представление об основах психологии братьев наших меньших – это, пожалуй, главный секрет успеха при съемке собак.

Во время съемки старайтесь поначалу немного понаблюдать за собакой, рассматривая ее и изучая повадки. Желательно научиться предугадывать действия животного, знать, как привлечь внимание собаки, зафиксировать взгляд. Вообще, съемка домашних питомцев требует от фотографа наблюдательности, усидчивости и терпения. Лучше дать собаке вволю набегаться – «отбеганное» животное (не путать с загнанным) будет легче фотографировать.

Можно придумать какой-либо сюжет на природе и поработать вдвоем. Для этого нужно найти какое-либо подходящее место, привлечь внимание собаки, поставить ее правильно и немного выждать для нужного момента. Кстати, привлекать внимание животного можно по-разному – в ход идут и различные лакомства, и игрушки. Лакомства, предлагаемые собаке, должны быть не сухим кормом или другой повседневной едой, к которой она уже привыкла, а нечто очень вкусным.

При выборе подходящего места для съемки учтите, что наиболее выразительные фотографии получаются тогда, когда животное хорошо выделяется на общем фоне. Если же окружающий ландшафт получается слишком пестрым, то можно попробовать выделить объект съемки резкостью, используя малую величину ГРИП. Здесь весьма кстати будет длиннофокусный объектив. Вообще, фон должен немного контрастировать с окрасом животного, но в то же время не сильно привлекать к себе внимания. Для «заморозки» движения собаки на фото во время прогулок и веселых игр выставляйте короткую выдержку. При этом следует оставлять некоторое свободное пространство на снимках в направлении взгляда собаки.

Съемка собак в студии

Студийная фотосъемка чаще всего требуется тем владельцам домашних питомцев, чьи подопечные выступают на различных конкурсах, в том числе состязаниях по созданию интересных собачьих образов. В принципе, фотографирование собак в студии мало чем отличается от классической портретной съемки – так же необходимо правильно выставить свет, навести фокус.

При съемке в студии есть возможность подготовить дополнительный реквизит для создания определенного образа, продумать все этапы съемки. Например, чтобы получить интересный кадр, можно расположить рядом с собакой какой-либо тематический предмет. Здесь стоит включить свою фантазию и обыграть домашнего питомца в наиболее интересных творческих композициях.

Главная сложность заключается в том, что собакам в студии очень некомфортно. Они обычно выглядят напуганными или ведут себя излишне натянуто, что, естественно, портит снимки. Это объясняется непривычной обстановкой, незнакомыми запахами, вспышками света и другими обстоятельствами. Так что при съемке в студии очень важно создать комфортную обстановку для животного – использовать мягкие коврики, игрушки, вкусные лакомства. Спустя какое-то время собака перестанет бояться и начнет резвиться прямо в студии, позы станут намного более раскованными. И тут-то и настанет долгожданный момент съемки.

Ракурсы для съемки собак

Очень важный момент при съемке собак – правильный выбор ракурса. Можно отметить несколько практических вещей, о которых должен знать каждый фотограф, снимающий братьев наших меньших:

  • Ракурс немного спереди и сверху приводит к тому, что собака «визуально» придавливается. Голова выглядит слишком массивно, шея становится незаметной. Такого ракурса следует избегать, поскольку он не только не приукрашает собаку, но скорее портит общее впечатление от домашнего питомца.
  • Другой вариант, когда вы фотографируете собаку чисто в профиль. То есть присаживаетесь таким образом, чтобы камера находилась примерно на уровне холки животного. Эффекта «придавленности» здесь уже не наблюдается, животное выглядит стройнее и красивее. Нет никаких бросающихся в глаза искажений пропорций. Это один из наиболее оптимальных ракурсов для съемки собак.
  • Если фотографировать собаку немного сверху и сзади, то верхняя фокусировка опять-таки сделает животное приземистым и коротконогим.
  • Ракурс сзади и снизу является достаточно выгодным, поскольку у животного сразу же появляется длинная, стройная шея, а также красивая линия холки. С помощью такого ракурса хорошо снимать крупных собак. Правда, голова при таком выборе точки съемки неизбежно визуально уменьшиться в пропорциях в сравнении с корпусом. Но если собака отличается крупной головой, то на фотографии она все равно получится элегантной и сбалансированной.

Чтобы полностью избежать искажений пропорций тела на фотографиях, лучше снимать собаку с расстояния в 10 – 12 метров. Однако для качественной съемки с такой дистанции нужно хорошее фотооборудование, кроме того, требуются соответствующие условия естественного освещения, которые не всегда наблюдаются. Так что чаще всего собаку приходится снимать с близкого расстояния, вследствие чего она будет занимать существенную часть кадра.

