Не запускается Call of Duty: Black Ops? Тормозит игра? Вылетает? Глючит?Решение самых распространенных проблем.

Если вы столкнулись с тем, что Call of Duty: Black Ops тормозит, вылетает, Call of Duty: Black Ops не запускается, Call of Duty: Black Ops не устанавливается, в Call of Duty: Black Ops не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Call of Duty: Black Ops не работают сохранения – предлагаем вам самые распространенные способы решения данных проблем.

Первое – проверьте, соответствуют ли характеристики вашего ПК минимальным системным требованиям:

  • ОС: Windows Vista/XP/7
  • Процессор: Intel Core2 Duo E6600 или AMD Phenom X3 8750
  • Память: 2GB
  • HDD: 12GB
  • Видео: поддержка Shader 3.0 или выше, 256MB памяти, NVIDIA GeForce 8600GT/ATI Radeon X1950Pro
  • DirectX: 9.0c

Обязательно обновите драйвера видеокарты и другое ПО

Перед тем, как вспоминать самые нехорошие слова и высказывать их в сторону разработчиков, не забудьте отправиться на официальный сайт производителя своей видеокарты и скачать самые свежие драйвера. Зачастую, к релизу игр готовятся специально оптимизированные для них драйвера. Также можно попробовать установить более позднюю версию драйверов, если проблема не решается установкой текущей версии.

Важно помнить, что следует загружать только окончательные версии видеокарт – старайтесь не использовать бета-версии, так как в них может быть большое количество не найденных и не исправленных ошибок.

Не забывайте, что для стабильной работы игр часто требуется установка последней версии DirectX, которую всегда можно скачать с официального сайта Microsoft .

Call of Duty: Black Ops не запускается

Многие проблемы с запуском игр случаются по причине некорректной установки. Проверьте, не было ли ошибок во время установки, попробуйте удалить игру и запустить установщик снова, предварительно отключив антивирус – часто нужные для работы игры файлы по ошибке удаляются. Также важно помнить, что в пути до папки с установленной игрой не должно быть знаков кириллицы – используйте для названий каталогов только буквы латиницы и цифры.

Еще не помешает проверить, хватает ли места на HDD для установки. Можно попытаться запустить игру от имени Администратора в режиме совместимости с разными версиями Windows.

Call of Duty: Black Ops тормозит. Низкий FPS. Лаги. Фризы. Зависает

Первое – установите свежие драйвера на видеокарту, от этого FPS в игре может значительно подняться. Также проверьте загруженность компьютера в диспетчере задач (открывается нажатием CTRL+SHIFT+ESCAPE). Если перед запуском игры вы видите, что какой-то процесс потребляет слишком много ресурсов – выключите его программу или просто завершите этот процесс из диспетчера задач.

Далее переходите к настройкам графики в игре. Первым делом отключите сглаживание и попробуйте понизить настройки, отвечающие за пост-обработку. Многие из них потребляют много ресурсов и их отключение значительно повысит производительность, не сильно повлияв на качество картинки.

Call of Duty: Black Ops вылетает на рабочий стол

Если Call of Duty: Black Ops у вас часто вылетает на рабочий слот, попробуйте начать решение проблемы со снижения качества графики. Вполне возможно, что вашему компьютеру просто не хватает производительности и игра не может работать корректно. Также стоит проверить обновления – большинство современных игр имеют систему автоматической установки новых патчей. Проверьте, не отключена ли эта опция в настройках.

Черный экран в Call of Duty: Black Ops

Чаще всего проблема с черным экраном заключается в проблеме с графическим процессором. Проверьте, удовлетворяет ли ваша видеокарта минимальным требованиям и поставьте свежую версию драйверов. Иногда черный экран является следствием недостаточной производительности CPU.

Если с железом все нормально, и оно удовлетворяет минимальным требованиям – попробуйте переключиться на другое окно (ALT+TAB), а потом вернуться к окну игры.

Call of Duty: Black Ops не устанавливается. Зависла установка

Прежде всего проверьте, хватает ли у вас места на HDD для установки. Помните, что для корректной работы программы установки требуется заявленный объем места, плюс 1-2 гигабайта свободного пространства на системном диске. Вообще, запомните правило – на системном диске всегда должно быть хотя бы 2 гигабайта свободного места для временных файлов. Иначе как игры, так и программы, могут работать не корректно или вообще откажутся запуститься.

