Какое военное училище окончил а маресьев. Алексей Маресьев

Когда в 1946 г. вышла в свет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, о безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве узнали многие. А после того как в середине октября 1948 г. на экранах страны показали фильм с тем же названием, Маресьев превратился в легенду. Правда, поползли слухи, что лётчик невзлюбил писателя за то, что тот не дал ему прочитать рукопись и исправить ошибки.

«Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», - рассказывает «АиФ» сын легендарного лётчика Виктор Маресьев . - Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».

Исполнитель главной роли лётчика Мересьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

«Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали, - продолжает Виктор Маресьев. - Более того, ему даже предлагали сыграть... Мересьева! Отец отмахнулся: «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова. А про медкомиссию - всё правда. Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» - «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали.

Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. - Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

Говорили, якобы отец у нем-цев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…»

Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

Самолёт не нашли

На премьеру картины «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев пришёл вместе с Павлом Кадочниковым. Посмотрел фильм и в задумчивом настроении отправился домой, а с Кадочниковым потом не встречался…

«Дело совсем не в том, что фильм отцу не понравился, а в том, что он очень не любил вспоминать аварию: как полз по морозу в лесу, - уверен Виктор Маресьев. - Даже когда я пытался его расспрашивать о подробностях, он старался перевести разговор на другую тему. Поэтому фильм папа посмотрел всего один раз, на премьере. Его спрашивали: «Понравилось ли вам?» А что он мог ответить? Как ему могло понравиться то, что заново пришлось всё это пережить, глядя на экран? Это всё равно когда меня спрашивают: «А вы не подскажете, каким маршрутом полз Маресьев до деревни?» Да он сам не знал, каким маршрутом. Он же был ранен. Его подбили, самолёт врезался в лес, отца выкинуло на ёлку, по веткам он сполз на снег. Снег в марте был ещё глубокий, это спасло ему жизнь. А так никто не знает, где до сих пор лежит его самолётик. В Москве есть две школы имени Маресьева - 760-я и 89-я. Они ходили, искали, эмчеэсовцы даже давали им для этого вездеходы. Ничего не нашли! Даже сейчас там непроходимые места, очень глухой лес.

Отца самого много раз звали на место, где нашли, в тот самый лес. Люди там даже тропу Маресьева сделали, ездят туда на джипах. Камень поставили со звёздочкой и памятной надписью. Но отец всегда отказывался: «Не поеду - и всё!»

Алексей Маресьев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая - «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, - он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь - и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был.

Что касается образа главного героя в фильме, то ничего против Кадочникова он не имел. Они тоже были из разных миров, поэтому и не общались. А вот Евгений Кибкало , который пел партию Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке», был внешне больше похож на отца, чем Кадочников. По поводу самой оперы я согласен с Михаилом Задорновым, который рассказывал о её нелепицах. Когда отец посмотрел это «произведение» в Большом театре, не знаю, что он пережил в сам момент представления, но потом на вопрос: «Вам понравилось?» - ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора». Думаю, этим всё сказано. А Кадочников, хоть и не был сильно похож, смог передать напор, стремление Маресьева жить во что бы то ни стало. Таким Алексей Маресьев был всю свою жизнь. Он умер 18 мая 2001 г., не дожив до 85-летия всего два дня. Но в апреле того же года, уже чувствуя себя плохо, он всё равно вставал и ходил с палочкой. И я да и все близкие ощущали даже тогда в нём неуёмную тягу к жизни».

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий . Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер . Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский . Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин . Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

