Как справиться с диагнозом «аутизм» у ребенка (советы родителям). Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Видео: Психолог: С проблемами вашего особого ребенка нужно не бороться, а объединиться

Среди детей есть те, кто немного не похож на своих сверстников. Такие дети живут в своем тесном замкнутом мире, куда мало кого впускают или же не впускают практически никого. Дети эти особенные и рождаются они с диагнозом «аутизм». На сегодняшний день аутизм является достаточно распространенным заболеванием. Если ребенок рождается с диагнозом «аутизм», это вовсе не означает, что у него больные или же неполноценные родители. Дети-аутисты появляются в здоровых, полноценных семьях, где до этого не было никаких нарушений в развитии и формировании личности.

Врачи выдвигают большое количество возможных теорий, которые объясняют причины появления такого расстройства личности, как аутизм. Здесь выделяют генетический фактор, последствия тяжелых родов у женщины или же прививок у ребенка в первые годы жизни, длительное искусственное вскармливание, внутриутробное нарушение работы головного мозга. Но, ссылаться на одну из этих теорий не рекомендуется, так как фактических доказательств они не имеют. Диагноз «аутизм» позволяет ребенку полноценно расти, развиваться и формироваться. Единственное, что родители, а также специалисты-психологи должны играть в этом процессе первостепенную роль.

Как распознать аутизм у ребенка?

К сожалению, мы все еще продолжаем жить в постсоветское время, где медицине как таковой, а уж тем более – научным фактам и достижениям, уделяется катастрофически мало внимания. Это касается и детей-аутистов. На Западе аутизм у детей не воспринимается как болезнь или же какая-то страшная патология. Такие дети ходят в детские сады и школы, полноценно развиваются, растут и не испытывают давления общества.

У нас такие условия для детей не создаются и не планируются. Ребенок с таким диагнозом не посещает общественную школу, а обучаются в стенах дома. Достаточно большие шансы на полноценное развитие и жизнь в дальнейшем у тех детей и родителей, которые обнаружили развитие аутизма на ранней стадии его возникновения.

Видео: АУТИЗМ - КАК НУЖНО ОБУЧАТЬ МАЛЫША

Далее, когда ребенку исполняется 1-2 года родители могут отметить, что ему все равно на тех, кто находится с ним рядом. То есть, дети-аутисты предпочитают не смотреть в глаза собеседнику, а заниматься в этот период своими, более важными делами. Движение ребенка однотипные, монотонные. Ребенок может несколько раз подряд проговаривать одни и теже слова, задавать одинаковые вопросы, даже несмотря на то, что 5 минут назад уже слышал ответ на этот вопрос. Такое поведение не присуще обычному здоровому, полноценно развивающемуся ребенку. При малейших подозрениях на задержку в развитии или же какие-то отклонения у ребенка, родителям необходимо обратиться к врачу-педиатру и специалисту-психологу.

Приблизительно в 2-3 года можно с вероятностью в 100% определить, что ребенок страдает от аутизма. Такие дети похожи на волков-одиночек: им не нужно общество, они постоянно общаются с пустотой, очень сильно боятся знакомст с новыми людьми, а также посещений незнакомых мест. Детям-аутистам не интересно общество других детей, они предпочитают общаться с одной любимой игрушкой, ручкой, цветком (с любым неодушевленным предметом).

Видео: Аутизм: бороться или смириться?

Как помочь ребенку-аутисту?

Конечно, диагноз «аутизм» является огромным стрессом, травмой для родителей. Ведь каждый из нас надеется на то, что его ребенок будет расти здоровым, красивым и счастливым. Но, здесь нужно отметить, что диагноз этот не является приговором на жизни, развитии и становлении ребенка.

Если родители ребенка-аутиста вовремя обнаружили отклонения в развитии малыша, обратились к специалистам и начали проходит курс реабилитации, то в таком случае у ребенка есть все шансы на полноценную здоровую жизнь. Конечно, для того, чтобы облегчить жизнь ребенку, родителям придется постараться и приложить максимум усилий.

С ребенком необходимо заниматься, развивать его и обязательно – корректировать поведение. Родителям при этом не нужно замыкать свой круг общения и развития на ребенке – вы должны быть позитивны, развиваться и стремиться к тому, чтобы ваш ребенок видел не слезы, а только радость. Цели в развитии ребенка также нужно ставить постепенно – сначала первое слово, затем – поход на горшок, общение с мамой/папой, изучение окружающего мира и т.д. Не стоит ни эмоционально, ни физически нагружать ребенка.

Обязательно вместе с психологом и другими педагогами по развитию обсудите тактику далььнейших действий и развития вашего ребенка. Не стоит идти в разные стороны, направление развития и формирования здоровой личности из вашего малыша, должно быть единым.

Помните, что у детей аутистов отсутствует такой рефлекс, как подражание. Именно поэтому дети не могут вместе с вами начать играть в куклы, повторить несколько букв алфавита, нарисовать цветочек и т.д. Такие дети, к примеру, вовсе не замечают своих сверстников в той же песочнице. Но, даже несмотря на это, нужно всячески приобщать ребенка к общению со сверстниками и постоянному нахождению в обществе других людей.

Видео: Детей с аутизмом не нужно лечить, необходимо раскрыть их потенциал

Физическое развитие ребенка-аутиста

Ребенок-аутист в обязательном порядке должен активно развиваться в физическом плане. Это способствует правильному формированию мозговой деятельности, моторики, координации движений в пространстве. Приседайте вместе с ребенком, кружитесь, ползайте, играйте в различные подвижные игры.

