Маяк - морской "светила" - развивающий портал для детей и родителей фамик. Что такое маяк? Классификация и назначение маяков

Ограждение морских опасностей.

Для того чтобы обеспечить безопасность мореплавания, необходимо соблюдать по крайней мере два условия: с достаточной точностью нанести на навигационную карту все известные морские опасности и оградить эти опасности в море определенными, хорошо видимыми знаками или другими искусственными предметами, по которым мореплаватель мог бы легко ориентироваться и заблаговременно уклониться от встречи с опасностью. Кроме того, каждый мореплаватель нуждается в различных береговых и морских ориентирах для определения своего места в море, опознания побережья, подходов к портам и якорным стоянкам.
Совокупность всех средств и устройств, которые обеспечивают безопасность мореплавания в определенном районе или море, обозначают надводную или подводную опасность, дают возможность опознать открывающийся берег и определить место судна при плавании вблизи берегов, называся навигационным оборудованием данного района или моря в целом . По месту установки средства навигационного оборудования могут быть береговыми и плавучими.
Основное назначение навигационного оборудования-ограждение морских опасностей. Плавучее ограждение устанавливают на воде - это буи, баканы, вехи и плавучие маяки, которые служат для непосредственного предостережения штурмана о существующей в данном месте опасности. Береговое ограждение - морские и береговые маяки, береговые знаки и башни, створные знаки - устанавливают на прибрежной полосе материков и островов. В некоторых случаях роль берегового ограждения выполняют нанесенные на карту различные приметные места и предметы - отдельные высоты, триангуляционные вышки, приметные здания (церкви, башни и т.д.).

Область применения плавучих маяков намного меньше, чем других плавучих предостерегательных знаков. Как правило, плавмаяки устанавливают в районах морских опасностей, значительно удаленных от берега при входе в проливы, каналы или теры (например, плавмаяк ский" в Рижском заливе), часто качестве приемных маяков больших портов. Каждый плавучий маяк окрашивается приметным и отличным от краски других судов образом. Надводные борта плавмаяков обычнго окрашиваются в красный цвет. Вдоль обоих бортов большими буквами пишется название маяка. Плавучий маяк, находящийся на своем штатном месте, должен нести на топе мачты решетчатый шар, а ниже него - маячный флаг желтого цвета с прямым синим крестом. Сорванный со своего штатного места плавмаяк считается неработающим и вместо шара и маячного флага должен нести: днем:- по одному черному шару в носу и корме (или по одному красному флагу) ночью - по одному красному огню на тех же местах. Плавмаяки могут так же подавать туманные и другие сигналы. В последнее время плавмаяки выходят из употребления и заменяются башенными морскими маяками.
Плавучее ограждение называется штатным , если оно нанесено на карты, Дополнительное ограждение, выставляемое для каких-либо специальных целей в летнее время, называется летним. Зимнее ограждение выставляется после ледостава в замерзающих портах для обозначения входа и выхода из портов, а также участков и рейдов для безопасного движения ледоколов и проводимых ими караванов. О выставлении летнего или зимнего ограждения сообщается в "Извещениях мореплавателям".

Рис.56: Береговой маяк.

Средства берегового ограждения - маяки, освещаемые и неосвещаемые знаки, створы и т. д. - устанавливают для того, чтобы облегчить мореплавателям ориентировку в море относительно морских опасностей, лучше опознать берег и вход в порт или на рейд, определить место судна при плавании в видимости берегов Основным береговым ориентиром является маяк. Оснащенный мощным источником света, маяк в хорошую погоду ночью имеет дальность видимости до 15-20 миль и более. Мореплаватели относятся к сигналам маяков с самой высокой степенью доверия, так как местоположение их неизменно.

В отличие от других навигационных знаков маяк обслуживает мореплавателей круглые сутки и в любую погоду. В зависимости от места установки береговые маяки делят на собственно береговые и на морские.
Береговые маяки
возводят обычно на высоких, выдающихся в море мысах материка или больших островов (рис.56), морские - на расположенных вдали от берега естественных или искусственных островках или просто на подводной скале (рис.57). По своему назначению береговые маяки могут быть опознавательными (указательными) и створными. Первые, как видно из названия, обычно служат приемными знаками при входе в какой-либо порт или канал (например, Дообский маяк при подходе к Новороссийску), поворотными знаками в том месте, где проходящие суда обычно меняют свой курс (например, Поворотный в Японском море), предостерегательными знаками, указывающими на определенную навигационную опасность (например, Родшер в Финском заливе). Створные маяки ставят для облегчения прохода судов в узкостях или входа на рейд, в гавань или в порт (например, Таллинские створные маяки).

