Отличительные черты филиала как обособленного подразделения. Обособленные подразделения: как создавать, вести учет и отчитываться

Организации вправе создавать свои обособленные подразделения: филиалы и представительства. Направления их деятельности и функции могут быть различными. Основные признаки обособленного подразделения юридического лица в 2017 году, так же как и в предыдущие годы, предусмотрены статьей 55 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Рассмотрим их подробно.

Признаки обособленного подразделения

Определение обособленного подразделения содержится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Если подразделение указанным в этой норме критериям не соответствует, оно не является обособленным. Этот вывод подтверждается Финансовым ведомством России в письме от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702 .

Основным критерием обособленного подразделения юридического лица является расположение его вне места нахождения головной организации. Это следует как из гражданского, так и из налогового законодательства России.

Основным предназначением представительства юридического лица является представление интересов организации и их защита ().

Филиалу присущи все функции головной организации, в том числе представительства ().

Возможно создание и иных видов структурных подразделений.

Самостоятельными организациями обособленные подразделения не являются. Их директора получают назначение в головной организации.

Директор обособленного подразделения имеет доверенность на осуществление полномочий от имени организации, а не от имени обособленного подразделения, т.к. единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица он не признается.

Информация об обособленных подразделениях отражается в ЕГРЮЛ.

Следовательно, приходим к выводу, что обособленное подразделение юридического лица — это филиал, представительство либо иное подразделение организации, место нахождения которого не совпадает с головной организацией.

По мнению Финансового ведомства России, обособленность филиала (представительства) от головной организации имеет место в случае, если адреса подразделения и головной организации различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702).

Стационарное рабочее место

Обособленное подразделение существует в случае создания рабочего места. Такое место должно быть стационарным. Отсутствие соответствующих мест свидетельствует о том, что обособленное подразделение не создано.

Например, деятельность созданного подразделения связана с разъездным характером работ. Если при этом стационарных рабочих мест, на которые работникам необходимо прибывать с любой периодичностью, не создается, подразделение не признается обособленным.

Организованное нанимателем рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца. Если срок меньше, факт создания обособленного подразделения отсутствует.

Кроме этого, территория нахождения созданного рабочего места должна находиться под контролем головной организации.

Имущество обособленных подразделений юридического лица

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не имеют своего имущества. Необходимое имущество предоставляет им головная организация.

В связи с этим, например, обособленное подразделение юридического лица может быть субъектом административной ответственности, выступать в качестве участника закупки для государственных или муниципальных нужд и т.п.

По вышеуказанной причине возможно наложение взыскания по задолженности головной организации на имущество, которым наделено обособленное подразделение. И напротив, по долгам, возникшим в результате деятельности обособленного подразделения, организация отвечает своим имуществом.

Обращаем внимание, что с 29 декабря 2015 года обособленные подразделения ООО и акционерных обществ не нужно включать в учредительные документы (см., напр., Письмо Налоговой службы России от 06 марта 2015 года № СА-4-14/3666@).

Выездная налоговая проверка обособленного подразделения

Правовые аспекты такой проверки установлены пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ:

  • выездная проверка федеральных налогов и сборов по обособленному подразделению может быть осуществлена только вместе с проверкой головной организации;
  • уплата налогов, установленных в регионе (муниципальном образовании), по обособленному подразделению может стать предметом отдельной проверки;
  • нельзя проводить больше двух выездных проверок за 1 календарный год;
  • срок отдельной проверки обособленного подразделения не должен превышать 1 месяц.

Иногда забывают о таком аспекте предпринимательской деятельности, как создание обособленных подразделений. Казалось бы, зарегистрировал фирму и работай спокойно. Однако законодатель устанавливает массу различных обязанностей, которые необходимо будет исполнить.

Сразу отметим, что для ООО, в котором работает только сам учредитель никаких обособленных подразделений (далее – также «ОП», «обособка») открывать не нужно – такая обязанность будет только у тех, кто нанимает себе помощников по трудовым договорам.

Что такое обособка?

Зарегистрировать ООО можно и по адресу места проживания самого учредителя. Это может быть его дом или квартира. Если не создавать промышленных производств в многоквартирных домах, то квартира может вполне стать приемлемым вариантом для регистрации.

Если деятельность Общества будет осуществляться исключительно по адресу регистрации, то обособку создавать будет не нужно. Однако не каждый вид деятельности можно осуществлять, находясь только по одному адресу.

Например, если заниматься торговлей, то без открытия точек розничной продажи будет обойтись проблематично.

В этом случае деятельность ООО будет производиться не только по зарегистрированному адресу, но и в местах, отличных от него. Этот признак является первым, по которому нужно задуматься о создании ОП, но спешить с его открытием не нужно. Дело в том, что юридические нормы связывают регистрацию обособок с наличием рабочих мест по их адресам, если же рабочих мест там не создано, то обязанности не возникает.

Отличие обособки от филиалов и представительств

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

В чём смысл открытия ОП?

Открытие обособок имеет значения для сбора налоговых отчислений. Согласно ст.230 НК РФ, НДФЛ за работников должен уплачиваться по месту нахождения ОП, в которых они трудятся.

При расширении бизнеса, ООО может открыть несколько ОП в разных городах своего присутствия. Соответственно, именно по месту нахождения каждой обособки за каждого работника, что трудится в них, и должен уплачиваться НДФЛ.

Если ООО зарегистрировано в Белгороде , а деятельность осуществляется в Старом Осколе, то тут вопросов нет – разные регионы, разные налоговые органы.

А как быть в том случае, если обособка создается буквально на соседней улице и имеет с головной организацией одну и ту же налоговую? В этом случае открывать ОП не нужно?

