Обзор Assassin's Creed Rogue Remastered - волк-одиночка против коллективизации.

Еще ранней весной пошли слухи, что в этом году нас ждут сразу две новые Assassin"s Creed. Поначалу это казалось бредом, ведь даже конвейерный Call of Duty выходит не чаще раза в год, давая малость отдохнуть от себя. Однако в мае Ubisoft слух подтвердила, а на gamescom 2014 представила Assassin"s Creed: Rogue - проект для старого поколения консолей, который продолжит морскую тему и объединит сюжетные линии Assassin"s Creed 3 и Assassin"s Creed 4: Black Flag. Пугающая щедрость со стороны французского издательства!

Черный флаг на горизонте!


Разработка Assassin’s Creed: Rogue началась задолго до релиза четвертой части, и, судя по всему, мотивы были самыми меркантильными. Новое поколение консолей - это прекрасно и перспективно, для него готовится во многом переосмысленный Assassin’s Creed: Unity. Проблема в том, что к выходу Unity общее количество проданных PS4 и Xbox One составит в лучшем случае двадцать миллионов штук. Звучит красиво лишь до тех пор, пока не вспоминаешь о 150-миллионной армии PS3 и Xbox 360. Глупо было бы упускать такой куш!

Поэтому Ubisoft необходимо было предложить владельцам старых консолей их собственный Assassin"s Creed, привычный и до боли знакомый. Без шокирующих инноваций и с полюбившимся за долгие годы подходом к ассасинству. И вот, пока ключевые кадры изобретали Unity, в болгарском офисе Ubisoft пошли по пути наименьшего сопротивления и на полную катушку использовали наработки из прошлых частей. Особенно последней, четвертой.

«Есть хардкорные фанаты Assassin"s Creed, которые рады будут поиграть в обе игры, немало и таких, кто еще не решился потратиться на новые консоли. И те и другие очень нам благодарны», - похвалился как-то продюсер Ubisoft Карл фон дер Луэ.


В Rogue нельзя развлечься дайвингом, зато нарвалов насадить на гаркун или поохотиться на зверье в лесах - запросто


Ваше лицо кажется мне знакомым...


Действие игры развернется аккурат между событиями Black Flag и АС 3, во времена Семилетней войны. Тот военный конфликт XVIII века многие склонны считать настоящей первой мировой войной. На множестве фронтов во всех частях света, от Канады до Филиппин, десятки государств пытались поделить спорные новые земли. Главный герой, ирландец по имени Шей Патрик Кормак, отправляется из Европы в Северную Америку и оказывается в самой гуще событий. Британцы и французы как раз решали, кому будет принадлежать Канада.

Кстати, французы тогда проиграли. причем не только в Северной Америке, но и на всех остальных фронтах, перестали быть колониальной державой и погрузились в глубокий кризис. Именно он стал одной из причин Великой французской революции, о которой рассказывает Assassin"s Creed: Unity.

Наш ирландец, как ни странно, выступит на стороне заклятых соседей - британцев. Если вы играли в третью часть и привыкли считать их негодяями, придется отвыкать. Тут они воюют за все хорошее против всего плохою, да и в целом отличные ребята.

С братством ассасинов и орденом тамплиеров тоже интересно: сначала Кормак будет выполнять поручения первых, но очень скоро по неназванным причинам перебежит к конкурентам. «Идея сделать главным персонажем тамплиера появилась еще во времена самой первой части Assassin"s Creed», - признается продюсер игры.

На своем пути герой встретит уже знакомого нам Хейтема Кенуэя и повлияет на его будущее решение вступить в ряды ордена тамплиеров. Напомним, малолетний Хейтем встречался нам в Black Flag, а в АС 3 он был одним из играбельных персонажей. Говорят, в Rogue мы столкнемся и с другими знакомыми героями.

Это еще не все параллели. Мы снова окажемся в Нью-Йорке, только на пару десятков лет раньше событий третьей части: разрушительного пожара ньюйоркцы еще не видели, и город целехонек. А поскольку воевать мы будем не за ассасинов, а против них придется заниматься неблагодарной и очень опасной работой - тыкать палкой в улья. Уничтожать многочисленные городские убежища братства.

Вообще, авторы обещают поработать над сюжетом и выдать “самую мрачную часть серии». Храмовники не так щепетильны, как ассасины, и герой будет без зазрения совести протыкать шпагой очередного гражданского. Одним крестьянином больше, одним меньше - кто их вообще считает? При случае можно и ядовитый газ пустить, чтобы обезлюдело целое поселение. Как водится, бьем всех, на небе разберут, где свои, а где чужие. Тем более что понятия «свои» и «чужие» по ходу сюжета будут несколько раз меняться. И очень круто.

Вы меня с кем-то спутали!


Главным нововведением Assassin"s Creed: Rogue станет сам герой, выучивший новые трюки. Один из них Кормак явно подсмотрел у персидского принца - теперь можно вскарабкаться наверх, прыгая между двумя близко стоящими стенами.


