Народные поэты Беларуси. Якуб Колас

Мицкевич, Константин Михайлович

[Якуб Колас, Тарас Гуща, 1882-] - белорусский поэт, вице-президент Белорусской академии наук. Род. в Минской губ. в семье лесного сторожа. Учился в Несвижской учительской семинарии. С 1906 участвовал в так наз. "нашенивском" национально-демократическом движении (см. "Белорусская литература "). За участие в учительском съезде был приговорен к 3 годам заключения, которые отбывал в минской тюрьме . Был мобилизован царской армией, окончил Александровское военное училище в чине подпоручика. До 1921 учительствовал в Курской губ., откуда вернулся в БССР. Был членом Института белорусской культуры, а затем академии. В 1926 в связи с 20-летним юбилеем поэта правительство БССР присвоило М. звание народного поэта.

Популярным писателем М. становится после Октября. К послеоктябрьскому периоду относятся ранее начатые и вновь написанные главные произведения писателя: "Новая земля", "Сымон Музыка", "У палесскай глушы" и др. Творческий подъем после Октября является разительным подтверждением того раскрепощающе-плодотворного воздействия, которое оказала пролетарская революция на культуру и литературу ранее угнетенных национальностей. Выразитель идей и настроений широких трудовых масс середняцкого крестьянства, подымавшегося на борьбу с самодержавно-помещичьим строем, М. далеко не сразу и не прямо пришел к пониманию и приятию новой пролетарской Белоруссии. Мировоззрение поэта было обременено различными националистическими пережитками буржуазно-демократического движения, в котором поэт принимал непосредственное участие. На отдельных этапах борьбы (например в сб. "Водгульле") эти черты приближали писателя к буржуазно-националистической литературе. Понадобился более чем десятилетний период успешного социалистического и национально-культурного строительства в Белоруссии под руководством пролетариата, чтобы Мицкевич приступил к пересмотру своих классовых и идейно-творческих установок.

Выступление М. на литературную арену исторически совпадает с оживлением крестьянского и нац.-дем. движения Белоруссии - "нашенивства". Основным лозунгом этого движения, в частности литературного, было требование "вольной бацькаушчыны" ("свободной родины"), под которым разумелась культурно-национальная автономия для Белоруссии. В литературе усиленно культивировалась национальная романтика и либерально-народническая идеализация белорусского мужика. У М. мы находим следы этой идеологии уже в ранних его произведениях. Первое стихотворение М. "Наш родна край" появилось в 1906 и было напечатано в радикально-демократической газете (вскоре закрытой) "Наша доля". В этом и в ряде других стихотворений, проникнутых народническим сочувствием к "краю сіроцс", М. выражает настроение широких трудовых масс белорусского середняцкого крестьянства в их борьбе с самодержавно-помещичьим режимом. Национальный гнет, отсталость и нищета широких масс крестьянства толкают поэта в ряде стихотворений от моралистических позиций к революционно-политическому протесту. Борьба порабощенных крестьянских масс против самодержавно-помещичьего режима иллюзорно преломляется в сознании поэта в форме восстания как бы "единого", сплошного "бедного края".

Рисуя политическое бесправие белорусского мужика, М. обращается к "ворогам" - панам, угрожая им мужицкой расправой: "Ужо дауно вяроукі вас, паны, чакаюць". Мужик в восприятии М. есть синоним "белорусса", носителя политических и национальных идеалов. В стихотворении "К белоруссам" М. бросает призыв:

"Устаньте, хлопцы, устаньте братки.

Устань, ты, наша сторона.

Ужо глядзіць к нам на палаткі

Жыцья новага вясна" (т. I, вып. II, стр. 139).

Однако такие революционно-политические мотивы не являются основными в творчестве М. Они отражают лишь стихийный подъем крестьянских возмущений. Реакция и социально-политическое вырождение национально-буржуазного ("нашенивства") движения после 1905 придает песням М. преимущественно пассивный сентиментально-народнический характер. Первый сборник стихов М. носит характерное название "Песні жалобы" .