Формулировки закона не делают таких исключений. В законе сказано, что открывать обособки необходимо во всех случаях, когда место деятельности производится не по месту адреса регистрации ООО. Поэтому, во избежание проблем с ФНС, лучше регистрировать все ОП, даже если они находятся в том же регионе и будут состоять на учёте в одной налоговой инспекции с головным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

Как заполнить документы для открытия обособки

Для открытия обособки необходимо заполнить документ по ф. №С-09-3-1, в котором следует указать следующие данные:

  • наименование ООО;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • информацию о количестве создаваемых ОП и количестве листов сообщения;
  • сведения о руководителе или представителе (с указанием ФИО и ИНН, телефона и электронной почты);
  • информацию о создании ОП, его наименовании (можно придумать любое, но чтобы потом не запутаться), адрес ОП и дату его создания.
  • Заявление подписывается руководителем, ставится дата и печать (если она в ООО предусмотрена Уставом).

В случае изменения каких-либо данных о подразделении, например, при изменении адреса или наименования, подается сообщение этой же формы в течение трёх дней с момента произошедших изменений.

Если ООО прекращает деятельность через ранее созданные ОП, то в ФНС нужно подать сообщение формы №С-09-3-2. Сделать его нужно в течение того же срока, что и при внесении изменений в сведения об обособке. В случае нарушений правил создания ОП или нарушения сроков, законом предусмотрены штрафные санкции по ст.116 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.

Многие крупные предприятия открывают обособленные подразделения. Что это такое, разъясняется в ст. 11 п. 2 НК. Рассмотрим далее определение и особенности ОП.

Определение

Обособленное подразделение - это предприятие, территориально отделенное от основной компании и оборудованное по месту своего расположения стационарными рабочими местами. Последние должны быть созданы на период более 1 мес. Место, где находится - это адрес, по которому основная компания ведет свою деятельность через это созданное предприятие.

Ключевые признаки

Основные критерии, по которым определяется обособленное подразделение, - это:

  1. Территориальная отделенность от основного предприятия.
  2. Наличие стационарных мест для осуществления сотрудниками профессиональной деятельности. При этом они должны быть сформированы на период не менее 1 мес.

Указанные критерии имеют свою специфику. Рассмотрим их подробно.

Территориальная отделенность

В НК не содержится разъяснение этого понятия. О территориальной отделенности можно говорить после определения соответствующей (наименьшей) единицы деления. В данном случае целесообразно обратиться к другому близкому понятию. В Уставах регионов РФ используется такой термин, как административно-территориальная единица. В эту категорию относят районы в городах, населенные пункты районного подчинения, сельские поселения, поселки. Однако из анализа положений Уставов следует, что используемое в них определение нельзя применять при разъяснении налоговых вопросов. Рассматривая обособленные и структурные подразделения, территориальная единица устанавливается в соответствии с целями обложения. В данном случае речь идет о расположении предприятия географически отдельно от основной компании, за границами административной единицы, в которой была произведена регистрация и которая подконтрольна конкретной налоговой инспекции. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Обособленное подразделение - это фирма, созданная головным офисом на территории, где надзор осуществляется иной ИФНС, чем та, в которой последний зарегистрирован как налогоплательщик.

Рабочие места

Их наличие является вторым обязательным признаком обособленного подразделения. При этом рабочие места должны являться стационарными. Для разъяснения понятий следует обратиться к ст. 209 ТК. В соответствии с нормой, рабочим считается такое место, в которое сотруднику надлежит прибыть или где ему необходимо находиться в связи с исполнением им его профессиональных функций и которое контролируется нанимателем косвенно либо прямо. В определении ключевым звеном выступает служащий предприятия. Соответственно, если нет сотрудников, то и нет рабочих мест и обособленного подразделения. Если отсутствуют служащие, либо деятельность не осуществляется, то нельзя определить и место нахождения предприятия. Из этого следует, что речь о создании ОП не идет.

Нюанс

С учетом вышесказанного возникает вопрос, касающийся момента, в который создается обособленное Данный нюанс в НК не разъясняется. Однако представляется, что логичным в качестве момента образования ОП будет считать дату начала осуществления рабочей деятельности. При этом соответствующую информацию необходимо брать не по адресу расположения главного офиса, а открытого им территориально отделенного предприятия.

Важный момент

Признание предприятия в качестве ОП не зависит от того, присутствуют ли в учредительной документации указания, что было создано и работает обособленное подразделение. Отдельный баланс и р/с также не выступают как неотъемлемые признаки созданной фирмы. Как указано в Правилах ведения бухгалтерской отчетности, документация должна включать в себя данные о работе всех имеющихся у предприятия ОП. Это, в том числе, относится к тем, которые были выделены на отдельные балансы. Разъяснения по этому понятию даны в Письме Минфина № 04-05-06/27 от 29.03.2004 г. Отдельным балансом является перечень показателей, которые установлены главным предприятием для своих подразделений. Из этого следует, что решение вопросов, касающихся выделения ОП, установления расчетных величин, принимается обществом самостоятельно. В законе нет требований об обязательном создании конкретных перечней для каждой фирмы в составе корпорации.

Регистрация в ИФНС

Рассмотрим, как осуществляется постановка на учет обособленного подразделения. В соответствии со ст. 83 п. 1 НК, компания, в составе которой есть открытые ею территориальные отделения, находящиеся в пределах РФ, обязана зарегистрироваться в налоговой инспекции по адресу расположения каждого из них. Для этого необходимо подать в контрольный орган соответствующее заявление. Его следует направить в течение месяца с момента создания предприятия. Такая необходимость возникает в случае, если основная компания не зарегистрирована в ИФНС, расположенном в пределах муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. К заявлению прилагаются копии учредительной документации и св-ва о регистрации в налоговой инспекции. КПП обособленного подразделения - код причины регистрации предприятия в ИФНС. Он привязывается к месту расположения фирмы. При регистрации ОП имеет ИНН, идентичный номеру главной компании. Однако КПП обособленного подразделения будет отличаться от кода основного предприятия.

Ответственность

В случае нарушения срока подачи установленного перечня бумаг на плательщика налагается штраф в сумме 5 тыс. р. Если субъект опоздал более чем на 90 дней, ему вменяется взыскание в размере 10 тыс. р. Данные правила установлены ст. 116 НК. Кроме того, субъект может привлекаться к административной ответственности пор ст. 15.3 КоАП. Также в месячный срок главное предприятие должно сообщить об образовании подразделения в ИФНС по месту своего нахождения. Это правило предусматривается ст. 23, п. 2.3 НК. Сообщение составляется по специальной форме С-09-3. Если указанный срок будет пропущен, предприятию грозит штраф величиной в 1 тыс. р., а руководителю - 300-500 р. Данные санкции предусмотрены ст. 15.6 КоАП.

