Костная проводимость звука ее значение. Зачем это читать, если нет проблем со слухом? Зачем нужны наушники костной проводимости, если вы не спортсмен, не военный и не водолаз


Что такое костная проводимость?

Упрощенно наша слуховая система делится на три части: наружное ухо, среднее и внутреннее. Когда мы слышим чужую речь или музыку, мы воспринимаем звук с помощью воздушной проводимости — он проходит по наружному слуховому проходу к среднему, а затем к внутреннему уху.

При костной проводимости звук, преобразованный в вибрацию, минует внешний проход и средний, отправляясь напрямую к внутреннему уху.

Это какие-то нанотехнологии?

Ничего нового в данном способе передачи звука нет, однако достоянием широкой общественности костная проводимость была не всегда. До последнего десятилетия с этим способом работали исключительно в медицине, так как при определенных патологиях костная проводимость была единственным способом для человека услышать звуки. Исторический пример использования костной проводимости — творчество «глухого» Бетховена, который прикладывал специальные отводящие трубки к инструменту и к костям черепа.


Где еще применяется костная проводимость?


Наука. Например, при изучении подводного мира аквалангисты для связи с поверхностью используют данный тип передачи звуков. Это обусловлено строением костюмов и тем, что подобные динамики хорошо поддаются герметизации.

Армия. Гарнитуры с костной проводимостью звука не закрывают уши: можно принимать команды, но при этом реагировать на окружающие звуки.

Любительский спорт и туризм. Причины те же — гарнитуры с костной проводимостью позволяют слышать больше: и звуки музыки, и все, что происходит вокруг, за счет того, что уши остаются открытыми для воздушной проводимости. Это позволяет обезопасить себя от внешних опасностей и при этом поддерживать постоянную связь с другими участниками турнира, забега или туристического похода.

А это не вредно?

Нет, костная проводимость звука — биологическая способность организма, и восприятие звуков таким способом не «вскипятит» ваш мозг и не нанесет никакого вреда костям черепа. Это легко проверить: заткните уши, скажите что-нибудь — вы прекрасно слышите себя. С первых дней жизни звук собственного голоса мы воспринимаем через кости — используем костную проводимость звука.

Так, а что с музыкой?


Первыми, кто открыл костную проводимость для простых пользователей, была компания Google. В первой версии Google Glass был встроенный в дужку динамик, который обеспечивал передачу звука таким способом. Сегодня гарнитуры, которые позволяют «слышать больше», стали доступнее и их действительно используют для прослушивания музыки или аудиокниг. Международная компания Aftershokz производит целый ряд наушников, чья работа строится на основе костной проводимости звука.


Сейчас в линейке четыре основные модели: флагманская новинка Aftershokz Trekz Air, Aftershokz Trekz Titanium, Aftershokz Bluez 2S и модель Sportz. Все модели кроме Sportz — беспроводные.

Звук совсем не отличается?

Восприятие звука действительно будет отличаться от того, что вы привыкли слышать в обычных наушниках. Это происходит из-за неполной изоляции — из-за этого звук слегка «рассеивается». С другой стороны — такой способ восприятия бережет барабанные перепонки. Они, поверьте, гораздо более хрупкие, чем кости.

Еще одно отличие — в басах. Динамик в гарнитурах Aftershokz — это металлическая пластина, которая преобразует звук в колебания или вибрации. То есть глубокие басы вы не слышите, а ощущаете. Это похоже на ощущения, которые человек испытывает во время концерта — вибрации передаются тактильно и вы ощущаете легкое подрагивание. В наушниках эффект будет похожим, но в несколько раз слабее.

Технология костной проводимости позволяет доставлять аудио сигналы, минуя традиционный канал, через кости черепа напрямую к внутреннему уху.

Технология далеко не нова, но адекватное (немедицинское) применение получила совсем недавно, в основном в виде , ориентированных на занятия активными видами спорта, а также (в ряде случаев) для людей с некоторыми нарушениями слуха.

Скорее всего, со способами передачи звука знакомы многие из нас:

Воздушная проводимость звука

Костная проводимость звука

Для абсолютно здорового человека доступны «обе версии», но в ряде случаев одна из них может стать единственной возможностью слышать. Если говорить о медицинском назначении приборов с костной проводимостью, то они адресованы пациентам с так называемой кондуктивной тугоухостью, при которой поражены структуры внешнего уха и среднего. Либо, например, людям с таким заболеванием, как микротия — отсутствие ушных раковин.

Случаев кондуктивной тугоухости по сравнению с нейросенсорной (поражение структур внутреннего уха) примерно 30 процентов против 70-ти, что отчасти обусловлено и развитием плода в утробе. Внутреннее ухо начинает развиваться у зародыша на четвертой неделе беременности и почти неделю беззащитно, так что подавляющее большинство случае глухоты врожденной связано с повреждением внутреннего уха, а не внешнего.

При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются в обход внешнего уха к внутреннему, вызывая колебания улитки.

Самым громким историческим примером использования возможностей данной технологии является творчества Бетховена, который последние годы жизни мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к костям черепа разные проводящие устройства.


Слуховые приборы Бетховена

Костная проводимость не сразу появилась на потребительском рынке, и вначале на нее смотрели исключительно как на медицинскую необходимость. Появились некоторые образцы слуховых аппаратов, самыми известными из которых долгое время были BAHA. Особенность их, правда, в том, что они — имплантируемые.

В середине 20 века ученые-стоматологи обнаружили, что регенерация кости лучше всего происходит вокруг титана, и с того момента титановые импланты стали применять и в стоматологии, и, в частности, в костных слуховых аппаратах. Вкратце, процесс вживления представлял собою растянутую на полгода многоэтапную процедуру с «врезанием» титанового штифта в череп, а затем закрепления еще двух элементов.


Несколько слов о безопасности

Так как до недавнего времени технология костной проводимости не воспринималась в отрыве от медицины, то по пришествии на потребительский рынок она была воспринята как нечто «опасное». Специфика передачи звука колебаниями воплощается в слабой вибрации, которая поначалу заметна, в связи с чем возникают вопросы, насколько это может быть опасно для мозга?

