Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса. Проблемы кредитования малого бизнеса

Федеральное агентство по образованию

Курсовая работа по экономической теории

Тема: Проблемы кредитования малого бизнеса

Работу выполнила:

Работу проверила:

Курсовая выполнена с оценкой:

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………………….…..3

Обзор литературы……………………………………………………………………4

Формы и система поддержки малого бизнеса в России…………………………..6

Совершенствование экономического механизма финансовой поддержки малого бизнеса………………………………………………………………………...…10

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..….16

Введение

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика не в состоянии ни функционировать, ни развиваться. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущийсектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качествовалового национального продукта; во всех развитых странах на долю малогобизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходима свобода развития малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, что принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, а это особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Однако в развитии современного малого бизнеса в нашей стране есть ряд проблем. Одна из них – вопрос кредитования малого бизнеса.

Обзор литературы

В отечественной экономической науке долгое время проблемам малых предприятий уделялось достаточно ограниченное внимание, что было связано с ориентацией советской экономики на крупное массовое производство и рассмотрением малых предприятий как подчиненного и малоперспективного сектора хозяйства. С началом перестройки во многом под влиянием западной экономической теории и практики появились работы анализирующие место и роль малого бизнеса в современной экономике, его правовые и экономические отношения с государством. Среди них следует выделить работы Бухвальда Е.М. и Виленского А.В., Ичитовкина Б.Н., Рубе В.А., Разумновой И.И., Медынского В.Г., Гагаринова В.И.

С развитием рыночных отношений в России появляются работы, в которых авторами предпринимаются попытки выявления трудностей в развитии малого бизнеса, анализа отдельных элементов его государственной поддержки, исследования возможности использования зарубежного опыта в России. Это труды Блинова О.А., Новицкого А.Г., Спартака А.Н., Морозова В.Ю., Магомедова Ш.М., Шулуса А.А., Правдиной С.С., Кузнецовой А.Н., Шамхалова Ф.И.. Из современных работ, особого внимания заслуживает аналитический доклад авторского коллектива Емелина А., Иванова О., Мамуты М «Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути их решения».

Обзор имеющейся методической и научной литературы по теме финансовой поддержки малого бизнеса показывает, что комплексного исследования вопросов государственной финансовой поддержки малых предприятий в России не проводилось. Кроме того, отсутствие у российского правительства четкой политики по отношению к малому бизнесу на протяжении долгого периода времени значительно сократило число исследований, посвященной данной тематике. Частое изменение законодательства снизило актуальность многих работ. Многие предложения по реформированию системы финансовой поддержки малого бизнеса уже воплощены в жизнь. В этой связи, имеется насущная потребность в глубоком и всестороннем изучении данного аспекта взаимодействия государства, кредитной сферы и малого бизнеса, анализе применяемых методов и механизмов проведения финансовой поддержки малых предприятий.

Формы и система поддержки малого бизнеса в России

Вклад малых предприятий России в общий объем ВВП составляет 16%, что значительно меньше, чем в развитых странах. В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, бытовое обслуживание населения, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Большинство малых предприятий заняты в сфере торговли и общественного питания.

Россия на современном этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах.

Среди основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.

В настоящее время число потенциальных заемщиков - субъектов малого предпринимательства оценивается на уровне 2 млн клиентов, а объем спроса на кредитные ресурсы, по разным оценкам, колеблется в пределах 10 - 30 млрд долл. США. Несмотря на то что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2003 - 2005 гг. темпы прироста составляли примерно 50%), банки удовлетворяют не более 20 - 30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10 - 25%.

Несмотря на то, что сектор кредитования предприятий малого бизнеса имеет большой потенциал для развития, спрос на кредиты малым предприятиям сегодня в России удовлетворен максимум на 10%. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием адекватного подхода к кредитованию малого бизнеса, основанного на изучении особенностей кругооборота и оборота фондов малых предприятий. Являясь экономической основой кредитования, кругооборот фондов малого бизнеса оказывает существенное влияние на состав и структуру системы их кредитования.

Согласно экспертным оценкам, кредитование малого бизнеса в ближайшие годы станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг. Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала, а также для региональных кредитных организаций, которые испытывают все большую конкуренцию со стороны "столичных" банков, проводящих региональную экспансию.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков значительный интерес в силу высокой доходности этих операций (средние годовые ставки по рублевым кредитам - 20 - 25%, по валютным - 12 - 20%) и сравнительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала (в среднем 1 - 2 года). По данным исследования Рабочего центра экономических реформ, свыше 90% коммерческих банков выразили заинтересованность в кредитовании малого бизнеса.

Сегодня рынок кредитования малого бизнеса характеризуется относительно невысокой степенью конкуренции, так как вплоть до последнего времени в России действовало ограниченное число банков, преимущественно региональных, специализирующихся в этой сфере деятельности. Большинство крупных российских банков готовятся к запуску программ массового кредитования малого бизнеса. Наибольшую активность проявляют Альфа-Банк, МДМ-Банк, Промышленно-строительный банк, Сбербанк, УРАЛСИБ и Внешторгбанк.

Крупнейшим игроком на рынке кредитования малого бизнеса является Сбербанк - его доля составляет не менее 30% рынка. В последние годы темпы роста кредитования малого бизнеса в Сбербанке опережают темпы роста его совокупного кредитного портфеля. Доля ссудной задолженности малого бизнеса в кредитном портфеле банка за последние 4 года почти удвоилась и превысила уровень в 10%. В отраслевой структуре кредитов Сбербанка малому бизнесу ведущее место занимает торговля (более 50%), а также промышленность, строительство и транспорт.