Дополнительные сведения

Если предприятие создало подразделение и оно стоит на учете в налоговой инспекции по месту его расположения, при образовании последующих обособленных фирм в пределах этого же муниципалитета повторно направлять заявление нет необходимости. В этом случае компания направляет письменное сообщение в соответствии со ст. 23 п. 2 НК. Оно адресуется в ИФНС по месту расположения главного офиса.

Прекращение деятельности ОП

Предприятие должно сообщить о закрытии подразделения в ИФНС по адресу своего расположения. В ст. 23 п. 2.3 НК установлен месячный срок для этого. Представляется, что этот период должен исчисляться в даты фактического прекращения работы через ОП. В качестве ключевого признака закрытия подразделения будет выступать увольнение или перевод всех сотрудников. Это мероприятие приравнивается законом к ликвидации ОП. Кроме этого, о закрытии следует сообщить в ИФНС, где была произведена постановка на учет обособленных подразделений (по адресу их расположения). Для этого направляется соответствующее заявление. При этом законодательство не устанавливает конкретный срок для его направления.

Налоговый учет обособленных подразделений

В ст. 288 НК определены правила осуществления отчислений с прибыли ОП в бюджет. В соответствии с общим порядком, предусмотренным в п. 2 указанной нормы, выплата авансовых и основных сумм осуществляется налогоплательщиками по адресу их расположения, а также месту нахождения каждого подразделения. Расчет отчислений осуществляется в соответствии с долями прибыли, приходящимися на эти ОП. Они исчисляются как среднее арифметическое от удельного веса средней (среднесписочной) численности сотрудников и остаточной ст-ти амортизируемого имущества, установленной в ст. 257 (п. 1) НК, по налогоплательщику в целом. Доля прибыли рассчитывается, таким образом, исключительно в части подлежащей зачислению в региональные бюджеты (соответствующей ставке 17.5%).

Юридический статус

Гражданский кодекс предусматривает следующие формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Их определения указываются в ст. 55 ГК. Представительство - подразделение, находящееся вне места расположения основной компании. Его деятельность направлена на представление интересов главного офиса и их защиту. В качестве филиала выступает подразделение юрлица, находящееся вне места его расположения и реализующее часть или все его функции. К ним, в том числе относится и представительство. ОП первого типа, таким образом, может:

  1. Вести переговоры.
  2. Заключать сделки.
  3. Проводить рекламные кампании, маркетинговые исследования, ориентированные на изучение рынка в пределах региона своего расположения.
  4. Осуществлять защиту интересов главного офиса в суде.

Филиал, кроме названных функций, ведет непосредственную предпринимательскую, производственную или иную экономическую деятельность в соответствии с учредительной документацией и законодательством.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 373, п. 1 НК, в качестве плательщиков выступают лица, имеющие материальные ценности, отнесенные к объектам обложения ст. 374 НК. В п. 1 и 4 указанной нормы предусмотрено, что ими признается недвижимость и движимое имущество, в том числе переданные во временное пользование, распоряжение, владение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность либо приобретенное по концессионному соглашению, проходящие по отдельному балансу как ОС. В норме присутствуют, однако, исключения. Ими являются движимые материальные ценности, принятые с 01.01.2003 г. Соответственно, с указанной даты в качестве объектов обложения выступает только недвижимость, отнесенная к ОС.

Правила отражения в документации

В НК устанавливается особый порядок расчета и уплаты налога с имущества ОП. Кроме этого, предусмотрены правила, в соответствии с которыми составляется декларация по обособленному подразделению. Пример применения положений можно проиллюстрировать следующим образом. По смыслу ст. 384 НК компания, в составе которой присутствуют выделенные ОП, выплачивает налог (суммы аванса) в бюджет по адресу их расположения в отношении имущества, отнесенного к объекту обложения. При этом материальные ценности должны находиться на отдельном балансе. Правила предоставления отчетности установлены ст. 386, п. 1, абз. 1. Согласно норме, плательщики должны по окончании налогового и отчетного периода направить в ИФНС по месту своего расположения, а также по адресу нахождения каждого выделенного ОП, расчеты по авансовым суммам и налогу. К ним прилагается и декларация. Предприятие может и не формировать отдельный баланс для подразделения. В этом случае приобретенное имущество ОП будет отражаться по отчетности главного офиса.

Специфика уплаты

В соответствии со ст. 385 НК, компания, которая учитывает на балансе недвижимость, расположенные вне места нахождения ее самой либо выделенного ОП, отчисляет налог (авансовые суммы) в бюджет на территории, где эти объекты присутствуют. Сумма выплат определяется как произведение ставки, которая действует в данном регионе, и базы (1/4 от средней стоимости недвижимости), установленной за отчетный/налоговый период по правилам ст. 376 НК. Расчет осуществляется по каждому объекту в отдельности. Таким образом, главное предприятие исчисляет, выплачивает и декларирует налог по месту расположения имущества вне зависимости от того, будет ли предусматриваться отдельная отчетность для обособленного подразделения по ОС, которые оно использует.

Взносы во внебюджетные госфонды

В соответствии с федеральным законодательством, для возникновения обязанности обособленных подразделений отчислять указанные платежи, ОП должны соответствовать ряду требований. Взносы во внебюджетные госфонды вносятся, если представительство/филиал:

  1. Начисляет выплаты и прочие вознаграждения физлицам.
  2. Имеют отдельный баланс и р/с.

В этом случае ОП должно предоставлять также расчеты по взносам по месту своего расположения. Если подразделение не отвечает указанным требованиям, соответственных обязанностей у него не возникает.