От социально-политической тематики поэт уходит к интимно-лирическим мотивам. Последние сменяются увлечением фольклорно-этнографическими мотивами. Беллетристические сказки этого периода, выросшие на болотистой почве национализма, не представляют особой ценности; ряд стихов проникнут настроениями идейного распутья ("На раздарожны", "Вясною" и др.). В своей большой поэме "Новая земля", начатой в 1911, М. пытается найти выход для белорусской деревни в ее стремлении к "своей земле": он рисует образ крестьянина Михаила, энергично стремящегося "купиць землю, набыць свой кут" и фанатически добивающегося осуществления частнособственнического идеала. Михаил умирает в непосильной борьбе, завещая лозунг борьбы за этот идеал своему брату. Поэму М. удалось закончить только в 1923, когда аграрная проблема уже была разрешена пролетарской революцией, указавшей крестьянству путь к коллективизации. Поэма таким образом сохраняет свою ценность важного исторического документа, где реалистически показана историческая борьба широких масс крестьянства за землю. Не выработав четкого революционного мировоззрения, не понимая исторической роли крестьянства, М. часто впадает в мистицизм и абстрактную романтику. Так напр., в поэме "Сымон Музыка" М. стремится воплотить в художественную форму (в образе Сымона) буржуазно-нашенивскую идею о мессианской роли белорусской интеллигенции. Мессианизм "Сымона Музыки" явился логическим завершением националистических тенденций в раннем творчестве Мицкевича. Накануне Октября он пишет драматический эскиз "На дорозе жицьця", в котором создает символический образ "Маті-Беларусі", пророчески собирающей "своих дзеток", т. е. нац.-дем. интеллигенцию, что объективно выражало враждебное отношение буржуазно-демократической интеллигенции к грядущей пролетарской революции. После Октябрьской революции М. пишет ряд националистических стихотворений. В сборнике стихов "Водгульле", вышедшем в 1922, после приезда М. в БССР, имеется целый ряд враждебных выпадов против советской власти. М. долгое время стоял в стороне от советской тематики. Его вышеупомянутые поэмы и ряд больших повестей ("У палесскай глушы", "У глыбі Палесься" и др.) тематически и идеологически обращены к прошлому, которое им идеализируется и противопоставляется современности. В названных повестях М. ретроспективно воссоздает образ идеального нашенивца Лобановича - "борца за "возрождение Белоруссии". Даже в повести "На просторах жицьця" на тему о деревенской рабфаковской молодежи М. трактует последнюю как своеобразную продолжательницу идей и традиций нашенивства.

До революции М. был продолжателем традиций русской народнической поэзии. Его "Песні-жалобы" носят на себе явные следы влияния этой поэзии, сохраняя при этом самобытно-национальный характер. Фольклор является основным источником лексики М. Отсюда, между прочим, уменьшительные существительные - "сонейка", "хатка", "лужок", "конік" - и определения - "малодзенькі", "золаценькі", "ціхенькі" и т. д., отражающие сентиментально-народническую настроенность поэта. Поэмы Мицкевича ("Новая земля", "Сымон Музыка" и др.) формально развернуты в том же направлении. Так, в "Новой земле" целые главы посвящаются описанию этнографически-фольклорных черт той или иной местности (усадьбы, быта, праздников и т. д.). Глубокое знание автором крестьянеко-хуторского быта, позволяет ему мастерски рисовать отдельные картины (деревенский пейзаж, портреты крестьян и т. д., напр. в "Новой земле" и "Сымоне Музыка"). Но он становится явно беспомощным там, где речь идет о больших массах людей и ускоренной динамике событий (поэма "На шляхох волі").

Реконструктивный период поставил перед старыми писателями во весь рост основную проблему идеологической перестройки. И у М. мы встречаем некоторый поворот к переоценке старых идеологических установок; в поэме "На шляхох волі" ("Полымя", 1928-1930) автор уже более объективно оценивает большевизм и большевиков, ведущих революционную работу в царской армии. Следующим значительным шагом на этом пути является цикл стихов, посвященных коллективизации. В них М. глубже осознает объективную несостоятельность своих прежних идей о путях крестьянства, выраженных в свое время в "Новой земле". Повесть "Адшчапенец" ("Полымя", 1931) обнаруживает такое же внимание и интерес писателя к коллективизации, отражая наступивший перелом среди середняцких масс белорусской деревни - от собственничества, отщепенства - к коллективизму.

Последнее произведение М., в связи с упомянутым его письмом к советской общественности, свидетельствует о том, что М. серьезно стал на путь ревизии старой нашенивской идеологии, на путь решительной идейно-художественной перестройки.