Обязательно приучайте ребенка к тому, что есть такое слово, как «нет», «нельзя», «не делай». Дети-аутисты отличаются некой агрессией в отношении к близким и окружающим – они могут толкнуть, обидеть, ударить и т.д. Родители же, в свою очередь, должны четко контролировать данный процесс.

Все интересное

Что делать, если ребенок часто болеет? И вы уже не знаете, с какой новой проблемой идти к участковому терапевту? Ни один ответственный родитель не сможет безответственно относиться к здоровью своего ребенка. Причем, как ни странно, не все родители…

Аутизм у детей это своеобразное заболевание психики, из-за которого нарушается моторика и речь. Аутизм проявляется в виде задержки в психическом развитии, стереотипном поведении, при этом нарушается социальная адаптация. Часто семья с аутичным…

Видео: Синдром Карлсона. Ребенок говорит с призраком?Наверное, все помнят известный советский мультик, на котором выросло уже не одно поколение…- «Малыш и Карлсон». Если кратко, то в истории повествуется о том, как маленький одинокий…

Сотрясение мозга ребенка – это, к сожалению, наиболее распространенный диагноз в детской травматологии. Чаще всего детей разного возраста от нескольких месяцев и до 18 лет госпитализируют именно с черепно-мозговой травмой. Ситуаций, при которых…

Каждый день взрослый человек сталкивается с огромным количеством разнообразных ситуаций, которые требуют от нас сосредоточенности, собранности, выдержки и сдержанности. И порой очень сложно не сорваться, не крикнуть, сдержаться и не погрязнуть в…

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы…

Если у ребенка начали выпадать молочные зубы и вместо них расти – «взрослые» коренные, то это настоящий повод для родительской радости и гордости. Малыши и сами понимают всю важность этого события – если у них вдруг выпадает зубик, то…

Синдром Ангельмана – это генетическое заболевание, характеризующееся задержкой психического развития у человека. Признаки синдрома Ангельмана выражены в виде припадков, беспорядочных хаотических движений конечностей, а также выражением ярких эмоций…

Видео: Что такое аутизм? Часть 1. (Признаки аутизма. Аутизм симптомы. Диагностика аутизма.)Аутизм – расстройство в развитии нервной системы, которое характеризуется всесторонним выраженным дефицитом общения и социального взаимодействия, ограниченной…

Видео: Popular Videos - Donetsk National Medical UniversityКарликовость или же заболевание под названием гипофизарный нанизм – это достаточно тяжелое заболевание, причиной возникновения которого является снижение выработки в организме человека…

До этих пор не было проблем с принятием в школу без прививок, но вот недавно законодательство начало рассматривать эту проблему и все-таки там уже есть пункт, который говорит о том, что ребенок без вакцины не допустят к учебному процессу. Начальник…

Когда у родителей появляется ребенок, никто не задумывается о том, что он может родиться с врожденным заболеванием психического расстройства – аутизмом. У данного заболевания имеются свои признаки и симптомы, история выявления, причины возникновения, помощь и прогноз на будущее. Родители столкнутся с большими трудностями, если у их ребенка будет выявлен аутизм. Как распознать ранний аутизм? Ведь чем раньше приступишь к лечению, тем лучше.

Аутизм может быть не только у детей, но и у взрослых. В данной статье поговорим обо всех особенностях заболевания, чтобы иметь полную информацию и знать, как с ним справляться.

Что такое аутизм?

Что такое аутизм? Психическое заболевание, возникающее на фоне нарушений работы головного мозга и сопровождающееся отклонениями в речи, неразвитостью социальных навыков, повторяющимися действиями и ограниченностью интересов, называется аутизмом. Зачастую он становится виден с 3-х лет, однако ученые стараются разработать технологии, которые смогут его выявить на более ранних стадиях.

Аутическим спектром называется состояние, при котором в ребенке наблюдаются симптомы аутизма, однако они неяркие и нечеткие.

Зачастую аутизм развивается на фоне патологий в генном наборе человека. В 70% случаев аутисты страдают умственной отсталостью и тревожными расстройствами. Физические отклонения также наблюдаются. Например, распространенной становится эпилепсия, которая развивается в зависимости от характера речевых отклонений, возраста, когнитивного уровня. Сюда включаются признаки СДВГ и синдром Туррета.

Аутизм пока является заболеванием, которое полностью неизлечимо. Чем раньше он будет обнаружен, тем больше врачи и родители смогут сделать для своего ребенка, чтобы его заболевание не сказывалось на его социальной жизни. Аутиста можно назвать замкнутым, отрешенным от окружающих, нелюдимым. Вместе с тем ярким проявлением является нарушенная речь, которая часто поздно развивается, поскольку ребенок предпочитает общаться жестами. Здесь отмечается эмоциональная «тупость», то есть аутист не выражает эмоций, хотя может ярко проявлять капризность, нервозность, раздражительность.

Родители сталкиваются с необходимостью постоянно быть рядом с больным ребенком. Чем раньше приступить к лечению, тем легче будет привить ему различные элементарные навыки, которые все-таки сделают его полноценным членом общества. От болезни пока невозможно избавиться, однако ученые продолжают свои исследования.

История аутизма

Эйген Блейлер ввел понятие «аутизм» в 1910 году, когда детально изучал шизофрению. Данное понятие было взято от греческого слова αύτός, что означает «неадекватное самолюбование». Вот почему история аутизма начинается с выявления у человека ухода в себя, когда внешнее воздействие воспринимается как назойливость.

Ганс Аспергер изучал отдельные симптомы аутизма, в результате чего выделил один из них и назвал «синдромом Аспергера», который стал самостоятельным диагнозом в 1981 году.