Как мы видим, при выборе ракурса съемки все же лучше отказываться от фотографирования с верхних точек, поскольку они визуально делают собаку более приземистой и коротконогой, нарушаются пропорции. Лучше немного присесть и снимать собаку с уровня плеч, либо фотографировать чуть снизу. Кроме того, стоит отметить, что наиболее выразительные фото получаются тогда, когда внимание собаки привлечено чем-то, расположенным не слишком высоко над землей. То есть она должна смотреть вперед и немного вниз. Необходимо стремиться к тому, чтобы на ваших фотографиях морда собаки выглядела бы объемной и выразительной, не было заметных искажений пропорций тела.

Фотографирование домашних животных кажется простым жанром, в котором попробовали себя очень многие. Но тем сложнее сделать что-то выдающееся.

Вот приходит, скажем, вам новый объектив или камера по почте, вы рады настолько, что забываете все, что так вожделенно планировали фотографировать, пока ожидали доставку. Вполне вероятно, что приобретение нового оборудования предполагалось для совершенствования мастерства в пейзажной фотографии или для съемки портретов, в качестве запасного или дополнительного для выездных фотосессий, которые включают в себя или , выпускные в школах и т.д. Но! Что делает практически любой фотограф, чтобы протестить новинку? Правильно. Как только с фототехники снимается защитная пленка и откладывается в сторону, чтобы на досуге полопать пузырьки на ней, фотограф практически любого уровня поищет глазами домашнего питомца и сделает несколько самых первых кадров с ним.

Даже, если вы никогда не задумывались о пет-фотографии (от англ. pet - домашний любимец), съемка домашних животных заложена в подсознании. Есть в доме кошка или собака - значит, их будут снимать. Вот и оказывается, что домашние модели становятся первыми, кого фотографируют на новейшие камеры и на только что появившиеся объективы.

Canon EOS 6D с EF 85mm F/1.8

Кошки - очень фотогеничны. С ними интересно и легко тестить на резкость линзы, получая от этого двойное наслаждение. Кошки, может быть, не станут радоваться вашим попыткам сделать художественное фото, но попозируют спокойно, позволив как следует разобраться с настройками фототехники.

Сейчас так широко распространено веяние размещения снимков в соцсетях, Инстаграме , в частности, что существует множество рабочих хэштегов, по которым можно с легкостью найти фотографии, которые с удовольствием выставляют хозяева котов и собак. На самом деле, если вам нравится обмениваться снимками домашних питомцев в соцсетях, вы наверняка знаете, какие следует использовать хэштеги для улучшения поиска по интересам. И так как кошек и собак, в отличие от младенцев, люди выставляют к себе в ленты новостей гораздо чаще, пет-фотография является ценным инструментом маркетинга.

Canon EOS 6D с EF 50mm F/1.4 USM

Для тех, кому нравится снимать домашних любимцев при тестировании фототехники, или чтобы наполнить свои профили в соцсетях, пополнить домашние альбомы, в общем, для всего, чего творческая душа ни пожелает, - пять профессиональных фотосоветов для улучшения качества пет-фотографии.

Совет № 1: узнайте о животных все, что сможете

Ну, или о домашнем любимце, которого вы фотографируете. Лучший момент - успеть снять кошку или собаку, когда они демонстрируют особенности своего характера и проявляют личность. Если ваш четвероногий друг ленивый, подумайте о том, чтобы сделать снимок, когда он спит. Надеемся, что вы лишены предрассудков и даже, если точно знаете, например, будете спокойны относительно того, когда это «правило» касается животных. Вернее, касается только технической своей частью. Животное, впрочем, как и любой человек, когда спит, может испугаться срабатывания вспышки. Просто не включайте вспышку при съемке собаки или кошки, и все будет в полном порядке.

by Fabrice Meuwissen
Canon EOS 40D c 50 mm ƒ/2.2 1/160s

Canon EOS 6D с EF 35mm F/2 IS

Если ваш питомец энергичный и шустрый, возьмите любимую игрушку, которая принадлежит ему и поиграйте с животным, раззадорьте его и поснимайте в движении. Самое простое движение - бросить за собаку игрушку или палочку и в момент разворота к вам можно поймать идеальный портрет. В нем будет все - и динамика, и характер, и ощутимое взаимодействие с человеком, а значит, веселье.