Библиография: I. На русск. яз. перев.: В глуши Полесья, перев. К. Яковчика, Гиз, М., 1929; На просторах жизни, Рассказы и повести, перев. И. Баранкевича, Гиз, М. - Л., 1930. Поэзия: Собр. сочин., тт. I, II; Песні-жалобы, 1910; Новая земля, 1923; Сымон Музыка, Менск, БДВ, 1925; На шляхох волі, "Полымя", 1928-1930. Проза (Тарас Гушча): Родные з"явы, Вильна, 1914; У палесскай глушы, 1923; У глыбi Палесься, Менск, БДВ, 1927; Адшчапенец, "Долымя", 1931; "Творчество К. Мицкевича", М., 1927.

II. А. Б-на, Рец. на русск. перев. "На просторах жизни", "Пролетарский авангард", 1930, VII; Рец. на русск. дерев. "В глуши Полесья": Гроссман Б., "Новый мир", 1929, IV; Поляк Л., "Красная новь", 1929, IV; Перекати-Поле, "Земля советская", 1930,1; Чapмынскі У., Я. Колас, крытычна-бiографічны нарысі в т. I "Собр. сочин."; Аутобиография - Я. Колас у літаратурнай крытыцы, Менск, 1926, Критика: Бэнде и Кучар, Матар"ялы да нарысау гісторыі беларускай літаратуры, "Маладняк", 1931, № 6-7; Якуб Колас у літаратурнай крытыцы, зборник артикулау, Менск, 1926; Вазьнясенскі, Ля вытокаý мастацкай прозы Коласа, "Полымя"; Кapскі, Беларусы, том III, ч. 3; Рэцэнзіі ý журн. "Полымя", "Маладняк", "Узвышша".

Г. Красневский.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Якуб (псевдоним; настоящее имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич , белорусский советский писатель, общественный деятель. Один из основоположников белорусской …

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) Якуб Колас (Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) Дата рождения: 3 ноября 1882 Место рождения … Википедия

- (псевдоним; настоящее имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич , белорусский советский писатель, общественный деятель. Один из основоположников белорусской советской… … Большая советская энциклопедия

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) Якуб Колас (Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) Дата рождения: 3 ноября 1882 Место рождения … Википедия

Якуб (يعقوب) арабское Род: муж. Отчество: Якубович Якубовна Производ. формы: Якубчик Иноязычные аналоги: англ. Джейкоб, Джеймс, Джим араб … Википедия

КОЛАС - Якуб (псевд.;наст. фам. и имя Мицкевич Константин Михайлович) , нар. поэт Белоруссии (1926); акад. АН БССР (с 1928, вице президент с 1929). После окончания Несвижской… … Российская педагогическая энциклопедия

КОЛАС Якуб - (наст. имя и фам. Константин Михайлович Мицкевич) (1882—1956), народный поэт БССР (1926). Чл. КПСС с 1945. За революц. работу был приговорен к заключению (1908—11). Сб. стихов «Песни печали» (1910), «Эхо» (1922), поэмы «Новая земля»… … Литературный энциклопедический словарь

- (наст. имя и фам. Константин Михайлович Мицкевич; 1882–1956) – белорус. писатель. Нар. поэт БССР (с 1926), Академик АН БССР, вице през. (с 1929) АН Белоруссии. Род. в семье лесника. Работал учителем. В 1906 выступил в печати со стихами. Своей… … Энциклопедический словарь псевдонимов

- (наст. имя и фам. Константин Михайлович Мицкевич) (1882 1956) белорусский писатель, народный поэт БССР (1926), академик (1928), вице президент (с 1929) АН БССР. Сборники стихов Песни неволи (1908), Песни печали (1910). Поэмы Новая земля (1923),… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Якуб Колас. Собрание сочинений в 4 томах (комплект из 4 книг) , Якуб Колас. В сборник включены избранные произведения народного поэта Белоруссии Якуба Коласа (1882-1956), среди которых его лучшие повести и рассказы, стихотворения и поэма "Хатарыбака" . Свою…
  • Якуб Колас. Избранное , Якуб Колас. Якоб Колас - одна из ярчайших звезд на небосклоне белорусской литературы, певец земли белорусской, его имя стоит рядом с именами известных поэтов…
Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч ) (1882-1956) - белорусский советский писатель, поэт, переводчик. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы . Общественный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (). Академик АН Белорусской ССР (). Член СП СССР (). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (). Член ВКП(б) с 1945 года .