В 1943 году Лео Каннер проводил исследования на 11 детей, среди которых выделил одинаковые симптомы. Он ввел понятие «ранний детский аутизм». Также он основывал свои описания аутизма на стремлении к постоянству и уходе в себя, что до сих пор считается основными признаками аутизма.

В 1960-х годах добавляется еще один симптом аутизма – умственная отсталость, которая стала заметной на фоне необходимости детей изучать много наук и предметов. Родителей начинают вовлекать в терапевтическую программу, через которую проходит их ребенок.

В 70-е годы люди еще мало понимали об аутизме, однако уже тогда были выдвинуты первые предположения о том, что аутизм является генетическим заболеванием. Люди неоднозначно, зачастую негативно относятся к аутистам. Врачи пользуются стереотипным мышлением, что затрудняет лечение больных детей.

На сегодняшний день аутисты не обязаны выходить в общество, чтобы работать и иметь друзей. Через Интернет они могут находить товарищей – таких же аутистов, как и они, а также удаленно работать, ни с кем не контактируя. Создаются отдельные группы, где собираются аутисты и вместе стараются справиться со своей проблемой.

2 апреля стал днем, когда людей информируют об аутизме, что инициировано Генеральной Ассамблеей ООН. Это сделано для того, чтобы люди хорошо понимали, кто такие аутисты, как с ними следует общаться, а также как справляться с данным заболеванием, если оно проявилось в другом ребенке.

Симптомы аутизма

Основным симптомом аутизма является задержка развития ребенка, что ярко проявляется до 3-х лет. Ребенок значительно отдаляется от окружающих, не ищет контактов с другими детьми. Физиологически становится трудно выявить симптомы аутизма, поскольку говорится о ребенке, который пока только обучается речи, социальным навыкам, познаванию окружающего мира. Только задержка в развитии заставляет задуматься об аутизме.

Недостаточная обучаемость становится следующим симптомом аутизма. Она может развиваться как на фоне явных физиологических патологий, которые наблюдаются в организме, так и в здоровом организме, где с интеллектом все нормально.

Неспособность сконцентрировать внимание и гиперактивность являются еще одними симптомами аутизма. Ребенок может быть спокойным, однако проявлять гиперактивность, например, когда от него что-то требуют родители. Нежелание выполнять задание проявляется в крикливости и капризности. В большинстве своем ребенку мешает неспособность сосредоточиться на чем-то одном.

Нередким симптомом аутизма является вспышка гнева, которая выражается из-за неспособности ребенка выразить свои потребности и желания. Часто гнев проявляется в ситуации, когда люди вмешиваются в дело, которым занимается ребенок, или нарушают его распорядок.

Синдром Саванта является редким симптомом при аутизме. Это когда у ребенка на фоне остальных признаков отмечается феноменальная память, которая позволяет ему проявлять способности в одном виде деятельности, например, музыке или изобразительном искусстве. Иногда ребенок с таким синдромом способен прочитать текст, который только что услышал, или стремительно считать большие числа.

Самыми примечательными симптомами становятся погруженность в себя, уединение и отсутствие желания контактировать с окружающими.

Признаки аутизма

Распознать аутиста возможно лишь путем наблюдения за ребенком. Здесь должны проявляться определенные признаки, которые указывают именно на аутизм:

Нарушение речевой и неречевой коммуникации:

  • Отсутствие речи, возможно отсутствие жестов и мимики.
  • Отсутствие прямого взгляда в глаза собеседнику, улыбки.
  • Неспособность общаться с другим ребенком, хотя речь является нормальной.
  • Нарушения в речи, ребенок повторяет фразы, которые когда-то услышал.
  • Различные фонетические нарушения в речи – искажение тона, звуков, монотонность.

Нарушение социальных навыков:

Нарушенное воображение и отсутствие интересов:

  • Отчужденное, нервное, неестественное поведение.
  • Необходимость повторять определенные действия.
  • Стремление к уединению, одиноким играм.
  • Выявление «любимого» предмета и желание постоянно носит его с собой.
  • Истеричность при изменении обстановки.
  • Отсутствие интереса к мечтам.
  • Концентрация на чем-то одном.

У аутиста нарушены мыслительные, социальные и речевые навыки. При этом он может специализироваться в какой-то конкретной области. Зачастую больной ребенок увлекается одной-двумя играми, от которых никогда не устает. Это позволяет ему заучить все правила и действия.

Больного ребенка трудно привлечь к себе. Зачастую он ведет себя так, будто он глухой и слепой. На самом деле его органы чувств функционируют нормально.

Нередко аутисты не любят физического контакта. Любые прикосновения к ним могут вызвать раздражительность и истерику.

Больной ребенок очень сложно и долго обучается навыкам самообслуживания. Зачастую он нуждается в родительской опеке, однако могут быть проявлены некоторые умения. Основными поведенческими навыками являются:

  1. Аутоагрессия.
  2. Компульсивность действий.
  3. Однообразие действий (повторяющиеся поступки).

Аутист стремится к однообразию. Его беспокоит, когда что-то меняется, переставляется на другие места.

Ранний аутизм

Распознать аутизм в раннем возрасте очень сложно, поскольку вполне нормальными являются отсутствие речи, социальных навыков и прочих показателей. Однако их все же можно выявить по таким признакам:

  • Отсутствие внимания на внешние раздражители, когда ребенку улыбаются или окликают его по имени.
  • Старается мало двигаться, застывает в одной позе.
  • Отсутствие имитации движений других людей.
  • Отсутствие приближения к людям и детям.
  • Привязанность лишь к тем, кто о нем заботится, которая постепенно снижается.
  • Отсутствие желания лепетать.
  • Отсутствие реакции на речевые звуки родителей, желания вступать в контакт.
  • Бедность словарного запаса, неспособность комбинировать слова.
  • При составлении предложений присутствует реверсия местоимений.
  • Отсутствует фокусировка на лицах.
  • по отношению к другим детям, нежелание вместе с ними играть.
  • Отсутствие плача, когда мама уходит.
  • Отсутствие желания играть с многочисленными игрушками, стремление играться только одной.