Canon EOS 6D с EF 85mm F/1.8

Совет № 2: будьте на уровне своего питомца

Большинство хороших пет-фотографий получается, если снимать практически с уровня глаз животного. А это означает, что нужно буквально лежать на земле, чтобы получить идеальный ракурс. Но такие неприятные с человеческой точки зрения действия имеют и положительную сторону - они ставят фотографа на уровне четвероногого питомца и позволяют посмотреть на мир глазами кошки или собаки. Отличный опыт, нужно сказать! Помимо всего этого вы получите несомненный бонус. Животные тоже способны удивляться и вряд ли ваше поведение пройдет незамеченным у домашнего любимца. Не бойтесь слегка испачкаться. Результатом могут оказаться отличные фотографии.

by Zoran Milutinovic NIKON D300 c AF-S VR Micro-NIKKOR 105 mm f/2.8G IF-ED 105 mm ƒ/3.2 1/320s

Совет № 3: используйте правильное освещение и настройки

В фотосъемке животных большинство технических вещей соответствует фотографированию людей. , которое лестно для человека, точно также будет благоприятным для кошки или собаки.

В домашних условиях - большое окно. Для съемки собак следует выбирать время ближе к вечеру, лучше поснимать их в лучах закатного солнца. В середине дня у вас могут возникнуть трудности с освещением, особенно при съемке черных собак. Если все-таки приходится проводить фотосъемку в средине дня, попробуйте найти более затененные области.

Если ваш питомец не спит, оптимальным выбором будет использование . На самом деле быстрая скорость срабатывания затвора практична для любой ситуации. В случае, если питомец находится в спокойном положении и вы уверены в том, что сможете использовать более длительные выдержки, попробуйте сделать это.

В помещении нужно постараться работать со скоростью затвора порядка 1/125 или быстрее и компенсировать недостаток света, используя максимально возможное открытие диафрагмы. В некоторых случаях придется поднимать значения ISO, но увлекаться этим никогда не стоит.

Практически любую интересную фотографию можно загубить плохим техническим качеством, к которому относится и цветовой шум из-за высоких в т.ч. Практические наблюдения показывают, что для съемки кошек хорошо использовать объектив 35 мм f1.4, в то время, как собаки прекрасно получаются, если снимать на 85 мм F1.8.

Для собаки, несущейся на фотографа со всех ног, желательно использовать скорость затвора в 1/1250 и 1/2500. Оба значения приемлемы для того, чтобы заморозить движение. Устанавливайте диафрагму в пределах f2.8-f5.6 с самым минимальным ISO, которые можно себе позволить. Также следует установить следящий автофокус и использовать центральную точку фокусировки. Такие настройки гарантируют получение приемлемого технического качества фотоснимков.

Если увеличить скорость затвора немного выше (1/3000 или 1/4000), получится заморозить погодные явления в виде дождя или снега. Все, что падает с небес будет четко зафиксировано на ваших снимках. И эти детали тоже могут стать вполне удивительными и дополняющими композицию.

by Jne Valokuvaus Canon EOS 5D Mark II Canon c 70-200 2.8L IS 200mm ƒ/3.2 1/1600s

by Jason Checkla Canon EOS 6D с EF 35 mm F/2

Иногда для того, чтобы внести творческую струю в пет-фотографию, неплохо использовать выносные накамерные вспышки, но расставлять их сбоку от животного. Например, на снимке выше хорошо видно, что использование Canon Speedlite за кадром позволило на изображении выделить пар из увлажнителя и помогло передать, насколько пушистый кот.

Совет № 4: будьте терпеливы

Вы можете снять 1000 кадров, используя спортивную съемку, но в итоге так и не получить именно той фотографии, которую ожидали увидеть. Как показывает профессиональный опыт, при съемке животных все-таки лучше запастись терпением и не «поливать» из камеры, как из автомата, а затаиться и ждать подходящего момента. Такая тактика поможет предугадать, что питомец будет делать дальше и позволит провести фотосессию небольшими сериями (по 2-3 кадра).

Не ждите, что отличный снимок получится с первой попытки. Нужно просто продолжать снимать, пока остается место в памяти. Пользуясь случаем в очередной раз хочется напомнить о пользе запасных аккумуляторов и дополнительных карт памяти, когда вы выходите из дома.

Совет № 5: проявите творческий подход и получайте удовольствие

Совет звучит, конечно, слишком очевидно. Но лучшие фотографии у вас получатся, если приложить усилия и созидательную деятельность, умноженную на удовольствие от процесса. Этот совет применим к фотографии в целом, а не только, когда вы снимаете домашних любимчиков.

Еще один совет: создайте условия для комфортного общения. Запаситесь игрушкой и вкусняшками для модели. Старайтесь использовать передний и задний планы вокруг объекта съемки, чтобы создать понимание у зрителя в каком контексте происходит съемка. Пробуйте разный угол. Чуть выше или чуть ниже, чтобы получить наилучшее композиционное решение. По поводу подсветки заходящим солнцем можно даже не говорить. Это самая работающая идея при съемке домашних животных.