Проблемы с установкой также могут произойти из-за отсутствия подключения к интернету или его нестабильной работы. Также не забудьте приостановить работу антивируса на время установки игры – иногда он мешает корректному копированию файлов или удаляет их по ошибке, считая вирусами.

В Call of Duty: Black Ops не работают сохранения

По аналогии с прошлым решением проверьте наличие свободного места на HDD – как на том, где установлена игра, так и на системном диске. Часто файлы сохранений хранятся в папке документов, которая расположена отдельно от самой игры.

В Call of Duty: Black Ops не работает управление

Иногда управление в игре не работает из-за одновременного подключения нескольких устройств ввода. Попробуйте отключить геймпад или, если по какой-то причине у вас подключено две клавиатуры или мыши, оставьте только одну пару устройств. Если у вас не работает геймпад, то помните – официально игры поддерживают только контроллеры, определяющиеся как джойстики Xbox. Если ваш контроллер определяется иначе – попробуйте воспользоваться программами, эмулирующими джойстики Xbox (например, x360ce).

Не работает звук в Call of Duty: Black Ops

Проверьте, работает ли звук в других программах. После этого проверьте, не отключен ли звук в настройках самой игры и выбрано ли там устройство воспроизведения звука, к которому подключены ваши колонки или гарнитура. Далее следует во время работы игры открыть микшер и проверить, не отключен ли звук там.

Если используете внешнюю звуковую карту – проверьте наличие новых драйверов на сайте производителя.

Сегодня для Call of Duty: Black Ops 3 выходит набор карт Eclipse, а в нем четыре новых места, где можно быстро и весело убивать врагов. Пока только на PS4, но вскоре пакет появится и на других платформах. Для нас это повод вспомнить кампанию, которую принято ругать, хотя на самом деле в истории все несколько сложнее. Наш автор разбирается в заговоре и объясняет, почему сюжет Black Ops 3 намного глубже, чем вы думаете.

Black Ops 3 я прошел вместе с товарищем, и после финальной сцены, когда по экрану побежали титры, мы между делом пошутили, что, дескать, сейчас внезапно выяснится, что все это — сон собаки. Не поверите, но, кажется, так оно и есть. Одна небольшая деталь, скрытая в игре, представляет всю историю в совершенно ином свете.

Последний герой

Пользователь Reddit, под ником StandsForVice, досконально изучил бегущие строки текста, появляющиеся в начале одной из первых миссий, и вся эта скомканная история неожиданно обрела весьма занятный смысл. Кратко: всю кампании мы наблюдаем предсмертные галлюцинации главного героя, умирающего на операционном столе в больнице Цюриха.

Самая первая бегущая строка - рапорт, описывающий события вступительной миссии с точки зрения Джона Тейлора. Боевая задача - спасение министра Саида. Отряд состоит из двух групп, одна под предводительством Тейлора, другая - Хендрикса (с ним же выступают игроки).

Рапорт из 11й миссии.

«Личное отступление: для меня это первая совместная с Хендриксом операция за долгое время. Он увидел шарф на моей руке и спросил о Рэйчел. Видимо, не знал, что мы расстались». Та самая фраза, на которую я ругался в рецензии: как это так, у нас тут война идет, а вы о семейной жизни болтаете! На самом деле она играет довольно важную роль. Рэйчел Кейн - снайпер из ЦРУ, в которую главный герой (или героиня) якобы влюбляется ближе к финалу. Романтическая линия появляется внезапно и ошарашивает нелепостью, но!

Вернемся к рапорту: «Как известно, изначальный план сорвался. Вспомогательная команда также вызволила из тюрьмы лейтенанта Халиля, взятого в плен во время операции у Башен Лотоса и считающегося погибшим при исполнении».

Стоп. Вспомним предпоследнюю миссию, с истребителями, где мы штурмуем египетские Башни Лотоса вместе с Халилем и Рэйчел в поисках порабощенного искусственным интеллектом Тейлора. Ближе к концу задания Кейн докладывает, что позиция Халиля захвачена противником. Как Халиль мог тогда быть с нами, если он, судя по официальным отчетам военных, участвовал в такой же операции до событий игры?

Джон Тейлор, как и Рауль Менендес в Black Ops 2, оказался многогранным антагонистом.

