Миллионер из «Яра. Черный яр

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.

В канун 1826 года француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard , имя которого и носило заведение) открыл ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту . Газета «Московские ведомости » сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах» .

Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. - «Яр» работал в саду «Эрмитаж», но не в современном саду «Эрмитаж» на Петровке , а в старом на Божедомке .

Эти же рестораны «Яр» и «Стрельна» становятся центрами цыганского пения. В конце XIX - начале XX в. в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы - Олимпиада Николаевна Фёдорова (Пиша), а позднее - Варвара Васильевна Панина (Васильева).

Здание ресторана неоднократно перестраивалось. В июле 1896 года «Яр» приобрёл бывший официант, выходец из крестьян Ярославской губернии Алексей Акимович Судаков. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн , с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты , один из которых получил название «Пушкинский» в память поэта, написавшего о «Яре» на Кузнецком:

Вблизи ресторана был построен особняк владельца, до наших дней не дошедший. На торжественном открытии нового здания «Яра» в 1910 году была впервые исполнена песня, сведения об авторе которой противоречивы :

См. также

Напишите отзыв о статье "Яр (ресторан)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Яр (ресторан)

– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».

«...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?...»
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане «Яръ»!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд. Название ресторана отражает его фамилию, а не русское слово «яр». Дело предприимчивого француза развивалось и уже в 1848 году ресторан переезжает на Петровку, поближе к саду Эрмитаж, а после того на его нынешнее место на Петербургское шоссе (сейчас Ленинградский проспект) в загородный дом генерала Башилова.
Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем:
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).
Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице «Яра» и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились". В «Былом и думах» Герцен описал свой первый обед у знаменитого ресторатора «Яра»: «У меня был золотой и у Огарева около того же. Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные…)».
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — «Яръ» работал в садe «Эрмитаж», но не в том саду «Эрмитаж», на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке. А в 1851 году «Яръ» открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне. Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время было ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в «Яръ». Как говаривали тогда: «В «Яръ» не едут — в «Яръ» попадают». Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в «Яръ». Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны. В 1871 году владельцем «Яра» становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала. В 1895 г. после смерти Аксёнова «Яръ» приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
«Ямщик, гони-ка к Яру» - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторана. Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена «Яръ» прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским в книге «Москва и Москвичи»: «Ресторан Яр. Петербургская знать во главе с великими князьями специально приезжала из Петербурга съесть тестовского поросенка, раковый суп с расстегаями и знаменитую гурьевскую кашу, которая, кстати сказать, ничего общего с Гурьинским трактиром не имела, а была придумана каким-то мифическим Гурьевым. Кроме ряда кабинетов, в трактире были две огромные залы, где на часы обеда или завтрака именитые купцы имели свои столы, которые до известного часа никем не могли быть заняты. Так, в левой зале крайний столик у окна с четырех часов стоял за миллионером Ив. Вас. Чижевым, бритым, толстенным стариком огромного роста. Он в свой час аккуратно садился за стол, всегда почти один, ел часа два и между блюдами дремал. Меню его было таково: порция холодной белуги или осетрины с хреном, икра, две тарелки ракового супа, селянки рыбной или селянки из почек с двумя расстегаями, а потом жареный поросенок, телятина или рыбное, смотря по сезону. Летом обязательно ботвинья с осетриной, белорыбицей и сухим тертым балыком. Затем на третье блюдо неизменно сковорода гурьевской каши. Иногда позволял себе отступление, заменяя расстегаи байдаковским пирогом — огромной кулебякой с начинкой в двенадцать ярусов, где было все, начиная от слоя налимьей печенки и кончая слоем костяных мозгов в черном масле. При этом пил красное и белое вино, а подремав с полчаса, уезжал домой спать, чтобы с восьми вечера быть в Купеческом клубе, есть целый вечер по особому заказу уже с большой компанией и выпить шампанского. Заказывал в клубе он всегда сам, и никто из компанейцев ему не противоречил.
— У меня этих разных фоли-жоли да фрикасе-курасе не полагается… По-русски едим — зато брюхо не болит, по докторам не мечемся, полоскаться по заграницам не шатаемся. И до преклонных лет в добром здравии дожил этот гурман…»
Одним из завсегдатаев «Яра» был Савва Морозов. «Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял «на откуп» (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - «плачу за всё». Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию».
А то ещё в «аквариум» купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в «Яре» и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.
В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время «Яръ» посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов... После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков. В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница «Советская» с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр «Ромэн» - дух старого «Яра» и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным. Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и «Железная Леди» с Конрадом Аденауэром. 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу «Яра».
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Буженина в русской печи
Маринад:
Перекисший (не сильно, в пределах разумного) белый квас + половина стакана мёда + тмин + черный перец + лавровый лист.
Всё варим несколько минут, заливаем окорок с вырезанной костью и держим сутки. Потом шпигуем чесноком и кусочками сала, натираем солью, обвязываем шпагатом. И запекаем до готовности. Всё просто.
Рецепт белого кваса на сайте у Максима Сырникова http://www.syrnikov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=1

Фотографии я сделала на корпоративном вечере в ресторане "Яръ".

1.

2.

3.

4.