На самом деле прослушивание музыки костью безопаснее, нежели традиционным методом. Наши барабанные перепонки гораздо чувствительнее наших костей, и любое воздействие на них — ухудшает со временем слух. Прослушивание же музыки в наушниках традиционных еще сильнее приближает неотвратимое-возрастное.

При использовании наушников или гарнитур с ушные раковины остаются открытыми, и звук идет в обход, через кость, сразу к уху внутреннему. Если бы это было так критически опасно, то скорее всего еще в раннем детстве нам бы «разнесло головы» мощью собственного же детского плача: да, звуки нашего голоса мы воспринимаем костью. Закройте уши, скажите пару фраз, слышите себя? Это, кстати, объясняет разницу в восприятии, когда мы слышим себя на записи.

Применение

На потребительский рынок технология пришла не сразу, проделав путь по самым разным нишам. Костная проводимость звука была широко востребована в армии и в дальнейшем — охранной отрасли, когда необходимо было, например, контролировать происходящее вокруг, параллельно получая команды.

Затем, разумеется, медицина и здравоохранение, где возможности костной проводимости стали для некоторых пациентов единственным шансом слышать звуки.

Разные виды спорта, в том числе, на воде и под водой, куда, кстати, одними из первых принесли эту технологию инженеры Casio. Понятное дело, когда ты погружаешься с аквалангом, тебе необходимо поддерживать связь с внешним миром хотя бы по соображениям безопасности.

И сегодня — это также с одной стороны спорт и спортивные «хобби», особенно, велопрогулки, пробежки. А также, например, использование гарнитур костной проводимости за рулем, что позволяет комфортно общаться по телефону и следить за дорогой.

сегодня наушники с костной проводимостью называют, безопасными для спортсменов, особенно для велосипедистов: наушники не закрывают уши, и поэтому человек может слышать окружающие звуки, сигналы автомобилей и т. п.

Это подкрепляется международными статистиками о количествах ДТП с участием велотранспорта. В частности:

За 2013й год в Великобритании произошло 19 438 ДТП с участием велосипеда;

В США за 2012й год погибло свыше 700 велосипедистов;

В этом плане, выход на рынок потребительской электроники устройств воспроизведения звука с помощью костной проводимости явился настоящим прорывом в безопасноти занятий активными видами спорта, ведь смещение наушников выше ушей и увеличение громкости не давали такого восприятия, и плюс ко всему, в наушниках есть микрофон, так что многие просто используют их как средство связи.


Необходимо отметить и момент небольшого неудобства, или привычки. Судя по отзывам, многие указывают, что определенная вибрация, которая логична для устройств костной проводимости, многим не давала покоя какое-то время, но к этому очень быстро привыкали.

Как итог, отметим еще раз, что основное визуальное отличие потребительских гарнитур с технологией костной передачи звука заключается в том, что они не закрывают ушные раковины, позволяя тем самым слышать то, что происходит во внешнем мире, при этом беспрепятственно общаясь по телефону или прослушивая музыку.

Костная проводимость — способ восприятия звука не ухом, а черепом, обычно для этой цели используются скуловые кости.

Человеческое ухо довольно сложный орган, его можно разделить на три части, на три функциональных элемента: внешнее ухо, среднее и внутреннее. Рецепторы, которые отвечают за улавливание вибраций и преобразование их в понятный нашему мозгу сигнал, находятся во внутреннем ухе. В обычном случае вибрацию воздуха во внутреннее ухо передаёт барабанная перепонка, которая находится во внешнем ухе. Но внутреннее ухо также способно преобразовывать колебания кости черепа в звуковые сигналы, именно так стало возможным создать наушники, которые не надеваются на уши и которые не издают привычный нам звук.

Как работает костная проводимость звука

Костная проводимость звука — это способность человека слышать вибрации черепа, с помощью внутреннего уха. Звук — это вибрация газа, т.е. окружающего нас воздуха и наш орган слуха прежде всего настроен на улавливание этих колебаний. Однако, наше внутреннее ухо не находится в изоляции от черепа, оно к нему крепится и с ним неразрывно связано, а раз оно регистрирует колебания, то и колебания кости воспринимает как звук. Особенности колебаний кости заключаются в отличных свойствах, так низкочастотные колебания через передаёт быстрее и эффективнее, чем воздух, а вот высокочастотные наоборот гораздо хуже. Именно поэтому нам наш собственный голос всегда кажется более низким и полным, чем как его слышат окружающие нас люди. В этом легко убедится, если послушать запись собственного голоса сделанную с помощью микрофона. Именно в этом заключается разница воздушной и костной проводимости звука. Конечно, есть и иные различия, однако для нас важно знать, что череп может создавать вибрации достаточной силы, чтобы мы слышали их собственным ухом.

Наше внутреннее ухо способно преобразовывать в звук не только колебание барабанной перепонки, но и вибрацию, которая доходит до неё через кости черепа. Удивительно тут то, что таким образом можно миновать барабанную перепонку и передавать звук непосредственно во внутреннее ухо, сразу на главный звуковой сенсор. Это позволяет слышать звук в довольно высоком качестве даже тем людям, у которых барабанная перепонка по тем или иным причинам перестала функционировать. Они не слышат обычные звуки, а вот если надеть наушники с костной проводимостью, они снова начнут слышать мир и окружающих людей.

Технология костной проводимости известна достаточно давно, но как и любая другая технология ей нужно было время для того, чтобы из экспериментальной превратиться в военную, затем в медицинскую и только потом появится на потребительском рынке.

Самые первые образцы приборов нуждались в хирургической операции по внедрению специального титанового импланта. Но довольно быстро от этой технологии отказались в виду её сложности, не универсальности и необходимости инвазивного вмешательства в организм человека, что всегда влечёт за собой определённые риски.

Сегодня наушники с костной проводимостью достаточно надеть на голову, как и любые другие, и включить их. Требований ни больше, чем от обычных моделей, зато эффект очень любопытный.

Где применяются наушники с костной проводимостью звука

Люди со слабым слухом. Конечно, прежде всего такие наушники нужны людям с повреждённой барабанной перепонкой. Наверняка вы видели много людей с ушными протезами или слуховыми аппаратами. Многие из них это видоизменённые наушники с костной проводимостью звука. Такие слуховые аппараты очень эффективны, а главное недорогие и практичные. С 1977 года, когда начали применять подобные слуховые аппараты и до наших дней более 100000 человек в США имеют подобные протезы и продолжают жить полноценной жизнью не чувствуя себя неполноценными.