Классификация раннего аутизма:

  1. Первая – абсолютная отрешенность от происходящего. Возможно игнорирование мокрых пеленок и голода. Нежелание контактировать абсолютно ни с кем, улыбаться. Избегание телесных контактов и взглядов.
  2. Вторая – избирательность к окружающему миру. Предпочитает ребенок общаться только с теми, кого хорошо знает. Выбирает одну и ту же одежду, еду, обстановку. Нервный срыв случается при изменениях. Возникновение агрессии на чувство страха.
  3. Третья – закрытость от мира, уход в свои интересы. Тем, чем увлекается аутист, является мрачным, агрессивным, устрашающим. Ребенок рисует одно и то же, говорит на одну и ту же тему.
  4. Четвертый – трудности в общении с окружающими. Считается самым легким вариантом аутизма. Больной ребенок является ранимым и уязвимым, зависимым от постороннего мнения, избегает отношений, когда чувствует преграды и недомолвки.

Аутизм у детей

«Ребенок дождя» — так ласково называют аутистов. Родители списывают некоммуникабельность и задержку в речи на индивидуальные особенности ребенка. Однако неспособность вовремя признать наличие аутизма приводит к тому, что малыш мучается в мире нормальных детей. Аутизм у детей – это:

  1. Бурный плач или испуг на незначительные раздражители.
  2. Искаженная реакция на дискомфорт.
  3. Отсутствие положительной реакции на кормление.
  4. Отсутствие удовольствия после еды.
  5. Слабые реакции на раздражители.
  6. Трудность в распознавании чувств и лиц.
  7. Склонность к одиночеству. Некоторые специалисты говорят о том, что ребенок стремится к уединению по причине отсутствия отношений и эмоционального контакта с окружающими, из-за чего исчезает возможность благоприятной связи.

К признакам раннего аутизма добавляются следующие симптомы в уже более взрослом возрасте:

  • Заинтересованность только одним видом деятельности.
  • Отсутствие интереса к общению, стремления с кем-либо разговаривать.
  • Паника при изменениях в окружающей среде.
  • Повторение одного и того же слова или звука.
  • Трудности в восприятии учебных навыков, например, писать или читать.

Уже в подростковом возрасте ребенок научается общаться с людьми, однако продолжает предпочитать одиночество. Агрессивность или депрессивность становятся спутниками в данный период.

Ребенок избирателен в еде. Он предпочитает кушать лишь то, что ему нравится, полностью отказываясь от остальной еды.

Значительный дискомфорт испытывают братья, сестры и родители аутиста, поскольку постоянно пребывают в стрессовом состоянии. Лечение проводится только врачами. Помимо этого сайт психиатрической помощи сайт рекомендует ежедневно проходить изучение одного и того же материала, придерживаться одинакового распорядка дня. Опекунам аутиста периодически требуется отдых.

Аутизм у взрослых

Аутизм у взрослых проявляется в бедности эмоций, а также в одиночестве, стремлении ограничения контактов. Они не способны полноценно общаться и чувствовать эмоции окружающих. Здесь также проявляются ритуальность (повторимость) действий и ограниченность интересов.

К более тяжелым нарушениям относят немоту, умственную неполноценность, покачивания, неутомимое махание руками. К социальным нарушениям относят немногословность, странности в общении, педантичную речь, узость интересов.

Взрослого аутиста можно легко распознать. Его уровень интеллекта очень низок. При этом он остается равнодушным, безучастным, безэмоциональным к тому, что происходит вокруг. Он словно живет только в своем мире. Предпочитает общаться с родственниками и знакомыми людьми. Его молчаливость не следует путать с интровертивными личностями, которые просто предпочитают говорить тогда, когда это нужно.

Навязчивость идей становится постоянным спутником аутизма у взрослых. Они совершают бессмысленные действия и расставляют в определенном порядке предметы, что понятно только им. Даже во взрослом возрасте аутисты не способны к самообслуживанию, поэтому требуют постоянного ухода и внимания. Нередко проявляется аутоагрессия, когда больные причиняют сами себе вред.

Выделяют такие группы аутистов:

  1. Отсутствие желания идти на контакт с окружающими.
  2. Контактирование, но по понятному только больному принципу. Остальные действия воспринимаются в штыки. Отсутствует голод, желание спать, гулять, наблюдаются однообразные действия.
  3. Эгоизм во время общения с окружающими. Неохотное отвлечение от своих дел. Наличие способностей, о которых окружающие могут не догадываться. Отсутствие навыков самообслуживания.
  4. Незаметный аутизм – когда человек подчиняется общепринятым правилам, инструкциям, законам, из-за чего становится послушным и обидчивым, неспособным принять ответственного и самостоятельного решения.
  5. Наличие талантов к точным наукам.

Причины аутизма

Самой распространенной причиной аутизма является генетика, которая приводит к развитию таких связей в головном мозге, которые становятся дисфункциональными в обычной среде.

Врачи сходятся во мнении, что причин для аутизма существует большое количество:

  1. Большой возраст родителей.
  2. Страна, где родился человек.
  3. Тяжелые роды: гипоксия, короткая беременность.
  4. Низкий вес при рождении.
  5. Инфекции.
  6. Черепно-мозговые травмы.
  7. Врожденная дисфункция мозга.
  8. Детская шизофрения.