Посудомойщик

Алексей Судаков родился в Ярославской губернии, в большой крестьянской семье. Многие их односельчане везли детей в Москву и отдавали их на работу кожевникам или кузнецам, но нередко и в трактиры. Делалось это не из эгоизма и жестокости родителей, а ради спасения детей от голодной смерти в деревне, частенько страдавшей от неурожаев. Работая в ресторане, уж точно с голоду не помрёшь.

Чтобы прокормить семью, отец поехал с Алексеем в Москву на «биржу» ‒ так тогда называлось место, где владельцы московских харчевен выбирали себе среди выходцев из окрестных деревень половых (слуга в трактире), официантов для рестораций и приказчиков.

Ярославские крестьяне или, как их называли, «водохлёбы» (под этим подразумевалось, что они пьют только «огненную воду»), трудились в лучших трактирах города («Прага», «Славянский базар» и т. д.). Для них эта работа была возможностью выбиться в люди, стать солидным человеком.

Обязанности официанта тех лет не особенно отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола

Веселый неунывающий мальчишка приглянулся управляющему чайной и он забрал его к себе посудомойщиком, а отца Алексея ‒ приказчиком. И вот в девять лет у будущего миллионера началась взрослая жизнь. Жизнь работников общепита и сейчас несладкая: за едой надо постоянно следить, каждому надо угодить, успокоить напившихся хамов - иными словами, даже присесть не получится.
Во времена, когда не было ни водопровода, ни вывоза мусора, ни средств дезинфекции, работа на кухне была сущим кошмаром. В такой атмосфере наш герой и делал свои первые шаги к успеху, вычищая тарелки онемевшими пальцами в холодной воде. Разумеется, неграмотных деревенских ребят обучали всем блюдам, которые подавались, причем если сейчас все это учат по распечаткам, то тогда запоминали на слух.

Повар лично брался обучать гарсона всем премудростям готовки, чтобы он мог ответить на любой вопрос гостя. Самым трудным для любого было выучить состав соусов, коих было величайшее множество, и какое блюдо с каким соусом подают. Допускали же работать с клиентами, только если юный работник «все соуса знает».

Выучив меню, его пустили в зал прислуживать посетителям. В таком амплуа юный Судаков трудился где-то года четыре. По большому счету, обязанности официанта тех лет не особо отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола.

Алексей был очень смышленым и бойким, прилежно выполнял все поручения, поэтому уже в 17 лет ему удалось стать, выражаясь современным языком, менеджером ресторана. Он мог носить «лопаточник для марок» (бумажник, где держали кассовые чеки и деньги за еду) и шелковый пояс, за который этот самый «лопаточник» затыкался. Его чайная стала приносить хороший доход, и в 22 года деловитый ярославец стал директором заведения.

Ресторатор

Как только юноша скопил внушительную сумму, то сразу купил ресторан на Рождественском бульваре, ставший популярным по всей Москве. Потом еще один, но мечтою дельца был шикарный и красивый ресторан «Яръ» (по имени французского повара Ярда, а не от оврага), что находится теперь возле метро «Динамо», на Ленинградке.

Это место отличалось от других злачных, так как там подавали не только хлеб, но и зрелища: играл оркестр Степана Рябова, пели хоры и вообще здесь бывал весь высший свет: богач Морозов, писатели Чехов и Куприн, оперная звезда Шаляпин, знаменитый «неверящий» режиссер Станиславский, «наше всё» Пушкин.

Владеть таким местом значило не только разбогатеть, но и стать известным среди элиты. На свой страх и риск, взяв кругленькую сумму в долг, Судаков в 1896 году покупает «Яръ» у промотавшегося хозяина Аксенова. Но наш герой знал, что делал, и благодаря смекалке быстро заработал деньги. Говоря современным языком, он выступил промоутером… ипподрома. Дело в том, что скачки проходили совсем неподалеку от его кафешантана. Договорившись со скаковым обществом, он распространял бесплатные билеты на это мероприятие среди гостей, сладкоголосые цыганки давали их своим поклонникам.

«Купцу, ему ведь как, - говаривал ресторатор, знавший купцов не понаслышке - если бесплатно, то и уголькам в аду будет рад». Днем публика ходила смотреть на своих любимых лошадей, болела за них, а потом, утомленная переживаниями и, желая отпраздновать победу или залить горе, шла поужинать в соседний «Яръ». Отбоя от клиентов теперь не было.

На доходы от своей простой и гениальной идеи Судаков решил сделать в своем заведении капитальный ремонт. Идеей его было превратить старинную деревянную постройку в дворец стиля модерн. В 1910 году архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными светильниками по фасаду. В перестроенный «Яръ» потянулись толпы, там бывали даже члены императорской фамилии и всесильный Григорий Распутин. Особенно бомонд полюбил летний сад, где можно было посидеть в тени и побеседовать о судьбах России.

В том же году Алексей Акимович, имевший стотысячные капиталы, покупает петербургский кабак «Медведь», бывший, по сути, копией его московского детища. И без того шикарное место ресторатор делает настоящим «Эрмитажем», только в нем можно было не только любоваться искусством, но и закусить.

Как бы то ни было, ресторан «Яръ» пережил потрясения, и стал в 1952 году частью гостиницы «Совесткая». Заведению вернули прежние интерьеры и имя; в нем, как и в старые добрые времена, играет цыганская песня и приходят известные люди: от Чубайса до Шварценеггера. Полюбоваться роскошным убранством и посидеть за любимым столиком Пушкина может каждый из нас.