Активными участниками этого рынка являются региональные банки. До 20% рынка приходится на программу кредитования малого бизнеса, финансируемую за счет средств ЕБРР. Среди банков - участников программы: Сбербанк, Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк, Москва), Национальный банкирский дом (НБД-Банк, Нижний Новгород), Дальневосточный банк (Владивосток), Уралтрансбанк (Екатеринбург), Челиндбанк (Челябинск), банк "Центр-инвест" (Ростов-на-Дону) и Сибакадембанк (Новосибирск).

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остается нерешенной на протяжении длительного периода времени. Главной проблемой на пути кредитования до сих пор остается то, что российский малый бизнес и банки пока с трудом находят общий язык. Несмотря на то, что едва ли не все они рекламируют головокружительные возможности кредитования предпринимателей, на деле выясняется, что бизнесменов, соответствующих требованиям не так уж и много.

Чтобы более глубоко разобраться в проблемах кредитования малого бизнеса, рассмотрим и проанализируем основные причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса.

Осуществление деятельности менее 6 месяцев (3 лет). Это одно из условных требований, предъявляемых к заемщикам. В различных банках сроки могут быть варьироваться - от 3 месяцев (для предприятий торговли) до 3 лет. Именно по этой причине сложно получить кредит на открытие бизнеса или для так называемых «start-up» проектов.

Отсутствие ликвидного залогового обеспечения. Большинство отказов происходит по причине отсутствия ликвидного залога. Существует прямая зависимость между получением кредита и видом залогового обеспечения. Банки предпочитают видеть в качестве залога недвижимое имущество, новый автотранспорт, оборудование, другой ликвидный товар. Существуют беззалоговые программы кредитования для бизнеса, однако данные кредиты имеют ограничения по сумме кредита (300-600 тыс. руб.) и предусматривают обязательное наличие поручителей.

Отсутствие поручителей. Многие программы кредитования наряду с предоставлением залогового обеспечения предусматривают поручительство. Однако малый бизнес не только для банков представляет зону повышенного риска. Именно по этой причине и сложно найти поручителя - не каждый согласится подвергнуть даже минимальному риску свой собственный малый бизнес.

Низкая эффективность бизнеса и низкие доходы. По причине низких официальных доходов индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться услугами банковского кредитования. Это явление возникает по двум причинам: низкая рентабельность бизнеса, либо отсутствие официальных подтвержденных доходов. Не секрет ведь для многих, что некоторые предприятия используют «серые» схемы, не всегда отражают все свои поступления на расчетных счетах, искусственно занижая свои доходы и уходя тем самым от уплаты налогов.

Нежелание заемщика открывать свое реальное финансовое состояние. Не все предприятия готовы «выйти из тени» и полностью показать свои реальные доходы. Во-первых, они увеличат тем самым свое налоговое бремя, во-вторых, уступят конкурентам в части рентабельности бизнеса, ведь те могут продолжить работать по своим старым «серым» схемам. А низкая эффективность бизнеса, показанная в бухгалтерских, финансовых документах, послужит отказом в получении кредита для бизнеса.

Низкая финансовая грамотность заемщика. Немалая часть представителей малого бизнеса, в основном торговли, не могут предоставить всех необходимых документов вследствие недостаточной финансовой грамотности и некачественного ведения отчетности. Некоторые предприниматели не могут составить грамотный бизнес план, технико-экономическое обоснование проекта, тем самым имеют слабое представление о том, как грамотно использовать полученные в кредит денежные средства.

Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике, порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 27% годовых.

Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тыс. рублей. Это мало даже для малого предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере - это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить, в общем, о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то, несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.

Сегодня еще более непростые условия: банки официально сократили объемы кредитования, что окончательно повлияло на возможностях развития малого и среднего бизнеса. И поскольку последующее снижение рентабельности в связи с падением платежеспособного спроса - делает почти нереальным кредитование на приемлемых условиях, необходимо срочно искать альтернативные и реальные источники финансирования бизнеса.

Субъекты малого и среднего бизнеса очень чутко реагируют на негативные изменения в динамике совокупного спроса, особенно наложенные на сокращение финансирования. В таких условиях, традиционная роль государства должна быть дополнена оперативными и комплексными мерами. В развитых странах на поддержку бизнеса направляется 50% всех средств, выделяемых в рамках госпрограмм. Помощь этому сектору обоснована его важной ролью в экономике: в отдельных странах вклад достигает 60%.

Однако совсем недавно начатые реализовываться в отдельных регионах нашей страны программы финансирования, а также софинансирования совместно с фондом развития предпринимательства и банковскими структурами, на практике показали свое однозначное несовершенство. Главным недостатком таких новшеств стал низкий процент освоения государственных средств. Многие банки ухитрились не использовать на целевое кредитование ни копейки из выделенных по той или иной программе денег, умело, пользуясь при этом взятой ликвидностью.

Фондовый рынок как альтернатива банкам пока не оценен нашими предпринимателями. Несмотря на то, что во всем мире привлечения под облигации и акции - наиболее приемлемые с точки зрения объемов, сроков и стоимости, в нашей стране доля реально действующих компаний малого и среднего бизнеса на фондовой бирже слишком мала. И объясняется это в первую очередь тем, что для подобных торгов деятельность российского бизнеса пусть и динамична, но часто не структурирована, ориентируется на краткосрочную конъектуру, непрозрачна, плохо регулируется и более рискованна. Есть множество причин, по которым предприниматели не хотят выходить на фондовый рынок: недостаток образования, финансовых и юридических знаний, нежелание нести затраты, связанные с прохождением процедуры листинга. Но все же главным препятствием является непрозрачность бизнеса. Поэтому перспективным считать рынок ценных бумаг для решения проблемы финансирования малого и среднего бизнеса является ошибочным, здесь нужен особенный подход.