Некоторые родители пеняют на расовую принадлежность и вакцинацию детей в раннем возрасте. Однако достоверных данных об этом не существует.

Отдельно выделяют приобретенный аутизм, который развивается в результате неправильного роста и воспитания ребенка. Например, отмечается хрупкость эмоций. Если ребенок пережил эмоциональную травму, тогда он закрывается от внешнего мира.

К дополнительным факторам, которые способствуют развитию аутизма, относят:

  • Растворители.
  • Продукты питания.
  • Пестициды.
  • Алкоголь.
  • Выхлопы газов.
  • Курение.
  • Тяжелые металлы.
  • Вакцины.
  • Никотин.
  • Пренатальный стресс.

В особую категорию аутистов относят людей, у которых она возникла из-за дефицита или особого восприятия мира. Человек недостаточно познает мир с самого рождения. Это ограничивает его восприимчивость, заставляя ограждаться от всего во внутренний мир.

В другую категорию следует отнести аутистов, которые стали такими из-за неблагоприятной обстановки в семье родителей. Наличие полного здоровья в организме, однако желание поменьше контактировать с окружающими людьми. Нередко дети насилия, унижения, оскорблений или игнорирования со стороны родителей становятся больными аутичным спектром.

Диагностика аутизма

Диагностировать аутизм на ранних стадиях очень сложно, поскольку симптомы могут быть вполне нормальными проявлениями здорового ребенка. У некоторых детей тоже может прослеживаться некоторая задержка развития и отстраненность от людей. Однако самым примечательным становится искаженное восприятие реальности. Диагностика аутизма должна начинаться сразу, как только родители заметили признаки заболевания и прошли все сроки, которые допускают естественную задержку.

Вот почему аутизм так поздно распознается. Это не исключает его лечения. Родители могут провести короткий диагностический тест:

  • Смотрит ли ребенок в ту сторону, куда стараются привлечь его внимание?
  • Привлекает ли вас ребенок в свою игру, деятельность, которой занимается?
  • Имитирует ли ребенок поступки взрослых, когда играет в игрушки? Например, наливает чай, везет кубики в грузовике и т. д.

Если ответ будет отрицательный хотя бы на два вопроса, тогда родители должны отвести его к специалисту на диагностику.

Диагноз аутизм ставится после некоторого наблюдения за ребенком, который проявляет такие симптомы:

  1. Избегание .
  2. Ритуальность (повторимость) движений.
  3. Избегание общества детей.

Помимо этого проводится тест на IQ, чтобы выявить уровень интеллекта ребенка. Проверяются его речевые навыки, а также разносторонность интересов. Здесь проводится анализ на исключение других заболеваний: нарушение слуха, умственную отсталость, нарушение речи. Также проводится диагностика работы головного мозга.

В некоторых случаях аутизм невозможно диагностировать, поскольку ребенок потихоньку развивается, лишь с некоторой задержкой. Однако с годами аутизм становится более отчетливым. Поздний переход к лечению не становится фатальным, однако снижает вероятность улучшения состояния.

Лечение аутизма

Отсутствует определенная методика лечения аутизма. Многие терапевты основывают свои подходы на причинах возникновения болезни. Функциональность организма практически не нарушена, поэтому ребенок не поддается медикаментозному лечению. Если же наблюдаются определенные расстройства, например, эпилепсия, тогда проводится специализированное лечение по устранению болезни.

Основные работы направлены на улучшение состояния ребенка. Они не устраняются полностью, однако отмечаются некоторые улучшения, что говорит о необходимости проведения терапий, нежели об их полном отсутствии.

В первую очередь ребенка обучают социальным навыкам. Его обучают общению с детьми и взрослыми людьми, проигрывают различные модели поведения, обучают манерам и поступкам.

Конечно, научить распознавать и понимать эмоции невозможно, однако хотя бы видеть их и осознавать, что они означают, необходимо.

Активно используется наглядный материал, который должен ознакомить ребенка с окружающим миром. Через него он обучается чтению и письму, также учится говорить. Логопедические занятия становятся одними из самых главных.

Вводится трудотерапия, чтобы ребенок обучался определенным навыкам. Если у него есть какие-то способности, тогда они активно развиваются. Это позволит в будущем иметь профессию и выполнять конкретную работу.

Также проводятся занятия по развитию навыков самообслуживания. Некоторые из них усваиваются быстро, другие требуют своего повторения.

Очевидно, что аутисты не учатся со здоровыми детьми. Учителям нет времени уделять особое внимание больным ученикам и заниматься с ними, поэтому аутисты-школьники ходят в специальные учреждения, где ими занимаются отдельно.

Проводится психологическое консультирование родителей, которые больше времени проводят с ребенком. Также им дается психологическая помощь, поскольку наличие в семье аутиста – нелегкий труд.

Помощь при аутизме

Ребенок-аутист значительным образом влияет на жизнь родителей. Нередко один из родителей увольняется с работы, чтобы постоянно пребывать рядом с больным малышом. С возрастом симптоматика сглаживается, однако возникают другие проблемы: поиск работы, которая соответствовала бы способностям аутиста, межличностные любовные отношения, взаимодействие с окружающим миром. Родителям нужна помощь при аутизме их детей. Что могут посоветовать психологи?