Военные. Конечно, военные не могли пройти мимо столь заманчивой технологии. В первую очередь наушники военные применяют по прямому назначению — для радиосвязи между оперативниками во время боевых операций. Одним из главных преимуществ подобных наушников является возможность одновременно слышать что происходит вокруг и продолжать общение. К тому же громкие звуки выстрелов и взрывов почти не влияют на эффективность радиопереговоров, т.к. наушники с костной проводимостью минуют барабанную перепонку. Также военные ценят универсальность подобных наушников и их надёжность.

Спорт. Наушники с костной проводимостью звука отлично подходят для спортсменов во время тренировок. Во время бега, выполнения активных упражнений или даже игры в футбол главное преимущество заключается в том, что спортсмен продолжает отлично слышать то, что происходит вокруг ни в чём себя не ограничивая. Например, футбольные команды во время тренировок используют подобные наушники, чтобы слышать указания тренера, его рекомендации и критику ошибок каждого из игроков. Эта возможность значительно увеличила эффективность тренировок, их скорость и удобство проведения. Ну, а для обычных граждан, которые решили заняться вечерними пробежками или ездой на велосипеде такие наушники станут незаменимы, т.к. на улице могут возникнуть разные ситуации, на которые нужно реагировать мгновенно услышав подозрительный или предупреждающий звук. Например, звук приближающегося автомобиля или лай собаки.

Подводные операции.

Думаю, многие не задумывались о том как общаются водолазы между собой. До момента создания специальных подводных наушников с костной проводимостью единственной возможностью общения были жесты. Но теперь есть несколько моделей подводных наушников с помощью которых несколько водолазов могут сказать друг другу несколько слов. Конечно, звук будет нечётный из-за того, что человеку приходится говорить с шлангом во рту. Но если водолазы являются сработанной командой и договорились общаться краткими командами, возможности гаджетов и человека вполне достаточны, чтобы понять друг друга и действовать сообща. Наверное, это один из самых необычных способов применения костной проводимости звука.

Каким будет звук в наушниках костной проводимости

Как я уже писал, звук генерируется путём вибрации специальных генераторов, которые соприкасаются с вашей головой в местах, где прослойка кожи, мышц и жира минимальна, чтобы вибрация наиболее эффективна передавалась на кость и достигала внутреннего уха.

По этой причине звук будет иной, не такой к какому вы привыкли, но всё же он узнаваем. А если послушать такие наушники пару часов, вы привыкните к его особенностям и сможете использовать как обычные наушники. С той лишь разницей, что ваши уши не будут ничем закрыты и вы будете прекрасно слышать то, что происходит вокруг вас.

Обычно вибрацию создаёт специальный пьезодинамик, который способен создавать вибрацию необходимой частоты и амплитуды, чтобы ваши уши могли принять её за звук.

В целом эти наушники считаются более безопасными для слуха, чем традиционные модели, т.к. передать достаточную энергию через кости для того, чтобы повредить внутренее ухо текущие бытовые модели просто не способны. Поэтому такие наушники можно смело давать детям и пожилым людям, которые слабо разбираются в технологиях. Они просто не смогут себе навредить.

Однако, помните, что в будущем могут появится новые модели с более мощным пьезодинамиком, которые уже смогут при длительном прослушивании на максимальной громкости негативно влиять на слух.

Зачем нужны наушники костной проводимости, если вы не спортсмен, не военный и не водолаз?

Наушники с костной проводимостью дают одно большое преимущество перед любыми традиционными наушниками — они не перекрывают ваш слух для окружающего звука. А это значит, что их возможно применять в очень широком спектре видов деятельности.

  • В офисе. Вам нужно слышать собеседников через Skype, но при этом оставаться в курсе того, что происходит вокруг вас и быть доступным для сотрудников. Согласитесь, неприятно, когда вам кто-то нужен, он сидит в трёх метрах от вас, но вы не можете просто обратиться к нему, т.к. он сидит в обычных наушниках и вас не слышит.
  • Просмотр фильмов. Молодые родители должны особенно оценить эту возможность: вы можете смотреть фильм в то время, пока ваш ребёнок спит, но в то же время вы сразу же услышите если он проснётся.
  • Слушать музыку или разговаривать за рулём. Конечно, если вы за рулём, то лучше всего вообще не разговаривать по телефону, однако, не всегда наши желания совпадают с реальностью. Очень часто случаются срочные звонки на которые нужно ответить здесь и сейчас. Для таких случаев наушники с костной проводимостью подойдут отлично, т.к. вы будете слышать всё, что происходит вокруг вас и одновременно разговаривать по телефону так, словно ваш собеседник сидит рядом с вами на соседнем кресле. Руки свободны, уши свободны — безопасность максимальна.
  • Путешествие по городу. Гулять или кататься по улицам города приятно и весело, но всегда нужно помнить о том, что это может быть опасно. Вы должны слышать что происходит вокруг вас и подобные наушники это могут обеспечить. Вы слушаете музыку, подкаст или разговариваете по телефону, при этом слышите всё вокруг. На первый взгляд это кажется пустяком, однако, привыкнув к такому уровню свободы вы уже не сможете обходится без него.
  • Риск для слуха. Если слушать обычные наушники во время езды в общественном транспорте или в метро, есть риск ухудшить слух. Как мы обычно поступаем если музыку слышно плохо? Правильно, увеличиваем громкость. Так мы будем делать до тех пор, пока музыка не начнёт звучать приемлемо для нас, но в этом кроется опасность повреждения слуха, ведь в абсолютном значении подобная громкость может быть вредной для слуха. Наушники с костной проводимостью частично решают эту проблему — вы просто не сможете сделать их достаточно громкими для того, чтобы вызвать повреждение слуха.

Часто задаваемые вопросы о наушниках с костной проводимостью звука

  1. Помогут ли мне наушники с костной проводимостью, если у меня повреждён слух и обычные наушники я слышу очень плохо?