Далее в рапорте идет рассказ о том, как все пошло наперекосяк, - о нападении орд роботов, о неудачной попытке эвакуации. Тейлор признает, что, отдав приказ вернуться за вспомогательной командой, он взял всю ответственность на себя, даже несмотря на то, что Хендрикс сопротивлялся приказу: «Своих не бросаем». Прямолинейный, но действенный сценарный способ еще раз показать, что главзлодей, как и в прошлых частях Black Ops, на самом деле далеко не такой плохой.

Мама, мы все тяжело больны

А сейчас - самое интересное. «Единственные выжившие из команды Хендрикса были в критическом состоянии доставлены в штаб-квартиру в Цюрихе для немедленного хирургического вмешательства. Когда состояние оперативников стабилизировалось, начальство решило, что они отличные кандидаты для установки кибернетического экзоскелета. Пациентам был вживлен ПНИ (прямой нейронный интерфейс). Перед установкой аугментаций и имплантов конечностей я самолично подключился к их ПНИ, чтобы помочь им освоиться с системой. К сожалению, в ходе процедуры возникли непредвиденные сложности, и все пациенты погибли вскоре после подключения интерфейса ».

Наш персонаж погиб в финале самой первой миссии. Скорее - в ходе второй, когда мы, в духе «Исходного кода», пытались предотвратить теракт в поезде с помощью симуляции внутри разума. Все остальное - предсмертный сон, искаженный сознанием Джона, подключившегося к вашему ПНИ.

Это объясняет многое.

Воспоминания Тейлора о Рэйчел превращаются в любовную линию с «главным героем» (в сцене у койки она говорит, что больше не может быть с нами, но чуть позже как ни в чем не бывало появляется во время финальной миссии в Цюрихе).

Вступление, где мы с Хендриксом разыскиваем Тейлора в Сингапуре, идентично предыдущей операции, о которой рассказывала Сара Холл: команда Тейлора тогда искала дезертировавший отряд Дилана Стоуна. Сюда же штурм Башен и не пойми откуда появившийся лейтенант Халиль. События игры - это фантасмагорическая мешанина из воспоминаний Джона, приукрашенная глюками интерфейса или предсмертной агонией.

Древо - одновременно абстрактный источник силы Корвуса и символ разрушающегося сознания главного героя.

Эпизоды с Древом, мистические босс-файты с членами отряда Тейлора, ребенок в люльке, битва с немцами, безумный последний уровень, нарисовавшийся в сознании погибающего протагониста, загадочное переключение камеры в некоторых сценах (это объяснялось неполадками ПНИ), возможно, даже само существование искусственного интеллекта Корвуса - никто не может сказать наверняка, что из этого произошло на самом деле и случалось ли это с Тейлором до спасательной операции в Эфиопии.

У игры открытый финал (я, например, думал, что Корвус все-таки «перезаписал» протагониста, внушив ему личность погибшего «зараженного» Джона, и таким образом продолжил разрушительную цепную реакцию, - именно поэтому на последней секунде главный герой представляется Тейлором), но эти детали делают всю историю объектом для дискуссий и спекуляций. Теперь последнюю сцену можно трактовать как еще один экскурс в прошлое в подсознании Тейлора, в одну из операций, когда-то проходивших (проходивших ли?) в сердце Швейцарии.

* * *

Всю игру мы воюем с теми или иными повстанцами, но вторую сторону конфликта (а ведь мир в Black Ops 3 снова стал биполярным) раскрывают слабо.

Повлияло ли это открытие на общее впечатление от игры?

Нет. Я все еще считаю кампанию Black Ops 3 невнятной в, пожалуй, слишком многих аспектах. Это, конечно, здорово, что Treyarch спрятали в игре такой «двадцать пятый кадр Тайлера Дердена», открывающий совершенно новый взгляд на историю (все-таки студия уже давно успешно заигрывает с сообществом с помощью пасхалок), но высокобюджетный зрелищный боевик, пусть и с претензией на психологический триллер, должен подавать такие тонкие вещи более изящно.

Можно было хотя бы намекнуть - дескать, копайтесь, ключик к правде где-то там, внутри игры, любопытство будет вознаграждено. Но нет. Кстати, вполне возможно, что вся эта теория - тоже сон собаки. Или кибернетического шипастого ежа.