Во избежание путаницы все маяки отличаются друг от друга не только внешним видом, но и характеристикой огня и туманного сигнала. Практически установлено, что маяки с одинаковой характеристикой не должны располагаться ближе чем в 80 милях друг от друга.

Главные требования к маякам сводятся к следующему:

  • Местонахождение каждого маяка должно быть точно нанесено на карту.
  • Он должен быть хорошо виден и днем и ночью.
  • Огонь маяка не должен приниматься за любой случайный огонь на берегу.
  • Маяк должен иметь надежную туманную сигнализацию.

Кроме маяков на берегу устанавливают освещаемые и неосвещаемые знаки. Освещаемые знаки отличаются от маяков меньшей величиной и тем, что на них ставят автоматические источники света, менее мощные и не требующие постоянного обслуживания. Неосвещаемые знаки служат ориентирами только в дневное время (рис. 58).

Сигнальные и другие станции.

Кроме знаков плавучего и берегового ограждения безопасность мореплавания обеспечивает ряд специальных сигнальных станций, задача которых- передача на суда, находящиеся в море, сведений, имеющих значение для безопасного плавания. Они могут находиться при маяках или работать самостоятельно. К таким станциям относятся прежде всего радиостанции, которые в зависимости от своего назначения передают метеорологические сводки, радионавигационные извещения, сигналы времени и медицинские советы. Эти передачи ведутся по установленной программе, по запросу или в определенное время суток.

Рис.57: Морской маяк. Белая круглая башня.

Телефонные станции при маяках позволяют связать их с ближайшим портом или населенным пунктом.
Метеосводки и радионавигационные извещения (сокращенно МЕТЕО и НАВИМ) информируют мореплавателей об ожидаемой погоде и изменениях в навигационной обстановке. Их передают все береговые станции Министерства морского флота открытым текстом. Эти извещения могут быть очередными и срочными. Последние передаются немедленно по поступлении на радиостанцию, а очередные - по расписанию передач. Сигналы времени по радио даются в соответстви с программой, установленной данной станции, подробности о которой указываются в лоциях и в специальном издании "Радиосигналы времени".
Кроме радиосвязи для передачи на суда нужной информации используются также звуковые, флажные (фигурные) и световые средства сигнализации. Для подачи таких сигналов на хорошо видном с моря месте устанавливают сигнальные посты , оборудованные мачтой, на которой поднимаю определенные сочетания флагов или фигур, обозначающих необходимы сигналы. В темное время суток эти сигналы передаются азбукой Морзе помощью клотикового фонаря или сочетаниями красного, зеленого и белого огней. С сигнальных постов обычно подаются следующие сигналы:
"Предупреждение об опасности" - подается плавучими маяками, на мачте которых для судов, чей курс ведет к опасности, поднимается двухфлажный сигнал по Международному своду сигналов - "Вы идете к опасности" с одновременным пуском ракет (ночью сигнал дается только ракетами). Сигнал подается до тех пор, пока судно не увидит его и не изменит своего курса.
"Лоцманские сигналы" - они регулируют движение судов по каналу или фарватеру, сообщают о глубинах на фарватерах, о приливах и отлива в порту, о течениях и о высоте воды и т. п.

Рис.58: Береговой знак.