    Возможно, костная проводимость поможет, всё зависит от того какая часть уха была повреждена. Если повреждена барабанная перепонка или органы среднего уха, наушники могут значительно улучшить восприятие звука. Если же пострадало внутреннее ухо, такие наушники будут не сильно эффективнее обычных моделей. В любом случае нужно обратиться к врачу для получения более точного ответа.

  2. Какие наушники с костной проводимостью лучшие на данный момент?

    На момент написания статьи мы считаем, что для обычного слушателя с нормальным слухом, лучшей моделью станут AfterShokz Trekz Air.

  3. Будут ли наушники с костной проводимостью звучать также хорошо, как обычные наушники?

    Нет, они не будут звучать также хорошо. Звук будет другим, не хуже и не лучше, просто он будет восприниматься вашим слухом иначе. Например, низкие частоты вы будете слышать больше не как звук, а как вибрацию. Тяжело описать это чувство, но, фактически, вы будете все звуки слышать от вибрации кости, а потому все они будут звучать несколько иначе. Например, среднечастотные звуки будут звучать довольно похоже, а вот низкие и высокие частоты вы будете слышать иначе. Вообще, если рассматривать такие наушники с точки зрения аудиофила, они, конечно, не могут тягаться с обычными. Но у них есть множество других преимуществ, и качества их звучания вполне хватает для того, чтобы слушать музыку в фоновом режиме. Согласитесь, когда вы совершаете получасовую пробежку вас меньше всего будет волновать насколько чисто играют низкие частоты или насколько достоверно звучит вокал певицы. Вам просто нужна музыка, чтобы держать ритм и драйв, а для этого костной проводимости хватит.

  4. В чём разница между обычными наушниками и наушниками с костной проводимостью в техническом смысле для конечного пользователя?

    Вся разница в методе создания вибрации. Обычные наушники создают вибрацию воздуха, т.е. газа, которая улавливается барабанной перепонкой и уже её вибрацию воспринимает внутреннее ухо и переводит в сигнал для мозга. Эти наушники должны не просто сотрясать воздух, а наводить вибрацию на кость черепа, т.е. в них должен быть весьма мощный излучатель вибраций, который в свою очередь требует хороший источник питания. По этой причине все наушники с костной проводимостью имеют собственный источник питания, даже если они не .

  5. Могут ли наушники с костной проводимостью вызвать нарушение слуха?

    Теоретически, да, если слушать их продолжительное время на максимальной громкости, как и в случае с обычными наушниками. Но на наше счастье бытовые модели на это не способны, их максимальная громкость находится на нормальном уровне, злоупотребить которой просто не получится. Тем не менее, в будущем вполне могут выйти модели с очень высокой громкостью, поэтому вы должны знать, что очень громко слушать их тоже не стоит. Всё таки, ваш слух важнее, чем любая музыка, пусть даже та, которая очень вам нравится.

  6. Можно ли использовать наушники с костной проводимостью одновременно с слуховым аппаратом?

    Да, если конструкция слухового аппарата не мешает наушникам, их возможно использовать одновременно. В этом нет никаких трудностей.

Рейтинг Топ-10 самых лучших наушников с костной проводимостью звука

Хочу сделать небольшое отступление и объяснить почему о каждой модели в рейтинге написано довольно мало текста с описанием и свойствами. На текущий момент разница в звучании между наушниками, конечно, есть, но это совсем не та разница, которую мы оцениваем при прослушивании традиционных наушников, поэтому описывать характер звучания не имеет смысла. Просто запомните, что самый лучший звук у наушников компании AfterShokz, все остальные наушники звучат чуть хуже. Но даже у AfterShokz звук нельзя наградить такими эпитетами, как волшебный, потрясающий или невероятный. Он просто хороший для моделей с костной проводимостью и не больше. Отлично подойдёт для звонков и фонового прослушивания музыки, но никак для наслаждение музыкой сидя дома в удобном кресле с пледом и чашечкой горячего какао.

Дизайн почти всех наушников очень схож и отличается в небольших деталях, т.к. у них есть очень жёстко ограниченный просто для вариаций. Пьезодинамик должен плотно прилегать к кости и все современные производители сошлись на том, что удобнее и эффективнее всего прижимать его к выступающей части скулы. По этой причине форма и стиль наушников почти одинаков у всех производителей. Нельзя сделать квадратный самолёт, он просто не полетит вопреки законам аэродинамики, точно также и наушники с костной проводимостью — их внешний вид и стиль жёстко задан требованиями для возможности проигрывания звука.

Поэтому мы выстроили наушники в соответствиями с нашими личными впечатлениями от наушников, а не столько от объективных их свойств. Таковы реалии современного положения дел на этом рынке.

AfterShokz TREKZ Air

Мы долго думали какую модель от AfterShokz поставить на первое место, и решили, что это будут AfterShokz TREKZ Air. Это одна из последних моделей, в которой инженеры компании постарались учесть все пожелания пользователей и применить весь личный опыт полученный во время проектирования предыдущих моделей. Получились лёгкие, гибкие и красивые наушники.

Модель выпускается в трёх цветах:

  • Лесной зелёный;
  • Полночный голубой;
  • Насыщенный серый.

Наушники оснащены современным модулем Bluetooth 4.2 и поддерживает одновременное подключение с двумя устройствами, например, вы можете подсоединить наушники к ноутбуку и телефону в одно и тоже время.

Время автономной работы наушников до 6 часов.

Основным отличием от модели AfterShokz TREKZ Titanium, которая занимает второе место — наличие дополнительных микрофонов для шумоподавления при разговоре по телефону, чтобы ваш голос звучат ясно и чисто.

Плюсы:

  • Малый вес;
  • Хорошее качество звука;
  • 2 микрофона для шумоподавления;
  • Долгая автономная работа — до 6 часов;
  • Возможность одновременного подключения к нескольким устройствам;
  • Гибкий и надёжный корпус;
  • Защита от брызг и пота.

Минусы:

  • При длительном прослушивании в течении нескольких часов возможен дискомфорт в районе контакта пьезодинамика с головой.


Эта модель является ближайшим родственником победителя нашего рейтинга и его предшественником.

Наушники доступны в трёх цветах:

  • Океанский голубой;
  • Цвет плюща;
  • Насыщенно серый.