Некоторые нюансы могут возникнуть при фотосъемке чужих питомцев. Наличие в вкусняшек или игрушек, помимо необходимой фототехники, гарантирует тот факт, что можно будет привлечь внимание животного. Еще лучше, если хозяин будет играть с питомцем, а для того, чтобы привлечь внимание кота или собаки и посмотреть на камеру - использовать пищевую приманку.

И напоследок самое хорошее о пет-фотографии. При съемке животных легко и просто использовать широкоугольный объектив. Снимки получаются забавными. Хорошо работают в качестве фотоюмора с человеческой точки зрения. Портрет домашнего любимца, сделанный широкоугольным объективом по сравнению с портретом подруги или сестры, сделанном с помощью той же линзы, вызовет, несомненно, больше восторга. И это очевидный плюс!

Пробуйте, экспериментируйте и никогда не забывайте, что самые благодарные модели - виши домашние питомцы. Они не обижаются на конечный результат и им не нужно отдавать фотоснимки.

Братья наши меньшие – прекрасные модели. Фотографировать их интересно не столько с технической точки зрения, сколько потому что собаки весьма выразительны и отлично смотрятся в кадре. Более того, многие из них – истинные творческие особы и обладают способностями к позированию. Во время съемки животных фотограф решает самые разные технические вопросы. Очень важно подчеркнуть окрас и фактуру шерсти питомца. Мастер должен быть настоящим универсалом и иметь навыки портретной, репортажной, спортивной и постановочной съемки. Ну и, конечно, очень любить животных и разбираться в психологии собак.

Как выяснилось, свою собственную собаку фотографировать проще всего. Зная ее характер, поведение, мимику, легко уловить мгновения, когда следует нажимать кнопку затвора. Любой наблюдательный хозяин способен сам смоделировать условия, при которых получится классный кадр. Самое главное, держать заряженным «фоторужье», чтобы получились веселые эмоциональные снимки.

© Elke Vogelsang

В случае с незнакомыми собаками просто держать включенным фотоаппарат недостаточно. В процессе съемки – неважно, длится она десять минут или два часа — нужно полюбить животное, разглядеть ее особенности, понять, что она любит, где ей комфортно и, самое главное – как ее мотивировать, чтобы ваша модель раскрылась и продемонстрировала свои лучшие черты. Не правда ли очень похоже на людей? За исключением того, что собаке гораздо сложней объяснить, что надо сделать то-то и так-то.

Как же найти общий язык с животным? Очень даже элементарно – просто освоить его.

Собачий язык — это не только звуковые сигналы, но и особенности мимики, движений, а также рефлексы.

Вообще любой домашний питомец, будь это кошка, собака, попугай и даже несмышленый грызун, наделен своими особенностями поведения. Перед тем как отправиться на фотосессию, следует погуглить информацию на тему психологии животного конкретной породы. Неплохо прочесть про то, что любит собака употреблять в пищу, какой темперамент присущ той или иной породе. Поверьте, зная основы, вы будете чувствовать себя более уверенно в процессе съемки.

© Gary Brookshaw

Пород собак очень много, все они отличаются не только внешне — размерами, формой и цветом — но и характером. Неплохо заранее выяснить особенности темперамента породы, а также поинтересоваться у хозяина, что собака любит, как играет, чего боится…

Как фотограф, работающий с животными, скажу следующее. Для успешной съемки очень важно любить собак, быть наблюдательным и владеть основами психологии братьев наших меньших. Опытные фотографы животных, как и собаководы, должны знать назубок, как вести себя с боязливой собакой, как унять возбужденное животное, и что сделать, чтобы пес не пугался большого объектива и яркой вспышки.

Два года назад, когда я только пробовала снимать животных, для меня было открытием – собаки умеют позировать, а некоторые даже это любят. Более того, для получения хороших кадров животным не нужна специальная дрессировка. В студийной обстановке собаки, которых приходили ко мне на съемки, не зная никаких специальных команд, на деле оказывались прекрасными моделями. Достаточно было всего лишь объяснить, что нужно делать, чтобы решить художественную задачу. Естественно на собачьем языке.

© Eiichi Yonemura

Главное правило в достижении поставленной цели: животному должно нравиться позировать. Для этого необходимо создать комфортные условия. Фотографу ни в коем случае нельзя насильно заставлять собаку что-то делать — с моделью нужно полюбовно договариваться.

Объясню на примере.

Студийная съемка

На фотосессию ко мне привели трех пуделей. Их хозяйка – профессиональный грумер (парикмахер), а ее подопечные – участники различных конкурсов красоты по созданию собачьих образов. Мне как фотографу была поставлена конкретная задача – сделать портфолио для очередного состязания.