Электронная отчетность

Как отражается обособленное подразделение в 1С? Рассмотрим бухгалтерию госучреждения. В программе поддерживается отражение двух видов ОП: выделенных и не выделенных на самостоятельный баланс. Отчетность по первым можно вести и в отдельной информационной базе, и в одной с главным предприятием. Вводятся данные как об основном офисе, так и об ОП. Баланс, главная книга и прочие регистры, а также регламентированные отчеты можно формировать консолидировано для определенной группы учреждений или отдельно для главного предприятия и обособленных подразделений. Если ОП не выделены, то отчетность по ним ведется в единой с основным офисом базе. Соответствующие данные вводятся в справочник Подразделения с присвоением категории "Обособленное". По этому параметру программа будет отличать их от иных дополнительных офисов.

Основные сведения

Для выделенных на баланс обособленных подразделений указываются следующие данные:

  1. Наименование для первичной документации.
  2. Данные о регистрации в ИФНС по месту расположения ОП.
  3. Критерий ведения отдельных номеров документов.
  4. Ответственных лиц ОП. Это может быть руководитель обособленного подразделения либо иной сотрудник, имеющий право подписи.
  5. Контактные данные.

Для подразделений, которые на отдельный баланс не выделены, указываются следующие сведения:

  1. Ведение отдельных планов по финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Указание реквизитов ОП в документации.
  3. Возможность отдельного документооборота.

В программе также предусматривается опция по настройке ведения аналитики в разрезе ОП по расходно-доходным статьям. В сведениях также указываются платежные документы, которые оформляет обособленное подразделение (счет-фактура и пр.). Они формируются по л/с ОП в казначействе либо в банке.

Регистр

Касса обособленного подразделения ведется в соответствии с нормативными предписаниями и указаниями ЦБ. Согласно распоряжению Центробанка, ОП должны вести книгу и передавать предприятию копию листа по правилам, определенным финансовой политикой компании. При этом учитывается срок формирования отчетности. По каждому подразделению должен вестись отдельный раздел. На ее титульном листе указывается номер или наименование ОП. Бланк обособленного подразделения передается в основной офис. В нем составляется единая книга по всему предприятию. (приходно-расходные ордера) оформляются кассиром подразделения самостоятельно. Их нумерация ведется в порядке, предусмотренном финансовой политикой предприятия. формируется в 2-х экземплярах. Один из них остается в ОП, второй - передается в главный офис с прилагаемой документацией. В 1С предусматривается ведение отдельной книги по ф. 0504514 и регистрационного по ф. 0310003. Они используются подразделениями с установленным критерием обособленной нумерации. Для прочих представительств/филиалов документация регистрируется в книге и журнале, которые оформляются в основном офисе. Необходимо сказать, что в первичных бумагах и отчетности, в которых предусматривается графа "Структурное подразделение", название обособленного подразделения выводится в нем программой. Если отсутствует, оно будет добавляться к наименованию основного предприятия.

Обособленное подразделение

Обособленное подразделение

Обособленное подразделение — это всегда дополнительные хлопоты для бухгалтера. Проблемы начинаются уже на стадии его создания. Что такое обособленное подразделение? Когда оно считается созданным? В каком случае нужно становиться на налоговый учет по месту его нахождения, а в каком — нет?

Что такое обособленное подразделение

Понятие обособленного подразделения организации приведено в п.2 ст.11 НК РФ. Так, обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из указанного определения можно сделать вывод о том, что составная часть организации признается ее обособленным подразделением при наличии следующих признаков:

  • территориальное расположение вне места нахождения организации. То есть адрес структурного подразделения должен отличаться от адреса организации, указанного в учредительных документах;
  • оборудование по месту нахождения обособленного подразделения рабочих мест на срок более одного месяца.

Понятие рабочего места в налоговом законодательстве отсутствует. Поэтому следует использовать определение, приведенное в других отраслях законодательства. Об этом говорится в п.1 ст.11 НК РФ.

Понятие рабочего места содержится в Федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Согласно ст.1 Закона рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Аналогичное определение содержится и в ст.209 Трудового кодекса.

На практике иногда возникает вопрос, можно ли говорить об обособленном подразделении в случае, если организацией оборудованы рабочие места для "чужих" работников. Например , организация построила здание и оборудовала в нем офисные помещения для сдачи в аренду.

Из приведенного выше определения следует, что рабочее место непосредственно связано с работником, заключившим трудовой договор с создавшим это рабочее место работодателем.

В ст.ст.15 и 16 ТК РФ сказано, что работником и работодателем являются лица, которые на основании заключенного между ними трудового договора вступили в трудовые отношения. Другими словами, работодателем может быть только та организация, с которой работник заключил трудовой договор.

Отсюда следует вывод: стационарные рабочие места, о которых говорится в п.2 ст.11 НК РФ, — это создаваемые на срок более одного месяца рабочие места, оборудованные организацией для своих работников. То есть по месту нахождения обособленного подразделения должны выполнять трудовые обязанности работники организации. Оборудование рабочих мест для работников другой организации к образованию обособленного подразделения не приводит.

Сделанный вывод подтверждается и приведенным в п.2 ст.11 НК РФ определением места нахождения обособленного подразделения. Таковым признается место осуществления организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Ведение же организацией деятельности через обособленное подразделение при отсутствии по месту его нахождения работников организации невозможно.

Пример 1 . ООО "Кондор" зарегистрировано в Твери. Общество приобрело в Москве офис и сдало его в аренду. В офисе работают только сотрудники арендатора.

В данном случае у "Кондора" отсутствует обособленное подразделение в Москве.

Рассмотрим случай, когда организация арендует вне места своего нахождения созданные другой организацией рабочие места для своих работников. В этой ситуации появляется основание для отнесения указанных рабочих мест к составной части организации-арендатора. Таким образом, организация должна будет признать возникновение обособленного подразделения.

А что если вне места нахождения организации работают физические лица, с которыми организация оформила не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или оказания услуг)? В этом случае для целей НК РФ нельзя говорить о создании обособленного подразделения. Трудовые отношения с физическими лицами отсутствуют, значит, их нельзя назвать работниками.