Наушники AfterShokz TREKZ Titanium имеют на борту модуль Bluetooth 4.1 и могут одновременно подключаться к двум источникам звука.

Крепление, конструкция и внешний вид наушников являются почти полным совершенством, существенных недостатков у модели нет. Можно, конечно, придраться к тому, что при использовании наушников неудобно задирать голову вверх, но вспомните хоть один случай когда вам это было необходимо? Даже во время занятий в тренажёрном зале эти наушники совершенно не мешают.

Когда вы только начнете использовать наушники у вас будут странные и непривычные ощущения от процесса прослушивания музыки, но уже через несколько дней вы к этому привыкните и совершенно перестанете замечать наушники на голове.

Плюсы:

  • Стильный внешний вид;
  • Защита от брызг и пота;
  • Высокое качество сборки и материалов;
  • Удобное управление;
  • Долгая автономная работа — до 6 часов.

Минусы:

  • Высокая стоимость;
  • Неудобно поднимать голову вверх при прослушивании наушников.

Vibrabeats Vidonn


Vibrabeats Vidonn это весьма достойные вашего внимания наушники с костной проводимостью звука.

Качество звука находится на уровне лидеров на этом рынке, возможно, оно чуть хуже, но заметно это лишь при прямом сравнении, а потому не стоит заострять на этом внимание.

Одной из главных особенностей модели является их внешний вид и очень лёгкий вес.

Любопытно, что в инструкции написано, что сигнал от Bluetooth может быть нестабильным, если вы держите телефон в левом кармане джинс, а если в правом, то всё будет в порядке. Однако, при личном общении с наушниками никаких проблем я не заметил, сигнал был стабилен из любого кармана. Возможно, производитель просто подстраховался.

В прошлом, когда наушники только выходили на потребительский рынок, они все страдали одной проблемой — большим весом из-за встроенных аккумулятором. Поэтому долго носить их было неудобным. Сегодня эта проблема уходит в прошлое, например эти наушники весят всего 28 граммов. Благодаря хорошей эргономике на голове Vibrabeats Vidonn почти не ощущаются.

Плюсы:

  • Хорошее соотношение цена/качество;
  • Приятный внешний вид;
  • Качественные материалы, хорошее качество сборки;
  • Защита от пыли, брызг и пота;
  • Долгое время автономной работы — до 6 часов;
  • Удобное управление музыкой.

Минусы:

  • Производитель предупреждает о нестабильном Bluetooth сигнале. В моём случае всё было в порядке, но предупредить об этом стоит.

Хотя меня периодически охватывают настроения, свойственные романтически настроенным барышням (ну а кто не без греха?), эти наушники я выбирал, руководствуясь исключительно голосом разума. И дело здесь не в том, что особенность технологии обещает существенно продлить ресурс слухового аппарата.
Просто я не хотел скучать в дороге и на работе, и одновременно не мог позволить пропускать некоторые предупреждающие сигналы и обращения к себе любимому, что неизбежно с наушниками любой другой конструкции. И спустя пару недель использования, когда страсти улеглись, спешу рассказать о достижениях.
В двух словах: можно (нужно) брать. Но не меломанам. И не тем, кто (как я) слетает с катушек от наушников с зашейной дугой.

Как всем известно, наушники, работающие по принципу костной проводимости вместо прямой передачи акустического давления на органы слуха, прикладывают пропорциональные частоте и амплитуде звука вибрации к височной кости. И в результате будь то музыка, будь то речь достигают соответствующих отделов головного мозга.

Более подробно о процессе рассказать не смогу, поскольку я в этом гораздо меньший специалист, чем тот же Google. Но умозрительные выгоды таковы.

  • Во-первых, снижение того самого акустического давления преподносится как великое благо для и так испытывающего колоссальные нагрузки слухового аппарата.
  • Во-вторых, говорят, что благодаря костной проводимости кое-что слышать могут даже те, кто страдает от нарушений слуха.
  • Наконец, так как уши остаются открытыми, то повышается безопасность на улице, так как слышны окружающие звуки.
Сказанное выше, впрочем не всегда верно. Например, я не уверен, что вибрации излучателей, особенно заметные при высокой громкости, не наносят вреда. Доказательств у меня, понятно нет, да и не исследовал я этот вопрос. Однако в конечном итоге должна же быть реакция со стороны как минимум нервной системы. И, возможно, кровеносной.

К тому же, многие могут возразить, что для наилучшей передачи звука, ушки все же лучше закрыть берушами. Иначе шум снаружи заглушит все, что транслируют наушники. Это абсолютно верно, но лично я за открытые уши по указанным выше причинам (звуки на улице, коллеги).

Наконец, если уши открыты, то они слышат звуки, издаваемые наушниками. Как ни парадоксально, но акустическая утечка, и притом заметная, имеется. Но справедливости ради - даже на максимальной громкости она слишком мала, чтобы причинить какой-либо ущерб слуху.

Полистав eBay и Aliexpress я уяснил себе, что чаще всего наушники такого типа изготавливаются с проходящей за шеей дугой. Видимо, так проще всего размещать излучатели в правильном месте черепа. Однако встречаются и другие варианты. :

Основная роль наушников, кстати - слуховой аппарат. Но есть и 3,5-мм вход, так что можно и музыку слушать.

Этот вариант мне, кстати, очень понравился, чего не скажешь о цене. Да и одеваться в таком стиле я не умею, а иначе какая-то безвкусица получится.

Теперь, собственно, к Mix 8.

Комплект

В скромной коробке лежат заклеенные полиэтиленом наушники, кабель для зарядки (microUSB), беруши и инструкция. Скромность в данном случае обусловлена тем, что производитель и марка наушников указаны на наклейке, имеющейся на одном из торцов. Ну и на самих наушниках.

В общем, самый простой комплект, какой мы обычно ожидаем от типичных китайских наушников.

Внешний вид

Много глянцевого пластика, но не меньше и матового черного и серого. В целом отторжения не вызывает, и глянец ведет себе даже лучше, чем я думал.

Что касается формы, то наушники такого типа, с проходящей за шеей дугой, часто называют спортивными. Почему-то считается, что это идеальная конструкция для активных телодвижений. Впрочем, так как я не спортсмен, то не могу определенно высказаться по поводу указанного достоинства.