На первый взгляд, что тут сложного? Выставляем свет, наводим фокус и делаем снимок. Но не тут-то было. Когда собачек «выгнали на сцену», я вдруг увидела, что им совсем некомфортно. Пудельки вели себя очень натянуто и были напуганы. Их можно понять – вокруг непривычная обстановка, чужие запахи, вспышки света и т.п.

© Larry Marshall

Поскольку для меня было важно сделать хорошие снимки, а не получить фото напуганных животных, я решила действовать, а именно создать комфортную обстановку. Вместо бумаги под лапами моих моделей появился мягкий коврик, после каждой вспышки я просила хозяйку давать питомцам поощрительные призы – кусочки сырка или как минимум поцелуй в носик.

Так, через некоторое время собачки перестали бояться и даже начали резвиться прямо в студии. Не исключено, что разбаловал их тот самый сыр. И (о чудо!) у моих моделей изменился взгляд, а позы стали более раскованы. Тут я поняла – пора начинать фотосессию.

Главный плюс фотосъемки в студии, что всегда есть возможность подготовить необходимый реквизит, продумать образы и технологию работы. Согласитесь, если сделать фото собачки в костюме – то получится просто портрет животного. Немного интересней будет выглядеть кадр, если положить рядом какой-нибудь тематический предмет. Но чтобы получить живую фотографию, важен сценарий. И если говорить о студийной съемке — то сюжет всегда основывается на взаимодействии собственно модели и предмета.

© Elena Shumilova

Из простой бумаги я изготовила кораблик и в качестве приманки положила внутрь кусочек сыра. И тут началось – собачки стали играть с корабликом, точнее искать сыр, у животных появился предметный интерес. В этот момент нужно быть во всеоружии и вовремя нажимать кнопку. В конечном итоге мы получили целую серию отличных фотографий, из которых я выбрала всего лишь парочку, подходящих по сюжету. Замечу, что в целом съемка длилась около двух часов, а в результате – всего две фотографии, зато безупречных!

В полевых условиях

На первый взгляд, нет ничего лучше для съемки собаки как естественные условия – на природе. Главное тут, казалось бы, поймать нужный момент. Однако если как следует не подготовиться, ловить нужную секунду можно очень долго. Фотографируя животных, следует держать в голове несколько нюансов.

Первое — это знакомство с собакой по всем правилам. Здесь важно не только пожать лапу четвероногому другу, но и представить свой фотоаппарат. Для тех животных, которые не имели опыт фотосессий, крупный объектив кажется чем-то вроде огромного глаза и может спровоцировать агрессию – или напротив – излишнюю боязливость. Дайте псу осмотреть свое фоторужье, понюхать его. Пощелкайте фотоаппаратом перед собакой, чтобы ее не пугал непривычный звук затвора. То же самое со вспышкой. Попробуйте несколько кадров – дайте животному почувствовать, что яркий свет, исходящий от аппарата, ничего плохого не сулит. Есть, конечно, собаки, которые вспышку не признают, в этом случае я просто ставлю большую чувствительность.

Чтобы фотосессия удалась, важно заранее продумать локацию и время съемки. Причем последнее очень важно для благоприятного естественного освещения. При этом стоит учитывать и окрас животного. Так, чересчур яркий свет не слишком хорош для съёмки белой собаки. Впрочем, и черная будет смотреться недостаточно выразительно — в таких условиях непременно появятся лишние тени.

Теперь переходим к поиску места. Главный и основополагающий фактор – это безопасность для животного. Будет очень неприятно, если ваша четвероногая модель попадет под колеса машины или напугает прохожих. Обычно я предлагаю выбрать место для съемки хозяевам и позволяю себе лишь высказать пожелания: помимо безопасности для животного, пространство для фотосессии должно быть достаточно свободным, чтобы собака могла свободно бегать и играть. Не должно быть слишком много ненужных деталей, лишних предметов, деревьев и т.п. Не стоит забывать, что место – это всего лишь фон, главное – это выразительность модели, ее эмоции.

В то время когда животные бегают и резвятся, снимать их можно довольно долго. Остается только выбрать методику. Бегать вместе с ними или самостоятельно организовать собак с помощью команд и приманок.

Приведу пример съемки в естественных условиях, в парке. Перед началом фотосессии я рассказала владелице собак, как мы будем работать, а она передала информацию своим питомцам. Но вскоре мы столкнулись с трудностями: собаки совершенно не хотели играть с мячом. Выяснилось, что в это время дня они обычно спят дома, соответственно и биоритмы у них настроены по-другому. Чтобы как-то замотивировать животных, мне вместе с хозяйкой пришлось играть с мячом, чтобы показать на личном примере, какое это интересное занятие. В то время как собаки переключили внимание на нас, для меня было важно с игры переключиться на фотосъемку.