Независимо от того, будут ли все-таки предприятия выходить на фондовый рынок или нет, им придется все же становиться более открытыми для того, чтобы получить банковские кредиты. Даже в нынешних условиях дефицита ликвидности и снижения кредитования многие банки продолжают специальные программы для малого и среднего бизнеса, но в ответ требуют прозрачности и открытости, чтобы можно было оценить все риски.

Бурное развитие кредитования малого бизнеса приводит к тому, что кредитные продукты становятся более доступными для малых предпринимателей: сроки кредитования растут, процентные ставки падают, требования к потенциальным заемщикам становятся более мягкими.

Кредитование предприятий малого бизнеса в целом отличается более короткими сроками, чем кредитование компаний среднего и крупного бизнеса.

По размерам ссуд разброс довольно большой: в небольших банках минимальная сумма 5 тысяч, а максимальная - 500 тысяч рублей, у более крупных - 50 тысяч и 30 млн. рублей соответственно.

В целом, по данным исследования, более 40% кредитов от общего числа выданных кредитов малым предприятиям - это кредиты до 300 тыс. руб. (порядка 10 тыс. долл.). Иначе говоря, 40% всех выданных кредитов составили микрокредиты. Чуть менее 40% всех выданных кредитов находится в пределах 300 тыс. руб. - 3 млн. руб. Менее четверти всех кредитов составили кредиты на сумму от 3 млн. руб.

Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2006 году пришлось более 60% всех кредитов, выданных малому бизнесу. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент.

На обрабатывающие производства пришлось всего чуть более 10%. При этом почти четверть компаний из данной сферы - это производители пищевых продуктов, около 18% занимаются металлургическим производством и производством готовых металлических изделий и ещё одна четверть компаний занимается прочим производством, т.е. производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработкой отходов и др.

Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20% - на Южный и Уральский федеральные округа. Распределение кредитов, выданных малым предпринимателям, по регионам примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более половины малых предприятий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Более 50% предприятий малого бизнеса из числа получивших кредит также располагаются в этих двух федеральных округах.

Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов.

Во-первых, на данном этапе своего развития российские банки не обладают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов. Большинство финансовых посредников, особенно в регионах, существуют за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще - на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность банковского сектора, но краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство. В ситуации неразвитости в нашей стране системы рефинансирования кредитов ЦБ большое значение приобретает система финансирования по германской схеме - через государственные банки, например, РосБР, или зарубежные банки, в частности, ЕБРР.

Во-вторых, при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика крупному банку невыгодно работать с малым бизнесом. Нужны такие процедуры кредитования малого бизнеса, которые бы позволили оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу мелких сделок, обеспечивая в тоже время приемлемое качество кредитного портфеля. Для решения этой проблемы крупные банки разрабатывают скоринговые системы оценки партнеров.

В-третьих, серьезным препятствием для увеличения объемов кредитования малого бизнеса являются высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса, и проблемы залогового обеспечения сделки. Однако, как показала практика, эта проблема также решаема. Тем более что доля проблемных ссуд, по оценкам банкиров, невелика и составляет порядка 3-5% от выданных кредитов малому бизнесу.

Банки находят способы работы с мелкими заемщиками даже в отсутствие надежного обеспечения. За последний год банки стали активнее предлагать беззалоговые кредиты. Они, безусловно, носят краткосрочный характер, но позволяют предпринимателям решить временные трудности. Наиболее распространенными являются беззалоговые кредиты под выручку, которую клиенты соглашаются инкассировать в банк. Но для работы с беззалоговыми кредитами банк должен хорошо уметь оценивать бизнес клиента, его возможности вернуть кредит за счет своей текущей выручки, эффективности работы. Это новые технологии оценки рисков, и за этими технологиями - будущее массового кредитования малого бизнеса.

В классическом варианте залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности, как предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов, выданных малому бизнесу. Оценку залога банки предпочитают проводить своими силами. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, обычно банки требуют застраховать залоговое имущество в страховой компании. Это связано, в том числе с тем, что в соответствии с современным залоговым законодательством в случае банкротства предприятия банкиры не исключают ситуации, когда причитающиеся по закону банку активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих правах поступает на аукцион, и банки не имеют на него преимущественных прав.

На сегодняшний день автотранспортные средства, переданные в залог, тоже не могут гарантировать банку абсолютное покрытие кредита. Дело в том, что заложенное автотранспортное средство до сих пор не регистрируется в ГИБДД. Соответственно, банки оказываются незащищенными от мошенничества со стороны клиентов, «теряющих» паспорт транспортного средства, заложенный в банке, и перепродающих автомобиль.

Другим способом снижения рисков кредитования малого бизнеса является личное знакомство банкира с собственником бизнеса. На переговоры с сотрудниками банков при оформлении кредита обычно приходят первые лица малых и средних предприятий, что нечасто случается при взаимодействии с крупным бизнесом, а подобные неформальные отношения с руководством позволяют получить более достоверную информацию о состоянии дел предприятия. Кредитные эксперты должны не только уметь хорошо оценивать бизнес потенциального заемщика, но и быть отличными психологами. Необходимо лично знать человека, который стоит за конкретным бизнесом.

По мнению самих банкиров, более интенсивной работе банков и малого бизнеса могли бы способствовать следующие шаги государства:

  • - во-первых, принятие нового закона о залоге, позволяющего исключить заложенное имущество из конкурсной массы при банкротстве должника, а также предполагающего возможность внесудебного взыскания банком заложенного имущества, и введение системы регистрации залога движимого имущества;
  • - во-вторых, внесение поправок в Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Это положение препятствует кредитованию малого бизнеса. Центробанк рассматривает кредиты малым предприятиям в большинстве случаев как проблемные и безнадёжные ссуды, под которые кредитные организации должны создавать резервы в размере половины либо полной суммы кредита. Соответственно, банки должны изыскивать дополнительные средства для создания резервов, и, как следствие, это приводит к увеличению издержек банка и повышению ставки.