Биография которого описана в статье, - знаменитый советский летчик, герой, которого знал каждый школьник СССР. История этого удивительного человека - это правдивая повесть о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Родился А.П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского района в Российской Империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать - Екатерина Никитична. Про отца Алексея сохранилось мало информации. Известно только то, что он умер, когда будущему герою было всего три годика. Матери пришлось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было сложно накормить, одеть и должно воспитать детей, однако, судя по результатам ее трудов, у нее это здорово получилось. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили они скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообделочном заводе уборщицей. Когда подросли сыновья - Петр, Алексей и Николай, - они помогали матери по хозяйству и всячески старались ее поддерживать.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит отваге и пошел в общеобразовательную школу в родном городке. После ее окончания он поступил в училище, где выучился на токаря по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако к токарскому делу у юного Алексея душа не лежала. В мыслях он всегда рисовал себе непостижимое небо и мечтал летать, как птица. С самого детства будущий летчик Маресьев был очень упорен и целеустремлен. Вдохновленный мечтами о небе, он дважды посылал свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа была перенесенная в детстве Алексеем малярия в тяжелой форме. Из-за этой болезни у юноши развился ревматизм уже в молодом возрасте, и был довольно сильно подорван иммунитет.

В 1934 году, в возрасте 18 лет, парня отправляют на строительство города Комсомольск-на-Амуре. Там молодой человек помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небе не покидали его никогда. В 1937 году он смог лицом к лицу столкнуться с высотой синих небес. В этом году А.П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала он служил на Сахалине в авиационном погранотряде, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. Биография его круто изменилась.

Война

К сожалению, и на безоблачное небо находят тучи. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи в Батайске инструктором, в авиационном училище встретил Вторую мировую войну. Уже летом 1941 он был направлен в военный истребительский полк. Впервые самолет Маресьева полетел в бой в августе 1941 года. Во время боевых действий летчик Маресьев героически рвался в воздушную атаку и бесстрашно бросался на врага, проявляя чудеса храбрости. Менее, чем за полгода, Алексей сбил 4 вражеских истребителя, но однажды вражеский пулемет настиг и сбил самолет Маресьева. Случилось это в начале апреля 1942 года. Находясь в сознании, но будучи сильно раненым, летчик был вынужден экстренно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один на незнакомой земле. Однако, несмотря на боль и страх, Маресьев Алексей Петрович, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться смерти. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и шишками, раненый летчик ползком, истекая кровью, 18 суток добирался до линии фронта. Когда он уже совсем потерял надежду на спасение, его, окровавленного и обессиленного, недалеко от населенного пункта нашли двое ребят. Мальчишки позвали на подмогу старших. Маресьева довезли до деревни и поселили в одном из домов. Добрые люди всячески пытались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждения были очень серьезные. У Маресьева началась гангрена и сепсис. Никто из врачей не брался его оперировать. От смерти летчика спас хирург Теребинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но жизнь его была спасена.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался, а решил бороться до конца. Трудно представить, но этот летчик, будучи калекой, добился возвращения на фронт. После ранения он продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. Уже после возвращения в строй он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогали протезы, на которых Маресьев не только научился ходить и летать, но и танцевать вальс! За свое мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». Маресьев А.П. - это образец невероятного мужества и поразительного стремления к победе.

Послевоенное время

После войны герой нашей статьи работал инструктором в школе Военно-Воздушных Сил. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавал, катался на коньках, лыжах, велосипеде. Поставил личный рекорд по плаванью и переплыл Волгу под Куйбышевом (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и просто мирных граждан Алексей Маресьев. Биография и его подвиг легли в основу книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его приглашали на многие мероприятия и знали почти в каждом доме. О нем рассказывали детям в школе и ставили в пример подрастающему поколению.

Личная жизнь

Маресьев А. П. был женат. Супруга Галина родила ему двух сыновей: Виктора и Алексея. Виктор стал инженером-автомобилистом, а вот Алексей, к сожалению, был инвалидом с самого детства. Семья жила довольно мирно и счастливо.

Награды

Алексей Петрович - Герой Советского Союза. Он был удостоен множеством наград. Получил Орден «За заслуги перед Отечеством», за социальную работу и воспитание патриотизма у молодежи был удостоен Ордена Дружбы, награжден и Красного Знамени. Его невероятная отвага и сила духа были отмечены Орденом Отечественной Войны. Получил еще многие другие награды, а также особую благодарность Президента Российской Федерации.

Уход из жизни

Умер Маресьев 18 мая 2001 года. В честь его 85-летия был организован концерт в Театре Российской армии в Москве, где Маресьев должен был быть почетным гостем. Но к несчастью, у Алексея Петровича остановилось сердце перед самым началом торжественной части. Герой скончался. Концерт в его честь был начат минутой молчания.

