Основная группа по физкультуре что она означает. Советы педиатров

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний (в качественном и количественном отношении) двигательный режим . Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

Деление на группы по состоянию здоровья обусловлен тем, что достижение оздоровительного эффекта во время занятий физическим воспитанием зависит от степени соответствия занятий, форм и методов занятий индивидуальным особенностям организма, но стоит учитывать, что организм детей (подростков, людей) у которых есть определенные отклонения в состоянии здоровья нуждается двигательной активности не менее, а зачастую и больше, чем организм здоровых школьников, но это должна быть качественно иная двигательная активность.

Факторы, которые влияют на уровень здоровья ребенка:

  • здоровье родителей;
  • особенности протекания беременности матери и родов;
  • особенности развития малыша;
  • домашний микроклимат в семье;
  • условия физического воспитания ребенка;
  • характер и условия отдыха;
  • санитарно - гигиенические условия быта и учебной деятельности.

Если генетические нарушения и повреждения при рождении ребенка отсутствовали, то именно особенности развития малыша влияют на уровень его здоровья.

Патологические отклонения и их степень зависят от возраста ребенка. Дети 2-4 лет проявляют преимущественно нарушение функционального характера, которые могут быть возвращены к норме. Хронические заболевания формируются позже (в основном в школьные годы), но довольно часто формируются к 4-7 годам.(желудочно-кишечного тракта, заболевания носоглотки, нарушение осанки, заболевания кожи и др.).

Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:

  1. степень функционирования основных систем организма;
  2. отсутствие или наличие хронических заболеваний;
  3. степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
  4. степень гармоничности физического развития;
  5. уровень физического развития.

Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:

  1. здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;
  2. без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и с недостаточным физическим развитием;
  3. больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
  4. больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
  5. больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.

При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием , уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья : 1) основную , 2) подготовительную и 3) специальную .

Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).

П одготовительн ая медицинск ая групп а – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).

Специальная медицинская группа –это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).

Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

Занятия с каждой группе имеют свои особенности, как организационные, так и методические (см. табл. 1.1). Соблюдение этих рекомендаций при воспитании детей, у которых отклонения, позволит повысить эффективность занятий и способствовать улучшению физического развития школьников.

Таблица 1.1. Организационные и методические рекомендации по двигательной активности учащихся, принадлежащих к разным группам здоров ья

№ группы Организационные рекомендации Методические рекомендации
1-я
основная
Учебная, спортивная и трудовая деятельность организуется без каких-либо ограничений по общей программе физического воспитания и с выполнением контрольных нормативов.
Рекомендуемые дополнительные занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях.
2-я
подготовительная
Относятся к группе риска и требуют повышенного внимания врачей. Необходимо обеспечение систематического обследования. Проведение закалки, диетотерапии, соблюдение рационального режима дня и двигательного режима. Занятия по общей программе физического воспитания, но с возможной задержкой сдачи соответствующих нормативов. Рекомендуемые занятия в физкультурно-оздоровительных группах общей физической подготовки, прогулки, игры и спортивные развлечения. Участие в соревнованиях - за дополнительным разрешением врача.
3-я
специальная
Систематический врачебный контроль, дополнительные специально организованные занятия физическими упражнениями. Двигательный режим обеспечивается с соблюдением показаний к занятиям. Особое внимание обратить на восстановление после выполнения упражнений, обеспечение оздоровительного воздействия на нарушенные функции. Рекомендовано увеличение объема упражнений на восстановление дыхания, медленный темп выполнения, систематический контроль пульса и состояния. Занятия проходят по отдельной программе для специальных медицинских групп. Участие в спортивных мероприятиях ограничено.
4-я Постоянный врачебный контроль. Обычно обучение в специализированных школах соответствующей нозологии или санаторного типа. Двигательный режим имеет ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и занятиями лечебной физической культурой. Занятия по отдельной программе для специальных учебных заведений соответствующего типа.
5-я Постоянный врачебный контроль. Пребывание в лечебных учреждениях. Двигательный режим имеет существенные ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и лечебными процедурами. Занятия лечебной физической культурой индивидуализированы.

В любой школе есть предмет, который нравится практически всем учащимся, - это уроки физкультуры. В зависимости от физиологического, а также физического состояния детей распределяют по физкультурным группам здоровья, которых всего три: основная, подготовительная и специальная.