Также банкиры сетуют на отсутствие реального опыта оценки бизнеса малых предприятий у проверяющих специалистов из ЦБ, которые используют слишком формальные показатели, такие как недостаточность собственных средств или отрицательные чистые активы, при этом забывают оценивать перспективность развития малого предприятия. С одной стороны, ЦБ провозглашает курс на переход к содержательному надзору, опирающемуся на оценку качественных показателей деятельности банка. Но на поверку выходит иначе. Часто банки вынуждены отказываться от кредитования перспективного клиента, потому что знают, что придет ЦБ и заставит создавать дополнительные резервы под кредит, который с формальной точки зрения является рисковым. Но банк объективно знает бизнес клиента лучше, это мы ездили к нему на склад, а не представители из ЦБ.

Единственная лазейка, которую оставил кредиторам малого бизнеса Центробанк, - это возможность формировать резерв по портфелю однородных ссуд, незначительных по величине, т.е. размером не более 0,1 % от величины собственного капитала. Величина резерва определяется кредитной организацией в зависимости от применяемой методики оценки риска по портфелю однородных ссуд. Этот норматив значительно сужает возможности банка по кредитованию малого бизнеса. В соответствии с ним можно относить к однородным ссудам только кредиты до 250 тыс. руб.

И, наконец, положительным фактором для самих банков стало бы уменьшение налоговой нагрузки на малые предприятия. Использование разных механизмов снижения налоговой нагрузи на малые предприятия (налоговые льготы, специальные налоговые режимы) могли бы позволить малым компаниям легализовать свой бизнес и, в конечном итоге, снизить кредитные риски банков, что привело бы к росту кредитования малого бизнеса.

Более активному взаимодействию банков и малого бизнеса препятствуют также проблемы, возникающие у малого бизнеса при обращении в банки.

В среднем в банках процедура рассмотрения заявки на кредитование занимает не менее 1 месяца и требует от предпринимателя огромного количества справок и копий документов. В отличие от крупного заемщика малый бизнес не располагает ни трудовыми, ни временными ресурсами для сбора всех документов. При этом никто не дает предпринимателю гарантии, что все его усилия окупятся. Кроме того, у мелкого бизнесмена обычно просто нет времени ждать необходимых «здесь и сейчас» денег. Часто от бизнесменов требуется предоставить ряд дополнительных документов, таких как бизнес-план, технико-экономическое обоснование и прочее, а квалификации большинства предпринимателей на их составление обычно не хватает.

Банки для снижения кредитных рисков обычно выдвигают жесткие требования к обеспечению выдаваемых ссуд. При действующей законодательной базе и условиях прохождения дел в арбитражных судах вернуть залог достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствует адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу большинству малых предприятий.

Все это формирует у предпринимателей определенный стереотип в отношении банковских кредитов, способствует низкой заинтересованности в сотрудничестве с банками. Ряд банкиров говорят о том, что сейчас главной задачей для банковского сообщества, в том числе государства, является привлечение интереса со стороны малого бизнеса к банкам. Малый бизнес в основной своей массе не воспринимает банк как институт, готовый к сотрудничеству с бизнесом. Банки постоянно вынуждены работать с недостоверной отчетностью, предоставляемой предпринимателями. Малый бизнес заранее уверен, что он не понравится банку, поэтому старается приукрасить собственное положение.

Банки, ориентированные на работу с малым бизнесом, стараются учитывать особенности данной категории клиентов. Это, прежде всего относится к небольшим банкам, поведение которых обычно характеризуется большей гибкостью по сравнению с крупными банками.

Банки готовы сокращать сроки рассмотрения заявок на получение кредита в случае их небольших размеров, но при этом либо у банка должна быть отлажена система оценки заемщиков, по типу скоринг-модели или экспресс-анализа, либо он кредитует заемщиков с хорошей кредитной историей.

Однако на сегодняшний день банки практически не готовы сотрудничать с малыми предприятиями на самом критичном для них этапе - стартовом. Потребность в стартовом банковском кредитовании удовлетворена, по экспертным оценкам, на 4-7%, а по расчетам Ресурсного центра малого предпринимательства, потенциальная емкость этого рынка - более 5 млрд. долларов. А между тем, как показывает зарубежная практика, это сотрудничество не просто реально, но и взаимовыгодно. Например, в Европе, несмотря на то, что в достаточном объеме присутствуют другие источники венчурного финансирования, банки финансируют треть старт-апов. И им еще приходится конкурировать в этом сегменте. В России же для банков в этой области особых конкурентов нет. Венчурные фонды только набирают силы и даже совместно с государством, бизнес-ангелами и их объединениями они пока не могут удовлетворить потребность начинающих предпринимателей в финансировании. И в этой ситуации банки, сотрудничая с вновь образующимися компаниями малого бизнеса, могли бы создать себе достаточно большой задел на будущее, застолбить за собой определенные региональные и отраслевые ниши или даже стать одним из их формообразующих факторов, а также усовершенствовать свое представление о рисках в интересующих отраслях и регионах. Малому бизнесу же сотрудничество с банками могло бы позволить с самого начала научиться планировать деятельность, анализировать рынок, управлять финансовыми потоками и адекватно оценивать свое реальное состояние. Пока же финансированием реальных старт-апов занимаются преимущественно даже не венчурные фонды, а бизнес-ангелы - успешные бизнесмены и специалисты, желающие вложить свои деньги в реальное производство и получить с них приличный доход. Тем более что для первоначального финансирования большинства проектов достаточно зачастую 15-20 тысяч долларов.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Проблемы и совершенствование кредитования малого бизнеса [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим некоторые вопросы совершенствования системы кредитования малого бизнеса.

