Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII века.

Одним из самых могущественных в свое время была Киевская Русь. Огромная средневековая держава возникла в XIX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен. Во время своего расцвета Киевская Русь (в 9-12 веках) территорию занимала внушительную и имела сильное войско. К середине XII века некогда мощное государство вследствие феодальной раздробленности раскололось на отдельные Таким образом, Киевская Русь стала легкой добычей для Золотой Орды, которая положила конец средневековой державы. Об основных произошедших событиях в Киевской Руси в 9-12 веках будет поведано в статье.

Русский каганат

По мнению многих историков, в первой половине IX века на территории будущего Древнерусского государства существовало государственное образование русов. О точном местоположении Русского каганата сохранилось мало сведений. По мнению историка Смирнова, государственное образование находилось в регионе между верхней Волгой и Окой.

Правитель Русского каганата носил титул кагана. В Средние века этот титул имел очень большое значение. Каган властвовал не только над кочевыми народами, но также командовал над прочими правителями разных народов. Таким образом, глава Русского каганата выступал в роли императора степняков.

К середине IX века в результате конкретных внешнеполитических обстоятельств состоялась трансформация Русского каганата в Русское великое княжение, которое было зависимо в слабой форме от Хазарии. Во времена правления Аскольда и Дира удалось полностью избавиться от угнетения.

Правление Рюрика

Во второй половине IX века восточнославянские и финно-угорские племена из-за жестокой вражды призвали варягов за морем на княжение на своих землях. Первым русским князем стал Рюрик, который начал править в Новгороде с 862 года. Новое государство Рюрика просуществовало до 882 года, когда образовалась Киевская Русь.

История правления Рюрика полна противоречий и неточностей. Часть историков придерживается мнения, будто он и его дружина имеют скандинавское происхождение. Их противники являются сторонниками западнославянской версии развития Руси. В любом случае название термина «Русь» в X и XI веках употреблялось по отношению к скандинавам. После прихода к власти скандинавского варяга титул «каган» уступил место «великому князю».

В летописях сохранились скудные сведения о правлении Рюрика. Поэтому восхвалять его стремления расширить и укрепить государственные границы, а также укреплять города довольно проблематично. Также Рюрик запомнился тем, что смог успешно подавить в Новгороде мятеж тем самым укрепив свой авторитет. В любом случае правление основателя династии будущих князей Киевской Руси позволило централизировать власть в Древнерусском государстве.

Княжение Олега

После Рюрика власть в Киевской Руси должна была перейти в руки его сына Игоря. Однако из-за малых лет законного наследника правителем Древнерусского государства в 879 году стал Олег. Новый оказался весьма воинственным и предприимчивым. Уже с первых лет пребывания у власти он стремился взять под свой контроль водный путь на Грецию. Для реализации этой грандиозной цели Олег в 882 году благодаря своему хитроумного плану расправился с князьями Аскольдом и Диром, захватив Киев. Тем самым была решена стратегическая задача завоевания славянских племен, которые жили по течению Днепра. Сразу после въезда в захваченный город Олег заявил о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских.

Первому правителю Киевской Руси очень понравилось выгодное месторасположение населенного пункта. Пологие берега реки Днепр были неприступными для захватчиков. Кроме этого, Олег провел масштабные работы по укреплению оборонных сооружений Киева. В 883-885 годах состоялся ряд военных походов с положительным результатом, вследствие чего существенно была расширена территория Киевской Руси.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Олега Вещего

Отличительной чертой внутренней политики княжения Олега Вещего было укрепление казны государства за счет сбора дани. Во многом бюджет Киевской Руси наполнялся благодаря поборам с покоренных племен.

Период правления Олега ознаменовался успешной внешней политикой. В 907 году состоялся удачный поход на Византию. Ключевую роль в победе над греками сыграла уловка киевского князя. Над неприступным Константинополем нависла угроза уничтожения, после того как корабли Киевской Руси были поставлены на колеса и продолжали свое движение по суше. Таким образом, испуганные правители Византии вынуждены были предложить Олегу огромную дань, а русским купцам предоставить щедрые льготы. По истечении 5 лет у Киевской Руси с греками был подписан мирный договор. После успешного похода на Византию об Олеге стали слагаться легенды. Киевскому князю стали приписывать сверхъестественные возможности и склонность к магии. Также грандиозная победа на внутренней арене позволила Олегу получить прозвище Вещий. Киевский князь умер в 912 году.

