Открытия географии в 19 веке. Русские путешественники XIX века

РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ 19 ВЕК

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


19 ВЕК – ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

  • 19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников – землепроходцев и путешественников 17 – 18 веков, они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила свою давнюю месту: ее корабли вышли в Мировой океан.

ЭКСПЕДИЦИЯ КРУЗЕНШТЕРНА И ЛИСЯНСКОГО

  • В 1803 г. Была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Длилась она 3 года. Были исследованы остров Сахалин, один из островов Гавайского архипелага. Были собраны данные об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЁДОРОВИЧ

  • Иван Фёдорович Крузенштерн, при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн (8 ноября 1770 - 12 августа 1846) - российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

ЛИСЯНСКИЙ ЮРИЙ ФЁДОРОВИЧ

  • Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

ЭКСПЕДИЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И ЛАЗАРЕВ

  • Экспедиция 1819 – 1821 г. - Беллинсгаузен вместе с Лазаревым подошли к берегам Антарктиды. После стоянки в Австралии мореплаватели открыли новые острова в Тихом океане и назвали их островами Россиян.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

  • Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен; 9 сентября 1778 - 13 января 1852, Кронштадт) - русский мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды. По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов.

ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

  • Михаил Петрович Лазарев (3 ноября 1788 года, Владимир - 11 апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

ЭКСПЕДИЦИЯ БАРАНОВА

  • А.А. Баранов изучил остров Кадьяк, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения. Закрепил за Россией побережье Северной Америки.

БАРАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

  • Александр Андреевич Баранов (3 февраля 1746, Каргополь - 16 апреля 1819, около острова Ява) - русский государственный деятель, предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке (1790-1818).

ЭКСПЕДИЦИЯ НЕВЕЛЬСКОГО И ПУТЯТИНА

  • Невельской Г. И в двух экспедициях открыл ряд новых территорий и войти в низовья Амура. Здесь основал новое поселение – Николаевский пост. Его путешествия доказали, что остров Сахалин является отдельным островом.
  • Путятин совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. Открыл острова Римского – Корсакова. Первый из русских, кому удалось побывать в закрытой Японии.

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

  • Геннадий Иванович Невельской (23 ноября1813, Дракино, Костромской губернии - 17 апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.

ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



Географические открытия русских путешественников
XVIII-XIX вв.

Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и обращает свой взор на восток, туда, где на тысячи километров все дико и привольно, где дикие племена и целые народы живут среди природы и где спрятаны под землей великие силы. Кто разбудит эти силы? Кому приготовлены несметные богатства? Для кого эти просторы, эта земля, это небо и эти воды, которым нет конца и края? Зачем, куда отправлялись Шелихов, Резанов, Кусков, Баранов и, вместе с ними, тысячи безвестных первопроходцев? Чем жили эти люди, ради чего их подвиг? Что же гонит человека с насиженного места? Что мнится ему за горизонтом, там, где водянистые облака обволакивают черные скалы и где стынущий океан так величественно пустынен?

1757 г.
Мореход Башмаков побывал на Крысьих островах.

1758 - 1759 гг.
Проект (неосуществленный) иркутского купца Бечевина плавания из Охотска к Камчатке и вокруг Чукотского Носа к р. Лене.

1759 г.
М. В. Ломоносов произнес речь «Рассуждение о большой точности морского пути» .

1759 - 1762 гг.
Яренский посадский Степан Глотов побывал на островах Умнаке и Уналашке и положил их на карту.

1760 г.
Главным командиром Анадырского края назначен подполковник Ф. Х. Плениснер.

1760 - 1764 гг.
Селенгинский купец Андриан Толстых обследовал острова, получившие впоследствии его имя.

1761 г.
Судно купца Бечевина достигло полуострова Аляски и зимовало в Исанакском проливе.

1762 - 1763 гг.
Степан Глотов впервые после Беринга посетил о. Кадьяк .

1762 г.
Первое (неудачное) плавание И. Синдта к берегам Северной Америки.

1763 г.
М. В. Ломоносов представил Екатерине II «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в Шведскую Академию наук представил «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях». Первый поход сержанта Андреева из Нижнеколымска на Медвежьи острова.