Однако будьте внимательны: нередко за гражданско-правовыми договорами скрываются обычные трудовые отношения. Поэтому подобные договоры являются объектом пристального внимания при проверках, проводимых инспекцией труда. Если будет доказано, что гражданско-правовой договор заключен лишь с целью "маскировки" трудовых отношений, штрафа не миновать <*>. Предъявить претензии, связанные с постановкой на налоговый учет, уплатой налогов и представлением отчетности по месту нахождения такого обособленного подразделения, могут и налоговые органы.

<*> Подробнее об этом читайте статью "Договор гражданско-правового характера: будьте осторожны" // РНК, 2003, N 5. — Прим. ред.

Нередко задают и такой вопрос: как быть, если создано лишь одно рабочее место?

Обособленное подразделение юридического лица: отчетность и налогообложение

Буквальная трактовка определения, приведенного в ст.11 НК РФ, может привести к выводу, что для признания обособленного подразделения необходимо наличие как минимум двух рабочих мест. Ведь в определении сказано, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо наличие стационарных рабочих мест. Однако это не означает, что приведенное положение Кодекса требует наличие двух и более рабочих мест. Условие создания стационарных рабочих мест, установленное ст.11 Кодекса, будет выполнено, даже если оборудовано только одно рабочее место. В результате, если в территориально обособленном структурном подразделении создано лишь одно рабочее место, такое подразделение считается созданным для целей налогообложения. Например , по месту нахождения пунктов обмена валюты, как правило, создается одно рабочее место. При этом банки признают эти обменные пункты в качестве обособленных подразделений.

Пример 2 . ООО "Атлант" зарегистрировано в Омске. Общество приобрело в Томской области производственные помещения, непригодные к эксплуатации и требующие капремонта. Для охраны объекта на время ремонта принят на работу по трудовому договору охранник.

В данном случае, несмотря на то что создано только одно стационарное рабочее место, у "Атланта" возникает обособленное подразделение в Томской области.

Филиалы, представительства и обособленные подразделения: какая связь?

Если внимательно прочитать приведенное в п.2 ст.11 НК РФ определение понятия "обособленное подразделение", можно заметить одну интересную деталь. Оно определено через понятие "территориально обособленного от организации подразделения". Последнее следует трактовать в том его значении, в каком оно используется в других отраслях права (п.1 ст.11 Кодекса).

Согласно ст.55 ГК РФ обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения (то есть территориально обособленные подразделения), могут существовать в двух формах — филиалов или представительств.

Филиалы и представительства действуют на основании утвержденных положений и должны быть указаны в учредительных документах организации (п.3 ст.55 ГК РФ).

При этом, выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов. Таким образом, ГК РФ не возлагает на юридическое лицо, создавшее обособленные подразделения в иных формах, нежели филиал и представительство, обязанности по указанию информации о них в учредительных документах.

Налоговый кодекс устанавливает дополнительный критерий — создание стационарных рабочих мест. Если критерий выполняется, филиал или представительство признается обособленным подразделением с точки зрения налогового законодательства.

Создание филиалов и представительств практически всегда сопряжено с оборудованием стационарных рабочих мест. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев филиалы и представительства для целей налогообложения являются обособленными подразделениями. А вот обратное не верно: обособленные подразделения — это не только филиалы и представительства.

Обособленное подразделение считается созданным независимо от осуществления процедуры оформления, предусмотренной п.3 ст.55 ГК РФ для филиалов и представительств. Об этом гласит п.2 ст.11 НК РФ. В частности, чтобы считаться созданным, обособленное подразделение не обязательно должно быть указано в учредительных документах.

Таким образом, обособленное подразделение для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства должно обладать установленными п.2 ст.11 Кодекса признаками. Оно может быть создано как в виде представительства или филиала, так и в ином виде, не противоречащем законодательству РФ.

Пример 3 . Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что ООО "Кондор" открыло по месту нахождения приобретенного офиса представительство. В нем работают работники общества.

В данном случае у "Кондора" возникает обособленное подразделение в Москве.

Обособленное подразделение создано: что делать дальше?

Создание обособленного подразделения требует от организации выполнения определенных обязанностей. В частности, она должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Это требование закреплено в п.1 ст.83 НК РФ. Заявление о постановке на учет подается в течение месяца после создания обособленного подразделения.

Когда подразделение считается созданным? Когда в нем оборудованы стационарные рабочие места. Такой датой может быть, например, день, когда работник приступил к своим трудовым обязанностям по месту нахождения подразделения. Правомерность данной позиции была, в частности, подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2002 по делу N Ф04/4146-855/А03-2002.

Как вы знаете, кроме постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Поэтому если организация уже состоит на учете в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, повторно вставать на учет не нужно. Об этом сказано в Письме МНС России от 08.08.2001 N ШС-6-14/613@.

Помимо постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация также обязана сообщить о его создании по месту своего учета. На это отводится месяц со дня создания подразделения (п.2 ст.23 НК РФ). Точно так же следует сообщать и о ликвидации подразделений. Организация может состоять на учете в нескольких налоговых инспекциях. В этом случае она должна проинформировать о создании обособленного подразделения все налоговые инспекции, где она состоит на учете.

Пример 4 . ЗАО "Тополь" зарегистрировано в Москве и состоит на учете только в столичной налоговой инспекции. В 2002 г. оно приобрело в Санкт-Петербурге магазин и сдало его в аренду. Поскольку было приобретено недвижимое имущество, общество встало на налоговый учет в Санкт-Петербурге. С 1 января 2003 г. ЗАО расторгло договор аренды и решило осуществлять торговую деятельность самостоятельно. Для этого в магазин были набраны работники.

В данном случае обособленное подразделение считается созданным с 1 января 2003 г. Однако организация не обязана повторно становиться на налоговый учет в Санкт-Петербурге. Она должна лишь проинформировать налоговые инспекции в Москве и Санкт-Петербурге о создании обособленного подразделения.