Пытаясь найти приличный сервер, на котором без проблем можно будет сыграть несколько матчей, прихожу к выводу, что не может быть, что Treyarch выпустила такую сырость по недосмотру. На мой взгляд, это сделано специально: целых пять дней особо упорные PC-игроки плакали, кололись, но самоистязались посредством слайд-шоу в режиме сетевой игры, а терпеливые товарищи в это время имели возможность оценить сингл. В этот раз постарались – факт. Цитаты, заимствования, перевирание истории (тут это называется «вымышленной вселенной, похожей на нашу»)… Долг зовет на темные делишки.

Call of Duty: Black Ops

Fortunate Son

Call of Duty - не Call of Duty, если не происходит ничего необычного.
Требуйте свои деньги обратно!


Treyarch долгое время казалась конторой, которой суждено находиться в тени без пяти минут гениальной Infinity Ward. Но счастливый несчастный случай развел Activision и Infinity Ward по разным углам ринга, а в центре – как бы не при делах – осталась Treyarch, очередной проект которой оказался флагманом серии . Такое чувство, что ощущая отсутствие авторитета, который мог бы на них давить с высоты своих почти шедевральных скриптово-сетевых шутеров, разработчики расправили крылья и выдали действительно впечатляющую игру. Долгое время они занимались разработкой игр про Вторую мировую: даже когда вышел , повествовал именно о той, уже порядком поднадоевшей в рамках сериала войне. Потом были какие-то заявления о Вьетнаме, но в конечном счете география Black Ops охватила половину земного шара. Как в каком-нибудь .

Что ни говори, а почерк авторов виден сразу. Знакомые персонажи (что у IW, что у Treyarch), схожие ситуации, сцены. Если IW может впечатлить ядерным взрывом или сжечь живьем недобитого главного героя, то схожие по эмоциональному накалу сцены у Treyarch неизменно слабее. Намного. Полагаю, в этом месте надо вздрогнуть, тут – пустить скупую мужскую слезу по погибшему товарищу, в конце – удивиться невразумительной расправе с главным злодеем… И всё же разработчикам удалось создать действительно интересную историю. Тем, кто не смотрел «Бойцовский клуб» и (в меньшей степени, но тоже сойдет) «Лестницу Иакова», она даже может показаться оригинальной. Но количество цитат зашкаливает. Цитат отовсюду, даже из собственных проектов (сидящие на деревьях азиаты-снайперы – я даже не удивлен), – огромное количество. Но история, повторюсь, впечатляет. Начинаясь как нечто Modern Warfare-подобное, она развивается в «Конспирацию Борна», а затем превращается чуть ли не в очередную часть эпопеи о 007.

Бесконечная холодная война


Красивейшая миссия.
Вариант для мультиплеера радует глаз периодически взлетающей ракетой.


60-ые годы прошлого века. Американцы предпринимают очередную попытку устранить Фиделя Кастро. Хотя в игре говорится, что все события и персонажи вымышленные (равно как и возможность стрельбы вьетнамского партизана из FAMAS или, например, АК-74 в те годы), спецназовцы прям как в жизни убить кубинца не смогли, и один из них (Алекс Мэйсон) попал в руки кровавых коммунистов. Наш друг с Кубы подарил империалистического шпиона советским товарищам, и те определили его в очередное самое жуткое место на планете. Если раньше мир пугали крепостью ГУЛАГ, то теперь центр человеконенавистничества переместился в Воркуту. Тонны клюквы, коверканье русского и роторный экскаватор, копающий воздух неподалеку от входа в шахту, – прилагаются. В общем, Мейсон встречает Резнова – персонажа из World at War, – и ему удается бежать из советского лагеря. Чтобы отомстить. Очень общее описание. Но вдаваться в подробности действительно не стоит: секретов сюжет припас не очень много, но в целом… достаточно. От Call of Duty я такого не ожидал. Если б не очередная порция русских злодеев – всё б было просто отлично.