Биография

Награды и премии

Творчество

В двадцатых годах ХХ века были опубликованы поэмы «Новая Земля» (), «Сымон-музыкант» (), повести «В полесской глуши» (), «В глубине Полесья» (), «На просторах жизни» (), отдельные лирические стихотворения, пьесы. В тридцатых годах написаны циклы стихов «Колхозное» (), «Осеннее» (), повесть «Отщепенец» (1930-1931). События революции и гражданской войны отражены в повести «Трясина» («Дрыгва», ).

Для творчества Коласа характерно мастерское изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства.

Колас нигде не дает почувствовать, что он поднялся над своим народом. Он знает, что нет высоты более высокой, чем сам народ с его разумением самой обыденной своей жизни. Он как бы разделяет все, чем озабочены, чем озадачены, о чем чают его герои, он сам в них, они в нем. Может, только еще у Шолохова, в другой народной стихии, казачьей, есть такая же сермяжная правда крестьянской души.

В сборниках стихотворений «Отомстим» () и «Голос земли» (), в поэмах «Суд в лесу» () и «Возмездие» () поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Рыбакова хата» () посвящена борьбе белорусского народа за воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР .

В переводе на русский язык

  • Колас, Я. На росстанях: Трилогия / Якуб Колас; Пер. с бел. Е. Мозолькова. - М. : Советский писатель, 1956. - 610, с.
  • Колас, Я. Собрание сочинений: в 3 т. / Якуб Колас; подготовка текста и примечания Г. Корабельникова, Е. Мозолькова; вступительная статья Е. Мозолькова. - Москва: Известия, 1958.

Экранизации

  • - Песня весны (по мотивам повести «На просторах жизни») (реж. Владимир Гардин , «Белгоскино »)
  • - Первые испытания (по мотивам трилогии «На росстанях») (реж. Владимир Корш-Саблин , 2 серии, «Беларусьфильм »)
  • - Сымон-музыкант (фильм-спектакль по мотивам поэмы «Сымон-музыка») (реж. Валерий Мазынский , «Белтелефильм »)
  • - Новая земля (по мотивам поэмы «Новая земля») (реж. Владимир Третьяков, 2 серии, «Белтелефильм »)
  • - Талаш (экранизация повести «Дрыгва») (реж. Сергей Шульга , 4 серии, УП «Национальная киностудия „Беларусьфильм “»)

Память

В Минске (ул. Академическая, 5) действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа . На родине поэта открыт филиал музея «Николаевщина» («Мікалаеўшчына»), который объединяет четыре мемориальные усадьбы - Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Республике Беларусь присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа .

Образ поэта воплощён в ряде памятников.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта. В 2002 году в Белоруссии были выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа.

В 2002 году в деревне Люсино Ганцевичского района к 120-летнему юбилею Якуба Коласа на месте школы, где работал классик, установлен памятный знак.

В городе Ганцевичи 4 сентября 2011 года во время празднования Дня белорусской письменности установлен памятник Якубу Коласу.

В Пушкинском заповеднике «Михайловское» в 2012 году проведена выставка «Янка Купала и Якуб Колас - белорусские песняры» в честь юбилея писателей.

Объекты, названные в честь Якуба Коласа

  • Площадь Якуба Коласа (Минск) (здесь же находится памятник Якубу Коласу и станция минского метро Площадь Якуба Коласа)
  • Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа (Витебск)
  • Центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН Беларуси (Минск)
  • Улицы: см. Улица Якуба Коласа

Напишите отзыв о статье "Якуб Колас"

Примечания

Литература

  • Александровіч, С. Х. Ад роднае зямлi: Аповесць пра маленства і юнацтва Я. Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Дзяржвыд БССР, 1962. - 236 с.
  • Александровіч, С. Х. На шырокі прастор: Старонкі жыцця Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 1972. - 429 с.
  • Александровіч, С. Х. Крыжавыя дарогі : Аповесць пра Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 1985. - 333 с.
  • Лужанин, М. Якуб Колас рассказывает / М. Лужанин; авторизован. перевод с бел. Е. Мозолькова. - Москва: Советский писатель, 1964. - 398 с.
  • Навуменка, І. Я. З глыбінь жыцця: Крытычныя эцюды аб творчасці Якуба Коласа / І. Я. Навуменка. - Мінск: Дзяржвыдат, 1960. - 110 с.
  • Навуменка, І. Я. Якуб Колас: Духоўны воблік героя / І. Я. Навуменка. - 2-е выданне, дапоўненае. - Мінск: Выдавецтва БДУ, 1981. - 240 с.
  • Навуменка, І. Я. Якуб Колас: Нарыс жыцця і творчасці / І. Я. Навуменка. - 2-е выданне, са змяненнямі. - Мінск: Народная асвета, 2003. - 205 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Якуб Колас: Жыццё і творчасць / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1951. - 167 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Трылогія Якуба Коласа «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1956. - 226 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Эпас рэвалюцыі : паэмы Я. Коласа «Новая зямля» і «Сымон-музыка», трылогія «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Вышэйшая школа, 1975. - 238 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Летапісец свайго народа: Жыццёвы і творчы шлях Якуба Коласа / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Навука і тэхніка, 1982. - 367 с.