Еще разработчики обновили арсенал, наградив сурового ирландца пневматической винтовкой, ассортиментом гранат и даже гранатометом. Взорвать им, правда, ничего не удастся, а вот дыму напустить - сколько угодно. Воображение сразу же рисует тихое проникновение под прикрытием белой пелены в тыл врага, но на практике все более прозаично: стеле тут все такой же казуальный. За новой механикой, опять же, добро пожаловать в Unity.

Никуда не денутся и морские эпизоды. Залитые солнцем воды Карибского бассейна сменят промозглые просторы севера Атлантического океана, где уже не искупаешься. Нулевая температура моря убивает чуть медленнее, чем выстрел в голову из мушкета, но тоже наверняка. Чтобы не разделить судьбу «Титаника», придется зорко следить за айсбергами, маневрировать между глыбами льда или крушить их залпами из палубных пушек.


Чудо-судно «Морриган» объединило в себе черты водного мотоцикла и атомного ледокола. От первого - маневренность, от второго - способность колоть носом арктические льды


Новая шхуна «Морриган» обеспечена тяжелыми мортирами, носовыми орудиями, а также скорострельной бортовой пушкой. Но самое веселое устройство для поджигания разлитого на воде мазута. Пылающий длинный след за кораблем выглядит устрашающе и величественно, особенно в ночи.

Морские битвы ускорились и стали более динамичными, чему способствует и немного поумневший ИИ. Если затянуть сражение и потерять половину экипажа, вы рискуете стать легкой добычей для вражеского десанта, - враги наверняка попытаются взять ваш корабль на абордаж.


Когда корабль берут на абордаж, не важно, какие у него пушки и тараны, - все решает то, у кого рука сильное и клинок крепче


Но несмотря на это, трудно отделаться от ощущения, что играешь не в самостоятельную игру, а в какое-нибудь расширенное дополнение к Black Flag. Особенно во время морских стычек.

Старые виды на новый лад


Переход от островных пейзажей к ледяным скалам, пожалуй, главное отличие в декорациях. Технологии остались прежними, хотя разработчики бьют себя кулаком в грудь и уверяют, что движку сделали подтяжки во всех местах, выжав все возможное.

Это позволило смоделировать огромные пространства для исследования. Одни только просторы Речной долины (побережье Северной Америки в более или менее теплых широтах) по размеру не уступают всей карте Black Flag! Может показаться, что это далеко не главная победа разработчиков, и все же на старых консолях с их ограниченной оперативной памятью провернуть подобный трюк непросто.


Rogue обещают сделать самой мрачной и жестокой игрой в серии. Посмотрим, посмотрим...


«Чтобы сделать это, нам пришлось взять две существующие схемы геймплея и сильно их переработать. Мы взяли охоту в дикой местности из АС 3, сложность которой задействовала мощность консолей на полную, и морские сражения из Black Flag, которые тоже не оставляли свободных ресурсов. И совместили обе системы в одной локации. Пришлось потрудиться, высвобождая кучу дополнительной памяти под это дело. Так что в техническом плане изменения довольно существенные», - говорит продюсер игры Иван Балабанов.

К сожалению, игра не только приобрела, но и потеряла кое-что. Столько лет издатель приучал консольных игроков к сетевым сражениям, а тут на это махнули рукой! Все спецы по онлайну от Ubisoft осваивают приставки нового поколения, поэтому в Rogue мультиплеера не ждите.

***


По всем формальным признакам выходит, что игра насквозь вторичная. С критическим минимумом нововведений, призванная угодить фанатам Black Flag и пополнить копилку французов за счет владельцев устаревших приставок.

Однако один немаловажный нюанс все переворачивает с ног на голову. Мы изучили отзывы игроков на мировых профильных ресурсах, и вот какая штука получается: многие поклонники сериала настроены в отношении Rogue чуть ли не более оптимистично, чем в отношении пересобранной Unity. Ведь от темной лошадки никогда не знаешь, чего ждать, а в случае с Assassin"s Creed: Rogue все просто и понятно: родное, знакомое, да еще и с прибытком.


Вердикт


Консервативный Assassin"s Creed: Rogue выступает в качестве страховочной сетки для обновленного Assassin’s Creed: Unity. Разработчики сознательно отказались от экспериментов и решили дать игрокам все, что им нравилось прежде.

не повезло: её выпустили в один с игрой для новых консолей – Assassin’s Creed Unity, которая щеголяла не только более продвинутой графикой, но и относительно свежим по меркам серии сеттингом. На фоне прогрессивной новинки Rogue казалась нелюбимым Ubisoft детищем, этакой подачкой для тех, у кого нет денег на консоли нового поколения. Как только появляется подозрение, что издатель недолюбливает свой проект, публика тоже начинает относить к подобной новинке с опаской, а это, в свою очередь не лучшим образом сказывается продажах и оценках игры. Да и решение Ubisoft раскрыть главный сюжетный поворот прямо в её описании тоже выглядит спорным: дабы хоть как-то выделить Rogue на фоне привлекательной внешне Unity, издатель принёс в жертву то удовольствие, которое можно было бы получить от сюрприза.