Мысль о мести красной нитью проходит через весь сюжет игры. После войны кровавые коммуняки заграбастали немецких ученых – не иначе чтоб изобрести бомбу, которая уничтожит мир. Тот факт, что американцы сами не брезговали переманивать к себе нацистских ученых и даже военных преступников, благоразумно умалчивается. Но вполне резонно предположить, что на службе Добра очередной «доктор смерть» занимался разведением орхидей. Хотя все знают (судя по фильмам – даже американцы), что во Вьетнаме они натворили дел (в том числе и таких, за которых всяких там хусейнов в наши времена всенепременно казнят), но в Black Ops химикаты на людях в Юго-Восточной Азии испытывают русские. Конечно, не русские в целом, а некие предатели-террористы, об истинных планах которых советское руководство ничего не знает, и, конечно же, простой советский Иван не виноват. Всё это говорится в игре. Но кому до этого есть дело?

Старая необучаемая собака


В Black Ops достаточно зрелищных сцен.
Но хотелось бы больше, всё-таки не первый год с Call of Duty знакомы.


Хотя сцена падения вертолета в реку или прыжок с крыши с последующим разбиванием окон в комнате этажом ниже смотрятся неплохо, в целом возраст движка определить несложно. Буквально на каждом шагу дают о себе знать нечеткие текстуры в «как бы» второстепенных местах, позы, знакомые по шутерам пятилетней давности… Хочется какого-то прорыва, нового слова в графике серии Call of Duty, а в результате получается то же, что и в прошлый раз, но только чуть-чуть красивее. При этом, если верить многочисленным жалобам в Интернете, игра умудряется тормозить на рекомендованных конфигурациях. Со мной такого не случалось, но если судить по качеству мультиплеера - я склонен верить этим людям. Однако впечатляющих кадров в игре великое множество. Порой просто поражаешься великолепно проработанной мимике главных действующих лиц (над основными персонажами поработали просто отлично, над статистами…), эффектам света и тени, мельчайшим деталям экипировки убитого противника, его весьма реалистичными (оторванными выстрелами из револьвера) конечностями… Впрочем, одной графикой дело не обошлось: в ход пошла великолепная музыка, создающая нужное настроение. Хотя некоторые уровни напоминают вовсе не Call of Duty, а самые ужасные моменты ужасной демки ужасного Kane & Lynch 2 (с поправкой на вид от первого лица), за вовремя зазвучавшую композицию Creedence Clearwater Revival я готов простить Treyarch всё. Хотя надо полагать, что если б за дело взялись большие специалисты по подбору музыки к своим играм, авторы Bad Company и просто отличные игроделы из DICE, то вышло бы еще лучше. Всё-таки и жанр (почти виртуальный тир), и концепция (галопом по европам, около 10 лет виртуального времени за примерно 5 часов реального) Treayarch не позволяют развернуться в полной мере. Или у них желания такого нет.

Впрочем, им есть чем порадовать поклонников игры. В хорошо спрятанном тайнике любителей старых игр ждет истинно царский подарок – полная версия Zork (впрочем, лично мне с трудом удается соединить в одном человеке черты олдгеймера, фаната Call of Duty: Black Ops и большого специалиста по Zork... кстати, в те времена Zork еще тоже не существовало…). Права на него принадлежат Activision, поэтому уж совсем удивляться его появлению в игре не приходится. Помимо зомби-режима, знакомого по World at War, есть еще одна игра про мертвецов – Dead Ops Arcade – -подобный отстрел ходячих трупов с не совсем удачно выбранным ракурсом для обзора поля боя. Возможно, в недрах Black Ops таится что-нибудь еще – кто знает…

Пошаговый балет на курках


В этой миссии имеются отдаленные намеки на RTS.
Нет, наверное, показалось...


Основные принципы мультиплеера остались неизменными. Есть классы (в том числе самопальные), есть опыт, есть прокачка и получение новых стволов и перков. Кроме всего прочего, для успешной игры по сети требуется зарабатывать внутриигровую валюту, которую выдают за выполнение заданий или очередной матч. Дефицита денежных средств я не заметил; впрочем, вполне вероятно, что тем, кто захочет скупить все автоматы, пистолеты, глушитель и проч., придется пахать в поте лица. Многие способности персонажей канули в Лету, а некоторые пушки заметно изменились (FAMAS, например, стал стрелять длинными очередями). Пропала ядерная бомба, зато на противников можно натравить псов.