Статьи

  • Трафімчык, А. Хто чужаніцы? Якуб Колас пра падзел Беларусі 1921 года / А. Трафімчык // Дзеяслоў. - 2012. - № 5 (60). - C. 279-292. (; )

Ссылки

  • (белор.)

Отрывок, характеризующий Якуб Колас

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.

Яку́б Ко́лас (настоящее имя и фамилия Константи́н Миха́йлович Мицке́вич, белор. Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) (1882–1956) - белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Член ВКП(б) с 1945 года.
Родился Константин Михайлович Мицкевич 03 ноября 1882 года на хуторе Окинчицы близ села Николаевщина бывшего Минского уезда Минской губернии (ныне Столбцовский район Минской области) в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича, который работал в лесничестве польского магната князя Радзивилла. Детство маленького Костуся прошло в необыкновенно красивых местах Беларуси – живописные леса, величавая река Нёман нашли в душе мальчика чувственный отзыв. «В каждом моменте явлений природы для меня всё было исполнено глубокого интереса и смысла, и каждый видимый элемент природы для меня имел своё лицо, свою строго очерченную индивидуальность, свою определенную жизнь, сознательную, одушевленную. Жил я преимущественно своим внутренним миром, миром образов и грёз, о котором я никому не говорил», - писал позже о поре своего детства поэт.

Близкие сердцу родные места – «родной кут» - это хутора Окинчицы, Альбуть, Ласток, Смольня, деревня Николаевщина многократно воспетые художником слова, и по сей день сохраняют дань памяти этому человеку. Первоначальное образование будущий писатель получил у домашнего учителя, потом было Николаевщинское народное училище, во время учёбы в котором Костусь попробовал писать стихи. Первые литературные опыты – стихотворение «Весна» и басня «Ворона и лисица» - были следствием увлечения произведениями русских литературных корифеев: Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Некрасова, Гоголя, Толстого.

После окончания начальной школы отец 12-летнего мальчика Михаил Казимирович, горячо поддержанный школьным учителем, решается «пустить сына в науку». Это дальновидное отцовское решение открыло дверь в жизнь молодому человеку.
В 1898 году он поступает в Несвижскую учительскую семинарию. Под воздействием талантливого учителя-словесника Федота Андреевича Кудринского собирает и записывает устное народное творчество и материалы по этнографии. В будущем эти записи лягут в основу первого белорусского романа «На распутье» («На ростанях»).
В студенческие годы он с упоением читает произведения русских и зарубежных классиков – Толстого, Кольцова, Гоголя, Адама Мицкевича, Шевченко. Это было благодатное время для формирования Константина Мицкевича как литератора.

После окончания учительской семинарии (1902) новоиспеченного учителя направляют для работы в сельскую местность на Полесье (деревни Люсино, Пинковичи). Это было время гражданского и политического становления личности Якуба Коласа, время революционного подъёма. Ведя среди обучаемого им крестьянства радикальную революционную работу и наладив тесные связи с учителями-единомышленниками, Колас стал одним из инициаторов созыва нелегального учительского съезда (1906), целью которого было присоединение к Всероссийскому союзу учителей и активное стремление к низвержению царского режима путём непосредственного влияния на крестьян и их организации. Съезд был раскрыт полицией, а его участники Приказом Совета Минской дирекции народных училищ уволены с должностей и взяты под следствие.

Потеря работы стала новым стимулом для творчества. Приняв предложение публициста А. Власова, Константин Мицкевич становится сотрудником газеты «Наша доля», где впервые помещает стихотворение «Наш родной край» под псевдонимом Якуб Колас. День 01 сентября 1906 года (по новому стилю 14 сентября) считается официальным началом профессиональной творческой деятельности Якуба Коласа.