Наоборот, именно эта дуга доставляет мне огромное неудобство, поскольку обычно сделана так, что постоянно цепляется за ворот одежды, что приводит к сползанию наушников. Но в случае с Mix 8 неприятный эффект нивелируется двумя обстоятельствами:

  • Во-первых, дуга здесь относительно небольшая, поэтому обычно я не чувствую скованности в движениях.
  • Во-вторых, вместо привычных динамиков здесь их особая разновидность. В результате даже если задеть дугу, то наушники практически не соскальзывают, а если и немного сдвигаются, то это не так неприятно, как в случае с обычными.
Итак, с дугой разобрались: она есть и ее заушины оканчиваются излучателями, снабженными силиконовыми (как заявлено) вибропередающими накладками.

Кнопок - достаточное количество, как я люблю (точнее - четыре штуки). На правом наушнике - многофункциональная: она включает и выключает, позволяет отвечать на звонки и переводит наушники в режим сопряжения.

На левом похожая по форме кнопка включает музыку и ставит ее на паузу.

Плюс к тому по нижней стороне правой дуги есть еще пара кнопок для регулировки громкости и переключения треков. И это чистый восторг, потому что наконец-то все сделано, по-моему. Именно: короткое нажатие регулирует громкость, а длинное - меняет трек. Собственно, для меня это важно, потому что громкость я меняю чаще, чем музыку. И уж сколько было случаев с предыдущими наушниками, когда вместо громкости я ставил следующую песню, не дослушав прежнюю!

Несмотря на то, что наушники китайские, все кнопки работают удивительно приятно. То есть - не болтаются, не гремят, нажимаются четко, с мягким, скорее различимым тактильно, нежели слышимым щелчком. Что тому причиной - нормальная марка или более-менее приличная ценовая категория - понятия не имею.

Световая индикация традиционного оранжево-синего цвета, зато спрятана под тонированным пластиком, окружающим кнопки на изулчателях. И спрятана настолько удачно, что почти незаметна.

Завершает композицию прикрытый резиновой заглушкой разъем microUSB поблизости от кнопок.

С рулеткой

Эргономика

Несмотря на так набившую мне (и усердному читателю) оскомину, проходящая за шеей дуга не так уж плоха. Она достаточно жесткая, чтобы излучатели с достаточным усилием касались висков и одновременно достаточно эластичная и мягкая, чтобы это усилие не было чрезмерным.

Фактически, некоторый дискомфорт я начинаю ощущать только через два - два с половиной часа ношения наушников. Причем не от давления на виски, а от небольшого давления дуги на уши.

По-моему, здесь даже видно, где они давят (там, где почти прямой угол на дужке):

Кнопка увеличения громкости и правый наушник дополнительно отмечены небольшими выступающими точками. Для кнопки это, конечно, актуально, а для наушника - нет. Все равно Mix 8 надеваются только одним образом, и я бы хотел посмотреть на того, кто сделает это иначе.

При этом нажатия на кнопки управления звонками и воспроизведением не доставляют неприятных ощущений. Но вот регулировка громкости поначалу заставляет повозиться. Первые дни я все никак не мог нормально дотянуться до кнопок - слишком уж близко они к излучателю. А потом ничего, привык.

Звук

Говоря о звучании наушников нужно понимать, что сама конструкция не имеет ничего общего с высоким качеством. Это мое личное мнение, основанное на всяких там предрассудках и субъективных ощущениях.

Выбирая наилучший способ, чтобы описать то, что слышу, я остановился на таком сравнении: это похоже на портативную колонку среднего класса, претендующую на переход в следующую категорию.

Наушники не излишне гулкие, не излишне звонкие и не слишком глухие в средних частотах - если без берушей. Вообще, звучание мне представляется довольно сбалансированным (на средней громкости) и за счет этого не вызывает отторжения. Скорее наоборот, поначалу довольно любопытно ощущать то ритмичные удары (если высокая громкость и много ударных), то забавную щекотку от преобладающей в некоторых композициях низкочастотной составляющей (опять же, на повышенной громкости).

И надо понимать, что в данном случае «сбалансированность» не означает ровной, столь почитаемой аудиофилами нейтральной характеристики. У этих наушников звучание, разумеется, меняется в зависимости от варианта ношения (с берушами или без них), места (на улице или в тихом помещении) и громкости. В тихом помещении, ясное дело, деталей больше, где шумно - меньше. Когда громкость выше - больше низких, когда громкость ниже - меньше. Если задаться целью перегрузить до дребезга - это получится, но я с таким явлением за две с лишним недели не сталкивался, потому что максимальная громкость не особенно и нужна, а на средней перегрузки не будет.

Вообще, по характеру отрисовки низких, Mix 8 чем-то напоминают некогда имевшиеся у меня наушники Cosonic, которые якобы были оснащены вибромоторами, предназначенными сделать более впечатляющими игры и фильмы. Те тоже, бывало, подергивались на ушках.

Если выжать воду, то для тех, кто привык слушать поп в затычках стоимостью до, скажем, $15, особого криминала в звучании Mix 8, пожалуй, не будет. Не спорю: даже за указанную сумму можно приобрести приличные традиционные наушники, которые будут играть гораздо лучше. Можно. Но я, скорее, о типичных случаях, а не про исключения.

При этом, однако, очень хорошо заметна разница между ситуациями, когда уши открыты и когда закрыты теми же берушами. В первом варианте звук более плоский, во втором - гораздо более насыщенный и богатый низкими частотами, но более гулкий - очевидно, высокие частоты не очень-то по костям передаются. Опять же, если уши открыты, то при достаточном уровне громкости возникает акустическая утечка (проще говоря, снаружи слышно, что играет в наушниках), которая спектрально дополняет звук, передаваемый через кости черепа.

Что касается часто поминаемой громкости, то попытавшись выяснить количество ступеней, я остановился на 15-16. Дело в том, что наушники сигнализируют только о максимуме, поэтому за минимум я принимал позицию, в которой начинал хоть что-то слышать. На минимуме в тихой обстановке теоретически можно разобрать музыку, ну а максимум хотя и не оглушает, но в зависимости от жанра может «реально долбить» - т.е. излучатели буквально постукивают по вискам.