В целом, развитие кредитования малого бизнеса затруднено с позиции банковской отрасли следующими объективными аспектами:

  1. Высокий уровень операционных расходов при кредитовании – снижает эффективность кредитования в части извлечения дохода на ссуженный капитал.
  2. Ограниченные возможности применения процедур минимизации кредитного риска в отношении субъектов малого предпринимательства – повышает средний уровень ссудного процента по кредитам малому бизнесу.
  3. Повышенная сложность в управлении кредитным портфелем, который включает значительное число кредитов на небольшие суммы – способствует тому, что банки предпочитают работать с крупными клиентами, чем с малыми предприятиями.

С точки зрения экономического содержания данных аспектов проблемы кредитования малого бизнеса сводятся к тому, что банкам невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства, так как процедура кредитования сопоставима с кредитованием крупных заемщиков, тогда как объемы кредитования часто соответствуют уровню потребительского кредитования, особенно в случае с мелким предпринимательством. В результате, банкам сложнее учитывать все возможные риски, связанные с кредитованием малого бизнеса, который, по сути, занимает промежуточное положение между крупными заемщиками и физическими лицами.

В то же время, долгосрочная стратегия большинства банков в отношении кредитования малого бизнеса направлена на повышение доступности заемных финансовых ресурсов, которые предприниматели могут получить, и снижение уровня ссудного процента для субъектов малого предпринимательства. В рамках данной стратегии политика банков предусматривает изменение методики оценки кредитных рисков и формирования резервов по ссудам малому бизнесу, по аналогии с европейскими странами. Возможными вариантами реализации данной методики в зависимости от возможностей конкретного банка могут являться:

  1. Учет комплексных условий, характерных только для субъектов малого предпринимательства: особенности ведения учета и отчетности; льготы для заемщиков, которые только открыли свое дело, т.е. менее 1 года назад; возможность беззалогового кредитования малых предприятий.
  2. Дифференциация условий предоставления ссуды в зависимости от масштабов деятельности малых предприятий.
  3. Установка персонифицированного ссудного процента для заемщиков, относимых к субъектам малого предпринимательства, в зависимости от их качественных характеристик, показателей прибыльности, рентабельности бизнеса, деловой репутации на локальном рынке и т.д.
  4. Реализация комплексных мер по упрощению процедуры открытия ссудного счета для малых предприятий, начиная с момента открытия расчетного счета. Однако данный вариант требует изменения законодательных норм в отношении регистрации малых предприятий, включая предоставление возможности дистанционного открытия счета в банке, информирования налоговой службы.
  5. Развитие системы гарантийных фондов: учитывать поручительства региональных гарантийных фондов для снижения резерва на возможные убытки по ссудам, снять ограничение объема поручительства, использовать единый рейтинг качества гарантийных фондов. Однако, данный вариант предполагает принятие масштабных мер на уровне национальной экономической системы, реализация которых зависит не только от конкретного банка.

Таким образом, можно сделать объективный вывод:

является перспективным направлением для российских коммерческих банков. В настоящее время малый бизнес переживает сложный и непростой период, поэтому потребность в поддержке предпринимателей, в частности, за счет повышения доступности заемных финансовых ресурсов, является достаточно значительной. В этой связи представляется целесообразной реализация действенных мер по модернизации системы кредитования малого бизнеса в целях совершенствования кредитной системы в современных российских условиях.

С точки зрения непосредственной реализации на уровне коммерческих банков совершенствование кредитования малого бизнеса включает в себя три основных элемента.

Во-первых, необходимо создание сектора кредитования малого бизнеса либо выделение в штате отдела по корпоративному кредитованию должности кредитного инспектора по кредитованию малого предпринимательства. В зависимости от масштабов деятельности конкретного банка и его структурной организации данные меры носят административный характер и опираются на тенденции значительного роста объемов кредитования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с 2012 года.

Во-вторых, заслуживает внимание возможность внедрения и использования методологии исследования малого бизнеса целевого региона конкретного банка с целью разработки персонифицированных процентных ставок. Персонифицированные процентные ставки могут использоваться в сегменте кредитования субъектов малого предпринимательства на основе их классификации по отраслям и сферам деятельности, на базе которой производится оценка совокупности малых предприятий на предмет перспективности развития рынка их присутствия. В частности предлагается трехэтапная методика установления персонифицированных ставок, а также снижения кредитного риска по ссудам, предоставляемым малому бизнесу:

Предлагаемая методика установления персонифицированных ставок для малого бизнеса

На первом этапе необходимо проведение дифференцированной оценки всех видов деятельности малого предпринимательства в регионе, чтобы выявить перспективы их развития. В соответствии с результатами делается вывод о темпах развития конкретных направлений предпринимательской деятельности. В те направления, которые демонстрируют позитивную динамику развития, следует направлять ресурсы банка.

На втором этапе разрабатываются и на уровне органов управления конкретного банка утверждаются персонифицированные ставки по ссудам в отношении выделенных на первом этапе направлений, в которых малый бизнес демонстрирует тенденции к развитию. Благодаря такому подходу, кредитный риск усредняется для всей совокупности заемщиков, относимых к субъектам малого предпринимательства, которые работают в выделенных сегментах. Учитывая, что в ставку по кредиту банк изначально закладывает риски невозврата ссуды, то в соответствии с предлагаемым подходом устраняется завышение ссудного процента для перспективных заемщиков из-за того, что более рентабельные предприятия не оплачивают кредитные риски менее рентабельных предприятий. В рамках данной методологии предлагается проведение аналитического ранжирования сегментов рынка, чтобы выявить те сферы, в которых количество невозвратов выданных ссуд будет близким к нулю, и тех сфер деятельности, где процент невозвратов выше среднего уровня. Следовательно, для предприятий малого бизнеса, относящихся к менее рентабельным сферам деятельности, необходимо увеличение ссудного процента для покрытия возможных потерь, а также более тщательная оценка кредитоспособности потенциальных заемщиков. Напротив, для предприятий малого бизнеса, относимых к более рентабельным сферам деятельности, следует снизить ссудный процент и упростить процедуру выдачи ссуды.