Одним из важных жизненных этапов молодого поэта были годы, проведённые в Минской тюрьме (15.09.1908 – 15.09.1911) по обвинению в созыве учительского съезда. Несмотря на тяжёлые условия существования, он много пишет. Показателен тот факт, что первый сборник «Песни жалобы» вышел в то время, когда он был узником. Томясь в неволе, Колас с ностальгией вспоминал милые сердцу Столбцовские окрестности, свою многочисленную семью – отца, мать, дядю Антося, братьев и сестёр. Волей-неволей пришлось заново обдумывать прошедшую и будущую жизнь. Основываясь на этих воспоминаниях, появляется замысел о написании поэм «Новая земля» и «Сымон-музыкант», которым впоследствии, пройдя сквозь шквал вульгаризаторской критики, суждено будет стать визитной карточкой белоруской классической литературы.
В эпической поэме «Новая земля» (1911 – 1923) Колас философски осмыслил целую эпоху в жизни белорусского крестьянства на рубеже 19-20 ст., подчеркнул его желание стать хозяином на собственной земле. Характеры и богатство внутреннего мира героев поэмы раскрыты в реальном быту, в труде, в обрядах и традициях, во взаимоотношениях с другими людьми. Важную композиционную роль в ней играют филигранно выписанные рисунки природы, в которых автор ищет и находит аналогии с судьбой человека и общества.

Новаторство поэмы заключается в эстетизации крестьянского быта, поэтизации труда, прославлении духовного богатства и моральной красоты человека труда.
Основные герои поэмы – прототипы родных Якуба Коласа: отца, матери, дяди, братьев и сестёр, а также односельчан.

Символическая лиро-эпическая поэма «Сымон-музыкант" (1911-1925) – произведение о народных истоках искусства, судьбе талантливого человека из народа, духовном возрождении нации. Трагическое и драматическое в ней переплетается с жизнеутверждающим и оптимистическим. Показательна в поэме гармония формы и содержания, для неё характерны богатство ритмики, изящество поэтической строки, содержательное использование фольклора.

В публицистическом отступлении поэмы Колас поднимает вопрос об особенностях национального пути Беларуси, которая оказалась на перекрёстках разных культур, религиозных конфессий, геополитических устремлений.

Исключительное значение по своей значимости для становления жанра национального романа имели «Полесские повести» («В полесской глуши»(1923), «В глубине Полесья»(1927), которые позже вошли в трилогию «На распутье», как І -я и ІІ -я её части). В трилогии, написанной на автобиографическом материале, широко и масштабно охвачены события социально-общественной жизни Беларуси, создана галерея портретов национальной интеллигенции, выходцев из народа, “возрожденцев”, изображён быт крестьянства и других социальных групп. В этом произведении раскрылось мастерство Коласа-пейзажиста: созданы пластичные, объёмные рисунки белорусской природы.
Плодотворно работал Якуб Колас в жанре повести. Наиболее известна повесть “На просторах жизни” (“На прасторах жыцця”) (1926), посвещённая молодёжному движению 20-х годов, стремлению молодёжи к знаниям, перевоплощению жизни.

Драматизм коллективизации показан в повести “Отщепенец” (“Адшчапенец”) (1930-1931).
Отдельной темой в творчестве писателя было изображение 1-ой Мировой и Гражданской войн (повесть “Трясина” (“Дрыгва”)(1933), пьеса “Война войне”).
После выхода из тюрьмы, добыв через друзей свидетельство о политической благонадёжности, на протяжении 1912-1914 г.г. Колас учительствовал в приходском училище города Пинска. Здесь же встретил будущую жену, молодую учительницу железнодорожной школы Марию Дмитриевну Каменскую. Свадьба состоялась 03 июня 1913 года.

Пинский период у Коласа был чрезвычайно плодотворным – он окончательно утвердился на белорусской литературной ниве, качественно расширил рамки своего творчества, упорно его совершенствовал. Результатом плодотворной работы был выпуск двух сборников рассказов «Рассказы»(“Апавяданні») (1912), «Родные явления» («Родныя з’явы”) (1914). Это были одни из первых профессиональных образцов белорусской национальной прозы и поэзии. Написанные в Пинске стихи, аллегорические рассказы позже составят основу программных сборников Коласа “Эхо” (“Водгулле”) (1921 г) и “Сказки жизни” (“Казкі жыцця”)(1921-1956).
Активное творчество Коласа в это время было впервые замечено прогрессивной критикой.
В начале ХХ века на него обратили внимание, помимо белорусских исследователей поэтов С. Полуяна и М. Богдановича, русские критики А. Погодин, С. Венгеров, Л. Клейнбарт, писатель М. Горький, польский поэт Ежи Янковский и др.
Все они отмечали истинно народную основу произведений, их гуманистическую направленность, приоритет национальной тематики.