Санкции за нарушения

Если организация подаст заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с нарушением месячного срока, отведенного для этого, ей грозит штраф. Если организация опоздала с подачей заявления не более чем на 90 дней — 5000 руб., более чем на 90 дней — 10 000 руб. Об этом говорится в ст.116 НК РФ.

Если организация не только просрочит подачу заявления, но и начнет деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, ответственность наступит в соответствии со ст.117 Кодекса. Штраф будет исчисляться как доля доходов, полученных в результате ведения такой деятельности (10 или 20% в зависимости от продолжительности деятельности). Минимальный штраф — 20 000 руб.

Санкции грозят не только организации, но и ее должностным лицам, допустившим перечисленные нарушения. За просрочку подачи заявления взимается штраф от 5 до 10 МРОТ (то есть 500 — 1000 руб.), а если в это время обособленное подразделение вело деятельность — от 20 до 30 МРОТ (2000 — 3000 руб.). Об этом гласит ст.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наконец, не стоит забывать, что по месту нахождения обособленных подразделений нужно уплачивать некоторые налоги и сдавать отчетность <**>. Организация, нарушающая эти обязанности, рискует столкнуться с серьезными проблемами.

Во-первых, она может быть привлечена к ответственности по ст.119 НК РФ за непредставление налоговой декларации. Во-вторых, по ст.122 Кодекса за неуплату или неполную уплату налога. В-третьих, по месту нахождения обособленного подразделения образуется недоимка, на которую будут начисляться пени.

<**> Подробнее об этом читайте справочный материал "Обособленные подразделения: как платить налоги и сдавать отчетность" // РНК, 2003, N 9. — Прим. ред.

С.А.Кумеков

журнала "Российский налоговый курьер"

Что такое обособленное подразделение организации

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения

В ГК есть такое понятие, как обособленное подразделение — это подразделение, находящееся вне места нахождения ЮЛ, осуществляющее все его функции или их часть.

Причины создания обособленного подразделения

  • Расширение бизнеса
  • Оптимизация управления структурными подразделениями в других регионах
  • Стремление организации приблизить производство к источникам сырья требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов

Признаки обособленного подразделения

  • Территориальная обособленность — располагаются вне места нахождения юридического лица
  • Стационарное рабочее место — подразумевает наличие работников
  • Обособлены — имеют собственную структуру органов управления, определяемую головной организацией (ст. 209 ТК РФ)

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Обособленные подразделения делятся на

  • Филиалы
  • Представительства
  • ОП по налоговому законодательству

Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, расположенными вне места нахождения самого юридического лица. Основные различия между представительством и филиалом общества заключаются в выполняемых функциях.

Поскольку в НК РФ и других отраслях законодательства отсутствует понятие «структурное подразделение организации», следует руководствоваться п.16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, в соответствии с которым под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

Функции Представительства и Филиала ЮЛ

Представительства исключительно представляют интересы Общества и осуществляют их защиту, филиал же напротив, осуществляет все или часть функций головного Общества, в том числе функции представительства.

Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Означает ли создание ОП заключение трудового договора с работником, который трудится вне офиса?

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие характер работы. При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265). Например, когда работники посещают различные организации, при установке оборудования или программ указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном).

То же самое относится к работникам осуществляющих труд непосредственно у себя дома.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

При осуществлении организацией деятельности с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника не возникают.

Если для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет, то между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе.

Согласно ст.

312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, в частности, вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется.

Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.

  • Рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца

Фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения принципиального значения не имеет.

Вышеназванные признаки в совокупности означают, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (ст.

Дата создания обособленного подразделения

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться

  • Договором аренды помещения
  • Трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения
  • Первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи)

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

УСН при регистрации обособленного подразделения

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН.

ККТ, применяемая ОП, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Если ОП не выделено на отдельный баланс, организация должна уплатить страховые взносы и представить отчетность по ним в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по месту своего нахождения.

Организация, в состав которой входят ОП, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего ОП.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Смена адреса обособленного подразделения… Или обещанного три года ждут

На протяжении нескольких лет Минфин обещал внести в налоговое законодательство поправки, регламентирующие порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением их местонахождения. Подтверждением служит ряд письменных разъяснений по этому вопросу. В настоящее время Налоговый кодекс скорректирован — в том числе по вопросам налогового администрирования. А вот выполнило ли финансовое ведомство свое обещание?

Пробел в налоговом законодательстве

Напомним суть проблем. Налоговым законодательством РФ не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, и, как следствие, не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации при изменении места их нахождения.

В связи с этим (в отсутствие каких-либо норм налогового законодательства, регламентирующих действия налогоплательщиков при смене адреса обособленного подразделения) Минфин в своих разъяснениях регулярно советует налогоплательщикам набраться терпения и ожидать соответствующих изменений в Налоговом кодексе, а пока этого не произошло, настаивает на осуществлении процедуры закрытия и открытия обособленного подразделения. Об этом говорится и в его недавнем Письме от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282 <1>.

Обособленное подразделение переезжает в новый офис

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса. Как следствие, у налогоплательщика возникает обязанность постановки на налоговый учет обособленного подразделения по новому адресу. Таковы правила, установленные в ст. ст. 23, 83 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговый кодекс не содержит указаний о том, каким днем считать день создания обособленного подразделения. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по этому вопросу отсутствуют. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет организации согласно ст. 116 НК РФ грозят штрафные санкции в размере от 5000 до 10 000 руб.

Указывая в Письме N 03-02-07/1-282 на отсутствие в налоговом законодательстве норм, регламентирующих порядок изменения адреса обособленного подразделения, чиновники Минфина рекомендуют налогоплательщикам в данной ситуации снимать его с учета в налоговом органе по старому месту нахождения и ставить на учет в налоговом органе по новому адресу (см. также Письма Минфина России от 28.12.2009 N 03-02-07/1-575, от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278).

Примечание. Минфин считает, что при смене адреса обособленного подразделения организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.

Аналогичной точки зрения придерживается налоговое ведомство в Письмах от 21.08.2009 N 3-6-03/345, от 02.05.2007 N 09-2-04/1867@, причем на практике налоговики нередко настаивают на соблюдении указанных правил и в случае, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу.