© Sebastian Wahlhuetter

Начинающим фотографам следует помнить: собаки бегают очень быстро, а в тот самый момент, когда хочешь нажать кнопку затвора, они начинают двигаться еще быстрее. Так, даже в идеальных условиях места, мои модели то и дело оказывались в тени или убегали на большие расстояния, с которыми не под силу справиться моему объективу. Или же вовсе отворачивались в самый ответственный момент.

Таким образом, важное правило в репортажной съемке животных — не расслабляться и не останавливаться. Забыть про боли в мышцах из-за того, что пришлось сидеть долгое время на корточках, и настырно продолжать снимать не смотря ни на что. Собачки независимо от того, большие они или маленькие, довольно быстрые животные, так что фотографу волей-неволей приходиться работать в их ритме.

Если вы всерьез заинтересовались съемкой животных, то будьте готовы, что они будут попадаться в поле вашего зрения буквально повсюду: во дворе дома, по дороге с работы, во время прогулок, словом, везде. Съемка собак в естественных природных условиях – это репортажный жанр. И чтобы в совершенстве овладеть мастерством репортажа, помимо отличной техники, важна быстрая реакция. В то время как уличные условия не всегда идеальны для съемки, в этом деле ведущим выступает сюжет — смысловая нагрузка фотографии.

© Elke Vogelsang

Решив снимать чужую собаку, фотограф должен помнить, что животное принадлежит его хозяину. Я, например, всегда спрашиваю у владельцев разрешение на фотосъемку, а потом отправляю полученные снимки по почте.

Фоторедактирование

Так уже необходима ретушь фотографий, каждый фотограф решает для себя сам. Если вы снимаете в формате JPEG, при этом у вас молниеносная реакция и отработана техника съемки настолько, что вы не допускаете ошибок – тогда обработка не требуется. Если это не так — ретушировать кадры следует в обязательном порядке.

© Stephan Brauchli

Приступая к ретуши, стоит учитывать несколько негласных правил. Нельзя видоизменять тело собаки: форму, цвет, нельзя добавлять или убирать детали. Нельзя менять цвет и форму глаз, шерсти, ушей, хвоста. Это особенно важно при съемке породистых животных. К слову, тут есть и свои тонкости – это типичные особенности породы. Важно, чтобы то, что вам показалось интересным с точки зрения выразительности, не противоречило стандартам или не выглядело недостатком породы собаки. Со всей строгостью к этому правилу следует подходить, если вы снимаете для СМИ. В противном случае можно ввести в заблуждение людей, которые будут разглядывать ваши снимки. Впрочем, и хозяин, будучи дотошным, имеет право оказаться от ваших высокохудожественных фотографий только по той причине, что мочка носа у его питомца на снимке недостаточно черная.

Многие фотографы знают не понаслышке, на что способен «Фотошоп». Но давайте для начала определим, каким инструментами этого графического редактора следует пользоваться. В первую очередь, это кривые, уровни, кадрирование и цветовой баланс. Например, если вы фотографируете собаку белого цвета на зеленом лугу, то шерсть будет с оттенком зелёного – и вам потребуется коррекция. При съемке черного пса, скорее всего, вам придется сделать снимок контрастнее, чтобы подчеркнуть глаза, нос, рельеф тела. То же самое — если вы снимаете при мягком рассеянном освещении. В ряде случае вам потребуется кадрирование. Учитывайте, что ретушь фотографий должна быть максимально незаметной. Здесь очень важно передать фактуру шерсти и ее цвет.

Снимки, полученные в студии, в ретуши, как правило, не нуждаются. Комфортные условия позволяют выстроить правильный свет, заранее настроить экспозицию и т.п. Я обращаюсь к «Фотошопу» лишь в следующих случаях:

  1. Для того чтобы придать изображениям выразительность и удалить из кадра ненужные детали. Стоит иметь в виду, что разные окрасы и фактуры шерсти собак отражают свет по- разному. И ретушь в этом случае помогает скорректировать цветовой баланс, насыщенность и контрастность.
  2. Ретушь допустима для создания коллажа. В этом случае уместно добавлять новые фактуры и текстуры. Иногда целью является создание творческого снимка, намеренно далекого от реальности.