20 мая 1916 года родился выдающийся советский летчик Алексей Петрович Маресьев , чей подвиг лег в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Человек с большой буквы

В наше время редко найдется человек, который бы не знал героической истории этого солдата. Благодаря автору книги Алексей Маресьев навсегда вошел в историю как эталон «настоящего человека», истинного защитника отечества.

Алексей Маресьев остался в памяти народа как образец невероятной выдержки, силе духа и любви к родине. Его не остановило ни крушение самолета, ни 18-днейвное возвращение к своим ползком зимой без пищи, ни обморожение и ампутация обеих ног. Он словно обладал сверхчеловеческой волей к жизни .

Ему удалось сделать невероятное: мало было просто выжить, нужно было продолжать жить. Именно жить , а не существовать на правах инвалида. Он доказал, что способен летать. Он вернулся в истребительную часть и продолжил защищать свою родину.

Он и после славы, нахлынувшей на него после выпуска книги и фильма, остался настоящим человеком. Он не любил воспоминаний о войне, ему не нравилось повышенное внимание к себе. Алексей говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая — «Сколько у нас Маресьевых». Маресьев знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и всё!»

Сколько у нас Маресьевых

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий.

Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер.

Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский.

Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин.

Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

«Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», — часто спрашивали прославленного летчика. А он в ответ шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня».

Краткая биография

Алексей Петрович Маресьев появился на свет в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года.

В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер .

Война

Начало войны Маресьев встретил на Юго-Западном фронте, где он числился в составе 296-го истребительного полка. Для советской армии первые месяцы войны были очень непростым временем. Фашистские летчики превосходили их и в уровне владения техникой, и в накопленном опыте. Маресьев к тому времени уже был опытным летчиком . Это его и спасло.

Александр Игоревич Покрышкин, выдающийся советский летчик, говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны».

Свой первый самолет он сбил в начале 1942 года. Это был транспортник Ju-52. В марте 1942 года Алексея Маресьев перевели на Северо-Западный фронт. К этому моменту на его счету было уже 4 сбитых самолета. Именно здесь произойдет воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.

Между озерами Селигер и Ильмень весной 1942 года около города Демьянска советскими войсками была окружена 100-тысячная группировка фашистских войск. Они не собирались сдаваться. Напротив, оказывали очень сильное и организованное наступление. Это место до сих пор называют «Демьянский котел» .

4 апреля 1942 года Як-1 Маресьева осуществлял прикрытие бомбардировщиков в бою с вражескими истребителями. Во время этого вылета самолет Алексея был подбит . Он хотел сделать вынужденную посадку в лесу, но шасси самолета зацепилось за верхушки сосен, и машина перевернулась.

Мересьева спасло то, что в тех местах был глубокий снег, который смягчил падение. Летчик получил тяжелые ранения ног, но выжил.

18 дней он ползком без еды и с больными ногами добирался до линии фронта.

«Говорили, якобы отец у немцев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…», — вспоминает об Алексее Маресьеве его сын Виктор Маресьев.

Ситуация была невероятно страшная: один в глухом лесу, с больными ногами, голодный летчик даже не знал, в какую сторону ему нужно двигаться. Как признавался сам герой, его спасла лишь огромное желание жить.

Смерть не смогла его победить. Он выбрался к своим в районе Плав Кисловского сельсовета. Его заметили местные жители — отец и сын. Вначале они боялись к нему подойти, потому что сначала подумали, что это немец. К тому времени Алексей уже не был в состоянии произнести что-либо внятное. Лишь позднее его обнаружили дети из этой же деревни. Они определили, что это советский пилот, позвали отца и отвезли раненого летчика к себе домой.

Целую неделю жители деревни пытались выходить Алексея, но ему требовалась серьезная медицинская помощь. И в первых числах мая за Маресьевым прилетел самолет и увез его в госпиталь в Москву.