Князь Игорь

После смерти Олега в 912 году полноправным правителем Киевской Руси стал ее законный наследник - Игорь, сын Рюрика. Новый князь от природы отличался скромностью и уважением к старшим. Именно поэтому Игорь не спешил скинуть с трона Олега.

Правление князя Игоря запомнилось многочисленными военными походами. Уже после вхождения на престол ему предстояло подавить бунт древлян, которые хотели перестать подчиняться Киеву. Успешная победа над противником позволила взять с восставших дополнительную дань на нужды государства.

Противостояние с печенегами осуществлялись с попеременным успехом. В 941 году Игорь продолжил внешнюю политику предшественников, объявив войну Византии. Причиной войны послужило желание греков освободиться от принятых обязательств после смерти Олега. Первый военный поход завершился поражением, так как Византия тщательно подготовилась. В 943 между двумя государствами был подписан новый мирный договор, потому что греки решили избежать сражения.

Погиб Игорь в ноябре 945 года, когда собирал дань с древлян. Ошибка князя заключалась в том, что он отпустил свою дружину в Киев, а сам с небольшим войском решил дополнительно поживиться со своих подданных. Возмущенные древляне жестоко расправились с Игорем.

Период правления Владимира Великого

В 980 году новым правителем стал Владимир, сын Святослава. Перед занятием трона ему предстояло выйти победителем из братской междоусобицы. Однако Владимир сумел после побега «за море» собрать варяжскую дружину и отомстить за смерть брата Ярополку. Правление нового князя Киевской Руси оказалось выдающимся. Также Владимир был почитаем у своего народа.

Самой главной заслугой сына Святослава является знаменитое Крещение Руси, которое состоялось в 988 году. Кроме многочисленных успехов на внутренней арене, князь прославился своими военными походами. В 996 году для защиты земель от врагов были построены несколько городов-крепостей, одним из которых стал Белгород.

Крещение Руси (988 год)

Вплоть до 988 года на территории Древнерусского государства процветало язычество. Однако Владимир Великий принял решение в качестве государственной религии выбрать именно христианство, хотя к нему приходили представители от Римского папы, ислама и иудаизма.

Крещение Руси в 988 году все же состоялось. Христианство принял Владимир Великий, приближенные бояре и дружинники, а также простой люд. Для тех, кто противился отходить от язычества, грозили всяческие притеснения. Таким образом, с 988 года берет свое начало Русская Церковь.

Правление Ярослава Мудрого

Одним из самых прославленных князей Киевской Руси был Ярослав, который не случайно получил прозвище Мудрый. После смерти Владимира Великого смута объяла Древнерусское государство. Ослепленный жаждой власти Святополк сел на престол, убив 3 своих братьев. Впоследствии Ярослав собрал огромное войско из славян и варяг, после чего в 1016 году отправился на Киев. В 1019 году ему удалось победить Святополка и взойти на престол Киевской Руси.

Период правления Ярослава Мудрого оказался одним из самых успешных в истории Древнерусского государства. В 1036 году ему удалось окончательно объединить многочисленные земли Киевской Руси, после смерти брата Мстислава. Супругой Ярослава стала дочка шведского конунга. Вокруг Киева по приказу князя были воздвигнуты несколько городов и каменная стена. Основные городские врата столицы Древнерусского государства назывались Золотыми.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, когда ему было 76 лет. Период правления киевского князя длиной в 35 лет является золотым временем в истории Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого

В приоритете внешней политики Ярослава было повышение авторитета Киевской Руси на международной арене. Князю удалось добиться ряд важных военных побед над поляками и литовцами. В 1036 году полностью были разгромлены печенеги. На месте судьбоносной битвы появилась церковь святой Софии. В период правления Ярослава в последний раз состоялся военный конфликт с Византией. Итогом противостояния стало подписание мирного договора. Всеволод, сын Ярослава, женился на греческой принцессе Анне.