В ходе Империалистической войны в сентябре 1915 Якуб Колас был мобилизован в царскую армию. После окончания Александровского военного училища (1916, Москва) в звании прапорщика служит в запасном полку г. Перми (Россия). Летом 1917 в звании подпоручика направляется на румынский фронт. В сентябре демобилизуется из армии по состоянию здоровья. С осени 1917 по май 1921 работает в должности инспектора народных училищ в г. Обоянь и деревнях Курской области (Россия). Тяготы голодной жизни в эвакуации разделяет вместе с супругой Марией Дмитриевной, которая тоже работает учительницей в деревенской школе в д.Яковлевка. Позже Якуб Колас обратится к показу обстоятельств І Мировой и Гражданской войн в своих рассказах, пьесах «Война войне» (1927-1931), «В дебрях Полесья» («У пушчах Палесся») (1929-1956), повести «Трясина» («Дрыгва»)(1933).

По вызову правительства БССР в 1921 возвращается в Минск. Начинается активная научная и, параллельно, педагогическая деятельность Якуба Коласа. Он работает в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества Института белорусской культуры, преподаёт в Белорусском педагогическом техникуме и Белгосуниверситете белорусский язык и методику его преподавания.
В 1926 к 20-летию творческой деятельности Якубу Коласу было присвоено звание Народного поэта Беларуси.

С открытием в 1929 Академии Наук БССР поэт избирается её вице-президентом.
Якуб Колас участвовал в работе Всебелорусских съездов Советов (1924, 1927, 1929, 1935, 1937), Международного конгресса в оборону культуры (1935, Париж). Был членом ЦИК БССР (1929-1931, 1935-1938).

Во время Великой Отечественной войны им были созданы стихи, вошедшие в сборники «Отомстим» ("Адпомсцiм") (1942), «Голос земли»("Голас зямлi") (1943), поэмы «Суд в лесу» ("Суд у лесе") (1943), «Отплата» ("Адплата") (1945). За стихи военного периода Коласу была присуждена Государственная премия СССР (1946), за поэму "Рыбакова хата" - вторая Государственная премия СССР (1948).

Плодотворно работал поэт и в области перевода. Им сделаны переводы "Полтавы" А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора.
Произведения Коласа переведены на многие языки мира, по мотивам его рассказов, повестей, поэм, трилогии "На распутье" созданы пьесы и полнометражные художественные фильмы, оперы.

В годы Великой Отечественной войны поэт был в эвакуации вместе с другими сотрудниками Академии Наук БССР. Жил в Клязьме (под Москвой), Ташкенте (1941-1943), Москве. В декабре 1944 возвратился в Минск.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-1956) и БССР (1938-1956), председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира. Академик АН БССР. Член Союза писателей СССР(1934). Якуб Колас награждён 5 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также медалями. Заслуженный деятель науки (1944).