Формирование

Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей. При этом берется во внимание:

  • наличие заболевания;
  • его стадия;
  • выраженность болезни;
  • риск развития осложнений.

При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.

Группы здоровья взрослого населения

Граждане, достигшие 21 года, подлежат обязательной диспансеризации, которая проводится с целью раннего выявления и предупреждения некоторых опасных болезней, определения уровня физической активности, а также собирается информация о наличии вредных привычек у индивида. После прохождения соответствующих видов обследований, которые зависят от возрастной категории, определяют группу здоровья. Четких критериев распределения по физкультурным группам здоровья у взрослых не определено. Индивидам, отнесенным ко второй группе здоровья, рекомендуются регулярные занятия лечебной физкультурой. Далее, принимается решение о направлении пациента к врачам-специалистам - это уже второй этап диспансеризации.

Критерии для деления на группы здоровья

После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:

  • генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
  • антропометрия и физическое развитие;
  • сопротивляемость организма.

По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:

  • первая - это здоровые индивиды;
  • вторая - практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
  • третья - в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
  • четвертая - субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
  • пятая - декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом "инвалид".

В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.

Группы здоровья для занятий физической культурой

В амбулаторной карте ребенка обязательно ставится отметка, к какой физкультурной группе здоровья он отнесен:


Факторы, которые учитываются при определении физкультурной группы

Определение функциональных возможностей организма индивида имеет значение при определении физкультурной группы здоровья школьников, а особенно сердечно-сосудистой системы. Для этого применяют пробы с физической дозированной нагрузкой. Во время ее проведения фиксируется:

  • артериальное давление;
  • пульс;
  • цвет кожи лица;
  • дыхание;
  • потоотделение;
  • изменение самочувствия и другие признаки утомления.

Сопоставляя все факторы, оценивают реакцию организма и уровень физической подготовки. Полученные результаты обрабатываются и анализируются вместе с результатами обследований и заключением специалистов. Далее детский доктор определяет физкультурную группу здоровья у детей.

Основная группа по физкультуре

К ней относят детей с первой и частично со второй группой здоровья. Это ребятишки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и обладающие согласно возрастной категории соответствующей физической подготовкой. А также дети, имеющие функциональные, т. е. несущественные отклонения состояния здоровья (астенические проявления в легкой степени, избыточная масса тела, аллергические реакции и др.) и не отстающие от своих сверстников. Несовершеннолетние, приписанные к основной физкультурной группе здоровья, выполняют в полном объеме все учебные программы по физкультуре, они могут заниматься в спортивных секциях, принимать участие в турнирах, праздниках, спартакиадах и соревнованиях. Тем не менее не следует забывать и о некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. К примеру, при близорукости не рекомендуются прыжки с трамплина на лыжах, тяжелая атлетика и некоторые другие виды спорта.

Подготовительная группа по физкультуре

К этой физкультурной группе здоровья относят детишек, отстающих от своих сверстников в физическом развитии и имеющих несущественные отклонения в состоянии здоровья. К примеру, после перенесенных острых заболеваний, а также при их переходе в хроническое течение. Занятия в этой группе помогут поднять физическую подготовку до необходимого уровня. Несовершеннолетние занимаются вместе с детьми основной группы, однако при этом им категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки.

3 физкультурная группа здоровья

К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.

К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа - В). Рассмотрим более подробно каждую из них:

  • Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
  • Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.

Освобождение от физкультуры

В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:

  • Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
  • По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.

Родители первоклассников нередко сталкиваются со сложными и незнакомыми вопросами. Один из них: «Какая группа здоровья по физкультуре у вашего ребенка?» Ответ на этот вопрос на самом деле очень прост. Группы делятся на три вида: основная, специальная и подготовительная. Основная группа здоровья – это дети, которые либо полностью здоровы, либо не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам. В подготовительной и специальной группах занимаются дети, у которых есть какие-либо проблемы со здоровьем.

Что означает подготовительная группа по физкультуре?

Подготовительная группа здоровья по физкультуре – это группа, в которой находятся дети после болезни, с низкой физической подготовкой, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Кроме того, таким детям противопоказаны сильные физические нагрузки любого типа, а сдача нормативов разрешается после дополнительного медицинского осмотра.