Такой подход к смене адреса обособленным подразделением поддержали и судьи в Постановлении ФАС ВВО от 16.09.2008 по делу N А82-14769/2007-20. Как указали арбитры, положения НК РФ не предусматривают проведения процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержат лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

В случае когда организация не выполняет рекомендации контролеров и не закрывает обособленное подразделение по старому адресу, налоговики нередко возвращают без исполнения сообщение организации о постановке ее обособленного подразделения на налоговый учет по новому адресу, направленное в целях выполнения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации", утвержденная Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@, или письменное уведомление, составленное в произвольном виде).

Требования контролеров, предъявляемые к налогоплательщикам при смене адреса обособленного подразделения, нельзя назвать обоснованными, и подтверждением тому служат судебные решения, в частности Постановление ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008. В нем судьи указали, что ссылка налогового органа на ст. 11 НК РФ как на обоснование того, что адрес местонахождения обособленного подразделения не может быть изменен , является неправомерной, расширительно толкует эту норму права, поскольку в данном случае изменился лишь адрес подразделения в связи с окончанием срока аренды занимаемого ранее помещения, а руководство, штатное расписание работников подразделения, функции последнего остались прежними. Более того, нормы налогового и гражданского законодательства не предусматривают ликвидацию организации в случае изменения ее места нахождения. Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих изменение места нахождения обособленного подразделения, вывод инспекции о том, что этот термин относится только к юридическому лицу, также не основан на нормах права. По мнению судей, в данном случае налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения обособленного подразделения для снятия его с налогового учета и постановки на учет по новому адресу (см. также Постановление ФАС ПО от 27.02.2010 по делу N А55-10094/2009).

С учетом системного толкования норм, установленных в ст. ст. 11, 83, 84 НК РФ, судьи в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 09-АП-6722/2010-АК также указывают на несостоятельность доводов налоговых органов по вопросу изменения адреса обособленного подразделения.

Адрес меняется — проблемы остаются

Смена адреса обособленного подразделения доставляет налогоплательщикам немало хлопот. С одной стороны, процедура закрытия обособленного подразделения (на которой настаивают контролеры) связана, как правило, со сверкой взаиморасчетов (в том числе и с налоговым органом) или с проведением выездной налоговой проверки в отношении этого подразделения, что предусмотрено п. 5 ст. 84 НК РФ. Также закрытие сопряжено со значительными затратами на оформление довольно большого объема документов. Часть из них необходимо представить в налоговый орган, другие нужны для приведения в соответствие внутренних документов (например, приказы на закрытие (открытие) обособленного подразделения, приказ о назначении руководителя, кадровые приказы и др.).

С другой стороны, налоговые органы предъявляют претензии к организациям, осуществляющим деятельность по адресу, отличному от прописанного в уставе. Более того, не найдя налогоплательщика по его юридическому адресу, налоговики нередко обращаются в суд с требованием о его ликвидации , мотивируя это тем, что указание фиктивного адреса при регистрации является грубым нарушением закона (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Однако такая позиция налоговиков, как правило, не находит поддержки у судей, поскольку в названной норме речь идет о нарушениях, носящих неустранимый характер. Несовпадение же адресов едва ли можно считать таковым, о чем свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС СЗО от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009, ФАС ДВО от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, ФАС ПО от 14.08.2008 по делу N А06-187/2008-21, ФАС ЗСО от 01.04.2008 N Ф04-1548/2008(1783-А03-24), Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07).

Если же налогоплательщик не готов вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией, чтобы избежать проблем, связанных с адресом, а точнее, с несовпадением юридического и фактического адресов, он порой прибегает к самому безобидному в данном случае способу — регистрирует обособленное подразделение по месту своего фактического нахождения, например по адресу арендуемого офиса.

Примечание. Арбитражная практика свидетельствует о том, что несовпадение адресов не является нарушением, носящим неустранимый характер.

Выходит, что, избежав претензий налоговиков по поводу адреса в одном случае, налогоплательщик сталкивается с проблемой изменения адреса обособленного подразделения в другом, когда приходится переезжать в новый офис.

В случае если организация не зарегистрирует обособленное подразделение по новому адресу, она вновь рискует столкнуться с претензиями налоговиков, вызванными несовпадением адресов — юридического и фактического. Получается замкнутый круг (и, к сожалению, это далеко не единственная проблема, связанная с деятельностью обособленных подразделений).

Однако за последние полгода произошли значительные изменения, касающиеся обособленных подразделений, в частности, в порядке учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Изменения, которые уже произошли

Первым шагом было вступление 10 марта 2010 в силу Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений <2> (далее — Порядок). Названным Порядком предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиала (представительства) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с заявлением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Отметим, что ранее единого документа, регламентирующего порядок постановки на учет (и снятия с учета) обособленных подразделений, не существовало, были лишь разрозненные нормативные акты, которыми утверждались формы документов, используемых при постановке на учет таких подразделений в определенных случаях, да разъяснения чиновников по этому поводу.

<2> Утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Затем в Письме от 16.03.2010 N МН-22-6/179@ ФНС был разъяснен алгоритм и особенности выполнения налоговыми органами отдельных положений названного Порядка с учетом действующих в настоящее время программных средств. Кроме того, Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@ была утверждена форма сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Далее произошла смена позиции главного налогового ведомства в отношении несовпадения юридического и фактического адресов. Так, согласившись, наконец, с мнением судей, ФНС в Письме от 05.05.2010 N МН-20-6/622 признала, что ликвидировать организацию только за то, что она не находится по своему юридическому адресу, — слишком суровая мера. Поэтому нижестоящим налоговым органом ФНС рекомендовала ограничиваться наложением штрафа на руководителя организации в размере 5000 руб. (п.

В чём заключаются отличия филиала от обособленного подразделения

3 ст. 14.25 КоАП РФ).

И наконец, выпущено Письмо Минфина России от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282, в котором, в отличие от предыдущих разъяснений по вопросу смены адреса обособленного подразделения, указано на (тогда еще) законопроект, предусматривающий внесение изменений в часть первую НК РФ, в том числе направленных на совершенствование порядка учета организаций в налоговых органах.