  • Для начала необходимо создать комфортную обстановку в семье, чтобы ребенок чувствовал себя защищенно и уютно, после чего переходить к его обучению.
  • Необходимо научиться понимать ребенка, что он говорит и делает. Это поможет не только во взаимодействии с ним, но и в обучении его, что поспособствует лучшей к окружающему миру.
  • Через невербальные игры (головоломки, пазлы, мозаику) вовлекаться в полезную или коллективную деятельность.
  • Многократно необходимо повторять с ребенком пройденный материал. Если он берет в руки какой-то предмет, необходимо рассказывать ему, как он называется и что с ним можно сделать, для чего он предназначен.
  • Игры должны быть понятными ребенку. Он должен знать правила (не следует ему рассказывать о ролевой оставляющей игры). Пока ребенок играется, необходимо говорить, что ему делать, как правильно поступать, что происходит многократно, пока он не запомнит.
  • Перед ребенком необходимо ставить цели, которые он может тотчас же достигнуть. Следует с терпением относиться к его истерикам и капризам.
  • Необходимо учить ребенка распознавать эмоции других людей. Это можно делать через просмотр мультфильмов, где герои ярко выражают свои эмоции. Когда герой выражает какую-то эмоцию, необходимо называть ее, самим демонстрировать, просить ребенка повторить.
  • Следует приобщать аутиста к театральным представлениям. Это будет вызывать некоторые гневные вспышки поначалу, однако потом ребенок привыкнет.

Следует водить ребенка в специальные группы, где работают с аутистами. Это позволит ему потихоньку развивать у себя коммуникативные навыки, а также вовлекаться в общественную деятельность.

Прогноз аутизма

Все проводимые мероприятия дают положительный результат, однако полностью не излечивают от болезни. Прогноз аутизма – некоторое улучшение, если повезет. Так, некоторые аутисты обретают друзей, однако их число очень ограничено. Многие же продолжают сторониться окружающих и замыкаться.

На продолжительность жизни аутизм не влияет. Итог проводимых лечебных мероприятий разнообразен. Некоторые аутисты становятся профессионально пригодными, кто-то может выходить из дома. Некоторые расширяют свой круг интересов. Симптоматика болезни стирается, однако полностью не исчезает.

Лишь 4% из всех аутистов способны жить независимой жизнью. Остальные продолжают оставаться зависимыми от помощи окружающих. Нередко требуется медицинская помощь и постоянное наблюдение у врачей. Обычно аутисты не доживают до старости. Это часто связано с тем, что они лишаются опеки.

Аутизм никуда не уходит, а лишь незначительно стирается. Человек продолжает жить в своем мире, понимая окружение только так, как ему удобно. В некоторой степени это похоже на эгоизм, который дается человеку с рождения, когда он желает жить так, как хочется ему, а не так, как диктует внешний мир.

Сегодня широко освещается СМИ — публикуются мнения врачей, социологов, общественных деятелей, волонтеров. И все говорят о том, что людям с особенными потребностями нужно помогать, поддерживать. Безусловно, это правильно, однако вы встретились, десять минут поговорили, передали какие-то необходимые вещи и… все? А мы хотели бы рассказать историю тех людей, которые 24 часа в сутки, ежедневно, год за годом воспитывают, поддерживают, лечат, учат детей с особенными потребностями. Историю их мам.

Героиня нашего интервью — Ольга Ладная, организатор и руководитель сообщества родителей детей с особыми потребностями «Мы вместе», мама Тимы (9 лет, аутизм), Стаса (5 лет) и Мирославы (6 месяцев), с которой мы познакомились благодаря фотопроекту Ольги Латий «

Как вы узнали о том, что ваш сын аутист?

Я узнала, что у моего сына аутизм, когда ему было 3,2 года. До этого, конечно, были определенные «звоночки», но так как я была неопытной мамой, — он был моим первым ребенком, — я многого не видела или списывала на особенности характера. Допустим, он не говорил, и я думала «когда-нибудь заговорит»; он не хотел играть с другими детьми, я думала «может, испугался». На чужих взрослых людей он реагировал криком, когда кто-то из чужих близко к нему подходил, он начинал кричать, падал на пол, у него была истерика. И таких «звоночков» было очень много. Если бы я знала, как распознать ранние признаки аутизма, то я быстрее бы их идентифицировала.

Нелегко услышать новость о том, что у вашего ребенка аутизм, и понять, что ваша жизнь сложится совершенно иначе, чем вы себе представляли. Повседневная жизнь рядом с особым ребенком связана с множеством уникальных трудностей. Как принять тот факт, что у вашего ребенка аутизм? Как справиться с этой новостью после того, как у вас пройдет первоначальный шок?

К диагнозу «аутизм» нельзя быть готовыми заранее. Скорее всего, вам придется испытать целый ряд противоречивых эмоций. Может быть больно любить кого-то так сильно, желать чего-то так страстно и не получить этого. Ваше желание избавить своего ребенка от таких проблем может привести к прохождению психологических стадий, которые обычно связаны с тяжелой утратой. И в будущем вы можете «возвращаться» на ту или иную стадию время от времени. Одно из условий прогресса для вашего ребенка - это работа с вашими собственными эмоциями и потребностями.

Стадии горя

Шок

Сразу же после диагноза вы можете испытывать оцепенение и замешательство. Реальность диагноза слишком ошеломляет, и поначалу вы можете быть не в состоянии принять ее и попытаетесь ее игнорировать. Вы также можете сомневаться в правильности диагноза, отрицать его или искать другого специалиста, который даст иное заключение.

Грусть и горе

Многие родители должны оплакать свои прежние надежды и мечты в отношении своего ребенка, прежде чем они смогут двигаться дальше. Вероятно, еще много раз вы испытаете очень сильную грусть. Друзья могут называть это «депрессией», что звучит пугающе. Однако существует разница между сильной грустью и депрессией. Депрессия часто не дает двигаться вперед. Если вы позволите себе грустить, то это поможет вашему внутреннему росту. Иногда бывает полезно поплакать, чтобы сбросить напряжение, которое накопилось, когда вы пытались сдержать грусть. Лучше как следует выплакаться по поводу одной проблемы, чтобы лучше подготовиться к следующей.