1764 - 1767 гг.
Экспедиция И. Синдта из Охотска в Берингов пролив. В навигацию 1766 г. на галиоте «Св. Екатерина» ей удалось близко подойти к американскому берегу в районе Берингова пролива. Открыт о. Матвея (1766).

1764 - 1765 гг.
Путешествие Н. Дауркина по Чукотскому полуострову. Побывал на о. Св. Лаврентия и посетил Колючинскую губу.

Начало 60-х годов XVIII в.
Олончанин Савва Лошкин впервые обошел вокруг Новой Земли за две навигации.

1765 - 1766 гг.
Плавание первой высокоширотной экспедиции по отысканию Северо-восточного морского прохода oт Шпицбергена к Берингову проливу под командованием В. Я. Чичагова.

1764 - 1771 гг.
Секретная русская экспедиция для описи и положения на карты американских территорий России и гряды Алеутских островов под начальством Левашева и Креницына.

1766 г.
Великоустюжский купец Василий Шилов поднес Екатерине II составленную им карту Алеутских островов до о. Амки (Андрияновские острова). Яков Чиракин прошел проливом Маточкин Шар с запада на восток вплоть до Карского моря и составил план пролива.

1768 г.
Сальный промысел и сельдяной торг изъяты у компании Шувалова и переданы в собственность архангельского купечества.

1773 - 1779 г.
Штурман Потап Зайков плавал к Алеутским островам и дал первую близкую к действительности их карту.

1778 - 1779 гг.
Экспедиция Ост-Индской компании во главе с Д. Куком, побывала у берегов Русской Америки (Аляски), прошла через Берингов пролив к северу и посетила Камчатку.

1803 - 1853 гг.
Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний .

1804 г.
На о. Ситха основан Новоархангельск - резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1821 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Головин» под начальством Хромченко описала северо-западные берега Аляски. Русское правительство запретило плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51" с.ш.

1838 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Полифем» под начальством Кашеварова произвела опись северного побережья Аляски от мыса Лисберн до мыса Барроу.

1840 г.
Этолин на бриге Российско-Американской компании «Чичагов» предпринял плавание от Новоархангельска к Берингову проливу и в залив Св. Лаврентия.

1842 - 1844 гг.
Лейтенант Л. А. Загоскин обследовал на Аляске бассейны рр. Квихпак (Юкон) и Кускоквим и составил «пешеходную опись» значительной части Русской Америки.

1867 г.
Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании - Аляску и Алеутские острова.

Географические открытия эпохи Петра $I$

Окончание $XVII$ века ознаменовалось выходом российских землепроходцев и ученых к Тихому океану, открытием Чукотки, описанием берегов Камчатки.

В России конец XVII века ознаменовался восшествием на престол царя Петра $I$. Конец $XVII$ и начало $XVIII$ веков в России называют «петровскими временами» или «эпохой Петра I ». Эти времена ознаменовались коренной перестройкой и ломкой прежних стереотипов и укладов общественной жизни, экономики, внутренней и внешней политики России.

Петр $I$ стремился создать мощное государство с, как сказали бы сейчас, конкурентоспособной экономикой, независимой от иностранных поставщиков. Развитие производства требовало много сырья. По приказу царя было снаряжено целый ряд экспедиций для изучения природы и полезных ископаемых европейской части России (особенно северных регионов). Был создан «Корпус военных топографов». Начались работы по уточнению и систематизации карт «Государства Российского». Укреплялись позиции россиян в Сибири и на Дальнем Востоке. «Нерчинский мир» позволил уточнить границу России с Китаем. В $1701$ году С. У. Ремезов выпустил первый отечественный атлас – «Чертёжная книга Сибири». Самым важным достижением географических исследований «петровских времен» считается организация Камчатских экспедиций под командованием Витуса Беринга.

Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова ($1725–30$ гг) во второй раз открыла пролив между Евразией и Северной Америкой, исследовала побережье Камчатки, острова Диомида.

Вторая Камчатская экспедиция $1733–43$ гг, возглавляемая В. Берингом, вошла в историю русских географических открытий под названием Великой Северной, иногда её называют Сибирско-Тихоокеанской.