На внутренней арене существенно повышалась грамотность населения Киевской Руси. Во многих городах государства появлялись училища, в которых мальчики обучались церковному делу. Различные греческие книги переводились на старославянский язык. Во время правления Ярослава Мудрого был издан первый сборник законов. «Русская правда» стала главным достоянием многочисленных реформ киевского князя.

Начало распада Киевской Руси

Каковы причины распада Киевской Руси? Как и многих раннесредневековых держав, ее распад оказался полностью закономерным. Произошел объективный и прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах Киевской Руси появилась знать, в интересах которой было выгоднее сделать ставку на местного князя, чем поддерживать единого правителя в Киеве. По мнению многих историков, поначалу территориальная раздробленность не была причиной распада Киевской Руси.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, с целью прекращения усобиц был запущен процесс создания региональных династий. К середине XII века Древнерусское государство оказалось поделенным на 13 княжеств, которые отличались между собой занимаемой площадью, военной мощью и сплоченностью.

Упадок Киева

В XII века наступил значительный упадок Киева, который из метрополии превратился в обычное княжество. Во многом из-за Крестовых походов произошло преобразование международных торговых коммуникаций. Поэтому экономические факторы существенно подорвали могущество города. В 1169 году Киев в результате княжеских распрей впервые был взят штурмом и разграблен.

Окончательный удар по Киевской Руси нанесло Монгольское нашествие. Разрозненные княжество не представляли грозной силы для многочисленных кочевников. В 1240 Киеву было нанесено сокрушительное поражение.

Население Киевской Руси

О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка общая численность населения Киевской Руси в 9 - 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

Львиную долю жителей Киевской Руси в 9-12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.

Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры - мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая культура.
К моменту принятия христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей Древней Руси.
Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI-XII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.
Обращение к русскому искусству XII-XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства - гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.
Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.
Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.
К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали к иному выражению окружающего пространства. Икона и мозаика лишены знакомой нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны были познать законы пространственного восприятия. Исходным оказывался иной принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству духа.
Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения главнейшей задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы, каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла. Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного. Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая непонятная нам и такая естественная для их авторов.
Письменность и просвещение . Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык - церковнославянский.
Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты - уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие - бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников.
О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити - надписи, нацарапанные на стенах церквей.
Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.
Древнерусская литература . Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения.
Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» - общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание - новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература - целые житийные циклы, посвященные русским святым - Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.
Феодосии - один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его любимым чтением.
Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.
Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.
Вершина древнерусской литературы - знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай - выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников - под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси - в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».
Зодчество . Культовый характер искусства определил приоритет направлений и жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало зодчество.
Русский город - это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город- собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.
В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.
К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все - и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.
Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это способствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых - создание архитектурных памятников мирового уровня.
Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок - арматурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций,- церковь Покрова на Hepли.
Изобразительное искусство . Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.
Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена».
Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Спас Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы».
Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой - сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью - непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удивительно и другое. Раскопки показали, что немало предметов декоративного и прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели ценить красоту обиходной вещи, а главное - стремились к этой красоте.
Быт . Одна из самых трудных исторических проблем - это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт - это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту - за исключением моментов переломных - почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт - это живая река истории, проявление ее неизменности.
Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.
Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.
и т.д.................

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верование, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов.

1) Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долго время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Даже в княжеско – боярской среде пережитки язычества сохранялись на протяжении 11-13 веков.

2) Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества – фольклора Древней Руси . Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия – песни, заговоры, заклинания, плачи – причитания. Фольклорный материал лег в основу летописания.

3) К 9-10 векам относиться возникновение былинного эпоса – нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов.

4) Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос 11 – начала 12 века обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами.

5) Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братье Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине 9 века Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит , а на рубеже 9-10 веков на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица .

6) Крещение Руси в конце 10 века способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности.

7) Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности .

8) На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература . Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий (конец 10 века).

9) Высокого уровня достигла на Руси архитектура (памятники древнерусского деревянного зодчества, каменные сооружения. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве(конец 10 века, разрушена в 1240г.)

10) С принятия христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи мозаика и фреска , а также станковая живопись (иконопись ).

11) Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры (древнейшие русские миниатюры с яркой орнаментальностью и обилием золота).

Тема 4. Культура Киевской Руси: 9 – 13 вв.

1. Особенности древнерусской культуры:

а). тесная связь с христианством, с церковью, христианской идеологией,

б). анонимность большинства памятников – по православной традиции художник не должен оставлять своего имени на произведении,

в). большое влияние Византии и слабая связь с Зап. Европой,

г). сохранение языческих традиций и переплетение их с христианством,

в). взаимосвязь с природой.

2. Письменность.

Точной даты возникновения славянской письменности неизвестно, но многие ученые предполагают, что у славян до 9 века была письменность, но сведения о ней не сохранились. Основателями славянской письменности являются братья Кирилл и Мефодий из Византии . В 60-х гг. 9 в. они придумали систему письменности, отражающую особенности звучания славянской речи. Принятие христианства и возникновение письменности способствовали расцвету культуры у славян.

3. Образование.

Развитие образования началось после принятия христианства в 988 г. При князе Владимире Святом:

В 10 в. появились первые школы на Руси,

Началось переписывание книг в мастерских при монастырях,

В 11 в. появились первые школы для девочек, этому содействовала сестра Владимира Мономаха - Янка.

При Ярославе Мудром появились школы для «лучших людей» (11 в.)

4. Литература.

Русская литература начинает свою историю с устного народного творчеств: легенд, сказок, пословиц, загадок, былин.

Былина – народный эпос, поэтическое воспоминание народа о минувших эпохах. Главными героями былин являлись богатыри. Исследователи разделяют их на «старших» и «младших». Богатыри «старшие» олицетворяют силы природы в дохристианскую эпоху (Святогор, Волх Всеславьевич и др.)

Богатыри «младшие» связаны с христианской эпохой, представляют образ русского воина времен Владимира Святого и Владимира Мономаха (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

С принятием христианства на Русь хлынул поток книг из Византии. Поначалу это были богослужебные книги. Древнейшим из сохранившихся книг является Остромирово Евангелие (1056-57 гг.), написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Книга является подлинным произведением искусства, украшена изображениями, орнаментами.

Другое знаменитое Евангелие написано для сына Владимира Мономаха князя Мстислава (1115 г.)

Наиболее известные памятники древнерусской литературы:

Название

Время написания

«Слово о законе и благодати»

священник Илларион

политико-религиозное произведение, прославляющее деятельность Владимира Святославича, защищает идею равноправия Руси с Византией и Европой

«Хождение Даниила»

игумен Даниил

рассказ о паломничестве в Палестину (Иерусалим)

«Сказание о Борисе и Глебе»

рассказ о жизни 1-х русских святых, философские рассуждения о жизни вообще

«Поучение детям»

Владимир Мономах

рассказ о своей жизни, советы по воспитанию детей, политические советы своим сыновьям, рассуждение о том, каким должен и каким не должен быть государь

«Повесть временных лет»

монах Нестор

летопись, попытка установить происхождение славян и Киевской Руси, рассказ о 1-х князьях

«Русская правда»

Ярослав Мудрый, его сыновья и внуки

сборник законов

«Слово Даниила Заточника»

«Моление Даниила Заточника»

некий Даниил, кто он - ?

рассуждения о сильной княжеской власти, рассуждения о роли умных и образованных людей, об их отношении к власти, критика богатых

конец 12 – начало 13 вв.

«Слово о полку Игореве»

рассказ о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря (1185 г.); рассуждения о вреде княжеских усобиц и призыв к единству русской земли.

5. Искусство.