  • Якуб Колас (настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич) родился 3 ноября 1882 года в деревне Акинчицы Столбцовского района Минской области (Белоруссия).
  • Отец Мицкевича, Михаил Казимирович, работал лесником в лесничестве польского князя Радзивилла.
  • 1883 год – семья Мицкевичей переезжает в город Ласток. Здесь они проживут семь лет. Константин Мицкевич получает первые знания у странствующего учителя Алеся Фурсевича.
  • 1892 год – переезд в Николаевщину. Якуб Колас учится в местной начальной школе. Открывает для себя произведения русской и белорусской литературы.
  • 1894 год – Якуб Колас начинает писать стихи. Одним из первых литературных опытов становится басня «Лисица и ворона», стихотворение «Весна».
  • 1898 год – поступление в Несвижскую учительскую семинарию.
  • 1902 год – окончание гимназии. Мицкевич начинает работать учителем в Полесье, затем в Минской области.
  • 1906 год – Мицкевич участвует в нелегальном съезде учителей. За это его увольняют из школы. Он отправляется в урочище Смольня, где ведет частную учительскую практику до 1907 года, пишет стихи.
  • Этот же год – первая публикация. В газете «Наша доля» напечатано стихотворение Якуба Коласа «Наш родной край».
  • 1907 год – работа в газете «Наша нива».
  • 1908 год – переезд в деревню Сани Толочинского района. Здесь Колас опять работает учителем. В сентябре этого же года вновь проходит нелегальный учительский съезд. Колас арестован и осужден на три года заключения, которое отбывает в Минске.
  • 1909 год – Константин Мицкевич выступает автором учебника «Другое чытанне для дзяцей беларусаў».
  • 1910 год – в Вильно выходит первый сборник стихотворений поэта «Песні-жальбы».
  • 1912 – 1914 годы – работа учителем в Минске.
  • 1912 год – издан первый сборник рассказов «Апавяданні». Два года спустя – вторая книга прозы «Родныя з"явы».
  • Начало первой мировой войны – Якуб Колас вместе с семьей эвакуирован в село Стариково Дмитровского уезда Московской губернии.
  • 1915 год – Мицкевич призван в армию.
  • 1916 год – учеба в Московском Александровском военном училище, затем – служба в Перми, в запасном полку.
  • 1917 год – Якуб Колас отправлен на Румынский фронт. Здесь он заболевает и командование отправляет его в госпиталь в Обоянь. Через несколько месяцев специальным приказом советского правительства поэт демобилизован из армии как учитель.
  • Этот же год – поэт пробует себя в драматическом жанре и пишет пьесы «Антось Лата», «На дарозе жыцця».
  • 1921 год – переезд в Минск по приглашению правительства Белорусской ССР.
  • В Минске Якуб Колас вновь преподает, сначала в педагогическом техникуме, затем в Белорусском государственном университете.
  • 1926 год – Мицкевич избран народным поэтом БССР.
  • Этот же год – поэт издает учебник «Методыка роднае мовы».
  • 1929 год – образована Белорусская Академия Наук. Якуб Колас избран ее вице-президентом и сохраняет этот пост до конца жизни.
  • Этот же год – по повести Мицкевича «На прасторах жыцця» снят кинофильм.
  • В 1920 годы изданы следующие книги Якуба Коласа: сборник стихотворений «Водгулле» (1922); поэмы «Новая зямля» (1923), «Сымон-музыка» (1925); сборники рассказов «Крок за крокам», «На рубяжы», «Першыя крокі», «У ціхай вадзе» (все 1925), повести «У палескай глушы» (1923), «На прасторах жыцця» (1926), «У глыбі Палесся» (1927); пьесы «Забастоўшчыкі» (1925), «Вайна вайне» (1927).
  • 1934 год – Мицкевич вступает в Союз писателей СССР.
  • 1935 год – поездка в Париж, где Мицкевич выступает с докладом на Конгрессе в защиту культуры.
  • 1938 год – поэт становится депутатом Верховного Совета БССР.
  • В 1930-е годы выходят следующие произведения Якуба Коласа: повести «Адшчапенец» (1932), «Дрыгва» (1934); сборник стихотворений «Нашы дні» (1937); поэма для детей «Міхасёвы прыгоды» (1935); стихотворная сказка «Рак-вусач»; пьеса «У пушчах Палесся» (1937).
  • 1941 год – в началом Второй мировой войны Мицкевича с семьей эвакуируют сначала в Подмосковье (город Клязьма), затем в Ташкент.
  • 1944 год – получение звания заслуженного деятеля науки.
  • Конец этого же года – возвращение из эвакуации в Минск. В этом же году поэт назван заслуженным деятелем науки Белорусской ССР.
  • 1946 год – Мицкевич избран депутатом Верховного совета СССР.
  • Этот же год – Константину Мицкевичу присуждена Государственная премия СССР «за стихотворения военного времени».
  • 1949 год – за поэму «Рыбакова хата» Якуб Колас вновь удостоен Государственной премии СССР.
  • В 1940-е годы опубликованы следующие произведения: сборники стихотворений «На рэчцы зімой» (1941), «Адпомсцім» (1942), «Голас зямлі» (1943), «Вершы для дзяцей» (1945), «Мой дом» (1946), «Рыбакова хата» (1947); поэмы «Суд у лесе» (1943), «Адплата» (1946); сборник рассказов для детей «У старых дубах» (1941).
  • 1950 год – Мицкевич составляет сборник рассказов для детей «Раніца жыцця».
  • 1952 год – издается очередной сборник стихотворений Якуба Коласа «Жыве між нас геній».
  • 1953 год – Мицкевич принимает приглашение стать одним из редакторов «Русско-белорусского словаря».
  • 1955 год – написана трилогия «На ростанях».
  • 13 августа 1956 года – Якуб Колас умирает в Минске.