Я не раз видел, как Rogue называют одним из наименее ценных и необязательных к прохождению Assassin’s Creed, но действительно ли это так? Конечно, знакомство с игрой через ремастер – не самый чистый эксперимент, но я остался приятно удивлён тем, что увидел, вопреки отзывам супруги, комментариям в сети и первоначальному скепсису. За вычетом пары мелких особенностей, Rogue Remastered – типичная Assassin’s Creed доегипетского образца со всеми полагающимися недостатками и достоинствами.


Далее будут скриншоты и с русским языком, но перевод игры очень посредственный. Хотя актёры озвучки хороши


Assassin’s Creed

Что такое «Кредо Ассасинов »? Это обширный открытый мир, который можно исследовать не только по горизонтали, но и по вертикали, забираясь на постройки и объекты рельефа. Это богатый на возможности и мини-игры геймплей с огромным числом побочных активностей и правом самостоятельно формировать свой стиль игры. Это небанальный многослойный сценарий, в который вплетены как футуристические технологии, так и множество исторических событий и персонажей. Это возможность не просто пережить увлекательные приключения, но и хотя бы ненадолго поверить, что от наших действий меняется ход человеческой истории. Это игры, у которых по-прежнему нет аналогов.

Взглянем с другой стороны. Начиная со второй номерной части в Assassin’s Creed едва ли не больше контента чем требуется среднестатистическому игроку, и в большинстве последующих игр Ubisoft всё дальше и дальше наращивает масштаб происходящего. Однако, человеко-часы не бесконечны, а движки Anvil и AnvilNext отнюдь не так хороши, как хотелось бы – на протяжении нескольких лет (до 2014 года, как минимум) каждую Assassin’s Creed преследовал один и тот же ворох проблем. Это и слабый искусственный интеллект, порой непредсказуемый из-за своей неадекватности, и не всегда правильные анимации посреди боя и кривой выбор мишени с возможностью убить одним ударом того, чью защиту обычно приходится долго и мучительно пробивать. Никак не улучшается с годами и удобная в большинстве случаев, но всё же кривая и чересчур зависящая как от контекста, скриптов и случайностей акробатика: при удачном раскладе герой способен пролететь дюжину метров вперёд, но при этом не способен подпрыгнуть на десять сантиметров вверх, чтобы подобрать коллекционный предмет. Движения под не всегда ясным заранее, но часто нарушающим планы геймера углом, а также невозможность зацепиться за внешне вполне удобный, но не попавшийся на глаза дизайнерам уровня камень или карниз – все эти зависящие от сиюминутных хотелок разработчика условности очень раздражают. Играя в Assassin’s Creed, скучаешь по таким платформенным экшенам, где всё состоит из плоскостей, ярких цветов и явных углов, где успех зависит только от навыка, а штрафы суровы, но полагаются геймерам только за их собственные ошибки.


Некоторые проливы перегорожены льдами. Но после загрузки они мгновенно восстанавливаются, что бесит


содержит все эти фамильные недостатки, а также пару других, о которых я ещё расскажу – желание выключить игры появляется чуть ли не сразу. Однако, достоинства как серии в целом, так и конкретной игры велики, и вскоре хочется путешествовать по морям и землям Северной Америки несколько часов кряду. Главное не переборщить: стоит Rogue Remastered наскучить, как она снова начинает бесить, и это наверняка станет проблемой для тех, кто хочет собрать все-все «трофеи». Когда всё делаешь правильно, но уже пять попыток подряд не можешь взять нужный предмет – это ужасно, и нет ничего хуже, чем терять время из-за чужой халтуры и сидящих глубоко в коде игры путаных узлов и ошибок.

Rogue
Если вы по какой-то счастливой случайности не знаете главный сюжетный поворот Assassin’s Creed Rogue , то не заходите в профиль игры и не читайте прочих рецензий – не лишайте себя удовольствия, ведь сценаристы придумали очень уместный сюрприз. Быть может, кто-то догадается и без подсказок, но я был в неведении добрых десять часов, занимаясь преимущественно побочными миссиями, пока не заглянул краем глаза в чей-то обзор. В любом случае, сюжетная линия Rogue интересна и примечательна – она даёт поводы для размышлений и позволяет лучше понять весь мир Assassin’s Creed.


Трейлер оригинала, вышедшего три с половиной года назад, прямо-таки разрывает от спойлеров


Но давайте перейдём к конкретным событиям, датам и персонажам. Героем игры становится молодой ассассин, которому суждено повлиять на становление американской нации и сыграть важную роль в Семилетней войне – конфликте, который почти игнорируют в российских учебниках по истории, хотя именно его стоило бы назвать Первой мировой войной. 1756–1763 годы – это период между четвёртой и третьей номерными частями Assassin’s Creed. Если вы знакомы с этими играми, то из Rogue сможете узнать кое-что новое и немаловажное об уже известных вам персонажах. Географически же ареной Assassin’s Creed Rogue стало восточное побережье Северной Америки – регион, где с перестрелок французов и англичан бойня Семилетней Войны и началась. Впрочем, в сценарии есть и путешествия в Европу, и пара флэшфорвардов с рассказом о том, что случится с персонажами в будущем. По ходу игры вы успеет пообщаться с будущими президентами США и даже с человеком, который затем откроет для европейцев самый удивительный из существующих на Земле материков. Ещё до завершения Assassin’s Creed Rogue у вас появится много поводов изучить как текстовые материалы о вымышленных персонажах, так и целый ряд очень длинных статей из «Википедии», включая материал о самой страшной из зафиксированных в Европе природных катастроф. И надо признать: ни одно историческое событие и ни один персонаж не выглядят притянутыми в игру за уши. Пожалуй, к сценаристам Rogue у меня меньше всего вопросов и каких-либо претензий.