Немного простых практических советов, которые наверняка вам пригодятся:

  • Всегда снимайте своих любимцев на уровне их глаз, или даже с более низкой точки.
  • Выделяйте большое внимание выбору заднего плана. Чтобы в кадре не мельтешили ненужные предметы
  • Соблюдайте правило третей
  • Не «отрезайте» части тел. Старайтесь не оставлять «отрезанных» конечностей
  • Не используйте вспышку! Лучше увеличьте ISO
  • Снимая в движении, оставляйте в кадре пространство перед собакой, чтобы она «вбегала» в кадр, а не убегала из него
  • При статичном портрете в «стойке», лучше расположить собаку в центре кадра, максимально заполняя его
  • Лучше всего снимать с напарником, который привлекает внимание собаки.
  • Снимайте сериями, делайте много кадров. Будет больше выбрать отличный снимок из нескольких.

Подведем итоги

Фотографировать собак легко, если вы любите животных и свое дело!

В заключении, предлагаю посмотреть небольшой видеролик, созданный студией Александра Беляева для проекта Dogsales.ru , как пример профессиональной студийной «собачей фотосессии».

Dogsales.ru — социально-коммерческий проект, на котором можно счастливо купить или выгодно продать щенка любой породы.

Домашние питомцы одними из первых попадают в кадр начинающему фотографу - постоянно находясь поблизости, они дают возможность день за днем совершенствовать мастерство и оттачивать фотографические навыки. Однако, особенно поначалу, полученные результаты далеко не всегда оправдывают ожидания. На что же стоит обратить внимание, чтобы повысить качество и грамотность снимков? Начнем с самого простого и близкого - со съемки собак.

Точка съемки

Даже самая высокая собака все равно остается гораздо ниже человека. На снимке, сделанном с высоты человеческого роста, животное будет казаться меньше, чем на самом деле, будто прижатым к земле. Поэтому, снимая собак, стоит как минимум присесть на корточки, а мелкие породы часто приходится снимать буквально с уровня земли. Низкая точка съемки хороша еще и тем, что в кадр попадают и довольно удаленные объекты, фон размывается сильнее, и снимок выглядит интереснее. К верхней точке съемки прибегают, если нужно подчеркнуть миниатюрность собаки. В этом случае лучше сфотографировать собаку чуть сверху и средним планом, оставив достаточно места в кадре.

При зоотехнической съемке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован, здесь художественные достоинства снимка играют второстепенную роль, поскольку все подчинено строгим стандартам. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

В рекламной съемке породистых собак ракурсы более разнообразны, но в любом случае фотограф должен знать стандарты пород, понимать, что для данной породы считается достоинством, а что недостатком. Слегка изменив ракурс, можно, например, сделать слишком растянутую собаку - более компактной, а высокозадую - выровнять или даже слегка изменить приоритеты в комплекции в нужную сторону.

Чаще всего объект, снятый с нижней точки и возвышающийся над зрителем, кажется больше и внушительнее, особенно если занимает кадр целиком. Это общее правило работает и в случае фотографирования собак - чтобы подчеркнуть размеры и мощь собаки, ее снимают почти с уровня земли и так, чтобы изображение заполняло весь кадр. Чтобы подчеркнуть длину тела такс и других подобных пород, лучше снимать в профиль. А чтобы собака выглядела компактнее, ее стоит снимать спереди, под углом. Широкогрудые породы - боксеры, бульдоги, ротвейлеры - выразительнее смотрятся в фас или полуфас. Широкоугольник, слегка искажая пропорции (преувеличивая размер ближайших предметов), может сделать снимок еще выразительнее. Правда, здесь важно не переусердствовать с этим приемом, иначе получится явно неправдоподобный, карикатурный образ. Хотя и такой снимок может быть по-своему интересным и забавным.

© (http://www.flickr.com/photos/julianrosario/)

Обязательно при съемке нужно уделять самое пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, особенно те, которые сделаны в квартире, грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию главного. Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен. Снимая в домашних условиях, добиться этого непросто. Прогулка с собакой на открытом воздухе, где-нибудь в парке, дает гораздо больше возможностей выбора ракурса и фона, да и освещенность под открытым небом обычно выше, чем в помещении.

Перед тем как нажать на спуск, стоит внимательно осмотреть кадр по периметру. Убедитесь в отсутствии посторонних предметов на периферии снимка и, наоборот, в сохранности ушей и хвостов ваших питомцев - часто при съемке второпях о них нередко забывают, «отрезая» их краем кадра. Не стоит располагать важный объект (собаку целиком или ее глаза при крупноплановой съемке) строго в центре снимка. По направлению взгляда животного, как и при съемке классических портретов людей, рекомендуется оставлять больше пространства.