Врачи диагностировали гангрену обоих ног. К тому моменту Алексей был в крайне тяжелом состоянии. Была нужна срочная ампутация. Жизнь ему спас профессор Теребинский , который во время операции боролся за его жизнь.

Жизнь после «смерти»

Ампутация должна была поставить точку в карьере летчика. Однако Алексей не для того вернулся с того света, чтобы просидеть остаток жизни в инвалидной коляске. Он принял для себе решение вернуться с строй любой ценой.

За 6 месяцев ежедневных интенсивных тренировок Алексей снова научился не просто ходить на протезах, но и танцевать.

Исполнитель главной роли лётчика Маресьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился.

Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?»

И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» - это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком - дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года - в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года - в 63-м Гвардейском ИАП.

К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам.

После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника.

25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 - 1983 годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Автор сочинений: "На Курской дуге" и других. Умер 18 мая 2001 года, похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, Красной Звезды, "Знак Почёта", "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени; медалями. Почётный солдат воинской части.

* * *

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Пётр Маресьев, солдат - окопник Первой Мировой войны - вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алёше исполнилось тогда всего 3 года. Мать, Екатерина Николаевна, - добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лёшу с детства приучала к труду, честности и справедливости.

Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там он получил специальность слесаря. Юноша работал и учился на рабфаке. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путёвке отправился на далёкий Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться лётному делу.

В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный пограничный отряд (на острове Сахалин). Но там, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. "Взлетел" Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он встретил войну.

Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, сражаясь в составе 296-го ИАП. Маресьев в составе звена истребителей вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полёте по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы врагов град свинца и реактивных снарядов. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.

В начале 1942 года, уже в составе 580-го истребительного авиационного полка, лейтенант А. П. Маресьев выполнял задачи на Северо-Западном фронте. Именно здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счёт первый сбитый самолёт противника, им стал трёхмоторный транспортный Ju-52.

Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг "Юнкерса", взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж Ju-52 развалился на 2 части. От него посыпались осколки...


Военно - транспортный самолёт Junkers Ju-52. Основная "рабочая лошадка" Люфтваффе.

К концу марта 1942 года Маресьев увеличил счёт сбитых вражеских самолётов до 4-х (некоторые источники указывают на 6 побед, возможно с учётом групповых), а 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит. Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесённое снегом болото. Алексей направил туда падающий самолёт, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...


Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноимённом фильме. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко.

Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк, на Брянский фронт. Алексей ужасно переживал, боялся, что его не примут лётчики полка. К новому месту службы он прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой лётчик, взявший его к себе ведомым, определенно рисковал поднимаясь с ним в небо.

Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников".

Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему комэск капитан Александр Числов. Он видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам - "завалил" Ме-109, причём на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Словом, Александр Числов стал его крёстным отцом. Позже Алексей узнал, что комполка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.

В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием Гвардии майора А. А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага. Алексей Маресьев сбил 2 истребителя FW-190.

15 декабря 1943 года 8 истребителей под командованием Гвардии капитана И. М. Березуцкого провели воздушный бой с 25 пикировщиками Ju-87, шедших под прикрытием 6 истребителя FW-190. Со второй атаки Иван Березуцкий сбил один "Юнкерс", другой поджёг Алексей Маресьев. В момент, когда он добивал Ju-87, его ведомого К. И. Короткова атаковала пара FW-190. Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника, Алексей послал длинную очередь вдогонку горящему "Юнкерсу" и поспешил на выручку боевому товарищу.

В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме. "Юнкерс", подбитый им в этом бою, вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.

Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточённые схватки с врагом в небе Прибалтики...

Боевая слава о нём стала греметь по всей 15-й Воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда - то и встретился с Маресьевым корреспондент "Правды" Борис Полевой. На обложке самого популярного журнала - "Огонёк" появился крупным планом портрет героя.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Представляя героя к награде, командир полка H. П. Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьёзный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

Однако, нагрузки всё время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил... К тому времени Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7 - после возвращения на фронт после ранения и ампутации голеней обеих ног. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 побед лётчика.]

[Пользуясь случаем, хочется отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Мересьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками - истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.