С точки зрения игрового процесса Assassin’s Creed Rogue многое заимствует у предыдущих частей, смешивая примерно в равных пропорциях городские локации и почти незаселённый фронтир, а также морские приключения, которые над этим всем слегка преобладают. У наземных составляющих много сходств между собой – герой всё время бегает, прыгает, карабкается и убивает – но побочные задания при этом почти всегда разные. В лесах и полях нужно искать наскальную живопись древних племён, беззаботно скакать по веточкам толщиной с руку, спасать из плена потенциальных союзников и охотиться на диких животных, некоторые из которых способны серьёзно поранить героя в ответ – хотя какая разница, если он почти сразу автоматически восстановит здоровье? Путешествуя по фронтиру, приходится преодолевать немалые расстояния, и я не уверен, что это идёт на пользу игре. Бежать минуту-другую через лес до следующей цели достаточно скучно, тем более что разработчики не додумались сделать аудио-логи для тех нескончаемых биографий и описательных статей, которые доступны в меню. С таким же успехом они могли просто вынести весь этот контекст во внешний PDF-файл, и ничего бы не изменилось – он интересен, но в нынешнем виде я не считаю его непосредственной частью игры.


Эпизоды в современности по-прежнему не особо интересны, но прежде бывало и хуже


Городская составляющая наиболее традиционна – она хоть и развивается и изменяется, но всё равно очень похожа на вторую, а местами даже и на самую первую Assassin’s Creed. Тут надо совершать диверсии, захватывать крепости, а также вкладывать деньги в имущество и повышать свой доход. Последнее, впрочем, совершенно не интересно и сделано гораздо хуже, нежели когда-то в Assassin’s Creed II, да и деньги в Rogue девать толком некуда. Захват, проникновение и диверсии – вот лучшее, что есть в наземной части этой игры. Противников зачастую достаточно много, причём среди них есть как мастера ближнего боя, так и те, кто обожает метко стрелять из-за их спин. Тупо вломиться и всех поубивать, ощетинившись клинками, стреляя из гранатомёта и дезориентируя врагов при помощи едкого дыма – вариант годный, но не универсальный. К тому же, в некоторых заданиях такие методы пугают тех, кого ни при никаких обстоятельствах нельзя было упустить. Приходится аккуратно запрыгивать на стену с дерева, усыплять снайперов, отвлекать стражников при помощи берсерк-дротиков, прятаться в кустах, неспешно пробираться по крышам и убивать исподтишка, благо арсенал у героя очень обширный. Разве что для монет я ни разу за всё прохождение так и не нашёл применения, но это Assassin’s Creed, и каждого свой стиль игры. Что же до архитектуры и битв, то вы можете легко их представить, если знакомы с серией, пусть сеттинг и вносит незначительные коррективы. Так, например, высотных зданий в Северной Америке второй половины XVIII века было немного. Из мультиплеера предыдущих игр в Rogue также добавили своеобразные смертельные прятки, когда вам может снять почти всё здоровье ублюдок, выбежавший из-за угла, но если вы не собираетесь гнаться за «платиной», то столкновений с этим нововведением будет немного.

Открытый мир Assassin’s Creed Rogue состоит из клочков суши, ограниченных непроходимым горами и соединённых проливами – он не имеет ничего общего с береговой линией будущих США и Канады, пусть в нём и нашлось место вариаций на тему реально существующих поселений. Взять хотя бы тот же Нью-Йорк – самую крупную из городских локаций игры, по размерами сравнимую чуть ли не с общей площадью всех остальных. Тем не менее, если вы не ярый фанат функции быстрого перемещения, то большую часть игры будете проводить на корабле. Морские приключения должны быть хорошо знакомы поклонникам Asassin’s Creed IV, и они тоже достаточно интересны. По команде героя поднимаются и опускаются паруса, он управляет штурвалом, и впереди сотни километров непредсказуемых вод – ну разве не крутая романтика? Вы можете плавать между локациями, исследовать «белые пятна» на карте, пришвартовываться у мелких островов ради поиска коллекционных предметов, а также валить китов, акул и нарвал при помощи верного гарпуна – не жестокости ради, а чтобы из собранных материалов и шкур наземных зверей соорудить что-нибудь ценное. Возвращаясь же к географии, стоит отметить, что наземные локации – это не просто точки на карте. Порой вы можете высадиться на одном берегу острова, выполнить на нём пару миссий, собрать десяток предметов, сделать пару тысяч шагов и призвать свой корабль уже к другому причалу, на противоположной стороне суши. Впрочем, это касается лишь части локаций.