Развитие архитектуры связано с принятием христианства. Русь переняла греческий крестово-купольный тип храма . Архитектурный стиль древней Руси называется –русско-византийский.

а). Церковь Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве – 1-й каменный храм на Руси, построен в 996 г., была разрушена монголо-татарами.

б). Софийский собор в Киеве – построен в 1036 г. при Ярославе Мудром в честь его победы над печенегами, имел 13 глав, которые символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Внутри храм украшен мозаиками и фресками.

Мозаика – это картина, выложенная на стене из кусочков цветного стекла.

Фреска – это картина, написанная на стене по сырой штукатурке.

Этот храм был призван стать усыпальницей киевских князей и митрополитов. Первым из князей там был похоронен Ярослав Мудрый. Храм сохранился в сильно перестроенном виде.

в). Софийский собор в Новгороде – построении в 1052-57 гг. По площади меньше, но более высокий, чем в Киеве.

Основным строительным материалом была плинфа – плоский и широкий красно-розовый кирпич.

Период феодальной раздробленности сопровождался расцветом культуры. Культурные достижения каждого региона Руси имели неповторимые особенности. Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь) знаменита своей архитектурой. Большое внимание уделял строительству Андрей Боголюбский. Особенно он укреплял и украшал Владимир, он сделал его столицей своего княжества. При нем были построены:

а). Золотые ворота во Владимире (2-я пол. 12 в.) – это была большая каменная башня с аркой для проезда. На вершине этой башни находилась небольшая одноглавая церковь.

б). Успенский собор во Владимире (1158-60) – это был большой высокий храм, фасады которого украшали фигуры из позолоченной меди, фрески и каменная резьба.

в). Княжеская резиденция в селе Боголюбово – это был целый архитектурный ансамбль, включавший княжеский дворец, несколько церквей, стены, величественные ворота. Именно здесь Андрей и был убит. До наших дней этот архитектурный ансамбль не сохранился.

г). Храм Покрова на Нерли (1165) – главный шедевр владимиро-суздальской архитектуры. Он построен на искусственной насыпи, это небольшой одноглавый храм, изящный по своим пропорциям. Храм идеально вписан в окружающий ландшафт.

При Всеволоде Большое Гнездо во Владимире в к. 12 в. был построен Дмитриевский собор (христианское имя князя при крещении – Дмитрий). Все его фасады снизу доверху украшены фресками.

Главный строительный материал – известняк – белый, сложный в обработке камень.

Новгородская архитектура отличалась от владимиро-суздальской. Суровая северная природа словно откладывала свой отпечаток на архитектурные традиции. Вместо тщательно обработанных каменных плит здесь строят из необработанного местного серого известняка. Храмы были приземистыми с толстыми стенами с широховатой поверхностью – Георгиевский собор Юрьева монастыря (12 в.), церковь Спаса на Нередице (12 в.) и др.

6. Живопись.

Влияние Византии было особенно сильным в живописи. Живопись эпохи средневековья – это иконопись. Самой древней из сохранившихся до наших дней икон является Богоматерь Владимирская, написанная византийским художником в 12 в. По легенде икона была привезена Юрию Долгорукому из Константинополя неким киевским купцом. Иконы сначала находилась в Киеве, но по приказу Андрея Боголюбского была выкрадена оттуда и привезена во Владимир.

Виды древнерусской живописи:

Мозаики и фрески, которые украшали интерьеры храмов и княжеских дворцов,

Книжные миниатюры – небольшие иллюстрации, сопровождавшие тексты книг.

Вопросы этногенеза в отечественной истории до сих пор остаются спорными. Существует несколько версий о прародителях славян:

1) Вислоодерское

2) Вислоднепровское

3) Среднеподунайское

4) Полесское

В 7в. весь православный мир разделился на 3 группы: восточные, западные и южные славяне. Восточные славяне: поляне, древляне, родимичи, кривичи, полачане, вятичи и другие – от Ладожских и Онежских озер до пригорья Карпат, до среднего течения Днепра; от пригорья Карпат до междуречья Волги и Оки.