"Штормовые сигналы" - для предупреждения мореплавателей и населения портовых городов о надвигающихся штормах и сильных ветрах. Эти сигналы имеют значение для ограниченного района и служат в основной предупреждением для выходящих в море судов (см. приложение 2, е).
Туманные сигналы, имеющие весьма серьезное значение для безопасности плавания вблизи берегов, подают возушными и подводными средствами звуковой сигнализации при снижении видимости (туман, снежный заряд, морозь и т. п.). В советских водах оздушные туманные сигналы подаются береговыми маяками при помощи следующих устройств:

  • наутофон - мембранный излучатель со звуком, напоминающим звук горна. Дальность слышимости достигает 3-4 миль;
  • сирена - паровая или пневматическая с неподвижным или вращающимся рупором. Издает сильный воющий звук и имеет среднюю дальность слышимости 6-8 миль;
  • диафон - издает сильный прерывистый звук, слышимый на расстоянии 6-8 миль;
  • туманный горн - имеет однотонный звук с небольшой дальностью слышимости (до 2 миль). Применяется в основном на плавучих маяках;
  • свисток (или ревун) применяется на морских буях. Работает автоматически при волнении определенной силы;
  • пушка - выстрелы производятся с промежутком 10 мин. При ветре с моря выстрелы даются чаще;
  • взрывы - сильный звук от взрыва специального патрона на большой высоте; распространяется во все стороны и считается надежнее пушки;
  • колокол - в настоящее время применяется только на морских буях ч в качестве дублирующего средства на маяках.

Береговые маяки подают двухударный звон с промежутком до 3 мин; плавучие маяки - трехударный звон с промежутком до 2 мин.
Отдельно могут быть выделены радиопеленгаторные станции и радиомаяки , которые, передавая определенные сигналы, служат для определения места судна в море при помощи радиопеленгов.
Лоцманские станции обеспечивают лоцманскую проводку судов в порт и из порта, а спасательные станции оказывают помощь судам, терпящим бедствие.
Все сведения о маяках, сигнальных станциях и передаваемых ими сигналах даются в "Лоциях" и отдельных изданиях "Огни и знаки" по каждому морю. В этих же изданиях имеются данные о лоцманских и спасательных станциях. Пункты, где имеются такие станции, обозначают на картах.

МАЯК
сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ .





ЛИТЕРАТУРА
Политехнический словарь. М., 1976

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МАЯК" в других словарях:

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

    Маяк - (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

    Маяк - (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

    МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Маяк - Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Сложно переоценить значимость навигационного оборудования для работы судоводителей. Хотя современные приборы, позволяющие определять координаты, имеют множество преимуществ в виде эргономики, точности и функциональности, их недостаточно для поддержки безопасного управления судами в прибрежной зоне. Поэтому на подходах к якорным стоянкам и портам, к примеру, в качестве навигатора используются маяки. Их сигналы позволяют определять точное местоположение судна и при необходимости корректировать маршрут.

Что такое маяк с точки зрения технического исполнения? Как правило, стационарные конструкции или сооружения, обеспеченные средствами визуального наблюдения. Но бывают и другие варианты, отличающиеся также по функциональным возможностям.

Общие сведения о маяках

В сущности, это сигнальные станции, выполняющие задачи навигационного ориентирования. Наиболее распространены береговые маяки, обозначающие надводные или подводные контуры сооружений и опасностей. В состав объекта могут входить капитальные постройки, инженерное оборудование, технологические устройства для сигнализации и коммуникации. Современная станция редко обходится без источников тепло- и энергоснабжения, причем в большинстве случаев их представляют автономные генераторы.

При этом важно различать средства берегового ограждения от конкретных опасностей и непосредственно маяки. Функции локальной ограды выполняют буи, вехи и бакены. Такие навигационные устройства могут быть независимыми от береговой инфраструктуры. А что такое маяк в плане функциональности? В любом исполнении это инструмент навигационной разметки, которая воспринимается штурманом посредством специальных сигналов. Однако цели у таких станций бывают разными.

Назначение маяков

Морские сигнальные станции можно рассматривать и как створное, и как опознавательное средство. В первом случае организуется система, состоящая как минимум из двух маяков, линия между которыми формирует маршрутный контур. Ориентируясь на такие линии, судоводитель меняет или прокладывает курс входа в порт или гавань. Одиночные же станции используются в опознавательных целях и обозначают собой определенную точку - как на земной прибрежной, так и на водной поверхности. Например, маяк на острове непосредственно указывает на часть земной площадки среди моря или океана. Таким же способом обозначаются опасные участки, портовые объекты и т. д. Оба типа маяков отличаются по высоте. Причем размерные параметры имеют и функциональное значение. Так, разница в высотах между створными конструкциями позволяет определять направление движения к тому или иному объекту, расположенному в этом районе.

Как работает маячный излучатель?