Корабль можно украшать, хотя те же носовые фигуры рассматривать некогда и неудобно


Ну и конечно, в Assassin’s Creed Rogue не обошлось без морских битв: не только с самыми разными кораблями врагов, но и с фортами. Вы можете стрелять из пушек, дальнобойной мортиры и специального крупнокалиберного ружья, которое наносит огромный урон по уязвимым местам. Экспериментируйте со скоростью и поражением корабля, стреляйте с бортов или бейте в противников предусмотрительно одетым в броню носом, но не забывайте, что в регионах с пометкой «сложно» враги не просто превосходят вас числом, но почти все плавают на трёхпалубных мановарах, у которых больше пушек, чем ваша команда когда-либо видела в жизни. На мой взгляд, морские сражения – самая сложная часть Rogue, но зато она способна вызвать настоящий прилив адреналина. И ведь на карте есть ещё и «легендарные битвы», рассчитанные на настоящих морских дьяволов, к которым я себя не отношу. Кроме того, находящиеся на грани уничтожения корабли можно брать на абордаж, который представляет собой немного модифицированную наземную битву – без этого элемента игра была бы неполной. С другой стороны, в этой возможности ей и значительный минус: мало того, что на время абордажа время вокруг замирает и другие корабли врага не могут вам навредить, так вы ещё и можете мгновенно починить своё истерзанное судёнышко за счёт захваченного. Реализм так и прёт во все щели. Собственно, так и проходят порой сложные битвы: самый слабый из вражеских кораблей не трогаешь, чтобы при необходимости использовать, как «аптечку».


Есть и второй вариант, что делать с захваченным судном – разграбить и затопить, но выгода того не стоит, это совершенно не интересно. Для апгрейда вашего корабля вам будет вечно недоставать исключительно металла, а через абордаж его почти не получишь. Вот третий вариант куда интереснее – отправить добычу в свой собственный флот. Нет, подчинённые не будут вам помогать в битвах, иначе это было бы слишком правильно, умно и логично – не совсем в стиле Assassin’s Creed. Вместо этого ваш флот принимает участие в мини-игре: вы отправляете их на задания по всему миру, чтобы переломить ход Семилетней войны и добыть всякие не особо нужные бонусы, вроде денег и примечательных лишь своей внешностью пистолетов. При этом, чем слабее корабль, тем в меньшем числе регионов от него будет толк, а попытки захватить мановар очень чреваты, так что всё время приходится рисковать и искать компромисс.


Игра удивительна и фотогенична: я себя бил по рукам, но всё равно нащёлкал столько, что не влезло в обзор


Все эти и другие многочисленные составляющие Assassin’s Creed Rogue представлены не только в побочных заданиях, но и в сюжете – некоторые только по разу, но зато в хорошо продуманном контексте. Мне даже жаль, что в обычных морских сражениях не приходится иметь дела с брандерами – эти лодочки-камикадзе действуют на нервы, но ровно в той степени, какая нужна, чтобы сделать игру яркой и интересной. И захват складов, и уничтожение чужих флагов и даже защита подопечного от наёмных – приятная, вопреки традициям индустрии – всё это есть не только во множестве побочных заданий, но и в кампании. Вы можете пробежать Assassin’s Cree Rogue напрямик за часов двадцать, и при этом продегустируете всё, что в ней есть. Но я советую провести в игре примерно вдвое больше времени, плавая по миру, исследуя локации и сражаясь, пока вам не надоест.

Remastered
Судя по сравнительным видеороликам, ремастер не только повысил разрешение картинки до 1080p – помимо этого были улучшены тени и доработана вода, а также стало легче разобрать отдельные детали объектов, находящихся на заднем плане. По личным же субъективным впечатлениям Assassin’s Creed Rogue Remastered выглядит достаточно современно, пусть желания похвалить картинку и не возникает: если бы мне сказали, что игра изначально создана для PlayStation 4 и Xbox One, я бы поверил. Качество моделей никоим образом не раздражает, да и результат работы художников тоже хорош. В то же время, отличить оригинал от версии для PlayStation 4 далеко не всегда можно с первого взгляда – разница не настолько велика и важна. Если же вы играете на PS4 Pro или Xbox One X, то улучшений должно быть больше, и в числе них разрешение 4K, но сам я на этих консолях Assassin’s Creed Rogue Remastered не пробовал. Кроме того, в ремастере почти не бывает ситуаций, когда модели проходят друг через друга – не то чтобы за это сильно ругали оригинал, но всё же.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все использованные кадры сняты стандартными средствами консоли во время прохождения.

Ледяные воды Северной Атлантики, нелегкая судьба ассасина-перебежчика, последнее плавание старой механики игры и отличия от консольных версий

Отправить

Так получилось, что на старте Rogue почти никто не заметил. Все внимание было приковано к красотам и техническим проблемам . При этом младшая , работая на старой механике и консолях прошлого поколения, оказалась вполне достойной игрой. Сегодня же ситуация несколько изменилась. прошли уже, кажется, все, кто хотел, вал осенних хитов тоже отгремел, а как-то тихо и довольно незаметно вышла на персональных компьютерах, по прежнему остающихся самой популярной игровой платформой на территории СНГ. Сегодня мы расскажем, почему познакомиться с первой про тамплиера стоит именно сейчас.