Были открыты Командорские и Алеутские острова, исследовались берега Северной Америки, Курильские острова.

В средине $XVIII$ века пять отрядов провели картографическую съемку и описание северного побережья России на восток от Архангельска. В $1742 $ году С. И. Челюскин достиг крайней северной точки Евразии и нанес ее на карту.

«Ломоносовский» период исследований

Середина$ XVIII$ века заслужено носит название «Ломоносовского периода изучения России ». Именно был инициатором многих направлений изучения природы России. Он обобщил материал исследований природы Севера России, составил схемы движения льдов, выдвинул идею «Северного Морского пути». Для этого он добился снаряжения секретной полярной экспедиции В. Я. Чичагова. Кроме того Михаил Васильевич был организатором систематических картографических и геодезических работ для географического изучения страны. Ломоносов впервые попытался выделить на территории России экономические районы. Благодаря его инициативе были собраны богатейшие коллекции минералов, проведена разведка многих видов полезных ископаемых. Во второй половине $XVIII$ века Российская Академия Наук организовала целый ряд экспедиций (они известны как академические) с целью изучения азиатской части страны. В состав этих экспедиций входили такие ученые, как:

  • П.С. Паллас,
  • И.И. Лепёхин,
  • С.Г. Гмелин,
  • И.С. Георги,
  • И.П. Фальк
  • и др.

Географические открытия в России в XIX веке

В $XIX$ продолжалось изучение природы внутренних районов России экспедициями Академии Наук. Экспедиция А.Ф. Миддендорфа исследовала Среднюю Сибирь от Таймыра до Красноярска. Юг Дальнего Востока изучал Г.И. Невельской. Он открыл пролив между материком и Сахалином, доказав, что Сахалин - остров.
Изучались богатства Урала и Алтая.

Замечание 1

Некоторые открытия были, на самом деле, «закрытиями». Так, например, не были обнаружены «Земля Андреева», «Земля Санникова».

Но в то же время были открыты Новосибирские острова, изучалась система арктических течений.

Для изучения природы России много сделал П. П. Семёнов-Тян-Шанский, который более $40$ лет возглавлял Русское географическое общество. В.В. Докучаев, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев изучали почвенный покров и природные зоны России.

Активизация производственных отношений повлекла и активизацию географических исследований прикладного и экономического характера. Мало кто знает, что в конце XIX века вышла работа В. И. Ульянова (Ленина ) «Развитие капитализма в России». В этой работе был не только дан анализ развития и размещения производственных сил, но и проведено научно обоснованное экономико-географическое районирование территории России.

Современные географические исследования

Начало $ХХ$ века в России ознаменовалось войнами. Сначала это была русско-японская, затем – первая мировая, которая перешла в гражданскую. На военные события наложились революционные события $1905-1907$ и $1917$ годов. В этот период были свернуты все научно-исследовательские программы. Только с $20$-х годов начинает налаживаться мирная жизнь и, следовательно, экономическая деятельность. Индустриализация $30$-х годов активизировала дальнейшее изучение природно-ресурсного потенциала молодой Страны Советов. Изучались малоизвестные районы Арктики (экспедиции И. Д. Папанина, О. Ю. Шмидта).

Экспедиция «папанинцев» на станции «Северный Полюс $1$» позволила изучить движение льдов и особенности климата в районе полюса.

В $30$-е годы О.Ю. Шмидт возглавлял изучение морей Северного Ледовитого океана, руководил работой Главсевморпути.

Обследовались в это же время территории Урала, Поволжья, Западной Сибири, Якутии, Алтая, Саян, Прибайкалья.

Развивалась экономическая география. Лев Семенович Берг считается основоположником экономической географии в СССР. А его учебник долгое время был лучшим учебником экономической географии.

В годы Великой Отечественной войны пришлось снова свернуть многие научные программы. Но результаты довоенных экспедиций позволили пережить утрату месторождений многих полезных ископаемых на территории Европейской части Советского Союза.