Г. П. Кузьмин, вернувшись в строй после ранения весной 1942 года, летая без ног сбил более 15 вражеских самолётов. В одном из боёв погиб. Остальные пилоты благополучно пережили войну. Все они, кроме Белецкого и Грисенко, стали Героями Советского Союза.]

В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах - всегда.

Я так хотел полетать на "Аэрокобрах" ! - признался он однажды. - Но у них тормоза ногами управляются - мне это не подходит. Я ещё в госпитале врачам пообещал, что не полезу на рожон: если б не чувствовал, что могу летать, не просился бы на фронт. А я не то что чувствовал, я знал! Я все движения свои оттачивал буквально с линейкой: засовывал протезы между перекладинами стула, отворачивался и представлял, что управляю самолётом. Потом измерял всё расстояния линейкой и начинал сначала. Но всё равно никто в меня не верил. Под Москвой полно аэродромов, а меня после госпиталя аж в Чувашию услали - чтоб, если что со мной случится, никто не узнал...

Со свойственной ему неукротимой волей Маресьев взялся за учёбу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошёл в состав Советского комитета ветеранов войны. Был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны.

Боевые и трудовые заслуги перед Родиной Гвардии полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с "Золотой Звездой" Героя многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович - почётный солдат одной из воинских частей, Почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" и других.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания...

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. П. Маресьева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 19.07.1943 г. 1 Ju-87 Титово - Винница И-16, Як-1, Ла-5.
2 20.07.1943 г. 2 FW-190 Спасское - Сомово
3 15.12.1943 г. 1 Ju-87 Студенка

Всего сбитых самолётов - 8 ; боевых вылетов - 87.

От редакции .

Желание защищать идею иногда оказывается сильнее желания жить. За идею живут и умирают, страдают и претерпевают лишения. Идея — это то, что соединяет, казалось бы, несоединимое. Идея рождает то, что никогда бы не родилось в иных условиях.

Когда-то идея справедливости для всех людей земного шара родила социализм.

Было немало героев Гражданской войны, умиравших за то, что казалось мечтой, за социализм, который грезился, но не являлся текущей исторической реальностью. Прошло время, и смельчаки, чья хата всегда была не с краю, а в самом центре, в самой гуще событий, начали строить этот новый мир. Эти ребята первыми шли принимать участие в «великих стройках социализма», первым и становились коммунистами, первыми исследовали новые земли, вставали в атаку первыми и отдавали жизни за нашу советскую Родину.

Нацистская Германия тоже знает случаи героизма. Ещё больше случаев упёртости и самопожертвования было, например, в Средние века у религиозных фанатиков. Вера в идею во все времена творила чудеса, независимо от того, правильна она была, воплотима ли…

Но массовый героизм стал реальностью лишь в Советском Союзе. Героев были не сотни и не тысячи. Героев были миллионы. Ведь именно в Советском Союзе идея практически не вступала в противоречие с её воплощением.

О некоторых таких героях поведает нижеследующая статья.

20 мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения прославленного советского летчика Алексея Павловича Маресьева (1916 — 2001).

А.П. Маресьев родился в городе Камышин (ныне Волгоградской области). В возрасте трех лет потерял отца. Его мать, работавшая уборщицей на заводе, одна вырастила троих сыновей. В 1934 году по комсомольской путевке Алексей Маресьев направляется строить Комсомольск-на Амуре. Одновременно с работой он занимается в аэроклубе.

Юноша трижды подавал документы в летное училище. Дважды ему отказывали по состоянию здоровья, на третий раз все-таки приняли. В 1940 году Алексей Маресьев окончил летное училище и получил воинское звание младшего лейтенанта. В августе 1941 года он совершил свой первый боевой вылет.

4 апреля 1942 года над территорией Новгородской области самолет А.П. Маресьева был подбит немцами. 18 суток Маресьев добирался по лесу к своим и, наконец, его, совершенно обессиленного, нашли крестьянские дети.

У Маресьева были ампутированы обе ноги выше колена. Но, несмотря на это, он решает вернуться в строй и активно тренируется.