Начнем с главного: различий PC-версии от консольных. Самое важное, конечно - это разрешение. Прошлое поколение консолей было ограничено несчастными 720р, тогда как тут все зависит лишь от вашего монитора и видеокарты. Многих останавливало от ознакомления с «альтернативным ассасином» именно это. Также и графика в целом здесь примерно соответствует , которую, напомним, неплохо прокачала NVIDIA . От корабельных орудий расходятся клубы густого дыма, персонаж честно намокает, лед красиво раскалывается под громоздким тараном, текстуры четкие, а лица отлично детализированы. Погодные эффекты так и подавно великолепны: красивые желто-розовые закаты и восходы, дымка над океаном и косой дождь - все это выполнено великолепно. Подкачала лишь растительность, которая как была какой-то куцой и невзрачной, так такой и осталась.




Версию для PC стоило ждать хотя бы ради такой картинки и возможности погрузиться в суровый и холодный мир Северной Атлантики так, как этого не получалось сделать на стареньких консолях в силу технологических ограничений. Конечно, до запредельных красот игра все равно не дотягивает. Особенно это заметно в замкнутых помещениях, где после освещенных вечерним солнцем дворцов в стиле рококо все выглядит как-то уж совсем неубедительно. С другой стороны, в отличие от без проблем запустится у вас даже на средней машине при Ultra-настройках и 60 кадрах в секунду. За все прохождение игра у нас ни разу не вылетела и даже не затормозила. А хорошенько помучившись с оптимизацией, это начинаешь ценить очень сильно. Черт побери, да она идет даже куда стабильнее, чем . Нам остается лишь снять шляпу перед Ubisoft Sofia - они, кажется, показали всем своим коллегам, как нужно оптимизировать игры.


Сама , что характерно, тоже весьма неплоха. ругали за скучные сухопутные миссии, где нужно было постоянно за кем-то шпионить и использовать неуклюжий стелс. В Софии это учли и еще на прошедшем осенью «Игромире» уверяли нас, что подобные развлечения будут сведены к минимуму. Так и вышло: «следилок» практически нет, из больших городов представлен лишь Нью-Йорк, в который, при желании, мы можем практически не наведываться (здесь проходит лишь небольшое количество сюжетных миссий), а основная часть игры протекает в море или на небольших промерзших форпостах.




Есть здесь и побочные задания. Они несколько продлевают игру, но не делают ее чрезмерно длинной и объемной, как это часто бывает в серии. длится ровно столько, сколько нужно, чтобы не наскучить, но дать вволю наиграться в местной песочнице. Здесь мы вновь охотимся на китов, делаем сумки из бедных зверюшек, которых находим на островах, захватываем форты и грабим конвои с золотом. Подводное плавание, правда, из игры убрали - в ледяных водах Северной Атлантики Шей очень быстро замерзает, поэтому ни о каких подводных погружениях не может быть и речи. А вот стандартные ассасиновские контракты здесь несколько изменены. Мы ловим голубя с заданием для поклонников капюшонов и стараемся защитить приговоренную братством цель.



Очень здорово, кстати, утроено то, как в игре передаются различия между тамплиерами и ассасинами. Тамплиеры почти не таятся (хотя Шею, как бывшему ассасину, изредка все-таки приходится), рассуждают о вреде свободы, порядке и вообще ведут себя совершенно иначе. Интересно, что с другой стороны баррикад они не кажутся такими уж злодеями, тогда как ассасины тут временами творят совсем уж непотребные вещи. Часто эта смена ролей выглядит убедительно, однако периодически проскальзывает фальшь. Над бандитскими фортами (да-да, что еще за бандитские форты?) веет флаг Братства, Шей переходит в стан носителей перстня из-за какой-то нелепой истерики, а тамплиер Монро предстает фигурой настолько положительной, что невольно даешься диву, как он еще всех не помирил.

Несмотря на все это, однако, наблюдать за историей интересно, а за делами тамплиеров изнутри еще интереснее. Кругом здесь знакомые персонажи, а сама выступает эдакой сюжетной сцепкой не только между третьей и четвертыми частями, но и связывает историю с параллельной . Это, кстати, один из самых красивых и драматичных моментов игры. Действительно затягивает , правда, лишь после перехода Шея к Тамплиерам, потому что до этого нам, по сути, лишь рассказывают о героях и ситуации в Атлантике.