Типовая и наиболее распространенная сигнализация маяка представляет собой прожектор, выполненный в особой конфигурации. Для повышения силы излучения в устройстве прибора используется комплекс зеркал и линз, обеспечивающих концентрацию фотонного отражения. В некоторых системах применяется не отражающая, а просвечивающая оптика. Данный эффект достигается составными линзами в сборке, которые вращаются вокруг источника света. В конструкциях прежних поколений в качестве излучателя использовали керосиновые лампы. Они характеризовались независимостью и полной автономностью, но требовали кропотливого обслуживания.

Что такое маяк современного типа? Это сооружения или конструкции, обеспечиваемые источниками импульсного света. Те же прожекторы распространяют световые потоки на оптическую оснастку для более широкого распространения сигнала. Для питания электротехнической инфраструктуры используются дизель-генераторы, солнечные батареи или же местные энергетические подстанции.

Свойства цветовой навигации

Способ подачи света имеет свои особенности и в части цветового оформления, обусловленного стандартизированными требованиями. Спектр излучения делится на несколько сегментов, каждому из которых присваивается определенный оттенок.

В частности, белое свечение указывает на то, что в обслуживаемой зоне на данный момент проход безопасный. Красным обозначаются левые по отношению к безопасной зоне места для прохождения. Напротив, зеленый свет маяка характеризует правую область по отношению к сегменту, где приближается судно. Существуют и принципы «дневной метки», согласно которым сами станции имеют окраску из нескольких полос. Это позволяет визуально различать опасные объекты и башни маяков. В ночное же время применяется система секторных огней. Опять же, за счет управления цветами и подключения разных сегментов свечения штурманам даются сигналы о статусе тех или иных областей в зоне охвата.

Классификация по способу сигнализации

Оптические световые сигналы являются основным, но не единственным способом привлечения внимания штурманов. Кроме них используются акустические, туманные и радиосигнальные устройства. Применяются сирены, диафоны, осцилляторы и другие приборы, обеспечивающие распространение звуковых сигналов. В последнее время активно развиваются технологии радиосигнального оповещения. Что такое маяк с радиостанцией? Чаще всего это пеленговые базы, в рамках определенного частотного диапазона и радиуса определяющие приближение судов. Они могут не только фиксировать местоположение объектов, но и передавать информацию о направлении, производить вычисления по координатам и т. д.

Классификация по месту расположения

Принципиально отличаются два типа маяка - уже упомянутые береговые и плавучие. Первые могут устанавливаться на берегу, на острове или в удаленной от прибрежной линии зоне. Наиболее выигрышные места для таких объектов - возвышенности и открытые визуальному наблюдению участки, где навигационное оборудование сможет работать без помех.

Что касается плавучих станций, то они используются на кораблях и другой водной технике. То есть это не стационарное, а мобильное или даже портативное оборудование. Есть и группа плавучих маяков, которые размещаются в качестве опознавательных устройств на входах в каналы и проливы. Их корпуса оформляются специальным цветом для более выраженного визуального эффекта.

Эксплуатационные требования к маяку

Поскольку на работе сигнальной морской станции лежит высокая ответственность, еще перед разработкой ее проекта утверждаются следующие требования:

  • конструкция должна быть видна днем и ночью;
  • независимо от времени суток, свет маяка должен отличаться от случайных огней другого назначения;
  • в инфраструктуре башни должна предусматриваться туманная сигнализация;
  • визуально-опознавательную функцию должны обеспечивать и освещаемые, и неосвещаемые сигнальные метки.

Заключение

Регуляция мореходного движения выполняется комплексным набором средств, особое место среди которых занимает маяк. Подаваемые им знаки и огни минимизируют шансы на потерю курса у приближающихся судов и оптимизируют процессы помощи, если в ней есть необходимость. Существенное место в общей инфраструктуре маяка занимает навигационное оборудование в виде приборов и радиопеленгаторных станций. Нынешний уровень технологического развития позволяет использовать для определения местоположения эффективные устройства, связывающиеся со спутниковыми системами. Но и традиционная опознавательная функция в виде светового рассеивания через оптику сохраняет свою актуальность.

«В Крыму совсем мало маяков», – сказал мужчина, с которым мы познакомились у одного из них. Поездка на машине по Черному морю показала обратное. В этой статье собраны координаты и фотографии самых красивых маяков морского побережья.