Злость

Со временем грусть может уступить место злости. Хотя злость - это естественная часть процесса горя, вы можете направить ее на самых близких людей - вашего ребенка, супруга, друзей или на мир в целом. Вы можете чувствовать враждебность к родителям обычных детей. Ваша злость может проявляться по-разному - вы можете огрызаться на окружающих, чрезмерно реагировать на пустяки, даже начать орать и кричать. Злость - это нормальное явление. Это здоровая и ожидаемая реакция в ответ на утрату и стресс, связанный с диагнозом. Выражение вашей злости может уменьшить напряжение. Злость - это лишь попытка сообщить окружающим, что вам больно, что вы в ярости из-за того, что этот диагноз должен быть именно у вашего ребенка.

Отрицание

У вас могут быть периоды, когда вы отказываетесь поверить, что это происходит с вашим ребенком. Такая реакция не является осознанным решением, как и злость, она просто случается с вами. По прошествии определенного времени вы можете обнаружить, что вы больше не в состоянии слышать никакую информацию, связанную с диагнозом вашего ребенка. Не корите себя за подобные реакции. Отрицание - это просто способ справиться с тяжелой ситуацией. Возможно, отрицание помогает вам продержаться в наиболее трудный период. Однако важно осознать, что вы сейчас проходите стадию отрицания, и она не должна привести к отказу от лечения или помощи ребенку.

Постарайтесь не «казнить гонца за плохие вести». Если специалист, терапевт или учитель говорят о вашем ребенке что-то, что вам тяжело слышать, подумайте о том, что они могут пытаться помочь вам решить какую-то проблему. Очень важно не испортить отношения с людьми, которые могут дать вам полезную обратную связь и наблюдать за прогрессом вашего ребенка. Даже если вы с ними не согласны, поблагодарите их за их мнение. Если вы слишком расстроены, попробуйте проанализировать их информацию, когда вы будете в спокойном состоянии.

Одиночество

Вы можете чувствовать изоляцию и одиночество. Это чувства могут иметь различные причины. Одиночество может быть связано с новизной ситуации или с тем, что у вас не было возможности, чтобы обратиться к друзьям или семье за поддержкой, или же вы не встретили понимания у своих близких. Ниже приводятся несколько идей по поиску необходимой вам поддержки.

Принятие

В конечном итоге, вы можете почувствовать принятие диагноза. Важно понять, что принять диагноз ребенка и махнуть на него рукой - это совершенно разные вещи. Принятие диагноза просто означает, что вы готовы защищать интересы своего ребенка. Период после диагноза может быть очень трудным даже для самой гармоничной семьи. Хотя ребенок с аутизмом может никогда не испытывать каких-либо негативных эмоций в связи с этим диагнозом, его родители, братья и сестры, дедушки и бабушки могут пройти все стадии горя, и у каждого из них принятие диагноза будет проходить со своей скоростью.


Дайте себе время приспособиться

Будьте терпеливы сами с собой. Вам потребуется время, чтобы разобраться в расстройстве вашего ребенка и в том влиянии, которое оно окажет на вашу семью. Время от времени у вас могут проявляться проблематичные эмоции. Иногда вы будете чувствовать беспомощность и гнев на аутизм за то, что ваша жизнь отличается от того, что вы планировали. Но вы также будете чувствовать надежду и радость каждый раз, когда ваш ребенок будет добиваться прогресса.

Возможность сделать лучше жизнь ребенка с аутизмом - это очень ценный и благодарный опыт. Но чтобы его пережить, вам нужно будет сначала позаботиться о самих себе. Найдите время, чтобы ответить на следующие вопросы: Где вы можете найти поддержку и новые силы? Чем вы сейчас занимаетесь? Вам нужно поплакать? Пожаловаться? Покричать? Вы нуждаетесь в помощи, но не знаете, как о ней попросить?

Помните, чтобы наилучшим образом позаботиться о своем ребенке, вы должны сначала наилучшим образом позаботиться о себе.

Родителям часто трудно оценить собственные источники сил, навыки преодоления стресса или эмоциональное состояние. Вы можете быть слишком заняты нуждами своего ребенка и не позволять себе расслабиться, поплакать или хотя бы подумать. Вы можете доводить себя до полного истощения и такого стресса, что начинаете с трудом функционировать, не говоря уже о заботе о себе. Такое состояние негативно скажется не только на вас самих, но и на всей вашей семье.

Вам может казаться, что ваш ребенок очень нуждается в вас, больше, чем когда-либо. Может быть, что ваш бесконечный список дел - это единственное, что позволяет вам двигаться вперед. Или вы можете чувствовать растерянность и не знать, с чего начать. Нет одного правильного способа справиться с диагнозом. Каждая семья уникальна и по-своему реагирует на стрессовые ситуации. Начало лечения вашего ребенка поможет вам почувствовать себя лучше.

Признание эмоционального влияния аутизма и уход за собой во время стрессового периода поможет вам подготовиться к предстоящим трудностям. Аутизм - это расстройство, которое влияет на все стороны жизни. Он изменит не только ваше отношение к ребенку, но и ваше отношение к миру в целом. Любовь и вера в вашего ребенка, вероятно, окажутся сильнее, чем можно подумать.