На третьем этапе в соответствии с данной методикой банком предпринимаются активные меры по работе с субъектами малого предпринимательства, действующих в перспективных рыночных сегментах, чтобы привлечь их к кредитованию. В результате прогнозируется дальнейшее увеличение объемов кредитования малого бизнеса, причем на основе повторно возобновляемых кредитов, после выплат первично предоставленных ссуд.

В-третьих, важным элементом совершенствования системы кредитования малого бизнеса выступает внедрение специальных программ кредитования малых предприятий на основе использования кооперационных схем кредитования малого бизнеса. К таким схемам, которые целесообразны к внедрению на уровне отдельных банков, можно отнести совместное кредитование банками и крупными предприятиями малого бизнеса, а также объединение группы малых предприятий при реализации кредитных программ.

В первом случае, совместное кредитование банками и крупными предприятиями малого бизнеса позволяет банкам снизить процентные ставки по кредитам, предоставляемым малым предприятиям, а крупным предприятиям – повысить объемы реализации собственной продукции. Данная схема предполагает создание возможности покупки в кредит производственного оборудования, торгового оборудования, офисной мебели и т.п. конкретного производителя, который выступает одной из сторон в схеме совместного кредитования малого бизнеса. Крупное предприятие-производитель или продавец оборудования оплачивает часть банковского процента по кредиту в целях повышения объемов реализации, а процентная ставка непосредственно для малых предприятий, приобретающих оборудование у производителя, снижается и определяется только сроком кредитования и первоначальным взносом. Данная кооперационная схема кредитования малых предприятий строится на взаимовыгодном сотрудничестве крупного бизнеса, банка и субъектов малого предпринимательства: банк получает новых заемщиков, производитель или продавец оборудования повышает объемы реализации, компенсируя за счет роста прибыли частичное сокращение своего дохода, а малый бизнес получает возможности более выгодного привлечения финансовых ресурсов.

Во втором случае объединение группы малых предприятий при реализации кредитных программ позволяет банку расширить группу заемщиков за счет объединения нескольких однородных предприятий. При этом каждый заемщик кредитуется независимо от других, возможно даже установление различных процентных ставок для предприятий одной группы в зависимости от уровня кредитного риска. К примеру, такой подход может быть реализован в виде кредитования группы предприятий, относящихся к одному вертикально интегрированному производственному процессу. В качестве примера можно привести производство кондитерских и хлебобулочных изделий: в рамках данного производственного процесса возможно осуществить объединение группы малых предприятий, которая включает одного или нескольких сельскохозяйственных предприятий, хлебопекарные предприятия и розничных торговцев.

Вывод

Предлагаемые меры по совершенствованию кредитования малого бизнеса, направленные на обеспечение доступа малых предприятий к кредитным ресурсам, будут способствовать развитию кредитования малого бизнеса в России, что в итоге приведет к направлению финансовых ресурсов в перспективные сферы рыночной деятельности и повышению их оборачиваемости.

Реструктуризация российской банковской системы после финансового кризиса 1998 г. была определена как одно из важнейших направлений государственной политики в области денежно-кредитных отношений. Имелось в виду реформировать банковскую систему России таким образом, чтобы она стала адекватной потребностям экономики.

Выполнению этой задачи способствовало формированию и совершенствованию специальных кредитных институтов, обеспечивающих финансирование малого бизнеса.

Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для нашей экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового общественного продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест, формирование зажиточного среднего слоя населения. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высоко рисковых инвестиций: здесь весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же как значительна доля вновь создаваемых фирм.

К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства: избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов; негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса; недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность; слабо развитые традиции предпринимательства, следствием чего является недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, а также низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, - там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствуют подлинной цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Характеристику любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов.

Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской

Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти -- в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.

В настоящее время 15,8% малых и средних предприятий относится к строительному сектору. Почти такое же количество малых и средних предприятий (15,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимаются торговлей, машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост малых и средних предприятий в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем, в 1994-95 годах, их количество уменьшилось и в последние годы продолжало уменьшаться. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции - чрезвычайно мала.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения; недобросовестная конкуренция; несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих: повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности; повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, истые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства/ осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;

финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

развитие специализированных организаций (кредитных бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Поскольку вложения в малые предприятия связаны с большими инвестиционными рисками, то банковский сектор ограниченно предоставляет финансирование (среднесрочные и долгосрочные кредиты) малым предприятиям. В связи с этим во многих развитых странах действуют государственные программы поддержки малого бизнеса и государственные институты, осуществляющие эту поддержку.

В России кредиты на развитие малого бизнеса ограниченно предоставляются коммерческими банками. Это обусловлено инвестиционным климатом в стране и особенностями данной хозяйственной сферы. Государство делает попытки изменить ситуацию. Однако, во-первых, государственные средства на поддержку малого бизнеса выделяются в незначительных объемах, а во-вторых, не всегда действенны формы этой поддержки. Результатом этих обстоятельств является весьма слабое участие малого бизнеса в национальном производстве. Если во многих развитых странах он дает от 40 до 60% национального продукта, то у нас - около 12%, причем в последние годы отсутствовали явные признаки прогресса в этом секторе хозяйства. Наоборот, отмечено сокращение числа занятых, многие зарегистрированные малые предприятия фактически не работают, наблюдается переход многих фирм из легального бизнеса в теневую экономику.