В дороге мы использовали два навигатора: maps.me и яндекс.навигатор. На maps.me можно легко найти все маяки и построить до них маршрут. Рассказывать буду обо всех начиная с Сочи и заканчивая Оленевкой, это поселок недалеко от Евпатории.

На главной набережной Сочи, недалеко от морского вокзала находится Сочинский маяк. Среди всех магазинов и ресторанов на набережной его легко не заметить. Главный ориентир «Agave» Tequila Bar & Restaurant.

Совсем рядом, у входа в акваторию порта находится маленький маяк, часто по ошибке именно его называют Сочинским маяком.

Координаты: 43.57883 39.720336


Ночью светит зеленым

Необычный, на мой взгляд, маяк находится в Джугбе — это поселок городского типа недалеко от Туапсе. Маяк на крыше одноэтажного белого дома.

На входе нас встретила табличка и две большие собаки. Ворота были замотаны железной цепью. Собаки лаяли. При желании цепь можно было размотать и зайти, так мы и сделали. Смелости хватило только чуть-чуть пройти вперед и сделать одну фотографию. Может быть вам повезет больше и ворота будут открыты.

Координаты: 44.305479 38.705882



Удалось сфотографировать

Маяки в Геленджике

Скульптура маячника и створный маяк Геленджика находятся на набережной, совсем рядом друг с другом. Если подойти к маячнику и посмотреть с ним в одну сторону, то вдалеке вы увидите Геленджикский маяк.

Координаты: 44.573863 38.06806 (Скульптура маячника)

44.574534 38.068162 – Створный маяк Геленджика.

Геленджикский маяк находится на мысе Толстый. Близко подойти к нему подойти не получится, находится на охраняемой территории.

Координаты: 44.55021 38.050165



Высокая восьмигранная башня с тремя черными горизонтальными полосами – это Анапский маяк. Находится на центральной набережной и является одной из главных достопримечательностей города.

Координаты: 44.887996 37.299146

Первый маяк, который встретит вас в Крыму после паромной переправы – Еникальский маяк. Находится он на мысе Фонарь – самой восточной точке Крыма. Его можно увидеть еще с паромной переправы.

Машину мы оставили внизу и дошли до него пешком (5-7 минут).

Координаты: 45.385458 36.638896

Кыз-Аульский маяк

Самый красивый маяк в Крыму, на мой взгляд, находится на мысе Кыз-Аул. Дорога до него проселочная, не асфальтированная с ямами. Если у вас низкая машина, то стоит быть внимательнее. Добирались со стороны поселка Заветное.

Координаты: 45.060536 36.372947

Находится на мысе Святого Ильи, недалеко от Феодосии. Круглый, белоснежный маяк. Виден, как с моря, так и сверху.

Координаты: 45.012501 35.422552


Источник доступен по клику на фото

11 км от Судака на машине и вы на полуострове Меганом - это одно из самых засушливых мест в Крыму. Здесь сильный ветер, вы почувствуете, его энергия используется для получения электричества. Место окутано легендами, например древние греки считали, что именно на Меганоме находится вход в царство мертвых Аида.

Нашей целью был Меганомский маяк. Дорога туда, если ехать на машине, мягко говорят «не очень», но когда добираешься, понимаешь, что того стоило! Главное потом выбраться. Если вы на машине, то оцените свои возможности, когда увидите дорогу.

Координаты: 44.793698 35.080163

Рыбачий маяк

На мысе Кителя-Бурун, над бухтой любви находится Рыбачий маяк. Ориентир поселок Рыбачье.

Координаты: 44.761772 34.584013


Источник доступен по клику на фото

А рядом с ним вы увидите Храм-маяк Святого Николая Чудотворца. Говорят, что это единственное в своем роде сооружение, которые выполняет функции церкви и маяка. Под ним находится содержательный музей катастроф на водах. Храм современный, был открыт в 2006 году.

  • Храм и Музей открыты для посещения с 9:00 до 18:00;
  • Стоимость входного билета в музей - 150 руб.

Координаты: 44.75649 34.56551

Маяк находится на территории городского порта в конце бетонного мола. Его хорошо видно с набережной.