Одновременно на максимальной громкости музыку будут слышать и окружающие. В тихом помещении музыка хорошо различима на средней громкости, когда наушники просто висят на шее. Причем это не особенность конкретной модели: я прочитал несколько обзоров, и с десяток мнений на Amazon, посвященных разным моделям. И везде одно и то же: утечки звука наружу. Это, конечно, не всегда хорошо, но словами не передать, сколько я видел кадров, ничуть не смущающихся тем, что их (обычные) наушники гремят чуть не на весь вагон метро.

Итого, даже несмотря на то, что я предпочитаю не закрывать уши, выводить наушники на максимум практически не приходится: если вокруг настолько шумно, я предпочитаю вообще поставить музыку на паузу. Обычно же я довольствуюсь пятым-шестым уровнем, когда и слышно неплохо, и утечка наружу не такая уж заметная. Опять же, надо помнить, что громкость - вещь тоже субъективная, и в немалой степени зависит от источника.

Bluetooth

Если не принимать во внимание несущественные, в общем-то, особенности, о которых ниже, с точки зрения Bluetooth-устройств, это лучшие из моих наушников.

И прежде всего потому, что у них феноменальная по китайским меркам дальность уверенного соединения. Нет, серьезно: если вокруг не слишком много помех, то 10 метров для них - это вообще ни о чем. И, если верить моему глазомеру, 20 метров тоже не проблема. Причем на расстоянии 10-15 метров можно еще и головой крутить, как заблагорассудится - не влияет. По грубым прикидкам, только отойдя метров на 30, можно столкнуться с уверенным заиканием. Да и то, если удачно повернуться, наушники продолжат нормально работать.

Одновременно, если на телефон, скажем, удачно сесть, то в такой ситуации Mix 8 ведут себя точно так же, как и любые другие наушники - затыкаются. И точно так же пагубно большое количество помех: например, я точно знаю по крайней мере одно место, где наушники начинают заикаться, даже если телефон - в нагрудном кармане куртки.

Но, повторюсь, такого рабочего радиуса я еще не видел. И на всякий случай: сказанное справедливо для комбинации Digicare Mix 8 и телефона Nokia 5. Возможно, что в других вариантах будет по-другому.

Кроме того выяснилось, что и как гарнитура Mix 8 вполне себе ничего, если вокруг не слишком шумно. По крайней мере - по словам собеседников. На это я, кстати, совершенно не рассчитывал, но приятно удивлен. И, разумеется, если вокруг шумно (например, в торговом центре), то собеседник вполне резонно попросит переключиться на телефон.

Особенности

Вообще, я заметил, что почти каждая пара Bluetooth-наушников и телефона ведет себя по-разному. В идеале громкость регулируется синхронно и есть вызов голосового помощника.

Но в случае с тандемом Nokia 5 и Mix 8 получается следующее. При воспроизведении музыки громкость регулируется раздельно в телефоне и наушниках. Однако во время разговора громкость регулируется синхронно.

Также заметил, что часто после того, как музыка поставлена на паузу, ее не включишь снова кнопкой воспроизведения. Сначала приходится коротко нажать многофункциональную кнопку, и лишь затем - воспроизведение.

Автономность

В наушниках заявлен аккумулятор емкостью 250 мАч. Не слишком много, но по факту я не испытываю особого дискомфорта от зарядки раз в пару дней - именно на столько мне обычно хватает заряда. При воспроизведении музыки на условно средней громкости аккумулятора достаточно на 6 - 6,5 часов.

При зарядке через типичный народный USB-тестер Mix 8 принимают в себя что-то около 170 мАч за час с четвертью. Понимаю, как это выглядит (даже если брать соотношения вроде 5*170 и 3,7*250), но могло бы быть и хуже.

Что приятно, наушники не докучают сообщениями о разряжающемся аккумуляторе. Просто играют сколько могут, потом говорят «Power off» и выключаются. Говорите что хотите, но по мне это идеальное поведение.

Сюрприз

Пока я крутил в руках наушники, думая чем-бы таким удивить искушенного читателя, обнаружил, что мысль моя обратилась к удивительно бесславно исчезнувшим виброколонкам. Помните, одно время на волне популярности (по крайней мере в медиа) были такие небольшие колонки, которые жалобно пищали в руках, но начинали басовито играть, будучи прилепленными к подходящей поверхности - стеклу, столу, шкафу, двери кабинета начальника?

И чем, собственно, - говорил я себе, прилаживая наушники к подвернувшейся под руку полке стеллажа, - Mix 8 отличается от такой колонки?
Да ничем!, - ответил себе же, включив музыку погромче.

Нет, правда: если очень нужно, то в тихом помещении наушники, удачно на что-нибудь надетые или не менее удачно прислоненные вполне способны заменить небольшую колонку. Неплохо, если хочется их снять, а без музыки сидеть никакого желания (особенно, когда в телефоне динамик так себе).

Резюме

Знаете, первую неделю я эти наушники вообще не хотел снимать, даже несмотря на то, что звучание, как упоминал, далеко от эталонного. Очень уж забавная штука. И полностью оправдавшая ожидания: я действительно слушаю музыку на улице и на работе, не боясь, что упущу что-то важное снаружи.

На вторую-третью неделю восторги немного прошли, и я уже начинаю думать, что, возможно, стоит комбинировать Mix 8 с более качественными наушниками, чтобы уже с удовольствием слушать любимые треки. Но пока до этого дело не дошло: уж больно все-таки удобно и слышать и слушать одновременно.

  • Теоретически меньше вредят слуху
  • Если использовать без берушей, то не мешают слышать звуки извне (при умеренной громкости)
  • Качественное исполнение
  • Феноменальный (для Китая) Bluetooth
  • Неплохая автономность
Минусы:
  • Среднее качество звука
  • Утечки звука на высокой громкости
  • Не подходят для прослушивания в шумном месте без берушей
Хотя, если задуматься, то это даже не минусы, а особенности конструкции. С некоторой натяжкой к недостаткам могу отнести раздельную регулировку громкости и среднюю автономность.

Купил бы я эти наушники, если бы мне предварительно дали ими попользоваться те же пару недель? Да. Ни малейших сожалений о покупке.