По-прежнему главным источником по данным проблемам остается «Повесть временных лет» (середина 12в., Нестор). Но одна часть исследований полагает, что название «Русь» идет от названия славянского племенного союза, живущих на притоке Днепра реки Рось. Другие учёные – от славян южного побережья Прибалтики и острова Рюген (русский). Третьи – существование в 9в. русского кагоната, занимающие земли между Доном и Днепром. В основании – антский союз славян и скифов=>это не славянский этноним.

Наиболее распространенная теория – нормандская. «Русь» произошло от названия одного из варяжских племен россы, которые и образовали русское государство. Однако, в последнее время норманнская теория подвергается все большей критике:

1. Варяги-норманы являлись на Руси только дипломатами, купцами, воинами-наемниками;

2. «Повесть временных лет» показывает, что запись о призвании варяжских вождей Синеуса, Трувора и Рюрика была поздней вставкой в исходный текст повести, а Нестор писал, что государство стало складываться ещё в 6в. вокруг Киева (князь Кий);

Но и конец 9в. правящая династия – Рюриковичи.

Процесс образования древнерусского государства осуществлялся путем насильственного присоединения славянских племен к Киеву. Ко времени княжения Владимира (980-1115гг.) этот процесс завершается.

Огромное значение как с точки зрения политико-идеологической, так и духовно-нравственной, нашло принятие Россией христианства в его византийском понимании. Этот выбор был обусловлен тем, что между Россией и Византией существовали давние и прочные политические и экономические связи. В Византии существовало единство светской и религиозной власти, что придавало ей сакральный характер. С принятием христианства великий русский князь приобрел мощное идеологическое оружие, с помощью которого он получает нравственно-духовные основания для продолжения борьбы за объединение всех славянских земель. Христианство способствовало усилению тесноты связи между Россией и Европой. Но главное то, что христианская церковь, являясь религиозно-нравственным и юридическим союзом, цель которой – реализация нравственных законов на земле, составила высшую духовную основу развитию русского государства. В 10-11вв. были построены первые школы, храмы, монастыри (сосредоточие православной культуры), книгопечатание, стал возможен перевод греческих книг на русский язык. Русская церковь – метрополия Константинопольского патриархата. Константинополь назначал на Россию своих митрополитов. Митрополия делилась на епархии (епископы), а епархии – на приходы.



1051г. – Ярослав Мудрый назначает русским митрополитом Иллариона (русского человека вопреки Константинополю). Яркое свидетельство укрепления русской государственности и формирования её суверенитета – первый судебник «Русская Правда». Она создавалась 1,5 века => укрепление государственного начала на Руси, так как утверждается единая судебная система. «Русская правда» отменяла византийскую судебную систему с её практикой физического наказания (введена Владимиром) и возвращает славянскую систему: вира – штраф.

Внешнеполитические успехи (прежде всего Святослава):

60е гг. 10в. – разгром Хазарского Каганата, печенеги, Волжская Булгария;

965г. – первый военно-торговый пост России у Керченского пролива (Тмутаракань).

Задача: выход к Черному Морю (для ведения самостоятельной торговли). Но поскольку это затрагивало интересы Византии и Дунайской Болгарии, с ними были неизбежные военные стычки.

968г. – начало войны с Византией.

972г. – мирный договор, по которому Русь теряла завоеванные ранее позиции на Балканах.

Но Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. Киев – центр государства. Появился международный престиж.

Ярослав Мудрый (1019-1054гг.) . Укрепил Новгород и Псков, построил новый фортпост в Прибалтике (Юрьев, Дерп). Вел успешную борьбу с полянами, печенегами.

1073г. – набег печенегов на Киев. Они были разбиты и отброшены от Руси.

Борьба с половцами (набеги – середина 11-конец 12 вв.)

Но Русь и в 12в. – ещё непрочный государственный союз.

Ярослав оставил после себя 5 сыновей. Усобицы между наследниками выразились с жестокой силой.

Между тем, Русь все более становилась объектом притязаний новых врагов.