Координаты: 44.492977 34.166986

Херсонеский маяк

Белоснежная башня маяка, высотой 36 м, облицованная белым инкерманским камнем – впечатляет! Недалеко есть дикий каменистый пляж на котором можно отдохнуть. У Херсонеского маяка есть брат-близнец, построенный по тому же проекту – Тарханкутской маяк, о нем дальше.

Координаты: 44.607983 33.448924

Находится в поселке Заозерное. Установлен на песчаном мысу в Каламитском заливе, почти на уровне моря. Там нет природных возвышений, и маячный фонарь поднят только за счет башни высотой 52 метра. Это самый высокой маяк на всем побережье Черного моря.

Координаты: 45.151104 33.269178

Находится на самой западной точке Крымского полуострова, на мысе Тарханкут. Добраться к нему можно из поселка Оленевка, двигаясь на юго-запад. Расстояние от поселка Оленевка до маяка 3.3 км. Самый красивый закат в Крыму мы проводили именно здесь, солнце медленно садилось в море, давая возможность насладиться им и сделать памятные фотографии.

Дождались пока маяк загорится.

С утра вернулись и к нашему восторгу на охраняемую территорию маяка можно было зайти. Оказалось, такое иногда практикуется, если что, это было во вторник, примерно около 12.

Координаты: 45.346923 32.494248

Последний маяк, который нам встретился по пути домой – Темрюкский. К нему было не подойти, сделали фотографию из-за ворот.

Для чего нужен маяк? Каково его предназначение?

    По маяку суда в открытом море ориентируются в тмное время суток или же в ненастную погоду. Без маяков суда бы просто напросто теряли направления и не могли найти в таких экстренных условия береговую территорию. Маяк - это своего рода путеводитель и ориентир.

    Маяк - это капитальное сооружение, которое служит для визуальной навигации кораблей, для определения местоположения на воде. Незаменимы в плохою погоду. Маяки бывают опознавательные и створные. Маяки строили с древности. Александрийский маяк, построен в 3 веке до н.э.

    Статуя Свободы когда-то использовалась, как маяк.

    В древности маяк был незаменимым атрибутом плавания на кораблях, ведь маяк можно было увидеть за сто километров от земли. Ведь тогда не было еще современых навигационных приборов.

    Обычно маяк это очень высокая башня, на самом верху башни горит свет (обычно красный), указывающий кораблям верное направление. Конечно, сейчас маяк не так актуален как в древности. Сейчас есть спутниковые системы навигации, на кораблях.

    Удивительный, красивый, полезный вопрос.

    Да будет свет!

    Маяки строили для разных целей, предостережение, наблюдение, указания пути, привлечения внимания.

    Но основная задача маяка - светить!

    Маяк всегда возводят на скалах, и те кто строят и эксплуатируют маяк очень много знают о море и о опасностях подводных разных. И указывают кораблям обходные пути.

    А смотритель маяка - герой невидимка. Он в прямом смысле спасает суда а капитаны и моряки, за частую его даже и не знают. Но смотритель не отвечает за крушение, но он всегда спокойно, честно и в одиночестве помогает.

    Маяки есть везде и даже в Антарктиде.

    В Украине, в Крыму есть удивительная церковь. Церковь святого Николая церковь- маяк, возле Алушты.

    А самый большой и удивительный (не считая Японский) маяк сегодня, стоит возле пролива ЛА-Манш на Французкой стороне на малюсеньком островке и его луч виден на Английских берегах через почти 170 км.

    Но световые маяки уже отживают свое, им на смену приходят спутниковые системы навигации.

    Без маяка суднам было бы трудно определять, где находится берег в темноте и в мрачную погоду. Маяк - это как путеводная звезда, которая помогает сориентироваться затерявшимся кораблям и рыбакам. Это как компас.

    Маяк нужен для ориентации кораблей. Предназначение - ориентир.

    Маяк - это навигационный знак, который могут установить на берегу или на воде, для таких маяков часто используют старые суда. Световой сигнал каждого маяка имеет признаки, по которым моряки могут точно знать название и расположение маяка. В настоящее время моряки и летчики используют радиомаяки. Кстати, в качестве радиомаяков используются и известные радиовещательные станции. Маяки будут нужны всегда, потому что они достаточно надежны и позволяют с высокой точностью определять место корабля или самолета.