Для получения этой группы достаточно обычной справки из поликлиники, которую выписывает педиатр или другой специалист. В ней будут указаны запрещенные упражнения или же, наоборот, основные рекомендации врача. В справке должно быть:

  • Диагноз или основание, почему ребенок должен посещать подготовительную группу;
  • Срок: четверть, полугодие или весь учебный год;
  • Конкретные рекомендации: что нельзя выполнять, какие нормативы запрещено сдавать и какие упражнения, наоборот, необходимо делать для поддержания здоровья.

Отличие подготовительной группы от специальной

Дети, которые входят в подготовительную группу по физкультуре, сдают нормативы в облегченной форме. Комплекс упражнений, которые ребенку можно выполнять в такой группе, подбирается педагогом на основе рекомендаций от врача, прописанных в справке. Кроме того, после указанного срока в справке ребенок автоматически переходит в основную группу.

В специальную группу с одной справкой от врача не попасть. Для этого собирается специальная комиссия (КЭК), которая на основе всех анализов и данных о ребенке принимает решение. Стоит отметить, что специальная группа также делится на две:

  • Специальная «A»: дети с существенными ограничениями. Для этой группы занятия проводятся отдельно;
  • Специальная «B»: полное освобождение от занятий физкультурой. Возможно свободное посещение теоретических лекций.

Упражнения и нормативы в подготовительной группе по физкультуре

Обычный план упражнений строится по схеме:

  • Разминка: ходьба по кругу, на месте, высоко поднимая колени, на носках и т. д. Возможен легкий бег;
  • Восстановление дыхания (после каждой части);
  • Общеукрепляющие упражнения с палками;
  • Полоса препятствий;
  • Упражнения с мячами;
  • Игры.

Как уже было сказано, нормативы могут сдаваться ребенком только с разрешения врача. Что же делать, если нагрузки запрещены, но оценку необходимо выставить? В таких случаях учитель оценивает активность на уроке, готовность заниматься и другие параметры в рамках уроков. Кроме этого, учитель может дать ученику возможность поработать с теорией или историей физкультуры. Например, подготовить реферат, защитить проект, выступить с докладом или сделать презентацию. Темы могут быть абсолютно разные: от истории спортивной формы до ЗОЖ.

В заключение можно добавить, что нет ничего страшного в том, что ваш ребенок попадает в подготовительную группу здоровья по физкультуре. Он не остается без спорта вообще, просто ему подбираются облеченные варианты упражнений и разминок. Это сможет подготовить ребенка к основной группе и, возможно, поможет на пути к олимпийскому чемпионству.

Массовый спорт, его цели и задачи.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей со­вершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи при­общается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило - хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы - другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения - третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) - четвертую.



Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II-III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более -5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II-III степени, ретинопатия III степени; пороки сердца с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительно выраженное ожирение (III степени), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).

Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем - упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.

При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

Занятия в специальных медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для высших учебных заведений. В ней имеется раздел "Учебный материал для специального отделения", в котором указаны задачи физического воспитания студентов специальных медицинских групп, средства физического воспитания и примерные зачетные требования.

Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.

Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения" (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и пр.

Способность к восприятию физических нагрузок у студентов специальных медицинских групп различна.

Преподавателю физкультуры следует помнить, что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья.

Преподаватель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз, и рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физкультуры и закаливающих процедур. Обязанность преподавателя - постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний. Поэтому следует проводить индивидуальные или малогрупповые занятия.

Не путайте группы здоровья и медицинские группы при занятиях физкультурой! В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК.

Не путайте группы здоровья и медицинские группы при занятиях физкультурой!
В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК. Но если занятия лечебной физкультурой должны проводить только врачи-методисты, то научить ребенка технике движений, подобрать способы тренировки призван именно педагог по физическому воспитанию.
Все школьники, на основании медицинского заключения, распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление врачом диагноза, с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I , а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще - функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме, по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП, с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья , имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
В рамках спецмедгруппы выделяют:
· Подгруппа А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении, под руководством преподавателя физической культуры.
· Подгруппа Б - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера, под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении, под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года. Ниже приведены краткие рекомендации, учитывающие особенности проведения занятий с детьми спецмедгруппы.