Съезд в городе Любичи – 1097г. Итог съезда – решение о держание своей вотчины – Русь более не является единым владением. Но каждый князь становился суверенным. Хотя политическое единство Руси ещё сохранялось. Много сил для этого отдал Владимир Мономах (1113-1123гг.) . В целях сохранения единства Руси Мономах посадил во всех древних городах своих сыновей и вел постоянное военное нападение на Византию. Но ему не удалось завоевать В., хотя он сумел упрочить свое положение.

Сын Владимира – Мстислав. 1132г. – после его смерти Русь распалась на 13 уездов, различных по статусу и политическому строению. Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

В древней Руси были 3 основных политических силы, 3 направления общественной мысли, влияющие на её общественно-политическое развитие: князь, бояре и народное вече. Соотношение этих сил определяло тип политического устройства в разных землях.

Феодальная раздробленность - естественное явление, через которое прошли все страны Европы. Естественная причина – разрастание княжеского рода (раздробление территории).

Другие причины (историки 19 в. ошибались): удельный период считается самым трудным для понимания и объяснения, поскольку на Руси складывались многочисленные центры политической жизни, а в борьбу вступают многочисленные участники, в том числе и жители городов => большое количество мнений историков.

1. Карамзин. Причина: личная слабость князей, их сильная любовь к детям.

2. Костомаров. Стремление городских общин к самостоятельности.

3. В. Соловьев. Теория новых годов: причина состоит в борьбе между старыми и новыми городами, которые являлись пригородами старых и были их колониями. Но, так как они были созданы князьями, то все права старых городов, имевших самоуправление, перешли на новые города => междуусобица.

4. Каверин. Каждая княжеская ветка уселась на свои места и появилось понятие «вотчина». Интересы владенческого и территориального права одержали верх над родовым правом. Русь распалась на уделы.

5. Бестужев-Рюмин. Одного движущего начала нет. Причина: совокупность переплетающихся начал.

Наиболее обоснована точка зрения русского мыслителя Б.Н.Чичерина. Основываясь на анализе духовных грамот великих и удельных князей, он пришел к выводу, что вся удельная эпоха сложилась под действием договора. Частное право, свобода личности. Договор появился с приходом дружин варягом-норманнов, отношения с которыми строились на частно-правовых отношениях (договор). Эти отношения развивались, и, ко времени появления «Русской Правды» захватили весь спектр общественных отношений на Руси, не оставив место родовым связям.

Еще один фактор – географический. Из-за обширности русского пространства дружинники не стали феодалами и долгое время сохраняли с князем свободный договор и право отъезда от него («Вольному воля»). Огромные пустынные пространства государства способствовали текучести народонаселения, превращая его быт в бродячее состояние.

Оба эти фактора повлекли за собой явления, идущие во вред будущему русскому государству. Но способствовали разложению родового быта, возникновению частной собственности и высвобождению личности. Как только личность начала бродить по земле => в общине появляется частная собственность => родовые отношения заменяются условными (правовыми). Процессу ускорения разложения племенного союза способствовало стремление оседлых русских князей превратить свои земли в частную собственность. =>

Частная собственность князя и его дружины. Земля – вотчина, слуги – вотчинники. Земля перешла во владение князя, община стала называться владенческой (собственник - князь).

С возникновением частного права Русь вступила в удельный период. Гражданское общество на Руси.

Гражданское общество – совокупность частно-правовых отношений. В нем верховное правовладение принадлежит либо одному лицу (князю), либо союзу лиц (община).

Парадокс гражданского общества на Руси в удельный период: обе эти формы частного права сосуществовали. Первая форма – княжеская община, вторая форма - вольная община (договор с князьями). Эти формы переходили в хаотическое столкновение, т.к. противоречили друг другу. В южных землях это противоречие так и не было разрешено. На севере – разделились. В Новгороде и Пскове – вольная община, вече (республики). В остальных землях – вотчина княжеская (феодальное отношение).

Феодальная раздробленность Руси привела к резкому истощению русских земель, и ослаблению её обороноспособности, из-за невозможности создания прочного государственного союза.

На Русь надвигались татаро-монголы.