Ps. Для желающих еще раз обсудить особенности механического воздействия медведей на мой слуховой аппарат еще раз сообщаю, что наушники абсолютно не подходят для тех, кто привык к описанию звучания в терминах вроде «кристальной чистоты», «невероятной широты сцена», «великолепная детализация».

Это, скорее про то, как потратив 33 бакса получить приемлемое фоновое звуковое сопровождение с некоторыми плюшками.

Обзоры аналогов здесь же:

Планирую купить +43 Добавить в избранное Обзор понравился +60 +116

Глухота великого композитора Бетховена вызывает у школьников недоумение: как же он мог писать музыку?! Это один из самых ярких примеров того, как костная проводимость звука может помочь человеку: композитор прикладывал к голове специальные трубки, чтобы слышать звук, а мы, благодаря этой технологии, можем наслаждаться шедеврами романтического гения.

Kuaf.com

Как работает костная проводимость

Очень просто. Наша слуховая система поделена на внешнее ухо, среднее и внутреннее. Костная проводимость звука минует два канала, отправляя звуки напрямую ко внутреннему уху. Поэтому костная проводимость, к сожалению, бессильна, когда глухота человека связана с нарушением работы внутреннего уха.

Изначально технология костной проводимости была доступна только хирургически: нужен был специальный титановый имплант. Лишь последние лет десять развитие технологии пассивной костной проводимости стало набирать обороты. Она активно применяется спортсменами, дайверами, военными, водителями и офисными работниками.

Устройства костной проводимости не закрывают уши, поэтому человек может слушать музыку или общаться по телефону и при этом реагировать на окружающие звуки.

По статистике ГИБДД, лишь за 9 месяцев прошлого года и только по Москве и области на дорогах пострадали свыше 400 велосипедистов. Гарнитуры с костной проводимостью звука помогают уменьшить эту печальную цифру: велосипедист услышит сигнал автомобиля, даже если в наушниках играет музыка. Гарнитуры удобно сидят на голове, не мешают проводами и оголовьем, их можно носить с очками и шлемом.

Каким будет звук в наушниках костной проводимости

Непохожим на звук, к которому вы привыкли в наушниках обычных. Самое явное отличие - при костной проводимости басы чувствуются, а не слышатся. Основа наушников - пьезодинамик, который преобразует звук в колебания, а они, в свою очередь, на высокой громкости передают бас как вибрацию, и вы чувствуете музыку телом. Технология костной проводимости должна понравиться меломанам, которые буквально глохнут из-за густого баса.

При этом в хороших наушниках нет никаких искажений, выпадений, заиканий или хрипов - это всё та же музыка, но с вибрацией на месте глубокого баса.

Ещё один несомненный плюс: прослушивание музыки в наушниках костной проводимости считается более безопасным для слуха, так как наши кости крепче барабанных перепонок. И вопреки распространённому мнению, вибрация от наушников вам никоим образом не повредит. Закройте уши пальцами и скажите пару слов. Слышите себя? Звук собственного голоса мы воспринимаем с помощью всё той же костной проводимости. И это, кстати, объясняет, почему в записи он кажется другим.

Зачем нужны наушники костной проводимости, если вы не спортсмен

Ситуаций, когда костная проводимость очень удобна, немало:

  • вы работаете в офисе и общаетесь в Skype, слушаете музыку, но при этом вам важно слышать, о чём беседуют коллеги;
  • вы смотрите фильмы вечером, а в соседней комнате спит ребёнок;
  • вы много ездите за рулём, но вам надо отвечать на звонки;
  • вы не можете ходить по улице без музыки, но беспокоитесь за свою безопасность на дороге;
  • вы постоянно слушаете музыку или аудиокниги, но боитесь испортить слух.

Вы сами наверняка сможете вспомнить примеры, когда костная проводимость звука выручает. Кроме того, это просто очень любопытно: закройте уши пальцами, приложите к локтю наушники Aftershokz, и вы будете слышать музыку!

Какие наушники костной проводимости выбрать

Лидером на рынке наушников костной проводимости остаётся компания Aftershokz. Мы собрали несколько моделей наушников, различных по характеристикам и цене.

Aftershokz Sportz Titanium

Самая младшая модель и самая недорогая - это проводные наушники без микрофона с лёгким титановым оголовьем. Динамики проще, чем в более продвинутых моделях, и взыскательный слушатель почувствует, что низкие частоты различаются хуже.

Цена: 3 490 рублей.

Для использования в офисе или для компьютерных игр подойдут наушники с микрофоном, которые стоят чуть дороже.

Aftershokz Bluez 2S

Одна из первых по-настоящему заметных гарнитур, которая вытеснила обычные Bluez 2. Они, кстати, были достаточно успешны: одно время даже продавались в официальном магазине Apple.

Беспроводная гарнитура с пластиковым оголовьем: благородный дизайн, несколько ярких расцветок. С этой модели, можно сказать, началась и новая эра для компании - тут впервые были применены технологии, которые обеспечили высокое качество звука и отличную изоляцию.

Aftershokz Trekz Titanium

Флагман в линейке Aftershokz - модель Trekz Titanium. При её разработке компания учла все вопросы и пожелания пользователей: улучшено воспроизведение музыки, переработан микрофон, буквально заново изобретены характеристики звукоизоляции.

Доработано оголовье: теперь оно сверхпрочное и очень гибкое, его можно завязать практически в узел.

Корпус защищён от пыли, брызг и обильного пота, что делает такие гарнитуры весьма востребованными среди спортсменов. Ещё один плюс - до 7 часов непрерывной работы.

Trekz легко управляются прямо с корпуса. Одна функциональная кнопка для удобства вынесена прямо на динамик. Нажав на неё, можно ответить на звонок, остановить и снова запустить музыку.

В некоторых отзывах о гарнитурах костной проводимости пользователи жалуются на плохую звукоизоляцию: все вокруг слышат, что играет в наушниках. Такое очевидное звучание было в ранних версиях гарнитур - Bluez и Bluez 2S, частично подобный эффект сохраняется и в проводных моделях, но уже сдержаннее.

У Trekz Titanium эта проблема решена: на средней громкости, комфортной для слушателя, окружающим звуки становятся не слышны или как минимум неразличимы. Дополнительную звукоизоляцию обеспечивает более плотное прилегание к голове.