Изменения, которых ждали

Изменения в ст.

ст. 23, 83, 84 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ <3>, следует расценивать прежде всего как выполнение Минфином своих обещаний.

А чтобы выяснить, в каком порядке и в какие сроки нужно извещать налоговый орган об изменении адреса обособленного подразделения, обратимся к положениям названного Закона.

<3> Текст Закона и комментарий к нему см. в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N N 16, 17, 2010.

Согласно новой редакции пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность (так было и ранее) сообщать обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств). Сделать это нужно, как и раньше, в течение месяца. Также налогоплательщику вменена обязанность внесения изменений в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях. Для ее исполнения законодатели отвели трехдневный срок.

Трехдневный срок установлен и для сообщения о прекращении деятельности через обособленные подразделения, включая филиалы и представительства. В этот срок должна уложиться организация и в случае закрытия обособленных подразделений (филиалов и представительств) (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Тем самым налогоплательщику будет отведен более короткий срок для подачи сведений о закрытии, нежели месяц согласно ранее действовавшей редакции.

Кроме того, перечень способов представления налогоплательщиками таких сведений (п. 7 ст. 23 НК РФ) также будет расширен. Теперь названной нормой предусмотрена возможность подачи сообщений не только лично или через представителя, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что значительно, на наш взгляд, упростит данную процедуру для налогоплательщика.

В этой связи с учетом вносимых изменений следующим шагом на пути упорядочения процедуры подачи сведений об обособленных подразделениях должно стать утверждение новых форм (форматов) сообщений, а также порядка их представления, которые в силу п. 7 ст. 23 НК РФ утверждаются главным налоговым ведомством страны.

Итак, из дословного прочтения пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (в новой редакции) следует, что перечень изменений, вносимых в сведения об обособленном подразделении, не конкретизирован. В то же время смена его местонахождения (или смена адреса) в полной мере, по мнению автора, отвечает признаку изменения , тем более что п. 4 ст. 84 НК РФ (в новой редакции) прямо указывает: в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом , в котором организация состояла на учете. И сделать это налоговики обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (который корреспондирует с п. 7 названной статьи). Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации.

* * *

Таким образом, принимая во внимание поправки, внесенные в Налоговый кодекс, можно сделать вывод о том, что процедура подачи в налоговый орган сведений о смене адреса обособленного подразделения регламентирована. Правда, действовать она будет с момента вступления в законную силу названных изменений, то есть с 02.09.2010 <4>. Можно утверждать, что необходимость в закрытии и открытии обособленного подразделения в связи со сменой его местонахождения, на чем ранее настаивали контролеры, отпала.

<4> В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Документ был опубликован в "Российской газете", N 169, 02.08.2010.

О.П.Гришина

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"

При расширении деятельности предприятия часто возникает необходимость в открытии обособленного подразделения. При подготовке отчетности по нему и расчете налогов у многих предпринимателей возникают трудности. Мы готовы рассказать, какими признаками обладают подразделения и филиалы, какую отчетность они должны представлять и кто имеет право их открыть.

Право открытия обособленных подразделения есть у всех российские предприятий. Существующее законодательство регламентирует признаки и все аспекты его деятельности. Разберем более подробно правовые нормы, регулирующие деятельность обособленных подразделений.

Что такое обособленное подразделение?

Отчетность обособленного подразделения в 2019 году

Юридические лица, имеющие ОП и применяющие УСН, исчисляют налоговую базу и сумму налога в целом по организации с учетом всех доходов и расходов. При этом, уплата налога производится в налоговом органе по месту нахождения главного офиса вне зависимости от того, где находятся подразделение.

При его открытии юридическое лицо, использующее УСН, становится налоговым агентом по уплате НДФЛ, не только в своем основном офисе, но и в подразделении. Отчетность и уплата этого налога производится по месту регистрации подразделения. Если же организация имеет несколько ОП, то отчетность и уплата налога должна производиться по месту регистрации каждого из них. Поскольку глава 23 НК РФ не дает права налоговым агентам самостоятельно выбирать подразделение для исчисления и уплаты налогов. Это же утверждение содержит письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-04-06/77778.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то с 1 января 2015 года такая обязанность отменена на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ . Она сохранена только для тех подразделений, которые отвечают следующим признакам:

  • самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;
  • выделено на отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет.

Если не выполняется, хотя бы одно условие, ставить его на учет не нужно.

Доля прибыли обособленного подразделения

Уплата налогов и авансовых платежей производится исходя из доли прибыли. Для ее расчета за основу принимается один из двух показателей:

  • среднесписочная численность работников обособленного подразделения (далее СЧОП);
  • расходы на оплату труда работников обособленного подразделения (далее ОТОП).

Выбранный показатель, согласно статье 288 НК РФ , необходимо отразить в учетной налоговой политике. Решение о внесении изменений в налоговую политику принимается с начала налогового года. Об этом говорит .

Расчет доли прибыли по ОП производится в соответствии с определенным алгоритмом:

Расчет удельного веса, выбранного показателя - СЧОП или ОТОП

Удельный вес СЧОП = СЧОП / СЧОРГ * 100%

Удельный вес ОТОП = ОТОП / ОТОРГ * 100%, где СЧОРГ и ОТОРГ показатели по организации в целом.

Расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества ОП (далее ОСОП)

Удельный вес ОСОП = ОСОП / ОСОРГ * 100%, где ОСОРГ - остаточная стоимость амортизируемого имущества организации.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения (далее ДПОП)

ДПОП = (Удельный вес СЧОП + Удельный вес ОСОП) / 2

ДПОП = (Удельный вес ОТОП + Удельный вес ОСОП) / 2.

Отдельно стоит отметить, что при выборе показателя расходов на оплату труда для расчета доли прибыли, необходимо учитывать расходы на зарплату сотрудников, не входящих в штат предприятия. То есть работающих на основании гражданско-правовых договоров и договоров подряда.