В теории всё это выглядит не хуже, чем Modern Warfare. По ощущениям карты неплохо сбалансированы, интересны и даже любопытны. Выделенные сервера опять же – возвращение к истокам: Modern Warfare, , Call of Duty. Первые пять дней после релиза о последнем еще напоминали дичайшие лаги. Помню, когда я играл в Call of Duty по более чем скромному соединению, порой мне казалось, что сетевая игра идет очень даже неплохо. Спустя несколько лет подобные лаги в свежевышедшей, ориентированной фактически исключительно на мультиплеер (ради чего перепроходить сингл?) игре уже даже не смешат. Для PS3 разрабатывают какой-то патч, но с самыми большими сложностями столкнулись владельцы именно PC. И это настораживает.

И?..


Актерская игра модели, изображающей Вудса, поражает.
Вот это я понимаю - некст-ген.


И всё же Black Ops удалась. Сингл не без шероховатостей, но более-менее вменяемый, знакомый сетевой режим, который уже после первого патча стал вполне играбелен. Как бы ни были хороши Modern Warfare и его сиквел (про Call of Duty 2 я вообще молчу), бегать по одним и тем же картам рано или поздно надоест. И тогда встанет вопрос: во что б теперь поиграть? По-моему, ответ очевиден.

P.S.:
Гэри Олдмен, Гэри Олдмен… Да, в Black Ops задействован по-настоящему звездный состав актеров. Но после опробования локализации на подопытном симптомов аллергии замечено не было.


Воплотить великий план Рихтгофена в режиме "Луна".

https://www.youtube.com/watch?v=l_fc8wW8W9g
Шаг 1.
За стартовой комнатой на луне стоят 4 компьютера у скалы. Каждый компьютер показывает свой цвет (слева направо): красный, зеленый, синий и жёлтый. Когда вы запустите шаг, все компьютеры несколько раз помигают одним цветом. Вы должны запомнить последовательность цветов и нажать на каждый компьютер с соответствующим цветом. Это будет продолжаться несколько раз, пока все компьютеры не замигают зелёным цветом, и вы услышите сообщение. Это будет означать, что шаг выполнен. Если вы ошибётесь, шаг будет перезапущен.
Шаг 2.
Следуйте в лабораторию на втором этаже. На стене будут четыре тусклые, красные кнопки. Одна из них должна быть взломана за 500$. После этого вам нужно в течение 60 секунд отыскать на трёх этажах лаборатории четыре рычага, светящихся зелёным цветом. Затем вы должны активировать 4 красные кнопки с интервалом в 2-3 секунды между ними всеми. Когда вы закончите, они станут мигать красным цветом вместе с другими кнопками. Кроме того, средний круг на символе перед пирамидой теперь будет отодвинут. Этот шаг можно сделать, играя вдвоём, но крайне сложно играя в соло.
Шаг 3.
Вы должны позволить экскаватору разрушить 6-й туннель. Сразу же после этого вам надо взломать терминал экскаватора в стартовой области и в связи с отсутствием кислорода, другой игрок в шлеме должен возродить хакера. Затем маленький метеор (персонажи назовут его яйцом) должен быть перемещён в пирамиду. Яйцо находится рядом с M16 на стене. Ударьте его ножом, и он начнёт "плыть" по коридорам на спутниковую тарелку к потолку стартовой локации. Если яйцо застревает, ударьте ножом по нему ещё раз, и не забывайте открывать перед ним двери. После того, как яйцо поднимется к потолку в стартовой локации, выстрелите в него из «Wave Gun». Яйцо упадёт и продолжит путь к 11-му туннелю. В конце концов, яйцо застрянет в перилах рядом с перком "Коктейль выносливости". Вы можете либо выстрелить по нему из «Лучемёта», либо бросить в него гранату, либо ударить ножом, чтобы заставить его двигаться снова. В итоге он войдёт в пластину в передней части пирамиды.
Шаг 4.
Вы должны убить 25 зомби возле пирамиды и их души будет поглощать рядом находящаяся труба. Когда она заполнится, то издаст характерный звук, после чего нужно активировать рубильник рядом на стене (такой же рубильник когда мы включали электричество на прошлых картах).
Шаг 5.
Пирамида откроется, и вы увидите Саманту, а также все игроки получат "Машину смерти" на 90 секунд и достижение "Вечеринка криогенного сна".
Шаг 6.
Вернитесь в Зону 51 и посмотрите на правую сторону телепорта. Вы увидите плиты у ящиков, за которые вам надо бросить гранату и затем "Устройство Герша". Если все сделано правильно, то пластина окажется на телепорте вместе с вами и вы телепортируетесь обратно.
Шаг 7.
Оказавшись снова на луне с этими плитами у перка "Реаниматор", бросьте на них "Устройство квантовой сцепленности". Плиты переместятся в правую часть комнаты и будут установлены в коробке. Теперь игрок, кому выпало быть Рихтгофеном должен поместить в них золотой жезл, добытый на карте "Зов мёртвых" (ещё раз повторюсь: хотя бы одному игроку нужно иметь пасхалки с карт "Зов Мёртвых" и "Шангри-Ла" (а именно "Сыгранный", "Кинозвезда" и "Время покажет"), и к тому же этому игроку нужно играть за Рихтгофена!)
Шаг 8.
Теперь вы должны отыскать на карте свинцовую трубу. Она может появиться на карте в случайном месте, но чаще всего она появляется в лаборатории возле MP5K. Как только вы найдете её, возвращайтесь назад.
Шаг 9.
Рихтгофеном положите трубу между компьютером и пластинами. Прослушайте до конца разговор, и компьютер загородится зелёным цветом. После этого возьмите новый жезл между плит.
Шаг 10.
Вернитесь к пирамиде и положите в неё жезл. Появятся четыре трубки, и вы должны снова убить 25 зомби у каждой из них. Затем активируйте рычаг на стене, как и прежде. Саманта и Рихтгофен должны поменяться душами и далее в игре Рихтгофен будет говорить её голосом. Возьмите Рихтгофеном/Самантой жезл снова, и вы получите им все 8 перков.
Шаг 11.
Бросьте "Устройство квантовой сцепленности" на круг пирамиды, чтобы заставить яйцо снова двигаться. В итоге оно окажется у тех 4-х компьютеров с первого шага в пасхалке. Бросьте в яйцо "Устройство Герша".
Шаг 12.
Сыграйте 3 раза на компьютерах в отгадывание цвета, как в первом шаге.
Если вы всё сделаете правильно, то голос начнёт отсчитывать время до запуска ракет.