Эта метаморфоза существенно влияет не только на восприятие, но и на геймплей. На нас то и дело может выскочить спрятавшийся в кустах ассасин, а поймать беглеца, вооруженного дымовыми бомбами и скрытым клинком будет значительно сложнее. При этом стоит помнить, что и Шей - официально самый результативный и опасный тамплиер во вселенной

– это далеко не самый приоритетный проект для Ubisoft , было ясно уже с самого первого анонса. Понять это можно было уже потому, что разработку доверили болгарскому подразделению Ubisoft Sofia , которое ранее успело отличиться разве что еще одним проходным спин-оффом линейки – для PS Vita и последующим портом на взрослые платформы. Да и для нас с вами, в конечном счете, это далеко не самый долгожданный релиз, уже потому, что параллельно Ubisoft Montreal корпела над разработкой для консолей нового поколения (и боярской платформы, куда без нее). Которая и отхватила львиную долю внимания прессы и игроков, ведь обе игры вышли в один день. Словно сама Ubisoft ставит «Изгою» палки в колеса и кричит: «Куда ты лезешь? У нас же тут большой релиз, новые платформы, ну». Это, конечно, выдумки, но воспринимать Rogue всерьез все равно не удается.

И пока владельцы новеньких блестящих PS4 и Xbox One отправляются в поход на Версаль и Бастилию, мы с вами, дорогие обладатели пыльных «плоек» и «боксов», снова застряли в Америке конца XVIII века. А все потому, что Rogue расскажет о событиях, происходящих где-то на стыке 3 и 4 номерных частей серии. Этакая промежуточная глава условной американской трилогии. А в центр сюжета попадает некто Шэй Патрик Кормак – что примечательно, каноничный такой ирландец, с полной котомкой стереотипов за плечами. Думаем, ни для кого не станет спойлером, что в какой-то момент Кормак задается рациональным, кстати, вопросом «Да что же мы такое творим-то?» и предает родное братство, переметнувшись на сторону тамплиеров. И не бумажки перекладывать, а беспощадно охотиться на былых соратников.

Я был обманут и убивал невиновных... И на этом внутреннем конфликте построить бы грандиозную драму с Шиллеровскими страстями... Но – и в этом, пожалуй, самый большой грех разработчиков – такую чудную завязку просто смыли в унитаз к плоским персонажам и безэмоциональному повествованию. За все время прохождения сердце не пропустит ни одного удара и при такой, повторимся, перспективной завязке – это и есть самая большая трагедия. При этом, будьте готовы нервозно покрикивать «Да хватит прелюдий, глупая ты игра!», ведь «неожиданного» твиста придется ждать часа четыре, не меньше. Однако совсем списывать со счетов сценариста Rogue не стоит. Кажется, впервые в серии, наибольшую смысловую ценность в игре несут эпизоды в современности. В ходе этих коротеньких вставок вы сможете узнать кучу новых подробностей, которые помогают связать воедино события эпопеи и, по сути, обязательны к ознакомлению любому фанату серии. Ну, хотя бы на youtube"е.


Визуально игру вообще трудно отличить от своих предшественников. Да, в ходе своих приключений, Кормаку предстоит вдоволь нагуляться по маленьким прибрежным городкам и тесным улочкам старого Нью-Йорка. География Rogue охватывает даже заснеженную Северную Атлантику с ледяными гротами и полярными ночами. Да только все это мы уже многократно видели, и б/у текстуры торчат из каждого угла. Никуда не делась и хроническая болячка серии. Та самая, когда вы пытаетесь забраться на стену, но у вас ничего не выходит. И пусть визуально эта стена ничем не отличается от соседней, на которую вскарабкаться таки можно, на эту – не смейте. Почему? Прост.

Ладно, черт с сюжетом и с декорациями, не ради них все это затевалось. В конце концов, игра за тамплиера – этот ведь принципиально новый экспириенс... да? На самом деле, нет. Игра за тамплиера мало чем отличается от игры за ассасина. Стоит признать, Rogue слегка нарастила темп и прибавила динамики, ведь главный герой – враг Братства номер один, а значит, приходится постоянно держать ухо востро, чтобы не пасть жертвой коварного убийцы. Но в остальном, все по-старому. Герой ползает по стенам, бегает по крышам и безжалостно сеет смерть... Да и вы сами все это знаете.


Да, все эти ставшие стереотипными активности щедро разбавляются охотой и китобойным промыслом, поиском сокровищ и мультизадачными диверсиями в поселениях ассасинов. И такого рода сторонних заданий здесь очень и очень много. Но, к сожалению, чего-то принципиально нового и свежего здесь нет и в помине – от игры за версту несет нафталином. По сути, все обновления коснулись только арсенала Кормака. На смену духовой трубке из Black Flag пришло пневматическое ружье, позволяющее усыплять противников или натравлять друг на друга. А чуть позже в руки тамплиера попадает заправский гранатомет, поддерживающий три типа боеприпасов. Какое-то время ковыряться в этих мужских игрушках любопытно и весело, но, сами понимаете, запал иссякает очень быстро.

Все, что угодно для моих друзей в капюшонах. Как и , приличный кусок игры вы проведете в морских битвах. Во владение Кормака попало быстроходное судно «Морриган», которое также может похвастаться перед «Чайкой» несколькими новыми апгрейдами. Пылающее масло позволяет спалить дотла преследователя, оставляя огненный след на волнах. А с помощью легких пулеметов можно нанести серьезный урон несерьезным суденышкам, не дожидаясь перезарядки основных орудий. И даже брутальный таран, с равным успехом раскалывающий лед и вражеские корабли. Но главным отличием – и преимуществом – «Морриган» стала увеличенная скорость. Вроде бы мелочь, но за счет нее морские битвы становятся гораздо резче, злее и захватывают с новой силой.