Вот несколько советов от родителей, которые прошли через то же самое, что и вы:

Начните терапию ребенка. Начало терапии ребенка может помочь. Интенсивная терапевтическая программа потребует многих деталей, особенно, если это терапия на дому. Если вы знаете, что у ребенка есть какие-то значимые занятия, то вам будет проще сосредоточиться на том, чтобы двигаться вперед. Терапия также может освободить время, чтобы вы могли заняться самообразованием по диагнозу ребенка, защищать интересы ребенка в госучреждениях или позаботиться о себе, чтобы вам в будущем хватило сил.

Попросите о помощи. Попросить о помощи может быть очень сложно, особенно поначалу. Не стесняйтесь пользоваться любой доступной вам поддержкой. Возможно, рядом есть люди, которые хотели бы помочь, но не знают как. Есть ли кто-то, кого можно попросить сводить других детей погулять? Или приготовить ужин для вашей семьи, чтобы у вас было больше времени на обучение? Может быть, кто-нибудь заодно купит что-нибудь для вас в магазине? Может быть, кто-нибудь даст знать другим людям, что у вас сейчас трудные времена, и вы не откажетесь от помощи?

Поговорите с кем-нибудь. Все нуждаются в том, чтобы с кем-нибудь поговорить. Дайте кому-нибудь знать, через что вы сейчас проходите и что чувствуете. Кто-то, кто будет просто слушать без осуждения, уже может стать огромным источником поддержки. Если вы не можете выбраться из дома, то позвоните друзьям по телефону.

Подумайте о том, чтобы присоединиться к группе поддержки родителей детей с аутизмом. Может быть очень полезно слушать и говорить с людьми, которые пережили похожий опыт. Группы поддержки могут быть отличным источником информации о доступных службах в вашем регионе и о том, где найти специалистов. Для многих родителей в вашей ситуации группы поддержки предоставляют надежду, утешение и поощрение.

Попробуйте взять передышку. Если это возможно, позвольте себе отдохнуть, даже если это лишь прогулка в течение нескольких минут. Попробуйте выбраться в кино, пройтись по магазинам или навестить друзей - этого может быть достаточно, чтобы изменить очень многое. Если вы чувствуете вину за такую передышку, то напомните себе, что это поможет вам найти новые силы, чтобы сделать больше, когда вы вернетесь.

Попробуйте больше спать. Чем больше вы спите, тем лучше ваши решения, тем терпеливее вы будете с ребенком, и тем успешнее вы справитесь со стрессом в вашей жизни.

Подумайте о том, чтобы вести дневник. Луиза ДеСальво в книге «Исцеление письмом» отмечает, что, согласно исследованиям, «когда вы записываете описание травматичных событий, а также ваши самые сокровенные мысли и чувства, связанные с ними, то это улучшает работу иммунной системы, эмоциональное и физическое здоровье», а также приводит к положительным изменениям в поведении. Некоторые родители считают, что ведение дневника - это полезный инструмент для того, чтобы отслеживать прогресс вашего ребенка и понимать, что работает, а что нет.

Следите за тем, сколько времени вы проводите в Интернете. Интернет может быть одним из важнейших инструментов для того, чтобы узнать больше об аутизме и о том, как помочь вашему ребенку.

К сожалению, в сети больше информации, чем можно прочитать за всю жизнь. Кроме того, там много дезинформации. Сейчас, когда так важно использовать время с наибольшей эффективностью, посматривайте на часы и задавайте себе эти важные вопросы:

  • То, что я сейчас читаю, может иметь отношение к моему ребенку?
  • Это новая информация?
  • Она для меня полезна?
  • Она из надежного источника?

Иногда время, проведенное в Интернете, окажется крайне ценным. В других случаях для вас и вашего ребенка будет лучше, если вы потратите это время на заботу о себе.

Детям с аутизмом и их семьям можно помочь, особенно если рано и правильно поставить диагноз и оказывать необходимую помощь. Надеемся, эта информация поможет кому-то сделать первые шаги в изучении и преодолении этой проблемы.

Что такое аутизм?

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми(нарушения социального взаимодействия)

2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

К расстройствам аутистического спектра(РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.

Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального

слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого

ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.

Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии).

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Установление диагноза

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм». В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушения и проблемы поведения:

1. Нарушения моторики.

2. Обостренная чувствительность.

3. Особенности восприятия.

4. Причинение вреда самому себе.

5. Нарушение чувства опасности.

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма.

Еще раз перечислим основные нарушения, характерные для аутизма, которые дают основания для постановки диагноза.

Симптомы аутизма в поведении

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. (В том, как ребенок общается с детьми и взрослыми).

2. Нарушения в сфере коммуникации. (В том, как ребенок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица).

3. Нарушения в поведении(своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Нарушения в сфере социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия- самые важные симптомы аутизма.

Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен«на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.


Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.


Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.



Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза«аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.


Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.

По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке.

Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.



Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.


Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.


Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Оценка риска

Как понять, есть ли показания для того, чтобы проводить диагностику, или развитие ребенка соответствует норме? На следующих страницах предлагаются два способа оценки риска наличия аутизма у детей. Сверившись с ними, вы можете самостоятельно принять решение о необходимости консультации со специалистом.

Если при заполнении опросника возникает подозрение на наличие аутизма, мы рекомендуем проведение более углубленной диагностики у специалиста. Вполне вероятно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи.

Если результат одного из опросников указывает на возможность аутизма и проблемы с развитием, а результат другого – нет, мы все равно рекомендуем вам посоветоваться со специалистом.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов.

Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить«да» или«нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко(вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям.


Алгоритм для подсчета результатов

Если вы ответили«Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.

Для вопросов 2, 5 и 12 на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра, указывает ответ«Да».

Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла.

Средний риск: Общий результат 3–7 баллов.

Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: общий результат 7–20 баллов.

Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.

Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.