ВЫДЕЛЕНЫЕ СЕРВЕРЫ

Когда мы заводим разговор о РС геймерах, этот вопрос перетекает в огромную проблему. Интернет-петиция, подписанная сразу 85.000 пользователей всего за ОДИН день, преследовала объявление Infinity Ward о системе IWNet, пришедшей на замену выделенным серверам. Когда Treyarch анонсировали Call of Duty: Black Ops, одним из их первых объявлений была просьба о том, чтобы РС пользователи, наконец, расслабились: в предстоящей игре выделенные серверы будут возвращены. Консольные игроки скорее всего продолжат установку peer-to-peer серверов, поскольку, по словам разработчика Black Ops David Vonderhaar, выделенные серверы «сложны настолько, насколько можно представить». Так или иначе, изменения здесь будут сделаны, включая, скорее всего, и систему ‘Local Search’ из World at War.

Treyarch РИСКУЕТ И ПРИВОДИТ ИЗМЕНЕНИЯ

Как мы вам уже рассказывали в прошлых статьях, Марк Ламиа, глава студии Treyarch, поделился, что их команда проводит изменения и рискует в разработке Call of Duty: Black Ops. Эта информация была воспринята как хорошие новости большинством фанатов Call of Duty, разочарованными прежним устаревшим подходом студии к разработке игр. Многие игроки были разочарованы World at War, которая была воспринята как вторая версия Modern Warfare, особенно в части того, что Treyarch использовал модифицированную версию игрового движка Modern Warfare.

Сейчас Treyarch разрабатывает игру, которая будет протекать в необычный временной период, с необычным оружием (военный арбалет, взрывные боеприпасы для Spas-12), и работает над мультиплеером Call of Duty: Black Ops, в котором будет много изменений и улучшений. Очевидно, на этот раз это не просто копия World at War или даже нашумевшего Modern Warfare 2. Treyarch задействовали все, что имеют, включая штат из 200+ человек, необходимых для разработки игры. Ясно одно, изменения - приоритетная задача студии.

Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.


Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.