Assassin’s Creed: Rogue можно воспринимать по-разному. Вы можете справедливо негодовать, мол, что это за огрызок Black Flag "a нам подсунули, а можете поблагодарить Ubisoft за заботу о пользователях, обделенных консолями нового поколения. Но, строго объективно, безбожная вторичность, неприкрытая бюджетность и относительно короткая продолжительность заставляют воспринимать Rogue скорее как масштабное DLC, чем как полноценную игру. Но т.к. продается она по фулпрайсу, то и оценивать приходится со всей строгостью.

Игромания

Rogue обещала стать своего рода финалом, но к последней ее миссии понимаешь, что куда больше итогов душевных терзаний Шэя Кормака и судьбы альтернативной Америки тебя интересуют данные в разделе «статистика»: сколько за шестьдесят часов игры пройдено километров, сколько пиратов убито и сколько айсбергов уничтожено. Рассуждать после такого о драме и трагедии личности как-то неловко.
Большая и красивая игра, во многих своих аспектах сделанная слишком небрежно и с пагубной оглядкой на старый материал.

Читать обзор полностью

Stratege

Нельзя сказать, что Assassin’s Creed Rogue совсем уж плох, но его трудно порекомендовать абсолютному большинству игроков, тем более за полную стоимость. Неплохая завязка в сюжете не смогла вытянуть общую банальность истории, а некоторые интересные новшества в игровом процессе ни на грамм не поменяли саму концепцию сериала. Данный продукт точно понравится ярым поклонникам серии, которые отчаянно желают снова окунуться в мир пиратов и узнать немного больше о полюбившихся им персонажах, хотя и они заведомо понимают, что эта поездка уже будет не такой веселой как раньше.

Читать обзор полностью

Gamer-Info

Assassin’s Creed: Rogue можно воспринимать по-разному. Вы можете справедливо негодовать, мол, что это за огрызок Black Flag"a нам подсунули, а можете поблагодарить Ubisoft за заботу о пользователях, обделенных консолями нового поколения. Но, строго объективно, безбожная вторичность, неприкрытая бюджетность и относительно короткая продолжительность заставляют воспринимать Rogue скорее как масштабное DLC, чем как полноценную игру. Но т.к. продается она по фулпрайсу, то и оценивать приходится со всей строгостью.

Читать обзор полностью

3Dnews

порекомендовать Assassin’s Creed: Rogue можно только тем, кто с большим интересом следит за сюжетной линией серии и не пропускает ни единой крупицы новой информации. Для таких людей история об ассасине, ставшем тамплиером, будет очень увлекательной. Хотя и они будут разочарованы продолжительностью - по сравнению с Black Flag здесь ровно в два раза меньше сюжетных миссий. Остальным же игру рекомендовать мы не будем - если вам не нравится серия, Rogue это никак не исправит.

Читать обзор полностью

GameMag

Assassin’s Creed: Rogue явно лучше Liberation, но так и не достиг уровня приключений Эцио. Проект хоть и предлагает интересную историю с подводкой к Unity, но все же страдает от огромного количества бесполезных заданий, странных решений и неровной графики. И хотя Ubisoft Sofia прописала некоторых интересных героев и реализовала погодные механики, им так и не удалось отполировать их до блеска и интегрировать в историю и игровой процесс. К счастью, по сравнению с Unity, количество багов здесь минимально. А фанаты серии обязаны обратить внимание на новую мифологию и персонажей вроде Хоуп.

Читать обзор полностью

SIMHOST.org

Assassin’s Creed: Rogue можно порекомендовать разве что ярым фанатам серии, так как игра стоит довольно дорого, но предлагает крайне мало новых ощущений. Если вам в свое время понравился Black Flag или же вы никогда не играли в игры серии Assassin’s Creed, то Rogue возможно станет хорошей покупкой.

Читать обзор полностью

Playpress

Assassin’s Creed Rogue не внес ничего нового в игровую индустрию и не закрыл историю Ассассинов на паст гене с оглушительным успехом. Сюжетная кампания в этой части раза в два короче тех, которые мы привыкли видеть, а геймплей достаточно посредственный.
Эта часть отлично подойдет для тех людей, кто еще не слез с PS3/Xbox 360, но желает видеть новых ассассинов, или продолжить исследование Америки XVIII века. В остальном, вы ничего не потеряете, если эта игра пройдет мимо вас.

Читать обзор полностью

Канобу

Судьба Assassin"s Creed Rogue была решена в день презентации Unity. Чтобы стало понятно, куда пойдет игрок, достаточно было посмотреть премьерные ролики. Unity - жирная и надменная, но любимая дочка страшной мачехи, Rogue - скромная туповатая Золушка, которая только и может, что петь свое унылое «Хоть поверьте, хоть проверьте». Верить никто не собирался. Даже поклонники сериала с недоверием отнеслись к Rogue, в шутку прозвав ее «ассасинами для нищих». Собственно, Ubisoft от этой трехкопеечной мысли и не открещивалась.