В феврале 1943 года Алексей Маресьев совершил первый пробный вылет. А в июне 1943 года вернулся на фронт на Курскую дугу. Совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов (7 уже после потери ног).

24 августа 1943 года Алексею Петровичу Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

После война А.П. Маресьев окончил Высшую партийную школу, защитил кандидатскую диссертацию по истории, с 1956 года работал Секретарем Советского комитета ветеранов войны.

Советский лётчик Алексей Маресьев

В 1946 году всего за 19 дней писатель Борис Николаевич Полевой (1908 — 1981) пишет книгу «Повесть о настоящем человеке». Эта книга приобрела большую популярность и в Советском Союзе и в других странах. В 1948 году по книге снимается фильм, а композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953) пишет оперу. Впрочем, опера Прокофьева была не слишком удачной и на сцене исполнялась не часто.

В годы Великой Отечественной войны в СССР были и другие летчики, летавшие без ног: Например, Леонид Георгиевич Белоусов (1909 – 1998) и Захар Артемович Сорокин (1917 — 1978). Оба они были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 1973 году советский военный летчик капитан Юрий Валентинович Козловский (род. 1943) попал в авиакатастрофу. Его искали несколько суток и нашли без сознания с травмами, несовместимыми с жизнью. Врачи спасли летчику жизнь, но обе ноги пришлось ампутировать. Козловский очень мечтал вернуться к летной работе, но разрешения не получил: современная техника предъявляет более высокие требования к летчикам. Ю.В. Козловский окончил технический ВУЗ, плодотворно работал инженером в КБ. При этом он продолжал пилотировать в аэроклубе маленькие учебные самолеты.

Без двух ног на протезах летал английский военный летчик Дуглас Бадер (1910 — 1982). За это английская королева пожаловала ему дворянство и право именоваться сэр Дуглас.

Похожий случай имел место и в нацистской Германии, правда, лётчик потерял только одну ногу. Звали немецкого летчика Ганс Ульрих Рудель (1916 — 1982). К сожалению, Рудель был убежденным фашистом и остался им до конца своей жизни.

И ещё один яркий пример. Из глубины веков дошла до нас легенда о Защитнике Земли Русской богатыре Илье Муромце. В этой легенде есть очень странная деталь: до 30 лет живший в селе Карачарово Илья Муромец не слезал с печи. Для крестьянского сына такой образ жизни был возможен лишь в одном случае: если он – тяжелый инвалид. Для проверки этой гипотезы исследователи вскрыли могилу с мощами богатыря в Киеве и исследовали кости современными методами. Предположение подтвердилось: у Ильи Муромца было тяжелое соединительнотканное заболевание и его ноги были, по-видимому, парализованы. Легендарный богатырь действительно был Алексеем Маресьевым 11 века.

«В здоровом теле – здоровый дух», — говорили в Древней Греции. Физическое здоровье – это конечно, очень хорошо, но само по себе здоровый дух оно не формирует. И не является необходимым условием для сохранения и поддержания здоровой психики. Здоровый дух вполне может сочетаться и с телесной немощью. В России об этом впервые сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри». А после Великой Октябрьской социалистической революции появился роман Николая Островского «Как закалялась сталь». У умиравшего от болезни Бехтерева, героя этого романа, была психика и круг интересов здорового человека. Как справедливо показал писатель, это было связано с вовлеченностью Павла Корчагина в деятельность по строительству нового общества.

В какой-то степени Алексей Маресьев повторил судьбу Николая Островского. И, наверное, книга об Алексее Маресьеве помогла многим тяжело больным людям, несмотря на тяжелую болезнь, остаться в строю.

Люди, работающие с тяжело больными детьми, понимают, что их главная задача – заставить ребенка не думать о своей болезни. Рыцарь из последнего великого произведения советской детской литературы «Плутишкиной сказки» В. Озерова привез искалеченному на войне мальчику марки…

18 мая 2001 года в театре Российской армии в Москве должен был состояться вечер, посвященный 85-летнему юбилею А.П. Маресьева. За несколько часов до его начала Алексей Маресьев скоропостижно скончался.

К.б.н. Сергей Багоцкий