Treyarch СЛУШАЕТ СВОИХ ФАНАТОВ

Как часто фанаты Call of Duty или игровые фанаты вообще, хотели, чтобы игровые разработчики прислушивались к их жалобам вместо того, чтобы прошмыгивать мимо. Разработчик David Vonderhaar стремится исправить это в недавнем ответе на видео, размещенное на YouTube пользователем Blame Truth. Vonderhaar рассмотрел многие важные вопросы, в том числе и проблемы, касающиеся мультиплеера Call of Duty: Black Ops. Главное здесь то, что Treyarch нашел время услышать и задуматься о том, что важно для нас, геймеров. Они учатся на ошибках Infinity Ward, сделанных при разработке Modern Warfare 2.

Несмотря на то, что это не было подтверждено официально, ходит куча слухов о том, что студия выпустит бета версию Call of Duty: Black Ops, принимая во внимание отзывы геймеров. Выход бета теста станет счастьем для тех, кого раздражали многочисленные глитчи и хаки в Modern Warfare 2. И хотя глитчи/хаки находятся в любой видео игре, Treyarch прилагает много сил к тому, чтобы сделать Call of Duty: Black Ops как можно более «чистым».

Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.


Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.

ПЕРЕРАБОТАНЫЙ МУЛЬТИПЛЕЕР

Все игры Call of Duty были бы неполными без режима он-лайн мультиплеера. Многие геймеры тратят 99% своего времени в игре он-лайн в отличие от времени, потраченного на кампании и режим одиночной игры. Treyarch знает об этом и делает удивительные изменения в том, чтобы обеспечить нас тем мультиплеером, который мы полюбим без всех этих многочисленных нюансов, которые делают игру разочаровывающей.

Как уже было сказано выше, Treyarch подтвердил возвращение выделенных серверов к РС юзерам. Вдобавок к этому, в Call of Duty: Black Ops будет представлен Create-a-Class 2.0, переработанная версия традиционной функции, обеспечивающий больший выбор, когда речь идет о дизайне экипировки. Игроки также могут рассчитывать на изменения в системе создания матчей, настройках карты и системе баланса оружия. По крайней мере один член команды Treyarch сфокусирован на балансе оружия - проблеме многих игроков в World at War и Modern Warfare 2. Цель студии - создать систему с квалификационными требованиями оружия из World at War в сочетании с удобством и доступностью оружия Modern Warfare 2. “Легко использовать, сложно овладеть”, – сказал Vonderhaar.

Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.


Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.

ЗОМБИ РЕЖИМ

Невероятно захватывающий режим Nazi Zombie, ставший самым популярным режимом мультиплеера в World at War, по слухам, вернется и в Call of Duty: Black Ops. В World at War ‘Nazi Zombies’ был дополнительным игровым режимом, не основным многопользовательским, и похоже Treyarch вернет его в Black Ops все в той же роли. Согласно ресурсу IMDB, Шон Пол Пиччинино был выбран на роль зомби-голоса, о чем мы писали ранее. Однако эти предположения все еще нуждаются в разъяснениях и подтверждениях. А Treyarch только не устает твердить, что они уважают наши желания и надежды, прислушиваются к комьюнити и создают игру, которую по достоинству оценят и полюбят фанаты. С большой долей уверенности можно предположить, что зомби будут. Но все же советуем вам следить за официально подтвержденной информацией.

Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.


Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.

ВЫХОД Call of Duty: Black Ops НА Nintendo Wii

Да, конечно, процент игроков, играющих в Nintendo’s Wi-Fi Connection, - это капля в море РС и Xbox 360/Playstation 3 игроков, но все же важно отметить, что это первая игра Call of Duty, которая будет выпущена для Wii в тоже время, что и для всех других, пусть и более популярных, консолей. Пока бренд Call of Duty успешно шествовал по полкам магазинов, игроки Wii оставались ни с чем. Например, релиз Modern Warfare 2 состоялся еще 9 ноября 2009 года, но фанаты Wii все еще ждут версии игры на своей консоли. Treyarch же объявил, что версия игры для Wii появится в магазинах ровно в тот же день, что и версии для остальных консолей и РС. Несмотря на то, что Wii используется преимущественно семьями и случайными геймерами, факт того, что игрокам не придется ждать свою версию в течение месяцев - это мощный актив в пользу Treyarch.

Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.


Шесть причин почему Call of Duty: Black Ops стоит ждать.