Освещение

Забудьте про встроенную вспышку ! Даже если хитрая современная техника позволит избежать сияющих, как фары, глаз, лобовой контрастный свет и черные тени сумеют испортить впечатление от любого, даже самого очаровательного питомца. То же касается и внешней вспышки, установленной на зеркальном аппарате, если только она не светит в потолок. Направленная вверх вспышка в сочетании с «лопухом» (рассеивателем), отражающим небольшую часть света вперед, прямо на объект, позволяет добиться неплохих результатов при съемке в помещении. Еще лучше отрегулировать экспозицию так, чтобы вспышка только подсвечивала тени и передний план, а фон прорабатывался за счет имеющегося постоянного света, дневного или искусственного.

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

Отказ от использования вспышки в условиях недостаточного освещения заставит вас пошире открыть диафрагму объектива, сильнее размыв таким образом фон. При съемке в сумрачном помещении даже обычный «полтинник» 50/1.8 (едва ли не самый дешевый из имеющихся в продаже объективов) имеет явное преимущество перед гораздо более «темными» бюджетными зумами. Он обладает не только большей светосилой на 2–3 ступени (а это значит, что выдержка может быть в 4–8 раз короче), но и, благодаря сильному размытию заднего плана, позволит получить гораздо более приятную на вид картинку. При съемке собак и особенно собачьих портретов крупным планом не стоит пользоваться широкоугольными объективами, если специально не ставится задача исказить пропорции животного.

На открытом воздухе в дневное время особых проблем с освещением быть не должно. Явно неблагоприятен для съемки разве что прямой солнечный свет , особенно если солнце высоко над горизонтом. Это, пожалуй, практически единственная ситуация, когда использование вспышки оправданно - только таким образом можно попытаться сгладить глубокие черные тени, образовавшиеся из-за высоко стоящего яркого солнца.

Не менее интересными могут быть и эксперименты со съемкой в контровом свете - против солнца. Грамотная подсветка вспышкой (или отражателем) позволяет получить на снимке не черный проваленный силуэт, а проработанное изображение со светящимся контуром. Попробуйте, например, снять отряхивающуюся после купания собаку в ореоле брызг.

При съемке в пасмурный день лучше стремиться избежать попадания в кадр пустого белесого неба.

В движении

Конечно, домашний питомец интересен всегда - и стоя, и сидя, и лежа. Но куда интереснее попытаться запечатлеть собаку в движении, на бегу или в прыжке. Поэтому неплохо бы брать с собой фотоаппарат на прогулку, всякий раз не упуская возможность получить на снимках безграничное количество действий, фаз движения. Фотографируя движение, фотоаппарат лучше перевести в приоритет выдержки. Для «заморозки» кадра, чтобы получить застывшее движение, потребуется выдержка от 1/500 секунды. Но можно пойти и обратным путем, подчеркнув движение, например, съемкой с проводкой - эта техника съемки заключается в том, что во время сравнительно длинной выдержки аппарат двигается вместе с движущимся объектом съемки. В зависимости от выбранной выдержки, можно получить либо почти резкое изображение животного (за исключением лап, если собака бежит) и смазанный фон, либо, используя еще более длинную выдержку - от 1/8 секунды и дольше, - причудливые, размытые почти до неузнаваемости изображения. Если объектив или камера оснащены стабилизатором, не забудьте для съемки с проводкой переключить его в режим 2 или выключить совсем. Количество брака при такой съемке приближается к 100 %, но возможность получить интересный и неожиданный результат оправдывает затраченные усилия.

Основная техническая проблема съемки резвящихся животных - попасть в резкость. Легче всего это сделать, когда животное просто пробегает мимо, но снимок с бегущей на фотографа собакой часто выглядит интереснее. В любом случае очень полезен будет следящий автофокус - им снабжены почти все современные зеркальные камеры.

Чтобы точнее «попасть в цель», можно воспользоваться и серийной съемкой. Наилучший результат даст съемка на скорости 5–6 кадров в секунду, на меньших же скоростях часть фаз может оказаться пропущенной. Впрочем, при должной тренировке со временем можно научиться точно предсказывать следующее движение животного, работая в режиме покадровой съемки. Помимо этого, если точно известен момент съемки и место, где должен быть расположен фокус, можно наводиться заранее. Так, снимая прыжок через препятствие, зачастую уместнее навести резкость на само препятствие и зафиксировать фокус, нежели тщетно пытаться ловить фокус в процессе движения. Чем ниже точка съемки, тем выше кажется прыжок на снимке. Кадр желательно компоновать так, чтобы перед движущимся животным оставалось побольше пространства.

P.S. Кстати, до 27 апреля вы можете принять участие в нашем конкурсе на лучшую фотографию, посвященную собаке , и выиграть приз - фотоаппарат Fujifilm FinePix Z5.