После окончания войны внимание ученых было обращено на возможность освоения плодородных целинных земель для скорейшего обеспечения населения страны продовольствием. Была принята и программа сооружения сети гидроэлектростанций (для получения дешевой электроэнергии). Для защиты Европейской части Советского Союза от суховеев из Азии была разработана система сооружения защитных лесополос и лесомассивов. Эти программы, к сожалению, были не всегда научно обоснованными, поэтому в ряде случаев были понесены экономические убытки. Учитывая подобные ошибки и просчеты, со второй половины $XX$ века географическая наука стала больше внимания уделять экологическим аспектам природопользования, последствиям человеческого влияния на природу.

Важную роль подобные исследования играют сейчас при активном освоении районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Большую помощь в современных исследованиях оказывают методы аэро- и космической съемки.

Замечание 2

Современные эконом-географы уделяют внимание изучению размещения производственных сил и ресурсов, усовершенствованию экономического районирования территории страны.

В 1725 году из Петербурга отправилась 1-я Камчатская экспедиция. Её начальником российский император Пётр I назначил Витуса Беринга (1681 -1741), предписав ему построить на суда, отправиться на этих судах на север и искать, где Азия сошлась с Америкой. Беринг был выходцем из Дании, 20 лет состоявшим на морской русской службе. В результате его исследований были созданы первые точные карты моря и .

В 1741 году во время второй экспедиции на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием капитановкомандоров Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1703-1748) были исследованы побережья Аляски и Алеутских островов, описана их природа и население.

Это плавание положило начало русским исследованиям в . Огромная заслуга А. Чирикова состоит в том, что он обобщил собранный в экспедициях материал и составил исключительно ценные карты. На них впервые в истории картографии нанесены северо-западное побережье Северной Америки и Алеутские острова. На карте мира вы найдёте и остров Чирикова.

Состояла из пяти отдельных отрядов, обследовавших северное побережье Азии с 1733 по 1743 год. Среди участников одного из них были выдающиеся русские первопроходцы Семён Челюскин (1700-1764), Харитон (1700 1763) и Дмитрий (1701-1767) Лаптевы, Василий Прднчищев (1702-1736). В результате были исследованы реки, впадающие в (Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка), и открыта самая северная точка материка - мыс Челюскин.

Участники экспедиции собрали и представили бесценный для географии материал о морских приливах и отливах, о природе северного края, жизни и быте местного населения.

С того времени на карте появились новые географические названия: море , пролив Дмитрия Лаптева, мыс Лаптева, берег Харитона Лаптева, мыс Челюскин. Именем Василия Прончищева назван восточный берег Таймырского полуострова. На том же берегу есть бухта, которая носит имя Марии Прончищевой первой русской полярницы, жены отважного исследователя.

Первое русское кругосветное путешествие продолжалось три года (1803-1806). Экспедиция обогнула земной шар на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Открытие Антарктиды

Кругосветное антарктическое плавание Фаддея Беллинсгаузена (1778-1852) и Михаила Лазарева (1788-1851) на судах «Восток» и «Мирный» в 1819-1821 годах - это великий подвиг, а открытие ими 28 января 1820 года нового материка - Антарктиды - важнейшее событие.

С древних времён территорию на картах вокруг Южного полюса картографы обозначали как сушу. Мореходы, которых притягивала «Терра аустралис инкогнита» (неведомая южная земля), совершая морские походы в поисках её, и цепь островов, но оставалась «белым пятном».

Известный английский мореплаватель (1728-1779) в 1772 1775 годах несколько раз пересёк рубеж Южного полярного круга, открыл в антарктических водах острова, но южного полярного материка так и не нашёл.

«Я обошёл океан Южного полушария, - писал Кук в своём отчёте, на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка…» Однако именно он говорил, что, судя по великим холодам, огромному числу ледяных островов и плавающих льдов, земля на юге должна быть.

Члены экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева вели метеорологические наблюдения за , ветрами, осадками, и грозовыми явлениями. На основании этих данных Беллинсгаузен сделал вывод об особенностях климата Антарктики. Картографический материал исследователей отличался точностью. Это подтверждали впоследствии многие путешественники.

На карте мира появились новые географические названия: море Беллинсгаузена, остров Петра I, остров Лазарева, полярная станция «Мирный» и другие.