И это несмотря на то, что в последние годы создан довольно обширный комплекс институциональных структур, функции которого состоят в обеспечении государственной поддержки малых предприятий. Этот комплекс на федеральном уровне включает в себя: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленную палату. В создании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства участвуют также Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры, общественные объединения предпринимателей. Находится в стадии формирования сеть объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства - бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки. Более чем в 70 субъектах Российской Федерации созданы структуры в составе органов исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. В 74 регионах Российской Федерации учреждены фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются соответствующие региональные программы.

Необходимо отметить, что пока государственная помощь малому бизнесу, в плане решения проблемы его кредитования, сводится к двум направлениям, зафиксированным в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации":

субъекты малого предпринимательства могут пользоваться льготными условиями при получении кредитов от коммерческих банков (ст. 11);

государство создает фонды поддержки малого предпринимательства, одной из функций которых является предоставление кредитов малому бизнесу, (ст. 8).

Первое направление практически не решает глобальной проблемы насыщения малого предпринимательства необходимыми инвестициями. Дело в том, что в законе предоставляются определенные льготные условия малым предприятиям, а не кредитующим их коммерческим банкам. Иными словами, заинтересовываются в кредитах малые предприятия, в то время как недостаток инвестиций в основном обусловлен именно позицией банков.

Другое дело фонды поддержки малого предпринимательства. Они создаются и уже действуют с 1994 г. на федеральном, региональном и локальных уровнях, специально для финансирования малых предприятий. Наряду с другими функциями они выполняют и функции кредитования. На фонды возлагается задача финансового обеспечения государственных программ поддержки малого бизнеса.

В Законе подчеркивается, что фонды - это некоммерческие организации, которые имеют право предоставлять субъектам малого предпринимательства: льготные кредиты; беспроцентные ссуды; краткосрочные займы на конкурсной основе; гарантии по целевым иностранным кредитам, получаемым Правительством Российской Федерации под проекты на развитие малого бизнеса, а также по инвестиционным кредитам, выдаваемым банками России малым предприятиям; финансовую помощь на безвозмездной основе.

Денежные ресурсы фондов не менее чем на 50% формируются за счет вложений федеральных, региональных и локальных органов исполнительной власти (средства соответствующих бюджетов и выручка от приватизации государственного имущества), доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений.

Доходы от собственной деятельности Фонда не подлежат налогообложению и могут формироваться в результате: выпуска и размещения ценных бумаг фондов; проведения конкурсов, аукционов, выставок и лотерей; получения процентов от льготных кредитов, выданных субъектам малого предприни мательства; иных поступлений.

Нетрудно заметить, что с точки зрения формирования активов и пассивов, а также способов получения доходов, фонды несут на себе отпечаток причудливого сочетания, с одной стороны, признаков банков и эмиссионных компаний (поскольку занимаются кредитованием и получают проценты по кредитам, выпуском и размещением ценных бумаг, проведением аукционов, лотерей), а с другой стороны - благотворительных и бюджетных организаций (добровольные взносы физических и юридических лиц, бюджетные средства, финансовая помощь на безвозмездной основе). Впрочем, такого рода сочетание вполне соответствует юридическому статусу фондов, определенных в Законе как некоммерческие организации, основной целью которых не является извлечение прибыли и ее распределение среди участников фондов. В то же время это сочетание дает возможность привлекать ресурсы из разнообразных источников и направлять их в разных формах на поддержку малого бизнеса.

В законе специально подчеркивается, что деятельность фондов осуществляется без получения лицензии на банковскую деятельность (ст. 8). В этом - преимущество фондов, так как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, то не имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции по поддержке малого бизнеса (например, использование пожертвований и безвозмездное финансирование). Но в этом состоит и недостаток: фонды не наделены правами, которые имеют банки в части привлечения для финансирования малых предприятий средств населения, предприятий и банков в виде депозитов, межбанковских кредитов и остатков на расчетных счетах.

Другими словами, значительные средства остаются потенциальным неиспользованным источником финансирования малого бизнеса. Для того что бы их задействовать, нельзя обойтись без банков, которые бы действовали в этой сфере наряду с фондами поддержки. Следовательно, целесообразно сформировать указанные банки (желательно во всех регионах страны), которые бы занимались инвестициями в развитие малого бизнеса. Это могут быть банки либо с чисто государственным капиталом, либо со смешанным государственно-частным капиталом, но обязательно с преобладающей долей государственного капитала, которая позволяет государству держать в своих руках бразды правления таких банков. Главенствующая роль государства необходима в качестве гарантии сохранения специализации, соблюдения ограничений в использовании банковских ресурсов на другие цели.

Подобные банки действуют во многих развитых странах Европы (например, во Франции и Италии) и других регионах мира. Они весьма успешно привлекают среднесрочные и долгосрочные денежные средства населения и организаций для их инвестирования в малый бизнес, прежде всего, в про изводство на среднесрочной и долгосрочной основе. Они тем более необходимы и были бы чрезвычайно полезны для переходной экономики России, в которой наблюдается последние 10 лет быстрое и неуклонное снижение инвестиций в реальном секторе.

Необходимо отметить, что государственные и полугосударственные банки развития должны быть органично интегрированы в рыночную среду, а не представлять для нее чужеродную структуру, т. е. их деятельность не должна выходить за рамки, в которых банки самостоятельно определяют объекты инвестиций на основе сравнения эффективности различных проектов и оценки их рисков. Без этого указанная деятельность не может быть рациональной и эффективной.

Региональные банки развития целесообразно объединять в группы. Возглавлять каждую из групп должен государственный головной банк, на который возлагаются задачи по: разработке кредитной политики и привлечению денежных средств; перераспределению в случае необходимости кредитных ресурсов между регионами; координации деятельности региональных банков по концентрации средств для финансирования крупных объектов; разработке банковских технологий и новых банковских продуктов, используемых в рамках группы; анализу эффективности деятельности местных банков; контролю за соблюдением ими специализации и т. д.

Отношения между головным и региональными банками, видимо, необходимо строить по типу отношений между материнской и дочерними компаниями. То есть головной банк должен быть главным акционером (пайщиком) региональных банков. Возможна также схема, в соответствии с которой и головной, и региональные банки являются "дочками" государственной холдинговой компании. В то же время нежелательной, видимо, является конструкция, в которой региональные структуры служат филиалами головного банка. В этом случае невозможно будет обеспечить участие в банке, в качестве акционеров, региональных властей и местного капитала, от которых в значительной степени будет зависеть эффективность работы банков, привлекающих местные денежные ресурсы. Кроме государственного и частного капитала, в качестве акционеров (пайщиков) банков целесообразно также привлечь ассоциации малых предприятий, профессиональные и другие организации, поддерживающие развитие малого бизнеса.

Создания банков развития малого бизнеса будет, видимо, недостаточно, чтобы наладить эффективное финансирование малых предприятий. В связи с высокими рисками, характерными для этой области кредитования, финансовая состоятельность государственных специализированных банков, очевидно, будет постоянно под угрозой, если только не сформировать одновременно особую систему гарантий возврата их кредитов. Как показывает мировой опыт развития банковского дела, элементами данной системы могут быть общества взаимных гарантий и государственные гарантийные фонды.

Как уже отмечалось, основной отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам она составляет 30-50 процентов реального оборота предприятий.

Решение данной проблемы в первую очередь зависит от государственной политики. Необходимо в первую очередь:

совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере малого предпринимательства (правовые основы, регулирующие их деятельность; налоговое законодательство; пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям);

совершенствовать деятельность органов исполнительной власти в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе с целью снижения административных барьеров в работе с предпринимателями и малыми предприятиями.

Таким образом, в нашей стране реально существует и работает система по кредитованию малых предприятий и предпринимателей, но, необходимо более тесное интегрирование интересов малого бизнеса и банков, нужно укрепление их отношений на двусторонней основе. Отношения между банком и малыми предприятиями требуют принципиального изменения традиционной идеологии. Из продавца одной (или нескольких) из многих услуг, потребляемых малым предприятием в процессе уставной деятельности, банк должен превратиться для него в главного, «стратегического» партнера. Для этого необходимо сформулировать четкие и формально закрепленные принципы и обязательства по всем «точкам пересечения хозяйственных интересов». При определении целей такого партнерства можно выделить следующие: для Предприятия - создание благоприятных условий функционирования на рынке за счет наличия постоянной финансовой и консультационной поддержки Банка; для Банка - создание условий, обеспечивающих постоянное увеличение спроса на свои услуги со стороны Предприятия в сочетании с минимизацией клиентских рисков за счет косвенного участия в управлении его деятельностью. При этом Малое предприятие должно сохранить полную юридическую и хозяйственную самостоятельность и добровольно передать банку лишь те управленческие функции, которые он способен реализовать более эффективно за счет наличия у него квалифицированных специалистов, информации, иных ресурсов, а Банк, в свою очередь, строит свои финансовые отношения с малым предприятием на условии рентабельного вложения средств или оказания услуг. К услугам, которые банк может осуществлять по отношению к клиенту можно отнести: весь комплекс услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, используя для этого наиболее эффективные из имеющихся в его распоряжении технологий; кредитование Предприятия путем предоставления ссуд на восполнение недостатка оборотных средств, в соответствии с ежемесячно согласуемыми графиками; инвестиционных ссуд для реализации согласованных с Банком программ капитального развития Предприятия. Банк также, содействует Предприятию в размещении временно свободных денежных средств и создании финансовых резервов путем открытия различных депозитных счетов, а также формирования портфеля ценных бумаг. Кроме того, Банк обеспечивает Предприятию комплексное консультационное обслуживание. Малое предприятие по отношению к банку должно выполнять следующие обязательства: Предприятие не должно открывать расчетный и иные счета в других кредитных организациях, равно как и обращаться к ним за любыми услугами, без согласия Банка; Предприятие должно обеспечивать Банк полной информационной прозрачность своей финансово-хозяйственной деятельности путем организации свободного доступа его специалистов к любым финансовым и коммерческим документам.

Банк должен осуществлять обслуживание Предприятия на платной и безвозмездной основе. Перечень бесплатных услуг согласовывается Сторонами ежегодно и фиксируется соответствующим протоколом. Ценообразование на платные услуги Банка, такие как, цены на расчетно-кассовые и кредитные услуги должны устанавливаться не выше их среднерыночного уровня на момент оказания, цены на консалтинговые и иные услуги, не обеспечивающие предприятию прямого экономического эффекта, устанавливаются по взаимному согласованию Сторонами.

Исходя из вышеизложенного, внедрение этих предложений требует от кредитной организации, при выявлении потенциальных клиентов, основное внимание уделять не специализации малого предприятия или размерам годового оборота, а личностным и деловым качествам его руководителя, формирование же клиентуры и ее последующее расширение, должно осуществляться в режиме индивидуальных переговоров руководителей банка и предприятия без привлечения аппарата ассоциированных объединений малых предприятий или государственных органов их поддержки. Такой симбиоз деятельности банка и малого предприятия позволит успешно функционировать в сложных экономических условиях в России.